Научная статья на тему 'Особенности и классификация исламских радикальных течений'

Особенности и классификация исламских радикальных течений Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4084
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРАН / МУСУЛЬМАНСТВО / ШАРИАТ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КУЛЬТ МУСУЛЬМАНСКИЙ / ТЕЧЕНИЯ ИСЛАМА / ИСЛАМСКИЙ РАДИКАЛИЗМ / РАДИКАЛЬНОЕ ИСЛАМСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПОЛИТИКА / ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИЯ / QURAN / ISLAM / SHARIAH / MORALITY / THE CULT OF MUSLIM / ISLAMIC RADICALISM / RADICAL ISLAMIC MOVEMENT / POLITICS / EXTREMISM / RELIGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шарипов Алишер Каюмович

Рассмотрены классификация исламских радикальных течений, традиционный образ жизни лиц исламского вероисповедания, рассмотрены мнения и точки зрения исследователей мировой проблемы исламского радикализма, приведена судебная практика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features and classification of Islamic radical movements

This article describes the classification of Islamic radical movements, the traditional way of life of the persons of the Islamic faith, considered opinions and viewpoints of researchers of the global problem of Islamic radicalism, given the jurisprudence.

Текст научной работы на тему «Особенности и классификация исламских радикальных течений»

1 Значение этого нововведения, выходящего из России в жизнь людей и Планеты настолько велико, что позволяет обратиться к общественности и к мировому сообществу с предложением очистить от глобального метафизического недоразумения сферу «Планетного Космоса» и Всеобщей Мегакультуры, как называл предмет своей мечты Даниил Андреев в книге «Роза Мира». На протяжении целого минувшего века оно отравляло и продолжает травить все информационно-энергетическое пространство и сознание мировой общественности извращенным представлением о России и о русских людях из-за искажения названия нашей страны (Rossia — символ благостности и света), которое на английском и иудейском языках представлялось и все еще представляется как Russia (символ в принципе не понятной и потому злокозненной и даже злонамеренной «тьмы»).

2 Исходя из известной работы Джона Перкинса «Исповедь экономического убийцы», Уильяма Энгдаля «Священные войны Западного мира», или Николаса Хаггерта «Синдикат» и т.п.

3 Выступая 30 сентября 2015 года перед членами Совета Федерации России, Михаил Ковальчук крупными мазками изобразил мрачные перспективы человечества: «Сегодня возникла реальная технологическая возможность [вмешаться] в процесс эволюции человека, — заявил руководитель НИЦ «Курчатовский институт». — И цель — создать принципиально новый подвид Homo sapiens — служебного человека». Служебный человек обладает ограниченным самосознанием, его размножение находится под внешним контролем, «дешевым кормом» ему служат генно-модифицированные организмы. URL: myinforms.com/ru-ru/a/14332638-... (дата обращения 28 октября 2016 г.)

УДК 343.972 ББК 67. 51

ОСОБЕННОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСЛАМСКИХ РАДИКАЛЬНЫХ ТЕЧЕНИЙ

АЛИШЕР КАЮМОВИЧ ШАРИПОВ,

адъюнкт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: alisher-sharipov-82@mail.ru Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор В.Н. Фадеев

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены классификация исламских радикальных течений, традиционный образ жизни лиц исламского вероисповедания, рассмотрены мнения и точки зрения исследователей мировой проблемы исламского радикализма, приведена судебная практика.

Ключевые слова: Коран, мусульманство, шариат, нравственность, культ мусульманский, течения ислама, исламский радикализм, радикальное исламское движение, политика, экстремизм, религия.

Abstract. This article describes the classification of Islamic radical movements, the traditional way of life of the persons of the Islamic faith, considered opinions and viewpoints of researchers of the global problem of Islamic radicalism, given the jurisprudence.

Keywords: Quran, Islam, Shariah, morality, the cult of Muslim, Islam, Islamic radicalism, radical Islamic movement, politics, extremism, religion.

В отличие от идеологов западного типа духовные лидеры исламского радикализма предлагают своим сторонникам возврат к фундаментальным ценностям ислама. Исламские правила, несмотря на то, что характеризуются и обладают большей степенью жесткости и строгости, тем не менее, они ре-

гулируют социальную жизнь общества и отдельных индивидов, вместе с тем дают возможность чувствовать каждому мусульманину определённую степень защищенности, в том числе и за счет, безоглядной веры в пророчества Аллаха и пророка Мухаммеда. Однако следует иметь в виду, что нередко деятель-

ность исламских лидеров входит в противоречие с заповедями Корана, в силу политических амбиций.

У исламских радикалов возникает тенденция усиления привлечения к своей деятельности мигрантов. Идеология ваххабизма занимает все большее место в сфере радикального ислама. Проникновение этого направления проходит ряд этапов. Первоначально идет процесс внедрения идей ваххабизма посредством обучения молодежи, оказания материальной помощи, строительства мечетей, иных культовых сооружений. В дальнейшем идет процесс подбора и увеличения сторонников этого движения в мусульманских общинах. На следующем этапе ваххабиты проникают на руководящие посты, формируется кадровая и материальная база, после чего созревают условия для массовых беспорядков с последующим захватом власти [1].

На фоне роста «авторитета» ваххабитов, в жизнедеятельности мирового сообщества идет быстрая исламизация с насаждением идей и практики крайнего религиозного радикализма. По существу, в силу террористической и экстремисткой деятельности ваххабитов и их психологического воздействия на население мусульманских стран здоровые силы традиционной исламской религии оказались парализованы. Это подтверждается быстрым ростом муфтиятов, не склонных к подчинению крупным религиозным организациям, что позволяет им заявлять о себе как о представителях всех мусульман. Выходя на официальный уровень, исламские радикалы подменяют традиционных мусульман в своих отношениях с государственными органами. В некоторых регионах бывшего СССР органы власти замалчивают реальное положение дел, и в итоге слабые мусульманские организации поглощаются агрессивной идеологией воинствующего ислама. Конечная цель радикалов на территории бывшего Советского Союза — полный контроль над исламским пространством. При этом действия радикальных мусульман характеризуются жесткой координацией, при наличии значительной материальной, информационной и организационной поддержки. Остановить этот процесс может только скоординированная позиция здоровых мусульманских сил.

В священной войне, по мысли исламских радикалов, допустимы все преступные методы — такие, как террористические акты, политические убийства,

захват заложников и др. Исследование ситуации в сфере исламского радикализма, по мнению некоторых исследователей, позволяет прийти к выводу о практическом уничтожении концепции умеренного ислама. М. Хемасси заявляет, что пройден путь «от исламизма как умеренной политической силы до исламизма как новой формы, прикрывающей суть: попытку террористов захватить власть» [4].

В общем виде, исламская радикальная идеология представляется с точки зрения ислама, как ситуация, при которой тот оказался перед угрозой своего уничтожения, но не посредством вооруженного вторжения, как это могло быть в прошлом, а с помощью западного обольщения современными материалистическими и светскими идеями и образом жизни, которые распространяются некоторыми наивными мусульманами. Наиболее эффективным механизмом уничтожения ислама является государство с монополией на законодательство и образование,управляющее средствами массовой информации и аппаратом подавления. Истинные мусульмане должны быть объединены в добровольные союзы вне государственного воздействия, после чего предпринять попытку захвата государственной власти. Они должны расширять свою деятельность с помощью лоббирования, оказания давления на элиты, проникновения в законодательные и исполнительные органы власти. В зависимости от ситуации прибегать к террористической деятельности, при которой количество жертв не должно иметь значения, поскольку те являются врагами ислама.

Основной особенностью исламского радикализма является его специфическая роль наиболее пассионарной динамичной, политической и социальной силой. Кроме этого, исламский радикализм послужил катализатором к становлению национального самосознания и развитию национализма, что наполнило новым содержанием традиционные исламские положения. В итоге была сформулирована идея панисламизма — всемирной солидарности мусульман, основанной на конфессиональной основе всемусуль-манского объединения. Концепция панисламизма развилась в мусульманском национализме, выразившемся в обособлении мусульман от представителей других религий. При переезде в другие страны с иными конфессиями, мусульмане не адаптируются к иной ментальности, сохраняя собственный уста-

новленный исламской религией образ жизни. Панисламизм стал основным фактором политической деятельности, в существенной степени заменив традиционный ислам. Приведенная концепция предполагает полное доминирование индивида исламской нацией и религией когда только при посредстве нации индивид может получить свободу [3].

В основу классификации исламских радикальных течений следует положить критерий самостоятельности их деяний, составляющих объективную сторону совершенных ими преступлений или правонарушений.

Особое значение классификация имеет применительно к предупреждению преступности, как одна из составляющих предмета криминологической науки. Преступность, исходящая из идеологических основ радикального исламизма, является в первую очередь явлением социальным и потому следует исходить из того, что успешная борьба с ней применима лишь при комплексном подходе. Уровень преступности во многомзависит от степени экономического, социального и политического развития того или иного общества.

Криминологическая значимость классификации связывается с возможностью предупреждения преступлений, вызванных радикальным исламизмом. Криминология является наукой о преступности, причинах и условиях ей сопутствующих, лиц, совершающих преступления, предупрежденияпре-ступности. Тем самым классификация радикальных течений является индикатором криминальной направленности при оценке определенной радикальной организации. Преступность присуща любой социально-политической системе. Различия в мотивах появились на более поздних этапах развития и зависят от политических, экономических, социальных, национальных особенностей государств и обществ, что напрямую связывается со многими социальными явлениями, представляя в определенном соотношении ее последствия.

Говоря о критериях классификации исламских радикальных течений, предварительно напомним о разделении исламской религии на ислам традиционный, фундаментальный и модернистский. Однако такую классификацию условно можно определить как разделение по вертикали хотя и не строгое, поскольку фундаментальный ислам и

ислам модернистский можно определить как две ветви, образовавшиеся от традиционного ислама, а его радикальное направление — от ислама фундаментального.

Разделение по горизонтали отнесем к разделению на три основных ответвления — суннизм, шиизм, суфизм. Во всех приведенных течениях имеются некоторые отличительные особенности, которые становились поводом для религиозных войн мусульманами между собой. Примерно 70% мусульман составляют сунниты. Во всех трех ветвях в свою очередь имеются другие ответвления — мазхабы, тарикаты. Однако с политическим направлением связывается течение ваххабитов.

В обыденном сознании имеет место поверхностное восприятие ветвей мусульманских религий на плохих и хороших. Например, предлагается разделение мусульманских групп на суннитские и шиитские, но в этом случае встает вопрос об организации «Хезболлах», являющейся шиитской, однако в составе которой активное участие принимают сунниты, в том числе занимающие высокие должности. А такое самое опасное для мирового сообщества течение как ИГИЛ (ДАИШ) вообще смешало в себе представителей, как различных ветвей ислама, так и различных исламских организаций [2].

Тем самым, выше изложенное позволяет говорить о том, что классификации радикальных исламских течений выявляют особенности отдельных организаций, являющихся источником всего комплекса причинных связей и условий способствующих совершению преступлений. Преступность, исходящая из идеологических основ радикального исламизма, является в первую очередь явлением социальным и потому следует исходить из того что успешная борьба с ней применима лишь при комплексном подходе. Уровень преступности зависит от степени экономического социального и политического развития того или иного общества. Результаты классификации связываются с разработкой системы мер по профилактикеи предупреждению преступности, с возможностью прогнозирования будущей экстремистской преступной деятельности той или иной радикальной группировки, а также по пресечению преступной деятельности, связанной с идеологическими установками радикального исламского экстремизма.

Литература

1. Криминал с псевдоисламской крышей: Аналитика. 14 декабря 2012 г. // www.sdencereport. ги/аЫк^ [электроный ресурс].

2. Трофимов О. Террористические организации в исламе их классификация. // Ь1р://гштрепа.

tv/catalog/5307.html^eKipoHbm ресурс].

3. Hermassi М.А. 1992. Islam, Demokracy, and the Challenge of Political Change. Washington, 1992.

4. Hermassi М.А. 1992. Islam, Demokracy, and the Challenge of Political Change. Washington, 1992. Р. 15.

УДК 343 ББК 67.408

К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ОТ ПРЕСТУПНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ

РАВИЛЬ ШАЙХЛИСЛАНОВИЧ ШЕГАБУДИНОВ,

заместитель начальника УВД по Юго-Восточному административному округу ГУ МВД России по г. Москве, кандидат юридических наук, полковник полиции E-mail: av-sheg@mail.ru

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются меры, принимаемые по защите объектов социальной сферы от преступных посягательств. Этим объектам на безвозмездной основе предоставляются бюджетные средства для полного или частичного покрытия их расходов.

Ключевые слова: социальная сфера, объекты, криминогенные факторы, криминальные структуры, преступления экономической и коррупционной направленности, комплекс мер.

Abstract. The article analyzes measures to protect social objects from criminal encroachments. These facilities are provided, on a grant basis, with budgetary funds for full or partial coverage of their expenses.

Keywords: social sphere, objects, criminogenic factors, criminal structures, crimes of economic and corruption orientation, a set of measures.

Социальная сфера на сегодня является одним из самых бюджетоемких секторов экономики1, финансирование которого осуществляется на всех уровнях бюджетной системы страны в рамках федеральных и региональных программ. Выделяемые бюджетные средства на фоне некоторого осложнения криминальной ситуации нуждаются в обеспечении сохранности и целевого их расходования.

В условиях непростой финансово-экономической ситуации не в лучшем положении оказалось наряду с

другими отраслями (сферами) экономики и жилищно-коммунальное хозяйство. В этой сфере участились случаи совершения преступлений, в том числе с участием должностных лиц управляющих компаний2.

Руководители подразделений ЭБиПК регионов были ориентированы на организацию во взаимодействии с контролирующими органами работы по противодействию:

• нарушениям действующего законодательства, совершаемым в результате использования коррум-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.