Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ'

ОСОБЕННОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11211
907
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ НОРМА / КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ГИПОТЕЗА / ДИСПОЗИЦИЯ / САНКЦИЯ / CONSTITUTIONAL-LEGAL NORM / CONSTITUTION / CONSTITUTIONAL LAW / HYPOTHESIS / DISPOSITION / SANCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Милосердов Алексей Сергеевич

Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, посредством которых регулируется предмет конституционного права. Рассмотрение этих норм необходимо, поскольку без них невозможно охарактеризовать отрасль права. В научной литературе сложилось два подхода к характеристике особенностей структуры конституционно-правовых норм. Одни специалисты считают, что нормы конституционного права имеют усеченную структуру, отсутствует санкция, а иногда и гипотеза. Другие - придерживаются мнения о том, что конституционно-правовая норма имеет полную структуру и соответствует классическим представлениям о трех составляющих правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND CLASSIFICATION CONSTITUTIONAL LAW

Constitutional law is a set of legal rules by which the subject matter of constitutional law is regulated. Consideration of these rules is necessary, since without them it is impossible to characterize the branch of law. In the scientific literature, there are two approaches to characterizing the peculiarities of the structure of constitutional and legal norms. Some experts believe that the rules of constitutional law have a truncated structure, there is no sanction and sometimes no hypothesis. Others are of the view that the constitutional and legal rule has a complete structure and is consistent with classical perceptions of the three components of the legal rule (hypothesis, disposition and sanction)

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ»

OS4 ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА ^D

МИЛОСЕРДОВ Алексей Сергеевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права Международного юридическогоинститута, e-mail: miloserdov1@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Аннотация: Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, посредством которых регулируется предмет конституционного права. Рассмотрение этих норм необходимо, поскольку без них невозможно охарактеризовать отрасль права. В научной литературе сложилось два подхода к характеристике особенностей структуры конституционно-правовых норм. Одни специалисты считают, что нормы конституционного права имеют усеченную структуру, отсутствует санкция, а иногда и гипотеза. Другие - придерживаются мнения о том, что конституционно-правовая норма имеет полную структуру и соответствует классическим представлениям о трех составляющих правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция).

Ключевые слова: конституционно-правовая норма, Конституция, конституционное право, гипотеза, диспозиция, санкция.

MILOSERDOV Alexey Sergeevich,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Constitutional law of the International Legal Institute

FEATURES AND CLASSIFICATION CONSTITUTIONAL LAW

Annotation: Constitutional law is a set of legal rules by which the subject matter of constitutional law is regulated. Consideration of these rules is necessary, since without them it is impossible to characterize the branch of law. In the scientific literature, there are two approaches to characterizing the peculiarities of the structure of constitutional and legal norms. Some experts believe that the rules of constitutional law have a truncated structure, there is no sanction and sometimes no hypothesis. Others are of the view that the constitutional and legal rule has a complete structure and is consistent with classical perceptions of the three components of the legal rule (hypothesis, disposition and sanction).

Key words: constitutional-legal norm, Constitution, constitutional law, hypothesis, disposition, sanction.

Конституционно-правовым нормам свойственны общие признаки, присущие всем правовым нормам, и особенности, выделяющие их в самостоятельную часть системы права. Эти особенности обусловлены их отраслевой принадлежностью и определяются предметом самой отрасли права. Рассмотрим особенности конституционно-правовых норм [4].

1. Нормы конституционного права - это продукт правотворческой деятельности государства. Государство создает, либо закрепляет нормы права. «Закрепляются» конституционные нормы о правах и свободах, о принципах общественного

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

строя, а «создаются» государством в процессе его правотворческой деятельности нормы, касающиеся механизма государственной власти, компетенции государственных органов и должностных лиц, государственной принадлежности индивида и др. [7]

2. Конституционно-правовые нормы - это государственно-властные предписания. Такие нормы представляют собой веления высшей государственной власти - органов (должностных лиц), избранных народом, либо самого народа, выражающего свою волю посредством форм непосредственной демократии [1].

3. Конституционно-правовые нормы регулируют поведение субъектов конституционно-правовых отношений в целях осуществления полновластия народа, утверждения прав и свобод человека и гражданина, обеспечения государственного суверенитета;

Такие нормы устанавливают основные права, свободы и обязанности, конституционно-правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, конституируют принципы взаимоотношений между различными уровнями власти, между властью и населением [10].

4. Конституционно-правовые нормы являются формально-определенными, т.е. выраженными в письменной форме. Значительная их часть содержится, прежде всего, в Конституции РФ - основном источнике российского права, обладающем высшей юридической силой во всей системе российского законодательства. Кроме того, нормы конституционного права закреплены в конституционных законах, законах и иных нормативных актах - источниках конституционного права. Важным источником, формирующим нормы конституционного права, являются постановления Конституционного Суда РФ [2].

5. Нормы конституционного права являются основополагающими. Это качество конституционной нормы вытекает из высшей юридической силы Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Такие нормы устанавливают основные права, свободы и обязанности, конституционно-правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, конституируют принципы взаимоотношений между различными уровнями власти, между властью и населением.

6. Конституционно-правовые нормы определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества. Кроме того, нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.

7. Конституционно-правовые нормы имеют обязательный характер, т.е. они обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями и объединениями, физическими и юридическими лицами и органами государства.

8. Нормы конституционного права имеют специфический предмет регулирования - фактические конституционные отношения.

9. Конституционно-правовые нормы - это правила общего характера. Они рассчитаны на все сходные ситуации, а не на конкретную жизненную ситуацию. Конституционные нормы характеризуются повышенной степенью обобщенности по сравнению с нормами других отраслей права. В конституционно-правовых нормах процессы

общественной жизни могут отражаться в наиболее абстрактном и общем виде. Эти нормы предназначены не только для установления конкретных прав, свобод, обязанностей, компетенции, полномочий и предметов ведения, но и для определения наиболее общих принципов правового регулирования, например, состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ.

10. Конституционно-правовым нормам присуща их неперсонифицированность, т.е. они адресованы не конкретным субъектам, а всем субъектам права либо отдельным категориям (видам) субъектов. К субъектам в данном случае относятся: граждане, юридические лица, народ, нация, избирательный корпус, местные территориальные сообщества муниципальных образований, Федерация в целом, каждый из субъектов РФ, каждое из муниципальных образований, выборные государственные органы и должностные лица уровня РФ, субъектов РФ и местного самоуправления [6].

11. Конституционно-правовые нормы имеют специфическую структуру. Согласно распространенным представлениям, правовые нормы состоят из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Из теории государства и права известно, что гипотеза - это указание на условия, при наличии которых норма должна осуществляться, диспозиция - определение самого правила поведения (юридической обязанности либо правомочия) и санкция - мера принуждения, применяемая при нарушении предписаний диспозиции [8].

В научной литературе сложилось два подхода к характеристике особенностей структуры конституционно-правовых норм.

Одни специалисты [5] считают, что нормы конституционного права имеют усеченную структуру, т. е. отсутствует санкция, а иногда и гипотеза. Другие [3] - придерживаются мнения о том, что конституционно-правовая норма имеет полную структуру и соответствует классическим представлениям о трех составляющих правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция). Независимо от того, какого методологического подхода придерживаться, бесспорно одно: особенности структуры конституционно-правовых положений не отрицают их нормативной природы и свойств эффективного регулятора общественных отношений.

12. Конституционно-правовые нормы характеризуются значительной спецификой содержания и системы санкций. Своеобразие содержания и видов конституционно-правовых санкций обусловлено особенностями круга субъектов конституционно-правовых отношений, а, следовательно, и конституционно-правовой ответственности. Ими

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

являются органы (должностные лица) публичной власти, прежде всего, высшего уровня государственной организации и местного самоуправления (см. подробнее об этом § 7 настоящей главы).

13. Еще одной особенностью конституционных норм является их системность. Системность означает, что все конституционно-правовые нормы органически связаны друг с другом, взаимодействуют между собой. Системность предполагает также, что конституционно-правовое регулирование осуществляется комплексно, посредством конституционно-правовых институтов. Таким образом, исходя из вышеперечисленного, конституционно-правовые нормы - это установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу, выраженные в Конституции РФ или получившие юридическое закрепление в иных правовых актах, являющихся источниками конституционного права. Так, нормы конституционного права России (статьи 77, 78, гл. 6 Конституции РФ), определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, устанавливают основные начала для административного права [1].

Устанавливая систему органов судебной власти, конституционные принципы правосудия (гл. 7 Конституции РФ), права граждан в сфере судопроизводства (статьи 20, 21, 22, 46, 47 Конституции РФ и др.) - конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовно-процессуального права и др. отраслей [10]. Обладая вышеперечисленными особенностями, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны [12]. Для того чтобы правильно применить норму, необходимо ее всесторонне проанализировать, выявить присущие ей особенности, связи с иными нормами данной отрасли. Вот почему важное значение имеет вопрос о классификации конституционно-правовых норм. Их принято классифицировать по следующим основаниям [4]:

1. По содержанию (исходя из особенностей круга регулируемых общественных отношений) конституционно-правовые нормы дифференцируются на следующие виды:

- нормы, регулирующие основы конституционного строя;

- нормы о правах и свободах;

- нормы о федеративном устройстве России;

- нормы об организации законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти;

- нормы о местном самоуправлении [2].

2. По юридической силе (в зависимости от вида правового акта, в котором сформулирована та или иная норма конституционного права) кон-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

ституционно-правовые нормы разделяются на следующие виды:

- нормы, изложенные в гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ (они имеют высшую юридическую силу не только в сравнении с нормами, содержащимися в конституционных законах, законах РФ и субъектов РФ, подзаконных нормативных актах, но и имеют приоритет в юридической силе в сопоставлении с нормами, установленными в остальных главах (разделах) Конституции РФ);

- нормы, зафиксированные в иных главах Конституции РФ (гл.гл. 3-8) (имеют высшую юридическую силу в сравнении с нормами конституционного права, содержащимися в конституционных и иных законах, в иных нормативных актах РФ и субъектов РФ);

- нормы конституционного права, закрепленные в подзаконных нормативных актах - источниках конституционного права и т.д.

3. По территории действия можно выделить следующие разновидности норм конституционного права:

- общефедеральные;

- действующие на территории отдельного субъекта РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа);

- локальные (действующие в масштабе отдельно взятого муниципального образования).

4. С учетом особенностей формы их выражения. Здесь имеются ввиду источники, виды нормативных актов, в которых содержатся конституционно-правовые нормы [9]. По этому основанию различают нормы конституционного права:

- устанавливаемые Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ;

- закрепляемые федеральными конституционными законами и иными законами РФ и субъектов РФ;

- фиксируемые указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ;

- сформулированные в Федеративном и иных внутригосударственных договорах;

- содержащиеся в Регламентах Палат парламента РФ, Регламенте Правительства РФ и Регламенте Конституционного Суда РФ и аналогичных документах республик, краев, областей и автономий РФ (субъектов РФ);

- включенные в декларации РФ и субъектов

РФ;

- закрепляемые в актах органов и должностных лиц местного самоуправления.

5. По способу воздействия на субъекты права различаются: управомочивающие, обязывающие и запрещающие нормы.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные

в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы все нормы, закрепляющие предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов, компетенцию государственных органов и должностных лиц (Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и др.), права и свободы человека и гражданина.

Обязывающие нормы возлагают на субъекты обязанности совершать определенные действия, предусмотренные этими нормами. К этой группе относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме права [11]. Например, обязанность каждого «платить законно установленные налоги и сборы», «сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам» и др.

Запрещающие нормы - это нормы, предусматривающие запреты на совершение определенных действий. В форме запретов фиксируется, например, ряд принципов конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ. Так, согласно Конституции РФ, «никто не может присваивать власть в РФ» (п. 4 ст. 3), «гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (п. 3 ст. 6), «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (п. 2 ст. 21) и др.

6. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы могут быть классифицированы на императивные и диспози-тивные.

Императивные нормы - такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах. Например, в ч. 2 ст. 16 Конституции РФ сказано, что «никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации» [9].

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств [1]. Например, в том же Законе в ч. 3 ст. 13 сказано, что лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных данным Законом [7].

7. По назначению в механизме правового регулирования нормы конституционного права делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы отвечают на вопрос: что регулируется? Они закрепляют то или иное социальное благо, меру возможного (должного) поведения, либо действий субъектов права. Примерами норм этой разновидности, являются: основная часть норм о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина; нормы о компетенции органов и должностных лиц государственной власти; нормы о предметах ведения и полномочиях РФ и ее субъектов [10].

Процессуальные нормы отвечают на вопрос: как регулируется? Они устанавливают порядок реализации норм материального права. В качестве примеров процессуальных норм можно назвать большую часть норм о выборах, референдумах, нормы о порядке работы парламента, о законодательном процессе [11]. Так, в Конституции РФ записано, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно (п. 1 ст. 100 Конституции РФ) [6].

8. По критерию функциональной направленности нормы конституционного права могут быть регулятивными и охранительными.

Большая часть конституционных норм имеют регулятивную природу. Например, положение Конституции РФ о том, что «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ» (п. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Охранительные нормы чаще представляют собой запреты. Например, формула, определяющая, что «законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ» (п. 1 ст. 15 Конституции РФ).

9. По времени их действия нормы конституционного права делятся на три вида:

- действующие в течение неопределенного времени (их большинство);

- действующие лишь в определенные периоды времени, например, нормы, регулирующие режим военного либо чрезвычайного положения. Такие нормы предусмотрены Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» и Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. (с изменениями от 30 июня 2003 г., 7 марта 2005 г.) № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и действуют лишь в периоды введения, соответственно, военного либо чрезвычайного положения [11].

- нормы конституционного права, которые исчерпали срок своего действия. Например, целый ряд подобных норм зафиксирован в разделе II «Заключительные и переходные положения Конституции РФ». Так, в настоящее время уже исчерпала срок своего действия и представляет собой лишь историческую справку норма п. 3 раздела II Конституции РФ 1993 г., где говорится, что

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

«Президент РФ ... со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран», поскольку эта норма предназначалась для действовавшего тогда Президента РФ Б.Н. Ельцина, который в декабре 1999 г. ушел в отставку.

Список литературы:

[1] Грудцына Л.Ю. Государство. Гражданское общество. Информация: Монография. - М., 2014.

[2] Грудцына Л.Ю. Особенности конституционных гарантий реализации прав человека в России (на примере гражданского судопроизводства) / Дисс... канд. юрид. наук. - М., 2004.

[3] Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М., 1960 г., С. 65.

[4] Овсепян Ж.И. Теоретические основы правового регулирования общественных отношений. Конституционно-правовые нормы и институты // Официальный сайт Ростовского государственного университета, http://grant-urfak.econ.rsu. ru/public/ovs11.rar

[5] Основин В.С. Нормы советского государственного права. М., 1963. С. 35-36.

[6] Пашенцев Д.А. Российская правовая традиция перед вызовом глобализации // Юридическая наука. 2016. № 1. С. 29-32.

[7] Пашенцев Д.А., Алимова Д.Р. Новации правотворчества в условиях цифровизации общественных отношений // Государство и право. 2019. № 6. С. 102-106.

[8] Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. М., 2000, С. 241.

[9] Шестак В.А. О некоторых практических аспектах подготовки и рассмотрения судами административных исковых заявлений в современных условиях // Российский судья. 2018. № 5. С. 49-53.

[10] Шестак В.А. О некоторых современных вопросах практического применения судами положений кодекса административного судопроизводства РФ, определяющих правовое положение представителей, условия доказывания и реализацию ряда процессуальных мер // Российская юстиция. 2018. № 5. С. 43-45.

[11] Шестак В.А. Порядок рассмотрения судами административных дел об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в современных условиях // Мировой судья. 2018. № 1. С. 37-40.

[12] Шестак В.А. Проблемы качества уголовного закона о конфискации имущества / В сбор-

нике: уголовное право: стратегия развития в XXI веке. Материалы XV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 183-186.

Spisok literatury:

[1] Grudtsina L.Yu. Gosudarstvo. Grazhdanskoe obshchestvo. Informaciya: Monografiya. - M., 2014.

[2] Grudtsina L.Yu. Osobennosti konstitucionnyh garantij realizacii prav cheloveka v Rossii (na primere grazhdanskogo sudoproizvodstva) / Diss... kand. yurid. nauk. - M., 2004.

[3] Nedbajlo P.E. Primenenie sovetskih pravovyh norm. M., 1960 g., S. 65.

[4] Ovsepyan Zh.I. Teoreticheskie osnovy pravovogo regulirovaniya obshchestvennyh otnoshenij. Konstitucionno-pravovye normy i instituty // Oficial'nyj sajt Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta, http://grant-urfak.econ.rsu.ru/public/ ovs11.rar

[5] Osnovin V.S. Normy sovetskogo gosudarstvennogo prava. M., 1963. S. 35-36.

[6] Pashencev D.A. Rossijskaya pravovaya tradiciya pered vyzovom globalizacii // YUridicheskaya nauka. 2016. № 1. S. 29-32.

[7] Pashencev D.A., Alimova D.R. Novacii pravotvorchestva v usloviyah cifrovizacii obshchestvennyh otnoshenij // Gosudarstvo i pravo. 2019. № 6. S. 102-106.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[8] Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik dlya vuzov / Pod red. M.M. Rassolova, V.O. Luchina, B.S. Ebzeeva. M., 2000, S. 241.

[9] Shestak V.A. O nekotoryh prakticheskih aspektah podgotovki i rassmotreniya sudami administrativnyh iskovyh zayavlenij v sovremennyh usloviyah // Rossijskij sud'ya. 2018. № 5. S. 49-53.

[10] Shestak V.A. O nekotoryh sovremennyh voprosah prakticheskogo primeneniya sudami polozhenij kodeksa administrativnogo sudoproizvodstva RF, opredelyayushchih pravovoe polozhenie predstavitelej, usloviya dokazyvaniya i realizaciyu ryada processual'nyh mer // Rossijskaya yusticiya. 2018. № 5. S. 43-45.

[11] Shestak V.A. Poryadok rassmotreniya sudami administrativnyh del ob ustanovlenii administrativnogo nadzora za licami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody, v sovremennyh usloviyah // Mirovoj sud'ya. 2018. № 1. S. 37-40.

[12] Shestak V.A. Problemy kachestva ugolovnogo zakona o konfiskacii imushchestva / V sbornike: ugolovnoe pravo: strategiya razvitiya v XXI veke. Materialy XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. S. 183-186.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.