региональные проблемы развития туристского сервиса
regional issues of tourism service ГЛАДКИЙ Александр Витальевич УДК 910.2+796.5
DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10302
Киевский национальный торгово-экономический университет (Киев, Украина) доктор географических наук, профессор, академик НАТ РФ; e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ХАСИДСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА
В УКРАИНЕ
В работе проанализированы особенности организации религиозного туризма евреев хасидского направления в Украине. Акцентированы особенности локализации сакральных мест хасидов, которые приурочены в основном к местам захоронений еврейских праведников и проповедников. Детально охарактеризованы хасидские религиозные святыни г. Умань (могила цадика Нахмана), пгт. Меджи-бож (могила основателя хасидизма Баал-Шем-Това), а также прочие крупные еврейские религиозные дестинации, расположенные на Подолье, Закарпатье, западной Украине и т.д. Отдельно рассмотрены центры паломничества евреев к местам массового уничтожения населения в период Холокоста и немецко-фашистской оккупации. Детально рассмотрены современные религиозные центры еврейской общины, созданные для проведения религиозно-культовых мероприятий. Определены основные проблемы развития хасидского религиозного туризма в Украине. Среди них следует особо выделить отсутствие серьезных научных исследований, касающихся выявления, определения ценности и демаркации еврейских сакральных мест паломничества, а также недостаточно развитую законодательную базу, которая бы обеспечила надлежащую правовую защиту и охрану объектов еврейского паломничества.
Среди серьезных угроз развития еврейского религиозного туризма можно также выделить опасность полного уничтожения и застройки сакральных мест и объектов паломничества, использование их территории в хозяйственных или иных нерелигиозных целях, вандализм. Также возникают дополнительные угрозы исчезновения сакральных мест в результате природных процессов запустения, эрозии, выветривания. Также, среди общих проблем туризма еврейскими сакральными местами в Украине можно выделить отсутствие развитой туристской инфраструктуры соответствующего уровня, плохую транспортную доступность недостаточное экскурсионное обеспечение. Насущной проблемой остается наличие религиозных и этнических конфликтов.
Для решения насущных проблем, следует выполнить целый ряд задач общегосударственного и регионального характера. Среди них ключевое значение имеет поиск еврейских сакральных мест на территории Украины и определение религиозной ценности. Необходима также передача прав собственности на объекты паломничества представителям региональных еврейских религиозных общин, заключение соглашения о поддержке данных мест в надлежащем состоянии. Для развития еврейского религиозного туризма нужно создать соответствующую инфраструктуру надлежащего уровня, которая бы удовлетворяла потребности туристов и паломников, а также разработать программы по созданию культурно- просветительских центров на базе этих мест.
Ключевые слова: хасиды, паломничество, сакральные места, хасидские праведники, религиозный туризм, г. Умань, пгт. Меджибож, г. Гадяч.
Актуальность темы. Сакральные места хасидской еврейской общины Украины напрямую связаны с жизнью и деятельностью выдающихся духовных и светских лидеров этого движения. К ним относятся места хасидских собраний, ключевых проповедей религиозных деятелей, места
размещения сакральных сооружений (молитвенных домов, синагог и т.п.). Однако ключевая роль в организации хасидского религиозного туризма в Украине принадлежит местам еврейских захоронений.
Места захоронений являются важными памятниками прошлого, ярко отража-
ют историю хасидов, их сакральную духовность и религиозное мировоззрение. Они представляют своеобразный культурно-познавательный интерес в этнографическом и культурном аспекте, а также имеют большое значение для туризма.
Анализ последних исследований и публикаций. Определению особенностей религиозного туризма посвящены научные труды А.А. Онищенко, А.В. Дмитриевского, Е.А. Пастернака, А.С. Ковальчука. Паломничество как туристическое и религиозное явление рассматривается в работах Т.И. Шпа-раги, М.Б. Биржакова, М.В. Соколовой, О.А. Любицевой, С.П. Романчука, Т.Т. Христовой, З.П. Сапелкиной и др. Исследованию развития хасидского религиозного туризма на территории Украины посвящены работы М.М. Михалюк, Ю.И. Ходорковского, И.В. Дивного, О.А. Любицевой, З.П. Сапелкиной и др.
Цели и задачи исследования. Проблемы развития хасидского религиозного туризма и организации паломничества местами, сакральными для хасидов, в научной литературе исследованы недостаточно, что и обусловило выбор темы научного исследования. Целью данной работы является изучение особенностей хасидского религиозного туризма на территории Украины, а также определение основных перспективных направлений его развития и оптимизации.
Ключевыми задачами исследования являются выявление особенностей возникновения и сакрализации мест палом-
ничества хасидов в Украине, определение их ценности для развития религиозного туризма, а также мер по оптимизации развития хасидского религиозного туризма и улучшения состояния ключевых хасидских сакральных дестинаций.
Изложение основного материала. На сегодня на территории Украины находятся десятки объектов хасидского паломничества. Более всего они известны тем, что в этих местах родились, проповедовали или были погребены хасидские праведники. Украина, как одна из стран зарождения хасидизма (это религиозное течение возникло в 1740 году в г. Меджибож, в Речи Посполитой, ныне - территория Украины), имеет большой потенциал развития паломнического туризма. Все ключевые сакральные дестинации хасидских праведников сосредоточены именно на ее территории. Среди них, прежде всего, следует выделить место захоронения основателя хасидизма Баал-Шем-Това (Бешта, 16981760 гг.) в пгт. Меджибож (ныне Хмельницкая область Украины) (рис. 1) и могила его правнука цадика ребе Нахмана (1772-1820 гг.) в г. Умань (Черкасская область Украины) (рис. 2). Кроме этих двух центров паломничества, существует большое количество менее известных объектов, непосредственно связанных с деятельностью хасидских праведников и учителей (табл. 1) [1]. Наибольшее количество хасидских святынь расположены в исторических регионах Галиции, Буковины, на Подолье и пр. [6, 7].
Таблица 1 - Дестинации хасидских праведников на территории Украины [6, 7]
Table 1 - Destinations of Hasidic righteous in Ukraine
№ Сакральные дестинации Хасидские праведники
1 Винницкая обл., г. Брацлав рабе Натан Штернгарц (1780-1844) - один из учеников рабби Нахмана, записывал его рассказы
2 Житомирская обл., г. Бердичев рабе Лейви-Ицхок (1740-1810) - ученик Магида с Межирича, распространял хасидизм на Волыни
3 Житомирская обл., г. Житомир рабе Аарон из Житомира (?-1816) - автор книги «Толдот Аарон»
4 Ивано-Франковская обл., г. Косов рабе Менахем-Мендаль Косовер, его сын и внук - цадики из Косово, которые основали Выжницкую династию цадиков
5 Киевская обл., г. Фастов рабе Авраам-а-Малах (1741-1776) - сын рабби Дова-Берите, Магида из Межерича, автор книги-комментария к Торе «Хесед-ле-Авраам»
6 Киевская обл., пгт. Тараща рабе Рафаэль из Бершади (?-1827) - ученик и последователь рабе Пинхаса с Корец
№ Сакральные дестинации Хасидские праведники
7 Львовская обл., г. Белз рабе Шалом Роке (1779-1855) - основатель местной хасидской династии
8 Львовская обл., г. Жидачив рабе Цви (Гирш) из Жидачева (1762-1831) - основатель Жидачевской хасидской династии
9 Полтавская обл., г. Гадяч рабе Шнеур-Залман из Ляд (1745-1813) - основатель движения ХАБАД, одного из ответвлений хасидизма
10 Тернопольская обл., г. Подгайцы рабе Захария Мендель (?-1791) - автор произведений «Менорот Захария», «Захария Мешулам», «Захария Иамевин»
11 Тернопольская обл., г. Чертков рабе Давид Моше Фридман (1827-1904) - основатель Чертковской хасидской династии
12 Хмельницкая обл., пгт. Ганнополь рабе Дов-Берите из Межерича (Магид из Межирича) (1704-1772) -стал вторым лидером хасидского движения и учителем для сотен хасидских цадиков
13 Хмельницкая обл., пгт. Меджибож рабе Исраэль Баал-Шем-Тов (1698-1760) - основатель хасидизма
14 Хмельницкая обл., г. Полонное рабе Яков Йосеф из Полонного (1710-1784) - хасидский цадик, ученик Бешта, первым письменно изложил учение хасидизма
15 Хмельницкая обл., г. Славута рабе Моше Шапиро (1758-1838) - сын известного цадика рабби Пинхаса из г. Корец, руководитель еврейской общины города в XVIII в., основал еврейскую типографию в г. Славута
16 Хмельницкая обл., г. Шепетовка рабе Пинхас из г. Корец (1728-1790) - ученик Бешта, выдающийся хасидский наставник
17 Черниговская обл., г. Нежин рабе Дов-бэр из смт. Любавич (Митлер Ребе) (1773-1827) - сын Алтер ребе и второй Любавический ребе
18 Черкасская обл., г. Умань рабе Нахман (1772-1810) - основатель Брацлавского хасидизма, правнук раби Исраэль Баал-Шем-Това
19 Черновицкая обл., г. Вижница рабе Бешт Менахем Мендель бен Хаим Хагер (1830-1884) -основатель Выжницкой хасидской династии
20 Черновицкая обл., смт. Садгора рабе Исраэль Фридман (Ружинский Ребе) (1797-1850) - внук Магида из Межерича
Рис. 1 - Место захоронения Баал-Шем-Това (пгт. Меджибож, Хмельницкая обл., Украина)1
Fig. 1 - Burial place of Baal-Shem-Tova (town of Medzhibozh, Khmelnytsky region, Ukraine)
Рис. 2 - Место захоронения цадика ребе Нахмана (г. Умань, Черкасская обл., Украина)2
Fig. 2 - Burial place of tzadik Rebbe Nakhman (Uman, Cherkasy
region, Ukraine)
1 Источник: http://ishchuk.net/Podorozhi/
Ukraine/Hmelnytska/Letychivski/Medzhybizh/
2 Источник: https://upload.wikimedia.org/ wikipedia/commons/0/00/Rabbi_Nahman_ Tomb %28Uman%2C Ukraine%29.JPG
Надгробия хасидских ребе и праведников служат основными местами паломничества для современных хасидов. Для нужд паломников опубликованы многочисленные путеводители и альбомы, которые содержат описание мест захоронения праведников. Представителями хасидской общины разработаны паломнические маршруты [10]. Создана достаточно обширная инфраструктура гостеприимства, включающая как места размещения, так и предприятия специализированного питания для паломников (в основном, на основе частных заведений). Наибольшая их концентрация характерна для западной и центральной части Украины [7].
В настоящее время только 1% еврейских мест сакрального паломничества Украины находится в списке объектов, охраняемых государством. К их числу также относятся и братские могилы (Бабий Яр и Дрогобычский Яр), не связанные напрямую с хасидами, но имеющими прямое отношение к еврейским памятным местам3.
Еврейские сакральные дестинации в Украине отражают исторический контекст их возникновения. Те из них, которые образовались под властью Польши в XVII -XVIII вв., например, отличаются от сакральных дестинаций, созданных во времена господства Российской Империи в XIX в. Их главное отличие - особенности организации сакральных мест, расположение и характер размещения сакральных объектов. Большинство еврейских сакральных дестнаций, которые были созданы уже в ХХ в., входят в отдельные сектора муниципальных кладбищ, не имеющих четкой религиозной или национально-культурной привязки [6].
Во время Холокоста, большинство еврейских общин Украины было уничтожено, поэтому практически никого из последователей хасидизма не осталось, чтобы ухаживать за сакральными местами предков. В результате, они начали интенсивно разрушаться. В 60-80 гг. прошлого века многие сакральные дестианции хасидов были разрушены [2, 3]. Освобожденные от них территории использовались для произ-
3 Lo Tishkach. URL: http://www.lo-tishkach.org/
en/index.php?categoryid=42
водственных целей, а также для гражданского строительства. На сегодняшний день многие сакральные места паломничества евреев совсем не несут религиозных или ритуальных функций. Некоторые из них были полностью застроены согласно советскому законодательству. Многие были превращены в участки для застройки под рынки, квартиры, спортивные стадионы т.д. На сей день во многих сакральных де-стинациях отсутствует четкая демаркация и надлежащий уход. Их территория остается неухоженной, часто она подвергается несанкционированной застройке [8].
В результате недостаточного внимания к демаркации хасидских сакральных дестинаций, которая длилась более полувека, единственным способом, который помог бы определить их точное местоположение является привлечение к сотрудничеству местных жителей - очевидцев, этнографов, антропологов, историков.
Часто, мемориальные доски и камни, установленные на сакральных местах хасидов, посвящены памяти представителей других народов и национальностей. Они не указывают на места, напрямую связанные с еврейскими сакральными событиями и выдающимися хасидскими проповедниками Украины [4]. В последние годы благодаря частной и государственной инициативе были предоставлены необходимые документы, установлены мемориальные плиты, а также обеспечена должная поддержка некоторым объектам хасидского паломничества, которые ранее не были определены. Все эти действия существенно повышают возможности их использования для массового религиозного туризма евреев [6].
В наши дни, многие сакральные де-стинации хасидов стали вновь возрождаться, прежде всего, благодаря особому вниманию еврейской общины хасидов Украины и активной помощи мемориальных и религиозных организаций государства Израиль. Практически все они сейчас находятся в муниципальной собственности. Однако, до сих пор многие так и не признаны в качестве сакральных объектов, а следовательно, не получают никакой правовой защиты.
Этот вопрос вряд ли будет решен быстро, поскольку признание исторических границ сакральных мест включает в себя огромные исследования и переговоры между муниципалитетами, еврейской общиной и нынешними владельцами спорного участка.
По словам главного раввина Украины Якова Дов Блайха, вопросы муниципальной собственности сакральных дестинаций, на самом деле, имеют двоякий характер. Хорошая сторона в том, что юридически правительство несет ответственность за поддержание таких мест. Еврейская община в Украине не в силах поддерживать в надлежащем порядке все сакральные места, будь они вдруг предоставлены в их собственность. С другой стороны, есть много опасностей, которые могут быть вызваны муниципальной собственностью. Они включают в себя коммерциализацию, приватизацию, уничтожение сакральных мест и многое другое. Этого, конечно, не произойдет, если бы они принадлежали еврейской общине [5].
Тот же Яков дов Блайх оценивает текущее состояние еврейских сакральных мест в Украине следующим образом: 30% из них определены, имеют четкие границы и упорядочены, еще 40% определены, но в них отсутствует демаркация и уход. Остальные 30% отличаются отсутствием идентификации, демаркации и ухода. Согласно Иосифу Зисельсу, процент сакральных мест, которые не получают должного ухода еще выше - около 90% [6].
Учитывая низкий уровень идентификации и муниципального признания исторических еврейских сакральных мест, они выявились гораздо более уязвимыми к застройке, чем в большинстве других стран Восточной Европы, потому что не пользуются правовой защитой. Многочисленные сакральные места было частично или полностью присвоены соседними структурами, отданы под сельскохозяйственные угодья, шопинг центры, селитебную застройку, строительство дорог [5].
Другой угрозой, вызванной человеческим фактором, является вандализм. Надгробия еврейских кладбищ разрушаются как в антисемитских целях, так для кражи
могильных плит и их последующего использования в строительстве. Как и в других странах, возникают дополнительные угрозы уничтожения еврейских святынь под влиянием времени, неблагоприятных природных факторов и т.п.
Еврейские сакральные святыни в Украине требуют полноценно переписи, демаркации, реставрации. Примеры успешного проведения реставрации осуществляются волонтерам, государственными структурами и местными еврейскими общинами преимущественно в рамках совместных украинско-еврейских проектов. Например, так были реставрированы еврейские сакральные места в г. Ямполь Винницкой обл. [6].
Для восстановления десятков еврейских сакральных мест в Украине был привлечен «Фонд наследия по сохранению еврейских кладбищ» («Heritage Foundation for the Protection of Jewish Cemeteries»).
Среди известных примеров восстановления сакральных мест следует отметить работы в гг. Бердичев (Житомирская обл.) и Броды (Львовская обл.). Дополнительные денежные фонды для обеспечения демаркации и очистки исторических еврейских сакральных мест обеспечила Комиссия США по сохранению наследия Америки за рубежом. Местные еврейские организации также были вовлечены в этот процесс [7].
Также восстановлением еврейских сакральных дестинаций наряду с другими организациями занимается общество «Охали Цадик», которое действует во многих странах мира, но главным образом в восточной Европе и Израиле. Общество финансируется только благодаря частным пожертвованиями, и находится под контролем рабинского совета. За время своего существования, а это более 20-ти лет, «Охали Цадик» успело реставрировать сотни еврейских сакральных мест, построить синагоги и дома для приема гостей рядом с могилами праведников. Так, в частности, был воссоздан склеп над могилой Баал-Шем-Това, рядом с которым создана одноименная паломническая дестинация, включающая в себя синагогу, микву, места размещения паломников, и проч. Кроме
того, удалось построить точную копию древней синагоги Бешта - основателя хасидизма в Украине, сейчас реставрируется синагога рабе, автора книги «Огев Исраэль» из Апты, который был раввином в пгт. Меджибож. Также общество финансирует охрану территории и воспаление постоянной свечи над могилами праведников по всем странам мира4.
Среди организаций, которые занимаются исследованиям еврейских сакральных мест в Украине, следует отдельно сказать про научный центр иудаики и еврейского искусства им. Ф. Петряковой. Деятельность Центра связана с охраной историко-культурного наследия еврейского народа в Украине. Одним из главных документов этого Центра является Программа сохранения еврейских некрополей, которая предусматривает их непрерывный мониторинг и согласованное с местными органами власти сохранение еврейских сакральных мест на территории всей страны [10]. Также Центр ведет работы по благоустройству сакральных мест, занимается просветительской работой, направленной на поднятие общественного интереса к эпиграфическим, художественным исследованиям наследия еврейских памятников. С этой целью Центр организует специальные экспедиции по Галиции [8].
Важным событием в развитии еврейского религиозного туризма в Украине стало основание в 2009 г. в с. Заричаны Житомирской области первого в стране «Центра документации, хранения и реставрации еврейских кладбищ на территории Украины». Он был открыт на средства еврейской общины г. Житомир для поиска, сохранения и реконструкции действующих и уже закрытых еврейских сакральных мест и захоронений на территории, как самой Житомирской области, так и в перспективе по всей Украине. В центре работают исследователи, занимающиеся поиском заброшенных еврейских сакральных мест. У сотрудников есть необходимое оборудование, и транспортные средства. Главными задачами центра является локализация, изучение состояния, система-
4 Ohalei tzadikim. URL: http://www.torah250. com/ru/Ohalei_Tzadikim
тизация и проведение государственной регистрации сакральных мест. Им планируется создать электронную базу данных, а в дальнейшем составить списки похороненных, расстрелянных и др5.
Таким образом, туризм сакральными местами еврейских святынь в Украине подразумевает, прежде всего, осуществления путешествий к местам захоронений иудейских праведников, а также посещение еврейских кладбищ, синагог, хедеров и иных объектов паломничества [6, 7].
Сегодня организацией туров по еврейским сакральным местам занимается относительно небольшая часть туроператоров. В общем, их маршруты являются вполне стандартными с небольшими лишь отклонениями. Так, наиболее распространенными еврейскими паломническими турами в Украине являются: Киев (Одесса)-Жимомир- Меджибож-Брацлав-Киев (Одесса); Киев- Бердичев-Шарго-род-Умань-Киев ; Львов-Жовква-Броды-Золочев-Львов т.д. Также возможна организация экскурсионных путешествий с соблюдением традиции проведения шабата, который включает бронирования гостиницы рядом с синагогой, предоставление свечей, вина, мацы для встречи шабата; блюд для трех седеров (трапез) в гостиницах или обед вместе с общиной [9]. Обычно эти маршруты не включают в себя посещения сакральных мест захоронений, за исключением туров, тематика которых посвящена непосредственно холокосту, или религиозных (в т.ч. паломнических) туров [6, 8].
Часто туристы заказывают услуги экскурсовода с небольшим экскурсионным автобусом для путешествий местами, связанным с еврейской религиозной историей. Это относится, прежде всего, к тем туристам, которые хотят посетить места, связанные с выдающимися деятелями еврейской духовной школы. Для поиска городков (штетлов) они используют такие сайты, как «Jewish Gen Shtetl Schleppers»6, которые включают большую базу данных
5 На Житомирщиш вщкрився перший в УкраУн центр з реставрацп еврейських кладовищ // ТСН. 2009.10.14. URL: http://tsn.ua/ukrayina/vidkrivsya-tsentr-z-restavratsiyi-yevreiskih-kladovishch.html
6 Jewishgen. URL: http://www.jewishgen.org/
и разнообразную информацию, могущую помочь им в поиске. Данный вид туризма пока что не приобрел массового характера по ряду причин. Прибывая к местам, связанным с еврейской религиозной историей, туристы вынуждены разыскивать местных жителей, чтобы узнать точную дорогу и местоположение сакральных мест, поскольку, они не имеют никакого территориального обозначения. Локализовать их местонахождение без посторонней помощи практически невозможно [4]. Среди других проблем следует отметить недостаточное количество экскурсоводов, специализирующихся именно на тематике иу-даики [3]. В результате информационная емкость экскурсий может быть достаточно поверхностной. Одной из самых главных проблем является то, что туристам трудно добраться к сакральным местам еврейских праведников, статус которых остается неопределенным, особенно, в малых городках, селах. Неразвитая туристическая инфраструктура, а иногда и вообще ее отсутствие существенно препятствует полноценному развитию еврейского религиозного туризма [6, 7].
Ситуация с паломническим туризмом к сакральным местам еврейских праведников характеризуется тем, что с каждым годом количество хасидских паломников увеличивается. Наибольшее количество паломников стекается в г. Умань, особенно в дни еврейского нового года - праздника Рош Ха-Шана. После смерти цадика Нахмана, его захоронение сразу стало местом паломничества [9]. И хотя в 1920 гг. традиция поседения места его упокоения была прервана, ее снова возобновили в 1989 г. В 2018 г. Умань посетило более 30 тыс. хасидских паломников из 25 различных стран мира. Основной поток при этом составляли граждане Израиля и США7.
Давно известно, что существующая туристическая инфраструктура г. Умань не обеспечивает всех потребностей хасидских паломников. Прежде всего, это касается мест размещения паломников. Общая
7 Hasidic Jews celebrate holiday in Uman // The Global news service of the Jewish people. 2008. Oct., 2. URL: http://www.jta.org/news/ article/2008/10/02/110639/umanroshhashana
количество койко- мест в Умани, которые могут быть использованы для размещения паломников составляет около 2 тыс. Наибольшим количеством мест обладает гостиница «Шаарей Цион», построенный 2009 г. специально для VIP-паломников. Но его площадей также явно недостаточно, поэтому большинство паломников арендуют комнаты у местных жителей, или вынуждены жить в палаточных городках. Недостаточным также является и количество предприятий питания. В городе действует только один кошерный ресторан на более чем 11 тыс. мест. Поэтому в большинстве случаев, организацией кошерного питания занимаются благотворительные фонды или же сами паломники [6, 8].
Положительным сдвигом в решении этих проблем стало то, что в 2012 г. в г. Умань разработали план построения коттеджного городка для паломников-хасидов на площади почти 2 га. Он рассчитан на проживание 2,5-4 тыс. человек, обеспечен централизованным водоснабжением, водоотводом и электроснабжением. Проект создание коттеджного городка вызвал повышенный интерес у израильских инвесторов. Более того, израильская сторона готова вкладывать средства в переработку мусора и модернизацию системы водоснабжения Умани. Все проекты, отмеченные в комплексной программе, могут представлять интерес и для украинских инвесторов [7].
В свою очередь, власти Умани разработали комплексную программу по реализации совместных украинско-израильских инвестиционных инфраструктурных проектов в 2020 г. Они предусматривают ремонт дорог, строительство туристического и медицинского центров, коттеджного городка для паломников, мусороперераба-тывающего завода и т.д. На базе городской больницы планируется создать Центр предоставления медицинских услуг не только для жителей Умани и его гостей, но и для потребностей пациентов из окружающих населенных пунктов8.
8 В Умаш для паломникiв-хасидiв зведуть котед-жне мктечко // 1нформацшне агентство УН1АН. 2012.10.25. URL: http://religions.unian.net/ukr/ detail/10040
В другом центре хасидского паломничества - пгт. Меджибож - также произошли определенные улучшения, которые в полной мере можно считать первыми шагами для создания полноценной инфраструктуры для хасидских паломников [6].
В 2012 г. также произошло выдающееся событие для паломников, которые приезжают в г. Гадяч Полтавской области. Там состоялось открытие Центра хасидизма - Оель «Адмор Азакен» (рис. 3). Он размещен на месте захоронения основателя хасидского религиозного течения Хабад Шнеур-Залмана более известного как Альтер Ребе. Этот объект паломничества ежегодно посещает несколько тысяч верующих евреев. Целью создания центра является предоставление паломникам всех условий для комфортного пребывания и обеспечение всем необходимым на время нахождения в Оель. центр состоит с просторной синагоги, двух учебных кабинетов, библиотеки, миквы для мужчин и миквы для женщин, многочисленных офисов и зала. Центр создан по содействию Федерации еврейских общин Украины на благотворительные средства, основную часть которых пожертвовали семьи известных еврейских меценатов, которые проживают в США9.
На сегодня ситуация, связанная с паломничеством по еврейским сакральным местам, не регулируется в Украине должным образом. Единого центра организации паломничества пока нет. Паломничество к хасидским святыням в Украине приобрело стихийный характер. Большинство путешествий организуется религиозными организациями, некоторые паломники совершают путешествие самостоятельно или же пользуются услугами турагенств, которые расположены в стране их проживания. Достаточно распространенными являются религиозные и этнические конфликты между паломниками и местным населением [6, 7].
Формально за осуществление паломничества в г. Умань отвечает Всемирный союз Брацлавского хасидизма и связанный с ним Фонд имени цадика Нахмана. Одна-
9 В Гадяче открыт Центр хасидизма // Евроа-
зиатский еврейский конгресс. 2012.12.05. URL: http://eajc.org/page16/news34918
ко, в действительности они мало что контролируют. Поэтому прибыли от паломничества не только не поступают в местные бюджеты, но и часто даже не учитываются местными фискальными службами. Прочие сакральные объекты хасидов, которые также могли бы стать центрами паломничества, находится на еще более низком уровне развития религиозного туризма [7, 8].
В течение последних десяти лет количество паломников-хасидов в Украине стремительно выросло и продолжает увеличиваться. Среди ключевых причин повышенного интереса хасидов к сакральным святыням евреев в Украине следует выделить отмену визового режима между Израилем и Украиной и существенное снижение цен на авиабилеты. При чем, основную часть среди израильских паломников составляют выходцы из довольно бедных слоев населения. Состоятельные паломники в Украину не приезжают из-за крайне низкого уровня туристического обслуживания, сложностей переездов, опасностей религиозных конфликтов. Каждый паломник тратит за время своего пребывания в среднем около 2 тыс. дол. США, ежегодно это составляет примерно свыше 60 млн. долл. США5.
Рис. 3 - Центра хасидизма - Отель «Адмор Азакен» в г. Гадяч, Полтавская обл.10 Fig. 3 - Center for Hasidism - Hotel "Admore Azaken" in the city of Gadyach, Poltava region
10 Источник: https://ujew.com.ua/files/ userpics/hasidism.JPG
Тенденция увеличения количества паломников сохранится и на ближайшие годы, поскольку, могилы праведников преимущественно посещают ортодоксальные евреи, семьи которых насчитывают в среднем до 10 детей. За счет естественного прироста, количество паломников ежегодно увеличивается на 15-20% [7, 8].
Среди ключевых проблем хасидского религиозного туризма в Украине следует, прежде всего, выделить отсутствие развитой туристской инфраструктуры соответствующего уровня, которая бы удовлетворяла потребности туристов и паломников. И хотя положительные сдвиги в самых известных хасидских центрах паломничества все же таки происходят, этого явно недостаточно для широкого развития религиозного туризма хасидов. Плохая транспортная доступность сакральным местам паломничества, статус которых остается неопределенным, особенно, в маленьких городах и селах является второй ключевой проблемой развития отрасли [8].
Среди иных проблем можно назвать недостаточное количество экскурсоводов, которые специализируются именно на тематике иудаики. Неудовлетворительное состояние еврейских сакральных мест является причиной того, что турфирмы при разработке маршрутов, включают только ряд наиболее известных дестинаций исключая более мелкие и недостаточно обустроенные. Насущной проблемой также является необходимость решения на государственном уровне ряда религиозных и этнических конфликтов, которые возникают между паломниками и местными жителями11.
Выводы и перспективы дальнейших исследований. Евреи на территории современной Украины проживают уже более 300 лет. Их самобытная культура обладает большим количеством сакральных мест и объектов паломничества, которые составляют основу развития религиозного туризма. Наибольшая концентрация сакральных мест паломничества характерна
11 Винниченко I. Що заважае УкраУш стати «меккою»? // Урядовий кур'ер. 2011.09.27. URL: http://ukurier.gov.ua/uk/articles/sho-zavazhayi-икгаут^ай-теккоуи/
для западной и центральной части Украины. Они сконцентрированы преимущественно в среднем Приднепровье, на Волыни, Подолье, в Причерноморье, а также в Галиции и Закарпатье.
Несмотря на солидную законодательную базу, которая обеспечивает сакральным местам евреев в Украине надлежащую правовую защиту, на практике ситуация с охраной и воссозданием этих объектов паломничества остается неблагоприятной. Это связано, прежде всего, с тем, что большая часть вышеназванных сакральных мест не признана муниципалитетами в качестве объектов массового паломничества, не имеет четко определенной и демаркированной территории, не несет функций культово-обрядового характера [6].
Многочисленные сакральные места евреев вообще не получают должного ухода, около 90 % их находятся в неудовлетворительном состоянии. Среди серьезных угроз развития еврейского религиозного туризма можно также выделить опасность полного уничтожения и застройки сакральных мест и объектов паломничества, использование их территории в сельскохозяйственных или иных нерелигиозных целях, вандализм. Также возникают дополнительные угрозы исчезновения сакральных мест в результате природных процессов запустения, эрозии, выветривания.
Также, среди общих проблем туризма еврейскими сакральными местами в Украине можно выделить отсутствие развитой туристской инфраструктуры соответствующего уровня, плохую транспортную доступность недостаточное экскурсионное обеспечение. Насущной проблемой остается наличие религиозных и этнических конфликтов, которые возникают между паломниками и местными жителями [7].
Для решения насущных проблем, связанных с существованием еврейских сакральных мест на территории Украины и развитием на их основе религиозного туризма следует выполнить целый ряд задач общегосударственного и регионального характера.
Первые шаги в этом процессе касаются исследований религиозной ценности сакральных мест, их полной инвен-
таризации и демаркации на территории Украины. Далее должна последовать передача прав собственности на объекты паломничества представителям региональных еврейских религиозных общин, заключение соглашения между ними, государственным правительством и муниципалитетами о поддержке данных мест в надлежащем состоянии путем перераспределения затрат на их содержание между органами власти на местах и самими общинами. Государственного регулирования требует также ситуация с религиозным паломничеством к местам хасидских святынь. Для развития еврейского религиозного туризма нужно создать соответствующую инфраструктуру надлежащего уровня, которая бы удовлетворяла потребности туристов и паломников, а также разработать программы по созданию культурно- просветительских центров на базе этих мест, где проводились бы различные выставки,
экскурсии и лекции. Туризм еврейскими сакральными местами с каждым годом приобретает все более распространенный характер, и эта тенденция останется неизменной в предстоящие годы [7, 8].
Религиозный и паломнический туризм в Украине сейчас нуждаются в значительной законодательной поддержке (прежде всего в дополнении действующего Закона «О туризме» соответствующей терминологией), а также в надлежащей промоции сакральных мест и в принятии Закона «О паломничестве», который, в частности, регулировал бы паломничество хасидов на украинскую территорию8.
При условии успешной реализации проектов развития еврейского религиозного туризма, можно не только сохранить неповторимые памятки истории еврейского народа, а также и привлечь средства от туристических доходов в местные бюджеты и обеспечить часть местного населения постоянной работой.
Список источников
1. Андросова В.1. Хасидський рух Хабад у процес адаптацп до суспты-ю-пол1тичних i соцюкультурних реалм укра'нського сощуму: автореф. дис... канд. фтос. наук: 09.00.11. К.: НАН УкраУни, 1н-т фтософп ¡м. Г. Сковороди, 2009. 16 с.
2. Бубер М. Хасидские истории. Первые учителя. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2006. 524 с.
3. Бубер М. Хасидские предания. Первые наставники. М.Л. Хорьков. М.: Республика, 1997. 335 с.
4. Панченко С.А. Культуротворчий потенщал релтйного туризму: становлення украшського досвщу: автореф. дис. ... канд. культурологи : 26.00.01. К.: Нац. акад. кер. кадр1в культури i ми-стецтв, 2018. 20 с.
5. Сапелкша З.П. Релтйний туризм. К.: Альтерпрес, 2009. 244 с.
6. Шпарага Т.1., Михалюк М.М. Напрями використання мкць захоронень в туризм! // Матер1али м1жнар. наук.-практ. конф. «Стратепя розвитку нацюнального туризму i його кадрове забезпе-чення». К.: Альфа-П1К, 2015. С. 42-45.
7. Шпарага Т.1., Михалюк М.М. Передумови виникнення i сучасний стан хасидського паломницт-ва в УкраТн1 // Географ1я та туризм: наук. зб. К.: Альтерпрес, 2012. Вип. 22. С. 98-105.
8. Шпарага Т.1., Михалюк М.М. Туризм мкцями еврейських захоронень в Укра''ы // 1стор1я украУнськоУ географп. Всеукра'нський науково-теоретичний часопис. Тернопть, 2012. Вип. 26. С.136-139.
9. Perl J. Hasidic tales and letters. Jerusalem: Israel Academy of sci. a. humanities, 1969. VII, 246 p.
10. Metti M.S. Jerusalem - the most powerful brand in history. Stockholm University School of Business. Archived from the original on 12 June 2011. Retrieved 1 July 2011.
Alexander V. GLADKEY
Kiev National University of Trade and Economics (Kyiv, Ukraine)
PhD (Dr.Sc.) in Geography, Professor; e-mail: [email protected]
THE PECULIARITIES OF HASIDIC RELIGIOUS TOURISM IN UKRAINE
The article investigates the features of Jewish (Hasidic trend) religious tourism organization in Ukraine. The author explores the peculiarities of Hasidim sacred places localization in Ukraine. They are mainly confined mainly with the graves of Jewish saints and preachers. The author describes in detail Hasidic religious shrines of Uman (the grave of Tsaddik Nachman and other). The Hasidic religious shrine of Medzhybizh (the grave of Baal Shem Tov, the founder of Hassidism) is described also. The article also investigates other major Jewish religious destinations located in Podolia, Transcarpathia as well as in Western Ukraine. The author considers the main centers of Jews pilgrimage to the places of mass destruction of the population during the Holocaust and Nazi occupation, and modern religious centers of the Jewish community, created for religious events. An absence of serious scientific researches regarding the identification, valuation and demarcation of Jewish sacred places of pilgrimage, as well as an insufficiently developed legislative base that would provide adequate legal protection for objects of Jewish pilgrimage are the main development problems of Hassidic religious tourism in Ukraine. The danger of complete destruction and settlement building of sacred places and pilgrimage sites, the use of sacred places territory for different business activities or other non-religious purposes and also vandalism are among serious threats of Jewish religious tourism development. There are additional threats of Jewish religious tourism development, such as the disappearance of sacred places as a result of natural processes of desolation, erosion, and weathering. Also, there are the lacks of developed tourist infrastructure of the appropriate level, poor transport accessibility, and insufficient excursion support. Finally there are problems of religious and ethnic conflicts development. To solve these problems, a whole range of national and regional tasks should be introduced. There are: the investigation of Jewish sacred places location in Ukraine and the definition of their religious value. It is also necessary to transfer ownership of pilgrimage objects to representatives of regional Jewish religious communities, to conclude an agreement on the support of these places in proper condition. It is necessary to create an appropriate infrastructure that would satisfy the needs of tourists and pilgrims for the development of Jewish religious tourism. The creation of cultural and educational centers of Hasidism based on these sacred places is very important also.
Keywords: Hasids, pilgrimage, sacred places, Hasidic righteous, religious tourism, Uman, Medzhybizh, Gadyach.
References
1. Androsova, V. I. (2009). Hasidskij ruh Habad u procesi adaptaciyi do suspilno-politichnih i sociokulturnih realij ukray-inskogo sociumu [The Chassidic Chabad movement in the process of adaptation to the socio-political and socio-cultural realities of the Ukrainian society]: Candidate of Philosophies dissertation: author's abstract. Kyiv. (In Ukr.).
2. Buber, M. (2006). Hasidskie istorii. Pervye uchitelya [Hasidic Tales. First teachers]. Moscow: Bridges of culture; Jerusalem: Gesharim. (In Russ.).
3. Buber, M. (1997). Hasidskie predaniya. Pervye nastavniki [Hasidic traditions. First mentors] Moscow : Republic. (In Russ.).
4. Panchenko, S. A. (2018). Kulturotvorchij potencial religijnogo turizmu: stanovlennya ukrayinskogo dosvidu [The Cultural Potential of Religious Tourism: Becoming a Ukrainian Experience] : Candidate of Culturology dissertation: author's abstract. Kyiv. (In Ukr.).
5. Sapyelkina, Z. P. (2009). Religijnij turizm [Religious tourism]. Kyiv: Alterpres. (In Ukr.).
6. Shparaga, T. I., & Mikhalyuk, M. M. (2015). Napryami vikoristannya misc zahoronen v turizmi [Areas of using burial sites in tourism]. Strategiya rozvitku nacionalnogo turizmu i jogo kadrove zabezpechennya [National tourism development strategy and its staffing]: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Kyiv: Alpha-PIC, 42-45. (In Ukr.).
7. Shparaga, T. I., & Mikhalyuk, M. M. (2012). Peredumovi viniknennya i suchasnij stan hasidskogo palomnictva v Ukrayini [Prerequisites for the emergence and current state of Hasidic pilgrimage in Ukraine]. Geografiya ta turizm [Geography and Tourism], 22. Kyiv: Alterpres, 98-105. (In Ukr.).
8. Shparaga, T. I., & Mikhalyuk, M. M. (2012). Turizm miscyami yevrejskih zahoronen v Ukrayini [Tourism places of Jewish burial places in Ukraine]. Istoriya ukrayinskoyi geografiyi. Vseukrayinskij naukovo-teoretichnij chasopis [History of Ukrainian Geography. All-Ukrainian scientific-theoretical journal], 26, 136-139. (In Ukr.).
9. Perl, J. (1969). Hasidic tales and letters. Jerusalem : Israel Academy of sci. a. humanities, VII.
10. Metti, M. S. (2011). Jerusalem - the most powerful brand in history. Stockholm University School of Business. Archived from the original on 12 June 2011. Retrieved 1 July 2011.
Гладкий А.В. Особенности хасидского религиозного туризма в Украине // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т.13. №3. С. 28-38. DOI: 10.24411/1995-0411-201910302.
Дата поступления статьи: 6 июля 2019 г.
Gladkey, A. V. (2019). The peculiarities of Hasidic religious tourism in Ukraine. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 13(3), 28-38. doi: 10.24411/1995-0411-2019-10302. (In Russ.).
Received July 6, 2019