Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ НА ПРОДУКТОВОМ РЫНКЕ РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ НА ПРОДУКТОВОМ РЫНКЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
524
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРА / КОНДИТЕРСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОДУКТОВЫЙ РЫНОК / РЕКЛАМА / ПРОПАГАНДА / ПРЯМЫЕ ПРОДАЖИ / ОНЛАЙН-ТОРГОВЛЯ / МАРКЕТПЛЕЙС / СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА И ПРОДАЖ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаев А.А.

Продвижение кондитерской продукции на продуктовом рынке страны к целевым и потенциальным покупателям в современных условиях развития отечественной экономики является актуальным и приоритетным для долгосрочного развития отраслевых предприятий пищевой промышленности России. Целью проведенного исследования является анализ существующих подходов к определению и понятийности продвижения продукции как маркетинговой и экономической категории в рыночных условиях на продуктовом рынке Российской Федерации. Автор в исследовании проанализировал существующие теоретические и методические подходы к определению категории продвижения и выделил практические предложения по эффективному продвижению кондитерских изделий на российском продовольственном рынке. Методология авторского исследования в основном базируются на общенаучных методах анализа и синтеза, а также на математико-статистических методах. Выявленные автором актуальные тенденции и особенности современных направлений продвижения кондитерской продукции отечественного производства на продуктовом рынке страны показали высокую перспективность прямых продаж посредством интернет-торговли через маркетплейсы, динамическое развитие которых в России за последний год стало важным фактором и драйвером эффективного развития российского рынка кондитерских изделий на региональном и местном уровнях страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Николаев А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND PROSPECTS OF MODERN PROMOTION OF CONFECTIONERY PRODUCTS IN THE RUSSIAN GROCERY MARKET

The promotion of confectionery products in the country's grocery market to target and potential buyers in modern conditions of the development of the domestic economy is relevant and a priority for the long-term development of industrial enterprises of the food industry in Russia. The purpose of the study is to analyze the existing approaches to the definition and conceptuality of product promotion as a marketing and economic category in market conditions on the food market of the Russian Federation. In the study, the author analyzed the existing theoretical and methodological approaches to determining the promotion category and highlighted practical proposals for the effective promotion of confectionery products in the Russian food market. The methodology of the author's research is mainly based on general scientific methods of analysis and synthesis, as well as mathematical and statistical methods. The current trends and features of modern directions of promotion of confectionery products of domestic production in the country's grocery market revealed by the author showed high prospects for direct sales through online commerce through marketplaces, the dynamic development of which in Russia over the past year has become an important factor and driver of the effective development of the Russian confectionery market at the regional and local levels of the country.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ НА ПРОДУКТОВОМ РЫНКЕ РОССИИ»

9. Штанько, О. П. Приоритеты государственной политики в жилищной сфере для улучшения качества жизни населения / О. П. Штанько // The World of Science Without Borders, 11 февраля 2022 года, 2022. - P. 609-612.

10. Петриченко, Г. С. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищного строительства / Г. С. Петриченко, Н. Е. Фофонов, Д. Г. Петриченко // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 47(6). - С. 304-307.

11. Юзвович, Л. И. Особенности действующих инструментов ипотечного жилищного кредитования в России в условиях финансовой неопределенности / Л. И. Юзвович, М. В. Шарафиева // Вестник Академии знаний. - 2022. - N° 52(5). - С. 408-417.

EDN: FPXBPW

А.А. Николаев - аспирант кафедры менеджмента Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия, Yulya.kozireva@yandex.ru,

A.A. Nikolaev - postgraduate student of the department of management, Samara state university of economics, Samara, Russia.

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ

НА ПРОДУКТОВОМ РЫНКЕ РОССИИ FEATURES AND PROSPECTS OF MODERN PROMOTION OF CONFECTIONERY PRODUCTS IN THE RUSSIAN GROCERY MARKET

Аннотация. Продвижение кондитерской продукции на продуктовом рынке страны к целевым и потенциальным покупателям в современных условиях развития отечественной экономики является актуальным и приоритетным для долгосрочного развития отраслевых предприятий пищевой промышленности России. Целью проведенного исследования является анализ существующих подходов к определению и понятийности продвижения продукции как маркетинговой и экономической категории в рыночных условиях на продуктовом рынке Российской Федерации. Автор в исследовании проанализировал существующие теоретические и методические подходы к определению категории продвижения и выделил практические предложения по эффективному продвижению кондитерских изделий на российском продовольственном рынке. Методология авторского исследования в основном базируются на общенаучных методах анализа и синтеза, а также на математико -статистических методах. Выявленные автором актуальные тенденции и особенности современных направлений продвижения кондитерской продукции отечественного производства на продуктовом рынке страны показали высокую перспективность прямых продаж посредством интернет-торговли через маркетплейсы, динамическое развитие которых в России за последний год стало важным фактором и драйвером эффективного развития российского рынка кондитерских изделий на региональном и местном уровнях страны.

Abstract. The promotion of confectionery products in the country's grocery market to target and potential buyers in modern conditions of the development of the domestic economy is relevant and a priority for the long-term development of industrial enterprises of the food industry in Russia. The purpose of the study is to analyze the existing approaches to the definition and conceptuali-ty of product promotion as a marketing and economic category in market conditions on the food market of the Russian Federation. In the study, the author analyzed the existing theoretical and methodological approaches to determining the promotion category and highlighted practical proposals for the effective promotion of confectionery products in the Russian food market. The methodology of the author's research is mainly based on general scientific methods of analysis and synthesis, as well as mathematical and statistical methods. The current trends and features of modern directions of promotion of confectionery products of domestic production in the country's grocery market revealed by the author showed high prospects for direct sales through online commerce through marketplaces, the dynamic development of which in Russia over the past year has become an important factor and driver of the effective development of the Russian confectionery market at the regional and local levels of the country.

Ключевые слова: продвижение товара, кондитерская продукция, пищевая промышленность, продуктовый рынок, реклама, пропаганда, прямые продажи, онлайн-торговля, маркетплейс, стимулирование сбыта и продаж.

Keywords: product promotion, confectionery, food industry, grocery market, advertising, propaganda, direct sales, online trading, marketplace, sales promotion and sales.

Введение

В современных условиях происходящих трансформационных процессов мировой и региональной экономики особо важную роль играет продвижение производимой продукции как главный драйвер, мотивирующий продажи и получение прибыли для любого производственного и торгового предприятия. Рациональный подход к использованию тех или иных современных способов к продвижению продукции на рынках будет гарантировать производителю и продавцам максимальную выручку, прибыль и перспективное стратегическое рыночное развитие.

Существует множество различных подходов в зарубежной и отечественной научной литературе к определению и понятийности продвижения продукции на рынке. Теоретическими и практическими вопросами изучения понятия маркетингового продвижения продукции в свое время занимались следующие ученые и исследователи: Армстронг Г., Бабанова А.Б., Данилен-ко Н.Н., Докукина А.А., Калужский М., Котлер Ф., Лифиц И.М., Медведева В.В., Мак-Дональд М., Павлова Н.Т., Тимошевская Д.Л., Соловьев И.А., Шаваев Р.Х. и другие.

Первоначальный подход от основоположника маркетинга Котлера Ф. [9] к продвижению товаров и услуг до потребителя предполагал осуществление разовых мероприятий продавца или производителя, направленные на повышение реализации продукции и получение прибыли в краткосрочном периоде и предполагает возможность повторения без определенной периодичности во времени.

Ведущими зарубежными маркетологами Армстронг Г. и Мак-Дональд М. [3, 12] продвижение продукции или услуг все больше рассматривается как стратегия и вектор клиентоориентированности на свою целевую аудиторию с целью долгосрочного коммуницирования с потребителями для удовлетворения их потребностей в продукции или услугах. Данный подход экспертов к продвижению продукции предполагает полную ориентированность на вкусы и предпочтения своих потребителей продукции, целевую направленность на возрастные и гендерные предпочтения, социальные и региональные особенности целевой аудитории, а также присутствие и деятельность представителей конкурентной среды.

В отечественной литературе целый ряд ученых и исследователей рынка Бабанов А.Б., Даниленко Н.Н., Лифиц И.М., Павлова Н.Т. [4, 5, 10, 15] схожи в своих подходах к продвижению продукции как комплексу действий производителя и продавцов, направленному на удовлетворение потребностей покупателей целевой аудитории посредством передачи информации и положительного образа о продукции, определяющие выбор, предпочтения и покупку данной продукции в течении длительного периода.

Современный подход к продвижению продукта на рынке, на наш взгляд, делает более клиентоответственным политику и поведение не только производителя, но и продавцов данной продукции, определяя стратегию долгосрочное планирования эффективного функционирования на рынке в целях увеличения продаж, получения максимальной прибыли и повышение благоприятного отношения к производителю через предпочтение и лояльность к самой продукции, товару данного производителя. Целый ряд ученых и исследователей рынка схожи в своих подходах к продвижению продукции как комплексу действий производителя и продавцов, направленному на удовлетворение потребностей покупателей целевой аудитории посредством передачи информации и положительного образа о продукции, определяющие выбор, предпочтения и покупку данной продукции в течении долгосрочного периода.

Принципы продвижения кондитерской продукции на российском продовольственном рынке

Продовольственный рынок России является крупнейшим отраслевым рынком, который призван удовлетворять важнейшие жизненные потребности населения, занимая центральное место в рыночной системе. Отечественная пищевая промышленность формирует продовольственный рынок и продовольственную безопасность Российской Федерации, обеспечивает население страны продуктами питания в объемах и ассортименте, достаточных для формирования сбалансированного рациона питания жителей страны. Российские предприятия кондитерской промышленности являются незаменимой частью отечественной пищевой промышленности страны, так по итогам 2021 года розничным товарооборот кондитерской продукции на продовольственном рынке России составил более 1,2 трлн руб, а производство кондитерских изделий отечественными производителями кондитерской отрасли за последний год составило более 4,1 млн тонн (рисунок 1).

4 500 4 000 3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

3 914 4 015 3 982

2008г. 2010г. 2012г. 2014г. 2016г. 2018г. 2019г. 2020г. 2021г.

Рисунок 1 - Динамика отечественного производства кондитерский изделий на продуктовом рынке России (без организаций общественного питания), тыс т. (Источник: составлено автором по материалам [2, 18, 19])

Современная характеристика состояния и тенденций развития российского продуктового рынка оценивается многими аналитиками и исследователями как динамичное совершенствование выбора и применения каналов эффективной реализации и направлений конкурентного рационального продвижения продукции на продовольственных региональных и местных рынках, сопровождающиеся неразрывными процессами перехода от рынка продавца к рынку современного покупателя цифрового общества [1, 8, 13].

Основные конкурентные аспекты и способы продвижения отечественной кондитерской продукции во многом определены и напрямую зависимы от специфических особенностей российского рынка кондитерских изделий, а именно высокого уровня конкуренции, приверженность традиционным рецептам и потребительским вкусам покупателей, рыночной стратегии и торговой политики со стороны отраслевых производителей кондитерской промышленности. Данные аспекты в настоящее время определяют направление продвижения кондитерской продукции на отечественном рынке, по мнению ряда ведущих специалистов кондитерских компаний и экспертов пищевой промышленности [17, 21, 23].

В условиях высокой конкуренции и территориальной концентрации компаний-производителей кондитерской продукции на отечественном продовольственном рынке приоритетными принципами торговой политики российских предприятий пищевой промышленности являются непрерывный контроль стандартов качества кондитерских изделий и последовательное выполнение условий ценовой политики с целью эффективного продвижения своей продукции к целевому и потенциальным покупателям продуктовых региональных и местных рынков России (рисунок 2).

Стандарты качества

■ Постоянство вкуса и качества кондитерских изделий по

международным стандартам ISO 9001:2008 и ISO 22000:2005 (ХАССП) • Современный дизайн упаковки и использованиетолько качественных упаковочныхматериалов для продукции

Ценовая политика

• Соответствие розничных цен продукции рыночным ценам кондитерских изделий регионального и местных продуктовых рынков

■ Минимальная наценка на кондитерскую продукцию для прямой продажи онлайн-торговли

• Партнерская программа производителей дляоптовых и розничных п рода в цов ко идите рско й пр оду кци и н а пр оду ктов ы х отечеств ен н ых рынках

тыс т

4 109

Рисунок 2 - Принципы современной торговой политики производителей по продвижению кондитерской продукции на продуктовом российском рынке (Источник: составлено автором)

В настоящее время для предприятий кондитерской промышленности соблюдение требований международных стандартов ISO 9001:2008 и ISO 22000:2005 (ХАССП), а также норм и правил изготовления качественной пищевой продукции является приоритетной задачей менеджмента всего предприятия. Поскольку только выпуск кондитерской продукции соответствующего качества в полной мере будет удовлетворять вкусовые предпочтения и запросы современных целевых потребителей кондитерской продукции, которые выбирают из всего многообразия отечественной продукции кондитерские изделия отличного качества с превосходными вкусовыми характеристиками.

В последние годы большому значению среди компаний-производителей пищевого производства продукции уделяются вопросы и подходы к современной упаковки кондитерского изделия, начиная от выбора самих упаковочных материалов, выбор удобной для оптовых и розничных продавцов, сочетающей все аспекты и требования транспортабельности тары для логистических, транспортных компаний, заканчивая вопросами дизайна упаковки конфет. По мнению ведущих исследователей и маркетологов Арбатской Е.А, Даниленко Н.Н., Тимошевской Д.Л. [5, 20, 22], именно неповторимость, привлекательность и запоминаемость дизайна упаковки кондитерских изделий является на 60 % одним из мотивирующих факторов первоначального выбора кондитерских изделий покупателями по причине совершения покупки на эмоциональных, визуальных ассоциациях несознательного совершения покупки. Выбор и применение современных инновационных упаковочных материалов для кондитерской продукции является принципиально важной составляющей технологии производства и комплекса логистики до целевого и потенциальных потребителей качественной кондитерской продукции, позволяющей не только выдерживать в определенных условиях, но и увеличивать сроки хранения продукции.

По экспертной оценке ведущих специалистов и исследователей Абрикосова Д.П., Скульской Л.В. и Широковой Т.К. [1, 8, 17], установление отпускных цен для оптовых и розничных продавцов, реализующих кондитерскую продукции на региональных и местных продуктовых отечественных рынках, должно соответствовать не только себестоимости кондитерского производства и получению нормативной прибыли, но и соответствовать рыночному предложению со стороны отраслевых компаний конкурентов. Реализация продукции напрямую с кондитерской фабрики конечному целевому потребителю посредством онлайн-торговли через маркетплейсы и другие интернет-площадки должна осуществляться с минимальной наценкой от 5% до 10%, а также включающие логистические затраты и комиссию интернет-посредника.

Наибольшую эффективность в осуществлении целенаправленной торговой политики доказали следующие направления и мероприятия Партнерских программ предприятий пищевой промышленности с оптовыми и розничными контрагентами отечественного продуктового регионального и местных рынков, которые в короткие сроки позволили увеличить объем продаж в целом и добиться повышения лояльности покупателей:

1. Организация доставки кондитерской продукции от производителей на складские комплексы и региональные центры основных рынках сбыта.

2. Качественное обслуживание клиентов и партнеров со стороны предприятий-производителей кондитерской промышленности:

- информирование клиента обо всех изменениях в работе предприятия и новинках в ассортименте продукции;

- предоставление клиентам рекламного и раздаточного материала кондитерских изделий;

- неизменные сроки и периодичность отгрузки продукции;

- контроль товарных остатков на сладах готовой продукции.

3. Система скидок и бонусов для оптовых и мелкооптовых партнеров.

4. Увеличение отсрочки платежа для постоянных оптовых и мелкооптовых клиентов до 14 банковских дней, что на практике позволяет осуществить 2 отгрузки по заявкам с целью увеличения оборачиваемости и увеличения объемов продаж кондитерской продукции.

Российским производителям кондитерской продукции при формировании и планировании программы реализации и продвижения на продуктовый рынок своих кондитерских изделий необходимо учитывать не только параметры и характеристики товара, но и иметь целостную объективную оценку потребителей своей целевой аудитории, с целью заинтересовать и мотивировать к постоянным и периодическим покупкам за счет правильно подобранных целевых способов маркетингового продвижения продукции. Рациональное использование современных маркетинговых подходов к продвижению кондитерской продукции на отечественных продуктовых рынках будет гарантировать производителю и продавцам продукции максимальную прибыль и перспективное стратегическое развитие в будущем.

Перспективные способы продвижения кондитерской продукции на продуктовом рынке России

Производителям продукции при формировании и планировании программы продвижения своих продуктов необходимо учитывать не только производственные параметры и характеристики товара, но и иметь целостную объективную оценку потребителей своей целевой аудитории, с целью заинтересовать и мотивировать к покупке за счет правильно подобранных целевых способов маркетингового продвижения продукции.

Маркетологи Калужский М. и Тимошевская Д.Л. [7, 20] считают главными способами продвижения кондитерской продукции на российском рынке в современных условиях - это рекламу, пропаганду, прямые продажи, стимулирование сбыта и продаж (рисунок 3).

Информативность рекламного способа продвижения кондитерской продукции в настоящее время заключаться в целевом обращении к своему потенциальному и/или постоянному потребителю с определенным уникальным предложением от производителей о выгоде и пользе для покупателя за счет совершения покупки. При этом рекламное обращение должно креативно отличаться от рекламы конкурентов, запоминаться целевой аудиторией за счет объективной или субъективной аргументации уникального торгового предложения для любителей кондитерских изделий.

Эффективность рекламы как способа продвижения продукции оценивают по разнице продаж между до и после осуществления рекламного обращения для покупателей. При отсутствии роста выручки от продаж или ее сокращения можно с уверенностью говорить о провале рекламы в продвижении продукции по возможным следующим причинам:

- не правильно определен образ и дана оценка конечного покупателя из выбранной целевой аудитории потребителей кондитерской продукции;

- заявленное в рекламном обращении торговое предложение не является столь уникальным для потребителя;

- не соответствие фактически заявленным аргументам в пользу рекламируемой кондитерской продукции;

- отсутствие или недостаточное количество рекламируемых кондитерских изделий в точках и каналах продаж на региональных и местных продовольственных рынках.

Реклама

•Эффективная рекламная кампания ввода и продвижения кондитерских изделий на продовольственном рынке ■Размещение интересных для покупателей постов и рекламных роликов в социальных сетях и на интернет-сайтах Печатные рекламные проспекты, буклеты, листовки и каталоги кондитерской продукции

Пропаганда

• Участие в выставках и ярмарках местного и регионального уровнях

• Спонсорство в благотворительных акциях

• Серия статей в массовыхпечатных изданиях и специализированных журналах

Прямые продажи

Продажа кондитерскихизделий вфирменных магазинах и через официальных представителей отраслевых производителей Организациясбытачерезуниверсальныемаркетплейсы и сервисы доставки

Реализация посредством собственного интернет-сайта, социальных сетей и интернет-магазинов кондитерских изделий

Стимулирование сбыта и продаж

»Дегустация конфет в фирменных магазинах, торговых центрах и в

точках продаж официальных представителей кондитерской отрасли » Организацияспециальных Акций для покупателей кондитерской продукции

• Проведение соревнований по продажам для оптовых ирозничных ко нтрагентов-партнеровотраслевых производителей

Рисунок 3 - Способы и перспективные направления по рыночному продвижению кондитерских изделий на российском продуктовом рынках (Источник: составлено автором)

Увеличение реализации рекламируемой продукции и соответственно повышение выручки будет говорить о правильности формирования, планирования и организации проведения рекламной компании для производителя кондитерской продукции [6, 11, 23].

Пропаганда, как способ маркетингового продвижения кондитерской продукции на российском продовольственной рынке с большим количеством участников-поставщиков и производителей продукции, направлена на потребителей, клиентов, покупателей с целью формирования лояльного отношения к столь упоминающейся в СМИ, Интернете продукции и компании-производителю, а также направлена на контрагентов с целью сделать их партнерами в продвижении данной продукции, за счет создания образа сильной, преуспевающей и ответственной компании-производителя кондитерских изделий [10, 15].

Прямые продажи кондитерской продукции непосредственному конечному покупателю, на сегодняшний день, является одним из эффективных и определяющим основное направление продвижения кондитерской продукции к целевому и потенциальному покупателю на продуктовом рынке России. Особое значение и важность в прямых продажах набирает электронная коммерция или торговля посредством интернет-коммуникации и развитием цифровизации современного общества и целевых покупателей товара и продукции, получившая название «прямые продажи онлайн-торговли» [7, 16, 21].

Динамическое развитие на 32 % в 2021 году онлайн-торговли в России продуктового сегмента и сегмента непродовольственных товаров достигло оборота в 4,2 трлн руб., по данным Отчета Global Digital «Итоги интернет-торговли в 2021г.» [14]. Из общего оборота онлайн-торговли 9,8 % в 2021г. пришлось на продукты питания - 411,6 млрд руб. (рисунок 4).

Специализирован ные интернет-магазины 60,4%

Рисунок 4 - Структура онлайн-торговли по каналам продажи на продуктовом рынке России в 2021 г.

(Источник: Отчет «Итоги интернет-торговли за 2021г.» [14])

Самым востребованным каналом продаж электронной коммерции на продуктовом рынке России стали специализированные интернет-магазины компаний-производителей продовольственных товаров, их доля составила за 2021г. в размере 60,4 %. Набирает популярность у российских потребителей группа универсальных маркетплейсов: AliExpress, Ozon, Wild-Berries и Яндекс.Маркет, а также отечественные сервисы интернет-доставки: Сбермаркет и Яндекс.Доставка, которые составили 39,6 % онлайн-продаж продуктов питания за 2021 г. в размере 162,99 млрд руб. [2, 17, 22].

На основе современных тенденций развития отечественного продуктового рынка перспективными направлениями рыночного продвижения кондитерских изделий в настоящее время будет организация сбыта через универсальные маркет-плейсы и сервисы доставки, а также реализация посредством собственного интернет-сайта, социальных сетей и таких интернет-магазинов кондитерских изделий: KDV, Колобок, Аврора, Петербургская коллекция, Аленка, Рускондитер.рф, Sladrus, Konffetki.ru, Likesweets, Сахарные губки, Победа, Кладовая сладостей, Фабрика им.Н.К. Крупской, Кондитерская фабрика Козлова, Игрушка с конфетой, Конфаэль. На сегодняшний день успешно функционируют и динамично развивают свою онлайн-торговлю для российских потребителей кондитерских изделий цифровые 16 интернет-магазинов, осуществляющую при заказе доставку из г.Москвы, г.Санкт-Петербурга и других регионов России.

Стимулирование сбыта и продаж, как способ маркетингового продвижения кондитерской продукции на отечественном продовольственном рынке, направлен на покупателей, партнеров и торговый персонал каналов распределения кондитерских изделий на региональных и местных рынках с целью увеличение продаж и получения максимальной выручки. Стимулирование продаж всегда является запланированным мероприятиям с утвержденным бюджетом и расчетом окупаемости осуществляемых мероприятий по продвижению продукции на рынке.

Стимулирование сбыта и продаж кондитерской продукции является очень эффективным маркетинговым способом продвижения продукции через активизацию и мотивирование на увеличение индивидуальных продаж сотрудников торгового персонала фирменных и дистрибьюторских магазинов. Распространенными формами стимулирования сотрудников торгового персонала являются следующие:

- ежемесячные и еженедельные соревнования по топ-продажам между работниками фирменного или дистрибьюторского магазина с выплатой победителю материального вознаграждения и/или официального признания лидерства и профессионализма сотрудник: вымпел, грамота, доска лучших;

- оплата обучения, лечения или отдыха лучшим сотрудникам по итогам индивидуальных продаж определенной продукции компании-производителя.

Организация и проведение дегустации кондитерских изделий в фирменных магазинах, торговых центрах и у официальных представителей производителей кондитерской отрасли простыми посетителями по субботам в часы массового посещения с 12:00 до 17:00 будет являться одним из самых простых и эффективных направлений продвижения кондитерской продукции на отечественном продуктовом рынке. Целью проведения дегустации кондитерской продукции является обязательное получение от целевой аудитории следующих видов обратной связи, являющихся проявлением реакции от потенциальных потребителей:

- проявление интереса и осуществление покупки продукции;

- запоминание марки, названия и места продажи для последующей отложенной покупки со стороны потенциального покупателя;

- получение информации от целевого покупателя о несоответствии тех или иных видов кондитерской продукции вкусам и предпочтениям потребителя.

Правильно спланированная дегустация конфет стимулирует к росту продаж и повышению сбыта кондитерской продукции того или иного отраслевого производителя на продуктовом рынке регионального и местного уровней, а организация специальных Акций для покупателей по принципу получения дополнительной скидки от 20 % до 50 % на дополнительную покупку кондитерской продукции будет стимулировать продажи и интерес целевых покупателей осуществить повторную покупку.

Для успешного достижения своих целей на российском продовольственном рынке кондитерской продукции отраслевым пищевым производственным компаниям необходимо рационально и обдуманно использовать практически все способы маркетингового продвижения продукции на рынок для охвата всех своих целевых покупателей и потенциальных потребителей. Только долгосрочные стратегически верные принципы, планы и способы по продвижению кондитерской продукции позволяют в долгосрочной перспективе закрепиться на отечественном продовольственном рынке страны ответственным кондитерским компаниям и группам производителей за счет заслуженной лояльности у своих российских покупателей. Заключение

Современные эффективные способы продвижения отечественной кондитерской продукции во многом определены и напрямую зависимы от специфических особенностей российского рынка кондитерских изделий, а именно высокого уровня конкуренции, приверженность традиционным рецептам и потребительским вкусам покупателей, рыночной стратегии и торговой политики со стороны отраслевых производителей кондитерской промышленности. Данные аспекты в настоящее время определяют принципы торговой политики отраслевых производителей и направления продвижения кондитерской продукции на российском продуктовом рынке.

Приоритетными принципами торговой политики российских предприятий пищевой промышленности являются непрерывный стандартов качества кондитерских изделий и последовательное выполнение условий ценовой политики с целью эффективного продвижения своей продукции к целевому и потенциальным покупателям продуктовых региональных и местных рынков России.

Российским производителям кондитерской продукции при формировании и планировании программы продвижения своих продуктов необходимо учитывать не только производственные параметры и характеристики товара, но и иметь целостную объективную оценку потребителей своей целевой аудитории, с целью заинтересовать и мотивировать к покупке за счет правильно подобранных целевых способов маркетингового продвижения продукции: реклама, пропаганда, прямые продажи, стимулирование сбыта и продаж.

Прямые продажи кондитерской продукции посредством онлайн-торговли непосредственному конечному покупателю, на сегодняшний день, является одним из самых эффективных и определяющим основное направление продвижения кондитерской продукции к целевому и потенциальному покупателю на продуктовом рынке России.

Современные тенденции развития отечественного продуктового рынка выделяют в качестве самых эффективных и перспективных среди направлений рыночного продвижения кондитерских изделий организацию продаж российскими компаниями-производителями пищевой промышленности через универсальные маркетплейсы и сервисы доставки, а также реализацию посредством собственного интернет-сайта, социальных сетей и интернет-магазинов кондитерских изделий.

Источники:

1. Абрикосов Д.П., Скульская Л.В., Широкова Т.К. Проблемы развития малого предпринимательства в современной системе кондитерского производства в России // Экономическое возрождение России. 2020. №3(65). С.122-131.

2. Анализ кондитерской отрасли России 2021.[Электронный ресурс]. ЦRL:http://www.gks.m/wps/wcm/connect/rosstat_main/ шsstat/m/statistics/puЫюatюns (дата обращения 28.09.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Армстронг Г. Введение в маркетинг. - М.: Вильяме, 2014. - 220 с.

4. Бабанов А.Б., Шаваев Р.Х. Современное понимание и значение конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. 2022. N° 1 (396). С. 75-79.

5. Даниленко Н.Н., Арбатская Е.А. Конкурентоспособность предприятий сферы услуг: теория и методика оценки. Монография. М.: Ру-сайнс. 2021. 160 с.

6. Докукина А. А., Казанцева С. Ю. Влияние адаптивного управления на конкурентоспособность организации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 2. С. 33-44.

7. Калужский М. Четыре вида продвижения товара в маркетинге. [Электронный ресурс]. https://www.klerk.ru/boss/articles/ 281447/ (дата обращения 02.10.2022).

8. Конкуренция на кондитерском рынке. [Электронный ресурс] 11йр:// www.webagro.net (дата обращения 04.10.2022).

9. Котлер Ф. Основы маркетинга. Москва; Санкт-Петербург; Киев : Издательский дом «Вильямс», - 2013. - 752с.

10. Лифиц И. М. Теория и практика конкурентоспособности товаров и услуг. М.: ООО «Юрайт - М», 2021. 222 с.

11. Лубский А. А., Медведева В. В. Конкурентоспособность предприятия: проблемные вопросы и решения // Журнал прикладных исследований. 2021. № 1. C. 48-52.

12. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. - СПб: Питер, 2013. - 320 с.

13. Маринова Л.М. Современные тенденции в пищевой промышленности России // Пищевая промышленность. 2017. №4. С.79-86.

14. Отчет Global Digital «Итоги интернет-торговли 2021» [Электронный ресурс]. https://akit.ru/news/3-6-trln-rublej-itogi-goda-v-internet-torgovle (дата обращения 23.10.2022).

15. Павлова Н.Т. Маркетинг в практике современной фирмы. - М.:Норма, 2019. - 384 с.

16. Папанова С.Ю., Кравченко Е.Ю., Болотова И.С. Репутация как фактор повышения конкурентоспособности современной организации в условиях интеграции в цифровую экономику // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2019. № 2(75).

C.160-169.

17. Обзор российского рынка кондитерских изделий за 2021г. [Электронный ресурс]. URL:http://www.foodmarket.spb.ru/ current.php? article=1804 (дата обращения 20.09.2022).

18. Российский статистический ежегодник.2021: Стат.сборник/Росстат. М.,2022. - 720 с.

19. Сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. www.gks.ru (дата обращения 15.10.2022).

20. Тимошевская Д.Л. Мировые методы продвижения кондитерских изделий // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/03/11117 (дата обращения: 03.04.2022).

21. Титов А.К. Состояние и перспективы развития кондитерской промышленности Российской Федерации на современном этапе // Вестник Академии знаний. 2021. №47(6). С.319-323.

22. Тихонова И. Производство кондитерских изделий в России // Кондитерские изделия. 2020. №5. С.21-38.

23. Яковлев Ю.А. Обзор российского рынка кондитерских изделий // Российский продовольственный рынок. 2018. №11. С.25-31.

EDN: FQGNLF

Д.В. Оводенко - соискатель, Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия, Yulya.kozireva@yandex.ru,

D.V. Ovodenko - competitor, Samara State University of Economics, Samara, Russia.

ИННОВАЦИИ В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ, РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ INNOVATIONS IN THE FOOD INDUSTRY: RISKS AND PROSPECTS, DEVELOPMENT OF PRODUCTION COMPETENCES

Аннотация. Пищевая промышленность является одним из важнейших направлений в индустрии России. Однако темпы инновационного развития отрасли значительно отстают от средних по обрабатывающей промышленности. В данной статье делается попытка систематизации рисков и перспектив инновационного развития пищевой индустрии страны. В ходе исследования был сделан ряд практических выводов: в частности, причинами низкой инновационной активности является недостаточный уровень развития производственных компетенций как в части образовательного процесса в кадровом направлении, так и в технологическом обеспечении инновационных преобразований, которое осложняется высокой зависимостью от импорта оборудования и технологий, в том числе из недружественных государств.

Abstract. The food industry is one of the most important areas in the Russian industry. However, the pace of innovative development of the industry is significantly behind the average for the manufacturing industry. This article attempts to systematize the risks and prospects for the innovative development of the country's food industry. The study drew a number of practical conclusions: in particular, the reasons for low innovation activity are the insufficient level of development of production competencies both in terms of the educational process in the personnel direction and in the technological support of innovative transformations, which is complicated by a high dependence on equipment and technology imports, including from unfriendly states.

Ключевые слова: доля инновационной продукции, импортозависимость, импортозамещение, инновации, инновационное развитие, кадровый вопрос, компетенции, недружественные государства, пищевая промышленность, промышленное производство, факторы развития.

Keywords: share of innovative products, import dependence, import substitution, innovations, innovative development, personnel issue, competencies, unfriendly states, food industry, industrial production, development factors.

Введение

На пищевую отрасль в 2020 году пришлось 16,9 % объёма отгруженных товаров в российской обрабатывающей промышленности, что делает это направление вторым по величине после нефтеперерабатывающей промышленности в России (производство кокса и нефтепродуктов) немного опережая металлургию. Кроме того, пищевая промышленность является важнейшим источником удовлетворения потребностей населения в товарах первой необходимости, и стабильность её работы является фундаментом социального благополучия в стране.

Исходя из ведущей роли пищевой отрасли в отечественной индустрии, главным направлением деятельности предприятий пищевой промышленности России является повышение эффективности работы и внедрение инноваций на всех стадиях производства и жизненного цикла продукции [4, 6]. Надо отметить, что традиционные ресурсы для решения задачи повышения эффективности функционирования отрасли практически исчерпаны в связи с финансовой и политической нестабильностью, высоким уровнем износа оборудования, низкой технической оснащённостью на фоне высокой внутренней и внешней конкуренции [2]. Поэтому инновационное развитие отрасли является стратегической задачей государственного масштаба. И важнейшим фактором инновационного развития являются квалифицированные кадры и развитие профессиональных компетенций [7, 8, 10, 11, 12].

Кроме того в условиях интеграции научно-технического прогресса во все сферы экономической деятельности, особую важность приобретает внедрение цифровых компетенций, в том числе и в пищевой отрасли. Исследованием этого направления занимались такие отечественные авторы как Алетдинова А. А. [1], Веселовский М. Я. [5] и Кондратюк Т. В. [11].

Инновационная продукция в пищевой промышленности складывается из двух составных частей: из собственно инновационных товаров и инновационных способов их производства. То есть, кроме развития профессиональных и цифровых ком-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.