ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТКАНЫХ ПОЛОТЕН Хамраева С.Б.1, Бекназарова Н.Т.2, Кадирова Д.Н.3
'Хамраева Севара Бахром кизи - магистрант;
2Бекназарова Насиба Турдиалиевна - магистрант;
3Кадирова Дилфуза Нематовна - кандидат технических наук, доцент, кафедра технологии текстильных полотен, Ташкентский институт текстильной и легкой промышленности, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье приведены особенности художественного оформления ткани и исследования параметров строения тканых полотен. Рассмотрены способы художественного оформления текстильных изделий.
Ключевые слова: украшение тканей, художественное оформление тканей, принципы орнаментации, текстильный орнамент, колорит.
Искусство украшения тканей возникло в глубокой древности. Человек очень рано ощутил потребность сделать свою одежду нарядной. А с появлением ткацкого станка художественная деятельность человека стала направляться на украшение поверхности ткани орнаментным рисунком; именно в это время возникает так называемый текстильный орнамент.
Вообще орнамент на ткани может быть получен или путем переплетения цветных нитей основы и утка и тогда мы имеем ткацкий рисунок, или нанесением на ткань узоров ручным способом либо (позднее) способом печати - и тогда мы имеем набивной рисунок.
Два способа художественного оформления текстильных изделий:
разработка и выполнение нитей основы и утка на ремизном или жаккардовом оборудовании;
разработка и выполнение орнаментных рисунков на тканях способом печати.
Образование орнаментного рисунка способом ткачества всегда связано с технологическим процессом изготовления самой ткани. Одновременность этих двух процессов - художественного и технологического - позволяет добиться в рисунке разнообразных светотеневых фактурных эффектов посредством разного отражения света от различных участков ткани, а также эффектов оптического смещения цветов пряжи основы и утка в полноте ткани. Отчетливое стремление к художественному единству предметной среды, а именно орнамент в одежде, в быту и интерьере выдвигается в настоящее время на передний план. Художник-дессинатор, создавая рисунок для ткани, должен иметь в виду, прежде всего определенный образ современного человека, знать его наружность, возраст и т.п. Вместе с тем художник-дессинатор должен всегда мысленно представлять ту ситуацию, в которой будет функционировать, как бы существовать ткань, и закладывать в характер проектируемого рисунка те особенности, те композиционные решения, которые наилучшим образом будут соответствовать назначению изделия.
Текстильным орнаментом, который занимает в орнаментальном искусстве одно из ведущих мест, оформляют ткани, поверхность других текстильных изделий.
Говоря о принципах орнаментации ткани и других текстильных изделий, прежде всего, обратим внимание на эстетическую сторону рисунка, на особенности его композиционного решения. Соответственно орнаментальная композиция, с точки зрения текстильного рисунка, означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением текстильного рисунка.
К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура.
Все они являются в тоже время элементами композиции. Естественно, эти элементы, эти средствам композиции приобретают в художественном орнаментальном произведении более сложные и разнообразные формы, превращаются в орнаментальные мотивы — геометрические или изобразительные в зависимости от поставленных задач и целей.
В сложных композициях раппорт часто содержит несколько орнаментальных мотивов.
Ритм - закономерное чередование и повторение соизмеримых и чувственно ощутимых элементов. Ритм является главным организующим началом любой орнаментальной композиции. Ритмическая организация — взаиморасположение мотивов или элементов мотива на композиционной плоскости.
Орнаментальная тема - совокупность мотивов, подобных по размерам, сходных по форме и цвету, близких по расположению и воспринимаемых глазом как единый взор.
Колорит - общий, преобладающий цвет орнаментальной композиции.
Колористическая тема - совокупность мотивов или отдельных элементов мотива объеденных одним общим цветом или цветами близкими один другому.
Совокупность разных орнаментальных мотивов, объединяемых художником-диссенатором в единый узор, носит название ритмического строя. Вместе с ритмическими движениями в ритмический строй органически входят все пластические движения форм. Поэтому точнее говорить не о ритмическом, а ритмико-пластическом строе композиции.
В орнаментальном искусстве пропорции являются фактором всеобъемлющим. Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных мотивов и их составных частей, линейных характеристик орнаментальных форм определяют выразительность композиции.
Все орнаментальные композиции или отдельные орнаментальные композиции (и орнаментальные мотивы) основываются на принципе:
- симметрии, одинаковости, то динамические
- асимметрии, неодинаковости, противопоставления.
Закон пропорциональности в орнаментальной композиции заключается в установлении соразмерности частей в отношении целого и одна к другой. Эта соразмерность может быть основана на равенстве или противопоставлении любых характеристик орнаментальных мотивов и элементов [1-2].
Плательно-костюмные ткани, которые оформляются раппортным рисунком, повторяющимся и горизонтальном, и вертикальном направлении относятся к метровым тканям. Общий строй раппортного рисунка складывается из равномерного регулярного повторения по ширине и длине ткани раппортной клетки и одновременно ритмической организации мотивов внутри раппорта.
В период развития механических способов печати и жаккардового ткачества большое распространение получили более сложные композиционные схемы, отвечающие требованиям оформления тканей промышленного производства. Массовый характер производства тканей, а также их функциональные качества повлияли на унификацию композиционных приемов в построении рисунков и закрепление в практике наиболее интересных из них. В качестве классического композиционного приема для оформления жаккардовых тканей стал применяться способ построения раппортных рисунков по принципу ткацких переплетений: мотивы располагались в раппортной клетке в местах основных перекрытий в ткацких переплетениях.
Список литературы
1. Рахимходжаев С.С., Кадырова Д.Н. «Современные методы проектирования тканей». Ташкент. ТИТЛП, 2006.
2. Кадирова Д.Н., Рахимходжаев С.С., Даминов А.Д. «Влияние температурно-влажностных режимов на структуру ткани" VIII Международная научно-практическая конференция "Современные тенденции развития образования, науки и технологий". Москва. Центр перспективных научных публикаций. 28 февраля 2019 года.