Особенности и перспективы энергетического сотрудничества России и Катара в газовой сфере
см о см
о
О!
о ш т
X
<
т О X X
Маркелова Эстер Александровна
аспирант, МГИМО (У) МИД России, [email protected]
В статье анализируются особенности российско-катарских отношений в области энергетики на примере газового сектора. Выделяются предпосылки и факторы интенсификации двустороннего сотрудничества, анализируются совместные инициативы по координации действий при производстве и поставках природного газа. Анализируется потенциал ФСЭГ как площадки для согласования стратегий газового экспорта России и Катара с целью контроля над ценами в условиях увеличения доли СПГ на глобальном рынке природного газа. Исследуются выгоды и риски трансформации ФСЭГ в «газовый картель» в общем контексте внешней политики Катара. Также в работе оцениваются перспективы российско-катарского сотрудничества в области производства и экспорта СПГ, которое рассматривается как «конкуренция партнеров».
Ключевые слова: российско-катарские отношения, энергетическое сотрудничество, природный газ, ФСЭГ, СПГ, Газпром, Новатэк, нефтегазовые компании
1. Предпосылки сотрудничества Катара и России в газовой сфере. ФСЭГ как площадка координации стратегий на глобальном газовом рынке: возможна ли «газовая ОПЕК»?
Интенсивность и содержание энергетического сотрудничества России и Катара предопределяются статусом этих государств на мировом газовом рынке. Так, по доказанным запасам природного газа Россия является абсолютным лидером (около 50 трлн. м3 по оценкам ОПЕК), Катар же занимает в этом рейтинге третье место (около 24 трлн. м3 по оценкам ОПЕК) [1]. В совокупности, запасы природного газа России и Катара составляют более 50% от общемирового показателя.
Что касается объемов ежегодной добычи газа, то здесь Россия и Катар тоже находятся в числе лидеров: в 2020 г. Россия добыла 638.5 млрд. м3, а Катар - 171,3 млрд. м3 (при этом Россия уступает только США, а Катар - США, Ирану и Китаю) [1].
В таких условиях перспективным направлением сотрудничества России и Катара в газовой сфере является координация действий обоих государств как крупнейших производителей природного газа в мире.
Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 2007 г., когда президент России В.В. Путин в рамках своего ближневосточного турне посетил Катар. В ходе этого визита катарские журналисты поинтересовались, как Путин оценивает предложение аятоллы А. Хаменеи создать «газовый картель» наподобие ОПЕК, высказанное им в беседе с секретарем Совета безопасности России И. Ивановым. Отвечая на вопрос, российский президент нашел эту идею «интересной», подчеркнув, что международное право не препятствует странам-производителям газа консультироваться и согласовывать свои подходы [2]. Более того, Путин указал, что Россия и Катар будут координировать свои действия в газовой сфере независимо от того, будет ли создан «газовая ОПЕК». При этом он указал на важность недопущения ошибок, с которыми столкнулись «другие подобные организации» (очевидно, имея в виду саму ОПЕК) [3].
Государства-члены ЕС и нефтегазовые компании Европы и США были обеспокоены перспективой возможного создания газового картеля. Предполагалось, что его организационной формой может стать созданный еще в 2001 г. Форум стран -
экспортеров газа (далее - ФСЭГ), где участниками являлись Россия, Катар, Иран и другие государства [4]. Однако эти опасения оказались напрасными: до сих пор ФСЭГ не превратился в «газовую ОПЕК», однако стал играть определенную роль в координации экспортной стратегии стран-участниц в газовом секторе.
Для этого в декабре 2008 г. ФСЭГ был преобразован в международную межправительственную организацию. У нее появился устав, согласно которому целью Форума стала защита суверенных прав на самостоятельное использование имеющихся у государств-участников запасов газа, распоряжение этими запасами в интересах собственных народов. Общими для всех приоритетами стали долгосрочные контракты, привязка цены газа к цене нефти, а также координация действий по недопущению дискриминации со стороны государств-потребителей [5].
Несмотря на наличие в составе ФСЭГ двенадцати государств, на долю которых приходится около 70% мировых запасов газа, неформальными лидерами Форума стали именно Россия и Катар. Примечательно, что идея придать ФСЭГ статус организации принадлежала В.В. Путину, а штаб-квартира ФСЭГ была создана в столице Катара Дохе. Решения России и Катара в рамках Форума часто принимались согласованно: например, в 2010 г. на десятой министерской сессии ФСЭГ представители обоих государств отклонили предложение сократить объемы поставок газа на мировые рынки с целью искусственного сокращения предложения [6].
При этом ФСЭГ так и не стал «газовой ОПЕК» -во многом в силу специфики мирового газового рынка и ценообразования на нем, которое в корне отличается от ценообразования на нефть и нефтепродукты. Согласованные действия участников потенциального газового картеля в текущих условиях не могут в той же степени влиять на цены, как это происходит в случае с действиями ОПЕК. На эту особенность неоднократно указывают российские и зарубежные эксперты [7, 8].
Основной причиной здесь является региональная фрагментация газовых рынков, вызванная объективной логистической особенностью - осуществлением поставок преимущественно с использованием трубопроводного транспорта. В результате, глобального рынка газа в подлинном смысле этого слова сегодня не существует, в силу чего регулировать цены на нем невозможно.
Однако ситуация в корне меняется с довольно интенсивным ростом мировой торговли сжиженным природным газом (далее - СПГ), которая в меньшей степени привязана к отдельным регионам с соответствующей транспортной инфраструктурой. Если на момент создания ФСЭГ в 2008 г. доля СПГ в мировой торговле газом составляла чуть более 6%, то в 2020 г. этот показатель уже
превышал 12% [9]. В перспективе данная динамика будет только усиливаться: по оценкам экспертов Shell, к 2040 г. доля СПГ будет составлять около 60-65% от общего уровня поставок газа [10]. Как следствие, глобализация газового рынка достигнет принципиально иного уровня, на котором влияние крупнейших производителей сжиженного газа на цены станет вполне реальным.
Представляется, что заинтересованность отдельных стран-участниц Форума в контроле над мировыми ценами на газ будет повышаться с учетом объективных характеристик развития рынка СПГ. По мере увеличения добычи и ввода в эксплуатацию новых заводов, терминалов, объектов инфраструктуры, предложение будет увеличиваться, что может создать избытки СПГ в отдельных регионах мира. Другая тенденция - рост спо-товой торговли, в рамках которой происходит отказ от долгосрочных контрактов, а цена на газ не привязывается к цене на нефть и нефтепродукты [11]. В итоге, как справедливо отмечает российский исследователь Е.С. Бирюков, рынок СПГ уже в ближайшее время перестанет быть рынком продавца и станет рынком покупателя [4].
В таких условиях цены на СПГ будут снижаться, что негативно скажется на экономике Катара, целиком и полностью зависящей от экспорта СПГ. За неимением альтернатив в виде магистральных трубопроводов, Катар потеряет значительную часть своих нефтегазовых доходов. Как следствие, правительство страны заинтересовано в поддержании цен на СПГ на высоком уровне [12]. Согласованность экспортной политики с другими ключевыми игроками - в первую очередь, с Россией - может позволить сохранить выгодные для Катара цены.
Отметим, что возможности координации цен на газ в рамках ФСЭГ ограничиваются некоторыми политическими факторами. Во-первых, два крупных экспортера газа, США и Австралия, не являются членами Форума, и вряд ли присоединятся к нему в обозримой перспективе. Во-вторых, три страны-участницы Форума - Россия, Иран и Венесуэла - находятся под санкционным давлением со стороны США. Катар, в свою очередь, вынужден балансировать между странами ОЭСР с одной стороны и Россией и Ираном - с другой стороны [13].
Однако, как справедливо указывает старший научный сотрудник по энергетической политике в Институте Ближнего Востока (США) Р. Маммадов, если страны ФСЭГ смогут преодолеть эти проблемы, в наибольшей степени от создания «газового картеля» выиграет Россия. По его мнению, Москва уже сыграла значимую роль в установлении мировых цен на нефть в рамках формата ОПЕК Плюс; если же удастся создать механизм контроля над ценами на газ, то «Россия сможет сыграть практически непревзойденную роль в
х
X
о
го А с.
X
го m
о
м о м
международной энергетической геополитике» [9]. Для экономики Катара, которая критически зависит от газовых экспортных доходов, это может означать уверенность в том, что Россия защитит «газовый картель» от возможных ценовых шоков, увеличив, тем самым, свой геополитический вес на Ближнем Востоке.
Впрочем, исследователи совершенно справедливо указывают, что в текущих геополитических условиях Россия вряд ли будет являться инициатором «газового картеля», поскольку сейчас ее доля на рынке СПГ не столь высока, чтобы выгоды от соглашений в рамках ФСЭГ были ощутимы [13]. Катар же, несмотря на объективную заинтересованность в управлении глобальным рынком СПГ, остается зависим от политических рисков. США, военные базы которых расположены на территории Катара, не одобрят подобный сговор крупнейших газовых производителей, что негативно скажется на катарско-американских отношениях, а значит, отчасти подорвет катарскую политику мно-говекторности [13]. В этой связи в краткосрочной перспективе наилучшей стратегией для Катара видится сохранение диалога с Россией и Ираном при одновременном укреплении экономических связей с США и другими странами Запада.
2. Катар и Россия на рынке СПГ. Риски и перспективы «конкуренция партнеров»
Второе направление отношений России и Катара в области газового сотрудничества касается производства и экспорта СПГ. Здесь также есть несколько факторов, определяющих динамику и содержание этих отношений, а также их перспективы.
Во-первых, Катар является крупнейшим в мире экспортером СПГ. По магистральным трубопроводам здесь экспортируется лишь 1-2% от общего объема добычи [14]. Катарский газ в сжиженном виде поставляется практически во все регионы мира, и в этом плане долгое время ни одно государство не создавало ему серьезной конкуренции.
Во-вторых, Россия в последнее десятилетие серьезно изменила свое положение на мировом рынке СПГ, навязав конкуренцию как Катару, так и другим традиционным экспортерам - Австралии, Малайзии, Нигерии (см. Рисунок 1). Так, в 2020 г. был экспортирован весь произведенный СПГ в объеме 30,2 млн. тонн [15]. Половина этого объема приходится на Европу, другая половина - на страны АТР. По сути, Россия стала новым игроком на рынке СПГ с высоким лидерским потенциалом.
120 100 80 60 40 20 0
~г
т
Катар
Австралия
США
Россия
Малайзия
I I I-1-1-1-1-1
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Рисунок 1. Динамика экспорта СПГ крупнейшими поставщиками, млрд. м3 (2010-2020) [16]
В таких условиях уже через десять лет, по прогнозам американского Центра стратегических и международных исследований (CSIS) лидерами в области поставок СПГ будут Катар (окло 190 млрд. м3.), США (около 140 млрд. м3) и Россия (около 68 млрд. м3) [17]. Австралия же, которая, как следует из данных на Рисунке 1, показала наиболее серьезную динамику экспорта СПГ за последнее десятилетие, не сможет сохранять эти позиции с учетом истощающихся запасов газа и нежеланием австралийских компаний выходить на глобальный рынок (традиционно они ограничиваются Юго-Восточной Азией) [17].
Уже сегодня конкуренция между этими тремя игроками разворачивается на европейском рынке
сбыта, где еще в 2018 г. Катар занимал первое место по поставкам СПГ, на втором находись США, на третьем - Россия. Через год ситуация изменилась: Россия поднялась на второе место, США опустились на третье, Катар же остался лидером. Но уже в 2020 г. Катар и Россия потеряли свои позиции: лидером по поставкам стали США, экспортировавшие в ЕС более 21 млрд. м3 газа [18].
Несмотря на успехи Катара и России в освоении рынков Азиатско-тихоокеанского региона (на которые у России приходится более половины поставок), усиление США в Европе невыгодно обеим странам [19]. Стремительная американская экспансия на газовый рынок (во многом обеспеченная «сланцевой революцией», которая имеет крайне неблагоприятные экологические последствия)
настораживает Катар как традиционного поставщика СПГ в различные регионы мира.
В условиях постоянно обостряющейся конкуренции на мировом рынке газа, в том числе в сегменте СПГ, России, как новому игроку, важно обрести союзников, чтобы оставаться конкурентоспособной в долгосрочной перспективе. Практика показывает, что таким союзником является Катар. Кооперация с мировым лидером в области СПГ (а также - партнером по ФСЭГ) может позволить России более эффективно конкурировать с Австралией, США и другими крупными экспортерами СПГ, расширять географию поставок [20].
Катарские эксперты отмечают, что потенциал конструктивного сотрудничества с Россией в газовой сфере ограничен рядом противоречий между экспортными интересами государств. В частности, Катар неизбежно потеряет часть китайского рынка по мере того, как Россия будет расширять поставки газа в Поднебесную по газопроводу «Сила Сибири». Аналогичным образом, расширение экспорта газа в Европу по новому газопроводу «Северный поток-2» снизит спрос на СПГ (в том числе, катарский) [21].
С другой стороны, оптимизм вселяет интенсивная динамика рынка СПГ: прогнозируется, что спрос на СПГ будет увеличиваться вне зависимости от того, сколько газа будут поставлять по трубопроводам [22]. Именно поэтому и Россия и Катар могут успешно объединять усилия, действуя согласованно на мировом рынке СПГ ко взаимной выгоде. В 2021 г. посол Катара в России Ахмед Аль Тани в интервью агентству Sputnik заявил, что присутствие обоих государств на одних и тех же рынках - проявление здоровой конкуренции, которая не мешает партнерским отношениям, а напротив, укрепляет их [23]. Схожее мнение выразил и министр энергетики Катара Саад Аль-Кааби, указавший, что в общие задачи России и Катара входит расширение своего присутствия на мировых газовых рынках, утверждение природного газа как «ключевого источника энергии на пути к низкоуглеродной экономике» [24].
Эксперты уже сегодня высказывают мнения, что Россия и Катар фактически координируют свои стратегии поставок СПГ в Европу с целью противодействовать растущему экономическому влиянию США [20]. Более того, как Россия, так и Катар стремятся обеспечить бурный рост производств сжиженного газа на своей территории.
Так, в 2018 г. Катар заявил о своем выходе из ОПЕК, мотивировав это решение желанием сконцентрироваться на добыче и экспорте природного газа. Министр энергетики Катара Саад Аль-Кааби заявил, что в ближайшие годы страна планирует поднять уровень добычи с 77 млн. тонн до 110 млн. тонн. Это станет возможным благодаря строительству компанией Qatar Petroleum двух новых заводов на базе восточной и южной частей северного
месторождения. Первый завод начнет функционировать к 2025 г. (именно за его счет будет обеспечен показатель в 110 млн. тонн), второй планируется запустить в 2027 г. (и обеспечить за его счет суммарный объем добычи газа в 127 млн. тонн) [25].
Россия тоже готовит амбициозные СПГ-про-екты в ближайшей перспективе. Согласно долгосрочной программе развития производства сжиженного природного газа, принятой правительством Российской Федерации в 2021 г., рост производства СПГ к 2035 г. будет обеспечен за счет таких строящихся проектов, как «Арктик СПГ-2» (проектная мощность - 19,8 млн. тонн) и «Портовая СПГ» (проектная мощность - 1,5 млн. тонн), а также вероятных проектов - таких, как «Обский СПГ» (предполагаемая мощность - 5-6 млн. тонн), «Дальневосточный СПГ» (предполагаемая мощность - 6,2 млн. тонн) и ряда других заводов, которые планируются к строительству российскими компаниями [26].
В процессе увеличения производственных мощностей российские и катарские компании могут успешно взаимодействовать, делиться опытом и специалистами, оказывать друг другу консультационную поддержку.
Так, по словам посла России в Катаре Н. Хо-лова, катарские компании при производстве СПГ используют американские технологии, в то время, как Россия может предложить своему ближневосточному партнеру собственные технологии, более удобные и дешевые. Технологическое сотрудничество, по его словам, уже осуществляется в рамках ФСЭГ, но для двусторонних отношений оно может быть особенно перспективным [27].
Катар, в свою очередь, может оказать серьезное содействие в освоении Россией новых рынков сбыта произведенного СПГ, учитывая колоссальный опыт катарских компаний в этой сфере. Примечательно, что, готовясь к запуску проекта «Ямал СПГ», российская нефтегазовая компания НО-ВАТЭК в 2016 г. обратилась к катарскому экспортному монополисту Qatargas за маркетинговым содействием и другой консультационной помощью в вопросах организации поставок СПГ, о чем заявил министр энергетики России А. Новак [28].
Эксперты также указывают, что сотрудничество с Катаром может облегчить России выход на рынок Японии, который имеет стратегическое значение с учетом планов японского правительства превратить страну в крупнейший центр газовой торговли в Азии [29]. Для России этот рынок важен потому, что она может предложить более низкие цены на СПГ, чем Катар или Австралия. В этой связи можно предположить, что взамен Россия может предоставить Катару доли в крупных нефтяных проектах, реализуемых «Роснефтью», а также оказать помощь Катару в его расширении на европейский рынок СПГ в рамках противодействия
х
X
о
го А с.
X
го m
о
м о м
CS
о
CS
0
01
о ш m
X
<
m О X X
американской экспансии. Дело в том, что Катар в условиях давления со стороны японских компаний-импортеров и других потребителей СПГ в Азии объективно заинтересован в диверсификации своих поставок, и особым объектом интереса здесь выступает Великобритания, а также государства Европейского союза [30]. Россия - давний игрок на европейском рынке природного газа, поэтому деловые связи российских нефтегазовых компаний могут быть полезны Катару.
Кроме того, Россия заинтересована в альянсе с Катаром еще и по политическим причинам. Как указывает старший аналитик Министерства энергетики РФ В. Воротников, Москва надеется получить выгоды из напряженности, сложившейся между Катаром и другими государствами Персидского залива. Вступив в альянс с Катаром, Россия получит возможность координировать торговлю на мировом рынке СПГ с одним из его крупнейших игроков. Эксперт отмечает, что подобная схема уже реализована с Ираном в отношении поставок газа трубопроводным транспортом [30].
Говоря о сотрудничестве России и Катара в газовом секторе, нельзя не отметить и важность бизнес-связей между отдельными компаниями. Так, «Газпром», «Лукойл», «Роснефть» и другие нефтегазовые компании из России активно инвестируют в газовый сектор Катара, действуя на основе соглашений, заключенных еще в 2007-2009 гг. с компанией Qatar Petroleum [31]. Представляется, что выгода от таких действий может состоять не только в получении прибыли, но и в обеспечении возможности влиять на экспортную политику Катара, направлять ее в нужном для Москвы направлении. Не менее значимы совместные проекты в более широком контексте экономического и военно-политического сотрудничества, что в целом отвечает национальным интересам как России, так и Катара.
Вывод
Энергетическое сотрудничество России и Катара на сегодняшний день во многом обусловлено статусом обоих государств как крупнейших в мире производителей и экспортеров природного газа (в том числе, в сегменте СПГ). Уже с 2007-2008 гг. Россия и Катар успешно взаимодействуют по газовым вопросам не только в двустороннем формате, но и в рамках Форума стран - экспортеров газа (ФСЭГ), где Россия является неформальным лидером.
По мере динамики рынка СПГ региональная фрагментация цен на газ постепенно нивелируется, в силу чего становится возможным говорить о формировании глобального газового рынка. В таких условиях ФСЭГ теоретически может трансформироваться в «газовый картель» для контроля над ценами путем ограничения добычи и других мер, которые активно используются ОПЕК на
нефтяном рынке. Однако в настоящее время ни России, ни Катару подобная трансформация невыгодна.
Более актуальным направлением сотрудничества сегодня является двустороннее взаимодействие и договоренности по таким вопросам, как расширение поставок на традиционные рынки, завоевание новых рынков (для России это Япония и другие страны АТР, для Катара - Европа), технологическое и маркетинговое сотрудничество.
Несмотря на то, что на многих рынках СПГ Катар и Россия напрямую конкурируют, текущая ситуация может быть охарактеризована как «партнерство конкурентов», при которых возможна координация действий в сферах, представляющих взаимный интерес (это взаимное инвестиционное участие в проектах по производству СПГ, торговля технологиями, недопущение усиление США и других общих конкурентов). Такая координация может осуществляться не только на межгосударственном уровне, но и в рамках взаимодействия нефтегазовых компаний России и Катара.
Сотрудничество России с Катаром (а также Ираном как членом «газовой тройки» ФСЭГ) является выгодным не только с экономической, но и с геополитической точки зрения. Согласование внешнеэкономических стратегий в области производства и экспорта природного газа с государствами Ближнего Востока усиливает роль России в регионе, поддерживая адекватный баланс сил. Кроме того, российско-катарское энергетическое сотрудничество интенсифицирует межгосударственные и деловые связи в более широком (экономическом, военно-политическом, гуманитарном) контексте. Конструктивное и всестороннее сотрудничество, безусловно, отвечает национальным интересам как России, так и Катара.
Литература
1. OPEC Annual Statistical Bulletin 2021 [Electronic source] // OPEC. Mode of access: https://www.opec.org/opec_web/en/publications/202. htm (accessed: 15.10.2021)
2. Бутрин Д. Энергогазават [Электронный ресурс] // КоммерсантЪ. 30.01.2007. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/737992 (дата обращения: 15.10.2021)
3. Fattah H. Putin Visits Qatar for Talks on Natural Gas and Trade [Electronic source] // The New York Times.13.02.2007. Mode of access: https://www.nytimes.com/2007/02/13/world/middleea st/13putin.html (accessed: 15.10.2021)
4. Бирюков Е.С. Форум стран-экспортеров газа - амбициозный проект с нераскрытым потенциалом // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. №10.
5. Mission and Objectives [Electronic source] // GECF official website. Mode of access:
https://www.gecf.org/about/mission-objectives.aspx (accessed: 15.10.2021)
6. Интервью генерального секретаря ФСЭГ Леонида Бохановского президенту ПИР-Центра Владимиру Орлову // Индекс безопасности. 2010. №3.
7. Finon D. Russia and the "Gas-OPEC". Real or Perceived Threat? // IFRI, NIS Center, 2007.
8. Шмагин А.Е., Максимова В.Ф. Формирование картеля стран - экспортеров газа: возможности и перспективы // Статистика и экономика. 2014. №62.
9. Mammadov R. Could a gas cartel become as powerful as OPEC? [Electronic source] // MEI. 6.06.2019. Mode of access: https://www.mei.edu/publications/could-gas-cartel-become-powerful-opec (accessed: 15.10.2021)
10.Shell LNG Outlook 2020 [Electronic source] // Shell. Mode of access: https://www.shell.com/energy-and-innovation/natural-gas/liquefied-natural-gas-lng/lng-outlook-
2020.html#iframe=L3dlYmFwcHMvTE5HX291dGxvb 2sv (accessed: 15.10.2021)
11. LNG Market Trends and Their Implications: IEA Technology report — June 2019 [Electronic source] // IEA official website. Mode of access: https://www.iea.org/reports/lng-market-trends-and-their-implications (accessed: 15.10.2021)
12. Арафат Али Жаргон. Катар и изменение его внешней политики: союзники и враги). Al Manhal, 2016.
13. Dirioz A.O., Erbil E. The Prospects of Natural Gas Organization in Light of Qatar's OPEC Exit: Some Critical Reflections // The Extractive Industries and Society. 2021. №2 (8).
14. MarketLine Industry Profile: Oil & Gas in Qatar // Oil & Gas Industry Profile: Qatar. June, 2021.
15.Итоговый отчет о результатах и основных направлениях деятельности Минэнерго России и отраслей ТЭК в 2020 году [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минэнерго России. Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/view-pdf/20322/154188 (дата обращения: 15.10.2021)
16. BP's Statistical Review of World Energy 2021 [Electronic source] // https://www.bp.com/en/global/corporate/energy-economics/statistical-review-of-world-energy.html (accessed: 15.10.2021)
17.Tsafos N. The Era of the Gas Mega-Players [Electronic source] // CSIS Report. 10.09.2019. Mode of access: https://www.csis.org/analysis/era-gas-mega-players (accessed: 16.10.2021)
18.Quarterly Report Energy on European Gas Markets // Market Observatory for Energy. 2020. №4 (13)
19.США стали главным поставщиком СПГ на рынок Европы [Электронный ресурс] // Прайм. Агентство экономической информации. Режим доступа:
https://1prime.ru/gas/20210517/833683654.html (дата обращения: 16.10.2021)
20. Hunter N. Qatar, Russia adjust tactics for European LNG exports in March [Electronic source] // S&P Global. Mode of access: https://www.spglobal.com/platts/en/market-insights/latest-news/natural-gas/040320-qatar-russia-adjust-tactics-for-european-lng-exports-in-march (accessed: 16.10.2021)
21. Навигационная неопределенность: реакция Катара на мировой газовый бум). Doha: Brookings Institute, 2015.
22.Global LNG outlook 2021-25 overview [Electronic source] // Bloomberg https://www.bloomberg.com/professional/blog/global-lng-outlook-2021-25-overview/ (accessed: 16.10.2021)
23. Посол Катара: Мы конкурируем с Россией на газовом рынке, но мы не «лояльны») [Электронный ресурс] // SputnikNews. 28.04.2021. Режим доступа:
https://arabic.sputniknews.com/arab_world/20210428 1048833363 (дата обращения: 16.10.2021)
24. Катар и Россия укрепляют сотрудничество в различных сферах энергетики) [Электронный ресурс] // Al-Sharq. 8.10.2019. Режим доступа: https://al-sharq.com/article/04/10/2019/ (дата обращения: 16.10.2021)
25. Катар нацелен на СПГ-лидерство [Электронный ресурс] // Нефтегаз.Ру. 12.02.2021. Режим доступа: https://neftegaz.ru/news/spg-szhizhennyy-prirodnyy-gaz/664322-katar-natselen-na-spg-liderstvo-prinyato-okonchatelnoe-investitsionnoe-reshenie-po-krupneyshemu-spg-/ (дата обращения: 18.10.2021)
26. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 марта 2021 г. № 640-р «Об утверждении Долгосрочной программы развития производства сжиженного природного газа в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
27.Совместные российско-катарские планы по развитию рынка природного газа) [Электронный ресурс] // SputnikNews. 20.03.2019. Режим доступа: https://arabic.sputniknews.com/russia/201903201039 879684 (дата обращения: 18.10.2021)
28. Россия: Новатэк заинтересован в сотрудничестве с Qatargas в области маркетинга СПГ) [Электронный ресурс] // Reuters. 3.06.2016. Режим доступа: https://www.reuters.com/article/oegbs-russia-qatar-ea7-idARAKCN0YP20Z (дата обращения: 18.10.2021)
29. Негиси М. Япония пересматривает условия закупки СПГ [Электронный ресурс] // Ведомости. 20.06.2016. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/06/2 1/646079-yaponiya-peresmatrivaet-usloviya-zakupki-spg (дата обращения: 18.10.2021)
30.Gerden E. Russia eyes Qatar in fight for global LNG market [Electronic source] // Gas Processing &
x x О го А С.
X
го m
о
м о м
CN O CN
0
01
LNG. Mode of access:
http://www.gasprocessingnews.com/columns/201808 /industry-perspectives.aspx (accessed: 18.10.2021)
31.Yetiv S., Oskarsson K. Challenged Hegemony The United States, China, and Russia in the Persian Gulf. Stanford: Stanford University Press, 2018.
Features and prospects of energy cooperation between Russia and
Qatar in the gas sector Markelova E.A.
MGIMO (U) MFA of Russia
The article analyzes the features of Russian-Qatari relations in the field of energy on the example of the gas sector. The prerequisites and factors for the intensification of bilateral cooperation are highlighted, joint initiatives for the coordination of actions in the production and supply of natural gas are analyzed. The potential of the GECF as a platform for coordinating gas export strategies of Russia and Qatar in order to control prices in the face of an increasing share of LNG in the global natural gas market is analyzed. The article examines the benefits and risks of transforming the GECF into a "gas cartel" in the general context of Qatar's foreign policy. The paper also assesses the prospects for Russian-Qatari cooperation in the production and export of LNG, which is considered as "competition between partners". Keywords: Russian-Qatari relations, energy cooperation, natural gas, GECF,
LNG, Gazprom, Novatek, oil and gas companies References
1. OPEC Annual Statistical Bulletin 2021 [Electronic source] // OPEC. Mode
of access: https://www.opec.org/opec_web/en/publications/202.htm (accessed: 10/15/2021)
2. Butrin D. Energogazavat [Electronic resource] // Kommersant. 30.01.2007.
Access mode: https://www.kommersant.ru/doc/737992 (date of access: 15.10.2021)
3. Fattah H. Putin Visits Qatar for Talks on Natural Gas and Trade [Electronic
source] // The New York Times. 13.02.2007. Mode of access: https://www.nytimes.com/2007/02/13/world/middleeast/13putin.html (accessed: 10/15/2021)
4. Biryukov E.S. Gas Exporting Countries Forum - an ambitious project with
undisclosed potential // Russian Foreign Economic Bulletin. 2015. No. 10.
5. Mission and Objectives [Electronic source] // GECF official website. Mode
of access: https://www.gecf.org/about/mission-objectives.aspx (accessed: 15.10.2021)
6. Interview of the FECC General Secretary Leonid Bokhanovsky to the PIR
Center President Vladimir Orlov // Security Index. 2010. No. 3.
7. Finon D. Russia and the "Gas-OPEC". Real or Perceived Threat? // IFRI,
NIS Center, 2007.
8. Shmagin A.E., Maksimova V.F. Formation of a cartel of gas exporting
countries: opportunities and prospects // Statistics and Economics. 2014. No. 6-2.
9. Mammadov R. Could a gas cartel become as powerful as OPEC?
[Electronic source] // MEI. 6.06.2019. Mode of access: https://www.mei.edu/publications/could-gas-cartel-become-powerful-opec (accessed: 10/15/2021)
10. Shell LNG Outlook 2020 [Electronic source] // Shell. Mode of access: https://www.shell.com/energy-and-innovation/natural-gas/liquefied-natural-gas-lng/lng-outlook-
2020.html#iframe=L3dlYmFwcHMvTE5HX291dGxvb2sv (accessed: 10/15/2021)
11. LNG Market Trends and Their Implications: IEA Technology report - June 2019 [Electronic source] // IEA official website. Mode of access: https://www.iea.org/reports/lng-market-trends-and-their-implications (accessed: 10/15/2021)
12. Arafat Ali Jargon. Qatar and the Change in Its Foreign Policy: Allies and
Enemies). Al Manhal, 2016.
13. Dirioz A.O., Erbil E. The Prospects of Natural Gas Organization in Light of Qatar's OPEC Exit: Some Critical Reflections // The Extractive Industries and Society. 2021. No. 2 (8).
14. MarketLine Industry Profile: Oil & Gas in Qatar // Oil & Gas Industry Profile: Qatar. June, 2021.
15. Final report on the results and main activities of the Ministry of Energy of Russia and the sectors of the fuel and energy complex in 2020 [Electronic resource] // Official website of the Ministry of Energy of Russia. Access mode: https://minenergo.gov.ru/view-pdf/20322/154188 (date of access: 15.10.2021)
16. BP's Statistical Review of World Energy 2021 [Electronic source] // https://www.bp.com/en/global/corporate/energy-economics/statistical-review-of-world-energy.html (accessed: 15.10 .2021)
17. Tsafos N. The Era of the Gas Mega-Players [Electronic source] // CSIS Report. 09/10/2019. Mode of access: https://www.csis.org/analysis/era-gas-mega-players (accessed: 10/16/2021)
18. Quarterly Report Energy on European Gas Markets // Market Observatory for Energy. 2020. No.4 (13)
19. The United States has become the main supplier of LNG to the European
market [Electronic resource] // Prime. Economic Information Agency. Access mode: https://1prime.ru/gas/20210517/833683654.html (date of access: 16.10.2021)
20. Hunter N. Qatar, Russia adjust tactics for European LNG exports in March
[Electronic source] // S&P Global. Mode of access: https://www.spglobal.com/platts/en/market-insights/latest-news/natural-gas/040320-qatar-russia-adjust-tactics-for-european-lng-exports-in-march (accessed: 10/16/2021)
21. Navigational Uncertainty: Qatar's Response to the Global Gas Boom). Doha: Brookings Institute, 2015.
22. Global LNG outlook 2021-25 overview [Electronic source] // Bloomberg https://www.bloomberg.com/professional/blog/global-lng-outlook-2021-25-overview/ (accessed: 16.10.2021)
23. Ambassador of Qatar: We compete with Russia in the gas market, but we
are not "loyal") [Electronic resource] // SputnikNews. 04/28/2021. Access mode:
https://arabic.sputniknews.com/arab_world/202104281048833363 (date accessed: 10/16/2021)
24. Qatar and Russia are strengthening cooperation in various fields of energy) [Electronic resource] // Al-Sharq. 8.10.2019. Access mode: https://al-sharq.com/article/04/10/2019/ (date accessed: 16.10.2021)
25. Qatar aims at LNG leadership [Electronic resource] // Neftegaz.Ru. 02/12/2021. Access mode: https://neftegaz.ru/news/spg-szhizhennyy-prirodnyy-gaz/664322-katar-natselen-na-spg-liderstvo-prinyato-okonchatelnoe-investitsionnoe-reshenie-po-krupneyshemu-spg-/ (date access: 10/18/2021)
26. Order of the Government of the Russian Federation dated March 16, 2021
No. 640-r "On approval of the Long-term program for the development of liquefied natural gas production in the Russian Federation" // ATP ConsultantPlus
27. Joint Russian-Qatari plans for the development of the natural gas market)
[Electronic resource] // SputnikNews. 03/20/2019. Access mode: https://arabic.sputniknews.com/russia/201903201039879684 (date accessed: 18.10.2021)
28. Russia: Novatek is interested in cooperation with Qatargas in the field of LNG marketing) [Electronic resource] // Reuters. 06/03/2016. Access mode: https://www.reuters.com/article/oegbs-russia-qatar-ea7-idARAKCN0YP20Z (date accessed: 18.10.2021)
29. Negishi M. Japan is revising the conditions for the purchase of LNG [Electronic resource] // Vedomosti. 06/20/2016. Access mode: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/06/21/646079-yaponiya-peresmatrivaet-usloviya-zakupki-spg (date accessed: 18.10.2021)
30. Gerden E. Russia eyes Qatar in fight for global LNG market [Electronic source] // Gas Processing & LNG. Mode of access: http://www.gasprocessingnews.com/columns/201808/industry-perspectives.aspx (accessed: 18.10.2021)
31. Yetiv S., Oskarsson K. Challenged Hegemony The United States, China,
and Russia in the Persian Gulf. Stanford: Stanford University Press, 2018.
o
HI
m x
3
<
m o x
X