Научная статья на тему 'Особенности графической экспрессии у подростков с легкой степенью умственной отсталости'

Особенности графической экспрессии у подростков с легкой степенью умственной отсталости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
447
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКИЙ ТЕСТ "ЗВЕЗДЫ И ВОЛНЫ" / ГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПРЕССИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЭКСПРЕССИЯ / ГОЛОС / ЛЕГКАЯ СТЕПЕНЬ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ / GRAPHIC TEST «STARS AND WAVES» / A GRAPHICAL EXPRESSION / EMOTIONAL EXPRESSION / VOICE / LIGHT DEGREE OF MENTAL CHALLENGED

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плешакова М. В., Нугаева О. Г.

В статье представлены результаты применения графического теста «Звезды и волны» в изучении психологических особенностей подростков с умственной отсталостью. Рассматриваются особенности графической экспрессии, характерные для подростков с умственной отсталостью в сравнении с нормой развития. Показаны взаимосвязи некоторых параметров графической экспрессии с уровнем адекватного восприятия эмоциональной экспрессии по голосу у подростков с умственной отсталостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF GRAPHIC EXPRESSION IN ADOLESCENTS WITH MILD DEGREES OF MENTAL CHALLENGED

This article presents the results of applying the graphics test «Stars and waves» in the study of psychological characteristics of adolescents with mental challenged. The peculiarities of graphical expression characteristic of adolescents with mental challenged in comparison with normal development. Showing the relationship of some graphics parameters with the expression level of adequate perception of emotional expression to the voice of adolescents with mental challenged.

Текст научной работы на тему «Особенности графической экспрессии у подростков с легкой степенью умственной отсталости»

зом: изучение направленности, интересов, черт личности; изу- чения психологической атмосферы в коллективе, методика

чение психических процессов (память, внимание, восприятие рефлексивного отчета.

и др.); изучение творческих способностей; изучение эмоцио- В ходе процессуальной диагностики может использоваться

нально-волевой сферы, эмоциональной устойчивости; иссле- комплекс методик: изучение и анализ документов (локальные

дование личности в системе социальных отношений, положе- нормативные документы, регламентирующие деятельность

ние в коллективе; оценивание общей осведомленности, про- музеев детского дома, программы деятельности музеев), на-

фессиональных знаний, навыков. Базовый блок индивидуаль- блюдение, опросные методы. Осуществляя диагностику в рамной диагностики воспитанников могут составить методики: ках мониторинговой программы, необходимо конкретизировать

методика изучения эмоционального отношения к моральным и дифференцировать методики с учетом возрастных особенно-

нормам (Т.А. Урутаева, Ю.А. Афонькина);методика изучения стей воспитанников, направленности и степени активности их

самосознания (И.В. Валитова); методика «Рассуждение о жиз- участия в реализации программ музейной деятельности.

ненном опыте» (Н.Е Щуркова); методика изучения коммуника- Значимость осуществления мониторинговых мероприятий

тивных и организаторских способностей (Р. Каверина); тест заключается: во-первых, в теоретическом осмыслении и систе-

«Поведение в конфликтных ситуациях» (Томас); опросник диаг- матизации опыта музейной деятельности в образовательном

ностики волевых качеств личности (М.В. Чумаков) [10; 11]. Пси- учреждении для детей-сирот с учетом специфики условий, за-

холого-педагогическая и инновационная компетентность педа- дач данного учреждения и контингента воспитанников; во-

гогов может быть изучена с помощью следующих методик: ме- вторых, в возможности корректировки модели гражданского

тодика оценки коммуникативных способностей, методика само- воспитания, что позволит перейти от относительно автономной

контроля педагогических воздействий, методика оценки уровня деятельности отдельных музеев к созданию музейного ком-

педагогического мастерства, методика изучения мотивов уча- плекса, который в перспективе станет центром воспитательной

стия педагогов в инновационной деятельности, методика изу- деятельности детского дома.

Библиографический список

1.Горб, В.Г. Педагогический мониторинг как система научно-обоснованного слежения за ходом образовательного процесса в Высшей школе

МВД: дисс.....канд. пед. наук- Екатеринбург, 1997.

2.Деркач, А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований.- М.,1999.

3.Силина, С.Н. Новые технологии и программы. Реализация технологии педагогического мониторинга в процессе подготовки детей к школьному обучению [Э/р]. - Р/д: //http://method.altai.rcde.ru

4.Осадчая, Г.И. Социология социальной сферы. - М.,2003.

5. Радугин, А.А. Социология: курс лекций / А.А. Радугин, К.А.Радугин. - М., 1999.

6.Михайлова, С.И. Эффективность социального обслуживания / С.И. Михайлова, Т.В. Черпухина. - Вологда, 2008.

7.Ступич, М.А.Гражданское воспитание старшеклассников как направление деятельности классного руководителя: автореф. дисс.канд. пед.

наук.- М., 2010.

8.Никитина, Л.Е. Социальная педагогика: учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2003.

9.Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе: учебное пособие / Е.И. Холостова.- 2-е изд.- М., 2009.

10.Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина. - М., 2001.

11.Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика. - М.: педагогика, 1991.

Bibliography

1.Gorb, V.G. Pedagogicheskiyj monitoring kak sistema nauchno-obosnovannogo slezheniya za khodom obrazovateljnogo processa v Vihssheyj shkole

MVD: diss.....kand. ped. nauk- Ekaterinburg, 1997.

2.Derkach, A.A. Metodologo-prikladnihe osnovih akmeologicheskikh issledovaniyj.- M.,1999.

3.Silina, S.N. Novihe tekhnologii i programmih. Realizaciya tekhnologii pedagogicheskogo monitoringa v processe podgotovki deteyj k shkoljnomu obu-cheniyu [Eh/r]. - R/d: //http://method.altai.rcde.ru

4.Osadchaya, G.I. Sociologiya socialjnoyj sferih. - M.,2003.

5. Radugin, A.A. Sociologiya: kurs lekciyj / A.A. Radugin, K.A.Radugin. - M., 1999.

6.Mikhayjlova, S.I. Ehffektivnostj socialjnogo obsluzhivaniya / S.I. Mikhayjlova, T.V. Cherpukhina. - Vologda, 2008.

7.Stupich, M.A.Grazhdanskoe vospitanie starsheklassnikov kak napravlenie deyateljnosti klassnogo rukovoditelya: avtoref. diss.kand. ped. nauk.- M.,

2010.

8.Nikitina, L.E. Socialjnaya pedagogika: uchebnoe posobie dlya vuzov. - M.: Akademicheskiyj proekt, 2003.

9.Kholostova, E.I. Professionalizm v socialjnoyj rabote: uchebnoe posobie / E.I. Kholostova.- 2-e izd.- M., 2009.

10.Sheptenko, P.A. Metodika i tekhnologiya rabotih socialjnogo pedagoga: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ped. zavedeniyj / P.A. Sheptenko, G.A. Voronina. - M., 2001.

11.Ingenkamp, K. Pedagogicheskaya diagnostika. - M.: pedagogika, 1991.

Статья поступила в редакцию 30.09.11

УДК 159.9.07

Pleshakova, M.V., Nugaeva, O.G. PECULIARITIES OF GRAPHIC EXPRESSION IN ADOLESCENTS WITH MILD DEGREES OF MENTAL CHALLENGED. This article presents the results of applying the graphics test «Stars and waves» in the study of psychological characteristics of adolescents with mental challenged. The peculiarities of graphical expression characteristic of adolescents with mental challenged in comparison with normal development. Showing the relationship of some graphics parameters with the expression level of adequate perception of emotional expression to the voice of adolescents with mental challenged.

Key words: graphic test «Stars and waves», a graphical expression, emotional expression, voice, light degree of mental challenged.

М.В. Плешакова, логопед ГБУЗ НСО «НОДКПНД», г. Новосибирск, E-mail: mariya-pleshakova@mail.ru;

О.Г. Нугаева, канд. психол. наук, проф. каф. специальной педагогики и специальной психологии УрГПУ, г. Екатеринбург, E-mail: nugaolga@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

В статье представлены результаты применения графического теста «Звезды и волны» в изучении психологических особенностей подростков с умственной отсталостью. Рассматриваются особенности графической экспрессии, характерные для подростков с умственной отсталостью в сравнении с нормой развития. Показаны взаимосвязи некоторых параметров

графической экспрессии с уровнем адекватного восприятия эмоциональной экспрессии по голосу у подростков с умственной отсталостью.

Ключевые слова: графический тест «Звезды и волны», графическая экспрессия, эмоциональная экспрессия, голос, легкая степень умственной отсталости.

Использование невербальных методов в психологопедагогической диагностике в основном связывают с первичным обследованием, позволяющим выявить «проблемных» детей в целях отбора в специальные (коррекционные) школы и их дальнейшего комплексного изучения, с дифференциальной диагностикой [1]. К невербальным методам относятся графические рисуночные тесты. Распространенной сферой применения графического метода в дефектологии является диагностика интеллекта (тест «Человек»), а сам метод, по мнению С.С. Степанова [2], А.Н. Орловой [3], должен быть определен как дополнительный компонент в комплексном психологическом обследовании ребенка.

Среди графических рисуночных тестов выделяется тест «Звезды и волны» У. Аве-Лаллемант [4]. Данный тест позволяет оценивать умственное развитие ребенка, т.е. используется как тест достижений. Другой особенностью теста «Звезды и волны» является его применение в качестве личностного теста, поскольку он имеет отношение к графическим и проективным тестам и опирается на методы анализа графической экспрессии и интерпретации содержания рисунка. Со стороны графической экспрессии посредством оценки стилевых, пространственных, штриховых, особенностей рисунка можно раскрыть черты характера человека, выявить его установки. С точки зрение проекции, тест «Звезды и волны» показывает, как человек отображает опыт своего отношения к миру, опыт восприятия окружающей действительности.

В настоящем исследовании использование графического метода связано с определением форм экспрессивного выражения, реализуемых посредством графической экспрессии, у подростков с легкой степенью умственной отсталости. В статье представлена часть материалов экспериментального исследования особенностей восприятия и понимания эмоциональной экспрессии по голосу у подростков с легкой степенью умственной отсталости.

Исследование особенностей восприятия и понимания эмоциональной экспрессии по голосу у подростков с умственной отсталостью имеет большое теоретическое и прикладное значение. Первое заключается в воссоздании целостной картины эмоционального взаимодействия подростков с умственной отсталостью с окружающей средой. Прикладное значение связано с созданием оптимальных условий для адаптации подростков с умственной отсталостью в обществе и поиском новых форм подготовки к межличностным отношениям.

1СО> - 11 ■: 1СО< :|........

: мхи [ [

: 1СО< [ I

•: мхи [ | ....::л ..........

„■ мхи |. шя д!\.„................I а

способы решения темы рисунка

I ПУО «ПР ОНР

Рис. 1. Межгрупповой сравнительный профиль предпочтений в способе решения темы рисунка «Звезды и волны»

Обобщение теоретических исследований позволяет отметить важность адекватного восприятия и понимания эмоциональной экспрессии человека, состоящее во взаимосвязи между адекватным отражением эмоциональной составляющей окружающего мира и взаимоотношениями человека с другими людьми [5; 6]. Установлено, что адекватность восприятия и понимания эмоциональной экспрессии по голосу связана с такими личностными особенностями как эмоциональность (сенситивность), тревожность, эмоциональный интеллект, эмпатия [7; 8]. Исследования по данной проблеме с применением графического рисуночного теста ранее не проводились. Попытка расширить представления об особенностях восприятия и понимания эмоциональной экспрессии по голосу и их взаимосвязях с графической экспрессией у умственно отсталых является одной из задач данной работы.

Целью работы явилось выделение особенностей графической экспрессии у подростков с легкой степенью умственной отсталости при помощи графического теста «Звезды и волны» и сравнение с подростками с нормой развития и подростками с психическими расстройствами, а также установление корреляций между параметрами графической экспрессии и уровнем адекватного восприятия и понимания эмоциональной экспрессии по голосу.

В исследовании приняли участие подростки в возрасте от 12 до 16 лет: 30 подростков с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10 шифр болезни Р 70.0), 30 подростков с психическими расстройствами (Р 07.8) и 30 подростков с нормой развития. Группы обозначены соответственно: УО, ПР и НР.

Анализ особенностей графической стороны выполнения рисунка «Звезды и волны» («ЗВ») проводился по следующим критериям: способ решения заданной темы, структура пространства, пространственная символика.

На рис. 1 представлен профиль предпочтений экспериментальных групп в способах решения темы рисунка (по горизонтали: способы решения: «1» - предметный, «2» - образный, «3» -смысловой, «4» - формалистский, «5» - эмоциональный; по вертикали: количество человек в процентах, выбирающих соответствующий способ решения темы рисунка).

Предметный способ решения темы «Звезды и волны» в группе УО встречается чаще по сравнению с группами ПР и НР (по критерию ф-угловое преобразование Фишера: ф=1,92 при p<0,05). Предметный способ в рисунках группы УО встречается у 14 подростков (46,6 %), в группе ПР - у 7 подростков (23,3 %), в группе НР - у 5 подростков (16,6 %).

У. Аве-Лаллемант [4] придает предметному способу решения следующее значение: конкретное изображение фактического материала «звезды» и «волны», что характеризуется отсутствием образности, целостности, гармоничности изображения, переживаний автора рисунка на заданную тему.

Анализ рисунков в группе УО показал на примитивность, шаблонность, схематичность изображения волн и звезд, буквальную констатацию инструкции теста без чувственного, эмоционального привнесения в рисунок своих переживаний образа воды и звездного неба, отсутствие деталей. Выделенные особенности отражают специфику рисунка при умственной отсталости.

Особенности изобразительной деятельности детей с умственной отсталостью изучались достаточно широко. Эти результаты отражены в работах О.П. Гаврилушкиной [9], Т. Н. Головиной [10], И.А. Грошенкова [11] и др. Исследования А.Л. Венгер [12], И.А. Грошенкова [11], М.С. Певзнер [13] показывают, что для умственно отсталых характерен рисунок на уровне, типичном для детей дошкольного возраста, т.е. на уровне схемы. Уровень развития изобразительной деятельности умственно отсталых в основном не зависит от возраста. Усвоенные графические шаблоны фиксируются и в дальнейшем воссоздаются почти без видоизменений, поэтому рисункам присуща шаблонность изображения.

Образный способ решения темы рисунка, отмеченный у 43,3 % (13 человек) подростков группы УО, свидетельствует в пользу не только хорошего понимания умственно отсталыми инструкции теста, но и о способности к чувственному исполнению, эмоциональной заинтересованности в рисовании, развитии сюжетности, и достаточной для этого образности, воображения. Как отмечает У. Аве-Лаллемант [4], образный способ в рисунках умственно отсталых дает возможность предположить о хорошем психическом потенциале, что подразумевает в данном контексте силу духа рисующего, а не его интеллектуальные достижения.

В отличие от предметного способа, образный способ решения темы рисунка характеризуется целостностью изображения звездного неба над волнами моря, пространственной организацией элементов, красочными дополнениями. Рисующий испытывает определенные чувства по поводу заданной темы, в результате чего возникает определенный образ звезд и волн,

придумываются разнообразные красочные элементы. По частоте использования образного способа решения темы рисунка «ЗВ» значимых отличий между группами УО, НР и ПР не обнаружено. Образный способ в рисунках встречается у 15 подростков (50,0 %) в группе ПР и у 15 подростков (50,5 %), группы НР.

Эмоциональный способ решения темы рисунка встречается у 3 подростков (10 %) группы УО, у 6 человек (20 %) группы ПР, у 8 подростков (26,6 %) группы НР. Группа НР и ПР превышают группу УО по частоте эмоционального способа решения темы рисунка (ф=1,704, при р<0,05).

У. Аве-Лаллемант [4] отмечает в эмоциональном способе решении особую атмосферу в рисунке, присутствие настроения, модальность переживаний. В отличие от образного решения в данном исполнении не так важны предметы и детали. Данный способ раскрывает чувственную впечатлительность рисующего, его фокусирование на чувствах. То, что у 10 % подростков группы УО в рисунках присутствует эмоциональный способ решения, говорит о сохранности эмоциональной сферы, способности на простом уровне выразить свое настроение, чувства. На сохранность эмоциональной сферы у детей и подростков с легкой степенью умственной отсталостью указывают В. И. Лубовский [1], М. С. Певзнер [13] и др. С другой стороны, столь низкий процент в группе УО по данному признаку обусловлен в целом недоразвитием эмоциональной сферы подростков: отмечается бедность, скудность, элементарность экспрессивного выражения; значительные трудности в выражении своего эмоционального состояния, настроения по отношению к теме рисунка.

По признаку «смысловой» и «формалистский» способы решения темы рисунка межгрупповые различия не были установлены по причине не применимости критерия ф Фишера в связи с отсутствием данных признаков в рисунках группы УО.

Анализ пространственного структурирования рисунков проводился по следующим категориям: гармоничность, равномерность, правильность, дисгармоничность. В рис. 2 представлено распределение трех групп в соответствии с категориями пространственного структурирования (по горизонтали: Г - гармоничность, Р - равномерность, П - правильность, Д - дисгармоничность; по вертикали - процент подростков в группе, в рисунках которых представлена соответствующая категория пространственного структурирования).

Рис. 2. Распределение экспериментальных групп в соответствии с категориями пространственного структурирования рисунков

В рисунках группы УО чаще встречается «правильность» (33 %) и «дисгармоничность» (30,0 %) пространственного структурирования. По признаку «дисгармоничность» получены значимые различия между группами УО и НР (р<0,01), а между группами УО и ПР таких различий не обнаружено. По признаку «правильность» межгрупповые различия не могут быть установлены по причине не применимости критерия ф Фишера в связи с отсутствием данного признака в рисунках группы ПР.

Согласно У. Аве-Лаллемант [4], дисгармоничность определяется в явных нарушениях пропорций между элементами рисунка. А.Л. Венгер [12], Д. Дилео [14], Л.Д. Лебедева, Ю.В. Ни-конорова [15] описывают в проективных рисуночных тестах аналогичные признаки дисгармоничности рисунка, проявляющиеся в нарушении пропорции, искажении формы, ассиметрии. Такие специфические пространственные нарушения характерны для лиц с органическим поражением центральной нервной

системы. По данным Л. Пожар [16], указанные нарушения свойственны при умственной отсталости, задержке психического развития, поведенческих нарушениях, связанных с органическим поражением головного мозга (например, импульсивность, гиперактивность, асоциальное поведение). У. Аве-Лаллемант [4] усматривает в «дисгармоничности» признаки интеллектуальных или психических нарушений.

Другой причиной проявления дисгармоничности структуры пространства в рисунке являются проявление негативизма, протестные формы поведения, характерные в период подросткового кризиса, в период юношеского отрицания установленных правил и порядка [4; 12].

Рисунок с правильностью пространственного структурирования У. Аве-Лаллемант [4] сравнивает с правильным школьным почерком, т.е. рисующий человек следует образцу, образцу оформления рисунка. В этом случае можно усматривать шаблонность, трафаретность в изображении чего-либо. Данная особенность характерна для рисунков умственно отсталых [2; 11; 12], и она выявлена в нашем исследовании.

Среди принципов построения структуры пространства рисунка следует обратить внимание на признак «гармоничность». Гармоничность или пропорциональность пространства выглядит как органично развивающееся в природе явление или субстанция. Впечатление органичности изображения появляется тогда, когда вдохновение художника исходит из глубины его души, его внутреннего мира. Поэтому внутреннее спокойствие, духовное единство и равновесие, внутренняя гармония зачастую делают художественные произведения органичными, гармоничными. У.Аве-Лаллемант [4] интерпретирует гармоничность структуры пространства рисунка «ЗВ» как душевную

уравновешенность у рисующего на момент тестирования, либо в данный жизненный отрезок времени, либо в рамках конституциональной особенности личности.

Сравнительный анализ показал на отсутствие различий между тремя группами по признаку «гармоничность». В рисунках группы УО данный признак встречается у 20,0% подростков.

Результаты анализа рисунков со стороны проективного содержания пространственной организации рисунка (пространственная символика) представлены в таблице 1.

Среди преобладающих видов пространственной символики в группе УО отмечается признак «доминирование звезд» и «середина свободна». Пространственное доминирование звезд в рисунке связывают с преобладанием духовной, ментальной, интеллектуальной сферы [4]. В группе УО «доминирование звезд» встречается в 76,6 % случаев, в группе ПР - 33,3 %, в группе НР в 23,3 % случаев (ф*=3,48, при р<0,01). Такое соотношение говорит не в пользу преобладания умственных способностей подростков группы УО. Доминирование звездного неба в рисунках у подростков с умственной отсталостью, на наш взгляд, носит актуальный компенсаторный характер, и может говорить об умственной нагрузке в рамках коррекционного обучения.

Признак «середина свободна» встречается в рисунках группы УО у 50 % подростков, в группе ПР - у 20 %, в группе НР - у 10 % подростков (ф*=2,41, р<0,01). Эти цифры подтверждают интерпретацию признака «середина свободна», данную У.Аве-Лаллемант [4], как признака психических нарушений, в том числе умственного и личностного недоразвития, наличие эмоциональных отклонений.

Таблица 1

Анализ пространственной символики в рисунках «Звезды и волны»

Пространственная символика Группы / достоверность различий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УО ПР НР УО-ПР УО-НР ПР-НР

п= % п= % п= %

доминирование волн 2 6,6 11 36,6 9 30,0 р<0,01 р<0,01 -

доминирование звезд 23 76,6 10 33,3 7 23,3 р<0,01 р<0,01 -

середина выделена 3 10,0 7 23,3 14 46,6 - р<0,05 р<0,05

середина свободна 15 50,0 6 20,0 3 10,0 р<0,01 р<0,01 -

центральная звезда 5 16,6 7 23,3 7 23,3 - - -

Наличие промежуточного пространства, отделяющего звезды от волн свободной серединой, говорит о разных причинах, приведших к этому построению изображения. Возможно, такое пространственное расположение связано с предметным способом изображения, когда рисующий человек не передает никаких волнений и чувств к заданной теме. Полученные данные свидетельствуют о том, что предметный способ изображения является наиболее предпочитаемым в группе УО. Таким образом, прослеживается сочетание предметного способа изображения и пространственной символикой «середина свободна», характерное для группы УО. Другой причиной возникающих барьеров между водой и небом, где обе стихии жестко противопоставлены друг другу, является наличие психических проблем у рисующего человека, и являются свидетельством незрелости, инфантильности его личности. По данным У. Аве-Лаллемант [4], в процессе нормального развития наличие свободного пространства между небом и водой характерно для дошкольного и младшего школьного возраста, и постепенно исчезает в подростковом и юношеском возрасте.

Одной из задач исследования являлось выявление взаимосвязей между параметрами графической экспрессии и уровнем адекватного восприятия и понимания эмоциональной экспрессии по голосу, адекватным восприятием эмоций разных модальностей по голосу. Для определения уровня адекватного восприятия и понимания эмоциональной экспрессии по голосу использовалась методика В.П. Морозова [7].

В группе УО выявлена отрицательная значимая корреляция уровня адекватного восприятия и понимания эмоциональной экспрессии по голосу с дисгармоничностью структуры пространства (грЬ= минус 0,441, при р<0,01). В группе НР обнаружена похожая связь, но она не значима (грЬ= минус 0,337, при

р<0,06). Также, по сводным данным обнаружена значимая отрицательная корреляция между уровнем адекватного восприятия и понимания эмоциональной экспрессии по голосу и дисгармоничностью структуры пространства (грЬ= минус 0,292, при р<0,005). Таким образом, прослеживается определенная тенденция в установленной корреляции, свидетельствующая о снижении уровня адекватного восприятия и понимания эмоциональной экспрессии по голосу в случае проявлений негативизма, протестных форм поведения, свидетельства отклонений в психическом развитии.

В группе УО среди установленных единичных значимых отрицательных корреляций между адекватным восприятием отдельных эмоций (радость, нейтрально, страх) по голосу и особенностями графики наиболее весомыми в своей интерпретации являются:

1. корреляция между адекватным восприятием по голосу эмоции «радость», «нейтрально» и пространственной символикой «середина свободна», как признака психических нарушений, в том числе умственного и личностного недоразвития, наличие эмоциональных отклонений. Таким образом, чем чаще у подростков с умственной отсталостью в рисунках проявляется указанная пространственная символика, тем ниже уровень адекватности восприятия по голосу эмоции «радость», как базовой эмоции и эмоции «нейтрально», и наоборот.

2. корреляция между адекватным восприятием эмоции «страх» и характером штриха «жирный», как признака импульсивности поведения. Импульсивность поведения снижает остроту внимания к акустическим дифференциальным особенностям эмоций, в данном случае к эмоции «страх».

3. корреляция между адекватным восприятием эмоции «радость» и способом обработки поверхности рисунка «грубо-

ватая обработка», как признака нервозности и раздражительности. Данные особенности психики способствуют появлению проблем в общении, а снижение адекватности восприятия эмоций по голосу приводят к недопониманию и, как следствие, усиливаются проблемные стороны общения у подростков.

Выявленные особенности графической экспрессии с одной стороны подтверждают некоторые признаки недоразвития изобразительной деятельности подростков с умственной отсталостью, такие как схематичность, примитивность, шаблонность, ассиметрия, диспропорция. С другой стороны, рассмотренные особенности раскрывают возможности теста «Звезды и волны» в оценке не только технической стороны рисунка, позволяющей определить уровень достижений, но и в оценке экспрессивного содержания рисунка, отражающего отдельные личностные характеристики и состояния подростков с умственной отсталоБиблиографический список

стью. Полученные данные позволили разграничить подростков с умственной отсталостью способных в разных стилистических формах выражать свое отношение к теме рисунка, к образу «Звезды и волны», определить типичный характер построения пространственной организации рисунка («дисгармоничность», «правильность»), выявить преобладание в рисунках признаков пространственной символики («доминирование звезд», «середина свободна»). Полученные экспериментальным путем данные свидетельствуют, что на адекватность восприятия и понимания эмоциональной экспрессии по голосу оказывают негативное влияние особенности психики умственно отсталых, обнаруженные при оценке графической экспрессии: эмоциональные отклонения, раздражительность и нервозность, поведенческие реакции в виде негативизма и протеста, импульсивность поведения.

1. Лубовский, В.И. Современное состояние психологической диагностики в дефектологии // Психодиагностика и коррекция детей с нару-

шениями и отклонениями в развитии. - СПб., 2002.

2. Степанов, С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. - М., 1999.

3. Орлова, А.Н. Использование графического метода в скрининг-диагностике психического развития детей старшего дошкольного возрас-

та: автореф. дис. „.канд. псих. наук. - М., 2000.

4. Аве-Лаллемант, У. Графический тест «Звезды и волны». - СПб., 2002.

5. Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком. - М., 1982.

6. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов-на-Дону, 1999.

7. Морозов, В.П. Эмоциональный слух как показатель художественного типа личности // Вопросы вокального образования. - М., 2004.

8. Пашина, А.Х. Особенности эмоциональной сферы в связи с дефицитом общения // Материалы Ломовских чтений. - М., 1991.

9. Гаврилушкина, О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых. - М., 1999.

10. Головина, Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. - М., 1974.

11. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учеб. пособие. - М., 2002.

12. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. - М., 2003.

13. Певзнер, М.С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). - М., 1959.

14. Дилео, Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. - М., 2001.

15. Лебедева, Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии / Л.Д. Лебедева, Ю.В. Никонорова,

Н.А. Тараканова. - СПб., 2006.

16. Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков. - М., 1996.

Bibliography

1. Lubovskiyj, V.I. Sovremennoe sostoyanie psikhologicheskoyj diagnostiki v defektologii // Psikhodiagnostika i korrekciya deteyj s narusheniyami i ot-kloneniyami v razvitii. - SPb., 2002.

2. Stepanov, S.S. Diagnostika intellekta metodom risunochnogo testa. - M., 1999.

3. Orlova, A.N. Ispoljzovanie graficheskogo metoda v skrining-diagnostike psikhicheskogo razvitiya deteyj starshego doshkoljnogo vozrasta: avtoref. dis. ...kand. psikh. nauk. - M., 2000.

4. Ave-Lallemant, U. Graficheskiyj test «Zvezdih i volnih». - SPb., 2002.

5. Bodalev, A.A. Vospriyatie cheloveka chelovekom. - M., 1982.

6. Labunskaya, V.A. Ehkspressiya cheloveka: obthenie i mezhlichnostnoe poznanie. - Rostov-na-Donu, 1999.

7. Morozov, V.P. Ehmocionaljnihyj slukh kak pokazatelj khudozhestvennogo tipa lichnosti // Voprosih vokaljnogo obrazovaniya. - M., 2004.

8. Pashina, A.Kh. Osobennosti ehmocionaljnoyj sferih v svyazi s deficitom obtheniya // Materialih Lomovskikh chteniyj. - M., 1991.

9. Gavrilushkina, O.P. Obuchenie konstruirovaniyu v doshkoljnihkh uchrezhdeniyakh dlya umstvenno otstalihkh. - M., 1999.

10. Golovina, T.N. Izobraziteljnaya deyateljnostj uchathikhsya vspomogateljnoyj shkolih. - M., 1974.

11. Groshenkov, I.A. Izobraziteljnaya deyateljnostj v specialjnoyj (korrekcionnoyj) shkole VIII vida: ucheb. posobie. - M., 2002.

12. Venger, A.L. Psikhologicheskie risunochnihe testih: illyustrirovannoe rukovodstvo. - M., 2003.

13. Pevzner, M.S. Deti-oligofrenih (izuchenie deteyj-oligofrenov v processe ikh vospitaniya i obucheniya). - M., 1959.

14. Dileo, D. Detskiyj risunok: diagnostika i interpretaciya. - M., 2001.

15. Lebedeva, L.D. Ehnciklopediya priznakov i interpretaciyj v proektivnom risovanii i art-terapii / L.D. Lebedeva, Yu.V. Nikonorova, N.A. Tarakanova. -SPb., 2006.

16. Pozhar, L. Psikhologiya anomaljnihkh deteyj i podrostkov. - M., 1996.

Статья поступила в редакцию 30.09.11

УДК 398.1 + 371.036

Scherbakova O.S. MODELING OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN FOLK RECREATION TEAM. The article is devoted to one of the important problems of pedagogy-cultural activities - ethno-cultural education of children and young people’s song traditions. It is revealed the contents of the original model, including: goals, the content of teaching, methodology and technology component of the ethno-cultural education of children and adolescents.

Key words: ethno-cultural education, folklore company, model, principles of organization of ethno-cultural education, methods, forms, tools, technologies, socio-cultural activities.

О.С. Щербакова, доц. АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: olga-uzorie@mail.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО 00С0ИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ООДРОСТКОВ В ДОСУГОВОМ ФОЛЬКЛОРНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Статья посвящена одной из важных проблем педагогики социокультурной деятельности - этнокультурному воспитанию детей и подростков на народно-певческих традициях. В ней раскрывается содержание авторской модели включающий: целевые установки, содержание педагогического процесса, методику и технологическую составляющую этнокультурного воспитания детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.