УДК 34
Я. Э. Красковский
кандидат юридических наук, доцент кафедра уголовного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
В. С. Денисов
магистрант
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИМЕНЕНИЕ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ
Аннотация. Автор статьи проводит уголовно-правовой анализ уголовно-наказуемого деяния, а именно применения насилия в отношении представителя власти. Делается вывод о необходимости унификации понятия и правового статуса представителя власти, необходимости введения дополнительных гарантий безопасности и стандартов обеспечения безопасности представителей власти. Автором делается попытка актуального анализа современного состояния правоприменительной практики по вопросу применения насилия в отношении представителя власти. Проведенный анализ позволил сделать ряд выводов о необходимости актуализации действующего законодательства реалиям общественных отношений, с учетом проблемных аспектов судебной правоприменительной практики. Так, одной из проблем, требующих незамедлительного решения, является уголовно-правовая охрана применения насилия в отношении не только представителей власти, но и представителей государственных и муниципальных учреждений, которые не подпадают под статус представителя власти.
Ключевые слова: уголовное право, преступления против государственной власти, преступления против порядка управления, представитель власти.
Ya. E. Kraskovskiy
Candidate of law, associate professor Department of Criminal Law Penza State University, Penza, the Russian Federation
V. S. Denisov
Master student
Penza State University, Penza, the Russian Federation
FEATURES AND PROBLEM ASPECTS OF CRIMINAL LIABILITY FOR THE USE OF VIOLENCE AGAINST A REPRESENTATIVE OF THE AUTHORITIES
Abstract. The author of the article conducts a criminal law analysis of a criminal offense, namely the use of violence against a representative of the authorities. It is concluded that it is necessary to unify the concept and legal status of a representative of the authorities. The need to introduce additional security guarantees and standards to ensure the safety of the authorities. The author attempts to present an up-to-date analysis of the current state of law enforcement practice regarding the use of violence against a representative of the authorities. The analysis made it possible to draw a number of conclusions about the need to update the current leg-islation to the realities of public relations, taking into account the problematic as-pects of judicial law enforcement practice. Thus, one of the problems requiring im-mediate solution is the criminal law protection of the use of violence against not only government officials, but also representatives of state and minimal institu-tions that do not fall under the status of a government representative.
Key words: criminal law, crimes against state power, crimes against governance, a representative of the authorities.
Правовой статус сотрудника власти предполагает наличие определенных гарантий, обеспечивающих их безопасность. Одной из таких гарантий является ст. 318 Уголовного кодекса Российской Федерации [8]. Указанная норма закона устанавливает уголовную ответственность за совершение посягательства на жизнь или здоровье представителя власти, как опасного для жизни и здоровья, так и не опасного. Данные действия могут повлечь назначение следующих видов наказаний - это, конечно же, штраф, принудительные работы, арест и лишение свободы. Вид наказаний зависит от фактического деяния осужденного.
Актуальность исследования данного вопроса возрастает в связи с тем, что определенными элементами общества введется работа по максимальной дискредитации представителей власти как самого класса граждан нашей страны, ведется работа по насильственному изменению конституционного строя, что выражается в незаконных массовых акциях и беспорядках. Все это приводит к непосредственному противодействию представителям власти, в том числе с помощью силового воздействия.
Что касается официальной статистики, то по данным Судебного департамента Российской Федерации, за первое полугодие 2018 г. было осуждено 3254 лица за совершение насилия в отношении представителя власти. По итогам 2017 г. за совершение насилия в отношении представителя власти было осуждено 7158 граждан. По итогам 2016 г. за совершение насилия в отношении представителя власти было осуждено 8031 лицо. По итогам 2015 г. за совершение насилия в отношении представителя власти было осуждено 8230 граждан [2].
Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что хотя с 2015 г. наметилась тенденция медленного снижения совершения насилия в отношении представителя власти, но уровень его все равно остается высоким, что не может остаться незамеченным с точки зрения необходимости совершенствования законодательства.
Говоря об уголовно-правовой характеристики насилия в отношении представителей власти, необходимо отметить следующее.
Общественная опасность насилия в отношении представителя власти проявляется в том, что оно представляют угрозу нормальной деятельности государственных и муниципальных органов.
Потерпевшими являются представители власти или их близкие.
Объективная сторона преступления характеризуется применением физического или психического насилия.
Оконченным преступление считается с момента применения насилия соответствующей тяжести либо угрозы его применения.
Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, превращает данный состав в его квалифицированный вид [10]. Опасным для жизни или здоровья является вред здоровью, вызывающий состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни. При применении насилия, опасного для жизни или здоровья, потерпевшему может быть причинен вред любой тяжести: тяжкий, средней тяжести и легкий. Дополнительной квалификации по ст. 111-113 УК РФ в таких случаях не требуется.
Способы физического насилия могут быть самыми разнообразными - это может быть механическое, физическое, химическое, биологическое воздействие. При квалификации деяния в качестве насилия способ его совершения не имеет значения. Уголовно-правовым значением обладает, прежде всего, характер, интенсивность и вредоносность применяемого насилия. При этом в ч. 1 ст. 318 УК РФ
устанавливается уголовная ответственность не за любое физическое насилие, а только за насилие, не опасное для жизни или здоровья. Следует отметить, что «насилие, не опасное для жизни или здоровья», выступает признаком многих преступлений по УК РФ. В то же время легальное (аутентичное) толкование этого признака отсутствует.
В правоприменительной практике существуют случаи применения насилия посредством введения в организм человека сильнодействующих, одурманивающих или ядовитых веществ. Так, исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, данных по уголовным делам о краже, грабеже и разбое, введение в организм потерпевшего против его воли или путем обмана сильнодействующего, ядовитого или одурманивающего вещества, опасного для жизни или здоровья, следует расценивать как насилие, опасное для жизни или здоровья. А соответственно введение веществ, не опасных для жизни или здоровья, - как насилие, не опасное для жизни или здоровья.
По смыслу ч. 1 ст. 20 УК РФ, по общему правилу, к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие к моменту совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Вместе с тем, ст. 20 во второй части содержит ряд случаев, когда уголовная ответственность может наступать по достижению четырнадцати лет. Анализируемый состав к данному случаю не относится, и насильственные действия лиц, достигших возраста шестнадцати лет, будут квалифицироваться по ст. 318 УК РФ. При этом совершение насилия в отношении представителей власти лицом, не достигшим 16 летнего возраста, но достигшим 14 летнего возраста, будет квалифицироваться по ст. 111 или 112 УК РФ.
Стоит отметить, что, на наш взгляд, в уголовном законе вполне справедливо установлен шестнадцатилетний возраст ответственности за применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ), равно как и за другие преступления против порядка управления, против правосудия. Это связано, прежде всего, с тем, что исследуемое преступление, как мы указывали выше, посягает одновременно на два объекта. Причем, если общественная опасность и противоправность нарушения общественных отношений, обеспечивающих здоровье человека, понятна и доступна подростку уже в возрасте четырнадцати лет, то общественные отношения, возникающие по поводу реализации установленного законодательством РФ порядка управления, вряд ли могут быть оценены лицом должным образом до достижения им шестнадцатилетнего возраста.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественно опасный характер и диапазон применяемого им насилия или угроз, осознает, что они направлены против представителя власти (его близких) именно в связи с выполнением им своих должностных обязанностей, предвидит наступление общественно опасных последствий и желает их наступления [7].
Анализ судебной практики по территориальному принципу позволяет сделать вывод о том, что мотивы совершения насилия в отношении представителей власти зависят от протестных настроений того или иного региона. Так, в Пензенском регионе, где протестные настроения минимально выражены, зачастую совершение насилия в отношении представителей власти совершаются вследствие злоупотребления спиртными напитками, когда осужденный не может отдавать отчет своим действиям и в таком состоянии совершает преступление. В качестве подтверждения вышеизложенному можно привести в качестве примера Приговор Колышлейского районного суда Пензенской области от 26.02.2018 г. по делу № 1-15/2018, в соответствии с которым гражданин У. был осужден за совершение насилия в отношении представителя власти при следующих обстоятельствах -будучи в состоянии алкогольного опьянения нанес удар кулаком в область носа экипированному формой сотруднику полиции, прибывшему по вызову в связи с бытовым семейным дебоширством гражданина У.
Анализ судебной практики города федерального значения Москвы позволяет сделать вывод о том, что помимо мотива совершения преступления - алкогольного опьянения, распространены и другие причины - массовые беспорядки, несогласие с властью и т.д.
В связи с вышеизложенным можно сделать вывод о том, что изменить ситуацию вокруг количества совершаемых преступных деяний по ст. 318 УК РФ возможно только при условии грамотной антиалкогольной политики государства, а также информирования граждан о том, что нахождение в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах запрещено, так как данное требование законодательства Российской Федерации зачастую неизвестно нашим гражданам [6].
Что же касается теоретических аспектов рассматриваемого деяния, то в доктрине уголовного права ведутся споры об определении понятий «представитель власти», законодательное закрепление которого, данное в примечании к ст. 318 УК РФ, подвергается справедливой критике. Кроме того, не выработано единого понимания ряда других признаков данных преступлений (насилие, угроза, оскорбление), что негативно отражается на правоприменительной практике и, в целом, на эффективности противодействия посягательствам на здоровье, личную неприкосновенность, честь и достоинство представителей власти [5].
В настоящее время в юридической литературе появились предложения о принятии Федерального закона «О правоохранительной деятельности», в котором бы закреплялось понятие правоохранительной деятельности, ее признаки и перечни видов федеральных госслужб, связанных с правоохранительной деятельностью. Представляется, что принятие данного закона, вместо признанного нецелесообразным федерального закона о правоохранительной службе, не внесет должную прочность в нормативно-дефинитивную конструкцию [1]. Преодоление возникшей неопределенности видится в другом. Может ли какой-либо вид госслужбы не иметь собственного названия? Достаточно внести дополнения в федеральные законы, предметом регулирования которых является установление особенностей прохождения в соответствующих федеральных органах государственной службы, подпадающей под ее самостоятельный вид, которому необходимо также дать собственное название. В таких федеральных законах должны содержаться указания на осуществление государственной службы установленного вида в соответствующих федеральных органах, функции которых являются правоохранительной деятельностью и (или) преимущественно связаны с ней [3]. Альтернативным вариантом может быть определение «иных видов государственной службы», т.е. тех, которые остаются за пределами военной и гражданской как специальный вид в правоохранительном органе (его системе), и тогда в Законе № 58-ФЗ вместо терминов «государственная служба иных видов» и «государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью» должно быть введено понятие «специальная государственная служба», а в специальных федеральных законах соответственно - «специальный вид государственной службы» с указанием на то, что данный орган является правоохранительным. Радикальное решение состоит в том, чтобы признать Закон № 58-ФЗ утратившим силу, исключив ссылки на него и оставив всю законодательную базу об особенностях государственной службы в действующем состоянии [4].
Что же касается противодействия применению насилия в отношении представителей власти, то тут необходимо отметить следующее. Силами исключительно Уголовного закона проблему насилия в отношении представителей власти решить невозможно, что связано с уровнем правовой культуры граждан, их правосознанием, так как в большинстве случаев субъект преступления осознает последствия своего деяния, с точки зрения уголовной ответственности, только после его задержания и предъявления ему обвинения. Субъекты преступления зачастую и не знают о наличии в Уголовном кодексе Российской Федерации состава, предусматривающего ответственность за совершение насилия в отношении представителей
власти, что требует от представителей власти принятия мер по информированию граждан о недопустимости применения насилия. Так, Управление Министерства внутренних дел по Пензенской области информирует граждан о недопустимости применения насилия в отношении представителей власти на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» следующим образом:
«УМВД России по Пензенской области предупреждает об уголовной ответственности за применение насилия в отношении полицейских и их оскорбление.
Как правило, такие преступления совершаются в состоянии алкогольного опьянения.
В УМВД России по Пензенской области нередко фиксируются случаи оскорбления сотрудников полиции или применения в отношении них физической силы. Один из таких случаев произошел в Бековском районе. Так, в вечернее время мужчина 1992 г. рождения, будучи в состоянии алкогольного опьянения, находился в одном из кафе Беково. Молодой человек стал вести себя агрессивно, работники заведения вызвали сотрудников полиции. Мужчина был задержан полицейскими за совершение административного правонарушения. Злоумышленник не пожелал подчиниться требованиям помощника дежурной части отделения МВД России по Бековскому району и нанес ему один удар рукой в область груди и один удар головой в лицо, причинив ему физическую боль.
Белинским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета России по Пензенской области в отношении 26-летнего мужчины возбуждено уголовное дело по факту применения насилия к полицейскому по ч. 1 ст. 318 УК РФ «Применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти».
Граждане наивно полагают, что, если они находятся в состоянии опьянения, то им можно оскорблять и применять насилие в отношении сотрудников, и за это им «ничего не будет». Но закон в этом плане достаточно суров: так, санкция ст. 318 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, а за оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) - в виде исправительных работ на срок до одного года.
УМВД России по Пензенской области предупреждает граждан: прежде чем совершать противоправное деяние - необходимо подумать о последствиях!» [9].
Предупреждение совершения преступлений является основной целью и задачей Уголовного закона Российской Федерации, и данная цель и задача будет исполнена только тогда, когда, как минимум, субъекты преступления будут давать себе отчет о своих действиях и их уголовно-правовых последствиях. Важным инструментом предупреждения в данном случае выступает информационная политика и работа государственных органов и средств массовой информации, чтобы ни один случай насилия в отношении представителей власти, с точки зрения их уголовного наказания и этического осуждения, не остался неосвещенным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонов Ю. О необходимости сравнения санкций ст. 318 и статей гл. 16 УК РФ в случае применения насилия в отношении представителя власти / Ю. Антонов // Уголовное право. — 2014. — № 5. — С. 10-13.
2. Данные судебной статистики / Сайт судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 22.10.2018).
3. Климина К.А. Особенности применения насилия в отношении представителя власти / К.А. Климина // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по матер. XVI Междунар. научн.-практ. конф. Т.3 (16). — ООО «Международный центр науки и образования» — 2018. — С. 111-118.
4. Козбаненко В.А. Иные виды государственной службы - правоохранительная служба: закон и доктрина / В.А. Козбаненко // Актуальные проблемы российского права. — 2018. — № 9. — С. 92-101.
5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. В 4-х т. Т. 4. Особенная часть. Разделы X—XII / отв. ред. В.М. Лебедев. — М. : Юрайт, 2017. — 278 с.
6. Смоляков Е.В. Уголовно-правовая характеристика насилия в преступлении, предусмотренном статьей 318 УК РФ / Е.В. Смоляков // Российский криминологический взгляд. — 2015. — № 1. — С. 494-498.
7. Сулейманова И.Е. Применение насилия в отношении представителя власти: проблемы квалификации и правоприменительной практики / И.Е. Сулейманова // Российский судья. — 2017. — № 4. — С. 30-32.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 30.10.2018).
9. УМВД России по Пензенской области / Официальная страница Управления Министерства внутренних дел по Пензенской области в социальной сети «ВКонтакте» // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vk.com/oiiospenza (дата обращения: 27.10.2018).
10. Чертихина Ю.П. Уголовно-правовая оценка преступления, регламентируемого ст. 318 УК РФ / Ю.П. Чертихина // Гуманитарные исследования. — 2015. — № 2 (54). — С. 194-198.
REFERENCES
1. Antonov Iu. On necessity of comparison of penal clauses of article 138 with articles of chapter 16 of the Criminal Code of the Russian Federation in case of violent actions taken against a public officer. Ugolovnoe parvo = The Criminal Law, 2014, no. 5, pp. 10-13 (in Russian).
2. Dannye sudebnoi statistiki (Data of judicial statistics). Available at: http://www. cdep.ru/index.php?id=79 (accessed 22.10.2018).
3. Klimina K.A. Osobennosti primeneniia nasiliia v otnoshenii predstavitelia vlasti [Features of use of violence against a representative of the authority]. Nauchnyi forum: Iurispru-dentsiia, istoriia, sotsiologiia, politologiia i filosofiia: sb. st. po mater. XVI Mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. T.3 (16). [Scientific forum: Law, history, sociology, political science and philosophy: the collection of articles on materials XVI of the International scientific and practical conference. Vol.3 (16)]. Mezhdunarodnyi tsentr nauki i obrazovaniia Publ., 2018, pp. 111-118.
4. Kozbanenko V.A. Other types of public service-law enforcement service: the law and doctrine. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava = Actual Problems of Russian Law, 2018, no. 9, pp. 92-101 (in Russian).
5. Lebedev V.M. (ed.) Kommentarii k Ugolovnomu kodeksu Rossiiskoi Federatsii. V 4-kh t. T. 4. Osobennaia chast'. Razdely X-XII [Comment on the Criminal Code of the Russian Federation. In 4 vol. Vol. 4. Special part. Sections X-XII]. Moscow, Iurait Publ., 2017, 278 p.
6. Smoliakov E.V. The criminal legal characteristic of violence in crimes, provided by the article 318 of the Criminal Code of the Russian Federation. Rossiiskii kriminologicheskii vzgliad. = Russian Criminological Outlook, 2015, no. 1, pp. 494-498 (in Russian).
7. Suleimanova I.E. Resort to force in respect of a public officer: qualification and law enforcement practice issues. Rossiiskii sud'ia = The Russian Judge, 2017, no. 4, pp. 30-32 (in Russian).
8. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 13.06.1996 № 63-FZ (The Criminal Code of the Russian Federation from 13.06.1996 no. 63 -FZ). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_ 10699/ (accessed 30.10.2018).
9. UMVD Rossii po Penzenskoi oblasti (Regional Office of the Ministry of Internal Affairs of Russia across the Penza region). Available at: https://vk.com/oiiospenza (accessed 27.10.2018).
10. Chertikhina Iu.P. Criminal - legal assessment of the crime regulated article 318 of the Criminal Code. Gumanitarnye issledovaniia = Humanitarian Researchers, 2015, no. 2 (54), pp. 194-198 (in Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Красковский Ян Эдуардович — кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Денисов Владимир Сергеевич — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: denisov58 pnz@yandex. ru.
AUTHORS
Kraskovskiy Yan Eduardovich — Candidate of law, associate professor, department of Criminal Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
Denisov Vladimir Sergeevich — Master student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Красковский Я.Э. Особенности и проблемные аспекты уголовной ответственности за применение насилия в отношении представителя власти / Я.Э. Красковский, В.С. Денисов // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство».— 2018.— Т. 6, № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Kraskovskiy Ya. E., Denisov V. S. Features and problem aspects of criminal liability for the use of violence against a representative of the authorities. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2018, vol. 6, no. 4, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).