Ссылка для цитирования этой статьи:
Деревень А.С. Особенности HR в Gig-экономике // Human progress. 2018. Том 4, № 11. URL: http://progress-human.com/images/2018/Tom4_11/Dereven.pdf, свободный. - Загл. с экрана. -Яз. рус., англ.
УДК 331.102.1
ОСОБЕННОСТИ HR В GIG-ЭКОНОМИКЕ
Деревень Алексей Станиславович
Магистрант направления «Управление персоналом» ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
aleksej. dereven. 96@mail. ru ул. 8-е Марта, 62-455, г. Екатеринбург, РФ, 620219 +7(343) 221-17-57
Аннотация: Статья посвящена новому для России явлению на рынке труда - развитию gig-экономики (экономики свободного заработка). Актуальность темы автор объясняет большими масштабами развития занятости на базе убероподобных сервисов и на условиях фриланса, с одной стороны, и отсутствием готовых технологических решений по управлению персоналом в новых условиях, с другой. В статье приводится определение понятия «gig-экономика», описаны ее преимущества как для работников, так и для работодателей. Далее систематизированы недостатки занятости на условиях свободного заработка для работников и спорные аспекты, по которым занятые на условиях gig-экономики добиваются защиты своих трудовых прав в Великобритании и США. Поскольку gig-экономика является лишь началом изменений в структуре и формах занятости, автор систематизировал перспективы изменений в меняющейся экономике: вытеснение работников искусственным интеллектом, развитие быстрого и дешевого образования, расцвет предпринимательства, изменение сферы персональных финансов. В заключении автор делает вывод о необходимости изменения технологий управления персоналом в связи с развитием занятости в gig-экономике. Требуются изменения в технологиях подбора персонала, его адаптации и мотивации, развитие HR-бренда.
Ключевые слова: gig-экономика; уберизация; фриланс; новые формы занятости; цифровая экономика.
JEL коды: J 21; J 62.
Введение
Gig-экономика или экономика свободного заработка не имеет пока точного определения. Некоторые относят к ее участникам только тех работников, кто трудится на основе убероподобных сервисов, другие - всех фрилансеров или даже всех работников, имеющих дополнительную подработку. В любом случае, gig-экономика охватывает рынок труда, характеризующийся преобладанием краткосрочных контрактов или внештатных работ над постоянными рабочими местами, либо рабочую среду, предлагающую гибкость в отношении рабочих часов.
В gig-экономике вместо обычной заработной платы, рабочие получают деньги за выполненную ими краткосрочную работу. Примером могут послужить доставка еды или поездка на автомобиле. К работникам в gig-экономике можно отнести курьеров или водителей сервисов такси.
Целью настоящей статьи является анализ развития занятости на цифровых платформах и фриланса и определение перспектив изменения занятости в связи с цифровизацией экономики.
Преимущества и недостатки занятости в gig-экономике, прогнозы на будущее
Сторонники gig-экономики утверждают, что люди могут извлечь выгоду из гибких часов, благодаря контролю над рабочим временем, расставляя приоритеты в своей жизни.
Кроме того, гибкий характер часто предполагает выгоды для работодателей, поскольку они платят, когда работа востребована, а если спроса нет - они не несут расходы по персоналу [1].
Лондонская сантехническая фирма запятнала своё имя на рынке, когда конкурентами было замечено, что один из работающих в ней сантехников, будучи независимым подрядчиком, имел права постоянного работника и социальные гарантии, включая отпускные и больничные. После этого случая, Лондонский Апелляционной Cуд предпринял последнюю попытку внести определенную правовую ясность в вопрос о статусе занятости людей в gig-экономике [2].
Как и в аналогичных случаях (споры, связанные с компаниями Uber и Deliveroo), результат будет тщательно пересмотрен для того, чтобы разобраться в том, какие права существуют у 5 миллионов людей, занятых в gig-экономике в Великобритании.
Поскольку рабочие в gig-экономике классифицируются как независимые подрядчики, это означает, что у них нет:
-защиты от несправедливого увольнения;
-права на выплату пособий по сокращению штата;
-права на получение национальной минимальной заработной платы (Великобритания), оплачиваемого отпуска или пособия по болезни.
Именно эти аспекты и являются спорными [3]. За последние несколько месяцев решения суда по двум слушаниям были приняты не в пользу работодателей, желающих классифицировать персонал как независимых подрядчиков [4].
В октябре 2017 года водители компании Uber в Великобритании отстояли свое право быть классифицированными как постоянные работники, а не независимые подрядчики. Решение лондонского суда по вопросам занятости означало, что водители сервиса такси будут иметь право на отпуск, оплачиваемые перерывы на отдых и национальную минимальную заработную плату (Великобритания).
Союз GMB описал это решение как «монументальную победу» для около 40 000 водителей в Англии и Уэльсе. В декабре Uber подал апелляцию, обосновывающую, что подобное решение незаконно.
В январе 2018 года, судом установлено, что Мэгги Дьюхерст, курьер из логистической фирмы, должна быть классифицирована как работник на постоянной основе, а не независимый подрядчик, лишившийся основных прав [4].
Также к концу 2017 года, группа курьеров сервиса по доставке еды Deliveroo сообщила, что они предпринимают действия юридического характера в отношении властей Великобритании, для получения признания профсоюзов и прав трудящихся.
Способы работы в gig-экономике несколько отличаются от работающих по контрактам с нулевыми часами.
Как и рабочие в gig-экономике, подрядчики с нулевыми часами (случайные подрядчики) не получают полной занятости и всех социальных гарантий от своего работодателя. Но люди, заключающие контракты с нулевыми часами, в некотором смысле рассматриваются как сотрудники штата, поскольку они имеют право на отпускные выплаты. Однако, как и те, кто работает в gig-экономике, они не имеют права на оплату больничного листа [5].
В то же время, Департамент по делам бизнеса Великобритании проводит расследование по ряду рабочих направлений, в том числе и по gig-экономике. Департамент заявлял, что нужно обозначить правила занятости в настоящее время, чтобы отразить все новые способы заработка.
Положение работников gig-экономики имеет большое значение для правительства Великобритании. Канцлер казначейства по бюджетной ответственности Филипп Хаммонд заявил, что его ведомство будет искать более эффективные способы налогообложения
работников в текущей меняющейся рабочей среде Великобритании. Заявление прозвучало впервые осенью 2018 года, когда правительство задумалось о новом налоге [2].
Занятость в gig-экономике - только начало изменений, которые можно ожидать в ближайшие пять - десять лет, потому что технологические инновации и общественные ожидания существенно изменят мир. Стоит ожидать следующих явлений:
1. Вытеснение работников искусственным интеллектом (ИИ)
Сфера торговли является довольно прибыльной и показывает инвесторам, что замена фрилансеров на ИИ или другие технологии - достойная цель. Технологии достигли необходимого уровня развития для того, чтобы удовлетворять различные потребности (объективные и субъективные) в ИИ, и следующим логическим шагом станет автоматизация, которая сэкономит огромные суммы денег, заработанных живыми людьми [6].
Когда его возможности выйдут на новый уровень, ИИ захватит значительно меньше рабочих мест, чем предполагают некоторые пессимистичные прогнозы, указывающие на снижение занятости населения вдвое к 2025 году. Хотя потребности в обыденном и неквалифицированном ручном труде резко снизятся, эти же исследования показывают, что спрос на креативную деятельность, требующую воображения и человеческого интеллекта, увеличится, что частично компенсирует безработицу. Артисты, руководители, предприниматели и специалисты служб по работе с клиентами станут более востребованы на рынке из-за невозможности автоматизации этих секторов [4; 6].
2. Развитие быстрого и дешевого образования
С развитием ИИ изменения на рынке труда будут форсироваться, из-за чего станет необходимо ускорять темпы обучения, особенно в технической сфере. Прошли дни, когда каждый мог получить какой-либо технический навык и всю жизнь зарабатывать одним и тем же. Соискателям вакансий придется получать квалификацию в новых для них областях за короткий промежуток времени. Таким образом, понятие «мастер одного дела» исчезнет [7].
Такой подход к образованию может быть реализован лишь при более дешевом, быстром и гибком обучении. В будущем исчезнет смысл ждать того, что определенная сумма денег, потраченная на четырехлетнее обучение, окупится, так как через четыре года этой специальности уже не будет. Сохранение сотрудников на местах будет полностью зависеть от их способности к гибкому обучению и от готовности работодателей организовывать курсы и обучение, дающие сотрудникам требуемые знания и развитие актуальных навыков [8].
3. Расцвет предпринимательства
Предпринимательство неразрывно связано с ИИ и непрерывным обучением. Во времена, когда все больше работы автоматизируется, уровень занятости нестабилен, а работа
для квалифицированных кадров исчезает, растет ценность тех, кто обладает истинно человеческими качествами - воображением, мудростью, лидерством и памятью о ценностях. Пока человечество пытается решить водный, энергетический и демографический глобальные кризисы на планете, особенно важными станут те вещи, которых технологии дать не смогут
Технологии станут катализатором и инструментом, используемым для создания предпринимательского видения, в то время как новые приложения и алгоритмы машинного обучения позволяют предпринимателям легче построить прибыльный бизнес с большей клиентской базой. Быть предпринимателем станет гораздо проще, чем когда-либо.
4. Изменение сферы персональных финансов
Современные кредитные продукты, пенсионные и страховые выплаты рассчитаны на трудоустройство на условиях полной занятости. Все это должно трансформироваться, так как экономика будет все больше зависеть от предпринимателей и фрилансеров [1].
Для соответствия нынешним условиям в экономике рынок финансовых технологий меняется. На этом рынке появляются виртуальные консультанты, оказывающие услуги, доступные широким массам, позволяя контролировать личные финансы лучше, чем когда-либо. Раньше это было доступно лишь самому богатому слою общества [1].
Равное кредитование для всех, краудфандинг и динамическая оценка (вместо традиционных оценок кредитоспособности) придут на смену старым финансовым моделям.
Заключение
Сегодня, более чем один из трёх американских работников является фрилансером. Ожидается, что цифра вырастет до 40% к 2020 году. Uber имеет 3 миллиона водителей по договорам [10]. Сегодня HR-менеджмент нуждается в адаптации к этим изменениям в составе трудовых ресурсов XXI века. Необходимо изменять политику и программы по управлению персоналом, но когда даже способ подсчета сотрудников зависит от интерпретации, задача HR-менеджмента становится очень сложной.
В условиях gig-экономики компании сталкиваются с новой и гораздо более тонкой конкуренцией за таланты. В этих условиях необходимо менять подходы к подбору персонала, его адаптации, мотивации. Необходимо развивать HR-бренд для привлечения талантливых фрилансеров для работы в компании, шире использовать информационные технологии в управлении персоналом [7]. Современная наука не имеет готовых решений проблем работы в новых условиях, поэтому данное направление в HR-менеджменте является перспективным.
[9].
Литература
1. Емельянова, О.Я.; Шершень, И.В.; Самсонов, В.С. Формирование новой экономической модели на основе свободной занятости - Gig-экономики / В сборнике: Инновационные доминанты социально-трудовой сферы: экономика и управление. Материалы ежегодной международной научно-практической конференции по проблемам социально-трудовых отношений. Редакционная коллегия: А.А. Федченко, О.А. Колесникова. 2019. С. 79-84.
2. Muntaner, C. Digital Platforms, Gig Economy, Precarious Employment, and the Invisible Hand of Social Class // International Journal of Health Services, 2018. Том 48, Выпуск 4. С.: 597-600.
3. Zwick, A. Welcome to the Gig Economy: neoliberal industrial relations and the case of Uber // Geojournal, 2018. Том 83, Выпуск 4. С.: 679-691.
4. Torres, N. Are there Good Jobs in the Gig Economy? // Harvard Business Review, 2018. Том 96, Выпуск 4. С.: 146-147.
5. Ma, X.; Yang, Sh. Airtasker and the Australian freelance workers: The reflections on the gig economy // International Journal of Advanced and Applied Sciences, 2018. Том 5, Выпуск 7. С.: 35-45.
6. Works, R. Examining the market power of on-demand labor platforms in the gig economy // Monthly Labor Review, 2018. С.: 1-1.
7. Чуланова, О.Л.; Булгакова, С.А. Современные IT-технологии сопровождения управления персоналом в цифровой экономике / Материалы Ивановских чтений. 2019. № 1 (23). С. 11-19.
8. Лясковская, Е.А.; Козлов, В.В. Управление персоналом в цифровой экономике // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2018. Т. 12. № 3. С. 108-116.
9. Коновалова, В.Г. Работа в условиях Gig-экономики: тенденции, условия, риски / В сборнике: Актуальные проблемы управления - 2018. Материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Государственный университет управления. Москва, 2019. С. 212-216.
10. Гиг-экономика. Девиация или разрушение? Глава из отчета Deloitte о коренных изменениях в составе рабочей силы 21 века. [Электронный ресурс] URL: https://www.talent-management.com.ua/1280-gig-e-konomika/
HR FEATURES IN GIG ECONOMY
Aleksey Dereven' Master Student in Ural State University of Economics Yekaterinburg, Russia
Abstract. The article is devoted to a new phenomenon for Russia in the labor market - the development of the gig-economy (the free wages economy). The author explains the relevance of the topic by the large scale of employment based on Uber-like services and on freelance terms, on the one hand, and the lack of ready-made technological solutions for personnel management in new conditions, on the other hand. The article provides a definition of the "gig-economy" concept, describes its benefits for both employees and employers. Further, the disadvantages are systematized of free wages employment for workers and controversial aspects, according to which gig economy workers seek protection of their labor rights in the UK and the USA. Since the gig-economy is only the beginning of changes in the employment structure and forms, the author systematized the prospects for changes in a changing economy: the displacement workers by artificial intelligence, the development of fast and cheap education, the entrepreneurship flourishing, the changing personal finance sphere. In conclusion, the author infers that it is necessary to change the personnel management technology in connection with the employment development in the gig-economy. Changes are required in the technologies of personnel selection, adaptation and motivation, the development of the HR brand.
Keywords: gig-economy; uberization; freelance; new forms of employment; digital economy. JEL: J 21; J 62.
References
1. Yemel'yanova, O.Ya.; Shershen', I.V.; Samsonov, V.S. Formation of a new economic model based on free employment - Gig-economy / In: Innovative dominants of the social and labor sphere: economics and management. Materials of the annual international scientific-practical conference on the problems of social and labor relations. Editorial Board: A.A. Fedchenko, O.A. Kolesnikov. 2019. P. 79-84.
2. Muntaner, C. Digital Platforms, Gig Economy, Precarious Employment, and the Invisible Hand of Social Class // International Journal of Health Services, 2018. Vol. 48, Issue 4. P.: 597-600.
3. Zwick, A. Welcome to the Gig Economy: neoliberal industrial relations and the case of Uber // Geojournal, 2018. Vol. 83, Issue 4. P.: 679-691.
4. Torres, N. Are there Good Jobs in the Gig Economy? // Harvard Business Review, 2018. Vol. 96, Issue 4. P.: 146-147.
5. Ma, X.; Yang, Sh. Airtasker and the Australian freelance workers: The reflections on the gig economy // International Journal of Advanced and Applied Sciences, 2018. Vol. 5, Issue 7. P.: 3545.
6. Works, R. Examining the market power of on-demand labor platforms in the gig economy // Monthly Labor Review, 2018. P.: 1-1.
7. Chulanova, O.L.; Bulgakov, S.A. Modern IT-technologies support personnel management in the digital economy / Materials Ivanovo readings. 2019. № 1 (23). P. 11-19.
8. Lyaskovskaya, E.A.; Kozlov, V.V. Human Resource Management in the Digital Economy // Bulletin of the South Ural State University. Series: Economics and Management. 2018. Vol. 12. No. 3. P. 108-116.
9. Konovalova, V.G. Work in the Gig-economy conditions: trends, conditions, risks / In: Actual problems of management - 2018. Materials of the 23rd International Scientific and Practical Conference. State University of Management. Moscow, 2019. P. 212-216.
10. Gig economy. Deviation or destruction? The chapter from the Deloitte report on the fundamental changes in the composition of the labor force of the 21st century. URL: https://www.talent-management.com.ua/1280-gig-e-konomika/
Contact
Aleksey Dereven'
Ural State University of Economics
62-455, 8th of March Str., 620144, Yekaterinburg, Russia
aleksej. dereven. 96@mail.ru