Научная статья на тему 'Особенности характера монгольских студентов'

Особенности характера монгольских студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1284
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ХАРАКТЕР / CHARACTER / АКЦЕНТУАЦИИ / ACCENTUATION / ТИПИЗИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ ПОВЕДЕНИЯ / TYPIFIED BEHAVIORAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буяндэлгэр Одгэрэл

Статья посвящена одному из актуальных и разрабатываемых направлений в психологии изучению характера. Автор раскрывает особенности характера монгольских студентов, выявленные в ходе научного исследования, в сравнении с российской выборкой. Предлагаемый материал будет представлять интерес для исследователей, изучающих характерологические особенности будущих педагогов, преподавателей вузов, заинтересованных в повышении эффективности обучения и воспитания студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIAR FEATURES OF CHARACTER OF MONGOLIAN STUDENTS

The article is devoted to studying a persons character which is a direction in psychology that is very actively being developed at the present time. The author examines peculiar features of character of Mongolian students revealed during a research in comparison with those of Russian students. The results the article offers will be of interest for researchers studying characterologic features of future teachers and for university teachers interested in increasing learning efficiency and education of students

Текст научной работы на тему «Особенности характера монгольских студентов»

#

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА МОНГОЛЬСКИХ СТУДЕНТОВ

PECULIAR FEATURES OF CHARACTER OF MONGOLIAN STUDENTS

Буяндэлгэр Одгэрэл

Статья посвящена одному из актуальных и разрабатываемых направлений в психологии - изучению характера. Автор раскрывает особенности характера монгольских студентов, выявленные в ходе научного исследования, в сравнении с российской выборкой. Предлагаемый материал будет представлять интерес для исследователей, изучающих характерологические особенности будущих педагогов, преподавателей вузов, заинтересованных в повышении эффективности обучения и воспитания студентов.

Buyandelger Odgerel

The article is devoted to studying a person's character which is a direction in psychology that is very actively being developed at the present time. The author examines peculiar features of character of Mongolian students revealed during a research in comparison with those of Russian students. The results the article offers will be of interest for researchers studying charactero-logic features of future teachers and for university teachers interested in increasing learning efficiency and education of students.

Ключевые слова: характер, акцентуации, типизи- Keywords: character, accentuation, typified behavior-рованные программы поведения. al programs.

В эпоху расширения информационного сотрудничества, межэтнического взаимодействия наблюдаются как положительные проявления межкультурного обмена и взаимообогащения, так и отрицательные - недостаточные представления о своих корнях, истории развития образования, непонимание характерологических особенностей представителей своего и другого этноса.

Для настоящего исследования представляют интерес характерологические особенности монгольских студентов, оказывающие влияние, на наш взгляд, на эффективность учебной деятельности.

В исследовании С. Н. Морозюк [1] установлены корреляционные связи саногенной рефлексии, акцентуаций характера и эффективности учебной деятельности. Обмен опытом обучения иностранных студентов, взаимообогащение в аспекте понимания характеров, в которых проявляются этнос, культура народа, его история, сила традиций, актуализирует необходимость постановки исследования, так как именно в этнической среде прежде всего поддерживаются традиционные механизмы решения проблем группового существования и сосуществования.

Как показывает анализ работ, основу этнокультурной среды составляют этнические стереотипы, когнитивное ядро которых зачастую связано с различными аффективными реакциями человека, его предпочтениями, оценками, ориентировкой на определенные традиции своего народа, передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, ценности, нормы поведения (Н. М. Лебедева [2]). И более всего это проявляется в характерах представителей конкретного этноса. Представители разных этнических групп вследствие неспособности действовать определенным образом в конкретной ситуации, рассогласованности между ожидаемым и реальным поведением партнера могут испытывать затруднения в процессе взаи-

1

моотношений и взаимодействия в силу непонимания проявления определенных характерологических особенностей субъектов образовательного процесса.

В нашем исследовании под характером понимаются типизированные программы поведения, сформированные на основе усвоения норм и традиций своего этноса, а также в результате освоения новых социальных ролей.

Несмотря на то, что в научной литературе широко представлена проблема изучаемого нами феномена, на практике субъектами воспитательно-образовательного процесса мало внимания уделяется исследованию характера в силу недостаточной изученности проявления своеобразия характерологических особенностей студентов в педагогическом вузе.

Вслед за С. Н. Морозюк мы изучали характер как фактор эффективности учебной деятельности студентов педагогического вуза Монголии.

Цель исследования - изучение характерологических особенностей монгольских студентов педагогического вуза.

В качестве предмета исследования мы определили характерологические особенности монгольских студентов педагогических вузов в сравнении с российской выборкой.

Мы предположили, что характерологический профиль монгольских студентов имеет этническое своеобразие.

Проверка выдвинутой гипотезы предусматривала решение следующих задач:

1. Провести теоретический анализ работ, связанных с изучением характера, определить базовые понятия исследования.

2. Изучить характерологические особенности монгольских и российских студентов педагогического вуза.

Методологической основой исследования являются: концепция характера Л. С. Выготского [3], С. Л. Рубинштей-

Ф

#

Рис. Сравнение особенностей характера монгольских и российских студентов

на [4], представление о характере как типизированных программ поведения С. Н. Морозюк.

Научная новизна исследования заключается в уточнении и дополнении уже известного материала на тему особенностей характера монгольских студентов педагогического вуза.

Формирование характера будущего педагога в процессе подготовки к профессиональной деятельности является, на наш взгляд, важным и актуальным направлением в работе со студентами.

Характер, по определению Л. С. Выготского, - явление динамичное. Вместе с тем в характере как системе типизированных форм поведения проявляется состояние устойчивости личности, что способствует толерантности к возмущениям внешних и внутренних условий деятельности.

В характере современного человека, как показывает ряд исследований, проявляются акцентуированные черты. Чем более акцентуирован характер, тем менее он пластичен (поведение человека с акцентуированными чертами характера менее гибкое, что ограничивает его адаптивные возможности). Человек стремится к определенности, стабильности, устойчивости и равновесию. Однако это не активизирует компенсаторные возможности психики, не способствует развитию психических функций, раскрытию резервных сил организма, что зачастую приводит человека к болезни. Под акцентуацией характера А. Е. Личко понимает чрезмерное усиление отдельных черт личности, при котором наблюдаются отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией, однако не выходящие за пределы нормы [5]. Акцентуация, по мнению А. Е. Личко, возникает как временное нарушение адаптации [5]. К. Леонгард полагает, что акцентуация - это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности они откладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности [6].

Психологическому исследованию акцентуаций характера посвящено ряд работ (А. П. Бизюк [7], Л. А. Кирил-

лов [8], С. Н. Епифанцев [9], В. И. Мо-росанова [10] и др.). Имеется некоторый опыт психологической коррекции делинквентного поведения ак-центуантов (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий [11]), исследованы возможности групповой психологической коррекции предневротических состояний у акцентуированных подростков и юношей.

Если до настоящего времени в основном изучались психологические особенности личности с акцентуациями характера: особенности самосознания (Л. А. Кириллов [8]), акцентуации у подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, акцентуации у высшего управленческого персонала (С. Н. Епи-фанцев [9]), специфика стилевых особенностей саморегуляции в зависимости от акцентуаций характера (В. И. Моросанова [10]), то в исследовании О. А. Ахвердовой [12] впервые ставится вопрос о коррекции акцентуаций характера у подростков.

Между тем трудности адаптации студентов к учебе в вузе, а в дальнейшем и трудности профессионального становления свидетельствуют о том, что в существующей практике в организации процесса учебной деятельности студентов недооценивается связь характерологических черт личности с учебной и профессиональной деятельностью.

Включаясь в разные подсистемы общества: нацию, класс, коллектив, семью, по мнению С. Н. Морозюк, человек усваивает интегральные системные качества социальности. Черты характера, являясь продуктом социализации, отражают нормативные аспекты поведения, формируются вследствие закрепления поведенческих стереотипов, но имеют неповторимый индивидуальный стиль, связанный с чувствами, потребностями, способами психической защиты и другими личностными особенностями [1].

Стиль поведения и черты характера наиболее ярко отражаются в крайностях своих проявлений. В современной психологии это отчетливо выражено в концепции акцентуаций характера К. Леонгарда [6], А. Е. Личко [5], О. А. Ахвердовой [12], И. В. Боева [13] и др.

В нашем исследовании дается трактовка акцентуаций характера, соотнесенная с десятью показателями, предложенными Леонгардом: гипертимность, возбудимость, эмотивность, дистимность, невротичность, экзальтированность, циклотимность, паранойяльность, педантичность, демонстративность [6].

В результате исследования получены конкретные показатели черт характера респондентов - монгольских студентов - будущих педагогов. Для изучения характерологических особенностей испытуемых использован психологический тест: Характерологический опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека.

Ф

Опросу подверглись 500 респондентов в возрасте от 17 до 23 лет.

Сравнительный анализ данных об особенностях характера монгольских и российских студентов показал, что если у российских студентов в профиле характера более представлены такие черты, как демонстративность и экзальтированность, то у монгольских студентов более выражены эмотивность, возбудимость и педантичность. Результаты исследования представлены на рисунке.

Нас интересовал вопрос: чем обусловлены эти различия в профилях характеров будущих педагогов. Это потребовало изучить некоторые корреляты.

Чем же характеризуется личность демонстративного типа? К. Леонгард выделяет у нее легкость в установлении контактов, стремление к лидерству. Учительская профессия позволяет ей удовлетворять потребность в признании и общении. Высокая приспособляемость к людям вместе с тем сочетается со склонностью к интригам, самоуверенностью, высокими притязаниями и конфликтностью. Способность активно при этом защищаться невротизирует процесс общения между учителем и детьми в школе, а также общение между коллегами. Однако обходительность, артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления и поступков позволяет учителю эффективно решать педагогические задачи. Наряду с этим эгоизм, лицемерие, хвастовство и леность - вторая непривлекательная сторона личности демонстративного типа.

Личности экзальтированного типа свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но открыто не конфликтуют. Учитель с этими чертами характера способен к состраданию и искреннему чувству. Чертами, которые мешают быть ему эффективным воспитателем, являются паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

Исследование показало, что особенности характера у монгольских и русских студентов несколько различаются. У монгольских студентов в характерологическом профиле ярко представлена эмотивность.

По К. Леонгарду, эмотивные личности очень чувствительны. В содержании их деятельности и поведении доминируют эмоции. Высокая эмоциональная лабильность эмотивных натур проявляется как способность к быстрой смене настроения. Положительные черты характера: тонкость чувств, склонность к состраданию и сочувствию, участливость, альтруизм, желание помочь делом, добросердечие, исполнительность, чувство долга, доброжелательность и тактичность. Однако при сильно выраженной эмотивной акцентуации на первый план в поведении и переживаниях выходят отрицательные черты: крайняя впечатлительность, потребность в особом стиле отношений, всепрощенчество, неумение видеть главное, увязание в деталях [6].

Вместе с тем один из видных исследователей Ц. Бал-хаажав писал о том, что всякий человек может обнаружить и чувствовать довольно спокойный, широкий харак-

тер монголов. Обширная территория дает возможность мыслить дальнозорко, спокойно, не спеша, многократно обдумывая [14]. Монголы уважают друг друга, поддерживают, угощают тем, что у них есть в доме. У них отсутствует чувство зависти. В Монголии бережно относятся к детям. Традиционное монгольское воспитание в семье предполагало опору на дисциплину. Однако дисциплина не была жесткой, родители уважали своих детей, дети же, почитая взрослых, обращались к родителям только на «Вы». Например, пятилетний малыш к своему трехлетнему брату обращается на «ты», а к семилетнему - на «Вы». У монголов национальные черты характера отражены в фольклоре. Например: «Старший брат учит, а младший слушает», «Человек имеет старшего, дэли (шуба) имеет воротник», «Держи строгость снаружи, а чадолюбие внутри» (люби детей сердцем, но внешне не показывай) и т. д. Молодые уважительно относятся не только к старшим по возрасту, но и по статусу и положению.

Тогда почему изначально положительные стороны характера подверглись деформации?

Поведение лиц с возбудимым типом характера, по мнению К. Леонгарда, непредсказуемо. В гневе они могут совершаться поступки, о которых затем выражают сожаление, контроль за поведением у них ослаблен вследствие увлеченности какой-либо мыслью, идеей. Наряду с положительными проявлениями данного типа характера: энергичностью, инициативностью, деловитостью, хозяйственностью, добросовестностью, любовью к детям и животным - им свойственны раздражительность, склонность к гневу, нетерпимость к непослушанию и самостоятельности других, склонность к насилию, безудержность во влечениях. В крайних своих проявлениях, приобретая характеристики этой акцентуации, положительные моменты возбудимого типа характера сглаживаются [6]. Для монголов эти черты выявлены в нашем исследовании. Монголовед Кимуро Аяако (Япония) отмечала, что несколько современных монголов не могут стоять в очереди не из-за недостатка терпения, а из-за лени. Это совпадает с описанием монгольского характера Н. Л. Жуковской. По складу национального характера монголы невозмутимы, терпеливы и немногословны, хотя молодежь ведет себя менее сдержанно. В работе Лувсанчойндана «Отражение монгольских народов» отмечается, что особенностями коренного монгола являются такие качества, как доверчивость, спокойствие. Душа добрая, гнев большой. Настоящее монгольское качество - порывистость, мужественность и воинственность. Монголы бесхитростны и лишены лицемерия. Распространение ламаизма тормозило развитие просвещения, щит и меч героя сменились ламаистской верой. Автор отмечает, что взаимодействие с представителями других народов способствуют изменению характера монголов [15].

Целеустремленность монголов отражена в пословице: «Не терять сказанное в поле, не пускать задуманное по ветру» (то есть быть хозяином своих слов). Особенностью педантичного типа акцентуации является повы-

$

шенная аккуратность, стремление к порядку, пунктуальность. Такие люди основательны, осторожны и серьезны. К работе относятся добросовестно. Свойственные им нерешительность и осторожность затрудняют принятие решений. Прежде чем что-либо сделать, они долго и тщательно все обдумывают, многократно перепроверяют. Педантичные личности чрезвычайно постоянны. В нашем исследовании выявлено значительное различие этой черты характера у российских и монгольских студентов - будущих педагогов. Для монголов эта черта зависит от особенностей их природы, национальных традиций и средств воспитания и др.

Ц. Балхаажав писал, что, поднявшись на вершину горы, монгол увидит новое, переправившись через широкий простор, почувствует еще больше нового, погостив у соседа, узнает о новом [14]. Все это происходит постепенно, приобретенный опыт встраивается в привычный жизненный уклад. Именно в этом заключается честный, дальновидный, прямой характер монголов. Монголы предпочитают не гневаться, не злиться, не спешить, иметь светлый ум, не ошибаться, найти стержень, главную мысль и руководствоваться ею. В Монголии соблюдаются древние традиции: молодежь почитает старших, старшие наставляют молодых, поучают их глубокими по смыслу словами. Для своих поучений и наставлений старшее поколение нередко использует пословицы и поговорки, стихи: «У быстрого зайца помёт на пятках», «Нетерпеливый два раза делает, терпеливый - один раз».

Условный характер национальных форм поведения, в которых обнаруживаются национально-психологические особенности личности, становится очевидным при сравнении их у различных народов, что наглядно доказывает проведенное нами исследование.

Полагаем, что это обусловлено той формой учебной деятельности, которая не свойственна данному этносу. Согласно традициям монгол учился непосредственно в той деятельности, к которой его готовили, а не за письменным столом.

Современный мир, система образования, давая огромные возможности для развития, вместе с тем не учитывает этнических особенностей монголов. Это вызывает сильные эмоциональные переживания и психоэмоциональное перенапряжение, что, на наш взгляд, способствует развитию таких акцентуаций характера, как эмо-тивность и возбудимость.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Морозюк С. Н. Саногенная рефлексия, акцентуации характера и эффективность учебной деятельности. - М., 2000. - 267 с.

2. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. - М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1993. - 195 с.

3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М.: Из-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.

4. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии.

- 2-е изд. - М.: Просвещение, 1976. - С. 415.

5. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1997.

6. Леонгард К. Акцентуированные личности. - М., 1989.

7. Бизюк А. П. Исследование психологической адаптации лиц, работающих на полярных и высокогорных гидрометеостанциях: (В связи с задачами психопрофилактики и психогигиены): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1979.

- 24 с.

8. Кириллов Л. А. Особенности самосознания лиц с акцентуациями характера: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1992. - 18 с.

9. Епифанцев С. Н. Экспертно-психодиагностиче-ский анализ паранойяльно акцентуированных черт личности современного руководителя: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1996. - 199 с.

10. Моросанова В. И. Акцентуации характера и стиль саморегуляции у студентов // Вопросы психологии. - 1997. - № 6. - С. 31-38.

11. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1998. -656 с.

12. Ахвердова А. А. Личностно-характерологический континуум современного подростка: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1998. - 43 с.

13. Боев И. В. Пограничная аномальная личность. -Ставрополь, 1999. - 362 с.

14. Балхаажав Ц. Монгол хуний сэтгэлзуйн зарим онцлог [Некоторые психологические особенности монгола] // МоадоИса. - 1998. - № 1. - УБ.

15. Лувсанчойндан. Монголын зан айлын ойлбор [Отражение монгольских народов]. - Хох хот, 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.