Сенкевич Алла Владиславовна
кандидат философских наук, доцент Воронежский институт высоких технологий - АНОО ВО
(г. Воронеж, Российская Федерация)
УДК 37.032
ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
CHARACTERISTICS AND METHODS OF TEACHING PHILOSOPHY IN
THE MODERN UNIVERSITY
В данной статье обозначены содержательные акценты и методические приемы, апробированные в преподавании курса философии в техническом ВУЗе в условиях современного образовательного стандарта. Рассматриваются задачи и возможности философии в процессе духовно-нравственного развития студентов.
Ключевые слова: философия, этика, личность, саморефлексия.
This article describes some ideas and methods teaching of philosophy according to the new educational standard. There is shown the purposes and possibilities of philosophy to improve the morality of a student.
Key words: philosophy, ethics, personality, self-reflectiveness.
Важность и необходимость преподавания философии в высшей школе, к сожалению, начинает ставиться под вопрос при всех трансформациях отечественного образования в последние годы. Но каким бы выдающимся ни был инженер, менеджер, строитель или врач, он прежде всего является человеком, а значит, осознанно или неосознанно желает разобраться в вечных, фундаментальных проблемах человеческого бытия. Только философия может сформировать критичное мышление и рациональное отношение к вопросам смысла жизни и смерти, свободы и ответственности, познания и мироустройства; выработать гуманистические ориентиры в общении и практике. В этих условиях на преподавателя философии возлагается крайне важная и сложная задача: оказать ненавязчивое влияние на формирование мировоззрения молодых людей и не допустить господства псевдодуховности (сектантства, суеверий, неонацистских и прочих пагубных идеологий).
Согласно текущим требованиям ФГОС, выпускники ВУЗа в числе прочих
общекультурных компетенций должны обладать способностью использовать
основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции.
Это подразумевает стремление к нравственному самосовершенствованию,
способность понимать и анализировать философские проблемы, а также
готовность соблюдать этические нормы в отношениях человека с человеком,
53
обществом, окружающей средой. В совокупности это означает продолжение духовно-нравственного развития, основы которого заложены в семье и школьном образовании.
Для преподавателя высшей школы задача формирования данной компетенции предполагает учет ряда факторов. Во-первых, часто приходится не только дополнять знания ценностными ориентирами, но и исправлять сложившиеся ранее у молодежи модели поведения и особенности мотивации, восполнять пробелы школьного и семейного воспитания. Во-вторых, речь идет об активной социализации уже достаточно взрослых людей, имеющих некоторый жизненный опыт в разрешении моральных проблем. Следовательно, нужны особые методические приемы, позволяющие сочетать в процессе обучения критичность и самостоятельность мышления студента с корректностью и мудростью педагога.
В учениях многих выдающихся мыслителей не только содержатся принципы духовно-нравственного развития личности, но и раскрывается механизм их формирования. Прежде всего, заслуживает внимания определение личности, данное С.Л. Рубинштейном: личность - это не просто существо, пассивно пребывающее в окружающей среде, «личностью является лишь человек, способный выделить себя из своего окружения для того, чтобы по-новому, сугубо избирательно связаться с ним» [3, с. 638]. Такой человек имеет свои позиции, свое ярко выраженное творчески-преобразовательное отношение к объективно данной ему ситуации.
Разработанная Рубинштейном концепция субъекта и лежащий в ее основе принцип творческой самодеятельности указывают на потенциальную возможность, способность личности быть объединяющим центром, координатором составляющих своего жизненного пути. Проблемы, возникающие перед индивидом, оригинальны в силу неповторимости его судьбы, и их адекватное разрешение достигается при достаточном уровне личностной зрелости. Это предполагает размышление и последующее стремление организовать свою жизнь не подражательно, стандартно и усредненно, а в соответствии с собственными идеалами и планами.
Таким образом, первый шаг на пути морального самосовершенствования - это саморефлексия, готовность и способность анализировать свои чувства, намерения и поступки с точки зрения совпадения должного с сущим.
Методика, предложенная около двух с половиной тысяч лет назад Сократом, не устаревает и сегодня. Майевтика, включающая подсказки, уточнения, наводящие вопросы, пробуждает самосознание собеседника. Ему не навязывается истина, но намечается путь к ней. Один из друзей Сократа -
Никий - говорил об этом так: «Тот, кто вступает с Сократом в тесное общение и начинает с ним доверительную беседу, бывает вынужден, даже если сначала разговор шел о чем-то другом, прекратить эту беседу не раньше, чем незаметно для самого себя, отчитается в своем образе жизни как в нынешнее, так и в прежнее время. Когда же он оказывается в таком положении, Сократ отпускает его не прежде, чем допросит обо всем с пристрастием. Я получаю удовольствие от близкого общения с этим мужем и не считаю злом, если нам напоминают, что мы сделали что-то плохо или продолжаем так поступать» [2, с. 277]. Другой собеседник афинского мудреца был потрясен результатом беседы: «Мне казалось - нельзя больше жить, как я живу ... Он заставил меня признать, что я пренебрегаю самим собой» [2, с. 278].
Диалог с Сократом побуждал людей задуматься о мотивах и ценностях, которые определяют их поведение. Его метод помогает решить задачу формирования целостного мировоззрения современного студента, выработки у него активно-творческой жизненной позиции и способности к рефлексии.
Второе важное условие морального совершенствования личности -свобода выбора и осознание собственной ответственности. Значимость этого принципа и его реализация подробно рассматривались в «Опытах» М. Монтеня. По словам философа, нужно, чтобы воспитатель «с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус различных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит ко множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это ...» [1]. Проверкой усвоенного, как мудро отмечал Монтень, станет сама жизнь.
Практическая реализация данного метода возможна в ходе проблемной лекции или проблемного семинара. Общение со студентами строится таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками процесса подготовки, поиска и нахождения путей разрешения противоречий, созданных самим же преподавателем. Более того, сами студенты могут мысленно смоделировать ситуации неких моральных проблем и обсудить их возможные решения.
Наконец, третий необходимый принцип - сочувствие, преломляющееся как сострадание, толерантность, взаимность в отношениях между людьми. Этот принцип имеет множество вариаций в истории философии. Конфуцию принадлежит «золотое правило нравственности»: «Не делай другому того, чего
не желаешь себе». Кант сформулировал категорический императив поведения: поступать так, чтобы другой человек был бы целью, а не средством. Шопенгауэр призывал: «Никому не вреди и всем, сколько можешь, помогай». Работа в микрогруппах и дискуссия могут стать методической основой для проявления данных качеств.
Реализация воспитательных и образовательных целей в преподавании курса философии невозможна без двустороннего взаимодействия преподавателя и студента и подразумевает их диалог, а также интерактивное взаимодействие самих студентов.
Ни сам диалог, ни его необходимость в процессе преподавания не являются абсолютно новыми. Разработки данного метода и его теоретическое обоснование обнаруживаются в истории философии с древнейших времен и до современности. Умение ставить вопросы - это показатель профессионального искусства и предметной квалификации преподавателя. Через вопросы устанавливается обратная связь с обучаемым, определяется степень подготовленности студента к занятию, уровень усвоения учебного материала. Вопросы активизируют познавательный процесс, обращают внимание студентов на важные стороны изучаемых объектов.
Новшеством в данной педагогической технологии являются разнообразные варианты ее приложения к изучению ряда дисциплин.
Нужно отметить, что диалог далеко не всегда сводится к вопросно-ответной форме, исчерпывающей некий объем информации. Такая форма, безусловно, существует и оправдана, когда преподаватель владеет определенными фактами и требует их знания от студента. Грамотно поставленный вопрос необходимо включает вопросительное слово, ключевое слово и наводящую информацию.
Однако, там, где речь идет о совместном творческом постижении мировоззренческих вопросов, актуально не только это. Так, например, одной из педагогических «находок» выступает творческое задание, предлагаемое студентам по завершении изучения блока «История философии» в курсе философии. Им предлагается сформулировать вопрос, который они хотели бы задать кому-либо из мыслителей прошлого, и дать объяснение, почему именно данному философу адресован этот вопрос.
Как показывает практика, подобное задание вызывает большой интерес и дает несомненный положительный результат в воспитательном и учебном отношении. Во-первых, заданные вопросы обнаруживают степень знакомства студентов с творчеством и биографией того или иного деятеля. Во-вторых, они выявляют область интересов конкретного студента, его способность выделять и
формулировать проблему. В-третьих, проверка и последующий анализ студенческих работ дают значительный импульс мысли преподавателя. Последний сталкивается зачастую с новыми для себя проблемами, над которыми он раньше не задумывался. Пытаясь ответить как бы «от лица» ученых, мыслителей прошлого, преподаватель отнюдь не выступает истиной в последней инстанции. Он обращается к справочникам, научной литературе, собственным конспектам в поисках ответа. Таким образом, происходит диалог времен, поколений, жизненных позиций.
Иногда целесообразно отступить от жесткого деления учебных занятий на лекцию и семинар, чтобы сохранить живой интерес аудитории к обсуждаемым проблемам.
Таким образом, реализация требований ФГОС подразумевает целый ряд приемов и методов, направленных на формирование у студентов способности к саморефлексии, критичности мышления, осознания личной ответственности в ситуациях морального выбора и сочувствия как фундамента нравственности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Монтень М. О воспитании детей. Режим доступа: http://www.monten.ru/item/257.html (дата обращения - 28.03.2018.).
2. Платон. Лахет / Платон. Собр. соч.: В 4 т. - М.: Мысль, 1990. - Т.1. - 860 с.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. -720 с.
Борисова Марина Викторовна
кандидат педагогических наук АДИ ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет»
(г. Горловка, ДНР)
Юшков Никита Владимирович
студент
АДИ ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет»
(г. Горловка, ДНР)
УДК 374.7
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ В ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ
КАНАДЫ
EDUCATIONAL BARRIERS FACING ADULT LEARNERS IN
CANADA