Транспорт УДК 631.147 Код ВАК 2.5.11
ОСОБЕННОСТИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
И.И. Голдина1*, Г.А. Иовлев1 1ФГБОУ ВО Уральский ГАУ, Екатеринбург, Россия * e-mail: [email protected]
Аннотация. Сельское хозяйство одна из самых динамично развивающихся отраслей производства в Российской Федерации в последние годы. Продукцию производства животноводства, растениеводства, а также грузы для обеспечения общехозяйственной деятельности необходимо перевозить с учетом специфических особенностей данной отрасли народного хозяйства. Парк техники предприятий сельскохозяйственного комплекса весьма разнообразен, т.к. учитывает характер перевозок: сезонность, физико-химиические свойства, грузоподьемность, способ и сроки перевозок и др. Современная тенденция в развитии транспортных средств для грузоперевозок в сельском хозяйстве - появление новой специализированной техники, способной перевозить грузы сельхозназначения с учетом вышеперечисленных требований.
Ключевые слова: сельское хозяйство, грузы, грузоперевозки, транспортные средства.
FEATURES OF CARGO TRANSPORTATION IN AGRICULTURE
I.I. Goldina1*,G.A. Iovlev1 1 Ural State Agrarian University, Yekaterinburg, Russia *e-mail: [email protected]
Abstract. Agriculture is one of the most dynamically developing industries in the Russian Federation in recent years. Livestock products, crop production, as well as goods for general economic activities must be transported taking into account the specific features of this sector of the national economy. The park of machinery of the enterprises of the agricultural complex is very diverse, because takes into account the nature of transportation: seasonality, physical and chemical properties, carrying capacity, method and timing of transportation, etc. The current trend in the development of vehicles for cargo transportation in agriculture is the emergence of new specialized equipment capable of transporting agricultural goods, taking into account the above requirements.
Keywords: agriculture, cargo, cargo transportation, vehicles.
Постановка проблемы (Introduction)
Отрасли сельского хозяйства: животноводство, растениеводство (полеводство, садоводство, овощеводство) производят сельскохозяйственную продукцию, необходимую для жизнедеятельности человека.
Грузы сельскохозяйственного комплекса:
- для обеспечения общехозяйственной деятельности (строительные материалы - кирпич, цемент, изделия из дерева, асфальт, песок и т.д.; топливо-смазочные материалы (ТСМ); запасные части, оборудование и т.д.);
- для обеспечения производства продукции растениеводства - семена, удобрения (минеральные и органические), средства защиты растений (СЗР), вода для приготовления растворов для опрыскивания посевов и т.д.;
- для обеспечения производства продукции животноводства - подвоз и раздача кормов (концентрированных, сочных, грубых);
- продукция сельскохозяйственного производства: отрасли растениеводства - зерно, картофель, корнеплоды, сенаж, силос, сено; отрасли животноводства - молоко, скот на убой, навоз в навозохранилища, органика и жидкий навоз на поля.
Грузы в сельском хозяйстве классифицируют по различным свойствам: по способу погрузки и разгрузки; по грузоподьемности транспортных средств; времени года перевозок; условиям перевозок; по их физико-механическим свойствам (твердые, жидкие, газообразные, сыпучие и т.д.). Необходимо учитывать, что сельскохозяйственные грузы имеют свойство портиться в силу их животного или растительного происхождения. Способ и сроки перевозок, чаще всего, имеют первостепенное значение [2].
Поэтому грузоперевозки в сельском хозяйстве могут быть внутрихозяйственными и внехозяйственными. Транспортные расходы в себестоимости, произведенной сельхозпродукции, составляют 15-40%.
Методология и методы исследования (Methods)
Существует ряд документов, определяющих требования к перевозкам грузов отрасли сельского хозяйства.
Государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ 17460-72) транспортно-производственные процессы в механизированном сельскохозяйственном производстве устанавливает классификацию, методы расчета и оценки транспортно-производственных процессов в механизированном сельскохозяйственном производстве, определяющие: схемы организации, структуру и организационно-технический уровень процессов; технико-эксплуатационные показатели использования, производительность и потребное количество подвижного состава; экономичность использования подвижного состава [1].
При транспортировке грузов, в том числе сельскохозяйственного назначения, установлены требования по соблюдению допустимых весогабаритных параметров транспортными средствами, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом».
Некоторые грузы сельскохозяйственного комплекса относятся к опасным грузам: сено, удобрения. Транспортировка опасных грузов регламентируется в Российской Федерации: Правилами дорожного движения, Правилами перевозки опасных грузов, а также так называемым ДОПОГ - Европейским соглашением о международной перевозке автотранспортом опасных грузов.
На основании теоретических обобщений и исследований практического опыта в статье рассмотрены особенности грузоперевозок в сельском хозяйстве.
Технологии и особенности перевозок грузов сельхозназначения представим в таблице 1. Таблица 1 - Технологии и особенности перевозки грузов сельскохозяйственного назначения.
Грузы Технология перевозок Особенности перевозок
Зерновые - прямые перевозки (бесперевалочные); - перевалочные; - комбинированные; - с использование накопителей. - сезонный характер; - наращивание бортов транспортных средств для максимальной разгрузки бункеров комбайнов; - защитные полога от выдувания.
Сено - в тюках и рулонах; - рассыпное. - сезонный характер; - относится к опасным грузам; - спепогрузчики для загрузки в транспортное средство; - надежное закрепление; - транспортировка тракторами с прицепами, КАМАЗом 45144 с прицепом.
Зеленая масса - комбинированный способ вывоза; - раздельный способ вывоза. - сезонный характер; - наращивание бортов для увеличения грузоподъемности; - использование тракторов с прицепами, автомобилей-самосвалов; - для разгрузки применяются специальные средства: сетки, канаты и др.
Корнеплоды (свекла, сахарная свекла и т.д.) - обычный вывоз; - поточный вывоз; - перевалочный вывоз; - поточно-перевалочный вывоз. - сезонный характер; - вывоз и укладка в бурты для отправки на сахарные заводы; - большая потребность в транспорте; - использование транспорта с прицепами; - наращивание бортов.
Клубнеплоды (картофель) - вывоз без сортировки; - вывоз с сортировкой. - сезонный характер; - тракторные, автомобильные, смешанные перевозки в мешках или насыпью.
Удобрения Способы перевозки: тарный, бестарный. - относится к опасным грузам; - крытые кузова и прицепы от попадания влаги; - упаковка из полимеров или плотной бумаги; - специальные цистерны; - наличие знаков опасности; - наличие разрешительных документов на перевозки.
Навоз Перемещение с помощью: - тракторные тележки; - пневматические и скреперные установки. Внесение: прямоточное, перезагрузочное, перевалочное. - оборудование накопителя или навозохранилища; - оборудование пневматических или скреперных установок; -насосных станций; - транспортеров; - самосплавных систем.
Как видно из таблицы основными транспортными средствами для транспортировки грузов сельскохозяйственного комплекса применяют тракторы с прицепами, грузовые автомобили-самосвалы, специальную технику: погрузчики, цистерны. С течением времени транспорт совершенствуется, модифицируется, появляются новое оборудование и специальная техника, для выполнения той или иной операции, способствующей эффективной, безопасной, экономичной перевозке сельскохозяйственных грузов.
Проследим историю развития транспортного средства, используемого в сельском хозяйстве, на базе ГАЗ.
Таблица 2 - Сравнительные характеристики
Параметры ГАЗ-93А (Б) ГАЗ-53Б ГАЗ-САЗ-3507 ГАЗ Next
Мощность двигателя 75 л.с. 82 л.с. 120-136 л.с. 104-150 л.с.
Грузоподъемность 2,4/2.25т 4т 4,325т 5,0/4,7т; 6,2 т; 11,9т
Объем кузова 1,65 м3 5,2 м3 5 м3 11,5м3; 13,5 м3
Использование в качестве Самосвал для всех с\х грузов Самосвал для всех с\х грузов Ассенизатор Бензовоз молоковоз Самосвал для всех с\х грузов Зерновоз Силос Навоз Песок щебень Продукция растениеводства, Минеральные удобрения, Специализированное оборудование - генераторы, сеялки, компоненты плугов и деталей к сложной технике.
Приведем сравнение по развитию тракторных транспортных агрегатов.
Таблица 3 - Сравнительные характеристики тракторных агрегатов
Параметры МТЗ-52 + прицеп 2ПТС-4 Беларус 923.3 + прицеп 2ПТС-6 Беларус 2022 + прицеп 3ПТС-9
Мощность 55 л.с. 70 л.с. 212, 238 л.с.
Тяговый класс 1,4 1,4 4
трактора
Допустимая нагрузка 4 т 6 т 9 т
прицепа
Назначение прицепа Для транспортировки Для транспортировки Для перевозки
насыпных, жидких или сельскохозяйственных грузов, различных грузов по
штучных грузов. зерна, корнеплодов, органических удобрений, строительных материалов и других сыпучих грузов с объемной массой 0,8-1,6 т/куб.м; для перевозки различных грузов с малой объемной массой (силос, сенаж, зеленая масса, хлопок и т.д.). всем видам дорог и в полевых условиях.
Подобные изменения в сторону увеличения мощности двигателя, грузоподьемности, развития эксплуатационных свойств происходят и с грузовой техникой, примером может стать развитие
автомобиля КАМАЗ. К специальной технике для перевозки грузов сельскохозяйственного назначения относят грузовые автомобили ГАЗ «Ермак». На этот автомобиль легко устанавливают любые надстройки. Базовый набор включает в себя: цистерны для воды и молока, кран-манипулятор, кузова для перевозки комбикормов, кузова для доставки минеральных и органических удобрений, семенных зерновых материалов [3].
Сравнительные данные наглядно говорят о том, что в одной из самых развивающихся отраслей экономики страны - сельском хозяйстве, появляются современные универсальные транспортные средства, способные перевозить различные грузы и обслуживать как крупные производства, так и небольшие фермерские хозяйства.
Автомобиль-самосвал КАМАЗ-4528-01 предназначен для погрузки и перевозки больших объемов легковесных грузов (сено, силос, солома). Автомобиль оборудуется легкосъемными сетчатыми надставными бортами. Самосвал способен за раз перевозить до 14,5 тонны груза, передвигаясь по магистралям, которые рассчитаны на автотранспорт с осевой нагрузкой до 98 кН (рис.1)
Рисунок 1 - Автомобиль-самосвал КАМАЗ-4528-01
Для перевозки крупногабаритных сельскохозяйственных грузов с малой объёмной массой применяют специальные прицепы-платформы: платформа для транспортировки кормов (ПТК-10) (рис.2); полуприцеп рулоноперевозчик (ПР-9); полуприцеп тракторный специальный (ПТС-36) (рис.2, 3).
Рисунок-2 - Полуприцеп тракторный ТП-10
Рисунок 4 - Перегрузчик зерна 5 - Перегрузчик зерна БП-22/28
На службе у сельхозтоваропроизводителей появились перегрузчики зерна, которые позволяют: увеличить производительность зерноуборочных комбайнов до 30% за счет их бесперебойной работы; уменьшить количество техники; сократить затраты на ремонт и техобслуживание техники; взвешивать зерно на поле с выдачей чека или передачей данных по GPS на компьютер оператора; эффективно использовать рабочее время персонала (рис.4, 5).
На рисунке 6 представлен современный кормовоз для перевозки кормов, на рисунке 7 - цистерна для перевозки жидких удобрений и ядохимикатов.
Рисунок 6 - Кормовоз Pezzaioli SCT63L для обеспечения подвоза кормов (концентрированных,
сочных, грубых)
Рисунок 7 - ВТА 20 / ВТА 23 Гарант прицепные 3-х осные транспортные цистерны для перевозки жидких удобрений и ядохимикатов
Специальную технику для перевозки грузов сельскохозяйственного назначения отличает ее специфическое назначение, которое учитывает физико-механические свойства груза (наливные, жидкие, твердые); условия перевозки (температурный режим, санитарные условия); скорость и периодичность (скоропортящаяся продукция) [4,5].
Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion)
Таким образом, можно отметить следующие особенности грузоперевозок в сельском хозяйстве:
- сезонный характер объема грузоперевозок продукции;
- сезонные колебания в потребности технических средств для перевозок;
- необходимость в привлечении техники сторонних организаций во время уборочных работ;
- сложные дорожные условия и расстояния перемещения грузов;
- перевозки с учетом срочности и периодичности скоропортящейся продукции;
- использование современной специальной техники (погрузчики, цистерны, холодильные установки и т.д.);
- некоторые грузы относятся к опасным грузам;
- строгое соблюдение норм и законодательных актов, учитывающих особенности грузоперевозок в сельском хозяйстве.
Список литературы:
1. ГОСТ 17460-72 транспортно-производственные процессы в механизированном сельскохозяйственном производстве https://docs.cntd.ru/document/1200012274
2. Организация транспортных процессов в АПК: краткий курс лекций для студентов I курса направления подготовки 110800.68 «Агроинженерия»/ С.А.Макаров // ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ».
- Саратов, 2014. - 50 с.
3. Асадуллин Н.М. Современные проблемы использования грузового автотранспорта в сельском хозяйстве// Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2019. Т. 14. № 4-2 (56). С. 44-48.
4. Большаков, Н. А. Повышение эффективности сельскохозяйственных перевозок / Н. А. Большаков, О. Н. Дидманидзе // Международный технико-экономический журнал. - 2021. - № 3. - С. 104-111. - DOI 10.34286/1995-4646-2021-78-3-104-111. - EDN JTFCDU.
5. Иовлев, Г. А. Развитие отечественного рынка транспортно-технологических машин для агропромышленного комплекса / Г. А. Иовлев, И. И. Голдина // Аграрный вестник Урала. - 2015. - № 1(131). - С. 55-59. - EDN TYCXNN.
Referenœs:
1. GOST 17460-72 transport and production processes in mechanized agricultural production https://docs.cntd.ru/document/1200012274
2. Organization of transport processes in the agro-industrial complex: a short course of lectures for students of the first year of training 110800.68 "Agroengineering" / S.A. Makarov // FGBOU VPO "Saratov State Agrarian University". - Saratov, 2014. - 50 p.
3. Asadullin N.M. Modern problems of the use of trucks in agriculture// Bulletin of the Kazan State Agrarian University. 2019. V. 14. No. 4-2 (56). pp. 44-48.
4. Bolshakov, N. A., Didmanidze, O. N. Improving the efficiency of agricultural transportation / N. A. Bolshakov, O. N. Didmanidze // International technical and economic journal. - 2021. - No. 3. - P. 104-111. - DOI 10.34286/1995-4646-2021-78-3-104-111. - EDN JTFCDU.
5. Iovlev, G. A. Development of the domestic market of transport and technological machines for the agro-industrial complex / G. A. Iovlev, I. I. Goldina // Agrarian Bulletin of the Urals. - 2015. - No. 1 (131). - S. 55-59.
- EDN TYCXNN.