УДК 371 (075)
ОСОБЕННОСТИ И НАЗНАЧЕНИЕ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА Е.А. Цихончик
В статье рассматриваются особенности и назначение когнитивной сферы личности подростка Ключевые слова: интеллект, мышление когнитивные процессы, подросток
'Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие, и все виды его деятельности: учебную, трудовую, игровую и общение.
Процессы социализации и
индивидуализации личности достаточно активны в подростковом возрасте и требуют от интеллектуальной деятельности подростка более высокого уровня: глубоких обобщений и
доказательств, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий.
В терминах современной когнитивной психологии с точки зрения глубинных психологических процессов интеллектуальное развитие понимается как целенаправленное формирование у субъекта под влиянием обучения когнитивных и метакогнитивных
репрезентативных структур, содержащих иерархизированные знания разного рода и представления о способах выполнения различных мыслительных действий, а также умения их практического осуществления, которое в дальнейшем становится средством познавательной деятельности субъекта [3] и создает предпосылки успешного развития личности подростка как субъекта собственной жизнедеятельности. Г оворя о развитии, мы подразумеваем процесс индивидуального психического развития и рассматриваем его как «целенаправленный и в то же время спонтанный процесс; вектор которого расположен всегда «вверх» и одновременно в стороны; это есть «развертывание» уже имеющихся, но «свернутых» до поры задатков, способностей, умений, качеств и в то же время возникновение новых «из ничего», из хаоса и т. п. » [1;9]. Это процесс «необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека» [4; 10].
В его основе существенной место занимает интеллект - разумение, понимание, постижение, который в самом широком смысле следует
Цихончик Елена Александровна - ВЭПИ, аспирант тел. (473) 220-87-70, e-mail: [email protected]
определять как относительную устойчивую структуру умственных способностей личности, где ведущими компонентами являются мышление, память, способность к разумному поведению в проблемных ситуациях [2].
Развитие интеллекта в интересующем нас возрасте имеет две стороны - количественную и качественную. Количественные изменения
проявляются в том, что подросток решает
интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения прежде всего характеризуются сдвигом в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает подросток, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных
процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдается именно в когнитивной сфере.
Интеллектуальные способности отражены и взаимодействуют со всеми сферами формирующейся личности и деятельности подростка и соответственно обусловливают их развитие, содействуют более успешному преодолению им кризиса возраста, приобретению ведущих личностных новообразований -самоопределения и самоотношения,
самовыражения, самоутверждения, самопознания и саморазвития.
В последнее время особенно
подчеркивается роль интеллектуальных способностей личности в общей успешности
деятельности; интеллект рассматривают как основу других способностей.
В психологических исследованиях отмечается, что особенно заметные изменения происходят в развитии мышления подростка. В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение
характера и форм учебной деятельности
формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Доверие педагога к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям его личности и способствует ее гармоничному развитию.
Основная особенность мыслительной деятельности подростка — нарастающая с каждым
годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретнообразным и абстрактным мышлением. Наглядные компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления. Поэтому при однообразии, односторонности или ограниченности наглядного опыта тормозится вычленение абстрактных существенных признаков объекта.
Ученые отмечают ряд особенностей развития наблюдательности, памяти, внимания в подростковом возрасте. В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому объекту. Отсутствие интереса, равнодушие к материалу приводит к поверхностному, легковесному, случайному восприятию окружающей
действительности.
Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание: развитие идет по пути усиления их произвольности; нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов [3, 6].
В подростковый период продолжается формирование навыков логического мышления (подросток использует логические конструкции и готовые понятия), а затем и теоретического мышления (подросток вскрывает связи и отношения между понятиями и выражает эти связи в суждениях): подросток способен достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать словесно; на основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления [4; 26]. Активно развиваются творческие способности подростка.
Ученые отмечают, что развитие когнитивных процессов у подростков достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Важно отметить, что интеллектуальные процессы становятся более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие подростка.
Особое значение в осмыслении роли интеллекта в развитии личности подростка играет воображение как «...процесс преобразования представлений, отражающий реальную
действительность и создание на этой основе новых представлений» [4,7]. Воображение выступает мощным фактором развития творчества,
креативности личности подростка и проявляется в том, что он пишет стихи, рисует, фантазирует. Такие занятия в ряде случаев помогают подростку снять напряженность, устранить внутренний конфликт, т. е. содействуют полноценному развитию личности.
Важной характеристикой уровня развития личности подростка и его интеллекта выступает речь. Анализируя, какие изменения происходят с развитием речи в подростковом возрасте, ученые утверждают, что развитие психических процессов речи - способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения,
высказывать мысли и аргументировать их, в значительной степени определяется особенностями развития мышления. Поэтому особое значение в развитии личности подроста приобретает
соединение и взаимопроникновение мышление мышления и речи.
Проведенный анализ позволяет утверждать, что интеллектуальное развитие ребенка в подростковом возрасте достигает весьма высокого уровня. Более того, закономерности развития мышления определяют в значительной степени особенности функционирования и
развития других психических процессов, влияют на содержание и ориентиры развития личности и деятельности (учеба, игра, труд, общение) подростка в целом. Ряд авторов считает даже, что именно в этот период интеллектуальные
возможности человека достигают своего
максимума.
Как видно, когнитивная структура личности подростка характеризуется
специфическими особенностями проявления и функционирования мышления, памяти, внимания, речи; обусловливает и влияет на успешность выполняемых подростком деятельностей, в
значительной степени определяет содержание и уникальность процесса и результата формирования и развития личности подростка.
Мы разделяем точку зрения М. А. Холодной в том, что с психологической точки зрения назначение когнитивной сферы личности человека - «создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности» [5; 9].
Литература
1. Абдалина Л.В. Психолого-акмеологическая модель развития психологического здоровья педагога / Л.В. Абдалина, С.А. Сысоева. Культура физическая и здоровье. №1, 2009. С. 47-49.
2. Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. Мн.: «Хэлтон», 1998. - 399 с.
3. Локалова Н.П. Уроки психологического развития для младших подростков. Вопросы психологии. № 1, 2003. С. 174
4. Психология подростка. Учебник. Под редакцией А.А. Реана. - СПб., 2003. - 480 с.
5. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
6. Комарова, Э.П. Эмоциональный контекст общения как фактор социально-нравственного развития личности [Текст] / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. № 3.2. - С. 160-163.
7. Коваль Н.А. Гуманитарная среда вуза как важная предпосылка профессионального становления
специалиста - Совершенствование психологопедагогической подготовки будущего учителя в свете модернизации системы Российского образования: Коллективная монография / Г. А. Ашихмина, Л. Д. Бобылева, О.В. Дрокина и др..; Отв. ред. В.Н. Яценко. -Мичуринск: МГПИ, 2005.
Воронежский экономико-правовой институт
FEATURES AND PURPOSE OF COGNITIVE INDIVIDUAL OF A TEENAGER E.A. Tsikhonchik
The paper considers features and purpose of cognitive individual of a teenager Key words: intelligence, thinking, cognitive, individual, teenager