ОСОБЕННОСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО
РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
© Тимофеев А.В.*
Московский архитектурный институт (государственная академия),
г. Москва
В статье рассматривается эволюция решений градостроительного размещения заводов винодельческой промышленности России на примере производств Краснодарского края. Анализ опыта градостроительного размещения предприятий отрасли направлен на выявление черт, способствующих развитию их планировочной и функциональной структуры, в том числе и по непроизводственному направлению.
Ключевые слова: промышленная архитектура, градостроительное размещение производств, винодельческая промышленность.
Краснодарский край занимает лидирующую позицию по показателям производства вин в России. Развитое виноградарство (60 % общих посадок в РФ) позволило сформировать в крае широкую сеть предприятий винодельческой промышленности. Общее число заводов, ведущих переработку винограда, на текущий момент, составило 36 единиц, с ежегодной потребностью в сырье до 145 тыс. т. Выработка виноматериала в отрасли составляет более 10 млн. дал. в год (из них 2,5 млн. дал. - шампанских вин) [1].
В период с начала 2000-х под воздействием растущего на отечественном рынке спроса на высококачественные вина произошло расширение и техническое перевооружение большинства производств. Модернизация заводов происходит на фоне высоко интереса к отрасли, новых мировых трендов в области винопроизводства и архитектурных решений предприятий.
В обозначенный период в регионе наметилась тенденция строительства новых производств, что позволяет говорить о необходимости рассмотреть особенности градостроительного размещения заводов винодельческой промышленности на его территории.
Рассматривая специфику размещения предприятий в структуре поселений и населенных пунктов, необходимо упомянуть о типах размещения, которые в различные периоды были характерны для промышленных предприятий [2]:
1. Интеграционный (до конца XIX в.);
2. Изоляционный (с конца XIX в. - до конца 1970-1980-х гг.);
3. Дифференциальный (с конца 1970-х гг.).
* Аспирант кафедры Архитектуры промышленных зданий и сооружений.
Использование данных приёмов связано со следующими факторами [3]:
- Расположение (удаленность) относительно сырьевой базы;
- Доступность энергоресурсов;
- Тип транспорта, используемого для доставки сырья и отгрузки готовой продукции;
- Доступность предприятий для персонала (пешеходные связи, общественный транспорт, личный транспорт);
- Зависимость от инженерных коммуникаций;
- Санитарные требования к размещению производств.
Развитие предприятий винодельческой промышленности на территории Краснодарского края хронологически происходило в несколько этапов. В соответствии с ними можно выделить три периода: дореволюционный, советский и современный. Каждому периоду соответствует свой тип и особенности градостроительного размещения предприятий, но исходя из вышеуказанных критериев, их условно можно разделить на 2 типа:
1 тип. Это предприятия, построенные в конце XIX - начале XX вв., и советский период: винзавод Мысхако (1869 г.), завод Абрау-Дюрсо (1870 г.), Туапсинский винзавод (1904 г.) завод шампанских вин в ст. Вышестеблиев-ской (1970 г.). Для этих заводов характерно размещение участков смежно или непосредственно в селитебной зоне (рис. 1). Это связано с уровнем доступности энергоресурсов, возможностью перемещения рабочих только пешком или с использованием гужевого транспорта, уровнем развития инженерной инфраструктуры (более высоком в населенных пунктах). Общей экономической целесообразностью строительства, связанной с доставкой материалов и рабочих на незначительное расстояние.
Рис. 1. Ситуационные схемы размещение заводов 1-го типа
Для построек возводившихся и реконструировавшихся в советский период (завод в ст. Вышестеблиевской, Туапсинский винзавод), характерно использование железнодорожного транспорта, для отгрузки готовой про-
Архитектура
11
дукции. На сегодняшний день этот вид транспортировки утратил свою целесообразность, а, соответственно, и влияние на размещение предприятий отрасли.
Дальнейшее пространственное развитие предприятий 1 -го типа связано с планировочными ограничениями в условиях сложного рельефа местности, а также санитарными нормами (100 и 50 метровой защитными зонами) [3, 4], не позволяющими возводить новые производственные корпуса как следствие близкого расположения к жилой застройке. Формирование архитектуры рассматриваемых заводов возможно по непроизводственному направлению -возведению зданий с общественной функцией (музейной, туристической), способных не только приносить прибыль, но и создать новый облик производственного комплекса.
2 тип. Проекты и постройки, разработанные в период с начала 2000-х: завод марки Шато ле Гранд Восток (2003 г.), завод марки Шато де Толю (проект 2010-2013 гг.). Для данных предприятий характерна ориентация на сырьевую базу, и как следствие расположение в непосредственной близости от виноградников. Это связано с технологией производства, требующей доставки винограда в кратчайшие сроки (в течении 1 часа от начала сбора) (рис. 2). В качестве основного вида транспорта используется автомобильный, как в производстве, так и для отгрузки готовой продукции. Предприятия располагаются на расстоянии не более 2-3-х км от близлежащего населенного пункта, что позволяет персоналу добираться пешком или на велосипедах.
Рис. 2. Ситуационные схемы размещение заводов 2-го типа
Также, необходимо отметить меньшую зависимость предприятий данного типа от инженерных коммуникаций и энергоносителей населенных пунктов (используются автономные, за исключением электросети).
Свободное, от планировочных ограничений и сложившейся застройки в населенных пунктах, размещение заводов открывает широкие возможности для их дальнейшего расширения. Также это открывает большие возможно-
сти для организации туристических мероприятий в условиях предельной близости к природному окружению, в том числе экологического туризма и агротуризма, в условиях сложившегося соседства производства и курортно-рекреационного комплекса.
Одновременно свободное размещение производств открывает перспективы для формирования новых архитектурно-художественных и объемно-планировочных решений. Например, построек, встраиваемых в ландшафт, предприятий использующих новые методы производства вин (например гравитационный), что вполне возможно в условиях горного рельефа; эко устойчивой и энергоэффективной архитектуры, взаимодействующей с природным окружением.
Заключение
Градостроительное размещение - один из важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование архитектурного объекта, в том числе промышленного предприятия. Доказательством тому могут служить вышеописанные типы производств винодельческой отрасли, выявленные на территории Краснодарского края.
Эволюция в области размещения предприятий винодельческой промышленности показывает переход от 1 типа к 2 второму - более актуальному, имеющему перспективы развития, в том числе по непроизводственному направлению, формированию своеобразных архитектурно-художественных решений.
Дальнейшее исследование вопросов размещения предприятий винодельческой отрасли поможет создать оптимальные для региона градостроительные решения, открывающие возможности развития новой промышленной архитектуры на юге России.
Список литературы:
1. Деловая Кубань. Промышленность Краснодарского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.business-kuban.ru.
2. Черкасов Г.Н. Тенденции развития промышленной архитектуры в аспекте социальных требований к содержанию труда: дисс. ... д-ра. арх. наук: 05.23.21 / Черкасов Георгий Николаевич. - М., 1988. - 380 с.
3. Рыгалов В.А. Генеральные планы промышленных предприятий / В.А. Рыгалов, О.П. Метляева, М.Н. Болотова. - М., Стройиздат, 1987. -183 с.
4. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. - М.: Стандартинформ, 2006. -132 с.