#
ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА МОНГОЛЬСКИХ СТУДЕНТОВ
PECULIAR FEATURES OF CHARACTER OF MONGOLIAN STUDENTS
Буяндэлгэр Одгэрэл
Статья посвящена одному из актуальных и разрабатываемых направлений в психологии - изучению характера. Автор раскрывает особенности характера монгольских студентов, выявленные в ходе научного исследования, в сравнении с российской выборкой. Предлагаемый материал будет представлять интерес для исследователей, изучающих характерологические особенности будущих педагогов, преподавателей вузов, заинтересованных в повышении эффективности обучения и воспитания студентов.
Buyandelger Odgerel
The article is devoted to studying a person's character which is a direction in psychology that is very actively being developed at the present time. The author examines peculiar features of character of Mongolian students revealed during a research in comparison with those of Russian students. The results the article offers will be of interest for researchers studying charactero-logic features of future teachers and for university teachers interested in increasing learning efficiency and education of students.
Ключевые слова: характер, акцентуации, типизи- Keywords: character, accentuation, typified behavior-рованные программы поведения. al programs.
В эпоху расширения информационного сотрудничества, межэтнического взаимодействия наблюдаются как положительные проявления межкультурного обмена и взаимообогащения, так и отрицательные - недостаточные представления о своих корнях, истории развития образования, непонимание характерологических особенностей представителей своего и другого этноса.
Для настоящего исследования представляют интерес характерологические особенности монгольских студентов, оказывающие влияние, на наш взгляд, на эффективность учебной деятельности.
В исследовании С. Н. Морозюк [1] установлены корреляционные связи саногенной рефлексии, акцентуаций характера и эффективности учебной деятельности. Обмен опытом обучения иностранных студентов, взаимообогащение в аспекте понимания характеров, в которых проявляются этнос, культура народа, его история, сила традиций, актуализирует необходимость постановки исследования, так как именно в этнической среде прежде всего поддерживаются традиционные механизмы решения проблем группового существования и сосуществования.
Как показывает анализ работ, основу этнокультурной среды составляют этнические стереотипы, когнитивное ядро которых зачастую связано с различными аффективными реакциями человека, его предпочтениями, оценками, ориентировкой на определенные традиции своего народа, передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, ценности, нормы поведения (Н. М. Лебедева [2]). И более всего это проявляется в характерах представителей конкретного этноса. Представители разных этнических групп вследствие неспособности действовать определенным образом в конкретной ситуации, рассогласованности между ожидаемым и реальным поведением партнера могут испытывать затруднения в процессе взаи-
1
моотношений и взаимодействия в силу непонимания проявления определенных характерологических особенностей субъектов образовательного процесса.
В нашем исследовании под характером понимаются типизированные программы поведения, сформированные на основе усвоения норм и традиций своего этноса, а также в результате освоения новых социальных ролей.
Несмотря на то, что в научной литературе широко представлена проблема изучаемого нами феномена, на практике субъектами воспитательно-образовательного процесса мало внимания уделяется исследованию характера в силу недостаточной изученности проявления своеобразия характерологических особенностей студентов в педагогическом вузе.
Вслед за С. Н. Морозюк мы изучали характер как фактор эффективности учебной деятельности студентов педагогического вуза Монголии.
Цель исследования - изучение характерологических особенностей монгольских студентов педагогического вуза.
В качестве предмета исследования мы определили характерологические особенности монгольских студентов педагогических вузов в сравнении с российской выборкой.
Мы предположили, что характерологический профиль монгольских студентов имеет этническое своеобразие.
Проверка выдвинутой гипотезы предусматривала решение следующих задач:
1. Провести теоретический анализ работ, связанных с изучением характера, определить базовые понятия исследования.
2. Изучить характерологические особенности монгольских и российских студентов педагогического вуза.
Методологической основой исследования являются: концепция характера Л. С. Выготского [3], С. Л. Рубинштей-
Ф
#
Рис. Сравнение особенностей характера монгольских и российских студентов
на [4], представление о характере как типизированных программ поведения С. Н. Морозюк.
Научная новизна исследования заключается в уточнении и дополнении уже известного материала на тему особенностей характера монгольских студентов педагогического вуза.
Формирование характера будущего педагога в процессе подготовки к профессиональной деятельности является, на наш взгляд, важным и актуальным направлением в работе со студентами.
Характер, по определению Л. С. Выготского, - явление динамичное. Вместе с тем в характере как системе типизированных форм поведения проявляется состояние устойчивости личности, что способствует толерантности к возмущениям внешних и внутренних условий деятельности.
В характере современного человека, как показывает ряд исследований, проявляются акцентуированные черты. Чем более акцентуирован характер, тем менее он пластичен (поведение человека с акцентуированными чертами характера менее гибкое, что ограничивает его адаптивные возможности). Человек стремится к определенности, стабильности, устойчивости и равновесию. Однако это не активизирует компенсаторные возможности психики, не способствует развитию психических функций, раскрытию резервных сил организма, что зачастую приводит человека к болезни. Под акцентуацией характера А. Е. Личко понимает чрезмерное усиление отдельных черт личности, при котором наблюдаются отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией, однако не выходящие за пределы нормы [5]. Акцентуация, по мнению А. Е. Личко, возникает как временное нарушение адаптации [5]. К. Леонгард полагает, что акцентуация - это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности они откладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности [6].
Психологическому исследованию акцентуаций характера посвящено ряд работ (А. П. Бизюк [7], Л. А. Кирил-
лов [8], С. Н. Епифанцев [9], В. И. Мо-росанова [10] и др.). Имеется некоторый опыт психологической коррекции делинквентного поведения ак-центуантов (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий [11]), исследованы возможности групповой психологической коррекции предневротических состояний у акцентуированных подростков и юношей.
Если до настоящего времени в основном изучались психологические особенности личности с акцентуациями характера: особенности самосознания (Л. А. Кириллов [8]), акцентуации у подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, акцентуации у высшего управленческого персонала (С. Н. Епи-фанцев [9]), специфика стилевых особенностей саморегуляции в зависимости от акцентуаций характера (В. И. Моросанова [10]), то в исследовании О. А. Ахвердовой [12] впервые ставится вопрос о коррекции акцентуаций характера у подростков.
Между тем трудности адаптации студентов к учебе в вузе, а в дальнейшем и трудности профессионального становления свидетельствуют о том, что в существующей практике в организации процесса учебной деятельности студентов недооценивается связь характерологических черт личности с учебной и профессиональной деятельностью.
Включаясь в разные подсистемы общества: нацию, класс, коллектив, семью, по мнению С. Н. Морозюк, человек усваивает интегральные системные качества социальности. Черты характера, являясь продуктом социализации, отражают нормативные аспекты поведения, формируются вследствие закрепления поведенческих стереотипов, но имеют неповторимый индивидуальный стиль, связанный с чувствами, потребностями, способами психической защиты и другими личностными особенностями [1].
Стиль поведения и черты характера наиболее ярко отражаются в крайностях своих проявлений. В современной психологии это отчетливо выражено в концепции акцентуаций характера К. Леонгарда [6], А. Е. Личко [5], О. А. Ахвердовой [12], И. В. Боева [13] и др.
В нашем исследовании дается трактовка акцентуаций характера, соотнесенная с десятью показателями, предложенными Леонгардом: гипертимность, возбудимость, эмотивность, дистимность, невротичность, экзальтированность, циклотимность, паранойяльность, педантичность, демонстративность [6].
В результате исследования получены конкретные показатели черт характера респондентов - монгольских студентов - будущих педагогов. Для изучения характерологических особенностей испытуемых использован психологический тест: Характерологический опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека.
Ф
Опросу подверглись 500 респондентов в возрасте от 17 до 23 лет.
Сравнительный анализ данных об особенностях характера монгольских и российских студентов показал, что если у российских студентов в профиле характера более представлены такие черты, как демонстративность и экзальтированность, то у монгольских студентов более выражены эмотивность, возбудимость и педантичность. Результаты исследования представлены на рисунке.
Нас интересовал вопрос: чем обусловлены эти различия в профилях характеров будущих педагогов. Это потребовало изучить некоторые корреляты.
Чем же характеризуется личность демонстративного типа? К. Леонгард выделяет у нее легкость в установлении контактов, стремление к лидерству. Учительская профессия позволяет ей удовлетворять потребность в признании и общении. Высокая приспособляемость к людям вместе с тем сочетается со склонностью к интригам, самоуверенностью, высокими притязаниями и конфликтностью. Способность активно при этом защищаться невротизирует процесс общения между учителем и детьми в школе, а также общение между коллегами. Однако обходительность, артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления и поступков позволяет учителю эффективно решать педагогические задачи. Наряду с этим эгоизм, лицемерие, хвастовство и леность - вторая непривлекательная сторона личности демонстративного типа.
Личности экзальтированного типа свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но открыто не конфликтуют. Учитель с этими чертами характера способен к состраданию и искреннему чувству. Чертами, которые мешают быть ему эффективным воспитателем, являются паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.
Исследование показало, что особенности характера у монгольских и русских студентов несколько различаются. У монгольских студентов в характерологическом профиле ярко представлена эмотивность.
По К. Леонгарду, эмотивные личности очень чувствительны. В содержании их деятельности и поведении доминируют эмоции. Высокая эмоциональная лабильность эмотивных натур проявляется как способность к быстрой смене настроения. Положительные черты характера: тонкость чувств, склонность к состраданию и сочувствию, участливость, альтруизм, желание помочь делом, добросердечие, исполнительность, чувство долга, доброжелательность и тактичность. Однако при сильно выраженной эмотивной акцентуации на первый план в поведении и переживаниях выходят отрицательные черты: крайняя впечатлительность, потребность в особом стиле отношений, всепрощенчество, неумение видеть главное, увязание в деталях [6].
Вместе с тем один из видных исследователей Ц. Бал-хаажав писал о том, что всякий человек может обнаружить и чувствовать довольно спокойный, широкий харак-
тер монголов. Обширная территория дает возможность мыслить дальнозорко, спокойно, не спеша, многократно обдумывая [14]. Монголы уважают друг друга, поддерживают, угощают тем, что у них есть в доме. У них отсутствует чувство зависти. В Монголии бережно относятся к детям. Традиционное монгольское воспитание в семье предполагало опору на дисциплину. Однако дисциплина не была жесткой, родители уважали своих детей, дети же, почитая взрослых, обращались к родителям только на «Вы». Например, пятилетний малыш к своему трехлетнему брату обращается на «ты», а к семилетнему - на «Вы». У монголов национальные черты характера отражены в фольклоре. Например: «Старший брат учит, а младший слушает», «Человек имеет старшего, дэли (шуба) имеет воротник», «Держи строгость снаружи, а чадолюбие внутри» (люби детей сердцем, но внешне не показывай) и т. д. Молодые уважительно относятся не только к старшим по возрасту, но и по статусу и положению.
Тогда почему изначально положительные стороны характера подверглись деформации?
Поведение лиц с возбудимым типом характера, по мнению К. Леонгарда, непредсказуемо. В гневе они могут совершаться поступки, о которых затем выражают сожаление, контроль за поведением у них ослаблен вследствие увлеченности какой-либо мыслью, идеей. Наряду с положительными проявлениями данного типа характера: энергичностью, инициативностью, деловитостью, хозяйственностью, добросовестностью, любовью к детям и животным - им свойственны раздражительность, склонность к гневу, нетерпимость к непослушанию и самостоятельности других, склонность к насилию, безудержность во влечениях. В крайних своих проявлениях, приобретая характеристики этой акцентуации, положительные моменты возбудимого типа характера сглаживаются [6]. Для монголов эти черты выявлены в нашем исследовании. Монголовед Кимуро Аяако (Япония) отмечала, что несколько современных монголов не могут стоять в очереди не из-за недостатка терпения, а из-за лени. Это совпадает с описанием монгольского характера Н. Л. Жуковской. По складу национального характера монголы невозмутимы, терпеливы и немногословны, хотя молодежь ведет себя менее сдержанно. В работе Лувсанчойндана «Отражение монгольских народов» отмечается, что особенностями коренного монгола являются такие качества, как доверчивость, спокойствие. Душа добрая, гнев большой. Настоящее монгольское качество - порывистость, мужественность и воинственность. Монголы бесхитростны и лишены лицемерия. Распространение ламаизма тормозило развитие просвещения, щит и меч героя сменились ламаистской верой. Автор отмечает, что взаимодействие с представителями других народов способствуют изменению характера монголов [15].
Целеустремленность монголов отражена в пословице: «Не терять сказанное в поле, не пускать задуманное по ветру» (то есть быть хозяином своих слов). Особенностью педантичного типа акцентуации является повы-
$
шенная аккуратность, стремление к порядку, пунктуальность. Такие люди основательны, осторожны и серьезны. К работе относятся добросовестно. Свойственные им нерешительность и осторожность затрудняют принятие решений. Прежде чем что-либо сделать, они долго и тщательно все обдумывают, многократно перепроверяют. Педантичные личности чрезвычайно постоянны. В нашем исследовании выявлено значительное различие этой черты характера у российских и монгольских студентов - будущих педагогов. Для монголов эта черта зависит от особенностей их природы, национальных традиций и средств воспитания и др.
Ц. Балхаажав писал, что, поднявшись на вершину горы, монгол увидит новое, переправившись через широкий простор, почувствует еще больше нового, погостив у соседа, узнает о новом [14]. Все это происходит постепенно, приобретенный опыт встраивается в привычный жизненный уклад. Именно в этом заключается честный, дальновидный, прямой характер монголов. Монголы предпочитают не гневаться, не злиться, не спешить, иметь светлый ум, не ошибаться, найти стержень, главную мысль и руководствоваться ею. В Монголии соблюдаются древние традиции: молодежь почитает старших, старшие наставляют молодых, поучают их глубокими по смыслу словами. Для своих поучений и наставлений старшее поколение нередко использует пословицы и поговорки, стихи: «У быстрого зайца помёт на пятках», «Нетерпеливый два раза делает, терпеливый - один раз».
Условный характер национальных форм поведения, в которых обнаруживаются национально-психологические особенности личности, становится очевидным при сравнении их у различных народов, что наглядно доказывает проведенное нами исследование.
Полагаем, что это обусловлено той формой учебной деятельности, которая не свойственна данному этносу. Согласно традициям монгол учился непосредственно в той деятельности, к которой его готовили, а не за письменным столом.
Современный мир, система образования, давая огромные возможности для развития, вместе с тем не учитывает этнических особенностей монголов. Это вызывает сильные эмоциональные переживания и психоэмоциональное перенапряжение, что, на наш взгляд, способствует развитию таких акцентуаций характера, как эмо-тивность и возбудимость.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Морозюк С. Н. Саногенная рефлексия, акцентуации характера и эффективность учебной деятельности. - М., 2000. - 267 с.
2. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. - М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1993. - 195 с.
3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М.: Из-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
4. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии.
- 2-е изд. - М.: Просвещение, 1976. - С. 415.
5. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1997.
6. Леонгард К. Акцентуированные личности. - М., 1989.
7. Бизюк А. П. Исследование психологической адаптации лиц, работающих на полярных и высокогорных гидрометеостанциях: (В связи с задачами психопрофилактики и психогигиены): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1979.
- 24 с.
8. Кириллов Л. А. Особенности самосознания лиц с акцентуациями характера: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1992. - 18 с.
9. Епифанцев С. Н. Экспертно-психодиагностиче-ский анализ паранойяльно акцентуированных черт личности современного руководителя: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1996. - 199 с.
10. Моросанова В. И. Акцентуации характера и стиль саморегуляции у студентов // Вопросы психологии. - 1997. - № 6. - С. 31-38.
11. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1998. -656 с.
12. Ахвердова А. А. Личностно-характерологический континуум современного подростка: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1998. - 43 с.
13. Боев И. В. Пограничная аномальная личность. -Ставрополь, 1999. - 362 с.
14. Балхаажав Ц. Монгол хуний сэтгэлзуйн зарим онцлог [Некоторые психологические особенности монгола] // МоадоИса. - 1998. - № 1. - УБ.
15. Лувсанчойндан. Монголын зан айлын ойлбор [Отражение монгольских народов]. - Хох хот, 1981.