Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ВИДЕНИЕ 2030" В САУДОВСКОЙ АРАВИИ'

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ВИДЕНИЕ 2030" В САУДОВСКОЙ АРАВИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
406
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САУДОВСКАЯ АРАВИЯ / "ВИДЕНИЕ 2030" / ПРОГРАММА "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОВОРОТ 2020" / ПРИНЦ МУХАММЕД БЕН САЛЬМАН / СОВЕТ ПО ЭКОНОМИКЕ И РАЗВИТИЮ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Альгамди Амани Нассер, Альгамди Хани Ахмед А., Альгзввани Ханади Мохмад А.

В статье рассматривается курс на осуществление провозглашенных в апреле 2016 г. в Саудовской Аравии социально-экономических реформ. Эти реформы развиваются на основе программ «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030» и «Национальный поворот: 2020», предложенных возглавляемым принцем Мухаммедом бен Сальманом Советом по экономике и развитию. Особое место в статье занимает анализ внешнеэкономических инициатив саудовского руководства, связанных с реализацией этих программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE STATE PROGRAM "VISION 2030" IN SAUDI ARABIA

The article discusses the course towards the implementation of the socio-economic reforms proclaimed in April 2016 in Saudi Arabia. These reforms build on the Kingdom of Saudi Arabia Vision 2030 and National Pivot 2020 programs proposed by the Prince Mohammed bin Salman-led Economic and Development Council. A special place in the article is occupied by the analysis of foreign economic initiatives of the Saudi leadership related to the implementation of these programs.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ВИДЕНИЕ 2030" В САУДОВСКОЙ АРАВИИ»

Альгамди Амани Нассер Альгамди Хани Ахмед А Альгзввани Ханади Мохмад А студент магистратуры Института социально-гуманитарного образования ФГБОУВО «Московский педагогический государственный

университет»

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «ВИДЕНИЕ

2030» В САУДОВСКОЙ АРАВИИ

Аннотация. В статье рассматривается курс на осуществление провозглашенных в апреле 2016 г. в Саудовской Аравии социально -экономических реформ. Эти реформы развиваются на основе программ «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030» и «Национальный поворот: 2020», предложенных возглавляемым принцем Мухаммедом бен Сальманом Советом по экономике и развитию. Особое место в статье занимает анализ внешнеэкономических инициатив саудовского руководства, связанных с реализацией этих программ.

Ключевые слова: Саудовская Аравия, «Видение: 2030», программа «Национальный поворот: 2020», принц Мухаммед бен Сальман, Совет по экономике и развитию.

Algamdi Amani Nasser Algamdi Hani Ahmed A Algzvani Khanadi Mohmad A master student

Institute of Social and Humanitarian Education FSBEI HE «Moscow Pedagogical State University»

FEATURES OF THE STATE PROGRAM «VISION 2030» IN SAUDI

ARABIA

Annotation. The article discusses the course towards the implementation of the socio-economic reforms proclaimed in April 2016 in Saudi Arabia. These reforms build on the Kingdom of Saudi Arabia Vision 2030 and National Pivot 2020 programs proposed by the Prince Mohammed bin Salman-led Economic and Development Council. A special place in the article is occupied by the analysis of foreign economic initiatives of the Saudi leadership related to the implementation of these programs.

Keywords: Saudi Arabia, Vision 2030, National Pivot 2020, Prince Mohammed bin Salman, Economic and Development Council.

Саудовская Аравия представила Vision 2030 в 2016 году, чтобы преодолеть экономическую зависимость от нефти. Он был принят при определенных обстоятельствах, которые показали, что основанный на ренте общественный договор, регулирующий отношения между государством и обществом на протяжении десятилетий, не будет устойчивым, если не произойдет крупной экономической реструктуризации. Таким образом, Saudi Vision 2030 представляет собой амбициозный проект социально-экономических преобразований. Однако для того, чтобы его реализация была успешной, необходимо преодолеть многочисленные проблемы и препятствия29.

«Видение Саудовской Аравии 2030» необходимо понимать в конкретном контексте отношений между государством и обществом, которые определяются огромными нефтяными ресурсами королевства. До тех пор, пока США не заняли свое место в прошлом году, Саудовская Аравия была крупнейшим в мире производителем и экспортером нефти, а ее экономика сильно зависела от нефти. В 2020 году доходы от нефти составляли 42% ВВП королевства, 90% доходов от экспорта и 87% доходов бюджета.

Как и в других монархиях Персидского залива, богатых природными ресурсами, огромные богатства, полученные от нефтяной промышленности, позволили членам королевской семьи создать систему управления рантье. Теория государства-рантье исходит из того, что доходы от нефти определяют отношения между государством и обществом. Когда доходы высоки, авторитарное правительство может купить народную поддержку и лояльность посредством субсидий на воду, топливо, электричество и другие товары, высокой заработной платы в государственном секторе и освобождения граждан от налогов. Буквально это означает «без налогов, без представительства», другими словами, государство предоставляет людям экономические выгоды в обмен на лояльность.

В этой системе люди являются только пассивными бенефициарами, которые не вносят вклад в государственный бюджет. Это может работать только до тех пор, пока у государства достаточно доходов для выполнения своей части этого рентного социального контракта. В Саудовской Аравии общественный договор работает с тех пор, как нефть стала ее основным экономическим товаром. Однако нефтезависимость делает экономику Саудовской Аравии крайне уязвимой к изменениям цен на нефть, что не раз проявлялось в истории. Осознавая риски, связанные с чрезмерной зависимостью от нефти, Саудовская Аравия пытается диверсифицировать свою экономику с 1970-х годов, когда был принят первый пятилетний план

29 NURUZZAMAN, M. 2018. Saudi Arabia's 'Vision 2030': Will It Save Or Sink the Middle East? [online] E-Intemational Relations. 10.7.2018. https://www.e-ir.info/2018/07/10/saudi-arabias-vision-2030-winit-save-or-sink-the-middle-east/

развития. Его целью было преобразование саудовской нефтяной экономики и достижение сбалансированного развития, однако приведенные выше цифры показывают, что даже девяти

30

последовательным планам развития не удалось достичь этой цели .

«Видение-2030», принятое в 2016 году, и более подробная Национальная программа трансформации до 2020 года иногда воспринимаются как продолжение девятого плана развития. Однако с 1970 года это была, вероятно, самая амбициозная попытка преобразовать экономику Саудовской Аравии. Есть две конкретные причины принятия Видения и его высоких амбиций. «Видение 2030» было инициировано Мохаммадом бин Салманом в ответ на две основные тенденции, с которыми сталкивается королевство: снижение цен на нефть и демографические проблемы. Сочетание этих двух тенденций потенциально может поставить под угрозу систему рантье и, следовательно, общественный договор, существующий между королевской семьей и народом, и, таким образом, поставить под угрозу легитимность режима и стабильность государства31.

Падение цен на нефть в 2014-2015 гг. (со 115 долларов США до 40 долларов США за баррель) вынудило Саудовскую Аравию принять дефицитный бюджет, что еще раз подчеркнуло необходимость диверсификации экономики. Не говоря уже о том, что нефть не является возобновляемым ресурсом, и продолжаются споры о том, сколько на самом деле запасов Саудовской Аравии. Поэтому необходимо срочно готовиться к постнефтяному будущему, которое на самом деле является конечной целью Vision 2030. Более того, население Саудовской Аравии быстро растет. В 2016 г. примерно 70% саудовцев были моложе 30 лет, а к 2030 г. ожидается, что половина населения будет моложе 25 лет. Это означает, что государству придется создать миллионы новых рабочих мест для молодежи в ближайшем будущем, что еще больше увеличит нагрузку на государственный бюджет.

Сочетание этих двух тенденций, снижения цен на нефть и роста населения, делает систему социального контракта рантье нежизнеспособной и указывает на необходимость переоценки саудовской экономической модели. В этих условиях в апреле 2016 года Совет министров утвердил «Видение 2030», новую стратегию для королевства. «Видение 2030» рассматривается как «мегапроект» или «монументальный эксперимент» экономических преобразований Саудовской стремление уменьшить зависимость от доходов от нефти и повысить экономическую диверсификацию. Хотя проект рассматривается в первую очередь как

30 Strategic Objectives and Vision Realization Programs. [online] Kingdom of Saudi Arabia. https://vision2030.gov.sa/sites/default/files/vision/Vision%20Realization%20Pr ograms%20Overview.pdf

31 Vision 2030. [online] Kingdom of Saudi Arabia https://vision2030.gov.sa/sites/default/files/report/Saudi_Vision2030_EN_2017. pdf

экономический, а наследный принц представляет даже как чисто экономическую программу, его реализация требует также значительных социальных реформ.

Видение состоит из трех основных столпов, в каждом из которых определены свои стратегические цели. Каждый столп также состоит из множества направлений (способов достижения желаемого конечного состояния) и конкретных целей (средств для его достижения). В Видении изложены 96 целей, таких как развитие туризма, в том числе ежегодное принятие более 30 миллионов паломников; увеличение вклада частного сектора в ВВП до 60%; предоставление возможности частичной приватизации нескольких секторов, таких как здравоохранение, авиаперевозки и жилье; увеличение прямых иностранных инвестиций до 5,7% ВВП; усиление ненефтяного экспорта и роли МСП; производство половины всего военного снаряжения; снижение безработицы до 7% за счет саудизации частного сектора; увеличение участия женщин в рабочей силе до 30%; увеличение средней продолжительности жизни до 80 лет; увеличение доли людей, регулярно занимающихся спортом или поощряющих людей тратить больше на развлечения и культурные мероприятия.

В конечном счете, она стремится войти в число 15 крупнейших экономик мира. Для достижения этих целей требуется человеческий капитал, поэтому Vision стремится инвестировать в образование и обучение как мужчин, так и женщин и привлекать квалифицированную рабочую силу. «Видение до 2030 г.» рассматривается как амбициозный план социально-экономической либерализации32.

Учитывая высокие амбиции и относительно короткие сроки, некоторые аналитики по-прежнему скептически относятся к достижению своих целей, в то время как другие даже считают, что он «обречен на провал». Тем не менее, с момента его принятия четыре года назад был достигнут определенный прогресс и реализовано несколько важных реформ. Уже в 2016 году были уменьшены полномочия Комитета поощрения добродетели и предотвращения порока, также известного как религиозная полиция. Комитет был важным инструментом священнослужителей для обеспечения соблюдения общественного порядка, основанного на их ультраконсервативной интерпретации шариата. Он ввел строгие социальные ограничения в общественных местах, а также суровые наказания за нарушение закона. Ограничение его полномочий рассматривалось как необходимое условие экономической либерализации и социальных изменений. Более того, через 35 лет запрет на кинотеатры был снят, и с тех пор в стране организуются концерты, оперы и кинопоказы.

32 ALHUSSEIN, E. 2019. Saudi First: How Hyper-Nationalism is Transforming Saudi Arabia. https ://www. ecfr. eu/publications/summary/saudi_first_how_hyper_nationalism_ is_transforming_saudi_arabia

Необходима определенная либерализация, если Саудовская Аравия хочет привлечь больше туристов, а не только паломников. В 2019 году было принято беспрецедентное решение разрешить гражданам стран подавать документы на получение туристической визы. Женщинам -туристкам даже не обязательно носить абайю, хотя есть определенные нормы в одежде, которые необходимо соблюдать. Больше свобод было предоставлено и саудовским женщинам, которые с точки зрения Запада считались второстепенными. Им не разрешалось водить машину, и без согласия опекуна-мужчины им запрещалось работать, вступать в брак, посещать больницу или выезжать за пределы страны или за ее пределы. Многие женщины-активистки, выступавшие за расширение прав и возможностей женщин, были заключены в тюрьму. И все же, наконец, в 2018 году женщинам было официально предоставлено право водить машину, а с 2019 года им разрешено оформлять загранпаспорт и путешествовать без согласия опекуна. Эти шаги были необходимы для увеличения участия женщин в рабочей силе, как это предусмотрено одной из целей Видения.

Что касается занятости в целом, то большинство саудовцев (примерно 70% рабочей силы) заняты в государственном секторе, где им платят высокую заработную плату. Однако это будет неустойчиво, учитывая демографические тенденции и растущее давление на бюджет. В ответ на эти тенденции Саудовской Аравии необходимо поддерживать частный сектор, в котором традиционно доминируют в основном иностранцы, работающие за гораздо более низкую заработную плату по сравнению с государственным сектором. В государственном секторе занято в два раза больше граждан Саудовской Аравии, чем в частном секторе, в то время как в целом, по оценкам, 80% рабочей силы Саудовской Аравии составляют иностранцы33.

Таким образом, Саудовская Аравия объявила о так называемой программе саудизации, которая требует, чтобы частные компании нанимали определенную квоту граждан Саудовской Аравии. Тем не менее, остается сомнительным, захотят ли саудовцы работать в частном секторе за меньшие деньги и достаточно ли они квалифицированы для такой работы. Тем не менее, основной разрыв с общественным договором произошел с отменой субсидий на топливо и введением налогов на незастроенные городские земли, которые позже были расширены, чтобы включить также табачные изделия, электронные сигареты, сладкие напитки или авиабилеты.

Однако было заявлено, что доход и некоторые товары первой необходимости не облагаются налогом. Таким образом, деньги, полученные от налогов, стали еще одним источником государственного

33 KHALID, T. 2019. FACTBOX-Saudi Arabia's key economic and social reforms https://www.cnbc.com/2019/10/25/reuters-america-factbox-saudi-arabias-keyeconomic-and-social-reforms.html

бюджета. Руководство нарушило старый общественный договор, подчеркнув, что Саудовская Аравия вступила в новую эру, в которой граждане должны вносить вклад на благо страны, а не просто получать преимущества, как это делали их предки. В этом контексте инвестиции в индустрию развлечений также могут восприниматься как своего рода «компенсация» молодежи за утраченные экономические выгоды с целью сохранения ее поддержки в пользу реформ.

Однако реализация Видения требует значительных инвестиций и финансовых ресурсов. С этой целью Саудовская Аравия рассчитывала продать долю в Saudi ARAMCO, национальной нефтяной компании Саудовской Аравии и крупнейшем в мире производителе нефти. Эти деньги будут использованы Государственным инвестиционным фондом для дальнейшей реализации Видения. В декабре 2019 года Saudi ARAMCO начала торговаться на саудовской фондовой бирже, и, продав 1,5% своих акций, ей удалось привлечь 25,6 млрд долларов США, что делает первичное публичное размещение акций Saudi ARAMCO крупнейшим в

34

истории34.

Ожидается, что одной из крупнейших инвестиций станет создание мегаполиса под названием Неом. Он был представлен как футуристический город, управляемый интеллектуальными технологиями, искусственным интеллектом и солнечной энергией, и, учитывая его расположение на побережье Красного моря, он должен служить логистическим центром. Однако ряд аналитиков сравнивают эту инициативу с аналогичным проектом шести новых экономических городов, который Саудовская Аравия запустила примерно в 2005 году, но который, тем не менее, не привлек достаточного количества инвесторов и жителей.

Использованные источники:

1. ALHUSSEIN, E. 2019. Saudi First: How Hyper-Nationalism is Transforming Saudi Arabia. https://www.ecfr.eu/publications/summary/saudi_first_how_hyper_nationalism_ is_transforming_saudi_arabia

2. KHALID, T. 2019. FACTBOX-Saudi Arabia's key economic and social reforms https://www.cnbc.com/2019/10/25/reuters-america-factbox-saudi-arabias-keyeconomic-and-social-reforms.html

3. KINNINMONT, J. 2017. Vision 2030 and Saudi Arabia's Social Contract. Austerity and Transformation. Chatham House, July 2017. https://www.chathamhouse.org/sites/default/files/publications/research/2017-07-20-vision-2030-saudi-kinninmont.pdf

34 KINNINMONT, J. 2017. Vision 2030 and Saudi Arabia's Social Contract. Austerity and Transformation. Chatham House, July 2017. https://www.chathamhouse.org/sites/default/files/publications/research/2017-07- 20-vision-2030-saudi-kinninmont.pdf

4. NURUZZAMAN, M. 2018. Saudi Arabia's 'Vision 2030': Will It Save Or Sink the Middle East? [online] E-International Relations. 10.7.2018. https://www.e-ir.info/2018/07/10/saudi-arabias-vision-2030-willit-save-or-sink-the-middle-east/

5. Strategic Objectives and Vision Realization Programs. [online] Kingdom of Saudi Arabia. https ://vision2030. gov. sa/sites/default/files/vision/Vision%20Realization%20Pr ograms%20Overview.pdf

6. Vision 2030. [online] Kingdom of Saudi Arabia https://vision2030.gov.sa/sites/default/files/report/Saudi_Vision2030_EN_2017. pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.