Научная статья на тему 'Особенности градостроительного формирования территорий города Выборг вне границ исторического ядра'

Особенности градостроительного формирования территорий города Выборг вне границ исторического ядра Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историческое поселение федерального значения / Выборг / Ленинградская область / территориальное планирование / градостроительное развитие

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — С.И. Лутченко, О.В. Нецветаева

Город Выборг является единственным историческим поселением федерального значения в Ленинградской области, что накладывает ряд ограничений на его градостроительное развитие внутри установленных границ исторического поселения. При этом застройка вне этих границ ведется бессистемно начиная с советского периода и до наших дней. Авторами анализируется эволюция развития территории города, выявляются сложившиеся и перспективные проблемы, а также предлагаются варианты их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности градостроительного формирования территорий города Выборг вне границ исторического ядра»

Особенности градостроительного формирования территорий города Выборг вне границ исторического ядра

1 2 С.И.Лутченко , О.В. Нецветаева

1 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный

университет

2ГКУ «Градостроительное развитие территорий Ленинградской области»

Аннотация: Город Выборг является единственным историческим поселением федерального значения в Ленинградской области, что накладывает ряд ограничений на его градостроительное развитие внутри установленных границ исторического поселения. При этом застройка вне этих границ ведется бессистемно начиная с советского периода и до наших дней. Авторами анализируется эволюция развития территории города, выявляются сложившиеся и перспективные проблемы, а также предлагаются варианты их решения.

Ключевые слова: историческое поселение федерального значения, Выборг, Ленинградская область, территориальное планирование, градостроительное развитие.

Введение

Город Выборг является единственным историческим поселением федерального значения в Ленинградской области и самым привлекательным туристическим центром в границах региона в настоящее время [1]. Ежегодно город посещают около 1,5 млн. туристов, при этом их количество значительно растет в связи с повышением спроса на внутренний туризм [2].

Выборг имеет сложную историю [3], его территория находилась в составе Шведского королевства, Великого княжества Финляндского, Финляндской республики, а в течении 1940-х Выборг и приграничные с ним территории находились попеременно в составе буржуазной Финляндии и Советского Союза, как следствие, каждый из этих периодов оставлял свой отпечаток на градостроительном развитии территории.

История формирования исторической (центральной) части Выборга исследована множеством авторов [4,5,6], тогда как градостроительное формирование территорий вокруг города (ныне районы Петербургский, Промышленный, Кировский, Петровский, Харитоновский, Калининский, Скандинавский, Сайменский) исследовано недостаточно. Также

недостаточно исследовано развитие города в советский период и период Нового времени. При этом именно на данных территориях и в этот период, по мнению авторов статьи, началась потеря идентичности города.

Основная часть

Анализ градостроительной документации Выборга, разработанной в течении XX века, позволяет проследить динамику развития приграничных ему территорий.

Первым значительным планом развития города ХХ века является план 1929 года, выполненный Отто-Иивари Меурманом. Данный план продолжил регулярную структуру плана 1861 года, но охватил значительно большую территорию, показывая перспективное развитие пригородных территорий.

Проектом предусматривалось упорядочивание жилой и общественной застройки в центральной исторической части города на основе уже сформированных кварталов с сохранением ценных зданий, упорядочивались также районы малоэтажной и индивидуальной застройки, расположенные южнее Батарейной горы и территории северных поселков, планом также предлагалось развитие южных прибрежных зон в качестве складских и производственных и реконструкция порта. Генеральным планом предлагался также перенос железной дороги и строительство новых кварталов на освобожденной территории у Анненских укреплений и новая схема улично-дорожной сети, включающая строительство дорог, путепроводов и мостовых переходов, связывающих северные пригородные территории города с центром и с основными дорогами по направлению на Санкт-Петербург. Общественный и деловой центр смещался из Старого города, формируемого бывшей территорией Выборгской крепости, в районы Салакка-Лахти и Репола.

Идеи развития улично-дорожной сети и планировки кварталов, заложенные О. Меурманом, реализовывались вплоть до 1970-х годов.

Градостроительное развитие Выборга было приостановлено в ходе военных действий 1940-х годов. После их окончания Выборг вошел в список 15-ти городов, подлежащих первоочередному восстановлению [7].

В 1947 г. архитекторами Ленинградского отделения "Горстройпректа" В.Н. Талепоровским и Ф.И. Милюковой был подготовлен проект планировки и реконструкции Выборга, главной целью которого являлось восстановление и реконструкция разрушенных территорий города, планирование нового жилого и промышленного строительства.

Послевоенная государственная политика, направленная на типовое проектирование и строительство, позволила в короткие сроки с минимальными затратами восстановить территории Выборга и других советских городов, однако ценой этого стала безликая планировочная и архитектурная среда, стершая индивидуальность и создавшая единый для всех городов внешний облик и силуэт.

При этом нужно отметить, что положительным эффектом такого подхода стал быстрый прирост населения и быстрое восстановление города. В связи с чем для дальнейшего планирования развития его территорий потребовалась подготовка нового генерального плана. Он был подготовлен в 1961-1962 годах коллективом Выборгского филиала института «Ленгипрогор» под руководством архитектора В.Я. Фогеля и утвержден к 1963 году. План был разработан на 20 лет, предполагал рост населения до 80 тыс. человек и основывался на принципах комплексного градостроительного подхода в решении задач размещения различных видов инфраструктуры и четкого функционального зонирования территории.

Генеральным планом предполагалось дальнейшее развитие территорий северных поселков под малоэтажную застройку, развитие жилых и промышленных территорий пос. Калинина. Главным стратегическим

предположением для размещения многоэтажной жилой застройки и объектов обслуживания было формирование двух крупных планировочных районов:

I жилого района, развивающегося на базе существующей застройки исторического ядра города от Замкового острова на севере до Батарейной горы на юге, с формированием нового микрорайона у подножия Батарейной горы на въезде в город из Ленинграда (бывшее название);

II жилого района, включающего в себя четыре микрорайона (Б, В, Г, Д), объединенных районным общественным торговым центром и расположенным к югу от Батарейной горы на территории сохранившееся ветхой деревянной застройки [8].

Генеральным планом был предложен вынос промышленных предприятий из исторической части города, определены территории для дальнейшего развития новых производственных зон за пределами жилой застройки с учетом соблюдения санитарных норм (между пос. Кирова и ст. Лазаревка, а также вблизи ст. Таммисуо).

Проект определил четкую схему движения транспорта и пешеходов и предложил два новых транспортных направления: малый, связывающий группу северных поселков, и большой, перспективное транспортное направление с восточной и северной стороны от городской черты, обходы.

В 1985 году коллективом Выборгского филиала института "Ленгражданпроект" под руководством архитекторов Д.П. Фридлянда и Н.А. Ли был актуализирован план развития Выборга в составе комплексного генерального плана Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года [9]. Он предполагал рост населения Выборга до 90 тыс.человек и развивал ключевые положения плана 1962 года.

В проекте было предложено устройство нового жилого района, для размещения работников градообразующего предприятия - судостроительного завода, в юго-западной части города вблизи Приморского шоссе и самого

завода на полуострове с выходом к берегам Выборгского залива и бухте Закрытой, что могло создать южный морской фасад города.

Помимо этого, проектом предлагались к созданию новые жилые районы в пос. Кирова для размещения населения необходимого для функционирования растущих вблизи промышленных и производственных зон. Генеральный план также предлагал новые промышленные площадки для выноса производственных предприятий транзитного движения грузового автотранспорта из исторической части города.

В составе генерального плана 1985 года были определены основные градостроительные узлы, застройка которых должна была завершить формирование особо важных городских территорий (например, строительство общественного центра в южной части города).

Генеральный план 2009 года подготовлен уже в период действия Градостроительного кодекса РФ, когда государство перестало быть единственным владельцем недвижимости и финансовых ресурсов, появились активные участники градостроительного процесса в качестве отдельных самостоятельных юридических и физических лиц.

Генеральным планом предлагалось два варианта развития территории, оба основывались на проектировании микрорайонного типа застройки, предполагая следующее развитие:

• «Южное» - в сторону Санкт-Петербурга и портов Высоцк и Приморск. Это направление развития много- и среднеэтажной жилой и общественной застройки компактного характера.

• «Северное» - в районе мкрн. Калинина и Раппатила вдоль северного побережья бухты Защитная и залива Новинский. Это направление развития в основном компактной малоэтажной застройки.

• «Северо-восточное» - вдоль южного берега Сайменского канала, залива Новинский и оз. Беличьего. Это направление развития территории рассредоточенной малоэтажной и коттеджной застройки.

• «Юго-восточное» - направление развития промышленной зоны Лазаревская.

При этом Вариант I предполагал включение в границы города Выборга значительно больших территорий относительного Варианта II и их сбалансированное развитие. Вариант II, сохраняя равное с Вариантом I количество планируемого населения на расчетный срок при меньшей площади жилых территорий, закономерно предполагал гораздо более плотную и многоэтажную застройку.

Использование многоэтажного жилищного строительства как основного типа застройки могло изменить исторический облик города, нарушив сложившийся силуэт и повлиять на архитектурно-пространственное восприятие города. В связи с чем решениями администрации муниципального образования «Выборгское городское поселение» по результатам проведенных публичных слушаний и согласованию Градостроительного совета при Комитете по архитектуре и градостроительству Ленинградской области Вариант I признан более благоприятным для развития территории города.

Необходимо отметить, что на настоящий момент большая часть мероприятий по жилищному строительству, предполагаемому генеральным планом 2009 года на настоящий момент не реализована.

В 2010 году были утверждены границы исторического поселения федерального значения и предмет охраны исторического поселения федерального значения города Выборг, что заблокировало строительство внутри утвержденных границ, но не препятствовало развитию за их границами. При этом за последние 14 лет (и более, если вести отсчет от 1991

года) не было проведено комплексной работы по созданию общих для города правил застройки, определяющих требования к градостроительному и архитектурному облику объектов нового строительства как общественной, так и жилой функции.

В связи с чем к типовой застройке советского периода была добавлена безликая с отсутствием каких-либо архитектурно-стилевых характеристик

В 2017 году ООО «Градстройпроект» подготовлен проект актуализации генерального плана города Выборг, который на настоящий момент не утвержден.

Данным проектом в основном предлагается синхронизация действующего землепользования и документа территориального планирования. Из генерального плана исключаются многие мероприятия по развитию северных территорий, территорий к югу от Батарейной горы, территорий вблизи Кировского района, отсутствуют предложения по формированию транспортного каркаса территории.

Заключение

Город Выборг обладает уникальной историей, самобытной архитектурой и стилевыми характеристиками, это застройка средних веков в Старом городе, застройка XVIII в. - времени правления Екатерины II, застройка в стиле национального романтизма и функционализма времен независимой Финляндии.

Анализ документов территориального планирования города Выборг, разработанных в течении XX века и начале XXI века, показывает, что данные документы развивают положения друг друга по принципу преемственности. Положения территориального планирования и развития города, которые тиражируются сейчас, заложены в послевоенные годы в период упадка экономики страны и бурного развития типового домостроения. Данный фактор привел к тому, что уже на протяжении более полувека копируются и

развиваются ошибки или вынужденные неудачные решения, идет развитие города в несвойственном ему масштабе - в масштабе микрорайонной застройки с типовыми проектами, уничтожающими уникальность городской среды, тогда как Выборг до трагических событий первой половины XX века славился уникальной мультинациональной культурой и архитектурой [10, 11], неповторимым колоритом и стилем, гармоничным сочетанием разных архитектурных стилей, гуманной и сомасштабной человеку средой и квартальной структурой застройки.

В связи с вышесказанным, выглядит целесообразным с учетом современной государственной политики создания комфортной городской среды, сохранения аутентичности и культурных особенностей территории, учитывая важную историческую и туристическую функцию города, до начала работ по подготовке проекта актуализации генерального плана города Выборга разработать стратегический план развития города или мастер-план, в котором провести анализ всей градостроительной истории города, анализ реализованных и нереализованных положений данных документов, оценку влияния внешнеполитической среды на экономику, промышленность, торговые связи, туристический комплекс города, на изменение направления и категорий туристов, посещающих город. Несомненно, необходим подробный анализ наслоений культурной среды и архитектурного развития города с разработкой современного аутентичного стиля города, который унаследует как градостроительные, так и архитектурные его традиции. Это позволит сделать привлекательным не только Старый город, но и вдохнуть жизнь в его советские районы, и позволит строить комфортные новые жилые и общественные территории.

После этого возможна работа над проектом изменений в генеральный план города, который узаконит и систематизирует концептуальные

предложения по развитию городской среды, промышленных и рекреационных зон.

Литература

1. Лутченко С.И., Нецветаева О.В. Градостроительное развитие исторических городов Екатерининской эпохи в Ленинградской области на примере городов Луга, Кингисепп и Тихвин // Инженерный вестник Дона, 2024, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2024/9096/.

2. Лутченко С.И. Планировочный и природный каркасы региона, как основа для формирования туристско-рекреационных зон // Инженерный вестник Дона, 2021, №10. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n10y2021/7241/.

3. Большакова Г.И. Выборг советский: из истории становления и развития города в 1940-е годы // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2009. №2. - С. 71-86.

4. Губинская К.Ю. Градостроительные традиции и особенности формирования историко-градостроительного генетического кода г. Выборга в 18-20 столетиях: автореферат дис. канд. арх.: 05.23.20 - Санкт-Петербург, 2018. - 28 с.

5. Мильчик М.И. Этапы градостроительной истории Выборга и библиотека А. Аалто // Градостроительное искусство. Новые материалы и исследования. Вып.1.М.: КомКнига, 2007. - С. 407-419.

6. Фридлянд Д.П. Обзор градостроительного развития Выборга (XIII -первая половина ХХ в.) // Страницы выборгской истории. Сборник статей под ред. С. А. Абдуллиной. 2-я книга. СПб: «Европейский Дом», 2002. - С. 437-445.

7. Большакова Г. И. Советский Выборг и Выборгский район: проблемы становления в 1940—1941 гг.: монография. СПб., 2009. 147 с.

8. Фридлянд Д.П. Застройка Выборга второй половины ХХ в. // Страницы выборгской истории. Сборник статей под ред. С. А. Абдуллиной. 2-я книга. СПб: «Европейский Дом», 2002. - С .683-702.

9. Фридлянд Д.П. Основные положения генерального плана города Выборга // Выборгские памятники. Выступление об исследовании и реставрации. Хельсинки, 1994. - С. 23-28.

10. Krykoff L., Balashov J., Kropova E. Sellainen on Viipuri: Viipuri ja Karjalankannas venalaisin silmin. Viipuri; Pietari; Tallina; Lappeenranta: Polyplan Publishers, 1993. 235 p.

11. Kauppi U.R., Miltsik M. Viipuri. Vanhan Suomen paakaupunki. Helsinki: Suomalaisen Kirjallisuuden Seura. 1993. 200 p.

References

1. Lutchenko S.I., Netsvetaeva O.V. Inzenernyj vestnik Dona, 2024, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2024/9096/.

2. Lutchenko S.I. Inzhenernyj vestnik Dona, 2021, №10. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n10y2021/7241/.

3. Bol'shakova G.I. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Serija «Istorija i filologija». 2009. №2. pp. 71-86.

4. Gubinskaja K.Ju. Gradostroitel'nye tradicii i osobennosti formirovanija istoriko-gradostroitel'nogo geneticheskogo koda g. Vyborga v 18-20 stoletijah [Town-planning traditions and features of the formation of the historical and town-planning genetic code of the city of Vyborg in the 18th-20th centuries]: avtoreferat dis. kand. arh.: 05.23.20. Sankt-Peterburg, 2018. 28 p.

5. Mil'chik M.I. Gradostroitel'noe iskusstvo. Novye materialy i issledovanija. Vyp.1.M.: KomKniga, 2007. pp. 407-419.

6. Fridljand D.P. Stranicy vyborgskoj istorii. Sbornik statej pod red. S. A. Abdullinoj. 2-ja kniga. SPb: «Evropejskij Dom», 2002. pp. 437-445.

M Инженерный вестник Дона, №7 (2024) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n7y2024/9365

7. Bol'shakova G. I. Sovetskij Vyborg i Vyborgskij rajon: problemy stanovlenija v 1940—1941 gg. [Soviet Vyborg and Vyborg region: problems of formation in 1940-1941.]: monografija. SPb., 2009. 147 p.

8. Fridljand D.P. Stranicy vyborgskoj istorii. Sbornik statej pod red. S. A. Abdullinoj. 2-ja kniga. SPb: «Evropejskij Dom», 2002. pp .683-702.

9. Fridljand D.P. Vyborgskie pamjatniki. Vystuplenie ob issledovanii i restavracii. Hel'sinki, 1994. pp. 23-28.

10. Krykoff L., Balashov J., Kropova E. Sellainen on Viipuri: Viipuri ja Karjalankannas venalaisin silmin. Viipuri; Pietari; Tallina; Lappeenranta: Polyplan Publishers, 1993. 235 p.

11. Kauppi U.R., Miltsik M. Viipuri. Vanhan Suomen paakaupunki. Helsinki: Suomalaisen Kirjallisuuden Seura. 1993. 200 p.

Дата поступления: 9.05.2024 Дата публикации: 28.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.