УДК 691 Чарваев Д.А., Керкавов С.К., Оразов С.М.
Чарваев Д.А.
преподаватель,
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
(г. Ашхабад, Туркменистан)
Керкавов С.К.
студент,
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
(г. Ашхабад, Туркменистан)
Оразов С.М.
студент,
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
(г. Ашхабад, Туркменистан)
ОСОБЕННОСТИ И ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВОЗВЕДЕНИИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
Аннотация: от качества автомобильных дорог зависят безопасность движения, комфортность перевозки пассажиров, эффективность работы автомобильного транспорта в целом, срок службы дорожных конструкций. В статье рассматривается общие сведения о возведении земляного полотно.
Ключевые слова: преимущества глиноземистого цемента, особенности глиноземистого цемента, цемент.
Сеть автомобильных дорог в стране часто сравнивают с кровеносной системой живого организма, поэтому недаром девизом Международной ассоциации дорожных конгрессов (PIARC) вот уже многие годы является крылатая фраза: «Дорога — это жизнь».
Автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Искусственные дорожные сооружения — сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогонов животных в местах пересечения автомобильной дороги иными автомобильными дорогами, водоемами, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Комплекс инженерных сооружений автомобильной дороги принято подразделять на земляное полотно, дорожные одежды, искусственные сооружения, обустройство дороги, дорожные и транспортные здания и другие конструктивные элементы.
Типовые конструкции земляного полотна разрабатывается с учетом рельефа местности, почвенно-грунтовых, геологических, гидрологических и климатических условий. При наличии неблагоприятных условий земляное полотно возводят по индивидуальным проектам. К таким условиям относят: насыпи высотой более 12 м, выемки глубиной более 12 м, наличие слабых грунтов в основании насыпей, болота глубиной более 4 м, оползневые склоны, пересечения крутых и глубоких балок и оврагов, карстовые явления, избыточно засоленные грунты, селевые потоки, каменные обвалы, снежные лавины и т.д.
В последнее время в связи с поисками возможностей по повышению надежности, снижению стоимости строительства земляного полотна и уменьшению объемов насыпей применяют конструкции с армированным земляным полотном. Впервые такие насыпи были построены во Франции в целях уменьшения полосы земли, занимаемой дорогой, за счет увеличения крутизны
откосов. В дальнейшем оказалось, что кроме этого эффекта армирование повышает модуль упругости грунтов в 1,5...2 раза. Армирование производят стекловолокном, уложенным перпендикулярно оси дороги, или сплошным тонким покрытием из тканого или нетканого синтетического материала.
Одним из эффективных путей повышения надежности земляного полотна является применение более прочного материала при его устройстве. Значительно увеличивается прочность грунта при укреплении его различными, даже слабоактивными материалами (золой, молотым шлаком, бокситовым шламом и др.). Можно увеличить устойчивость слабых грунтов путем добавки другого грунта и получения оптимальной смеси по зерновому составу. Введение в грунт даже небольшого количества цемента или извести повышает его водостойкость в несколько раз. Увеличения прочности грунта достигают изменением его влажности и степени уплотнения. Прочность земляного полотна обеспечивается выбором его конструкции в соответствии с определенными условиями работы, применением устойчивых грунтов, защитой их от увлажнения или замерзания. Прочность земляного полотна во многом зависит от технологических параметров, основным из которых является обеспечение необходимой степени уплотнения грунтов. Прочность грунтов, как правило, тем больше, чем выше их плотность (при условии соответствия определенной влажности).
Прочность земляного полотна зависит и от других факторов, в частности от рационального расположения различных грунтов. Предпочтительнее грунты более устойчивые помещать в верхней части насыпей. Земляное полотно должно быть однородным в своей массе по физическому состоянию грунтов. Это определяется главным образом однородностью плотности и влажности грунтов. Повышение однородности грунта приводит к повышению надежности земляного полотна. Грунты, используемые для возведения насыпей, разделяют на четыре основные группы: скальные, добываемые путем разрушения естественных сплошных или трещиноватых скальных массивов, крупнообломочные, залегающие в естественных условиях в виде аллювиальных и делювиальных
отложений, песчаные, глинистые. Каждая из перечисленных групп имеет классификацию по разновидностям и своим особым характеристикам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ольховиков В. М. Строительство дорожных оснований. М.: Техполиграфцентр, 2008;
2. Силкин В. В. Технология и организация работ на производственных предприятиях дорожного строительства: М. 2005
Charvaev D.A., Kerkavov S.K., Orazov S.M.
Charvaev D.A.
Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)
Kerkavov S.K.
Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)
Orazov S.M.
Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)
FEATURES AND GENERAL INFORMATION ABOUT CONSTRUCTION OF ROADBED
Abstract: traffic safety, passenger transportation comfort, the efficiency of motor transport in general, and the service life of road structures depend on the quality of highways. The article discusses general information about the construction of the roadbed.
Keywords: advantages of alumina cement, features of alumina cement, cement.