Научная статья на тему 'Особенности и перспективы использования социальных технологий в обеспечении безопасности муниципальных образований'

Особенности и перспективы использования социальных технологий в обеспечении безопасности муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
428
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (МСУ) / МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SECURITY / NATIONAL SECURITY / LOCAL SELF-GOVERNMENT (LSG) / MUNICIPAL SECURITY / SOCIAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дятченко Л. Я., Хазов К. Н.

В статье рассматривается необходимость использования социальных технологий в деятельности органов местного самоуправления по обеспечению безопасности муниципальных образований. Определяются основные особенности и перспективы технологизации управленческой деятельности органов МСУ в сфере обеспечения муниципальной безопасности. Эта деятельность характеризуется как один из главных факторов построения демократического, безопасного и социально-ориентированного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дятченко Л. Я., Хазов К. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The important of using of social technologies for the local government bodies activity to ensure the safety of municipalities discussed in this article. The main features and prospects of administrative activity technologization of local government bodies in the field of municipal security determines as one of the key factors for building a democratically, safe and socially-oriented state.

Текст научной работы на тему «Особенности и перспективы использования социальных технологий в обеспечении безопасности муниципальных образований»

Серия Философия. Социология. Право. 2016. № 10 (231). Выпуск 36

УДК 316.334

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАНИЙ

FEATURES AND PROSPECTS OF SOCIAL TECHNOLOGIES IN THE SECURITY

PROVISION OF MUNICIPALITIES

Аннотация. В статье рассматривается необходимость использования социальных технологий в деятельности органов местного самоуправления по обеспечению безопасности муниципальных образований. Определяются основные особенности и перспективы технологизации управленческой деятельности органов МСУ в сфере обеспечения муниципальной безопасности. Эта деятельность характеризуется как один из главных факторов построения демократического, безопасного и социально-ориентированного государства.

Resume. The important of using of social technologies for the local government bodies activity to ensure the safety of municipalities discussed in this article. The main features and prospects of administrative activity technolo-gization of local government bodies in the field of municipal security determines as one of the key factors for building a democratically, safe and socially-oriented state.

Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, органы местного самоуправления (МСУ), муниципальная безопасность, социальные технологии.

Keywords: security, national security, local self-government (LSG), municipal security, social technologies.

В настоящее время, одной из важнейших задач стоящих перед органами местного самоуправления, является обеспечение безопасности своей территории.

В последнее десятилетие вопросам безопасности на различных уровнях и в различных сферах уделялось особое внимание со стороны ученых и практиков [Загребнев, 2010].

Само исследование такого явления, как «безопасность» никогда не утрачивает свою актуальность, поскольку каждый из нас в своей повседневной жизни сталкивается с самыми разнообразными и многочисленными рисками и угрозами своей жизнедеятельности.

В то же время предпринимаемые на международном и государственном уровне меры по обеспечению безопасности не приносят ожидаемого от них качественного результата. Протекающие сегодня в мире процессы и вызванные ими последствия далеки от состояния, которое можно было бы назвать «безопасностью». Социальные и религиозные противоречия, локальные вооруженные конфликты, терроризм, угрозы регионального, техногенного и природного характера стали неотъемлемой, и уже отчасти привычной ситуацией для большинства людей живущих в XXI веке.

В сложившихся условиях для решения задач построения безопасного, демократического и социально-ориентированного государства необходима разработка новых управленческих механизмов, применение которых в достаточной степени сможет обеспечить безопасность государства, а также защитить его граждан.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт, обеспечение безопасности государства, невозможно без решения данной задачи на уровне местных сообществ.

Вопросы обеспечения безопасности на муниципальном уровне актуальны и в нашей стране, поскольку большая часть населения России проживает именно на территории муниципальных образований. Кроме того, местное самоуправление является наиболее территориально близкой к населению формой организации публичной власти. Естественно, что обеспечение муниципальной безопасности является предметом всестороннего исследования различных наук.

Несмотря на это, сегодня взгляды на обеспечение муниципальной безопасности не систематизированы, а большинство теоретических разработок касается безопасности на национальном уровне. Таким образом, степень разработанности проблем муниципальной безопасности явно недостаточна [Устинов, 2011].

При этом в настоящее время в научных кругах идет дискуссия о целесообразности использования самого понятия «муниципальная безопасность». Так, по мнению некоторых современных авторов, закрепление термина «муниципальная безопасность», необходимо с целью повышения ответственности органов местного самоуправления перед населением и государством в области обеспечения прав и законных интересов человека [Мышкин, 2006]. Другие авторы считают закрепление термина «муниципальная безопасность», по крайней мере, дискуссионным [Бондарь, 2009].

В соответствии с современными научными представлениями, муниципальная безопасность, представляет собой состояние защищенности муниципального образования, при котором обеспечива-

Л.Я. Дятченко, К.Н. Хазов L.Y. Dyatchenko, K.N. Hazov

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 Belgorod State National Research University, 85 Pobeda St., Belgorod, 308015, Russia

E-mail: djаtchenko@Ъsu.edu.ru; [email protected]

Серия Философия. Социология. Право. 2016. № 10 (231). Выпуск 36

ется его целостность, устойчивое развитие и относительная самостоятельность за счет деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и граждан по защите интересов местного сообщества и его членов от угроз различного характера [Устинов, 2011].

Однако следует отметить, что термин «муниципальная безопасность» ни в Федеральном законе «О безопасности» ни в «Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», а также в каких либо иных нормативно-правовых актах своего отражения так и не получил.

Отсутствие нормативного закрепления и, как следствие этого, признания на государственном уровне значимости обеспечения муниципальной безопасности, на наш взгляд, ошибочно. В подтверждение значимости обеспечения муниципальной безопасности приведем мнение Т.Л. Силиной, которая утверждает, что система обеспечения безопасности государства реализуется через региональные и муниципальные уровни управления. А для ориентирования системы на успех ее нужно выстроить таким образом, чтобы федеральный и региональный компоненты «работали» на безопасность муниципальных образований. Поэтому к муниципальной безопасности следует относиться, как к управленческой деятельности [Силина, 2014].

Говоря о муниципальной безопасности, необходимо определить, что представляет собой современное муниципальное образование как административно-территориальная единица и как социальное явление.

Как административно-территориальная единица муниципальное образование представляет собой территорию, на которой в пределах своих полномочий органами местного самоуправления (далее -МСУ) осуществляется обеспечение безопасности, а также используется специфическая разновидность менеджмента, обеспечивающая функционирование и развитие муниципального образования. Как социальное явление муниципальное образование выступает в качестве одной из разновидностей территориальной организации социальной структуры общества, его социальных связей и взаимодействий.

Сегодня деятельность органов МСУ осуществляется в условиях становления системы местного самоуправления отвечающей потребностям построения современного демократического, безопасного и социально-ориентированного государства.

В связи с незавершенностью процесса становления системы местного самоуправления на территории муниципальных образований наблюдается рост социальной напряженности, связанный с неудовлетворительным решением многих жизненных проблем населения, низкой эффективностью применения социальных управленческих технологий для решения многих острых вопросов местного значения [Михайлов, 2006].

Одним из острых вопросов стоящих перед муниципальными образованиями сегодня, является обеспечение безопасности своей территории, что невозможно без использования социальных технологий, являющихся системой алгоритмически выстроенных, унифицированных процедур и операций организации людей, способствующих достижению целей управления. Необходимыми признаками этих операций является целесообразность, сознательность действий, упорядоченность и планомерность, расчлененность и дифференцированность действий, рациональность, научный подход и рефлексивность [Бабинцев, 2011].

Использование социальных технологий в настоящее время рассматривается как инновационная система методов выявления и использования скрытых социальных систем, получения общественно полезного результата при наименьших затратах. Социальные технологии, являясь связующим звеном между социологической теорией и методологией с одной стороны, и социальной практикой - с другой, обеспечивают научно обоснованный выбор оптимальных способов воздействия субъектов управления на объект с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей [Маргулян, 2010].

В первую очередь речь идет об использовании таких технологий как: целеполагание, прогнозирование и профилактика. Сегодня, на практике, применению таких технологий в управленческой деятельности органов МСУ уделяется недостаточное внимание, что связано с их наукоемкостью и низким уровнем технологической компетентности кадров. Например, в основе технологии прогнозирования лежит разработка научно обоснованных суждений о вероятных изменениях во внутренней и внешней среде муниципального образования, предвидение новых рисков и угроз, что требует от муниципальных служащих соответствующей квалификации. Важность технологии целеполагания зачастую и вовсе недооценивается муниципальными служащими. В таких условиях определение первоочередных целей обеспечения муниципальной безопасности осуществляется вышестоящими органами государственной власти, которые зачастую не учитывают муниципальную специфику.

Кроме того, речь идет о технологиях текущего функционирования системы муниципальной безопасности. Основными элементами технологий функционирования муниципальной безопасности является: анализ существующей проблемы, определение наиболее значимых задач, выбор наиболее оптимального способа решения задач, непосредственное принятие решения и закрепление его в программных документах муниципального образования. Такими программными документами, в частности, являются комплексные планы развития муниципального образования, муниципальные целевые программы обеспечения муниципальной безопасности, а также постановления органов МСУ. При этом программирование направлено на решение наиболее важных и сложных проблем, а планирование поэтапно охватывает все ступени функционирования системы обеспечения муниципальной безопасности.

Необходимо отметить важность использования органами МСУ технологий «управленческой рефлексии», которые предполагают оценивание и сопоставление имеющихся результатов, с заранее запланированными целями. По мнению А. В. Карпова, рефлексивность «входит в структуру личности руководителя на правах так называемого базового свойства, то есть свойства, имеющего наибольший структурный «вес» в системе других качеств личности руководителя. По отношению ко всем другим

Серия Философия. Социология. Право. 2016. № 10 (231). Выпуск 36

качествам рефлексивность выступает в качестве координирующего, организующего и интегрирующего начала» [Карпов, 2004].

Перспективы технологизации управленческой деятельности органов МСУ, заключаются в возможности качественно повысить уровень обеспечения муниципальной безопасности при помощи применения эффективных социальных технологий. При этом под эффективностью социальных технологий понимается характеристика итогов позитивной социальной деятельности системы местного самоуправления на территории муниципального образования, направленной на оптимальное использование комплекса ресурсов и достижение максимального социального результата, обусловленного повышением социального благополучия и самочувствия населения муниципального образования и развитием территории муниципального образования в соответствии с установленными целями [Михайлов, 2006]. Использование социальных технологий должно стать основой деятельности органов МСУ при обеспечении муниципальной безопасности, их применение позволит существенно повысить качество принимаемых решений при обеспечении муниципальной безопасности, сделав их продуманными и системными.

Подводя итог, отметим, что на сегодняшний день в России процесс становления системы местного самоуправления до конца не завершен, перед муниципальными образованиями продолжает стоять ряд острых нерешенных проблем, в том числе и проблема обеспечения безопасности своей территории.

При этом любая современная управленческая деятельность требует ее упорядочивания, выстраивания определенного алгоритма ее функционирования для решения сходных задач, и достижения желаемого результата. Именно в этом и кроется основная причина необходимости технологизации деятельности органов МСУ, в том числе и в области обеспечения безопасности. Только в случае применения социальных технологий органами МСУ обеспечение безопасности муниципальной территории будет осуществляться с учетом научно-обоснованного и выверенного алгоритма принятия решений с учетом специфики муниципального образования.

1. Бабинцев В.П. 2011. Теоретические основы исследования социальных технологий в управлении. В кн.: Технологии управления социальной сферой региона. Курск, КГМУ: 6-41.

Babintsev, V.P. 2001. Theoretical basis of the study of social technologies in management. In: Management technology of social sphere in a region. Kursk, KGMU: 6-41. (in Russian)

2. Бондарь Н.С. 2009. Местное самоуправление и конституционное правосудие: констшуционали-зация муниципальной демократии в России. М., НОРМА, 591.

Bondar N.S. 2009. Local self-governing and constitutional justice: constitutionalization of municipal democracy in Russia. M., NORMA, 591. (in Russian)

3. Загребнев С.А. 2010. Региональная безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации. Власть. 10: 90-92.

Zagrebnev S.A. 2010. Regional security in the Russian Federation national security system. Governance, 10: 90-92. (in Russian)

4. Карпов А.В. 2004. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М., Ин-т психологии РАН, 421.

Karpov A.V. 2004. Reflexive mechanisms psychology of performance. M., Institute of Psychology RAS, 421. (in Russian)

5. Маргулян Я.А. (ред.) 2010. Социальные технологии управления обществом: региональный уровень. СПб., С.-Петерб. акад. управления и экономики, 2010, 436.

Margulyan Ya.A (ed.) 2010. Social technologies of commun governance ity management: the regional level. SPb., Acad. Management and Economics, 2010, 436. (in Russian)

6. Михайлов В.О. 2006. Социальные технологии в деятельности муниципальных образований: эффективность и механизмы реализации. Дис. ... канд. социол. наук. М., 2006, 196.

Mikhajlov V.A. 2006. Social technologies in the performance of municipalities: efficiency and mechanisms of implementation. Dis. ... cand. sociology sciences. M., 2006, 196. (in Russian)

7. Мышкин В.С. 2006. Местное самоуправление в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: вопр. теории и практики. Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 189.

Myshkin V.S. Local self-governing in the Khanty-Mansiysk Autonomous District - Yugra: Theory and Practice. Dis. ... cand. law sciences. Cheliabinsk, 189. (in Russian)

8. Силина Т.Л. 2014. Сущность проблемы обеспечения муниципальной экономической безопасности. Фундаментальные исследования, 9 (5): 1077-1081.

Silina T.L. 2014. The essence of the problem of municipal economic security providing. Basic research, 9 (5): 1077-1081. (in Russian)

9. Устинов А.А. 2011. Муниципальная безопасность: понятие и структура. Электронная статья. URL: http://www.rusnauka.com/18_DSN_2011/Pravo/8_90417.doc.htm (22 марта 2015 г.)

Ustinov A.A. 2011. Municipal security: concept and structure. Electronic article. URL: http://www.rusnauka.com/18_DSN_2011/Pravo/8_90417.doc.htm (March 22, 2015). (in Russian)

Список литературы References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.