ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА
УДК 657
ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ УЧЕТА В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЛИНГА
Н.С. НЕЧЕУХИНА,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита E-mail: [email protected] Уральский государственный экономический университет
В статье показана роль контроллинга, который в условиях кризиса выступает стержнем, вокруг которого объединяются все основные элементы организации и управления деятельностью современного предприятия.
Автор, систематизировав виды моделей, выделил три этапа моделирования учета, на которых составляются соответствующие им модели для исследования учетных событий в предметных областях финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия.
В статье доказывается, что применение экономико-математического моделирования учета в системе контроллинга позволяет прежде всего создать для промышленного предприятия множество вариантов моделей учетного процесса с учетом интеграции управленческого учета, бухгалтерского учета, финансового учета, производственного учета и выбрать наиболее оптимальный.
Ключевые слова: контроллинг, интегрированная концепция управления предприятием, инструментарий, инновации, конкурентоспособность, информационные потоки, стратегические управленческие решения, инновационность, методы моделирования учетных событий, аутсорсинг, ко-сорсинг, информационно-аналитическое обеспечение, процесс моделирования, математическое моделирование ожидаемых значений входных учетных событий, алгоритмизация, цикл моделирования учета.
Экономическая среда в настоящее время крайне нестабильна. В условиях финансового кризиса повышаются требования к гибкости управления. Для обеспечения управляемости системы управления необходимы новые методы, соответствующие сложности внешней и внутренней сред предприятий. Особое значение в данной ситуации приобретает контроллинг как функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической функции в менеджменте, обеспечивающее принятие оперативных и стратегических управленческих решений.
Контроллинг как новейшая концепция управления бизнесом в условиях нестабильной рыночной среды приобретает все более значимую роль, что обусловлено целым рядом следующих факторов:
- неустойчивостью условий и характеристик внешней среды;
- ростом объема информации и значимости обеспечения оперативных, тактических и стратегических управленческих решений;
- усложнением систем управления;
- повышением интернационализации рыночных отношений и предпринимательской деятельности;
- потребностью практики в комплексной методической и инструментальной базах для поддержки основных функций менеджмента;
- усилением функции координации в процессе подготовки принятия и реализации предпринимательской деятельности [2].
Исходя из главной теоретической посылки о том, что контроллинг - это процесс управления управленческими намерениями и действиями в рамках всего промышленного предприятия, на сегодня он представляет собой один из лучших систематизаторов масштабных потоков информации о движении экономической сферы в рамках предприятия с целью координации принимаемых управленческих решений. Контроллинг пронизывает все секторы жизнедеятельности промышленного предприятия, и для достижения результата они все должны работать интегрированно.
На наш взгляд, контроллинг может более эффективно применяться в ведущих направлениях деятельности предприятия: в управлении производством, в материально-техническом обеспечении производства, в управлении сбытом, в маркетинге. Как отмечают руководители, внедрение системы контроллинга на предприятии позволяет выявлять отклонения фактических показателей от плановых и своевременно их корректировать.
Инновационность системы контроллинга заключается в том, что он дает возможность владеть ситуацией по управлению предприятием в любой момент времени и принимать решения в считанные минуты. Это позволяет на ранней стадии идентифицировать возможные риски и своевременно принимать меры по их устранению [3].
Вопросы организации контроллинга должны решаться индивидуально для каждого промышленного предприятия с учетом особенностей и специфики его деятельности. Следует отметить, что ряд зарубежных и отечественных специалистов выделяет три способа организации контроллинга.
Первый - это создание в структуре управления промышленным предприятием службы контроллинга. Данный способ организации контроллинга обладает следующими преимуществами:
- сотрудники предприятия хорошо знакомы с внутренней организацией предприятия и отраслевыми особенностями бизнеса;
- полученные навыки и опыт остаются внутри предприятия;
- руководство предприятия может использовать службу контроллинга как «площадку» для профессионального роста и карьерного развития будущих управленческих кадров.
Второй способ - это использование аутсорсинга (англ. outsourcing - выполнение всех или части функций по управлению предприятием сторонними специалистами), т.е. полная или частичная передача функции контроллинга специализированной фирме или внешнему консультанту.
Наконец, третий вариант - ко-сорсинг. Он заключается в том, чтобы создать органы контроллинга в рамках предприятия, но в некоторых случаях привлекать экспертов специализированной фирмы или внешнего консультанта.
Не всем предприятиям, как считают специалисты, целесообразно создавать собственную службу контроллинга. Потенциальные преимущества использования аутсорсинга и ко-сорсинга включают:
- возможность использовать услуги экспертов в различных областях;
- доступ к высокопрофессиональным управленческим кадрам;
- гибкость в вопросе привлечения ресурсов (например, при внедрении новой системы не придется расширять штат менеджеров или отвлекать ресурсы от выполнения других проектов);
- доступ к передовым технологиям и методикам управления прибылью предприятия.
К аутсорсингу и ко-сорсингу прибегают различные предприятия. Это могут быть как малые и средние предприятия, у которых нет достаточных финансовых ресурсов для создания собственного подразделения, так и крупные предприятия.
Цели, задачи и функции службы контроллинга, ее структура в большей степени, чем у других функциональных подразделений, зависят от позиционирования данной службы в структуре промышленного предприятия и от характера взаимодействия с вышестоящими руководителями и руководителями подразделений этого же уровня управления.
Основные функции и задачи контроллинга
Функция Содержание
Планирование Информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок). Формирование и совершенствование всей «архитектуры» системы планирования. Установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования. Координация процесса обмена информацией. Координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию. Проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость. Составление сводного плана предприятия
Учет Своевременная регистрация свершившихся учетных событий. Разработка и ведение системы внутреннего учета. Регламентирование процедур учетного процесса. Контролирование достоверности учетной информации. Реализация рациональной взаимосвязи с управленческим, бухгалтерским учетом. Контроль за качественным состоянием организационной и технической базы регистрации учетных событий
Контроль и регулирование Определение величин, контролируемых во временном и содержательном разрезах. Сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели. Определение допустимых границ отклонений величин. Анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений
Информационно- аналитическое обеспечение Разработка архитектуры информационной системы. Стандартизация информационных носителей и каналов. Предоставление цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление организацией. Сбор и систематизация наиболее значимых для принятия решений данных. Разработка инструментария для планирования контроля и принятия решений. Консультации по выбору корректирующих мероприятий. Обеспечение экономичности функционирования информационной системы
Специальные функции Сбор и анализ данных о внешней среде: рынках денег и капиталов, конъюнктуре отрасли, правительственных экономических программах. Сравнение с конкурентами. Обоснование целесообразности слияния с другими фирмами или открытия (закрытия) филиалов. Проведение калькуляции для особых заказов. Расчеты эффективности инвестиционных проектов
В таблице представлены основные функции и задачи контроллинга.
Возрастание роли системы контроллинга в управлении промышленным предприятием требует научного подхода к решению проблемы рациональной организации и функционирования учета.
Учетную функцию контроллинга целесообразно представить как определенным образом упорядоченную в рамках внутреннего стандарта систему процедур определения, сбора, измерения, регистрации и обработки учетной информации о свершившихся учетных событиях - фактах финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия.
Ч. Хорнгрен, Дж. Фостер, Ш. Датар [4] предлагают об эффективности учетной системы судить по уровню достижения следующих показателей безошибочности регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации:
1) наличие - отражены действительно существующие операции;
2) полнота - отражены все реальные операции;
3) арифметическая точность - все операции правильно подсчитаны;
4) разноска по счетам - все операции правильно разнесены по соответствующим бухгалтерским счетам;
5) формальная разрешенность - на каждую операцию получено общее или специальное формальное разрешение;
6) временная определенность - все операции отнесены к надлежащему отчетному периоду;
7) представление и раскрытие данных в отчетности - все данные правильно суммированы и обобщены, соблюдены установленные требования относительно порядка и объема раскрытия информации в отчетности [1].
Кроме того, при формировании системы учета должно быть учтено следующее:
- организационная структура учетных подразделений;
- обязанности и полномочия работников, осуществляющих ведение учета и подготовку отчетности;
- формально установленные процедуры санкционирования хозяйственных операций;
- организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;
- порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, подготовки периодической бухгалтерской отчетности;
- качественное информационное обеспечение.
На российских промышленных предприятиях, как показывает анализ, в структурах контроллинга выделяют группу (сектор) учета данных, который обеспечивает менеджмент предприятия качественной учетной информацией.
Следует отметить, что о качестве учетной информации можно судить по таким критериям, как:
- необходимость, которая характеризуется содержательностью учетной информации, степенью ее использования в оперативных и стратегических целях управления;
- достаточность, которая характеризуется полнотой охвата, количественного или качественного описания учетного события;
- истинность - достоверность (доказательность и обоснованность) и надежность (определяется источником получения, качеством технических средств измерения и контроля, технологии получения, обработки и хранения управленческой информации) учетных данных;
- своевременность получения учетной информации.
Повышенная потребность менеджеров промышленного предприятия в точной и полной учетной информации при разработке и принятии управленческих решений обусловливает применение в учете математического моделирования.
Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватило все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки. Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принес методу моделирования ХХ в. Однако методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться роль моделирования как универсального метода научного познания.
Термин «модель» широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений. Рассмотрим только такие «модели», которые являются инструментами получения знаний.
Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале.
Под моделированием понимается процесс построения, изучения и применения моделей. Оно тесно связано с такими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и др. Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез.
Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания.
Необходимость использования метода моделирования определяется тем, что многие объекты
(или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать или вовсе невозможно, или же это исследование требует много времени и средств.
Процесс моделирования включает три элемента:
1) субъект (исследователь);
2) объект исследования;
3) модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.
Проникновение математики в экономическую науку связано с преодолением значительных трудностей. В этом отчасти была «повинна» математика, развивающаяся на протяжении нескольких веков в основном в связи с потребностями физики и техники. Но главные причины лежат все же в природе экономических процессов, в специфике экономической науки.
Большинство объектов, изучаемых экономической наукой, может быть охарактеризовано кибернетическим понятием «сложная система».
Наиболее распространено понимание системы как совокупности элементов, находящихся во взаимодействии и образующих некоторую целостность, единство. Важным качеством любой системы является эмерджентность - наличие таких свойств, которые не присущи ни одному из элементов, входящих в систему. Поэтому при изучении систем недостаточно пользоваться методом их расчленения на элементы с последующим изучением этих элементов в отдельности. Одна из трудностей экономических исследований состоит в том, что почти не существует экономических объектов, которые можно было бы рассматривать как отдельные (внесистемные) элементы.
Сложность системы определяется количеством входящих в нее элементов, связями между этими элементами, а также взаимоотношениями между системой и средой. Экономика предприятия обладает всеми признаками очень сложной системы. Она объединяет огромное число элементов, отличается многообразием внутренних связей и связей с другими системами (внешняя среда, экономика поставщиков, экономика потребителей и т.д.).
Сложность экономики иногда рассматривалась как обоснование невозможности ее моделирования, изучения средствами математики.
Но такая точка зрения в принципе неверна. Моделировать можно объект любой природы и любой сложности. Как раз сложные объекты представляют наибольший интерес для моделирования; именно здесь моделирование может дать результаты, которые нельзя получить другими способами исследования.
Потенциальная возможность математического моделирования любых экономических объектов и процессов не означает, разумеется, ее успешной осуществимости при данном уровне экономических и математических знаний, имеющейся конкретной информации и вычислительной технике. Хотя нельзя указать абсолютные границы математической формализуемости экономических проблем, всегда будут существовать еще неформализованные проблемы, а также ситуации, где математическое моделирование недостаточно эффективно.
Уже длительное время главным тормозом практического применения математического моделирования в экономике является наполнение разработанных моделей конкретной и качественной информацией. С одной стороны, точность и полнота первичной информации, реальные возможности ее сбора и обработки во многом определяют выбор типов прикладных моделей. С другой - исследования по моделированию экономики выдвигают новые требования к системе информации.
Математические модели экономических процессов и явлений более кратко можно назвать экономико-математическими моделями. Для классификации этих моделей используются разные основания.
По целевому назначению экономико-математические модели делятся на теоретико-аналитические, используемые в исследованиях общих свойств и закономерностей экономических процессов, и прикладные, применяемые в решении конкретных экономических задач (модели экономического анализа, прогнозирования, управления).
В соответствии с общей классификацией математических моделей они подразделяются на функциональные и структурные, а также включают промежуточные формы - структурно-функциональные.
Таким образом, моделирование, являясь универсальным методом научного познания, предполагает изучение какого-либо объекта (процесса) посредством создания совокупности моделей, обладающих основными характеристиками и свойствами изучаемого объекта. С помощью моделирования можно накапливать, обобщать и хранить сведения об информационной системе, создавая модели посредством их настройки на параметры объекта исследования. От качества исходной информации об объекте моделирования зависят как адекватность модели, так и достоверность результатов моделирования. Экономическое моделирование является воспроизведением экономических объектов и процессов в ограниченных, малых, экспериментальных формах и искусственно созданных условиях.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время существует множество используемых промышленными предприятиями моделей, а также задач, для решения которых они наиболее пригодны. Так, например, физическая модель представляет то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Аналоговая модель представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. В математической модели используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события [2].
Создание и использование моделей позволяют понять структуру и взаимодействие объекта с окружающим миром (понимание), научиться определять наилучшие способы управления объектом (управление), а также прогнозировать последствия воздействия на объект (прогнозирование).
В учетных системах промышленного предприятия наибольшее распространение получили математические модели, описывающие учетное событие или учетный процесс с помощью уравнений, неравенств, функций и других математических средств.
Различают математические модели: с количественными характеристиками, записанными в
Математическое
моделирование
ожидаемых Алгоритмизация Программирование значении
значений выходных
входных учетных событий учетных событий
Рис. 1. Обобщенная схема компьютерного математического моделирования учета в системе контроллинга
виде формул; числовые модели с конкретными числовыми характеристиками; логические, записанные с помощью логических выражений, и графические, выраженные в графических образах. Модели, реализованные с помощью электронно-вычислительных машин, называют машинными или электронными.
Применение электронно-вычислительной техники в моделировании учета в системе контроллинга промышленного предприятия представлено на рис. 1.
Систематизировав виды моделей, мы выделили три этапа моделирования учета, на которых составляются соответствующие им модели для исследования учетных событий в предметных областях финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия.
Этапы моделирования учета изображены на рис. 2.
Концептуальная модель ориентирована на определение ожидаемых значений учетных событий в предметной области финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Объекты концептуальной модели в предметной области размещаются таким образом, что становится наглядной их иерархическая подчиненность и уровень связи между ними.
Логическая модель формируется из концептуальной путем выделения особо важных учетных событий финансово-хозяйственной деятельности предприятия, их детализации и формализации.
Логическая модель, формализующая взаимосвязи ведущих факторов, влияющих на значения свершенных учетных событий в выделенной предметной области, на языке математики называется математической моделью.
С помощью математических методов такая модель преобразуется в алгоритмическую, задающую последовательность действий, реализующих достижение поставленной цели. На основе
1-й этап Определение учетных событий предметной Концептуальные
деятельности и их общие закономерности модели
1 г 1 г
Уточнение
2-й этап характеристики учетных событий и ведущих факторов, влияющих на их свершенность Логические
модели
1 г
3-й этап Проведение детального Алгоритмические
моделирования модели
Рис. 2. Этапы моделирования учета в системе контроллинга
алгоритмической модели создается компьютерная программа, являющаяся той же алгоритмической моделью, только представленной на языке программирования.
В целом цикл моделирования учета в системе контроллинга промышленного предприятия имеет свои специфические особенности, обусловленные последовательностью и содержанием этапов экономико-математического моделирования.
Важнейшим моментом первого этапа моделирования учета в системе контроллинга является четкая формулировка конечной цели построения модели, а также определение критерия, по которому будут сравниваться различные варианты решения. Определяющими на этом этапе служат сущность проблемы, принимаемые предпосылки и допущения. Этот этап также включает выделение важнейших черт и свойств моделируемого объекта и абстрагирование от второстепенных.
Вторым этапом моделирования учета в системе контроллинга является выбор наиболее рационального математического метода для решения задачи. Базовыми моделями для моделирования учета служат методы теории вероятностей, теоретической и математической статистики. Процесс построения модели обеспечивает выбор типа экономико-математической модели, возможность ее применения в данной задаче, определение круга переменных и параметров и форму связей. Лучшей моделью является не самая сложная и самая
похожая на реальное событие или процесс, а та, которая позволяет получить самое рациональное решение и наиболее точные результаты. В итоге на данном этапе формализуется учетная проблема в виде конкретных математических зависимостей и отношений.
Третьим этапом моде -лирования учета в системе контроллинга является оценка полученного результата и его исследование менеджерами в принятии управленческих решений. Если полученные результаты не соответствуют реальным условиям финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия, то необходим анализ причин несоответствия. После того как причина определена, в модель должны быть внесены соответствующие коррективы, и решение задачи повторяется.
Мы согласны с мнением профессора А.Д. Шеремета [5], который считает, что экономико-математическая модель может быть сконструирована только на основе глубокого теоретического исследования экономической сущности процесса, только в этом случае математическая модель будет адекватна действительному экономическому процессу, будет объективно отражать его.
Применение экономико-математического моделирования учета в системе контроллинга позволяет:
- создать для промышленного предприятия множество вариантов моделей учетного процесса с учетом интеграции управленческого учета, бухгалтерского учета, финансового учета, производственного учета и выбрать наиболее оптимальный;
- усовершенствовать технологию регистрации, накопления и обработки учетной информации на основе рациональной организации взаимодействия организационной, технической и вычислительной техники и применения современных информационных и компьютерных технологий;
8
международный бухгалтерским учет
- решить принципиально новые учетные задачи посредством математического моделирования, которые иными средствами решить практически невозможно;
- повысить уровень автоматизации учета за счет четкого разделения учетных обязанностей и использования специального программного продукта по вводу данных о свершившихся учетных событиях и формированию отчетов;
- обеспечить менеджеров предприятия необходимой и качественной учетной информацией для принятия управленческих решений.
В заключение подчеркнем, современное состояние российской экономики заставляет промышленные предприятия осваивать инновационные виды управления, позволяющие повышать конкурентоспособность предприятия и его продукции. Внедрение в практику управления системы контроллинга значительно повышает уровень менеджмента предприятия и обеспечения руководителей необходимой информацией для эффективного управления предприятием и его структурными подразделениями. Для экономического прогнозирования, предвидения развития
экономических процессов, а также выработки управленческих решений на всех уровнях хозяйственной иерархии необходимо использовать практические задачи экономико-математического моделирования.
Список литературы
1. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/10): приказ Минфина России от 12.12.2010. № 167н.
2. Планирование и контроллинг: учеб. по специальности «Менеджмент организаций» / Ю.П. Анискин, А.М. Павлова. 3-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2007. 280 с.
3. Пыткин А.Н. Теория и методология взаимосвязи стратегического и оперативного контроллинга. Екатеринбург: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2009. 162 с.
4. Хорнгрен Ч., Фостер Дж., Датар Ш. Управленческий учет. СПб.: Питер, 2006.
5. Шеремет А.Д. Управленческий учет: учеб. пособие. 2-е изд., испр/ А.Д. Шеремет. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. 512 с.