Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТКАНЫХ ПОЛОТЕН'

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТКАНЫХ ПОЛОТЕН Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
563
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
УКРАШЕНИЕ ТКАНЕЙ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТКАНЕЙ / ПРИНЦИПЫ ОРНАМЕНТАЦИИ / ТЕКСТИЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ / КОЛОРИТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хамраева Севара Бахром Кизи, Бекназарова Насиба Турдиалиевна, Кадирова Дилфуза Нематовна

В статье приведены особенности художественного оформления ткани и исследования параметров строения тканых полотен. Рассмотрены способы художественного оформления текстильных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТКАНЫХ ПОЛОТЕН»

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТКАНЫХ ПОЛОТЕН Хамраева С.Б.1, Бекназарова Н.Т.2, Кадирова Д.Н.3

'Хамраева Севара Бахром кизи - магистрант;

2Бекназарова Насиба Турдиалиевна - магистрант;

3Кадирова Дилфуза Нематовна - кандидат технических наук, доцент, кафедра технологии текстильных полотен, Ташкентский институт текстильной и легкой промышленности, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье приведены особенности художественного оформления ткани и исследования параметров строения тканых полотен. Рассмотрены способы художественного оформления текстильных изделий.

Ключевые слова: украшение тканей, художественное оформление тканей, принципы орнаментации, текстильный орнамент, колорит.

Искусство украшения тканей возникло в глубокой древности. Человек очень рано ощутил потребность сделать свою одежду нарядной. А с появлением ткацкого станка художественная деятельность человека стала направляться на украшение поверхности ткани орнаментным рисунком; именно в это время возникает так называемый текстильный орнамент.

Вообще орнамент на ткани может быть получен или путем переплетения цветных нитей основы и утка и тогда мы имеем ткацкий рисунок, или нанесением на ткань узоров ручным способом либо (позднее) способом печати - и тогда мы имеем набивной рисунок.

Два способа художественного оформления текстильных изделий:

разработка и выполнение нитей основы и утка на ремизном или жаккардовом оборудовании;

разработка и выполнение орнаментных рисунков на тканях способом печати.

Образование орнаментного рисунка способом ткачества всегда связано с технологическим процессом изготовления самой ткани. Одновременность этих двух процессов - художественного и технологического - позволяет добиться в рисунке разнообразных светотеневых фактурных эффектов посредством разного отражения света от различных участков ткани, а также эффектов оптического смещения цветов пряжи основы и утка в полноте ткани. Отчетливое стремление к художественному единству предметной среды, а именно орнамент в одежде, в быту и интерьере выдвигается в настоящее время на передний план. Художник-дессинатор, создавая рисунок для ткани, должен иметь в виду, прежде всего определенный образ современного человека, знать его наружность, возраст и т.п. Вместе с тем художник-дессинатор должен всегда мысленно представлять ту ситуацию, в которой будет функционировать, как бы существовать ткань, и закладывать в характер проектируемого рисунка те особенности, те композиционные решения, которые наилучшим образом будут соответствовать назначению изделия.

Текстильным орнаментом, который занимает в орнаментальном искусстве одно из ведущих мест, оформляют ткани, поверхность других текстильных изделий.

Говоря о принципах орнаментации ткани и других текстильных изделий, прежде всего, обратим внимание на эстетическую сторону рисунка, на особенности его композиционного решения. Соответственно орнаментальная композиция, с точки зрения текстильного рисунка, означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением текстильного рисунка.

К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура.

Все они являются в тоже время элементами композиции. Естественно, эти элементы, эти средствам композиции приобретают в художественном орнаментальном произведении более сложные и разнообразные формы, превращаются в орнаментальные мотивы — геометрические или изобразительные в зависимости от поставленных задач и целей.

В сложных композициях раппорт часто содержит несколько орнаментальных мотивов.

Ритм - закономерное чередование и повторение соизмеримых и чувственно ощутимых элементов. Ритм является главным организующим началом любой орнаментальной композиции. Ритмическая организация — взаиморасположение мотивов или элементов мотива на композиционной плоскости.

Орнаментальная тема - совокупность мотивов, подобных по размерам, сходных по форме и цвету, близких по расположению и воспринимаемых глазом как единый взор.

Колорит - общий, преобладающий цвет орнаментальной композиции.

Колористическая тема - совокупность мотивов или отдельных элементов мотива объеденных одним общим цветом или цветами близкими один другому.

Совокупность разных орнаментальных мотивов, объединяемых художником-диссенатором в единый узор, носит название ритмического строя. Вместе с ритмическими движениями в ритмический строй органически входят все пластические движения форм. Поэтому точнее говорить не о ритмическом, а ритмико-пластическом строе композиции.

В орнаментальном искусстве пропорции являются фактором всеобъемлющим. Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных мотивов и их составных частей, линейных характеристик орнаментальных форм определяют выразительность композиции.

Все орнаментальные композиции или отдельные орнаментальные композиции (и орнаментальные мотивы) основываются на принципе:

- симметрии, одинаковости, то динамические

- асимметрии, неодинаковости, противопоставления.

Закон пропорциональности в орнаментальной композиции заключается в установлении соразмерности частей в отношении целого и одна к другой. Эта соразмерность может быть основана на равенстве или противопоставлении любых характеристик орнаментальных мотивов и элементов [1-2].

Плательно-костюмные ткани, которые оформляются раппортным рисунком, повторяющимся и горизонтальном, и вертикальном направлении относятся к метровым тканям. Общий строй раппортного рисунка складывается из равномерного регулярного повторения по ширине и длине ткани раппортной клетки и одновременно ритмической организации мотивов внутри раппорта.

В период развития механических способов печати и жаккардового ткачества большое распространение получили более сложные композиционные схемы, отвечающие требованиям оформления тканей промышленного производства. Массовый характер производства тканей, а также их функциональные качества повлияли на унификацию композиционных приемов в построении рисунков и закрепление в практике наиболее интересных из них. В качестве классического композиционного приема для оформления жаккардовых тканей стал применяться способ построения раппортных рисунков по принципу ткацких переплетений: мотивы располагались в раппортной клетке в местах основных перекрытий в ткацких переплетениях.

Список литературы

1. Рахимходжаев С.С., Кадырова Д.Н. «Современные методы проектирования тканей». Ташкент. ТИТЛП, 2006.

2. Кадирова Д.Н., Рахимходжаев С.С., Даминов А.Д. «Влияние температурно-влажностных режимов на структуру ткани" VIII Международная научно-практическая конференция "Современные тенденции развития образования, науки и технологий". Москва. Центр перспективных научных публикаций. 28 февраля 2019 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.