Научная статья на тему 'Особенности художественного мира В. Распутина'

Особенности художественного мира В. Распутина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3494
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР / ART WORLD / ОБРАЗ / IMAGE / ПРОЗА / PROSE / ПОВЕСТЬ / STORY / КАРТИНА МИРА / PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бурцева Елена Анатольевна

Статья посвящена изучению художественного мира В. Распутина. Анализируются особенности создания образов природы и человека в произведениях писателя. Наряду с указанием на литературные традиции, которым следует В. Распутин, указывается и на его новаторство в создании образа природы и человека. Подробно рассматривается концепция писателя, выраженная в понимании единства человека и природы и трагического ощущения разрыва этого единства, о котором писал В. Распутин в своих художественных произведениях и публицистике последних лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper studies the art world Rasputin. The peculiarities of creating images of nature and man in the works of the writer. In addition to the indication of the literary tradition, which should be Rasputin, and indicated its innovation in creating the image of man and nature. Considered in detail the concept of the writer, expressed in the understanding of the unity of man and nature and the tragic sense of rupture of this unity, which Rasputin wrote in their works of art and journalism in recent years.

Текст научной работы на тему «Особенности художественного мира В. Распутина»

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА В. РАСПУТИНА

Бурцева Елена Анатольевна

К. филол. н., доцент Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению художественного мира В. Распутина. Анализируются особенности создания образов природы и человека в произведениях писателя. Наряду с указанием на литературные традиции, которым следует В. Распутин, указывается и на его новаторство в создании образа природы и человека. Подробно рассматривается концепция писателя, выраженная в понимании единства человека и природы и трагического ощущения разрыва этого единства, о котором писал В. Распутин в своих художественных произведениях и публицистике последних лет. ABSTRACT

The paper studies the art world Rasputin. The peculiarities of creating images of nature and man in the works of the writer. In addition to the indication of the literary tradition, which should be Rasputin, and indicated its innovation in creating the image of man and nature. Considered in detail the concept of the writer, expressed in the understanding of the unity of man and nature and the tragic sense of rupture of this unity, which Rasputin wrote in their works of art and journalism in recent years.

Ключевые слова: художественный мир, образ, проза, повесть, картина мира.

Keywords: art world, image, prose, story, picture of the world.

Творчество Валентина Распутина, одного из самых ярких прозаиков большой русской литературы XX века, недавно ушедшего от нас, привлекает внимание исследователей по многим причинам: и потому, что он в своих произведениях затрагивает острые проблемы современности, такие, которые заставляют спорить и даже отчаянно критиковать автора (в этой связи можно вспомнить шумную полемику вокруг публикации «Дочь Ивана, мать Ивана»), и потому, что он чуть ли не последний «деревенщик», и, конечно же, потому, что он принадлежит уходящему поколению великих писателей XX века, которому принадлежали Василий Шукшин, Леонид Леонов, Чингиз Айтматов и немногие другие. Произведения В. Распутина так интересны для исследования еще и потому, что в своем творчестве писатель сохранил лучшие традиции русской классической литературы. Может быть, в современной литературе он оставался одним из последних хранителей этих традиций. Читая Распутина, наслаждаешься всем тем очарованием русского литературного языка, который были написаны произведения и Пушкина, и Лермонтова, и Тургенева, и Чехова... В своем творчестве ему удалось уберечь то, что постепенно уходит из современной литературы эпохи потока сознания - нравственную чистоту, целомудренность речи и стиля, высокий гуманизм авторских идей. Все это он воплотил, прежде всего, в образах человека и природы. Проблема образности не случайно затрагивается в связи с изучением художественного мира творчества В. Распутина, для которого природа становится не фоном, на котором происходят события и раскрываются герои, а естественной составляющей того мира, в котором такой же составляющей частью является и человек.

Традиционно принято считать, что природа в литературном произведении играет роль некого показателя, через восприятие которой раскрывается суть героев. Об этом писал, например, В.А. Никольский, анализируя творчество И.С. Тургенева, М.Ф. Достоевского, Л.Н. Толстого [6, с.6]. В прозе этих писателей природа рассматривается в подчиненном положении как средство раскрытия характеров, некая декорация, связанная с жизненными событиями. Другой исследователь отмечал, касаясь прозы литературы XIX столетия: «.декоративный фон - пейзаж почти неизбежен в любом романе прошлого века, даже в драме, где ему может быть отведено место не только в ремарках автора, но и в диалоге действующих лиц» [2, с.229].

Сопоставляя жизнь человека и природы, исследователи стремились изучить содержательность образа природы в диапазоне мировоззренческих идей писателей. Природа воспринималась лишь как отражение чувств и мыслей самого писателя, а также образа героя, некое «зеркало его души». Так, например, Б. Корман, определяя лирического героя, пишет: «Лирический герой - это и носитель речи, и предмет изображения: он открыто стоит между читателем и изображаемым миром, внимание читателя сосредоточено на том, каков лирический герой, что с ним происходит, каково его отношение к миру» [4, с.14]. По мнению Б. Кормана, человеческая личность в произведении раскрывается в ее отношении к миру и к самому себе, и природа становится составляющей частью мира, одной из деталей, рисуемой для характеристики образа героя. Такое восприятие отражено во множестве монографических работах.

Другое отношение к образу природы было выражено в литературоведении рубежа XIX-XX вв. Тогда были сделаны попытки увидеть в образе природы самостоятельные функции, когда пейзажи «нарисованы из-за них самих, а не в виде дополнения к характеристике того или другого лица, того или другого типа» [1, с. 303]. Но, к сожалению, такой взгляд на картины природы не утвердился и считается, что самостоятельным пейзаж может быть только в лирике или тогда, когда описание природы в больших эпических произведениях становится своего рода стихотворением в прозе. Природа с независимым сюжетом мало исследована в теоретическом плане, хотя многое в раскрытии этой литературоведческой проблемы сделал Т.Я. Гринфельд-Зингурс, считающий, что самостоятельные картины природы могут занимать весь объем такого прозаического жанра, как рассказ-миниатюра. Образ природы, занимающий все пространство произведения, не оставляет места для изображения человеческого сюжета. В таких произведениях может быть автор-повествователь, но нет героя с его миром мыслей и чувств [3, с. 227].

Интересно отношение к природе натурфилософов, благодаря исследованиям которых утвердился термин «чувство природы», связанный с проблемой понимания человеком природы, нахождения своего места в ней и отражения этого в искусстве. В XIX веке об этом писали Н.М. Карамзин, П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский [5].

В последние десятилетия XX века в России, в период крупномасштабной смены уклада жизни, вопрос о месте человека в природе приобрел особую актуальность.

И именно здесь самобытно зазвучал голос В. Распутина, в художественном мире которого этот вопрос не столько решен, сколько иначе сформулирован. Совершенно по-особенному соотносятся образ человека и образ природы в художественном мире прозы В.Распутина.

Художественный мир В. Распутина организован так, что в нем образ природы и образ человека не дополняют друг друга и не разъясняют что-то друг друге. Природа и человек у писателя становятся единым гармоническим целым. У человека нет места в природе, он сам -естественная составляющая природного мира. Соотношение образа природы и образа человека у В.Распутина особое: в его прозе происходит некое взаимопроникновение. Природа не фон, а смыслоопределяющая часть человеческого мира. В художественном мире повестей В. Распутина образы природы и человека отображаются совершенно уникальным образом. Писателю впервые в истории русской литературы удалось изобразить в своей прозе гармоничное слияние естественно живущего нравственного человека с окружающим его миром природы. Более того, человек, не растерявший свое родовое начало, является неотделимой частью того природного мира, в котором он живет. В. Распутин не создает образ окружающей человека природы, его природа — это не ландшафт. Распутин-ский герой живет в гармонии с миром природы и этот мир чаще всего писателем не изображается, а называется. Такое гармоничное слияние автор передает самыми разнообразными художественными средствами.

Как было уже отмечено, образ природы не создается, а называется. Почти все распутинские повести начинаются именно с называния времени года, того периода, когда начнет развиваться сюжет. Такое указание на природное время всегда очень важно для писателя. Время года выполняет разнообразные функции, например, сюже-тообразующую. Но чаще всего писатель указывает на время года, чтобы начать изображение цепочки смены времен года, для передачи естественного движения природного мира. Новая функция образа природы - показать естественный ход времени.

Природа бывает выражена в явлениях. Эти явления часто имеют символическое значение, причем, автор не повторяется и даже когда он использует уже устоявшиеся в литературе природные символы, в его повестях они приобретают особое звучание/значение. Глубину в отображении единства природного и человеческого миров автор передает с помощью мифологизации картины мира. Мифологические образы снов (индивидуальные и общие, сны-воспоминания наяву), царского лиственя, березы, ветра, тумана, библейские параллели приводят к созданию мифологической картины мира.

В. Распутин преобразовывает/переосмысляет устоявшиеся в литературе принципы изображения. Так, например, принцип параллелизма, который достаточно тради-ционен, у В. Распутина приобретает функцию передачи единства жизни человека и природы: человек живет в единстве с нею и подчинен ее естественному ходу. Образ природы создается в хронологической/линейной последовательности, что усиливает авторскую мысль о гармоническим развитии вселенского бытия.

Новаторством художника является создание образа природы, когда составляющей этого образа становятся такие элементы, как деревенские избы, праведно живущие в этом мире старухи и отдельные человеческие персонажи, которые дополняют собою природный образ. Природа из фона переходит в главное действующее лицо, наряду с главными героями распутинских произведений.

Образ человека создается В. Распутиным не с позиции положительного или отрицательного героя, а с позиции его оторванности или слитности с тем миром природы, в котором человек живет. В центре внимания автора оказывается мир, в котором человек меняет свое исконное положение: он все больше отдаляется от своих родовых корней. Это приводит его к потере нравственно-духовного начала, что позволяет ему преобразовывать окружающий природный мир, но это в конечном итоге приводит к уничтожению мира. Нравственный человек, который является составляющей частью естественного природного мира, оказывается чужим в мире людей, готовых начать новую, более комфортабельную жизнь. Природный мир гибнет, человек все больше теряет такие нравственные качества, как совесть и родовая память. Констатация таких фактов приводит к тому, что художественный мир писателя становится все более трагичным. Трагическое мироощущение приводит к изображению мрачного социально-культурного пространства, оторванного от естественной гармонии природного мира.

За двадцать лет, которые потребовались писателю для написания повестей 1964-1985 гг. (к ним относятся «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар»), писатель пришел к системному подходу в анализе художественной картины мира. Результатом этого стало то, что две последние повести, созданные писателем в границах XX столетия, представляют собой определенный цикл, объединенный не общими героями или общим местом действия, а нравственно-философской общностью, лежащей в основе рас-путинских повестей этого периода.

Художественное мышление В. Распутина за период создания повестей претерпело определенную эволюцию. Писатель от художественного обобщения пришел к почти публицистической остроте. Если в первой повести «Деньги для Марии» авторская субъективность угадывалась в определенных элементах художественной структуры, то в повести 1985 г. «Пожар» автор не скрывает своего отношения за художественными средствами выразительности, а откровенно выражает свое отношение к происходящему в авторских монологах. С 1976 г. (времени публикации повести «Прощания с Матерой») до 1981 г. В. Распутин активно занимался публицистикой. Это нашло свое определенное отражение в художественной структуре повести 1985 г. «Пожар».

Повесть небольшая по объему (что имеет свое художественное объяснение: в центре сюжета - одно событие - пожар на орсовском складе, поэтому повесть продолжается столько, сколько этот пожар длится). Композиционно построена достаточно просто: части повести следуют одна за другой (описание пожара и происходящего на нем чередуются с частями, в которых описывается новый поселок, прошлое героя или его внутреннее состояние). В повести есть композиционный центр: это 11 часть (всего их 19), которая представляет собой почти публицистическое размышление самого автора о том, что происходит с современным человеком, живущем в этом сложном мире. В самом конце этой части появляется упоминание главного героя, и писатель переводит центр видения с автора на героя, но все же, понятно, что приписываемые герою размышления - это то, что наболело в душе не Ивана Петровича Егорова, жителя нового поселка Сос-новка, а самого Валентина Распутина.

«Пожар» интересен тем, что это одна из редких произведений писателя, в которой минимализируется образ природы. Этому можно найти несколько объяснений. Во-первых, в центре внимания автора человек и то, что с

ним происходит. Во-вторых, природы становится все меньше не в переносном, а в прямом смысле, фактически. Леса вырубаются под корень (жители поселка занимаются лесозаготовками, выполняя планы по вырубке леса, отмахиваясь от планов по посадке новых деревьев), пустеет земля, такое же опустошение происходит и в душах людей. Распутинский минимализм в создании образа природы направлен на то, чтобы читатели задумались над тем, что скоро может совсем не остаться того, что мы называем природой. Исчезнет природа, останется ли в таких условиях человек?

Образ природы в повести «Пожар» эстетически самостоятелен, он почти не связан с образом человека (а о слиянии человека и природы до самой последней страницы повести вообще говорить не приходится). Более того, образ природы противопоставлен человеку. Там, где живет человек - и снег «беспорядочно в мокрени» [7], только на Ангаре он «белее и чище». В начале повести В. Распутин традиционно сообщает о времени, когда будет разворачиваться сюжет - март, но март в сознании героя будет соотноситься со словом «смерть». Это странное созвучие никак не объясняется писателем, для героя же общее звучание выльется в усталость от жизни, и он решит, что «одолев» март, он, может, одолеет и смерть. Весна в природе противопоставляется состоянию героя, который не оживает вместе с окружающим его природным миром (причем, окружающий мир оживает лишь теоретически с упоминанием месяца весны, само описание весенней природы в повести возникает только в конце произведения). В том событии, которое станет в центре повествовании -пожаре, нет места описанию природы. Заключительная 19 часть повести представляет собой картину природного мира, которая состоим из нескольких эпизодов.

Первый эпизод начинается с главного во всем художественном пространстве В. Распутина - с земли: «Тихая, печальная и притаенная, будто и она страдала от ночного несчастья, лежала в рыхлом снегу земля...» - под снегом ее еще не видно, ведь март в Сибири не балует людей особым теплом, но автор знает, что она здесь, под снегом, «тихая, печальная», словно страдающая вместе с человеком. Писатель создает образ мартовской природы, когда «темнеют пустошки» - в таком сочетании слова тревожной цветовой гаммы (темное) и другого - с уменьшительно-ласкательным суффиксом нет тревоги, но есть именно мартовское преобразование природного облика от светлого (снег), до темного (земля). Этот эпизод включает в себя упоминание того, что «шел от поселка Иван Петрович» и фрагмент с упоминанием кладбища, на котором находят свой последний приют самые разные люди. Но кладбище - это та же земля, которая «вынашивает правых и виноватых, чужих и своих» и решает «что потом из кого выйдет». Второй эпизод продолжает насыщать образ природы, делая его в какой-то степени поэтическим. Этому способствует такой прием, как повтор, который чаще используется в поэзии (повтор в начале поэтической строфы) для, во-первых, усиления музыкальности стихотворной речи, а во-вторых, для акцентировки внимания на какой-либо мысли или детали. В. Распутин не поэт, а прозаик, поэтому он использует не дословный повтор (что может восприниматься как тавтология), а вариативный: первый эпизод начинается с того, что земля - тихая, второй -с того, что «Тихо-тихо кругом». Эта тишина связана с тем, что вокруг «чисто», «садится солнце» и только еще «просыпалась земля», согретая весеннем теплом. И этот эпизод заканчивается размышлениями о человеческом: земля, разогретая солнцем, совсем скоро «вынесет ... все свое хо-

зяйство ... и представит для уговорных трудов», но человек никаких уговоров не помнит. Заканчивается этот фрагмент текста интересным эпитетом «безродной», в который автор включает два значения: земля - родит и земля - помнит родных, родину, родное. И лишь человек лишается и этой памяти, а вслед за этим и способностью родить, продолжать человеческую жизнь на земле. Такой вывод на первый взгляд может показаться натянутым, ведь распу-тинские герои «Пожара» имеют детей, внуков, людской род не угасает. Но что значит физическое продолжение жизни без ее духовно-нравственного, родового наполнения? Вот о чем предлагает задуматься писатель, наделяя землю этим эпитетом и лишая его человека. В третьем эпизоде вновь возникает образ Ивана Петровича, продолжающего идти из поселка. Именно через его ощущения передает писатель ощущения того, кто опустошен нравственными сомнениями и одиночеством. Именно в этом элементе текста В. Распутин впервые за все повествование возвращается к своему концептуальному способу передачи единства образа природы и человека. Пока еще человек и природа едины, пока еще кто-то впитывает запахи «но не человек в нем чуял этот запах, а что-то иное, сто-то слившееся воедино со смоляным духом» и пока еще кто-то, слыша стук дятла по сухой древесине, слышит в этом стуке стук собственного сердца. Но этот человек, как частица природного мира, «одинок» в мире людей, оторвавшихся от своих корней и переставших быть как и он, частью естественного природного мира. Поэтому Иван Петрович, уходящий из поселка - идущий по весенней земле «маленький заблудившийся человек», и что ждет этого человека, также сильно волнует писателя, как и его читателя.

Заключительный эпизод, заканчивающий картину природного мира распутинского «Пожара» - авторское обращение к земле: «Молчит земля. Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты?» - это обращение не случайно создано автором в старославянской стилистике. Оно и обращение, и плачь по безвозвратно утраченному человеком гармоничному единству, гармоничному миру, в котором человек как частичка бытия мог бы быть счастлив.

Художественный мир В. Распутина - это мир, в котором герои только тогда способны ощутить счастье бытия, когда они являются неразрывной частью мира природы. Гармония человека и природы и трагическая разорванность этого единства - вот то, что волновало писателя, вот то, размышлять над чем оставил он нам в наследство.

Список литературы

1. Арсеньев К.К. Пейзаж в современном русском романе // Критические этюды по русской литературе. СПб., 1888. Т. 2.

2. Белецкий А.И. Живая и мертвая природа // Избранные труды по теории литературы. М., 1964.

3. Гринфельд-Зингурс Т.Я. Природа в художественном мире М.М. Пришвина. Саратов, 1989.

4. Корман Б. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.

5. См.: Карамзин Н.М. «О любви к отечеству и народной гордости», «Записки о московских достопамятностях», Чаадаев П.Я. «Философические письма», Герце А.И. «Письма об изучении природы», Белинский В.Г. «Русская литература в 1841 году».

6. Никольский В.П. Природа и человек в русской литературе XIX века (50-60-е годы). Калинин, 1973.

7. Распутин Валентин. Собр.соч.: В 3-х т. М., 1994. Т.1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.