Научная статья на тему 'Особенности художественного проектирования интерьера пентхауса'

Особенности художественного проектирования интерьера пентхауса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
306
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНТХАУС / ИНТЕРЬЕР / ДИЗАЙН / СТИЛЬ И СТИЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ПОСТМОДЕРН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Терещенко Галина Федоровна

В статье рассматриваются особенности дизайн-проектирования интерьерного пространства пентхауса, проблемы его гармонизации, стилевые направления, ориентированные на различные потребительские аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности художественного проектирования интерьера пентхауса»

№ 3 (70), 2018 "Теория и история искусства" ^

11. Найденко М.К. Система К.С. Станиславского: автореф. дис. ... докт. культурологии: 24.00.01. URL: http://cheloveknauka.com/sistema-k-s-stanislavskogo

12. Найденко М.К. Психологические составляющие художественной системы К.С. Станиславского // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 4-2. С. 288-289.

13. Найденко М.К. Элементы экспериментальной психологии в системе К.С. Станиславского // Культурная жизнь Юга России. № 4 (55), 2014.

References

1. Stanislavskiy K.S. Sobr. soch.: v 8 t. [Coll. works: in 8 vol.]. Moscow, 1954. Vol. 2.

2. Hart K. Postmodernizm [Postmodernism]. Moscow, 2006.

3. Pavi P. Slovar teatra [Dictionary of theater]. Moscow, 1991.

4. Stanislavskiy K.S. Sobr. soch.: v 8 t. [Coll. works: in 8 vol.]. Moscow, 1959. Vol. 6.

5. Pavlov I.P. Poln. sobr. soch.: v 6 t. [Compl. works: in 6 vol.]. Moscow, 1951.

6. Bodriyar Zh. Prozrachnost zla [Transparency of evil]. Moscow, 2006.

7. Stanislavskiy K.S. Sobr. soch.: v 8 t. T. 4 [Coll. works: in 8 vol.]. Moscow, 1955. Vol. 4.

8. Erikson M.H. Refreyming [Reframing]. Moscow, 2001.

9. Vasilchenko N.N. The search for new directional forms in the theater against the background of the rejection of the traditional foundations of society // Kultura i vremya peremen. 2014. № 1 (4). URL: http://timekguki.esrae.ru/20-31

10. Vygotskiy L.S. To the question of the psychology of the actor's creativity // Coll. works: in 6 vol. Moscow, 1984. Vol. 6.

11. Naydenko M.K. The system of K.S. Stanislavskiy: аutoref. diss. ... doctor of culturology. URL: http://cheloveknauka.com/sistema-k-s-stanislavskogo

12. Naydenko M.K. Psychological components of the art system of K.S. Stanislavskiy // Aktualnye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2014. № 4-2. P. 288-289.

13 Naydenko M.K. Elements of experimental psychology in the system of K.S. Stanislavskiy // Kulturnaya zhizn Yuga Rossii. 2014. № 4 (55).

УДК 7.74

Г.Ф. ТЕРЕЩЕНКО

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕРЬЕРА ПЕНТХАУСА

Терещенко Галина Федоровна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), galina.dizain@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности дизайн-проектирования интерьерного пространства пентхауса, проблемы его гармонизации, стилевые направления, ориентированные на различные потребительские аудитории.

Ключевые слова: пентхаус, интерьер, дизайн, стиль и стилевые направления, постмодерн. UDC 7.74

G.F. TERESHCHENKO

FEATURES OF THE ART DESIGN OF A PENTHOUSE INTERIOR

Tereshchenko Galina Fedorovna, candidate of history of art, associate professor of the cathedra of design of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy Str., Krasnodar), galina.dizain@mail.ru

Abstract. In the article discusses the features of the design-projecting of an interior space of a penthouse, problems of its harmonization, style directions, focused on various consumer audiences. Keywords, penthouse, interior, design, style and style directions, postmodern.

На сегодняшний день актуальным является дальнейшее развитие инновационных технологий в высотном строительстве, в том числе и жилого сегмента, расширения возможности поиска новых путей, стилей и направлений в оформлении жилого пространства, что формирует новые синтетические виды интерьеров. Перемены, произошедшие в нашей стране за последнее десятилетие, вызвали изменения социальных потребностей населения, сейчас современный человек может позволить себе покупку любой недвижимости -от скромного жилища до элитного пентхауса.

Пентхаусы, как достаточно сформировавшийся тип городского жилья, появились в США - родине небоскребов, в начале XX в. С того времени они распространились по всему миру, их типология трансформировалась и видоизменялась под влиянием демографических, экономических, социальных, климатических, национальных и других факторов [1, с. 40]. Для жителей мегаполисов в агрессивной урбанизированной среде очевидна потребность в архитектурном пространстве при сравнительно спокойной жизни, располагающей среды для комфортного и уютного жилья, при этом отвечающей всем современным нормам жизни.

В России у людей с высоким достатком наблюдается спрос на элитную недвижимость - так называемые «пентхаусы». Это новый прогрессивный тип многофункциональной квартиры элитного класса на верхних этажах высоток или на крыше небоскребов. Характеризуют этот вид жилья большие площади (в среднем от 300 до 600 м2), панорамное остекление, открытые террасы с красивыми видами на город, бассейны, персональные лифты и другие элементы, что делает это жилое пространство престижным, дорогим, комфортным и подчеркивает статус владельца.

Наряду с решением функциональных задач при создании жилой среды выступает не менее важная проблема эстетического формирования интерьерного пространства - проблема наполнения художественной содержательностью, что составляет духовную потребность человека, воспитанного на культурных традициях. В связи с этим актуальной проблемой выступает создание гармоничной взаимосвязи инновационных современных технологий и традиционной предметно-пространственной среды, окружающей человека.

Научно обоснованный поиск решений этой проблемы невозможен без учета эволюционных связей исторических эпох и преемственности традиций. Пожалуй, основная сложность, связанная с дизайном пентхаусов, заключается в том, чтобы придать огромному помещению гармоничную целостность, создать атмосферу комфортной среды не только с точки зрения функциональности и эстетики, но и сделать жилой интерьер «местом, где обитает душа». Именно поэтому дизайнеры часто обращаются к классическим эстетическим принципам и приемам художественного выражения, к традиционной народной архитектуре, являющейся прекрасным образцом баланса между функцией и «уютностью», душевностью.

В современном дизайне непрерывно развиваются стилистические направления оформления жилых интерьеров. Их качество в свою очередь определяет уровень культуры. В нашей многонациональной стране, где культура народов может кардинально отличаться, стилистика востребована различная. Идеи создания интерьеров пентхаусов приходят к нам из-за рубежа, но в последние годы все больше развиваются в Москве, Санкт-Петербурге, а также других быстро растущих городах. Стилевые, художественно-образные выражения индивидуальности интерьерных пространств в современный период постмодернизма обращены к выразительности, декоративности, образной семантике, порой ироничности и нередко цитировании исторических стилей.

Дизайнеры, используя арсенал традиционных художественных приемов в проектировании интерьера, интерпретируя классические стили, оживляя их новейшими материалами, интересными сценариями освещения, создают различные стилевые направления, ориентированные на социальные, возрастные, классовые, национальные и другие потребительские группы. Однако индивидуальность образа зависит от эстетических предпочтений конк-

№ 3 (70), 2018

"Теория и история искусства"

ретного человека, поэтому один и тот же интерьер не может рассчитывать на одинаковое восприятие многими, тем более всеми. Другими словами, несовпадение ментальных фильтров в оценке объекта представляет проблему. Разрешимость этой проблемы -в компетенции архитектора [2].

Художественно-образная и эмоциональная выразительность интерьера с его функциональностью является главной задачей проектирования современного жилого интерьера. Выбор стилевого решения жилого интерьера часто определяется заказчиком, который не всегда способен представить конечный результат его реализации в определенных архитектурных условиях. Возникает проблема гармонизации интерьерной среды. Сложность проектирования интерьеров пентхауса состоит в создании единства предметно-пространственной среды интерьера с перетекающими открытыми и закрытыми пространствами.

Опираясь на современную статистику дизайнерских решений жилого интерьера, можно выделить три основных направления в использовании стилей: моностильные -решенные в рамках единого художественного стиля; контрстильные - опирающиеся на контрастные признаки разных художественных стилей; эклектичные - когда стилевые признаки не являются определяющими, а такие средства гармонизации, как колористическая концепция, используемые материалы, световой дизайн, приемы формообразования, объединяют все элементы объемно-пространственной композиции в единую гармоничную целостность [2].

Проанализируем один из интерьеров пентхауса на вершине Манхэттена: креативный проект David Hotson Architect, Нью-Йорк, США. Пентхаус располагается на вершине здания и состоит из двух уровней - это позволило расширить полет фантазии и воплотить креативные идеи: так, например, очень необычно соединение двух этажей - лестница, которая спрятана в закрученную трубу из блестящей зеркальной стали. Ее длина составляет 24 м.

Для сохранения спортивной формы владельцев дизайнеры оборудовали стену, по которой можно лазать, как по скале. Дизайнеры и архитекторы учли пожелания заказчиков и выполнили очень креативный футуристический интерьер, в котором господствует белый цвет ограждающих и несущих конструкций, много стекла и глянцевых поверхностей, и только детали декора и мягкая мебель ярких насыщенных цветов контрастируют с белоснежным пространством, придавая интерьеру эмоциональное позитивное настроение. Предметное наполнение интерьера направлено на показ статуса ее владельца, оно не всегда функционально, но всегда выразительно, при этом акцент делается на красоте арт-объектов, входящих в это интерьерное пространство.

Достаточно часто в оформлении интерьеров пентхаусов используется стилизация исторических стилей, которая позволяет модернизировать предметно-пространственную среду интерьеров каких-либо художественных стилей. Интерпретируются такие классические стили, как: ар-деко, неоклассика, ампир, барокко. По мнению «отца-основателя» американского модернизма Ф.-Л. Райта, заимствование и цитирование неотвратимо: «мы все... являемся, благодаря полученному нами образованию, эклектиками, и этот впитанный нами эклектизм стал нашим подходом к жизни. Поэтому подражание в целом и в деталях неизбежно» [3].

Современные дизайнеры, используя прием цитирования, популярный сегодня в художественной практике проектирования интерьеров, соединяют разновременные предметы, пытаясь отослать владельца жилья в прошлое, настоящее и будущее. Поэтому вопрос гармонизации жилого интерьера пентхауса с его огромной площадью решить достаточно сложно.

Однако более востребованным является проектирование интерьеров пентхаусов в стиле современного минимализма, отличительной чертой которого служит строгость и простота геометрии форм, воспринимаемых как символы. Минимализм - явление западной эстетики, тесно связан с интернациональным стилем, с одной стороны, и постмодер-

низмом - с другой. Хотя он и неоднороден и часто вбирает в себя элементы самых разных направлений - это лофт, хай-тек и другие [4].

Несомненно, чтобы создать гармоничный интерьер пентхауса, дизайнеру необходимо выстроить целую систему большого по площади упорядоченного пространства, учитывая его архитектурно-конструктивные особенности. Художественно-образное содержание интерьеров пентхаусов, часто основанное на универсальных западных приемах и стилях, адаптированных в наших реалиях, имеет порой совершенно элитарное значение, обретая эмоциональную яркость и оригинальность. Гармоничное включение в интерьер-ную среду инновационных технологий и материалов делает пентхаусы социальными маркерами, определяющими статус его владельца.

Литература

1. Генералов В.П., Генералова Е.М. Квартиры в небоскребах. Пентхаус - планировочные особенности и инновации // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Самара, 2014.

2. Артемьева Т.Г. Художественные особенности проектирования жилого интерьера // Градостроительство и архитектура. 2017. № 4. Т. 7. С. 84-86. DOI: 10.17673/ Vestnik.2017.04.14.

3. Ковалева Т.В. Интерьер начала XXI века. К проблеме «цитатного мышления» // Искусство в XXI веке. СПб., 2012.

4. Третьякова М.С. Минимализм в дизайне интерьера. Эстетические истоки простоты. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда // Вестник МГХПА. 2016. № 3. М., 2016. С. 411-421.

References

1. Generalov V.P., Generalova E.M. Apartments in sky-scrapers. Penthouse - planning features and innovations // Traditsii i innovatsii v stroitelstve i arhitekture. Samara, 2014.

2. Artemyeva T.G. Artistic features of planning of dwelling interior // Gradostroitelstvo i arhitektura. 2017. № 4. Vol. 7. P. 84-86. DOI: 10.17673/Vestnik.2017.04.14.

3. Kovaleva T.V. Interior of the beginning of the XXI century. To the problem of «citational thinking» // Art in the XXI century. Saint Petersburg, 2012.

4. Tretyakova M.S. Minimalism in interior design. Aesthetic origins of simplicity. Decorative art and subject-spatial environment // Vestnik MSAIA. 2016. № 3. Moscow, 2016. P. 411-421.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.