Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРЦЕВ ВОСТОЧНОГО ЗАКАВКАЗЬЯ В XVIII-XIX ВВ'

ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРЦЕВ ВОСТОЧНОГО ЗАКАВКАЗЬЯ В XVIII-XIX ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
184
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНОЕ ЗАКАВКАЗЬЕ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ / ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОИЗВОДСТВО ШЕЛКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусейнова Б.М.

Экономическая жизнь народов Восточного Закавказья основывалась на земледелии, животноводстве, ремесленном производстве, внешней и внутренней торговле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРЦЕВ ВОСТОЧНОГО ЗАКАВКАЗЬЯ В XVIII-XIX ВВ»

УДК 39 (470.67 = 1.23): 33 Б.М. Гусейнова

Особенности хозяйственной деятельности горцев Восточного Закавказья

в XVIII-XIX вв.

Дагестанский госуниверситет, guseinova.baizat@mail.ru

Экономическая жизнь народов Восточного Закавказья основывалась на земледелии, животноводстве, ремесленном производстве, внешней и внутренней торговле.

Ключевые слова: Восточное Закавказье, хозяйственная деятельность, экономическая жизнь, подсобное хозяйство, производство шелка.

The economic life of the peoples of the East Transсaucasus was based on agriculture, cattle breeding, craft industry, foreign and internal trade.

Keywords: East Transcaucasus, economic activities, economic life, part-time farm, silk manufacture.

В XVIII - начале XIX в. вольные общества Джарской области состояли из аварских селений, входивших в состав общества в качестве равноправных членов, и из подвластных ингилойских (грузинских) и мугальских (тюрских) селений, вносивших феодальную ренту и выполнявших повинности.

К востоку от территории аварских вольных обществ, между Алазанью и Главным Кавказским хребтом, образовались вольные общества цахуров.

Эти общества в XVII в. вошли в состав султанства Илисуйского, сохранив внутреннее самоуправление [1, с. 27]. Вместе с султанством эти общества со 2-й половины XVIII в. оказались в вассальной зависимости от джарцев. М. Агларов приводит данные этнографического характера о раннем освоении цахурами елисуйских и кахских земель [2, с. 205-206].

Экономическая жизнь народов Восточного Закавказья в изучаемое время основывалась на земледелии, животноводстве, ремесленном производстве, внешней и внутренней торговле. Земледелием занимались в горах и на плоскости. Значительное различие в расположении над уровнем моря, в почвенных и климатических условиях, создавало неодинаковые условия для развития земледелия в горных местностях (Мухахское и Джинихское общества), предгорьях, в которых была расположена большая часть аварских селений, и на плоскости, где лежали селения ингилойцев. В нагорных селениях занятие земледелием носило лишь подсобный характер, главное же место занимало скотоводство [3, с. 45]. Скотоводство вообще было распространено во всех аварских селениях, также и в тех, где видное место занимало хлебопашество, виноградарство и шелководство. Многочисленные стада овец и рогатого скота как до российского завоевания, так и после него были распределены крайне неравномерно. Большая часть их была сосредоточена в руках крупных скотоводов и кевхов (старшин). Порядок пользования пастбищами сохранился общественный, но при нем организация пастбищного дела и перекочевок доверялась кевхам и немногим крупным скотоводам. Жители верхнего нагорья, достигшие высокой культуры в ведении овцеводства, являлись в основном поставщиками на рынок грубошерстных, курдючных пород овец. Население плоскостных и предгорных зон занималось разведением крупного рогатого скота [4, с. 182]. Формы скотоводства складываются из следующих основных факторов: особенностей ухода и содержания скота в различные периоды года, обеспеченности разносезон-ными пастбищами, пастьбы разных видов скота, способов заготовки кормов, общественно-политического устройства, хозяйственной направленности, земельных отношений как внутри общины, так и с соседними народами, характера народных традиций, связанных с ведением хозяйства, и т. д.

В рассматриваемый период наиболее распространенной формой скотоводства закавказских горцев являлась отгонная форма. Ведущее место как по своей значимости, так и по массовости занимал перегон скота (за исключением рабочего) на далекие субальпийские, альпийские и зимние плоскостные пастбища [4, с. 182].

Летние пастбища (яйлаги) аварских вольных обществ располагались на непокрытых лесом горных вершинах и склонах хребтов, на абсолютной высоте 1500-2000 м и выше, большей частью на северной стороне Главного Кавказского хребта, т. е. вне пределов их территории. В пользовании каждого из обществ находились определенные горы и отроги, которые с наступлением периода летних перекочевок распределялись по жребию между ятагами, в среднем по 9000 овец в каждом ятаге (зимнее пастбище); общий надзор за ятагом поручался особому лицу, выбиравшемуся из знатных людей и богатых скотоводов. Мугалы (тюрки) и ингилои (исламизированные грузины), желавшие пользоваться яйлагами (летними пастбищами) аварцев, вносили за это плату, чаще всего по два барана с каждой сотни голов. Для охраны летних пастбищ джамаатами выставлялись особые караулы.

Осенью стада вновь перекочевывали на южную сторону Главного Кавказского хребта и оставались на плоскости на полях селений до тех пор, пока выгоревшие летом степи не покрывались вновь зеленью. Степи, расположенные на правом берегу Алаза-ни, и служили зимними пастбищами (кишлагами).

В период зимней пастьбы стада также делились на ятаги, поручавшиеся выборным ятажникам. Ятажник должен был сговориться с соседними ятагами относительно границ пастбищ, нанять пастухов, приобрести для них посуду, сторожевых собак и прочее имущество. Ятажник, выбиравшийся, как сказано, из крупных скотоводов (выборы к XIX в. превратились в фикцию), затрачивал для этого свои деньги, которые затем возмещал, собирая их со всех овцеводов. Молоко со своего ятага за весь период зимней пастьбы отдавалось ятажнику; в его же пользу при хорошем сборе сыра выделяли один-два мутала (т. е. три-шесть батманов - 140-280 фунтов сыра) [3, с. 46].

Культура зерновых хлебов в сельском хозяйстве занимала первое место во всех вольных обществах. Разводились почти исключительно пшеница, ячмень, просо и в некоторой мере рис. Все пахотные земли - поливные; только горные засевались под дождь. Поливка полей производилась из родников (кара-су - черная, т. е. родниковая вода) или каналов, выведенных из горных рек (ах-су - белая вода), которые почти целиком разбирались для орошения полей, виноградников, огородов и тутовых плантаций. Забота о сохранении нужного количества воды вызывала в некоторых сельских общинах, лежавших на плоскости, запрещение расширять тутовые плантации, дабы не оставлять без воды рисовые плантации. Наоборот, культура пшеницы и ячменя не представляла в этом отношении никаких затруднений, так как их поливали осенью и ранней весной, когда вода для риса не нужна. Единой оросительной системы или хотя бы нескольких крупных оросительных систем не существовало. Созданию таких систем препятствовало направление течения горных рек, текущих большей частью с северо-востока, со склонов главного хребта, на юго-запад, параллельно друг другу, не принимая значительных притоков. Бассейны этих речек разделены иногда довольно высокими горными хребтами - отрогами Главного хребта и захватывают относительно небольшую площадь; до Алазани летом эти реки не доходят, т. к. вода их расходуется на орошение. Экономическая замкнутость натурально хозяйствовавших обществ и сельских общин также мешала объединению дела орошения. Проведение каналов и канав, присмотр за ними и их исправление было делом даже не всего вольного общества, а входивших в его состав отдельных сельских общин [3, с. 46]. Распределение воды между отдельными хозяйствами, соблюдение очереди в напуске ее в сады и поля входило в обязанности помощника сельского кевха (старшины) - табун-баши, а наблюдение за состоянием канав возлагалось на мирабов и джуваров, получавших от сельского общества плату, раскладывавшуюся затем между сельчанами. Кевхи сами селили крестьян-

кешкельников (кешкель - доля в пользовании поливной общинной землей, право на получение которой было обусловлено выполнением определенных повинностей) на купленных ими от джамаатов или захваченных землях. Рост денежных отношений и торговые операции кевхов побуждали их к таким покупкам, особенно у более бедных вольных селений и обществ, закабаленных джарской знатью. Около 1800 г. джарский кевх Махмуд-ага купил у Джинихского общества земельную дачу, на которой основал с. Чудулло, поселив в нем мугалов (73 кешкеля), выведенных из других селений [3, с. 58]. С превращением кевхов в землевладельцев феодального типа, дело орошения оказалось в их руках таким же средством закабаления массы, как у ятажников - наблюдение за кишлагами и яйлагами.

Садоводство было распространено везде, за исключением высокогорных селений. Собственные фруктовые сады встречались не слишком часто, их заменяли виноградники, ореховые и тутовые плантации; последние разводились ради шелковичных червей, так как шелководство было развито значительно. Орехи и виноград потреблялись на месте и лишь в небольшом количестве вывозились для продажи или выменивались на хлеб. Виноделие было распространено почти исключительно в ингилойских селениях.

Тутовый сад средней величины при хорошем урожае давал 1/2-1 батман шелка. Пшеница при хорошем урожае давала урожай сам-три - сам-пять, ячмень - сам-пять, просо - сам-девять, рис - сам-десять.

Обрабатывая прежде всего плодородные земли, лежащие в окрестностях мест своего обитания, белокано-закатало-елисуйские «лезгины» (аварцы, цахуры) осваивали в хозяйственном плане, причем уже с отдаленных времен, еще и прилежащие равнины, которые тянутся вплоть до берегов Алазани. По климатическим причинам, однако, а также из-за ожидаемых нападений закавказских феодалов, они обычно ограничивались на равнинах возведением времянок, куда переселялись с наступлением прохлады и где затем добросовестно трудились до прихода летней жары [5, с. 23].

Что касается лесных промыслов, то все общества обладали лесными богатствами в достаточной мере; горные ущелья были покрыты прекрасным строевым лесом, дававшим топливо и строительный материал. То и другое потреблялось на месте, и предметом вывоза, благодаря отдаленности рынков сбыта, не служило; то же можно сказать о строительном камне, который горные ущелья давали в изобилии. При завоевании Джарской области царские власти возлагали немало надежд на вывоз строевого леса и строительного камня. До российского завоевания право пользования лесом, как и право расчищать лесные площади под новые пахотные участки - аху, представлялось беспрепятственно всем членам обществ и даже низовым селениям ингилоев и мугалов.

Большую роль в экономической жизни дагестанских горцев Восточного Закавказья играло и ремесленное производство. Кустарные промыслы - шелкоткачество, шерстоткачество, изготовление войлоков и т. д. - были довольно развиты в аварских селениях, лежавших у выходов горных ущелий (Джар, Белакан, Катехи, Тала и др.). Значительную роль в экономической жизни дагестанских горцев играла и торговля. Жители горной части приобретали на плоскости хлеб и другие необходимые товары в обмен на продукцию животноводства. Развивалась меновая торговля. По утверждениям К.Ф. Гана и Е. Вейденбаума «... из Каха уже в 16-м столетии вела вьючная тропа вверх по долине Курмаха через Главный хребет к истокам Ак-Самура и дальше по Кара-Самуру и через Чульты-даг в Кумух» [6, с. 61; 7, с. 392]. Так, дорога из Цахура в Закаталы была единственным путем, по которому цахурцы могли завозить хлеб [8, с. 83, 90-91, 118-119]. Многие пограничные с Азербайджаном и Грузией дагестанские селения (Анди, Ботлих, Бежта, Тлярата, Анцух, Кумух) были связаны как с ними, так и между собой густой сетью пешеходных троп [9, с. 42]. Результатом этих тесных торгово-экономических связей являлось то, что элементы одежды дагестанских горцев стали перениматься азербайджанцами. Например, нухинцы и кубинцы немало заимствовали в своей одежде от лезгин [10, с. 8].

В Шемахе находился «лезги-каравансарай», где продавали «лошадей, женщин, малолетних и взрослых девиц» [9, с. 44]. Джар занимал в работорговле первое место, будучи одним из крупных центров работорговли на Кавказе [11, с. 164-217].

Торговля хлебом, шерстью и шелком-сырцом к началу Х1Х в. приняла значительные размеры. Шелк-сырец вывозился в Тифлис, Гянджу и на север через Дагестан [12, с. 118]. Вывоз хлеба из Джара - явление относительно недавнее, вызванное, по-видимому, ростом эксплуатации крестьян кешкелевладельцами, в руках которых стали скапливаться значительные запасы хлеба. Еще в ХУШ в. Джарская область не только не вывозила хлеб, но, наоборот, постоянно ввозила его из Грузии и Азербайджана [13, с. 36]. Заслуживает внимания характеристика грузино-дагестанских экономических отношений, данная В.Н. Гамрекели [14, с. 198-199], по мнению которого это был прямой сезонный продуктообмен между непосредственными производителями горцами и населением долин, без денег и без посредничества торговцев. Обе стороны такого обмена являются двумя взаимозависимыми частями единого хозяйственного комплекса. Земли Внутреннего Дагестана тяготели частью к долинам Восточной Грузии, частью - к Прикаспийской равнине: линия размежевания проходила по северо-восточным отрогам Бокового хребта.

Купечество не выделилось еще в особую социальную группу. Торговля велась чаще всего кевхами-кешкелевладельцами, в руках которых скапливалось значительное количество хлеба и шелка, поступавших от подвластных крестьян - кешкельников (ингило-ев и мугалов) в качестве кешкельных взносов, или через посредство приезжих купцов, преимущественно армян, из Тифлиса и Шеки.

Литература

1. Летифова Э.М. Северо-Западный Азербайджан: Илисуйское султанство. - Баку,

1999.

2. Агларов М. Очерк этнографии земледелия Южного Дагестана // Дагестанский этнографический сборник. Вып. I. - Махачкала, 1974.

3. Петрушевский И.П. Джаро-белоканские вольные общества в первой половине Х1Х в. - Махачкала, 1993.

4. Гаджиев М.-Г.А. Из истории скотоводства народов Южного Дагестана // Из истории дореволюционного Дагестана. - Махачкала, 1976.

5. Айтберов Т.М. Закавказские аварцы (VIII - начало ХУШ в.). Ч. I. - Махачкала,

2000.

6. Ган К.Ф. Путешествие в Кахетию и Дагестан (летом 1898 года) // СМОМПК. Вып. 31. - Тифлис, 1902. Отд. II.

7. Вейденбаум Е. Путеводитель по Кавказу. - Тифлис, 1888.

8. Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки истории Южного Дагестана. - Махачкала, 1964.

9. Умаханов М.-С.К. Взаимоотношения феодальных владений и освободительная борьба народов Дагестана в ХУП в. - Махачкала, 1973.

10. Эфендиев Р.С. Азербайджанский костюм ХУ^ХУШ вв.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Л., 1961.

11. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год. Ч. I. -СПб., 1869.

12. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Т. II. Ч. I. - Тифлис, 1871.

13. Хроника войн Джара в ХУШ столетии. - Баку, 1931.

14. Гамрекели В.Н. Вопросы взаимоотношений Восточной Грузии с Северным Кавказом в ХУШ в.: Дис. ... докт. ист. наук. - Тбилиси, 1971.

Поступила в редакцию 25.01.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.