Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В 40-50-Е ГОДЫ XX ВЕКА'

ОСОБЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В 40-50-Е ГОДЫ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНАЯ РАБОТА / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ РАБОТА / СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ / ПОХОДЫ / ВОЕННЫЕ ИГРЫ / РАБОТА КРАЕВЕДЧЕСКИХ КРУЖКОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Орлова Людмила Николаевна, Мартынова Мария Викторовна

Цель статьи - заключается в анализе региональных особенностей военно-физкультурной и патриотической работы в пионерской организации в 40-50-е годы XX века. В статье рассматриваются особенности и приоритеты военно-физкультурной и патриотической работы в пионерской организации, основанные на анализе материалов съездов ВЛКСМ, Пленумов, заседаний Бюро, Секретариата ЦК ВЛКСМ, Центрального Совета пионерской организации имени В.И. Ленина по решению указанных задач. На примере Орловской области авторами рассматриваются основные направления данной работы, среди которых военные игры, экскурсии; осенние, зимние, весенние и летние массовые военно-спортивные соревнования; торжественные шествия пионеров к мемориалам славы; работа краеведческих кружков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Орлова Людмила Николаевна, Мартынова Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND PRIORITIES OF MILITARY PHYSICAL AND PATRIOTIC WORK IN THE PIONEER ORGANIZATION IN THE 40-50S OF THE XX CENTURY: REGIONAL ASPECT

The purpose of the article is to analyze the regional features of military physical education and patriotic work in a pioneer organization in the 40-50s of the 20th century. The article discusses the features and priorities of military physical education and patriotic work in a pioneer organization, based on the analysis of the materials of the Congresses of the Komsomol, Plenums, meetings of the Bureau, the Secretariat of the Central Committee of the Komsomol, the Central Council of the Pioneer Organization named after V.I. Lenin to solve these problems. On the example of Oryol region, the authors consider the main areas of this work, including war games, excursions; autumn, winter, spring and summer mass military sports competitions; solemn processions of pioneers to memorials of glory; work of local history circles.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В 40-50-Е ГОДЫ XX ВЕКА»

УДК 37.035.6/7:329.78''194/195''

ОРЛОВА Людмила Николаевна, кандидат политических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-культурной деятельности, Орловский государственный институт культуры (Россия, Орёл), e-mail: orlova.iz.orla@gmail.com, AuthorID: 948230

МАРТЫНОВА Мария Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, Орловский государственный институт культуры (Россия, Орёл), e-mail: skdkaf@ogik.ru, AuthorID: 732578

DOI:10.22394/2225-8272-2022-11-4-111-119

ORLOVA L.N., Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Social and Cultural Activities, Oryol State Institute of Culture (Russian Federation, Orel), e-mail: orlova.iz.orla@gmail.com, AuthorID: 948230

MARTYNOVA M.V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Social and Cultural Activities, Oryol State Institute of Culture (Russian Federation, Orel), e-mail: skdkaf@ogik.ru, AuthorID: 732578

ОСОБЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В 40-50-Е ГОДЫ XX ВЕКА

FEATURES AND PRIORITIES OF MILITARY PHYSICAL AND PATRIOTIC WORK IN THE PIONEER ORGANIZATION IN THE40-50S OF THEXX CENTURY: REGIONAL ASPECT

Аннотация. Цель статьи - заключается в анализе региональных особенностей военно-физкультурной и патриотической работы в пионерской организации в 40-50-е годы XX века. В статье рассматриваются особенности и приоритеты военно-физкультурной и патриотической работы в пионерской организации, основанные на анализе материалов съездов ВЛКСМ, Пленумов, заседаний Бюро, Секретариата ЦК ВЛКСМ, Центрального Совета пионерской организации имени В.И. Ленина по решению указанных задач. На примере Орловской области авторами рассматриваются основные направления данной работы, среди которых военные игры, экскурсии; осенние, зимние, весенние и летние массовые военно-спортивные соревнования; торжественные шествия пионеров к мемориалам славы; работа краеведческих кружков.

Ключевые слова: пионерская организация, военно-физкультурная работа, патриотическая работа, спортивные соревнования, походы, военные игры, работа краеведческих кружков.

Abstract. The purpose of the article is to analyze the regional features of military physical education and patriotic work in a pioneer organization in the 40-50s of the 20th century.

The article discusses the features and priorities of military physical education and patriotic work in a pioneer organization, based on the analysis of the materials of the Congresses of the Komsomol, Plenums, meetings of the Bureau, the Secretariat of the Central Committee of the Komsomol, the Central Council of the Pioneer Organization named after V.I. Lenin to solve these problems. On the example of Oryol region, the authors consider the main areas of this work, including war games, excursions; autumn, winter, spring and summer mass military sports competitions; solemn processions of pioneers to memorials of glory; work of local history circles.

Keywords: pioneer organization, military sports work, patriotic work, sports competitions, campaigns, military games, work of local history circles.

~> ^J с

ВВЕДЕНИЕ

Основы оборонно-массовой работы в пионерской организации нашей страны были заложены ещё в конце 20-х годов прошлого века. Как говорилось в резолюции V Всесоюзной конференции ВЛКСМ, проходившей в марте 1927 года, пионерскую работу необходимо использовать для проведения военной пропаганды среди пионеров и детей (непродолжительные походы, военно-спортивные игры, стрелковый спорт, занятия по топографии, первой помощи) [3]. К началу сороковых годов система фактически была сформирована и включала в себя сдачу норм на значки «Юный ворошиловский стрелок», «Будь готов к труду и обороне!», «Будь готов к санитарной обороне!», ПВХО. Кроме того, под началом воинских частей были организованы кружки оборонного дела, проводились военно-спортивные соревнования. Всё это обеспечивалось мощной идеологической пропагандой. Данная работа явилась залогом победы в Великой Отечественной войне.

23 июня 1941 года выходит Постановление ЦК ВЛКСМ «О мероприятиях по военной работе в комсомоле», в котором говорилось о необходимости обучения и подготовки ворошиловских стрелков, радистов, планеристов, снайперов, медсестер, сандружинниц... [16, С. 11-13]. Тысячи подростков овладевали этими навыками и шли на фронт.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ

В марте 1944 года состоялся Пленум ЦК ВЛКСМ «О мерах по улучшению работы комсомола в школе», который обязал комсомольские организации активно помогать директорам школ и военным руководителям в деле военно-физического воспитания учащихся, в частности чаще проводить экскурсии; осенние, зимние, весенние и летние массовые военно-спортивные соревнования. Кроме того, рекомендовалось в 1944 году в каждой средней школе оборудовать военные

кабинеты, спортивные площадки, а в областных центрах - детские стадионы [20, С. 27].

Несмотря на тяжелое время, по всей стране были организованы кружки по изучению истории Красной армии, формированию мировоззрения детей и молодежи. На III Пленуме Орловского ОК ВЛКСМ (1945 год) в выступлении секретаря Тельченского РК ВЛКСМ тов. Ачкасова прозвучало, что «в районе было организовано 35 кружков, где изучают историю и книгу И. В. Сталина о Великой Отечественной войне» [5].

28 февраля 1945 года решением бюро Орловского ОК ВЛКСМ райкомы ВЛКСМ были обязаны в основу воспитательной работы положить изучение истории, знакомить с достижениями науки и техники, великими полководцами страны, учеными, писателями [6].

В послевоенные годы Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина вступила в новую фазу своего развития. Бюро ЦК ВЛКСМ в своем Постановлении от 13 марта 1947 года «Об улучшении работы пионерской организации» одним из важнейших направлений её деятельности выделило политико-воспитательное, включавшее в себя и военно-физкультурную работу, способствующую расширению влияния пионерской организации, здоровому и увлекательному досугу пионеров и школьников, улучшению военной и спортивно-массовой деятельности. В частности, считалось необходимым в звеньях, отрядах, дружинах устраивать экскурсии и походы по изучению родных мест, проводить популярные беседы о социалистической Родине. Для поощрения лучших подростков были введены пионерские нагрудные значки «Юный турист», «Юный натуралист».

Это постановление ответило на многие вопросы пионерской работы в послевоенные годы, сыграло большую роль в оживлении военно-физкультурной и патриотической работы, обогатило содержание работы, способствовало расширению знаний в области

истории, географии, естествознания, литературы.

Повсеместно были организованы путешествия по родному краю, в рамках которых пионеры и школьники посещали места боев Великой Отечественной войны, знакомились с прошлым родных мест, а затем создавали краеведческие музеи и уголки по итогам походов в своих школах.

Как отмечал первый секретарь Орловского ОК ВЛКСМ Дячук в своих выступлениях на активах и совещаниях в 1947 году, стремление пионеров изучать свой край огромно: пионеры Кромского, Свердловского, Мцен-ского районов, г. Орла, Ельца с большим желанием совершали небольшие и увлекательные походы и экскурсии; группа пионеров г. Орла совершила поездку в усадьбу Тургенева, по местам боев генерала Горбатова [7].

В докладной записке Мценского РК ВЛКСМ Орловской области «О работе учащихся в период летних каникул 1947 года» было отмечено, что Дом пионеров города Мценска провел три военные игры с пионерами [8].

28 июня 1947 года Орловским ОК ВЛКСМ был рассмотрен вопрос «О постановке воспитательной работы в Кромском специальном детском доме». Постановлением было отмечено, что в летний период в детском доме были организованы отряды путешественников по родному краю, разработаны точные маршруты движения этих отрядов, начата предварительная подготовка (изучение азбуки Морзе, знаков следопыта, приготовление необходимого дорожного снаряжения и пр.), с пионерами проводились физкультурные соревнования, спортивные игры, были созданы волейбольные команды [9].

В продолжение темы военно-физкультурной и патриотической работы выходит Постановление ЦК ВЛКСМ (24 января 1948 года) «О проведении путешествий пионеров и школьников по родному краю в 1948 году», в котором говорилось, что данное движение стало массовым (в 1947 году участвовало в походах более трех

миллионов человек); отряды пионеров и школьников во время путешествий прошли по следам боев Советской армии и партизан в годы Великой Отечественной войны; знакомились с прошлым родных мест и планами своих районов на будущее. Следовательно, отмечалось, что необходим новый размах в организации путешествий пионеров по родному краю, для чего должна складываться система обеспечения данных походов: привлечение специалистов-краеведов, разработка маршрутов, организация постоянных консультаций и выставок о путешествиях школьников по родному краю, изготовление силами самих детей простейшего походного снаряжения и инвентаря, создание стационарных туристических баз по маршрутам походов, выпуск литературы в помощь юным путешественникам... [4, С. 161-162].

В рамках данного постановления орловский Дом пионеров летом 1951 года развернул экскурсионно-туристическую деятельность в целях познания детьми родного края, воспитания любви к своей социалистической Родине, обогащения новыми представлениями и навыками [10]. Всё это организовывалось в различных формах: в туристических походах, прогулках на природу, экскурсиях в музеи и на выставки. В частности, в рамках похода Орёл - Новосиль - Мценск - Орёл изучались места боев главного прорыва войск в ходе Курской битвы; в рамках похода Льгов - Ягодное - Орёл - Ягодное - Льгов -Болхов - Орёл производилась тренировка пешего похода в условиях лесной местности; при осуществлении путешествия Орёл - Му-равлево - Орёл основой являлся показ архитектурных и исторических памятников вдоль реки Цон [10].

В докладной записке Орловскому ОК ВЛКСМ Кромского РК ВЛКСМ (1951 год) отмечалось, что интересными были сборы у пионеров Черкасской семилетней и Кривчи-ковской средней школ, на которых они делились впечатлениями о пятидневной экскурсии в Орёл и Спасское-Лутовиново [11].

К IV Орловскому городскому слёту юных пионеров, состоявшемуся в сентябре

1951 года и собравшему около 600 делегатов от пионерских дружин школ города, велась огромная предварительная работа. Газета «Орловский комсомолец» от 14 сентября 1951 года писала, что, например, в школе № 30 города Орла прошли отчётно-выборные сборы, ребята разучивали «Гимн демократической молодежи мира», «Песню советских пионеров», готовились читать стихотворения. В школе № 4 города Орла пионеры сделали выставку итогов лучших работ пионерского лагеря. На ней были представлены фотографии и записи наблюдений юннатов на пришкольном участке, альбомы «Москва - столица нашей Родины», «Ленинград» и другие [17].

IV городской слёт юных пионеров Орла стал важным событием в жизни орловской пионерии. Он явился серьезным стимулом в деятельности пионерских дружин школ города, направленным на формирование у детей потребности совершать полезные дела для своего родного края.

XI съезд ВЛКСМ, состоявшийся в 1949 году, в резолюции «О работе комсомола в школе» отметил, что физическая культура является важным средством укрепления здоровья подрастающего поколения, подготовки его к труду и защите социалистической Родины. [20, С. 86].

В этой же резолюции говорилось, что работа пионерской организации должна быть направлена на воспитание детей в духе советского патриотизма, чему должно было послужить улучшение работы внешкольных учреждений, совершенствование форм и методов воспитательной работы, которые помогут формированию активной жизненной позиции, настойчивости, стремлению активно изменять свою страну к лучшему [20, С. 87].

После съезда начали развиваться различные виды детского спорта, в том числе легкая атлетика, гимнастика, конькобежный, лыжный, водный, стрелковый спорт, туризм, волейбол, баскетбол, теннис. В школах создавались спортивные секции. Однако на

местах недостаточно уделяли внимания данному направлению работы.

Для того чтобы пионерская организация активно включилась в работу по решению указанных задач, журнал «Вожатый» в одном из своих номеров дал рекомендации по организации военно-физкультурной работы в дружине, куда входило два направления:

1. Занятия простейшим материалом: зарядка, подготовительные упражнения типа заданий, прикладные физические упражнения (ходьба, бег, прыжки, метания, лыжи и др.), упражнения разведчика (упражнения в наблюдательности, следопытстве и ориентировании на местности, навыки походной жизни, сведения, необходимые физкультурнику-туристу, первая помощь), игры. Формы и методы, составлявшие основу данного направления, являлись, по сути, спортивными, проводились обычно в соревновательной форме, что особенно привлекало детей и подростков [1, С. 14].

2. Подготовка по некоторым специальностям. Овладение менее трудными специальностями давало возможность каждому пионеру-новичку самостоятельно или под руководством вожатого совершенствоваться в том или ином особенно заинтересовавшем его виде простейшего материала. Примеры элементарных специальностей - «скороход», «метатель», «лыжник», «следопыт», «сигналист», «наблюдатель» и др.

Более сложными являлись специальности второй группы, требующие уже довольно продолжительной, настойчивой и систематической тренировки и занятий под руководством специалистов.

Специальности второй группы имели ярко выраженный спортивный, туристический или военно-прикладной характер. Каждая из них вытекала из нескольких родственных по темам элементарных специальностей. Овладение ими обычно соответствовало тому возрасту, когда у пионеров уже довольно четко проявлялись определенные интересы к определенному виду спорта, военного дела или к туризму. Примеры специально-

стей - «гимнаст», «легкоатлет», «турист», «связист» и т. д.

По достижении 13 лет каждый пионер мог приступить к подготовке и сдаче испытаний на звание пионера-инструктора по военно-физкультурной работе. Материал для испытания на это звание относили к третьему разделу военно-физкультурной работы. В программу испытаний входили следующие виды: лыжи (для бесснежных районов -ходьба), плавание (в безводных районах исключалось), полоса препятствий, зимний (или летний) поход, спортивные виды (два вида, один из которых - спортивная игра), помощь в судействе спортивных соревнований [1, С. 15].

В октябре 1951 года состоялся VII Пленум ЦК ВЛКСМ, основным вопросом которого стал «О работе пионерской организации имени В. И. Ленина». Пленум подвел итоги выполнения решений XI съезда комсомола и вновь отметил недостаточность работы комсомольских организаций по развитию военно-физкультурной работы с пионерами [2, С. 2].

В резолюции XII съезда ВЛКСМ (март 1954 года) «О работе пионерской организации имени В. И. Ленина» акцент был сделан на формировании у пионеров чувства советского патриотизма, дружбы между народами, а также на укреплении здоровья каждого подростка, заключавшемся в ежедневных занятиях утренней гимнастикой, овладении навыками походной жизни, сдаче норм комплекса БГТО. Кроме того, съезд предложил вносить элементы соревновательности в работу пионерских организаций по спорту, туристической и иным видам деятельности. Для особо отличившихся пионеров, пионерских отрядов с 1954 года ЦК ВЛКСМ учреждена «Книга почета пионерской организации имени В. И. Ленина» [4, С. 194].

С этой же целью газета «Пионерская правда» начиная с 1950 года организует различные соревнования на приз газеты «Пионерская правда», в том числе «Пионерская лыжня» - с 1950 года; «Золотая шайба» - с 1964 года; «Кожаный мяч» - с 1964 года.

Получают развитие всесоюзные физкультур-но-спортивные клубы «Нептун», «Чудо-шашки», «Плетеный мяч», «Белая ладья» и др.

Новое Положение о детской коммунистической организации юных пионеров имени

B. И. Ленина, утвержденное бюро ЦК ВЛКСМ 10 апреля 1954 года, содержало в преамбуле основные цели и задачи пионерской организации, среди которых - воспитание детей в духе любви к советской Родине, дружбы между народами и пролетарского интернационализма; формирование уважения и любви к физическому труду; забота о здоровье детей и правильной организации их досуга; содействие широкому вовлечению школьников в физкультурные и иные кружки, проведению массовых игр, экскурсий, походов [19, С. 3-4].

Как итог данной деятельности, более активно продолжают развиваться ключевые направления деятельности пионерской организации.

В дополнение к вышеуказанным документам бюро ЦК ВЛКСМ (20 апреля 1956 года) обратило внимание комсомольских организаций на необходимость проведения разнообразной культурно-массовой и физкультурной работы, особенно в сельской местности, в частности походов пионеров и школьников по родному краю. [15, С. 77]. Пленум ЦК ВЛКСМ (апрель 1956 года) тоже акцентировал внимание комсомольских и пионерских организаций на создании клубов юных географов, туристов, спортсменов, а также на оборудовании игровых и спортивных площадок, проведении спортивных соревнований школьных и дворовых команд, экскурсий, туристских походах [20].

Так, в 1955 году орловский Дом пионеров организовал и провел многодневный поход по маршруту Орёл - Кромы - Тросна [21,

C. 36].

Корсаковский РК ВЛКСМ во время летних каникул в 1956 году со школьниками Корса-ковской средней школы провел однодневный поход на родину С. Тюленина, в село Кисе-лево. Кроме того, были оборудованы школь-

ные спортплощадки, проводились внутриш-кольные соревнования по гимнастике, стрельбе, плаванию, волейболу, футболу. Организовывалось разучивание игр на воздухе. В школах создавались краеведческие уголки.

Этим же летом Новодеревеньковский РК ВЛКСМ провел военизированный поход, организовал сдачу нормативов ГТО и БГТО. С 30 июля по 5 августа возлагались венки на могилы погибших воинов, проводились пионерские костры с приглашением участников Великой Отечественной войны.

Дросковская средняя школа, Смирновская, В.-Жерновская семилетние школы взяли шефство над могилами погибших воинов (посадка цветов, сооружение изгородей) [12].

Каждый поход тщательно продумывался и подготавливался.

В письме пионера Лёни Ковалевского, опубликованного в газете «Орловский комсомолец» от 6 августа 1955 года № 156, описаны сбор и подготовка к туристическому пятидневному походу в город Новосиль, к которому готовились очень тщательно. Маршрут похода - вверх по реке Раковке до впадения в Зушу с ночевкой в Голуни; далее - через село Воротынцево (редут Лжедмитрия II), Новосиль, Духово [20, С. 37].

В начале 1957 года состоялось областное совещание по экскурсионно-туристской работе. Походы по изучению родного края провели многие пионерские отряды Орлов-щины. 1402 отряда участвовали во Всесоюзной экспедиции пионеров и школьников, посвященной 40-летию советской власти.

В честь 40-летия комсомола было решено организовать внутриобластное соревнование по туризму и вызвать на соревнование юных краеведов Воронежской, Курской и Липецкой областей [18].

Но не только походы, экскурсии, спортивные соревнования составляли основу военно-физкультурной работы пионерской организации в те годы.

Состоявшийся в феврале 1957 года Пленум ЦК ВЛКСМ «Об улучшении идейно-воспитательной работы...» отметил, что за-

дача комсомола - воспитывать у детей и молодёжи глубокую идейность, беззаветную любовь к Родине, разъясняя величайшие достижения страны в области экономики, политики, культуры, для чего следует привлекать активных рабочих, ветеранов Гражданской и Великой Отечественной войн; формировать заботливое отношение к памятникам выдающимся людям страны, к могилам воинов; не только пропагандировать традиции прошлых лет, но и использовать героику сегодняшнего дня советских людей, молодежи [20].

Пионерским отрядам и дружинам присваивались имена участников Великой Отечественной войны, создавались комнаты-музеи, посвященные памяти этих героев. Широкое распространение получили торжественные шествия пионеров к мемориалам славы, пионерские линейки, посвященные памяти героев Великой Отечественной войны. Особая работа стала проводиться по формированию уважения к государственному флагу и гимну СССР, выносу пионерских флагов и дружинных знамён.

В пятидесятые годы по инициативе ленинградских пионеров зародилось движение «Красные следопыты» (в июне 1957 года газета «Ленинские искры» опубликовала первый приказ штаба красных следопытов, а в декабре состоялся слёт красных следопытов города Ленинграда). Активно шло развитие кружков и целых программ данной направленности.

Так, в восьмилетней школе № 2 города Мценска активно работала пионерская дружина имени Олега Кошевого.

Для того чтобы имя Героя Советского Союза Олега Кошевого было присвоено дружине, совет дружины обратился с ходатайством в ГК ВЛКСМ. После удовлетворения просьбы началась подготовка к торжественному сбору, где должно было быть присвоено это героическое имя. Развернулось соревнование за право рапортовать ГК ВЛКСМ о пионерских делах. На деньги, полученные за металлолом, приобрели большой портрет Олега Кошевого, написали

письма его матери и в музей молодогвардейцев. С именем и подвигом героя знакомили учащихся вторых и третьих классов [14, С. 29]. По словам старшей вожатой Т. Н. Васиной, в дружине стало традицией начинать пионерскую жизнь в новом учебном году с шествия к братской могиле советских воинов, где подростки возлагают венки, устанавливают знамя дружины и почетный караул. Часто проходили встречи с офицерами Бажуровым и Федосеевым, почетными пионерами дружины. «С большой радостью встречают всегда пионеры участницу обороны Брестской крепости В. С. Раневскую, которая ведет в школе кружок по оказанию медицинской помощи» [14, С. 27]. В рамках празднования 40-летия ВЛКСМ (1958 год) в этой школе проводились пионерские сборы «Красный галстук - символ связи трёх поколений». На сборе присутствовал ветеран В. А. Казеев, рассказавший пионерам, как его товарищ в годы Великой Отечественной войны спас полковое знамя, о встрече в Москве с матерью Зои Космодемьянской. В дружине проводилась большая работа по изучению жизни героев-пионеров и комсомольцев, чьи имена были присвоены отрядам [14, С. 26].

В этой же пионерской дружине собирали материал о героях Великой Отечественной войны - участниках боёв на Орловщине; оформили стенд «Родина помнит о Вас»; установили связь с участниками боев за город Мценск - Героем Советского Союза Рафтопулло и дважды Героем Советского Союза маршалом бронетанковых войск Катуковым; совершили поход на Родину Героя Советского Союза Кочергина, в деревню Подберезово [14, С. 29].

В дмитровском Доме пионеров в эти же годы работал краеведческий кружок, где большое внимание уделялось походам и экскурсиям по родному краю, после чего собранный материал оформлялся в альбомы «Исторические места города Дмитровска». В ходе туристической деятельности члены кружка неоднократно проводили походы по местам боев за освобождение района. В

частности, один из них был посвящен ознакомлению с боевым путем 37-й гвардейской Волгоградской дивизии, участвовавшей в освобождении города, по маршруту Дмит-ровск - Страшновский поселок - Брянцево -Мошки - Дмитровск.

Интересной формой работы кружка являлась и переписка с музеями, свидетелями и участниками важных событий, имевших большое общественное значение.

Краеведческий кружок также вел и тимуровскую работу, оказывая помощь престарелым, инвалидам Великой Отечественной войны, октябрятам [14, С. 59].

В плане Болховского РК ВЛКСМ (1957 год) отводилось немало места для физкультурно-спортивной и патриотической работы: «Создать при каждой сводной пионерской дружине тимуровские команды, которые должны взять шефство над детьми, матери которых работают в колхозе. В целях развития военно-спортивной работы провести военизированный поход. Организовать сдачу нормативов ГТО и БГТО. 30 июля и 5 августа возложить венки на могилы погибших воинов, организовать проведение костров, на которые пригласить участников Великой Отечественной войны.» [12].

В год сорокалетия Октябрьской революции многие дружины включились во Всесоюзную экспедицию, посвященную этой дате. Из отчета Корсаковского РК ВЛКСМ (1957 год): «Пионеры района включились во Всесоюзную экспедицию, посвященную сорокалетию Великой Октябрьской социалистической революции. Объявлен конкурс на лучшее описание истории создания колхоза, совхоза. В школах организованы краеведческие уголки. Пионеры приняли активное участие в подготовке к Всемирному фестивалю молодежи и студентов» [13].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, приведенные в статье примеры различных форм и методов военно-физкультурной и патриотической работы, а также география региональных пионерских

организаций, в которых они применялись, свидетельствует о том, что в конце 50-х годов XX века в Орловской области была сформирована система, способствующая физическому развитию детей и подростков в комплексе с их нравственным и патриотическим воспитанием. Имелась четкая взаимосвязь содержания деятельности, ее кадрового и методического обеспечения, а также политического руководства.

Неформальный характер работы в данном направлении обеспечивался во многом участием в мероприятиях непосредственных участников Великой Отечественной войны, передававшим молодому поколению гордость за Победу, стремление отдать все свои силы и даже жизнь за Родину, за правое дело. Патриотизм поколения победителей был значительной воспитательной силой.

К сожалению, в новейшей истории России нравственные и патриотические приоритеты были достаточно размыты, хотя в Орловской области, во многом благодаря деятельности региональной пионерской организации «Орлята», военно-патриотическая работа с пионерами и школьниками не только не сокращалась, но всегда была значимой и приоритетной.

В настоящее непростое время целесообразно обратиться к прошлому результативному опыту работы по нравственному и патриотическому воспитанию, активнее применять его в школе, учреждениях дополнительного образования, в детском общественном движении.

Библиография / References:

1. Вожатый. - 1949. - № 1.

2. Вожатый. - 1951. - № 11.

3. V Всесоюзная конференция ВЛКСМ, 24-31 марта 1927 года. - М.: Молодая гвардия, 1927. - 126 с.

4. Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 132 с.

5. ГАОО. (Государственный архив Орловской области). Ф. № П-1233. Оп. 1. Д. 359.

6. ГАОО. Ф. № П-1233. Оп. 1 Д. 363.

7. ГАОО. Ф. № П-1233. Оп. 1. Д. 491.

8. ГАОО. Ф. № П-1233. Оп. 1. Д. 645.

9. ГАОО. Ф. № П-1233. Оп. 1. Д. 489.

10. ГАОО. Ф. № П-1283. Оп. 1. Д. 994.

11. ГАОО. Ф. № П-1283. Оп. 1. Д. 998.

12. ГАОО. Ф. № П-1283. Оп. 1. Д. 1330.

13. ГАОО. Ф. № П-1283. Оп. 1. Д. 1261.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Из опыта работы с пионерами: сборник статей. - Орёл: Орловское книжное издательство, 1963. - 216 с.

15. История Орловской областной пионерской организации: монография / В.А. Ливцов, Л.Н. Орлова и др. / под общ. ред. В.А. Ливцова. - Орёл: ООО «Горизонт», 2022. - 208 с.

16. Огненные годы. Молодёжь в годы Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 годов. Сборник документов. -М.: Молодая гвардия, 1965. - 256 с.

17. Орловский комсомолец. - 1951. -21 сентября.

18. Орловский комсомолец. - 1958. - №4. - 5 января.

19. Положение о детской коммунистической организации юных пионеров имени В. И. Ленина. - М.: Молодая гвардия, 1954. -258 с.

20. Товарищ Комсомол: документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ. В 2-х т Т. 2, 1918-1941 / Сост.: В. Десятерик и др. - М.: Молодая гвардия, 1969. - 256 с.

21. Цыганкова Е.А. Летний отдых как одно из направлений деятельности пионерской организации Орловской области в 50-е годы XX века // Учёные записки Орловского государственного университета. - 2021. -№ 1 (90). - С. 35-37.

1. Vozhatyj [Leader]. - 1949. - № 1. (In Russ.).

2. Vozhatyj [Leader]. - 1951. - № 11. (In Russ.).

3. V Vsesoyuznaya konferenciya VLKSM, 24-31 marta 1927 goda [V All-Union Conference of the Komsomol, March 24-31, 1927]. -

M.: Molodaya gvardiya, 1927. - 126s. (In Russ.).

4. Vsesoyuznaya pionerskaya organizaciya imeni V.I. Lenina [All-Union Pioneer Organization named after V.I. Lenin]. - M.: Molodaya gvardiya, 1972. - 132s. (In Russ.).

5. GAOO. (Gosudarstvennyj arhiv Orlovskoj oblasti) [State archive of the Oryol region]. F

№P-1233, Op.1. D.359. (In Russ.).

6. GAOO. F №P-1233 Op.1 D.363. (In

Russ.).

7. GAOO. F №P-1233, Op.1. D.491. (In

Russ.).

8. GAOO. F №P-1233, Op 1. D.645. (In

Russ.).

9. GAOO. F №P-1233, Op.1. D.489. (In

Russ.).

10. GAOO. F №P-1283, Op.1 D.994. (In

Russ.).

11. GAOO. F №P-1283, Op.1 D.998. (In

Russ.).

12. GAOO. F №P-1283, Op.1. D.1330. (In

Russ.).

13. GAOO. F №P-1283, Op.1 D.1261. (In

Russ.).

14. Iz opyta raboty s pionerami: Sbornik

statej [From the experience of working with the pioneers: Collection of articles]. - Oryol: Orlovskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1963. - 216s. (In Russ.).

15. Istoriya Orlovskoj oblastnoj pionerskoj organizacii: monografiya [History of the Oryol Regional Pioneer Organization: monograph] / V.A. Livcov, L.N. Orlova i dr. / pod obshch. red. V.A. Livcova. - Oryol: OOO «Gorizont» 2022. -208s. (In Russ.).

16. Ognennye gody. Molodyozh' v gody Ve-likoj Otechestvennoj vojny Sovetskogo Soyuza 1941-1945 godov. Sbornik dokumentov [Fiery years. Youth during the Great Patriotic War of the Soviet Union 1941-1945. Collection of documents]. - M.: Molodaya gvardiya, 1965. -256s. (In Russ.).

17. Orlovskij komsomolec [Orlovsky Kom-somolets]. - 1951. - 21 sentyabrya. (In Russ.).

18. Orlovskij komsomolec [Orlovsky Kom-somolets]. - 1958. - № 4. - 5 yanvarya. (In Russ.).

19. Polozhenie o detskoj kommunisticheskoj organizacii yunyh pionerov imeni V.I. Lenina [Regulations on the children's communist organization of young pioneers named after V.I. Lenin]. - M.: Molodaya gvardiya, 1954. - 258s. (In Russ.).

20. Tovarishch Komsomol: Dokumenty s"ezdov, konferencij i CK VLKSM [Comrade Komsomol: Documents of congresses, conferences and the Central Committee of the Komsomol]. V 2-h t T.2, 1918-1941 / Sost.: V. Desyaterik i dr. - M.: Molodaya gvardiya, 1969. - 256s. (In Russ.).

21. Cygankova E.A. Letnij otdyh kak odno iz napravlenij deyatel'nosti pionerskoj organizacii Orlovskoj oblasti v 50-e gody XX veka [Summer vacation as one of the activities of the pioneer organization of the Oryol region in the 50s of the XX century] // Uchyonye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2021. -№1(90). - S. 35-37. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.