Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / МЫШЛЕНИЕ / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / "ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА" / ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Дробязгина Татьяна Викторовна

В статье рассматривается проблема профессионального развития педагогов дошкольного образования в современных условиях, актуальность повышения компетентности в вопросе развития логического мышления детей дошкольного возраста. Необходимость овладения педагогами умениями и навыками, связанными с развитием логического мышления детей дошкольного возраста обусловлена многими факторами: подготовкой к обучению в школе, сензитивностью периода, значением развития способности к обработке возрастающего потока информации, поступающей из окружающего мира. При определении содержательных характеристик проблемы выделено понятие «готовность педагога» и представлен анализ позиций, относительно данного понятия. Охарактеризовано предметное содержание компонентов готовности педагогов к развитию логического мышления, определены структура, критерии готовности педагогов к развитию логического мышления у детей дошкольного возраста и подобраны методы их оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Дробязгина Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF READINESS OF TEACHERS OF PRESCHOOL ORGANIZATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF LOGICAL THINKING OF PRESCHOOL CHILDREN

The article deals with the problem of professional development of preschool teachers in modern conditions, the relevance of improving competence in the development of logical thinking of preschool children. The need for teachers to master the skills associated with the development of logical thinking of preschool children is due to many factors: preparation for school, the sensitivity of the period, the importance of developing the ability to process the increasing flow of information coming from the surrounding world. When determining the content characteristics of the problem, the concept of "teacher readiness" is highlighted and the analysis of positions relative to this concept is presented. The article describes the subject content of the components of teachers 'readiness to develop logical thinking, defines the structure and criteria of teachers' readiness to develop logical thinking in preschool children, and selects methods for evaluating them.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна и другие ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ...

УДК 373

DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0020

ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 798950 SPIN: 7031-1335 ResearcherlD: A-0000-0000 ORCID: 0000-0002-2308-5188 ScopusID:0000000000

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» ДРОБЯЗГИНА Татьяна Викторовна, бакалавр Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя - Набережная, 6, e-mail: drobTV2014@qmail.com) Аннотация. В статье рассматривается проблема профессионального развития педагогов дошкольного образования в современных условиях, актуальность повышения компетентности в вопросе развития логического мышления детей дошкольного возраста. Необходимость овладения педагогами умениями и навыками, связанными с развитием логического мышления детей дошкольного возраста обусловлена многими факторами: подготовкой к обучению в школе, сензитивностью периода, значением развития способности к обработке возрастающего потока информации, поступающей из окружающего мира. При определении содержательных характеристик проблемы выделено понятие «готовность педагога» и представлен анализ позиций, относительно данного понятия. Охарактеризовано предметное содержание компонентов готовности педагогов к развитию логического мышления, определены структура, критерии готовности педагогов к развитию логического мышления у детей дошкольного возраста и подобраны методы их оценки.

Ключевые слова: дошкольное образование, дети дошкольного возраста, компетентность, профессиональная компетентность педагогов, мышление, логическое мышление, методическое сопровождение, методическая работа, «готовность педагога», личностная готовность, профессиональная готовность.

FEATURES OF READINESS OF TEACHERS OF PRESCHOOL ORGANIZATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF LOGICAL THINKING OF PRESCHOOL CHILDREN

© The Author(s) 2021

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of "Psychology and pedagogy of preschool education» DROBYAZGIN Tatiana Viktorovna, bachelor Irkutsk State University (664053, Russia, Irkutsk, street lower Quay, 6, e-mail: drobTV2014@qmail.com) Abstract. The article deals with the problem of professional development of preschool teachers in modern conditions, the relevance of improving competence in the development of logical thinking of preschool children. The need for teachers to master the skills associated with the development of logical thinking of preschool children is due to many factors: preparation for school, the sensitivity of the period, the importance of developing the ability to process the increasing flow of information coming from the surrounding world. When determining the content characteristics of the problem, the concept of "teacher readiness" is highlighted and the analysis of positions relative to this concept is presented. The article describes the subject content of the components of teachers 'readiness to develop logical thinking, defines the structure and criteria of teachers' readiness to develop logical thinking in preschool children, and selects methods for evaluating them.

Keywords: preschool education, preschool children, competence, professional competence of teachers, thinking, logical thinking, methodological support, methodological work, "teacher readiness", personal readiness, professional readiness.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях модернизации системы дошкольного образования большое внимание уделяется вопросам качества. В связи с этим возникает необходимость более глубокого анализа и изменений системы подготовки педагогов. Для решения профессиональных задач современным педагогам может быть недостаточно их базового образования, поскольку педагогическая деятельность сейчас во многом осложняется контекстом конкретного детского сада, вариативностью программно-методического обеспечения, разнообразием моделей предметно-развивающей среды, способов организации педагогического процесса, методов взаимодействия с субъектами [1-6]. Многие педагоги, как молодые, так и педагоги с большим стажем профессиональной деятельности не в полной мере готовы к качественному выбору содержания, форм, методов построения педагогического процесса, ориентированного на реализацию личност-но-ориентированного взаимодействия.

А.А. Майер[7] указывает, что решение вопросов повышения уровня профессиональной деятельности тесным образом связано с организацией системы методического сопровождения в дошкольной образовательной организации, в рамках которой решаются вопросы под-

готовки педагогов к решению разнообразных педагогических задач.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [8] одним из важнейших принципов является принцип возрастной адекватности дошкольного образования, согласно которому необходимо соблюдать соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.

Е.В. Михеева[9] считает, что старший дошкольный возраст характеризуется тем, что в этот период начинает активно формироваться логическое мышление детей, закладываются его основы, развивается способность к познанию, которая оказывает влияние не только на общее развитие детей старшего дошкольного возраста, но и на их подготовку к обучению в школе.

Шинкарёва Н.А., Зайцева О.Ю. [10] полагают важным вернуться к исходной системе компетенций педагога в области личностно ориентированного взаимодействия как аксиологической детерминанте компетентности педагога.

По мнению ряда исследователей, процесс структуризации логического мышления происходит без внешней стимуляции. Другие исследователи считают, что необходимо целенаправленное педагогическое воз-

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna and others FEATURES OF READINESS OF TEACHERS ..

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

действие, способствующее логическому мышлению. Дискуссионность вопроса целенаправленного развития логического мышления старших дошкольников, тем не менее, не отменяет актуальности поиска путей, методов и средств подготовки педагогов к организации работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

МЕТОДОЛОГИЯ

Проведенный нами анализ проблемы позволил, прежде всего, определить круг ключевых понятий. Методическое сопровождение педагогов дошкольной организации мы представили, как сложную многоуровневую систему, отражающую взаимодействие между участниками образовательного процесса и направленную на повышение уровня компетентности педагогов по вопросам обучения и воспитания детей дошкольного возраста, а также на преодоление затруднений в профессиональной деятельности путем активизации ресурсов педагога в процессе использования различных форм совместной работы.

При рассмотрении системы методического сопровождения мы выделили в ней значимые структурные компоненты, такие, как цель, содержание, формы и методы сопровождения, которые ориентированы на решение конкретных задач. Процесс сопровождения носит поэтапный характер. С точки зрения проблемы развития логического мышления детей дошкольного возраста, систему методического сопровождения мы представили в виде следующих этапов: аналитико-диагностического, проектировочного, этапа реализации и контрольно-оценочного этапа, выделив их сущностные характеристики.

Раскрывая возрастные особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста мы опирались на определение логического мышления, под которым понимали разновидность мышления отражающую способность устанавливать причинно-следственные связи, формулировать суждения и умозаключения. Благодаря развитию логического мышления ребенок способен глубже понимать различные вопросы, познавать объекты и явления окружающего мира. Для того, чтобы качественно осуществлять работу по развитию логического мышления, как мы полагаем, педагоги должны обладать определенным уровнем подготовленности.

Профессиональную готовность педагогов к развитию логического мышления мы рассматривали как сложное структурное образование. Вслед за Т.Н Кузнецовой [11] в структуре готовности мы выделили два блока: блок личностной готовности и блок профессиональной готовности.

Предметное содержание каждого блока мы определили следующее.

В блоке личностной готовности педагогов мы обозначили личностно-профессиональные качества, которые необходимы для оптимального взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, такие как: коммуникабельность, педагогическая рефлексия, творческий потенциал.

В профессиональную готовность мы включили знания педагогов по вопросу развития логического мышления детей дошкольного возраста и совокупность профессиональных умений, связанных с использованием разных методов и приёмов, адекватных возрасту детей по развитию логического мышления, связанных с проектированием образовательного процесса, определением форм взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, оценкой качества профессиональной деятельности.

Опираясь на выделенные блоки готовности педагогов к развитию логического мышления детей дошкольного возраста мы определили критерии и подобрали методики диагностики. Личностную готовность, показателями которые выступали коммуникативная компетентность, педагогическая рефлексия и способность к творчеству,

мы оценивали с помощью следующих методик: методика ГОКК (М.И. Лукьянова); методика «Определение уровня сформированности педагогической рефлексии» (А.В. Карпов); методика «Оцените свой творческий потенциал» (М.И. Лукьянова); диагностика уровня саморазвития и профессиональной педагогической деятельности; анкетирование (авторский вариант); наблюдение за организацией работы по развитию логического мышления педагогом в рамках образовательной деятельности (авторский вариант).

Профессиональную готовность, которая отражала представления педагогов и знания о развитии логического мышления детей, а также умения и навыки организации работы по развитию логического мышления детей мы оценивали с помощью авторских вариантов анкетирования и наблюдения за организацией работы по развитию логического мышления педагогами в рамках образовательной деятельности.

Исследование готовности педагогов к развитию логического мышления детей дошкольного возраста проводилась нами на базе МДОУ п. Усть-Ордынский. В исследовании приняли участие педагоги дошкольной организации в количестве 17 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Первым блоком в исследовании мы проанализировали личностный блок или личностный компонент готовности. И для этого выявили уровень коммуникативной компетентности, используя методику М.И. Лукьяновой. С помощью данной методики нами были определены: состояние сформированности коммуникативных качеств педагогов, коммуникативных функций. По степени выраженности коммуникативных качеств, как показали результаты исследования, педагоги характеризуются не-равномернойсформированностью коммуникативных качеств. В структуре коммуникативных качеств наибольшую значимость имеют такие качества, как общительность и способность к сотрудничеству и контакту. Они по результатам исследований являются у педагогов наиболее сформированными. Наименее сформированными выступают такие качества, как гибкость и способность к рефлексии. Недостаток сформированности этих качеств, как мы полагаем, может затрудняет взаимодействие с участниками образовательного процесса, что касается гибкости, и препятствовать более глубокому пониманию особенностей взаимодействия, особенностей изменений, происходящих с детьми в силу недостаточного развития способности к рефлексии.

В целом педагоги характеризуются тем, что способны устанавливать эмоциональный контакт с детьми, несмотря на то, что эмпатию проявляют не всегда. Не все педагоги могут располагать к себе манерой поведения, часть педагогов интересны в общении и детям и взрослым, доброжелательны, способны поддерживать разговор. Часть педагогов является недостаточно активными, закрытыми, что в свою очередь влияет на характер взаимодействия с участниками образовательного процесса.

По уровню сформированности коммуникативных функций мы выявили следующие особенности: функции влияния, организации и передачи информации, влияю -щие, на продуктивность общения у педагогов развиты преимущественно на среднем уровне. Как мы установили в ходе исследования, не всегда педагоги способны найти индивидуальный подход к ребенку.

Недостаточное развитие функции передачи информации влияет на результативность процесса обучения. Педагоги, у которых затруднена функция организации, испытывают сложности в организации детей, в образовательном процессе, что также может оказывать влияние на качество образовательной деятельности. Изучив коммуникативные качества и коммуникативные функции педагогов, мы выявили, что целесообразно организовать работу, направленную на развитие, как коммуникативных качеств, так и коммуникативных функций.

Для изучения педагогической рефлексии мы ис-

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна и другие ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ...

пользовали методику А.В. Карпова. Результаты, которые показали, что распределение педагогов по уровню педагогической рефлексии является следующим: у 29% педагогов выявлен высокий уровень, у 42% педагогов средний уровень и у 29% педагогов выявлен низкий уровень. Полученные результаты позволили нам охарактеризовать сформированность педагогической рефлексии у педагогов. Высокий уровень педагогической рефлексии свидетельствует о сформированности у педагогов стремления анализировать свои действия, поступки и их последствия. Педагоги с высоким уровнем рефлексии достаточно успешные в решении разнообразных практических задач. При среднем уровне педагогической рефлексии проявляется склонность к анализу, но в случае неудач. В случае успеха педагог не подвергает анализу причины, которые способствовали его достижению. Педагоги со средним уровнем не склонны постоянно рефлексировать свои действия. Сложнее всего с развитием рефлексии у педагогов с низким уровнем, поскольку они чаще всего не стремятся понять возможные причины и последствия тех или иных результатов своей профессиональной деятельности, проявляют некритичное отношение к ним. По результатам проведенного исследования мы установили, что развитие педагогической рефлексии также должно выступать одной из задач взаимодействия с педагогами в системе методического сопровождения.

Для оценки творческого потенциала педагогов мы использовали методику М.И. Лукьяновой. С помощью этой методики, мы установили, что высокий уровень развития творческого потенциала, при котором педагоги увлечены своим делом, стремятся к достижению высоких результатов, готовы к введению инновации, изучению передового педагогического опыта отмечается только у 23% педагогов, 42% педагогов характеризуются неуверенностью в результатах того или иного дела, они часто сомневаются, прилагают лишь частично усилия для того, чтобы повысить качество своей деятельности. Низкий уровень творческого потенциала, выявленный, у 35% педагогов характеризуется тем, что они недостаточно уделяют внимание совершенствованию в разных направлениях профессиональной деятельности, не стремятся удовлетворять своё любопытство. При столкновении с препятствиями склонны прекращать деятельность, избегать достижения положительных результатов, не стремятся к положительным изменениям в жизни. Результаты, которые мы получили, свидетельствуют о том, что педагоги дошкольной образовательной организации характеризуется тем, что их творческий потенциал во многом является нереализованным.

В оценке своих качеств педагоги у 35% выявлена заниженная самооценка, нормальная самооценка характерна для 42% педагогов, завышенная самооценка характерна для 23% педагогов. Характер самооценки свидетельствует о том, насколько критично педагоги относятся к своей деятельности, способны осуществлять ее анализ. У педагогов, которые характеризуются заниженной самооценкой и завышенной самооценкой есть сложности в правильной оценке своей деятельности, в связи с чем, они не гибки в профессиональной позиции, не проявляют готовность к изменениям.

Оценив умение оказывать поддержку, мы установили, что умение сформировано у 18% педагогов, недостаточно сформировано у 35% педагогов и не сформировано у 47% педагогов.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одним из ключевых принципов является поддержка инициативы и самостоятельности детей. Педагогическая поддержка важна для стимулирования собственных ресурсов ребенка в процессе развития, и поэтому, как мы видим, многие педагоги нуждаются в формировании навыков оказания педагогической поддержки. Недостаточная сформированность умения ока-

зывать поддержку приводит к тому, что педагоги не могут в ситуации выделить потенциал интереса самого ребенка и его желание сделать что-то самостоятельно.

В завершении анализа сформированности составляющих личностного блока готовности педагогов к развитию логического мышления детей дошкольного возраста мы можем сделать вывод о том, что педагоги детского сада могут быть условно разделены на группы в зависимости от сформированности составляющих личностной готовности.

В одну группу можно объединить педагогов, у которых достаточно сформированы коммуникативные качества, педагогическая рефлексия, творческий потенциал, стремление к саморазвитию. Есть группа педагогов, у которых в определенной степени данные показатели сформированы, но они проявляются неустойчиво. И еще одну группу, которая является группой, требующей методической поддержки, составляет группа педагогов, у которых развитие коммуникативных качеств, педагогической рефлексии, творческого потенциала, стремление к саморазвитию является недостаточным. Далее мы проанализировали состояние блока профессиональной готовности педагогов. Для этого мы использовали анкетирование и наблюдение.

По уровню сформированности у педагогов знаний о развитии логического мышления детей дошкольного возраста к высокому уровню отнесены 11% педагогов, к среднему уровню отнесены 42% педагогов, к низкому уровню отнесены 47% педагогов.

Изучение базовых теоретических представлений и педагогов по развитию логического мышления детей дошкольного возраста показало, что высокий уровень теоретических представлений характеризуется сформи-рованностью у педагогов знаний о том, что такое логическое мышление, способности выделять существенные признаки логического мышления, определять возрастные особенности развития логического мышления, характеризовать методы и приемы его развития. Для среднего уровня сформированности представлений характерны их неполнота и недостаточная глубина. Педагоги выделяют общие признаки логического мышления, возрастные особенности его развития в дошкольном возрасте, частично называют методы и приемы его развития. На низком уровне сформированность теоретических представлений о развитии логического мышления отличается недостатком общих представлений, трудностями установления связей между отдельными аспектами развития логического мышления, в частности между методами и приемами, механизмами развития мышления. При сопоставлении количества педагогов, характеризующихся разным уровнем базовых теоретических знаний по вопросу развития логического мышления, мы установили преобладание низкого уровня среди педагогов, что подтверждает актуальность задачи подготовки педагогов к развитию логического мышления детей дошкольного возраста.

По уровню готовности педагогов к организации работы по развитию логического мышления детей дошкольного возраста мы получили следующие результаты: повышенный уровень выявили у 18% педагогов достаточный уровень 41% и критический уровень у 41% педагогов, соответственно.

При повышенном уровне сформированности умений и навыков у педагогов организация работы осуществляется целенаправленно и систематично. Планируя образовательную деятельность, педагоги определяют задачи, отбирают, приемы работы продумывают и подготавливают наглядный материал дидактический материал, используют приемы руководством процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, формируют у детей умение выстраивать простые суждения. Для достаточного уровня сформированности умений и навыков характерны такие особенности организации работы с детьми как: частичный учет уровня развития логического

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna and others

FEATURES OF READINESS OF TEACHERS .

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

мышления, использование методов и приемов развития логического мышления недостаточное внимание к подготовке и использованию наглядно-демонстрационного и дидактического материала.

Педагоги с критическим уровнем испытывают выраженные трудности в организации работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности. У них отмечается несоответствие задач и содержания работы, они не учитывают уровень развития логического мышления детей. Организуя работу с детьми, недостаточно уделяют внимание разнообразию методов и приемов работы, затрудняются осуществлять руководство процессом развития логического мышления, испытывают трудности при организации анализа, сравнения, обобщения. Педагогами не уделяется достаточного внимания формированию у детей умений выстраивать простые умозаключения.

ВЫВОДЫ

Таким образом, изучив, компоненты личностной и профессиональной готовности педагогов к развитию логического мышления детей дошкольного возраста мы установили, педагоги обладают лишь частично необходимыми знаниями и умениями по вопросу развития логического мышления детей.

Наименее сформированы такие компоненты личностной готовности как педагогическая рефлексия, эмпатия, коммуникативные функции, базовые теоретические знания о логическом мышлении и его развитии в дошкольном возрасте, умения и навыки руководства процессов развития логического мышления.

Данные констатирующего этапа исследования говорят о необходимости проведения формирующего этапа исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шинкарёва Н.А., Грязнова Ж.А. Педагогические условия формирования гендерной компетентности современного воспитателя // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 344-347.

2. Ошкина А.А. Динамика в готовности воспитателей дошкольных образовательных организаций к формированию основ здорового образа жизни у детей // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 46-50.

3. Ахаев А.В., Стеблецова И.С., Ахаева Н.В. Внедрение игровых технологий как одно из условий создания предметно-развивающей среды для образования детей дошкольного возраста // Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4. № 1 (7). С. 5-8.

4. Aleksieienko-Lemovska L.V. The activity approach as a basis for preschool teachers' methodological activities // Humanitarian Balkan Research. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 5-9.

5. Aleksieienko-Lemovska L.V. Organization of methodological activities as a factor ofpreschool teachers' professional development // Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 5-9.

6. Хальзова Н.А., Лунина Ю.В. Анализ рынка услуг дошкольного образования в Хабаровском крае //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 362-365.

7. Майер А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ. Методическое пособие] / А. А Майер, Л. Г. Богославец. М.: ТЦ Сфера, 2012. 128 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Минобрнауки РФ, приказ №1155 от 17.10.2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// rg.rU/2013/11/25Мо8Ьклп(1агЬIок.Мт1/Загл. с экрана.

9. Михеева Е.В. Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста» / Е.В. Михеева // Детский сад: теория и практика». 2012. №1. С.8-12.

10. Шинкарева Н.А. Зайцева О.Ю. Аксиологические детерминанты гендерной компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации // Вестник Бурятского государственного университета 2016. Вып. 4 С.202-212.

11. Кузнецова Г.Н. Научно-теоретические подходы к изучению профессиональной готовности педагогов ДОУ в условиях вариативности дошкольного образования / Г.Н. Кузнецова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. №2 (7). С.52-56.

Статья поступила в редакцию 30.11.2020

Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.