Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АУДИТА В РФ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ'

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АУДИТА В РФ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
463
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
АУДИТ / АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САНКЦИИ / ИЗМЕНЕНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудаева Л.К., Нурмухамедова Х.Ш.

В результате политического противостояния между Россией и Западными странами в лице ЕС, США, Великобритании, Канады, Швейцарии, Японии и др. происходит ужесточение ранее введенных и введение новых санкций. Сфера аудита также была затронут этим процессом, т.к. в России, на фоне санкций и коронавирусной инфекции, изменились требования к предоставлению отчетности, меняются условия требующие проведения обязательного аудита и многое другое. Происходящие изменения негативно сказываются на количестве аудиторских организаций и аудиторов в Российской Федерации и их доходах. Хотя большинство организаций выдержали разумный уровень изменений и сбоев, пандемия Covid-19 перевернула нормальную деловую деятельность с ног на голову. Организации по всему миру были вынуждены переключиться, спеша подготовить в основном удаленную рабочую силу, отреагировать на сокращение бюджета и скорректировать стратегии на 2021 год, чтобы остаться на плаву. Многие организации приспособились к этой новой норме. Но перед аудиторскими организациями теперь стоит задача справляться с новыми рисками, вызванными ужесточением санкции и изменением законодательства. Однако с изменениями приходят инновации, и, когда период бушующей пандемии уже позади, важно смотреть в будущее, чтобы подготовиться к тому, что может потребоваться от аудита в течение следующих 12 месяцев. В работе перечислены современные направления развития в сфере аудиторской деятельности, раскрыты происходящие в регулировании аудита нормативные изменения. Кроме проблем, связанных с санкциями, короновирусной инфекцией, отмечены такие проблемы развития аудита в России как: кадровый вопрос и слабая развитость методологии аудиторской деятельности. В этой статье мы исследуем процесс развития аудита в России в сложившихся, но быстроменяющихся условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND PROSPECTS OF AUDIT DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC SANCTIONS

As a result of the political confrontation between Russia and Western countries represented by the EU, USA, Great Britain, Canada, Switzerland, Japan, etc. there is a tightening of previously imposed and the introduction of new sanctions. The scope of audit was also affected by this process, because in Russia, against the background of sanctions and coronavirus infection, reporting requirements have changed, conditions requiring mandatory audit are changing, and much more. The ongoing changes have a negative impact on the number of audit organizations and auditors in the Russian Federation and their income. Although most organizations have withstood a reasonable level of change and disruption, the Covid-19 pandemic has turned normal business activities upside down. Organizations around the world have been forced to switch, rushing to prepare a mostly remote workforce, respond to budget cuts and adjust strategies for 2021 to stay afloat. Many organizations have adapted to this new norm. But audit organizations now face the task of coping with new risks caused by tougher sanctions and changes in legislation. However, with change comes innovation, and when the period of the raging pandemic is over, it is important to look to the future to prepare for what may be required from the audit over the next 12 months. The paper lists the current trends of development in the field of auditing, discloses the regulatory changes taking place in the regulation of auditing. In addition to the problems associated with sanctions, coronavirus infection, such problems of audit development in Russia as: personnel issues and poor development of audit methodology were noted. In this article, we examine the process of audit development in Russia in the prevailing but rapidly changing conditions. we examine the process of audit development in Russia in the prevailing but rapidly changing conditions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АУДИТА В РФ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ»

УДК: 657.6

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АУДИТА В РФ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ

Дудаева Л. К., студент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: liza.dudaeva.01@mail.ru НурмухамедоваХ.Ш., к.э.н., доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: banuin@mail.ru

Аннотация. В результате политического противостояния между Россией и Западными странами в лице ЕС, США, Великобритании, Канады, Швейцарии, Японии и др. происходит ужесточение ранее введенных и введение новых санкций. Сфера аудита также была затронут этим процессом, т.к. в России, на фоне санкций и коронавирусной инфекции, изменились требования к предоставлению отчетности, меняются условия требующие проведения обязательного аудита и многое другое.

Происходящие изменения негативно сказываются на количестве аудиторских организаций и аудиторов в Российской Федерации и их доходах. Хотя большинство организаций выдержали разумный уровень изменений и сбоев, пандемия Covid-19 перевернула нормальную деловую деятельность с ног на голову. Организации по всему миру были вынуждены переключиться, спеша подготовить в основном удаленную рабочую силу, отреагировать на сокращение бюджета и скорректировать стратегии на 2021 год, чтобы остаться на плаву. Многие организации приспособились к этой новой норме. Но перед аудиторскими организациями теперь стоит задача справляться с новыми рисками, вызванными ужесточением санкции и изменением законодательства.

Однако с изменениями приходят инновации, и, когда период бушующей пандемии уже позади, важно смотреть в будущее, чтобы подготовиться к тому, что может потребоваться от аудита в течение следующих 12 месяцев.

В работе перечислены современные направления развития в сфере аудиторской деятельности, раскрыты происходящие в регулировании аудита нормативные изменения. Кроме проблем, связанных с санкциями, короновирусной инфекцией, отмечены такие проблемы развития аудита в России как: кадровый вопрос и слабая развитость методологии аудиторской деятельности. В этой статье мы исследуем процесс развития аудита в России в сложившихся, но быстроменяющихся условиях.

Ключевые слова: аудит, аудиторская деятельность, санкции, изменение, законодательство.

FEATURES AND PROSPECTS OF AUDIT DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC

SANCTIONS

Dudaeva L. K., student

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: liza.dudaeva.01@mail.ru Nurmukhamedova H.Sh., PhD in Economics, Associate Professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: banuin@mail.ru

Abstract. As a result of the political confrontation between Russia and Western countries represented by the EU, USA, Great Britain, Canada, Switzerland, Japan, etc. there is a tightening of previously imposed and the introduction of new sanctions. The scope of audit was also affected by this process, because in Russia, against the background of sanctions and coronavirus infection, reporting requirements have changed, conditions requiring mandatory audit are changing, and much more.

The ongoing changes have a negative impact on the number of audit organizations and auditors in the Russian Federation and their income. Although most organizations have withstood a reasonable level of change and disruption, the Covid-19 pandemic has turned normal business activities upside down. Organizations around the world have been forced to switch, rushing to prepare a mostly remote workforce, respond to budget cuts and adjust strategies for 2021 to stay afloat. Many organizations have adapted to this new norm. But audit organizations now face the task of coping with new risks caused by tougher sanctions and changes in legislation.

31

However, with change comes innovation, and when the period of the raging pandemic is over, it is important to look to the future to prepare for what may be required from the audit over the next 12 months.

The paper lists the current trends of development in the field of auditing, discloses the regulatory changes taking place in the regulation of auditing. In addition to the problems associated with sanctions, coronavirus infection, such problems of audit development in Russia as: personnel issues and poor development of audit methodology were noted. In this article, we examine the process of audit development in Russia in the prevailing but rapidly changing conditions. we examine the process of audit development in Russia in the prevailing but rapidly changing conditions.

Keywords: audit, audit activity, sanctions, amendment, legislation.

В ответ на военное вторжение России в Украину 24 февраля 2022 года правительства всего мира очередной раз быстро ввели санкции против России и Беларуси. Глобальная координация санкций включала ЕС, США, Великобританию, Канаду, Швейцарию, Японию, Австралию и Тайвань. Это усилило волатильность рынка и хрупкую среду перед лицом растущих опасений по процентным ставкам. Теперь ужесточение санкций является более заметным предвестником целого ряда более неоднозначных последствий второго порядка. Цепочки поставок нарушены; цены на энергоносители и товары стремительно растут; а быстрый рост инфляции заставляет экономистов предсказывать повышенный риск рецессии.

Санкции и экспортный контроль на сегодняшний день были широкими, охватывая энергетический сектор, а также нацеленные на российские банки, экспорт высоких технологий, активов и выпуск российских суверенных долговых обязательств и акций. Расширение санкций может затронуть широкий спектр товаров, поскольку Россия является крупным экспортером металлов и

сельскохозяйственных товаров.

Сфера аудита также была затронута, т. к. в России, на фоне санкций и коронавирусной инфекции, изменились требования к предоставлению отчетности, меняются условия требующие проведения

обязательного аудита, США запретили

оказывать услуги бухучета, аудита и консалтинга в России и многое другое.

В этой статье мы исследуем процесс развития аудита в России в сложившихся, но быстроменяющихся условиях.

«Кризис 2020 года затронул практически всех клиентов аудиторских компаний и вынудил их искать любые возможные резервы сокращения затрат, в числе которых оказались и аудиторско-консалтинговые услуги. Клиенты стали отказываться от инициативного аудита, откладывая его на более поздние сроки» [1].

В течение 2021гг. аудиторским организациям потребовалось во многом менять привычные условия своей работы: справляться с возникшим дисбалансом, продлевать ранее заключенные договора, переносить сроки их исполнения. Это было обусловлено приостановками в трудовых режимах субъектов хозяйствования и последовавшим за ним изменением сроков сдачи финансовой отчетности.

Многие фирмы проводят по крайней мере некоторые из своих аудиторских процедур удаленно, что создает новые риски для заданий. Удаленная среда делает общение особенно сложной задачей. Когда аудиторы находятся на месте, они могут легко посетить офис финансового директора или другого персонала, если им нужен ответ на вопрос. При удаленном аудите специалисты-практики должны взять на себя обязательство получать ту же информацию, даже если это замедляет процесс.

Обмен информацией и документами может стать еще одной проблемой, с которой сталкиваются практикующие специалисты при проведении удаленных аудитов. Время от времени сотрудники аудиторских компаний проводили аудиторские процедуры, делясь экранами с клиентами через звонки Zoom или Microsoft Teams. В других случаях для обмена документами используются защищенные облачные порталы. Завершение аудита может быть непростым для фирм и клиентов аудита, которые не владеют этой технологией.

Просмотр документов во время видеоконференции или на портале может помочь аудиторам почувствовать себя комфортно. Но дополнительные усилия по-прежнему необходимы для проверки подлинности документов. Чтобы убедиться, что документы не изменены, практикующие специалисты могут использовать технологию передачи видео, чтобы наблюдать, как клиенты сканируют документы для отправки аудитору.

Ужасные экономические обстоятельства, возникшие в результате пандемии, сделали дополнительный акцент на непрерывности деятельности как аудиторов, так и составителей отчетности.

Это всегда важно, но в такое время, этому уделяется гораздо больше внимания, и это становится гораздо более важным аудиторским мероприятием. Последующие события также анализируются в ходе каждого аудита, чтобы обеспечить обнаружение и раскрытие важных изменений, которые произошли между окончанием отчетного периода и выпуском финансовой отчетности. Нестабильная среда пандемии требует более тщательного изучения на предмет значительных убытков или обесценения активов. Стали ли какие-либо из их крупных дебиторских задолженностей безнадежными из-за того, что один из их

крупных доноров столкнулся со значительным финансовым спадом из-за СО"УШ-19 и не может заплатить. Важно, чтобы аудиторы учитывали риск финансового рынка и кризис, в котором мы находимся, при проведении последующих процедур событий. Они должны учитывать влияние и СО"УШ-19 и санкций на эти процедуры.

Касательно 2021г., то в указанном году обязательному аудиту подверглось уже меньшее число компаний, чем в более ранний период, т. к. Федеральным законом от 29.12.2020 №476 [2] были изменены критерии обязательного проведения аудита финансовой отчетности. Если до 2021г. «обязательному аудиту подвергались компании с выручкой свыше 400млн.руб., или если сумма ее активов превышала 60 млн.руб.» [3] (согласно Закону «Об аудиторской деятельности» [3]), то с 2021г. уже с выручкой свыше 800млн.руб., или если сумма ее активов превышала 400 млн.руб. [2]. Поскольку в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ [4] к малому предпринимательству относятся субъекты с доходом менее 800 млн.руб., то малый бизнес был выведен из-под обязанности обязательного проведения аудита. Происходит сужение круга лиц, подлежащих обязательному аудиту.

Происходящие изменения негативно отражаются на количестве аудиторских организаций и аудиторов в Российской Федерации, сокращая его. Так, по данным контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций

саморегулируемых организаций аудиторов, согласно опубликованной на сайте Минфина информации [5] количество имеющих право на осуществление аудиторской деятельности аудиторских организации за 2018-2021гг. снизилось с 4,1 до 3,4 тыс. т. е. снижение составило более 17% (табл.1).

На 01.01.19 На 01.01.20 На 01.01.21 На 31.12.21

Имеют право на осуществление аудиторской деятельности -всего, тыс. 4,7 4,5 4,2 3,9

в том числе

аудиторские организации 4,1 3,9 3,6 3,4

из них

организации, в штате которых имеется аудитор с единым аттестатом 2,0 1,9 1,8 1,8

индивидуальные аудиторы 0,6 0,6 0,6 0,5

Аудиторы - всего, тыс. 19,5 18,8 17,5 17,0

из них

сдавшие квалификационный экзамен на получение единого аттестата 4,3 4,7 4,6 4,6

Размер объема оказанных аудиторских услуг аудиторскими компаниями к концу 2021г. вырос с 57,1 до 62 млрд.руб. (в 2020г. прирост составил 4,9%, а в 2021г. - еще 3,5%) (рис.1), однако объем доходов от аудита,

приходящийся на 1 млн. руб. выручки клиентов имел тенденцию снижения с 261 руб. в 2019г. до 247 руб. в 2021г. (в 2020г. сокращение составило 1,1%, а в 2021г. - еще 4,3%) (рис.2).

Рисунок 1. Объем оказанных аудиторских услуг за 2019-2021 гг., млрд. руб. Источник: [5]

Рисунок 2. Объем доходов от аудита, приходящийся на 1 млн. руб. выручки клиентов за 2019-2021 гг., руб.

Источник: [5]

2022 год начался значительно лучше, -

отложенный на время кризиса спрос на

аудиторские услуги возобновился заказчиками, и аудиторские компании смогли частично компенсировать потери

прошлых лет, но очередное ужесточение санкций со стороны стран Запада заставляет Правительство нашей страны вновь менять экономические условия хозяйствования экономических субъектов.

Разрушительность экономических

санкций, вводимых западными странами в последние годы, связывают

информированностью их спецлужб благодаря «Большой аудиторской четверке» (PricewaterhouseCoopers, Deloitte Touche Tohmatsu, Ernst & Young и KPMG) [6]. В связи с чем необходимо ограничить доступ иностранных аудиторских компаний на российский рынок, что является одним из важнейших элементов обеспечения национальной безопасности.

«Глобальный единый общий

экономический мир явным образом распадается на закрытые кластеры. Россия не может претендовать на формирование собственного такого кластера, если она не обеспечит в его пространстве доминирование собственных юридических и хозяйственных правил. Ликвидация олигополии «большой аудиторской четверки», в этом смысле, является для РФ безусловно обязательной задачей» [7].

Кроме перечисленных современных направлений развития в сфере аудиторской деятельности следует отметить и другие происходящие в регулировании аудита нормативные изменения.

Так, 12 марта 2021 г. в Закон об аудиторской деятельности внесены поправки, действующие с 20 марта 2021 года, уточняющие порядок и сроки хранения документов. Теперь «документы (их копии) на бумажном носителе и (или) электронные документы, полученные или составленные при оказании аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, а также данные, содержащиеся в них и внесенные в базы данных, аудиторы должны хранить после года, в котором документы были получены или составлены либо внесены в базы данных (если иное не

установлено другими федеральными законами):

1) при оказании аудиторских услуг - не менее 5 лет;

2) при оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг - не менее 3 лет» [3].

Кроме того, установлен прямой запрет для субъектов аудиторской деятельности хранить документы и их копии на бумажном носителе, электронные документы, а также размещать базы данных за пределами России [3].

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) - была упразднена [8]. Теперь Федеральное казначейство осуществляет внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, НПФ, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний и публично-правовых компаний. Обновлен

административный регламент по контролю. Уточнено, какие документы запрашиваются в ходе проверок.

Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2021 г. N 2407 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1009» [9] в Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. N 1009 «Об утверждении Положения о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральном государственном контроле (надзоре)» были внесены очередные

изменения. Правительство РФ уточнило один из видов контроля, проводимого Федеральным казначейством (его территориальными органами). Речь идет о внешнем контроле деятельности

аудиторских компаний, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям. Урегулированы вопросы оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия. Определен ключевой показатель оценки деятельности

Федерального казначейства (его

территориальных органов) по госконтролю.

Теперь Министерство финансов Российской Федерации будет определять порядок ведения реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям [10]. Кроме того, отменен госреестр СРО аудиторов.

Полномочия по регулированию аудиторской деятельности переданы с 1 января 2022 г. ЦБ РФ.

А 22 февраля 2022 «Госдума приняла в первом чтении законопроект,

предусматривающий отмену обязательного аудита для части непубличных акционерных обществ (АО). Документ был инициирован правительством РФ» [11]. Отменили обязательный аудит сначала для СМП, теперь - для АО. Соответственно, достаточно будет десяток крупных аудиторских фирм, которых будет контролировать казначейство.

Кроме рассмотренных выше проблем, основными проблемами развития аудита в Росси остаются по-прежнему:

- кадровый вопрос: аудиторская деятельность требовательна к квалификации и ее периодическому подтверждению, требует сдачи сложного

квалифицированного экзамена, в свою очередь уровень заработной платы не

соответствует уровню требований к профессии;

- слабая развитость методологии аудиторской деятельности.

Положительно на развитии аудита должно сказаться проведение цифровизации и развитие технологий. Аудиторы также внедряют новые технологии, помогающие им лучше выявлять риски, даже если они меняются. Многие фирмы используют «аналитику всей бухгалтерской книги», которая анализирует деятельность клиента в течение всего года, чтобы выявить риски, которые специалистам-практикам

необходимо изучить более тщательно. Технологию можно запрограммировать так, чтобы она помечала такие аномалии, как:

-операции, совершенные в нерабочее время;

-транзакции чуть ниже порога, требующего одобрения руководства;

-периоды перехода ключевого персонала, например, новый сотрудник заменяет увольняющегося контролера;

-круглые числа, появляющиеся в транзакциях или записях журнала.

Эта технологическая платформа или инструмент может помочь определить любые аномалии, которые могут возникнуть, будь то процессы утверждения или человек, который работал в этот конкретный период времени, может быть, кто-то одновременно ввел и одобрил транзакцию.

Таким образом, перспективы развития аудита в нашей стране не безоблачные. Но в мире нет неподвижности, все имеет цикл развития. И руководству нашей страны предстоит утвердить еще немало нормативных документов, для стабилизации условий аудиторской деятельности после стабилизации, обладающих

турбулентностью сегодня условий.

Список используемых источников

[1] Аудиторский рынок 2021: последствия пандемии и перспективы развития отрасли. - URL: https://delprof.ru/press-center/experts-pubs/ (дата обращения: 27.05.2022).

[2] Федеральный закон от 29.12.2020 N 476-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ (дата обращения: 27.05.2022)

[3] Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-Ф3 (ред. от

30.12.2021) «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ (дата обращения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27.05.2022)

[4] Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от

02.07.2021) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/(дата обращения:

27.05.2022)

[5] Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2021 г. - URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/(дата обращения: 27.05.2022).

[6] «Большая четверка» аудиторов - спрут, накрывший весь мир. - URL: httpsy/russtratm/analytics/^ara обращения: 27.05.2022)

[7] Национальная безопасность России и аудит -URL: https://russtrat.ru/analytics/(дaтa обращения: 27.05.2022)

[8] Указ Президента РФ от 02.02.2016 N 41 (ред. от 15.05.2018) «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово -бюджетной сфере». - URL: http ://www.consultant. т/(дата обращения: 27.05.2022)

[9] Постановление Правительства РФ от 23.12.2021 N 2407 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1009». - URL: https://sudact.ru/law/(дaтa обращения: 27.05.2022)

[10] Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2021 г. N 1993 «О внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации». - URL: http ://www.consultant. ru/cons/(дaтa обращения: 27.05.2022)

[11] Непубличные акционерные общества освободили от обязательного аудита. - URL: https://its. 1c.ru/db/newscomm/^ara обращения: 27.05.2022)

= V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.