Научная статья на тему 'Особенности и этапы эволюционного развития торговых центров в России'

Особенности и этапы эволюционного развития торговых центров в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2475
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / RETAIL TRADE / ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / TRADING ENTERPRISE / ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР / SHOPPING MALL / ЭВОЛЮЦИЯ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ / EVOLUTION OF SHOPPING MALLS / ПОКОЛЕНИЕ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ / GENERATION OF SHOPPING MALLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стукалова Ирина Борисовна, Токмачёва Ольга Сергеевна

В статье предлагается определение сущности торговых центров с выделением основных этапов эволюции данного формата централизованной торговли во временном и географическом разрезе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article defines the notion of shopping malls and describes the key stages of this type of centralized trade evolution in time and location.

Текст научной работы на тему «Особенности и этапы эволюционного развития торговых центров в России»

Д-р экон. наук И. Б. Стукалова О. С. Токмачёва

ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ В РОССИИ

В статье предлагается определение сущности торговых центров с выделением основных этапов эволюции данного формата централизованной торговли во временном и географическом разрезе.

Ключевые слова и словосочетания: розничная торговля, торговое предприятие, торговый центр, эволюция торговых центров, поколение торговых центров.

В настоящее время наиболее модифицированной формой организации торговли являются торговые центры (ТЦ), ставшие столь привычными российскому потребителю.

Торговый центр - совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин1.

Несмотря на то, что в ХХ в. данная форма организации торговли приобрела свои уникальные черты благодаря влиянию научно-технического прогресса на все отрасли народного хозяйства, однако, по мнению авторов, торговый центр как явление имеет древние корни. В подтверждение данной точки зрения рассмотрим основные эволюционные этапы развития современных торговых центров.

Первые проявления централизованной организации внутренней торговли были в Сирии и Тегеране в У11-Х вв. Так, условно первым прототипом торгового центра можно считать базар Аль-Хамидия, который до сих пор функционирует в городе Дамаске, столице Сирии. Крытый рынок в Оксфорде был официально открыт 1 ноября 1774 г. и по-прежнему активен. Он возник в ответ на общее пожелание горожан и властей очистить основную улицу в центре Оксфорда от киосков. Авторы считают приемлемым относить рынки (восточный вариант - базары) к первым прототипам торговых центров, так как по сути своей рынок - это крытая или открытая территория, соединенная пешеходными переходами, на которой сконцентрированы торговые розничные и оптовые единицы, что перекликается с определением торговых центров.

Позднее, с конца XVIII в., в крупных городах мира началось строительство пассажей (торговых галерей). Например, это Гостиный Двор в Санкт-Петербурге, который открылся в 1785 г. и может рассматриваться как один из первых специально построенных торговых центров, так как он состоит из бо-

1 См.: ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения».

лее чем 100 магазинов площадью более 570000 м2; Галерея УШюгю Етапие1е II (Галерея Виктора Эммануила II) в Милане (1877); Верхние торговые ряды (ныне ГУМ) в Москве (1893).

Если обращаться к отечественной истории, то многие гостиные дворы и торговые ряды в советский период были перестроены в универсальные магазины. Именно универмаги долгое время были наиболее крупной формой магазинной торговли, вплоть до появления торговых центров современного образца. В XX в. они послужили базой для создания современных торговых и тор-гово-развлекательных центров.

Необходимо отметить, что появление и развитие торговых центров современного образца на российском рынке произошло в 2 раза быстрее, нежели на западном (США и страны Европы). Чтобы разобраться в данном феномене, рассмотрим основные этапы эволюции торговых центров в США, где и зародился данный формат магазинной торговли, и сравним их с аналогичным процессом на российском рынке.

Возникновение торговых центров современного образца в Соединенных Штатах Америки было продиктовано необходимостью сферы торговли оперативно отреагировать на перемещение городского населения в пригороды и удовлетворить нужды новых покупателей, чаще всего зажиточных и имеющих автомобили. Для их открытия необходимо было выполнить три условия: найти приемлемый по цене участок земли, чтобы устроить бесплатную автостоянку, обеспечить сильную привлекательность центра, предоставив возможность большому числу коммерсантов реализовывать в нем свою продукцию, и иметь достаточное число покупателей, которые могли бы добраться до торгового центра на автомобиле.

1. Первое поколение торговых центров. Политика в области строительства торговых сооружений, проводившаяся в 1962-1965 гг. в рамках выполнения IV плана, позволила открыть 600 центров, каждый из которых объединял в среднем 10 магазинов. Однако на данном этапе были выявлены следующие недостатки:

- центры не являлись достаточно привлекательными для покупателей из прилегающих кварталов, поскольку они предпочитали ездить за покупками в центр города;

- они оказались несовершенными с архитектурной точки зрения;

- центры были очень неэффективными с коммерческой точки зрения (небольшой размер, отсутствие автостоянки, ассоциирование с рынком снижало потребительский спрос).

2. Второе поколение торговых центров (конец 60-х - начало 80-х гг. XX в.) развивалось согласно новым законам и нормативным актам: закон об использовании земельных участков 1967 г. определил генеральную схему развития градостроительства и ввел в действие планы благоустройства земельных участков. Циркуляр от 29 июля 1969 г. предписывал создание департаментских комиссий по развитию городской торговли и наделял их ответственностью за размещение торговых предприятий согласно общим правилам. Планирование благоустройства городской территории основывалось на иерархической концепции развития торговых предприятий, которая зародилась в США. Данная концепция предполагала строительство ТЦ следующих типов,

различающихся по площади, составу арендаторов и реализуемому ассортименту:

- микрорайонный (площадь до 5 тыс. м ; реализация товаров повседневного спроса);

- окружной (площадь до 15 тыс. м2; реализация товаров длительного пользования, специализированных товаров);

- региональный (площадь 30-100 тыс. м2; реализация универсального ассортимента товаров).

3. Торговые центры последнего поколения (начиная с 1980-х гг. по настоящее время) очень разнообразны по своему составу. Это настоящие «городские центры» на окраине города. Наиболее сложно устроенные из них имеют три-четыре «полюса притяжения». Данный тип ТЦ может относиться к суперрегиональным торговым центрам (площадь от 50 до 200 и более тыс. м2, зона охвата 9-45 км, основными арендаторами выступают три и более универмага (универсама) полного ассортимента).

Отечественный рынок розничной торговли уверенно начал свое становление и развитие после кризиса 1998 г. В это время стабилизировалась ситуация на рынках труда и в различных финансовых структурах, что дало толчок для увеличения строительства торговых центров. Первоначально торговые центры как совокупность торговых предприятий на определенной территории, управляемых как единое целое, появились в Москве и Санкт-Петербурге. Де-велопмент торговых центров в региональных городах России начался примерно с середины первого десятилетия XXI в. и в своем развитии повторял и даже опережал московский рынок.

Развитие торговых центров в России сначала проходило по западному образцу - с помощью ступенчатой системы функционирования. В ее основу входит размещение торговых центров от меньшего к большему объему жилой застройки. Также учитываются ступени спроса, который может быть повседневным, эпизодическим и периодическим. Несмотря на кажущуюся простоту принципа этого построения, в процессе его осуществления на практике стал очевиден ряд недостатков, вследствие чего ступенчатая организация постепенно заменилась функциональной системой. При ней магазины города равномерно распределены по всей территории жилых районов, чтобы быть доступными и пешеходам.

Анализ процесса развития торговых центров на отечественном рынке позволил авторам выделить следующие этапы эволюции:

1. Конец 90-х гг. XX в. - начало нулевых. Торговый центр этого периода представлял собой традиционный рынок, только оснащенный крышей; его отличительными чертами можно назвать малогабаритные торговые секции (по 9 м2) и смешанный торговый ассортимент, не сочетающийся между собой.

2. 2002-2005 гг. Этот период характеризуется появлением в торговых центрах навигационной системы, позволяющей потребителям ориентироваться в расположении интересующих их объектов торговли и оказания услуг, что в свою очередь повышает эффективность центра в целом за счет создания для потребителя условий, максимизирующих его покупательскую активность на предлагаемых центром торговых площадях. Расположение магазинов в торговых центрах начинает согласовываться с их специализацией. Так, торговые

предприятия, реализующие схожий или взаимодополняемый ассортимент товаров и услуг, начинают располагаться рядом друг с другом. В данный период в России складываются основные торговые сети, появляется фирменная розница; торговые площади, которые арендуют эти магазины, укрупняются; у сетей появляются стандарты оформления витрин и торговых залов. Арендаторы торговых центров начинают делиться на якоря (продуктовые супермаркеты, крупные магазины бытовой техники и мебели) и торговую галерею (магазины с одеждой, обувью, аксессуарами).

3. Начиная с 2005 г. и по настоящее время. В этот период появляется понятие «концепция торгового центра». Для того чтобы потребителю обойти торговый центр, уже требуется не час, а день - появляется необходимость расположения предприятий массового питания в непосредственной близости от торговых рядов. Однако довольно скоро стало очевидно, что для еще более эффективного функционирования торгового центра требуется принципиально новая, развлекательная составляющая. Так в торговых центрах появились кинотеатры, катки и боулинг-клубы.

Рассмотренные особенности развития ТЦ на российском рынке привели к появлению нового формата торговых центров, который можно определить как перспективный.

Перспективный формат торговых центров - это уникальные проекты, обеспечивающие потребителю как удовлетворение стандартных ожидаемых полезностей, входящих в комплекс возможностей сферы торговли и услуг, а также наличие адаптивного механизма воздействия на потребителя через удовлетворение его информационно-эмоциональных потребностей с использованием инновационных продуктов различных направлений.

Таким образом, мы видим, что общая траектория эволюции современных форматов торговых центров в США и России совпадает. При этом следует отметить, что торговые центры США эволюционировали на протяжении 30-40 лет, в России же данный путь был пройден всего за 15-20 лет (рисунок).

30-40 лет

Г

1960-1965

1965-1980

1980-1995

1995-2010

15-20 лет

-►

-►

Рис. Эволюция современных форматов торговых центров в США и России

Эволюция форматов ТЦ в США

Эволюция форматов ТЦ в РФ

Авторы полагают, что этот факт вызван следующими причинами:

- возможностью использования зарубежного опыта в построении и развитии торговых центров, особенно учитывая, что строительство первых крупных торговых центров в России инициировалось зарубежными глобальными компаниями (отправной точкой в становлении рынка торговых центров в Москве условно можно считать открытие ТРЦ «Мега»);

- социально-экономической готовностью российского населения принять данный формат централизованной торговли;

- ориентированием внутренней политики государства на обеспечение населения качественными торговыми площадями.

Современный формат торговых центров был успешно воспринят российским потребителем и продолжает пользоваться популярностью, несмотря на распространение и удобство использования внемагазинных форм торговли, в том числе через Интернет. По мнению авторов, данное явление вызвано особенностями исторического развития торговли в России, а также спецификой национального менталитета.

Так исторически сложилось, что наиболее распространенным и привлекательным для российского потребителя местом приобретения товаров и услуг служили такие формы торговли, как ярмарка, базар или гостиный двор, где наряду с широким ассортиментом товаров и услуг всегда присутствовала развлекательная составляющая. Кроме того, ярмарки и базары всегда функционировали по определенным дням, таким образом, покупатель, планируя поход за товарами, отводил под это мероприятие весь день и, заметим, относился к данному мероприятию не просто как к будничному походу по магазинам, а как к «выходу в свет». В ярмарочные дни крестьяне съезжались в город, горожане надевали свои лучшие наряды. Они встречались на центральной базарной площади, чтобы удовлетворить целый спектр своих потребностей, таких, как:

- приобретение товаров и услуг в одном месте и в удобное время;

- получение развлекательных услуг для всех возрастов и интересов, а также услуг предприятий сферы питания;

- удовлетворение эстетических и социально-коммуникационных потребностей;

- информационное насыщение, так как рынки и ярмарки во все времена служили источником новостей.

Говоря о перспективах дальнейшего развития данного формата торговли, необходимо отметить, что торговый центр становится центром социальной и культурной активности населения.

Список литературы

1. Богданов И. А. Большой Гостиный Двор в Петербурге. - СПб. : Искусство-СПБ, 2001.

2. Токмачёва О. С. Торговые центры: подходы к определению сущности и классификации с учетом российской специфики // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 7 (49).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.