Е.П. МИТРОФАНОВ
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕГИОНА
Ключевые слова: информационные потоки, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), информационно-коммуникационный потенциал, системы информационно-вычислительного обслуживания, проблемы инвестирования в ИКТ, тенденции в сфере инвестирования в ИКТ.
Рассмотрены информационно-коммуникационные технологии региона, вопросы инвестирования в ИКТ и построение систем информационно-вычислительного обслуживания, которые оказывают большое влияние на характер функционирования региона. Для управления регионом необходима регулярная циркуляция информации, которая, собственно, и обеспечивает процесс инвестирования в ИКТ и построения систем информационно-вычислительного обслуживания.
FEATURES AND INVESTMENT PROBLEMS IN INFORMATION - COMMUNICATION TECHNOLOGIES OF REGION
Key words: information streams, information-communication technologies (ICT), an information-communication potential, systems of information-computing service, an investment problem in ICT, tendencies in investment sphere in IKT.
It is considered information-communication technologies of region, investment questions in ICT and construction of systems of information service which render a great influence on character of functioning of region. Regular circulation of the information which actually, and provides investment process in ICT and constructions of systems of information service is necessary for management of region.
Исследователи в области теории информации обращают внимание на то, что для понимания и последующего использования конкретной порции информации получатель должен обладать определенным запасом знаний. Совокупность знаний, позволяющих распознать некоторое множество информационных и коммуникационных продуктов, называется информационным и коммуникационным потенциалом [9, с. 96].
Обучение, или формирование информационного и коммуникационного потенциала, менеджера осуществляется с помощью информационных потоков, вырабатываемых внешними системами и посылаемых в информационное поле [13, с. 59]. Естественно разделить все информационные потоки на управляющие и обучающие. Следует заметить, что сами системы такого явного деления не предполагают.
Вырабатывая управляющие информационные потоки, системы не заботятся о том, чтобы самим же изготавливать адекватные им обучающие информационные потоки. Предполагается, что менеджеры уже получили их ранее в учебных системах или что какая-то другая система их уже выпустила или выпустит позже. Наиболее ярко это выражается в финансовой сфере, когда постановления правительства разъясняются затем налоговой службой или центральным банком.
Обучающие информационные потоки направляются в то же глобальное информационное поле, где они смешиваются с другими управляющими информационными потоками и нейтральными информационными изделиями.
При подготовке управленческого решения выработка возможных вариантов должна согласовываться также и с ограничениями, накладываемыми управляющими системами. Однако степень ограничений зависит от вида управляющей системы.
Если управляющая система регламентирует поведение предприятия только в случае соответствия его состояния определенной ситуации, она посылает ситуативные управляющие информационные потоки. При этом регламентированное поведение может быть либо обязательным (нормативным), либо рекомендательным. Управляющие информационные потоки можно разделить соответственно на нормативные и методические.
Информационный и коммуникационный потенциал менеджера должен обеспечить восприятие всех видов информационных потоков, чтобы его управленческие решения не привели к отрицательным последствиям для региона. Жизнеспособность региона напрямую зависит от его информационного и коммуникационного потенциала.
Чтобы обеспечить возможность распознавания всех управляющих информационных потоков, главный менеджер может и должен использовать информационный и коммуникационный потенциал членов своей команды и других специалистов. Совокупная способность всех членов команды менеджеров преобразовывать поступающее в регион множество информационных потоков в процессе принятия управленческих решений называется информационным и коммуникационным потенциалом команды менеджеров.
Направляемые в глобальное информационное поле обучающие и управляющие информационные потоки смешиваются с другими источниками точечной информации. Отсутствие идентифицирующих признаков в информационных потоках создает дополнительные трудности при поиске менеджером необходимых ему информационных потоков и приводит к информационным потерям. Недополучение информационных и коммуникационных продуктов непосредственно влияет на величину экономического ущерба, наносимого региону управляющими системами в качестве наказания за нарушение установленных правил.
В этих условиях именно информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обеспечивают возможности для решения проблем приобретения и организации информационных потоков вне и внутри региона. Фактически, за счет ИКТ информационные потоки становятся информационным ресурсом региона.
Следует помнить, что управление регионом представляет собой постоянный циклический процесс принятия управленческих решений и инициирования информационных потоков. Поэтому для долгосрочного развития региона необходимо актуализировать и спроектировать процесс инвестирования в ИКТ. В этих условиях в доразвитие вопросов организации информационных потоков необходимо обратить внимание на мировой и отечественный опыт инвестирования в ИКТ и построения, организации систем информационно-вычислительного обслуживания.
Производство ИКТ, насчитывающее более 40 лет, является наукоемкой технологией и может потребовать значительных инвестиций. Так, проект представления в 15 странах системы совместимых ЭВМ, формируемых по модульному принципу, успешно реализованный в 1964 г. фирмой 1ВМ, потребовал финансирования в объеме 5 млрд долл. (расходы США на создание атомной бомбы составляли вдвое меньшую сумму). Правительство Японии, начиная с 1950х и вплоть до 1980-х годов, оказывало финансовую поддержку даже наиболее крупному бизнесу информационного и коммуникационного сектора. Одновременно использовались протекционистские (15-25%) пошлины на импорт компьютеров [7, с. 101].
Капитальные вложения в ИКТ высоки у всех промышленно развитых стран, но наиболее значительные средства инвестируются в США, Японии и Западной Европе.
Важной особенностью компьютерных и телекоммуникационных секторов является их инвестиционная привлекательность, обусловленная высокой доходностью вложений и хорошими перспективами роста.
Секторы создания иКт в развитых странах обладают мощным потенциалом трудоустройства населения. Только в США численность занятых в отраслях по производству продукции и услуг в области информационных технологий составила в 2005 г. 2,5 млн человек, а к 2010 г. ожидается ее рост до 3,8 млн человек.
В настоящее время секторы создания ИКТ приобрели большой удельный вес в мировой экономике. К началу 2000 г. мировой рынок информационных технологий достиг 660 млрд долл., в 2005 г. - 700 млрд долл. В этом объеме компьютеры заняли около 50%, еще 50% приходится на сервис, программное обеспечение, средства коммуникации.
Количество пользователей !п1егпе1 в мире в 2005 г. составило 400 млн человек и, по прогнозам американского Совета по развитию !п1егпе1, к 2010 г. будет насчитываться более 1 млрд.
На информационные и телекоммуникационные технологии приходится примерно 29-30% экспорта Ирландии и Японии, 20% - США, 19% - Великобритании, 15-16% - Нидерландов, Швеции, Финляндии.
Позиции стран-лидеров мирового рынка ИКТ остаются паритетными. Каждому из ведущих участников - США, Западной Европе и Японии - принадлежит примерно третья часть. В то же время гармоничным является развитие этой сферы только в США: производство компьютеров, разработка программного обеспечения и компьютерные услуги. В Европе доминируют компании, производящие прикладное программное обеспечение и предоставляющие компьютерные услуги, в Японии - компании, производящие компьютеры.
Кроме того, все более заметной в сфере информатизации становится роль стран Юго-Восточной и Восточной Азии. Так, Тайвань в 2005 г. экспортировал компьютеров и связанной с ними продукции на 5,2 млрд долл., заняв 2-е место в Азии после Японии.
Существуют примеры успешного вхождения в мировой информационный рынок и российских компаний. Так, за год работы фирмой Асег продано товаров на сумму более 20 млн долл. Оборот этой компании в 2005 г. - более 3 млрд долл., она вошла в список 10 крупнейших производителей ПК. В то же время, хотя в России действует много отечественных компаний, производящих ИТК, в мировом масштабе объемы их деятельности незначительны.
Приведем рейтинг конкурентоспособности 43 стран, составленный экспертами Всемирного банка на основе широкого спектра экономических данных и результатов опроса 4600 руководителей компаний (таблица) В набор показателей оснащенности стран средствами ИКТ вошли: количество телефонов на 1000 человек, стоимость трех минут местной телефонной связи, количество персональных компьютеров на 1000 человек, количество в стране Мете^пользователей.
Рейтинг свидетельствует, что лидеры мировой экономики не только достигли высокого уровня ВНП на душу населения, но и в высокой степени оснащены средствами ИКТ. Таким образом, инвестирование в ИКТ способствует успешному решению ряда стратегических проблем: повышению эффективности путем реорганизации структуры региона, росту конкурентоспособности, эффективности обслуживания клиентов, расширению рынка и клиентуры.
Сегодня базис информационной экономики складывается главным образом, в промышленности и определяется степенью автоматизации производственных процессов и ролью информации как основного производственного ресурса. По оценкам специалистов, учитывая современное состояние российской экономики, создание автоматизированного производства потребует в лучшем случае 60-70 лет, тогда как в промышленно развитых странах на это ушло 10-20 лет. Много времени займет процесс воспроизводства неавтоматизированной техники, пропорциональное увеличение расходов, связанных с ее несопряженностью с автоматизированной техникой, потерями от диспропорций между автоматизацией производства на одних предприятиях и отсутствием ее на других [18, с. 100].
Процесс внедрения ИКТ последнего поколения и комплексной автоматизации производства в России всегда шел с отставанием и затронул пока только
оборонную и аэрокосмическую промышленность. Машиностроение и сырьевые отрасли по-прежнему используют преимущественно технологию механизированного производства. Особенностью современного этапа технологического развития страны является снижение доли уже существующих высокотехнологичных производств, функционирующих при использовании роботов, компьютеров, нетрадиционных энергоресурсов и конструкционных материалов (рисунок).
Конкурентоспособность стран и их оснащенность ИКТ [15, с. 112]
Рейтинг конкурентоспособности страны Страна Удельный ВНП, долл./ чел. Показатели оснащенности средствами ИКТ
телефоны, шт./ 1000 чел. стоимость 3 мин. местной связи ПК, шт./ 1000 чел. число пользователей Internet, тыс. чел.
перспек- тивный теку- щий
1 1 Финляндия 21200 5б1 0,13 Зб0,1 2143
2 2 США 31300 бб4 0,10 510,5 14100
3 10 Канада 24900 бб5 - 360,B 11000
4 9 Сингапур 20100 4B2! 0,02 43б,б 950
б B Австралия 20400 520 0,1б 4б9,2 б000
б 14 Норвегия 3B100 109 0,0B 44б,б 2000
і 1б Тайвань 13900 - - - -
B б Швеция 2B100 бб5 - 451,4 Зббб
9 15 Н.Зеландия 13B00 49б 0,01 32B,0 100
10 б Великобритания 25500 5б1 0,19 302,5 12500
11 1 Дания 34500 6B5 0,12 414,0 1500
12 4 Швейцария Зб500 б99 0,13 4б1,9 1421
13 3 Германия 25900 590 0,11 291,0 14400
14 12 Австрия 2б100 412 0,11 256,B 1B40
15 11 Франция 24б00 5B2 0,12 221,B 5310
1б 13 Япония 31900 55B 0,09 2B6,9 210б0
11 11 Испания 1бб00 410 0,09 119,4 4б52
1B 21 Юж. Корея 9530 43B 0,04 1B1,B 10B60
2б 32 Греция 12100 52B 0,01 б0,2 150
40 31 Россия 2390 210 0,02 31,4 2100
Скорость и качество процессов инвестирования в ИКТ во многом определяются возможностями отечественной промышленности обеспечить все сферы экономики совершенными средствами переработки и передачи информации, в противном случае страна попадает в зависимость от импорта ИКТ.
Проблемы инвестирования в ИКТ [16, с. 13]
В России в настоящее время насчитывается около 20 предприятий, занимающихся разработкой и сборкой персональных компьютеров (Москва, Зеленоград, Новосибирск, Санкт-Петербург, Брянск), однако подавляющее большинство
используемых в стране ИКТ ввозится из-за рубежа, а производство компьютеров представляет собой чаще всего «отверточную сборку». Надежды на расширение выпуска вычислительной техники связывались с деятельностью совместных предприятий, однако экономическая и политическая нестабильность, высокие налоги и отсутствие гарантий привели к тому, что такие предприятия сокращают свою производственную базу и переходят на дилерские операции, более выгодные в современных российских условиях. Малый бизнес в основном ориентируется на ремонт и гарантийное обслуживание компьютеров.
Второй, негативной тенденцией в сфере инвестирования в ИКТ следует признать низкую инвестиционную активность, а с 2005 г. - снижение капиталовложений в развитие информатизации и телекоммуникаций. Инвестиции в ИКТ сдерживаются относительно невысоким спросом на информационные и телекоммуникационные услуги, который определяется, в свою очередь, низкими доходами основной массы населения, а в какой-то мере и низким уровнем информационной и коммуникационной грамотности.
Информатизация экономики осуществляется до настоящего времени преимущественно за счет экстенсивных факторов (третья негативная тенденция), в то время как решающую роль играют факторы интенсивные.
Переход к информатизации на основе интенсивных факторов и снижение зависимости от зарубежных техники и технологии требуют усиления интеграции информационных ресурсов. Некоторые успехи в этой области достигнуты, однако они сопровождаются и рядом трудностей.
С 1990 г. в России формируется новый класс информационных посредников - брокеров. Появились малые предприятия, пытающиеся наладить информационное и коммуникационное обслуживание на основе использования диалоговых услуг крупных центров НТИ. Однако резкий рост цен на вычислительную технику и информационные услуги не позволяет развиваться этой деятельности эффективно.
Россия обладает бесценными культурными и информационными сокровищами - в стране более 1 млн уникальных архивных фондов и 130 тыс. библиотек. На их основе сформировано около 1 млн баз и банков данных общим объемом более 170 терабайт. Быстрыми темпами развивается индустрия мультимедиа.
Исследователи указывают на следующие наиболее острые проблемы в сфере формирования баз и банков данных, что значительно затрудняет организацию процесса инвестирования в ИКТ и последующую оптимизацию процессов организации информационных потоков региона.
Во-первых, крупные государственные институты научной информации располагают обширными базами данных, но они нуждаются в финансировании и не могут окупить самостоятельно расходы на поддержание своей деятельности. Кроме того, хотя в России функционирует более 100 государственных информационных центров, они не в состоянии заполнить возникший в стране информационный дефицит, особенно в сфере деловой и коммерческой информации [5, с. 92].
Российский рынок коммерческих баз данных существует и характеризуется деятельностью как небольших коммерческих фирм, специализирующихся на конкретном виде информации, так глобальных информационных систем, располагающих сотнями БД. На рынке функционируют также фирмы, продающие зарубежные базы данных на условиях годовой подписки, и фирмы, предлагающие доступ к базам/банкам данных ведущих зарубежных информационных служб.
Коммерческие базы данных ориентированы на деловых людей, они содержат преимущественно коммерческую информацию, в качестве главных источ-
ников которой выступают биржи, банки, юридические центры, агентства новостей, зарубежные информационные и статистические компании [17, с. 98].
Вторая проблема в сфере организации баз данных связана не с отсутствием, а с особенностями организации отечественных коммерческих БД, а именно:
- поскольку источники информации для всех баз/банков данных практически одни и те же, ее содержание зачастую совпадает (на 70%);
- первоначально на информационном рынке России предлагались полные копии БД на дискетах, на основе которых многие пользователи создали свои внутрифирменные продукты, по качеству не уступающие рыночным. Впоследствии с удорожанием информации спрос на полные копии стал падать, возрос интерес к выборкам необходимой информации, гораздо менее эффективной;
- серьезные нарекания вызывают качество и достоверность информации в отечественных базах данных. Они содержат значительное число элементарных ошибок и устаревшие сведения, не соответствуют требованиям коммуникативных форматов, нуждаются в значительном авторском сопровождении. Пока не существует механизма, который бы позволил сертифицировать имеющиеся БД и стал бы тем самым гарантом качества и достоверности для ее потребителей.
Образование систем информационно-вычислительного обслуживания и формирование телекоммуникационных сетей начались в связи с возникновением бирж, этот сектор продолжает активно развиваться. Около половины сетей действуют в режиме онлайного интерактивного взаимодействия пользователя с базами данных, обеспечивают высокую степень надежности при передаче данных. Пропускная способность отечественных сетей невелика, тем не менее, по оценкам специалистов, результатом их развития за последние 4-5 лет стало преодоление 15-20-летнего отставания России в этой области от развитых стран без бюджетных инвестиций.
Следующая негативная тенденция российской информатизации выражается в том, что внедрение систем информационно-вычислительного обслуживания как следствие инвестирования в ИКТ для оптимизации информационных потоков региона зачастую не дает ожидаемого эффекта.
Это происходит в силу ряда причин. В 99 случаях из 100 отсутствуют продуманная стратегия и политика построения системы информационно-вычислительного обслуживания региона. Выбор технологической платформы ее формирования осуществляется под влиянием продавцов «готовых» решений, часто даже без предварительной оценки и сравнения с конкурентными предложениями.
Предлагаемые российскому бизнесу решения в области создания систем информационно-вычислительного обслуживания навязывают либо западный стандарт организации деятельности в конкретных сферах, либо субъективный взгляд разработчиков отдельных программ, весьма далеких от нужд профессиональных специалистов. Любое предприятие представляет собой единый, уникальный организм, поэтому отсутствие комплексного подхода в каждом конкретном случае - главная на сегодня проблема внедрения информационновычислительного обслуживания при организации процессов инвестирования в ИКТ и оптимизации информационных потоков [І1, с. 198].
Наконец, потребителя вынуждают заранее оплатить и приобрести весь набор компьютеров, специального программного обеспечения, без чего его будущая система информационно-вычислительного обслуживания не сможет работать, а саму обещанную систему он видит только через 6-12 месяцев.
В результате простаивают и морально устаревают оборудование и программное обеспечение, система информационно-вычислительного обслуживания, хотя и введена в эксплуатацию, так и не может решить проблем потреби-
теля, потеряны средства и время, возникает «негативная реакция» при одном упоминании об информации.
Негативные тенденции, сложившиеся в процессе российской информатизации и инвестирования в ИКТ, серьезно замедляют его, а кроме того, обусловливают низкую конкурентоспособность России на мировых рынках информации и организации коммуникаций.
Российская промышленность сегодня в большинстве своем неконкурентоспособна даже на внутреннем рынке. Большая часть микроэлектроники с технологической точки зрения не соответствует современным требованиям. Производство ИКТ в большинстве своем представляет собой простую сборку - ярчайшая технологическая особенность развивающихся стран.
Но весьма серьезными аргументами в пользу нашей страны, принципиально отличающими ее от развивающихся и новых индустриальных стран, являются традиционно и заслуженно высокая репутация российской науки, богатейший технический и интеллектуальный потенциал нации [19, с. 304].
Таким образом, инвестирование в ИКТ и построение систем информационновычислительного обслуживания оказывает большое влияние на характер функционирования региона. Для управления регионом необходима регулярная циркуляция информации, что, собственно, и обеспечивает процесс инвестирования в ИкТ и построения систем информационно-вычислительного обслуживания. При этом обмен информацией должен производиться с определенной оперативностью, задержки в преобразовании или передаче информации приводят к потерям, управляющая и отчетная информация должна быть своевременна, точна, достоверна.
Литература
1. Боди З. Принципы инвестиций / З. Боди. СПб.: Уильямс, 2004. 984 с.
2. Бочаров В.В. Инвестиции / В.В. Бочаров. СПб.: Питер, 2003. 288 с.
3. Вахрин П. Инвестиции / П. Вахрин. М.: Дашков и Ко, 2005. 380 с.
4. Волков И. Проектный анализ / И. Волков. М.: Инфра-М, 2004. 495 с.
5. ВудкокДж. Современные информационные технологии совместной работы / Дж. Вудкок. М.: Русская Редакция,
1999. 256 с.
6. Гобарева Я. Информационные системы и технологии / Я. Гобарева. М.: Финансы и статистика, 2005. 384 с.
7. Деверадж С. Окупаемость ИТ / С. Деверадж. М.: Новый ИД, 2005. 192 с.
8. Емельянов С. Информационные технологии регионального управления / С. Емельянов. СПб.: Едиториал УРСС, 2004. 400 с.
9. Зурковски П. Информационный бизнес: взгляд изнутри / П. Зурковски // Мировая экономика и международные отношения. 1990. № 8.
10. Корнев И.К Информационные технологии в управлении / И.К. Корнев. М.: Инфра-М, 2001. 158 с.
11. Лойко В.И. Информационные системы и технологии в экономике / В.И. Лойко. М.: Финансы и статистика, 2003.
336 с.
12. Ример М.И. Экономическая оценка инвестиций / М.И. Ример. СПб.: Питер, 2005. 480 с.
13. Сгибнев А.В. Информационные технологии и реинжиниринг бизнес-процессов предприятий / А.В. Сгибнев. М.: Комкнига, 2005. 148 с.
14. Скрипкин К.Г. Экономическая эффективность информационных систем / К.Г. Скрипкин. М.: ДМК Пресс, 2002.
256 с.
15. Уэйл П. Управление ИТ / П. Уэйл. СПб.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 293 с.
16. Хромов А.В. Инвестиции в информационные и коммуникационные технологии предприятия: автореферат дис. ... канд. экон. наук / А.В. Хромов. М., 2006. 23 с.
17. Черкасов Ю. М. Информационные технологии управления: учебное пособие / Ю.М. Черкасов. М.: Инфра-М, 2001. 216 с.
18. ЮркевичЕ.В. Введение в теорию информационных систем / Е.В. Юркевич. М.: Технологии ИД, 2004. 164 с.
19. Ясин Е.Г. Конкурентоспособность и модернизация экономики / Е.Г. Ясин. М.: ГУ ВШЭ, 2004. 480 с.
МИТРОФАНОВ ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных систем, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
MITROFANOV YEVGENIY PETROVICH - candidate of Economic Sciences, assistant professor, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.