Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И АСИММЕТРИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ЕС И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ И АСИММЕТРИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ЕС И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВО-ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТОК / БАНКОВСКИЙ КАПИТАЛ / ТОВАРООБОРОТ / САНКЦИИ / ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / TRADE-INVESTMENT COOPERATION / INVESTMENT FLOW / BANK CAPITAL / TRADE TURNOVER / SANCTIONS / DIRECT INVESTMENTS / PORTFOLIO INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева О.И.

В статье рассмотрено торгово-инветстиционное взаимодействие между ЕС и Российской Федерацией. Задействованы статистические данные за различные временные периоды. Проанализированы объёмы и структуры инвестиций между обеими сторонами. Сделаны выводы об оттоке банковского капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL TRATIS AND ASYMMETRY OF INVESTMENT COOPERATION BETWEEN EU AND RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes trade-investment interaction between EU and Russian Federation. Statistical data of different time periods used. Volumes and structures of investments between both parties are analyzed. Conclusion about the outflow of bank capital is made.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И АСИММЕТРИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ЕС И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ»

УДК 339.942

Яковлева О.И. студент магистратуры ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»

Россия, г. Волгоград

ОСОБЕННОСТИ И АСИММЕТРИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ЕС И РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИЕЙ

Аннотация: В статье рассмотрено торгово-инветстиционное взаимодействие между ЕС и Российской Федерацией. Задействованы статистические данные за различные временные периоды. Проанализированы объёмы и структуры инвестиций между обеими сторонами. Сделаны выводы об оттоке банковского капитала.

Ключевые слова: торгово-инвестиционное сотрудничество, инвестиционный поток, банковский капитал, товарооборот, санкции, прямые инвестиции, портфельные инвестиции.

Yakovleva O.I. master's degree student FSAEIHE «Volgograd state university»

Russia, Volgograd

SPECIAL TRATIS AND ASYMMETRY OF INVESTMENT

COOPERATION BETWEEN EU AND RUSSIAN FEDERATION

Annotation: The article analyzes trade-investment interaction between EU and Russian Federation. Statistical data of different time periods used. Volumes and structures of investments between both parties are analyzed. Conclusion about the outflow of bank capital is made.

Key words: trade-investment cooperation, investment flow, bank capital, trade turnover, sanctions, direct investments, portfolio investments.

Основой для развития торгово-инвестиционного сотрудничества между ЕС и Россией является соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), заключенное в 1997 году и приостановленное ЕС в 2014 году в связи с событиями на Украине. Однако, несмотря на ранее введенный режим санкций, ЕС является крупнейшим партнером для Российской Федерации, в то время как Россия является четвертым по величине торговым партнером для ЕС1.

По структуре внешней торговли России ЕС занимает лидирующие позиции как крупнейший экономический партнер страны. Доля ЕС в

1 Gros, D. & Di Salvo, M. (2017).Revisting Sanctions on Russia and Counter-Sanctions on the EU: the Economic Impact Three Years Later. CEPS Commentary, July 17, pp. 128-143.

российском товарообороте в январе-октябре 2018 года снизилась до 43,1% (с 42,7% в январе-октябре 2017 года), в то время как доля стран СНГ составила 11,8% (12,5%), стран ЕАЭС - 8,2% (8,9%), стран АТЭС-31,0% (30,4%)2.

Кроме того, согласно статистике, товарооборот между ЕС и РФ демонстрирует постепенное падение. Так, объем торговых операций сократился с 339 млрд. евро в 2012 году до 191 млрд. евро в 2018 году, то есть падение составило 44%. ЕС в первую очередь экспортирует инструменты и оборудование (промышленное, транспортное, медицинское и др.) в Россию, в то время как Россия поставляет в Европу в основном минеральное сырье (нефть, газ).

Анализируя инвестиционные позиции, можно сделать вывод, что ЕС является крупнейшим инвестором в российскую экономику (промышленный и банковский секторы). Так, например, % прямых инвестиций в Россию пришлось на ЕС. Кроме того, мы не должны игнорировать тот факт, что 30% этой стоимости составляют (реинвестиции) из Республики Кипр. РФ инвестировала лишь около 1% от общего объема прямых инвестиций в страны ЕС.

Более того, если проследить инвестиционные потоки между ЕС и Российской Федерацией, то можно увидеть, что объем европейских инвестиций превышает инвестиционную активность России в странах ЕС почти в два раза.

Инвестиционное сотрудничество традиционно играет важную роль в международных экономических отношениях, несмотря на широко распространенную практику введения санкционных ограничений. Для того чтобы выявить основные закономерности и проблемы в инвестиционном сотрудничестве между ЕС и Российской Федерацией, необходимо проанализировать структуру финансовых инвестиций3:

1. Средняя структура инвестиций из ЕС в Россию за 10 лет:

- прямые инвестиции - около 40%;

- портфельные инвестиции - около 3%;

- прочие (банковские кредиты, торговое финансирование) - около 57%.

2. Средняя структура инвестиций из России в страны ЕС за 10 лет:

- прямые инвестиции - около 75%;

- портфельные инвестиции - около 3%;

- прочие (банковские кредиты, торговое финансирование) - около 22%.

В разрезе отдельных стран ЕС объем прямых инвестиций в экономику

стран-членов ЕС за период 2010-20174 гг. В целом наблюдается медленное, но стабильное снижение доли Кипра, Нидерландов и Люксембурга во входящих и исходящих иностранных инвестициях в капитальный оборот России и ЕС. В то же время в 2017 году объем прямых инвестиций в

2 Вестник Банка России [Электронный ресурс] - Режим доступа :https://cbr.ru/publ/vestnik/year/2019.

3 Nelson, R. (2017). U.S. Sanctions and Russia's Economy. Journal of International Economics, vol. 10, no 8, pp. 298-321.

4 Данные о прямых инвестициях за 2018 год на сайте Центрального банка Российской Федерации представлены не в полом объеме (за I и II кварталы), что не позволяет включить эти сведения в анализ.

Ирландию заметно вырос. В общем и целом, эта динамика неустойчива и непоследовательна.

В начале 2000-х годов инвестиционная активность российского банковского сектора была достаточно низкой5. Были отдельные (хотя иногда и довольно крупные) сделки. Так, в 2001 году Альфа-Банк приобрел 100% акций Амстердамского Торгового Банка (Нидерланды) и таким образом стал первым российским банковским учреждением, владеющим дочерним банком в ЕС.

Однако в 2004-2005 гг. экспорт российского капитала в страны ЕС значительно вырос, поскольку в это время российские банки стали все активнее наращивать свое присутствие в банковских секторах стран ЕС либо путем приобретения существующих банковских учреждений, либо путем создания банковских филиалов и филиалов6.

Так, в начале 2014 года большинство крупных российских банков уже имели субсидии в странах ЕС. В настоящее время наиболее активными экспортерами банковского капитала являются Сбербанк, Альфа-Банк7, ВТБ и Газпромбанк. Все эти банковские учреждения представлены в разных странах мира по-разному, как через представительства и филиалы, так и через дочерние банки

Анализ показывает, что практически все банковские организации, приобретенные российскими собственниками, являются частью цепочки филиалов российских банков. Рост долгосрочных инвестиций во многом обусловлен быстрым развитием цепочки зарубежных структурных подразделений российских банковских учреждений, деятельность которых, как правило, финансируется материнскими организациями через депозиты и кредиты.

Эти институты обладают максимально возможной свободой в принятии инвестиционных решений. Очевидно, что реализация этих стратегий в банковском секторе традиционно ориентирована на активный рост бизнеса. Следует также отметить, что деятельность дочерних и зависимых российских банковских организаций осложняется высоким уровнем издержек, связанных с созданием и ведением банковского бизнеса8. Даже в условиях санкционных ограничений банки продолжают выводить капитал из стран ЕС. Согласно отчету Центрального Банка РФ, значительно вырос экспорт капитала (до 27,3 млрд. долларов) в частный сектор, прежде всего в банковскую систему. Данная тенденция объясняется существующей нестабильностью на рынках финансовых активов в ряде стран, таких как,

5 Christen, E., Fritz, O. & Streicher, G. (2015). Effects of the EU-Russia Economic Sanctions on Value Added and Employment in the European Union and Switzerland. Research Report for LENA, the Leading European Newspaper Alliance, WIFO, pp. 37-64.

6 Dreger, C., Fidrmuc, J., Kholodilin, K. & Ulbricht, D. (2016). Between the Hammer and the Anvil: The Impact of Economic Sanctions and Oil Prices on Russia's Ruble. Journal of Com- parative Economics, vol. 44, no 2, pp. 295308.

7 Aflb^a-EaHKcerogHaHBnHeTcaKpynHeHmHMHaCTHbiMpoccHHCKHMÖaHKOM.

8 Harrell, P.E., Keatinge, T., Lain, S. & Rosenberg, E. (2017). The Future of Transatlantic Sanc- tions on Russia. Center for a New American Security, Washington D. C., pp. 1-39

например, Россия. Причем определенную роль играют последствия от санкционных ограничений, в том числе секторальных.

Европейский Союз является одним из наиболее привлекательных направлений для притока капитала российских банков. В этом отношении различные санкционные ограничения не изменили вектора его течения.

Таким образом, растущий отток российского банковского капитала, который в настоящее время более чем в 2,5 раза превышает аналогичный период прошлого года (2018 г.), напрямую вызван угрозой усиления санкционных рисков в отношении финансового сектора и ростом активности российских банковских организаций и инвестиционных институтов на мировых финансовых рынках, а также увеличением объемов иностранной валюты, закупаемой Министерством финансов Российской Федерации и Банком России для соблюдения бюджетных правил.

Использованные источники:

1. Gros, D. &DiSalvo, M. (2017).Revisting Sanctions on Russia and Counter-Sanctions on the EU: the Economic Impact Three Years Later. CEPS Commentary, July 17, pp. 128-143.

2. Вестник Банка России [Электронный ресурс] - Режим доступа :https://cbr.ru/publ/vestnik/year/2019.

3. Nelson, R. (2017). U.S. Sanctions and Russia's Economy. Journal of International Economics, vol. 10, no 8, pp. 298-321.

4. Christen, E., Fritz, O. & Streicher, G. (2015). Effects of the EU-Russia Economic Sanctions on Value Added and Employment in the European Union and Switzerland. Research Report for LENA, the Leading European Newspaper Alliance, WIFO, pp. 37-64.

5. Dreger, C., Fidrmuc, J., Kholodilin, K. & Ulbricht, D. (2016). Between the Hammer and the Anvil: The Impact of Economic Sanctions and Oil Prices on Russia's Ruble. Journal of Com- parative Economics, vol. 44, no 2, pp. 295-308.

6. Harrell, P.E., Keatinge, T., Lain, S. & Rosenberg, E. (2017). The Future of Transatlantic Sanc- tions on Russia. Center for a New American Security, Washington D. C., pp. 1-39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.