Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ РАЙОНОВ УЗБЕКИСТАНА'

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ РАЙОНОВ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
134
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
приграничные районы / социально-экономическое развитие / межрегиональное сотрудничество / экономическая интеграция / внешнеторговый оборот / экспорт / перспективы развития / border areas / socio-economic development / interregional cooperation / economic integration / foreign trade turnover / export / development prospects
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ РАЙОНОВ УЗБЕКИСТАНА»

Мамадалиева Э.Р.

с.н.с. Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономического

развития и сокращения бедности Республики Узбекистан

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПРИГРАНИЧНЫХ РАЙОНОВ УЗБЕКИСТАНА

Ключевые слова: приграничные районы, социально-экономическое развитие, межрегиональное сотрудничество, экономическая интеграция, внешнеторговый оборот, экспорт, перспективы развития.

Keywords: border areas, socio-economic development, interregional cooperation, economic integration, foreign trade turnover, export, development prospects.

В условиях углубления глобализации и расширения международной интеграции приоритетными направлениями для дальнейшего социально-экономического развития Узбекистана являются развитие межрегионального и приграничного сотрудничества, предполагающее внедрение современных технологий, углубление переработки местного сырья и ресурсов, создание высокотехнологичных конкурентоспособных производств, имеющих спрос на внутреннем и внешнем рынках. При этом несбалансированность в наличии и использовании потенциала регионов и недостаточная конкурентоспособность обрабатывающих отраслей могут создать определенные трудности и риски при изменениях внешних и внутренних экономических условий.

В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг.1 существенное внимание уделяется вопросам регионального развития. К числу основных задач по обеспечению комплексного и сбалансированного социально-экономического развития регионов относятся эффективное использование ресурсов и потенциала территорий, в особенности приграничных районов (минерально-сырьевого, сельскохозяйственного, производственного, инфраструктурного, трудового и пр.), качественные структурные изменения в экономике и диверсификация производства.

В связи с этим в настоящее время возникает задача определения внутренних резервов и возможностей развития приграничных территорий, решение которой требует разработки новых подходов, методов и модельного инструментария анализа и прогнозирования развития регионов с учетом природно-экономического потенциала и факторов размещения.

Зарубежная практика развития приграничных территорий показала, что приграничное экономическое сотрудничество является одним из наиболее эффективных методов регионального взаимодействия, распространяющегося на все отрасли экономики. В Европе одной из форм международного приграничного экономического сотрудничества являются «еврорегионы», а страны, входящие в их состав, взаимодействуют в таких аспектах, как реальный сектор экономики, охрана окружающей среды, культура, энергетика, транспортные перевозки. В Северной Америке была создана зона свободной торговли НАФТА, организованная в целях укрепления торговых связей США, Канады и Мексики. Экономическая интеграция этих стран способствовала формированию благоприятного инвестиционного и налогового климата в приграничных районах.

В вопросах социально-экономического развития приграничных территорий и приграничной торговли «Китайская концепция развития приграничья» является одной из наиболее эффективных. В китайском законодательстве существуют большие преференции для приграничных районов: упрощенный порядок лицензирования и квотирования операций приграничной торговли, пониженная ставка подоходного налога для предприятий приграничных территорий, расширенные права местных органов власти в области регистрации компаний, занимающихся торговлей в при-2

граничной полосе и т.д.

Общими принципами развития приграничных районов являются:

- Соблюдение интересов государства в межрегиональном и приграничном сотрудничестве;

- эффективное использование природно-ресурсного, индустриального, сельскохозяйственного финансового, трудового потенциалов приграничных территорий, учитывая при этом особенности их развития и характер сложившихся внешнеэкономических отношений;

- активное развитие внешней торговли, повышение экспортного потенциала территорий;

- укрепление отношений в области образования и повышения квалификации и переквалификации кадров;

1 Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан в 2017-2020 гг.» № УП-4947 от 7.02.2017 г.

2 Михайленко А.Н., Арсеньева И.И. Факторы развития приграничья (на примере приграничных территорий России и Китая) // Россия и мир в XXI веке. - С. 91. - https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-razvitiya-prigranichya-na-primere-prigranichnyh-territoriy-пжи-ьк^ауа

- стимулирование развития предпринимательства, привлечение иностранных инвестиций, создание совместных предприятий.

Соблюдение данных принципов создает условия для эффективного использования производственной базы территорий, укрепления межрегиональных отношений, создания новых рабочих мест и конкуренции на рынке квалификационных кадров.

С геополитической точки зрения, стратегическими партнерами Узбекистана являются страны Центральной Азии, граничащие с Узбекистаном - Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Туркменистан. Узбекистан имеет ряд соглашений со странами Центральной Азии, направленных на укрепление отношений в сферах торговли, инвестиций, сельского хозяйства, транспорта и логистики, инфраструктуры и коммуникаций, инноваций, туризма и культуры.

За последние годы Узбекистан добился конкретных результатов в развитии и укреплении дружественных отношений с зарубежными партнерами, прежде всего, с государствами - ближайшими соседями1. В результате увеличился товарооборот между странами СНГ, налажено тесное межрегиональное и приграничное сотрудничество (таблица 1). Основными импортерами Узбекистана являются Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. При этом основными экспортируемыми товарными группами в эти страны являются энергоносители и нефтепродукты (Россия, Казахстан, Таджикистан), химические продукты и изделия из нее (Россия, Киргизия, Таджикистан), машины и оборудование (Казахстан), продовольственные товары (Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), услуги (Россия, Таджикистан).

Таблица 1

Основные показатели развития внешнеэкономических отношений Узбекистана со странами СНГ

Страны Экспорт, млн. долл. США Импорт, млн. долл. США

2017 г. 2019 г. 2017 г. | 2019 г.

тыс. долл. уд. вес тыс. долл. уд. вес тыс. долл. уд. вес тыс. долл. уд. вес

Азербайджан 27 574,4 0,5 52 166,3 0,8 4919,7 0,1 21 696,4 0,3

Армения 1376,9 0,0 2847,1 0,0 2234,8 0,0 2511,8 0,0

Беларусь 27 404,0 0,5 48 879,4 0,8 154 959,6 3,4 283 906,3 3,5

Казахстан 1 071 632,2 20,5 1 392 964,9 22,3 998 164,1 22,2 1 942 012,0 23,6

Киргизстан 179 557,0 3,4 669 643,1 10,7 75 402,2 1,7 150 683,5 1,8

Молдова 7737,7 0,1 8683,1 0,1 8023,4 0,2 2499,0 0,0

Россия 2 119 990,1 40,5 2 531 870,5 40,6 2 709 497,6 60,1 4 137 694,5 50,3

Таджикистан 186 065,2 3,6 327 557,3 5,3 51 813,3 1,2 152 940,8 1,9

Туркменистан 69 902,3 1,3 144 331,6 2,3 108 007,6 2,4 410 071,9 5,0

Украина 106 120,4 2,0 119 428,1 1,9 183 958,2 4,1 264 403,2 3,2

Источник: данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

В настоящее время в Узбекистане около 80 сельских административных районов являются приграничными. Значительная часть приграничных территорий Узбекистана относится к отсталым или депрессивным. Основным приоритетом их социально-экономического развития является развитие приграничной торговли, привлечение инвестиционных ресурсов, стимулирование развития предпринимательства, социальной и инженерной инфраструктуры, рост занятости населения и сокращение бедности. Так в 2019 г. по сравнению с 2015 г. во всех приграничных районах республики был зафиксирован рост производства сельскохозяйственной продукции (с 1,6 раз в Зангиатинском районе Ташкентской области до 7,0 раз в Термезском районе Сурхандарьинской области), где выращиваются хлопок, картофель, фрукты и овощи, а также зерновые. В Асакинском, Пахтаабадском районах Андижанской области, Алатском районе Бухарской области, Касансайском и Учкурганском районе Наманганской области, г. Термез Сурхандарьинской области, Сырдарьинском районе Сырдарьинской области и г. Бекабад Ташкентской области ускоренными темпами растет производство промышленной продукции, а именно продуктов питания, фармацевтической продукции, продукции легкой и химической промышленности. В то же время растут капиталовложения в социально-экономическое развитие приграничных районов, развивается внешнеэкономическая деятельность. За последние 5 лет существенно возросло число совместных предприятий в Зангиатинском районе Ташкентской области (с 126 ед. в 2015 г. до 171 ед. в 2019 г.), г. Термез (29 ед. и 166 ед. соответственно), Термезском (с 2 ед. до 40 ед.) и Узунском (с 1 ед. до 31 ед.) районах Сурхандарьинской области, Касансайском районе Наманганской области (с 3 ед. до 21 ед.), Сырдарьинском районе Сырдарьинской области (с 27 ед. до 56 ед.), Алтыарыкском (с 1 ед. до 19 ед.) и Кувинском (с 2 ед. до 17 ед.) районах Ферганской области.

Положительные изменения в социально-экономическом развитии приграничных районов Узбекистана, привлечение отечественных и иностранных инвесторов, организация и развитие территориально-производственных кластеров, повышение экспортного потенциала территорий создают предпосылки для развития приграничной торговли и тесного межрегионального сотрудничества.

При этом реализация механизма приграничной торговли в Узбекистане должна осуществляться путем:

- заключения в установленном порядке международных договоров и соглашений о приграничной торговле между Республикой Узбекистан и сопредельными государствами;

1 Выступление Президента Узбекистана Шавката Мирзиеева на совещании, посвященном деятельности Министерства иностранных дел и посольств нашей страны за рубежом. - http://www.ddsmfa.uz/ru/vystuplenie-prezidenta-uzbekistana-shavkata-mirziyo eva-na-soveshchanii-posvyashchennom-deyatelnosti

- создания уполномоченными органами государственной власти совместных координирующих органов по приграничной торговле и рабочих групп при них;

- создания рабочих групп по развитию приграничной торговли в рамках межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Приоритетными направлениями эффективного размещения производств в приграничных районах на долгосрочный период могут стать:

- создание новых промышленных производств и вспомогательных объектов в отдаленных районах с учетом их трудового потенциала, природных и местных сырьевых ресурсов;

- формирование во всех регионах многоотраслевой промышленности, базирующейся на современных имитационно-инновационных производственных технике и оборудовании и, обеспечивающих переход к новым стандартам качества;

- формирование региональных инновационно-производственных нетрадиционных «точек роста» на основе высокотехнологичных предприятий с вовлечением в производственную кооперацию субъектов предпринимательства, университетов, научных институтов и центров.

При этом необходимо учитывать возможности возникновения определенных рисков:

- убыточность и прекращение деятельности предприятий, чья продукция неконкурентоспособна и имеет высокую себестоимость;

- повышение межрайонной дифференциации по производству и экспорту готовых промышленных товаров.

Таким образом, в целях организации мероприятий по взаимодействию приграничных регионов, а также расширению побратимских отношений между городами предлагается формирование и развитие двустороннего взаимодействия в таких сферах, как реконструкция связывающей регионы автомобильной дороги, взаимовыгодная поставка сельскохозяйственной, в первую очередь, плодоовощной продукции, организация курсов повышения квалификации специалистов приграничных районов в различных отраслях экономики и социальной сферы, развитие сотрудничества в сфере медицины и культуры. В то же время необходимо расширение побратимских отношений между городами путем подписания меморандумов о торгово-экономическом, научно-техническом, социально-культурном сотрудничестве, а также плана мероприятий на среднесрочный период по реализации соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве между городами-побратимами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.