Научная статья на тему 'Особенности и факторы возникновения синдрома "эмоционального выгорания" у социальных работников'

Особенности и факторы возникновения синдрома "эмоционального выгорания" у социальных работников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1830
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL WORK / СТРЕСС / STRESS / СИНДРОМ "ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ" / SYNDROME OF EMOTIONAL BURNOUT / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / SATISFACTION WITH PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чомаева Гоккаджан Азретовна

Статья посвящена исследованию особенностей проявления синдрома «эмоционального выгорания» в работе сотрудников социальных служб. Выделены определенные факторы внешнего и внутреннего порядка, являющиеся предпосылками формирования синдрома эмоционального выгорания у социальных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чомаева Гоккаджан Азретовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics and factors of the Burnout Syndrome "arise" from social workers

The article is devoted to peculiarities of the manifestation of the syndrome "emotional burnout" in the work of social workers. Highlighted by certain factors of external and internal order, which are prerequisites for the formation of syndrome of emotional burnout of social workers.

Текст научной работы на тему «Особенности и факторы возникновения синдрома "эмоционального выгорания" у социальных работников»

32. Goldstein K. The organism. - N.Y.: American Book Company, 1939, - 895 p.

33. Maslow A.H.. - Motivation and Personality (2nd ed.). - N.Y.: Harper & Row, 1970. - p. 395.

Психология

УДК 159.944.3

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Чомаева Гоккаджан Азретовна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева (г. Карачаевск)

ОСОБЕННОСТИ И ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИНДРОМА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» У СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей проявления синдрома «эмоционального выгорания» в работе сотрудников социальных служб. Выделены определенные факторы внешнего и внутреннего порядка, являющиеся предпосылками формирования синдрома эмоционального выгорания у социальных работников.

Ключевые слова: социальная работа, стресс, синдром «эмоционального выгорания», удовлетворенность профессиональной деятельностью.

Annotation. The article is devoted to peculiarities of the manifestation of the Syndrome "emotional burnout" in the work of social workers. Highlighted by certain factors of external and internal order, which are prerequisites for the formation of syndrome of emotional burnout of social workers.

Keywords: social work, stress, syndrome of emotional burnout, satisfaction with professional activity.

Введение. Профессия социального работника относится к числу специальностей, деятельность которых насыщена стрессовыми ситуациями и другими факторами, негативно влияющими на психическое и физическое здоровье человека. Основу профессиональной деятельности социального работника образует процесс взаимодействия. Значительные эмоциональные нагрузки, сопровождающие это взаимодействие, связанные с необходимостью проникновения в суть проблем других людей, эмоционального отклика на них приводит к формированию у социальных работников так называемого синдрома «эмоционального выгорания». По мнению ученых, при этом могут деформироваться различные стороны труда: работа, общение, личность сотрудника.

Значительное количество исследований в этой области посвящено изучению синдрома эмоционального выгорания в работе медицинского персонала (врачей, медсестер), психологов, психотерапевтов, педагогов. Выполненные исследования, посвященные изучению особенностей, факторов и условий возникновения СЭВ у работников социальных служб, а также способам и путям его профилактики свидетельствуют о несомненной актуальности данной проблематики. Однако изучение данного вопроса показало его недостаточную теоретическую и практическую разработанность.

Формулировка цели статьи. Целью работы является изучение степени выраженности феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности социального работника в зависимости от влияния различных социально-психологических факторов.

Достижение поставленной цели требовало решения нескольких взаимосвязанных задач:

- определить сущностные особенности феномена «выгорания»;

- исследовать особенности проявления синдрома эмоционального выгорания в работе сотрудников социальных служб, а также факторы, способствующие его формированию;

- изучить пути и способы профилактики синдрома эмоционального выгорания.

В ходе изучения феномена «выгорания» нами была выдвинута гипотеза:

на развитие синдрома эмоционального «выгорания» влияют уровень удовлетворенности человеком своей профессиональной деятельностью, а также организационные факторы - условия и организация труда, стаж профессиональной деятельности, отношения с непосредственным руководителем, отношения в коллективе, интенсивность физических, интеллектуальных, психоэмоциональных нагрузок и т.д.

Изложение основного материала статьи. Термин — «эмоциональное выгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [4].

Основными признаками синдрома выгорания являются:

- ощущение эмоционального истощения;

- наличие негативных чувств по отношению к клиентам;

- негативная самооценка [1].

Эти признаки синдрома отмечают большинство клиницистов, изучавших и наблюдавших его проявления.

Многочисленные исследования в этой сфере выделили около 100 симптомов синдрома эмоционального «выгорания». Их можно объединить в 5 основных групп: физические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные, социальные [3].

Впервые на проблему «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности социальных работников обратили внимание американские специалисты в связи с созданием и массовым распространением социальных служб, работники которых, имеющие профессиональное образование или получившие специальную подготовку в области психологии или социологии, по долгу службы вступали в постоянные контакты с посетителями, приходившими к ним со своими разнообразными и, как правило, довольно тяжелыми проблемами. Социальная работа как вид профессиональной деятельности требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, без которых осуществление социальной помощи практически невозможно. Формирование синдрома «выгорания» в профессиональной деятельности социального работника может быть связано с такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса; ситуация потери работы; ситуация риска; ситуации с экстремальными условиями; неопределенные ситуации и т.п. Характерными для «выгорающих» ситуаций являются перегрузки — слишком много клиентов, много требований, избыток информации.

В целом все факторы, провоцирующие возникновение СЭВ у социальных работников, можно разделить на две большие группы:

• объективные факторы (особенности профессиональной деятельности).

• субъективные факторы (индивидуальные характеристики самих профессионалов).

Для кадров социальной работы, как и для персонала других сфер деятельности, важнейшими «требуемыми свойствами» являются здоровье (физическое и психическое), компетентность и профессионализм.

В рамках проведения опытно-экспериментальной работы по изучению синдрома эмоционального выгорания работников социальных служб мы использовали методы тестирования и опроса (анкетирования). В исследовании приняли участие сотрудники Управления труда и социального развития администрации Карачаевского городского округа карачаево-Черкесской республики.

В ходе проведения эмпирического исследования была поставлена цель - изучение уровня развития синдрома эмоционального выгорания у социальных работников, а также факторов, способствующих развитию данного заболевания.

Организация экспериментального исследования проводилась в несколько этапов. На первом этапе была проведена предварительная подготовительная работа по анализу и подбору методик на выявление синдрома эмоционального выгорания, а также определение его уровней. После изучения нескольких методик мы остановились на опроснике, разработанном американскими учеными, пионерами в диагностике данного феномена К.Маслач и С.Джексон. В нашей стране опросник адаптирован Водопьяновой Н.Е. [2].

Опросник направлен на изучение трех основных составляющих синдрома эмоционального выгорания: «эмоциональное истощение», «деперсонализация» и «редукция личных достижений».

По итогам анализ проведенного опроса, в нем участвовали сотрудники в возрасте от 21до 58 лет. Из них в возрасте от 20 до 30 лет 37,5%, в возрасте от 31 до 45 лет - 33,3% и выше 45 лет - 29,1%. Среди испытуемых основную часть составляют женщины - 79,1%. Мужчины составляют 20,9%.

Анализ семейного положения выявил, что 62,5% находятся или находились в браке; не имеют собственной семьи 37,5% опрошенных.

Контингент опрошенных отличается по уровню образования, хотя значительную часть составляют сотрудники с высшим образованием (87,5%), в том числе с неоконченным высшим и со вторым высшим образованием. 8,3% составляют сотрудники со среднеспециальным уровнем образования, и 4 процента - со средним.

В ходе исследования приняли участие сотрудники, занимающие различные должности: специалист 1-го и 2-го разрядов, ведущие специалисты, главные специалисты, начальники отделов.

В рассмотрении вопроса о факторах, стимулирующих формирование синдрома эмоционального выгорания, многие специалисты обращают внимание на стаж профессиональной деятельности. С одной стороны, учет этого аспекта важен при анализе деятельности начинающих специалистов, испытывающих определенный дискомфорт и тревогу в связи с недостаточным уровнем профессиональной компетентности, сложностями адаптации в трудовом коллективе. С другой стороны, со временем накапливается определенная усталость, с возрастом снижается стрессоустойчивость личности, и показатель длительного периода работы по данной специальности становится тоже весьма значимым.

Поэтому в число вопросов мы включили пункт о стаже профессиональной деятельности, предварительно разделив его на три позиции: от 0 до 5лет, свыше 5 лет до 10 и свыше 10 лет. Согласно этому пункту испытуемые разделись следующим образом: работают не более 5 лет 16,6%, 33,3% имеют стаж от 5 до 10 лет, и работают в данной области свыше 10 лет (50%).

Прежде, чем приступить к анализу непосредственно уровней проявления синдрома эмоционального выгорания у социальных работников, обратимся к общей картине их удовлетворенности профессиональной деятельностью в общем и отдельными ее сторонами.

Показатели удовлетворенности выбранной профессией представлены в таблице 1.

Таблица 1

уровни удовлетворенности Показатели (в процентах)

полностью удовлетворен 16,6

скорее удовлетворен, чем не удовлетворён 37,5

нечто среднее между удовлетворенностью и неудовлетворенностью 33,3

скорее не удовлетворён,чем удовлетворен 8,3

совершенно не удовлетворён 4,3

Остановимся на анализе отдельных сторон профессиональной деятельности социальных работников с точки зрения соответствия их запросам.

Общая картина проведенного анализа представлена в таблице 2.

Таблица 2

Условия удовлетворяет Трудно сказать не удовлетворяет

Размер заработной платы 50% 4,1% 45,9%

Возможность повышения 20,8% 45,8% 33,4%

квалификации

Разнообразие выполняемой работы 41,6% 41,6% 16, 8%

Престижность работы 29,1% 50% 20,9%.

Отношения с непосредственным 75% 12,5% 12,5%

руководителем

Отношения в коллективе 62,5% 33,3% 4,2%

Организация работы 45,5% 37,5% 17%

Размером заработной платы удовлетворены 50% участников опроса, затрудняется ответить 4,1% и выражают неудовлетворенность 45,9% опрошенных.

Возможностями повышения квалификации как фактора профилактики профессиональных стрессов удовлетворены 20,8%, затрудняются ответить на этот вопрос - 45,8%, не удовлетворены - 33,4%. Возможно, значительный процент затруднившихся ответить свидетельствует о том, что многие либо не задумываются над этим, либо не имеют возможности. Однако, определенная часть работников уделяет этому внимание, косвенным свидетельством может служит получение второго высшего образования.

Разнообразие выполняемой работы может способствовать в определенной степени минимизации, нивелированию негативных факторов в работе социального работника, так однообразная рутинная деятельность также влияет на накопление усталости.

Удовлетворенность по данному показателю демонстрируют 41,6% опрошенных, такое же количество респондентов затрудняются ответить и 16, 8% считают, что у них недостаточно разнообразных форм работы.

В качестве одного из значимых параметров мы определили престижность профессии, которая отражает статус выбранной специальности, отношения общества и государства, что в большой степени влияет на субъективное отношение специалиста к своей деятельности.

Престижной считают свою профессию 29,1% респондентов, затрудняются ответить половина опрошенных, не удовлетворены уровнем престижности профессии социального работника - 20,9%.

Немаловажное значение для эффективной трудовой деятельности имеет комфортная в психоэмоциональном плане рабочая атмосфера. Она складывается из отношений с непосредственным руководителем, а также коллегами по работе, общей организации профессиональной деятельности.

Отношения с непосредственным начальником вполне устраивают абсолютное большинство опрошенных (75%), остальные разделились поровну между недовольными своим руководством и испытывающими трудности с формулировкой ответа на этот вопрос.

Опрос также выявил хорошие взаимоотношения между коллегами в коллективе управления, поскольку 62, 5% выражают удовлетворенность психологической атмосферой в группе, треть опрошенных не могут дать определенного ответа на этот вопрос, и минимальное количество (4,2%) не считают отношения в коллективе доброжелательными.

Менее радужна картина с организацией работы: хотя значительная часть (45,5%) считают положение по данному показателю вполне удовлетворительным, больше трети (37,5%) затрудняются ответить, а около одной пятой части опрошенных (17%) считают неудовлетворительной организацию работы.

Таким образом, в целом по большинству показателей респонденты демонстрируют той или иной уровень удовлетворенности: наибольшие проценты показывают пункты «отношения с непосредственным начальником», «отношения в коллективе», меньше всего люди удовлетворены возможностями для роста профессионального мастерства.

А теперь обратимся к результатам, полученным по методике Водопьяновой Н.Е.

Из всего количества респондентов низкий уровень синдрома эмоционального выгорания присущ одной трети (33,3%), синдром в стадии формирования обнаружен у 54,2% и высокий уровень наблюдается у 12,5% опрошенных сотрудников.

Выводы. Подводя итоги эмпирического этапа исследования в целом, можно выделить определенные факторы внешнего и внутреннего порядка, являющиеся предпосылками формирования синдрома эмоционального выгорания у социальных работников.

Анализ возрастных данных не выявил ярко выраженной привязанности развития СЭВ к возрасту сотрудников, хотя в группе с высоким уровнем большую часть составляли женщины после 50 лет.

Стаж работы и характеристика семейного положения также не стали в нашем исследовании значимыми факторами.

Уровень образования рассматривается нами как фактор предупреждения риска возникновения СЭВ, поскольку в группе с низким уровнем его развития все сотрудники с высшим образованием. Похожая ситуация складывается и с должностью профессионала. Более высокая степень соответствует меньшей степени уровня СЭВ: все члены группы с высоким уровнем были простыми специалистами, в то время как группу сотрудников с низким уровнем СЭВ образовали ведущие и главные специалисты, а также начальник отдела. На наш взгляд, это связано с тем, что обретая более высокий должностной статус, связанный не только с большей ответственностью, но и с более высокой заработной платой, человек испытывает удовлетворение, ощущение определенной социальной безопасности.

Наибольшая связь наблюдается между уровнем выраженности синдрома эмоционального выгорания и уровнем его удовлетворенности профессиональной деятельностью: чем выше уровень удовлетворенности, тем ниже уровень выраженности симптомов СЭВ. Эта корреляция наблюдается и при анализе различных организационных факторов, таких как размер заработной платы (работники с низким уровнем СЭВ более довольны им), возможность повышения квалификации, разнообразие выполняемой работы, престижность профессии (социальные работники с высоким уровнем развития СЭВ чаще считают ее непрестижной), отношения с непосредственным начальником и в рабочем коллективе (недовольство отношениями с руководителем и в коллективе повышает риск развития «выгорания»;), уровень организации работы, а также частота испытываемых нагрузок (физических, интеллектуальных, психоэмоциональных).

Результаты теоретического и эмпирического исследования позволяют отметить, что главными направлениями, предотвращающими «выгорание» специалистов по социальной работе являются:

- развитие знаний, навыков и умений;

- улучшение условий труда и отдыха;

- развитие содержания труда;

- развитие средств труда;

- развитие мотивации;

- изменение оплаты труда;

-социальная защита самих «защищающих»;

-система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня;

-система улучшения психологического климата в коллективе.

Литература:

1. Агапова М. В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания и самоактуализации личности - Ярославль.: ЯГУ им. П.Г. Демидова, 2004. - С. 6

2. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2005. - 267 с.

3. Дубиницкая К. А. Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: МГППУ, 2011. - С. 4-6.

4. Павлова О. В. Особенности формирования и пути профилактики синдрома эмоционального выгорания, враждебности и агрессии у среднего медперсонала - М.: НГУ им. им. Ярослава Мудрого, 2012. - С. 13

Психология

УДК: 37.015.3(045)

кандидат философских наук, доцент Царева Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); преподаватель Гуревичева Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ И СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ И ВО

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены возможности развития толерантности подростков и старшеклассников на уроках истории и обществознания, а также во внеурочной деятельности. Представлены технологии, ориентированные на личностный рост субъекта образовательного процесса.

Ключевые слова: толерантность, развитие толерантности, подростки, старшеклассники, психотехнологии.

Annotation. The article discusses the possibility of the development of tolerance to teenagers and high school students the lessons of history and social studies, as well as overtime work. Represented technologies, personal growth-oriented subject educational process.

Keywords: tolerance, development of tolerance, teens, seniors, psychotechnologies.

Введение. Проблема развития толерантности и толерантного поведения является одной из важнейших в современном обществе.

В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, различно его о понимание разными народами в зависимости от их исторического опыта. По этой причине понятие толерантность имеет довольно широкий диапазон интерпретаций («готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов», «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей»).

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо точки зрения [10].

Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение ее противоположности -интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных.

Это не просто отсутствие чувства солидарности, это непринятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. Ее практическое проявление находится в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим - до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей, отмечает А. Г. Асмолов [2, c. 58].

Толерантность и интолерантность - особые отношения, которые формируются (как и всякое другое отношение) на основании оценки некоего объекта (чаще - другого индивида) благодаря постоянной связи с объектом. Следовательно, здесь справедлива формула: связь - оценка - отношение - поведение (намерение), толерантное или интолерантное.

Изложение основного материала статьи. Формирование толерантности начинается в подростковом возрасте. Именно в этот период становления личностной идентичности, ценностно-смысловой сферы и самосознания в зависимости от протекания этих процессов можно говорить о наличии и уровне развития толерантного сознания.

Образ толерантной личности сочетает важнейшие характеристики, отражающие психолого-этические линии человеческих отношений [4; 6]:

- гуманность, предполагающая внимание к самобытному внутреннему миру человека, человечность межличностных отношений;

- рефлексивность - глубокое знание личностных особенностей, достоинств и недостатков, установление их соответствия толерантному мировосприятию;

- гибкость - умение в зависимости от состава участников событий и возникших обстоятельств принять решение, выстраивание системы отношений на основе владения полноценной информацией;

- уверенность в себе - адекватная оценка собственных сил и способностей, вера в возможность преодолеть препятствия;

- самообладание - владение собой, управление эмоциями, поступками;

- вариативность - многомерный подход к оценке окружающей жизни и принятие адекватных сложившимся обстоятельствам решений;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.