Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ'

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / РАСТЕНИЕВОДСТВО / ЖИВОТНОВОДСТВО / КОМПЕНСАЦИЯ УЩЕРБА / СУБСИДИРОВАНИЕ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агешина Елена Юрьевна, Лаврентьев Игорь Андреевич, Федорова Валентина Анатольевна, Назаренко Оксана Анатольевна

В статье представлен анализ сложившейся системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в Российской Федерации, охарактеризованы опорные этапы ее развития в период 1993-2021 гг., выявлены особенности реформ государственного управления агрострахованием в этот период. Проведен анализ условий и результатов страхования в растениеводстве и животноводстве с государственной поддержкой в Дальневосточном федеральном округе в период 2019-2021 гг. В ходе исследования выявлено, что сельскохозяйственное страхование в регионах Дальневосточного федерального округа активно развивается, но по общему охвату страхового рынка отстает от других федеральных округов ввиду ограниченности территорий, пригодных для ведения сельского хозяйства в силу природно-климатических условий, и повышенных страховых ставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF GOVERNMENT SUPPORT FOR AGRICULTURAL INSURANCE IN THE RUSSIAN FAR EAST

The article presents an analysis of contemporary government support of agricultural insurance in the Russian Federation. It includes the key stages of agriculture system development and reforms in 1993-2021. This article contains the results of government support for insurance implementation in the crop and animal husbandry in the Russian Far East in 2019-2021.The study revealed that agricultural insurance in the Russian Far East is actively developing. However, the Far-Eastern regions are at the bottom of rating among the federal districts due to the limited areas suitable for agriculture and overestimated insurance rates.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ»

Научная статья УДК 368.5(571.6)

doi:10.22394/1818-4049-2022-101-4-107-121

Особенности государственной поддержки сельскохозяйственного страхования в Дальневосточном федеральном округе

Елена Юрьевна Агешина1, Игорь Андреевич Лаврентьев2, Валентина Анатольевна Федорова3, Оксана Анатольевна Назаренко4

1,2 Федеральное автономное научное учреждение «Восточный центр государственного планирования», Москва, Россия

3,4 Федеральное автономное научное учреждение «Восточный центр государственного планирования», Хабаровск, Россия

1 e.ageshina@vostokgosplan.ru

2 i.lavrentiev@vostokgosplan.ru

3 v.fedorova@vostokgosplan.ru

4 o.nazarenko@vostokgosplan.ru

Аннотация. В статье представлен анализ сложившейся системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в Российской Федерации, охарактеризованы опорные этапы ее развития в период 1993-2021 гг., выявлены особенности реформ государственного управления агрострахованием в этот период. Проведен анализ условий и результатов страхования в растениеводстве и животноводстве с государственной поддержкой в Дальневосточном федеральном округе в период 2019-2021 гг. В ходе исследования выявлено, что сельскохозяйственное страхование в регионах Дальневосточного федерального округа активно развивается, но по общему охвату страхового рынка отстает от других федеральных округов ввиду ограниченности территорий, пригодных для ведения сельского хозяйства в силу природно-климатических условий, и повышенных страховых ставок.

Ключевые слова: сельскохозяйственное страхование, чрезвычайная ситуация, растениеводство, животноводство, компенсация ущерба, субсидирование, Дальневосточный федеральный округ

Для цитирования.: Агешина Е. Ю., Лаврентьев И. А., Федорова В. А., Назаренко О. А. Особенности государственной поддержки сельскохозяйственного страхования в Дальневосточном федеральном округе // Власть и управление на Востоке России. 2022. № 4 (101). С. 107-121. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2022-101-4-107-121

Specific features of government support for agricultural insurance in the Russian Far East

Elena Y. Ageshina1, Igor A. Lavrentyev2, Valentina A. Fedorova3, Oksana A. Nazarenko4

1,2 The federal autonomous scientific institution «The Eastern state planning center», Moscow, Russia

3,4 The federal autonomous scientific institution «The Eastern state planning center», Khabarovsk, Russia

1 e.ageshina@vostokgosplan.ru

2 i.lavrentiev@vostokgosplan.ru

3 v.fedorova@vostokgosplan.ru

4 o.nazarenko@vostokgosplan.ru

Abstract. The article presents an analysis of contemporary government support of agricultural insurance in the Russian Federation. It includes the key stages of agriculture system development and reforms in 1993-2021. This article contains the results of government support for insurance implementation in the crop and animal husbandry in the Russian Far East in 2019-2021.The study revealed that agricultural insurance in the Russian Far East is actively developing. However, the Far-Eastern regions are at the bottom of rating among the federal districts due to the limited areas suitable for agriculture and overestimated insurance rates.

Keywords: agricultural insurance, emergency, crops, animal husbandry, compensation for damage, subsidies, the Russian Far East

For citation: Ageshina E. Y., Lavrentyev I. A., Fedorova V. A., Nazarenko O. A. Specific features of government support for agricultural insurance in the Russian Far East // Power and Administration in the East of Russia. 2022. No. 4 (101). Pp. 107121. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2022-101-4-107-121

Государственное регулирование страхования сельскохозяйственных рисков в Российской Федерации

Современная модель национальной системы страхования сельскохозяйственных рисков (далее - агрострахо-вание) начала формироваться в 1993 году с разработки условий страхования посевов сельскохозяйственных культур на добровольной основе [Зимина, 2007]. Новый этап в развитии агрострахования приходится на 2009-2018 гг. с началом разработки комплексной Концепции1 страховой зашцты с государственным участием, в основу которой лег накопленный опыт регулирования агрострахования в РФ. Вместе с Концепцией для её реализации 27.07.2011 принят федеральный закон № 260-ФЗ2, в котором было предусмотрено распространение государственной поддержки на сельскохозяйственных животных с 2013 года, перечисление 50% страховой премии из бюджетных средств на счета страховщиков. Также было предусмотрено повышение ответственности страховых компаний, которые посредством участия в объединении агростраховшцков обязывались передавать часть своих ри-

сков в перестрахование.

Таким образом в период 20092017 гг. регулярное кардинальное изменение норм и правил страхования с государственной поддержкой повлекли за собой существенное снижение доверия к данному инструменту [Богачев, 2018; Соколова, 2017; Лихолетова, 2020; Ли-холетова, 2021]. В результате изменения порядка субсидирования во многих регионах значительно снизилось, а в некоторых даже прекратилось государственное финансирование страхования сельскохозяйственных рисков. По данным Национального союза агростраховщи-ков (далее - НСА) в 2018 г. страхование сельскохозяйственных рисков проводилось в 74 субъектах РФ, из них только в 55 были заключены договоры страхования с государственной поддержкой, большая часть рынка (80%) была сосредоточена в 20 регионах. При этом в большинстве регионов рынок агростра-хования в значительной степени вырос за счет страхования, проводимого без государственной поддержки [Мещанинова, 2021; Образцова, Агибалов 2021].

По инициативе НСА и отраслевых аграрных союзов принят федеральный

1 Проект Концепции совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, на период до 2020 года (опубликован 28 октября 2010 года). [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минсельхоза России. URL: http://xs2.mcx.ru/documents/ document/v7_shou>/14305.312.htm

2 Федеральный закон от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (вред. от 11.06.2022). URL: https://uuu.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_117362/

закон № 563-Ф33, благодаря которому агрострахование стало более доступным: расширен страховой перечень опасных природных явлений, которые приводят к утрате урожая, отменен порог гибели урожая, появилась возможность страхования нескольких событий по выбору, доля собранных страховых премий для осуществления страховых выплат установлена на уровне не менее 80%. При этом Банк России наделяется полномочиями по контролю за формированием фонда компенсационных выплат.

В 2020 г. государственная поддержка агрострахования выведена из «Единой субсидии» [Миронова, 2020] и заменена на целевое субсидирование, рассчитанное с учетом практики страхования сельхозрисков в каждом регионе в соответствии с порядком финансирования Госпрограммы.

Корректировки законодательства 2018-2020 гг. встретили позитивный отклик со стороны получателей господдержки. Застрахованная посевная (посадочная) площадь с 2018 г. к 2021 г. выросла в 4,8 раз до 5,8 млн га, застрахованное поголовье сельхозживотных - в 2,2 раза до 10,7 млн голов, удвоен объем бюджетных выплат по риску чрезвычайных ситуаций. Несмотря на существенный рост рынка агрострахования, объем застрахованной посевной площади в 2021 г. не достиг половины объемов 2012-2014 гг., когда доля застрахованных посевов составляла порядка 15-20%. На настоящий момент лишь небольшая доля посевных площадей страхуется на условиях господдержки. По данным Минсельхоза России, в 2021 г. застраховано с господдержкой 7,7% посевной площади и 37% поголовья сельхозживотных (в 2018 г. - 1,5% пашни и 12,5% поголовья). Для сравнения, в Китае в 2016 г. застраховано 75% посевной площади. В среднем в мире по данным Международной ассоциации агростра-ховщиков (Л1ЛО) в 2018 г. застраховано порядка 40% пашни, в США, Канаде -

более 80%, Испании, Германии, Франции - около 60%.

Кроме того, статистика Банка России фиксирует сложности в получении выплат по договорам агрострахования с господдержкой. Из заявленных 480 случаев в 2020 г. урегулировано 390, при этом отказ получен в более чем 40% случаев4.

Очередной этап положительной динамики отмечен в 2019-2021 гг. и при сохранении стабильности нормативного правового регулирования, исключающего кардинальный пересмотр базовых параметров агрострахования с государственным участием, по нашему мнению, способен обеспечить устойчивый рост объемов страхования.

В действующей системе сельскохозяйственного страхования с господдержкой, регулируемой федеральным законом № 260-ФЗ, определены все необходимые элементы: расширенные перечни объектов страхования и дифференцированные риски, условия возмещения. Сформирован фонд компенсационных выплат. Создана регуляторная и институциональная среда. Порядок возмещения государством агрострахования устанавливается нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Средства субсидии перечисляются уполномоченным органом РФ на расчетный счет страховщика на основании заявления сельхозпроизводителя.

Развитие сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в Дальневосточном федеральном округе

Региональная неравномерность развития агрострахования в Российской Федерации, место Дальневосточного федерального округа

В 2021 г. количество заключенных договоров по страхованию растениеводства и животноводства в РФ составило 3007 ед., объем выплаченных страховых премий - 7,2 млрд руб.

3 Федеральный закон от 27.12.2018 № БбЗ-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72039448/

4 Официальный сайт Института комплексных стратегических исследований. URL: https://icss. u/otrasli-i-iynfa/agropromyisMennyij-sefäor/agrostrakhovarde-2020

Охват регионов РФ агрострахованием с государственной поддержкой происходит неравномерно по количеству заключенных договоров и уплаченные премий и зависит, помимо всего прочего, от страховые ставок, установленные для конкретного региона.

В 2021 году Дальневосточный федеральный округ (далее - ДФО) занимал 5 место среди федеральных округов по количеству заключенных договоров (рис. 1). По итогам 2021 г. на Центральный и Приволжский федеральные округа (далее - ЦФО, ПФО соответственно) пришлось 52% всех договоров, на ДФО - 11%.

По сравнению с федеральными округами, в которых природно-климатические условия благоприятствуют развитию сельского хозяйства, ДФО занимает меньшую долю по сумме уплаченные страховые премий. По данным НСА, 60% объема премий, собранные в 2021 г., пришлось на ЦФО и ПФО. На ДФО пришлось только 3,5% объема премий.

В то же время в 2020-2021 гг. ДФО занимает опережающие позиции по приросту договоров и премий. По итогам

2021 г. ДФО занял 1 место среди федеральных округов по приросту объемов уплаченных премий (+62,1% к 2020 г.) и числа договоров (+27,8% к 2020 г.).

Агрострахование в ДФО активно развивается, но, по общему охвату страхового рынка, находится на нижних местах рейтинга среди федеральных округов ввиду ограниченности территорий, на которые в принципе возможно осуществление сельскохозяйственной деятельности в силу природно-климатических условий и повы1шенные страховые ставок.

Компенсация ущерба в результате чрезвычайных ситуаций в регионах ДФО

Сельхозтоваропроизводители макрорегиона часто сталкиваются с последствиями неблагоприятные погодных явлений. За период 2019-2021 гг. режим чрезвышайных ситуаций (далее - ЧС) природного характера вводился в ДФО более 25 раз. Причины - пожары, опасные болезни сельскохозяйственные животных, вымокание и выпревание почв, опасные метеорологические явления6.

С 2019 г. сельхозпроизводители, застраховавшие свои риски в доброволь-

Рис. 1. Распределение количества заключенных договоров и объемов премий по сельхозстрахованию в 2021 г. в разрезе федеральных округов, доля федерального округа в % к итогу5

5 Официальный сайт Союза «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса - Национальный союз агростраховщиков». URL: http://www.naai.ru/o-soyuze/statisticheskie_ svedeniya_/

6 Официальный сайт Минсельхоза России. URL: https://mcx.gov.ru/activity/state-support/jUnding/

ном порядке, могут рассчитывать на компенсацию своих убытков не только за счет страховых возмещений страховой компании, но и за счет субсидии из федерального бюджета на недостающую часть. В то же время хозяйства, не страховавшие свои риски, смогут рассчитывать в случае отсутствия в регионе страховой компании и на основании обращения региональных властей в Минсельхоз России только на 50%-ное возмещение ущерба за счет государственных средств. В случае реализации риска ЧС у незастрахованного сельхозтоваропроизводителя при физической возможности страхования в регионе организация не получает никаких компенсаций убытка.

За период 2019-2021 гг. сельхозтоваропроизводителям ДФО на компенсацию ущерба в результате ЧС из средств федерального бюджета перечислено 6 946,2 млн руб., что составляет 75,5% от РФ. В 2021 г. доля ДФО достигла 98,3%7. При этом страховые выплаты страховщиками в 2019-2020 гг. отсутствовали, а в 2021 г. составили 140 тыс. рублей (табл. 1).

В связи с ростом количества и масштабов последствий ЧС, особенно на территории ДФО, в 2021 г. приняты изменения в федеральный закон № 260-ФЗ о введении страхования урожая по риску ЧС с установлением в первый год повышенной субсидии до 80% от суммы начисленной премии с постепенным уменьшением до 50%. Лимиты страховой суммы установлены от 35 до 50% страховой стоимости. По многолетним насаждениям страховая сумма по риску ЧС может составлять 70-100%. Эти изменения позволили существенно снизить затраты страхователя на приобретение страховой зашцты. Усовершенствованный механизм агрострахования фактически заменил прямые выплаты из бюджета, которые полагались пострадавшим от ЧС сельхозпроизводителям ранее8.

Результатыь агрострахования регионов ДФО в области растениеводства

По данным НСА, темпы роста страхования сельскохозяйственных культур на территории ДФО выше среднероссийских показателей. Общая посевная (посадочная) площадь по договорам страхования в регионах ДФО увеличилась в 2021 г. по отношению к 2019 г. в 2,8 раза (РФ - в 1,2 раза) до 413,7 тыс. га (табл. 1). Доля застрахованной посевной площади ДФО в общей посевной по РФ в 2021 году составила 7,2% с ростом за три года на 4,1 п.п.

За трехлетний период в 2,2 раза увеличилось количество заключенных договоров агрострахования в области растениеводства и составило 12% от общероссийского количества договоров. Все больше хозяйств вовлекается в агростра-хование. Страховая сумма растет в темпах увеличения застрахованной площади. Участие государства и страхователя в объеме возмещения рисков осуществляется в равных долях.

В таблице 2 представлена динамика основных параметров страхования посевной площади. Самые высокие показатели по страхованию в растениеводстве наблюдаются в Приморском крае. В 2021 г. в регионе застраховано 255,5 тыс. га посевной площади (рост к 2019 г. в 6,3 раза), доля от общей посевной площади составила 42,6% (рис. 2), заключено 175 договоров (+124 договора к 2019 г.). На втором месте - Забайкальский край. Здесь застраховано 116,0 тыс. га посевной площади (рост к 2019 г. в 2,5 раза), доля от общей посевной площади - 62,1%, заключено 73 договора (+46 договоров к 2019 г.).

В то же время в Амурской области (с долей посевных площадей в ДФО 49,5%) объемы страхования незначительны. В 2021 г. застраховано 8,4 тыс. га посевной площади (снижение с 2019 г. в 3,7 раза), доля от общей посевной площади -0,8%. Заключено всего 5 договоров.

7 https://mcx.gov.ru/actimty/stctie-support/jUndmg/info-ark.hiv1275/

8 Гелетина Прасковья. Чрезвычайные виды на урожай // Коммерсантъ : сетевая газета. 2021. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5079044. Блинников Олег. Аграриям в России будет проще получить страховую выплату в случае ЧС // Российская газета - Спецвыпуск.: АПК. № 67(8715). 2022. URL: https://rg.ru/2022/03/29/agrariiam-v-rossii-budet-proshche-poluchit-strahovuiu-vyplatu-v-sluchae-chs.html

Таблица 1

Сведения о показателях страхования с государственной поддержкой в области растениеводства в ДФО за период 2019-2021 гг9

Наименование показателя 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Количество хозяйств, заключивших договоры страхования, ед. 115 205 276

Количество заключенных договоров страхования, ед. 128 211 288

Посевная (посадочная) площадь по договорам страхования, тыс. га 145,8 339,8 413,7

Страховая сумма, млн рублей 2 927,5 7 983,0 11 759,7

Начислено в соответствии с заключенным договором страхования, млн рублей 52,3 106,9 166,1

Перечислено страховой организации, млн руб. 49,6 105,2 166,1

Оплачено страхователем при заключении договора страхования, млн руб. 26,6 54,6 84,0

Перечислено органом управления АПК, млн рублей 23,0 50,6 82,1

Количество хозяйств, заявивших убыггки, ед. 16 27 15

Площадь утраты (гибели), тыс. га 6,1 81,4 50,9

Заявленные убыггки:

Количество, ед. 8 43 42

Сумма убытка, млн руб. 21,9 17,7 59,6

Урегулированные убытки:

Количество, ед. 0 0 1

Сумма страховык выплат, тыс. руб. 0 0 140

Отказано в выплате:

Количество, ед. 1 16 12

Сумма убытка, тыс. руб. нет данных нет данных нет данных

Источник: составлено авторами.

Таблица 2

Сведения о количестве заключенных договоров, площади застрахованных посевных площадей в РФ, регионах ДФО за период 2019-2021 гг.9

Наименование территории 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Количество заключенных договоров, ед. Посевная (посадочная) площадь по договорам страхования, тыс. га Количество заключенных договоров, ед. Посевная (посадочная) площадь по договорам страхования, тыс. га Количество заключен-ных договоров, ед. Посевная (посадочная) площадь по договорам страхования, тыс. га

РФ 1 861 4 767,0 2 472 5 591,6 2 449 5 778,6

ДФО 128 145,8 211 339,8 288 413,7

Приморский край 51 40,9 121 189,4 175 255,5

Забайкальский край 27 47,4 61 101,2 73 116,0

Республика Бурятия 21 16,9 17 18,6 31 29,3

Амурская область 14 30,9 3 23,1 5 8,4

Хабаровский край 2 3,9 4 5,3 4 4,5

Республика Саха (Якутия) 13 5,9 5 2,1 - -

Источник: составлено авторами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Официальный сайт Союза «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса. Национальный союз агростраховщиков»>. URL: http://www.naai.ru/o-soyuze/statisticheskie_svedeniya_/

Рис. 2. Доли застрахованных посевных площадей в общем объеме посевных площадей в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и индивидуальных предпринимателей, %10

Результаты агрострахования регионов ДФО в области животноводства

По данным НСА, темпы роста страхования сельскохозяйственных животных на территории ДФО выше среднероссийских показателей. Динамика по основным параметрам страхования животноводства представлена в таблице 3. Общее количество поголовья сельскохозяйственных животных по договорам страхования в регионах ДФО увеличилось в 2021 г. по отношению к 2019 г. в 2,2 раза (РФ - в 1,7 раза) до 172,4 тыс. условных голов. Доля поголовья сельскохозяйственных животных в регионах ДФО в общем поголовье по договорам страхования в РФ в 2021 г. составила 1,6% (рост с 2019 г. на 0,4 п.п.).

На территории ДФО в целом за период 2019-2021 гг. заключено 10,2% договоров сельскохозяйственного страхования в области животноводства от общего количества в РФ (+18 договоров за 3 года).

Растет количество хозяйств, вовлеченных в агрострахование. Страховая сумма увеличилась в 2,6 раза, что соответствует росту застрахованного поголовья.

Участие государства и страхователя в объеме возмещения рисков животноводства осуществлялось в равных долях.

Общая численность поголовья в макрорегионе составляет 12,5 млн голов или 2,1 млн условных голов скота и птицы. Распределение численности скота и птицы по регионам ДФО существенно отличается от структуры застрахованного поголовья по регионам ДФО. В Забайкальском крае содержится 30% поголовья скота и птицы в условных единицах. При этом доля застрахованного поголовья составляет 10,3% от численности в ДФО. В Приморском и Хабаровском краях, Сахалинской области, напротив, численность условного поголовья в структуре ДФО составляет 10%, 2% и 3%, а застраховано -36,6%, 16,0% и 16,3% соответственно.

Из субъектов ДФО наиболее высоких показателей в 2019-2021 гг. достигли (табл. 4, рис. 3):

Приморский край: в 2021 г. застраховано 63,0 тыс. условных голов сельскохозяйственных животных (доля в ДФО - 36,6%, рост к 2020 г. в 3 раза), доля за-

10 Годовые отчеты о ходе реализации и об оценке эффективности пилотной государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2020-2021 гг. Отчеты о достижении значений показателей результативности Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия регионов ДФО за 2019, 2020, 2021 гг. Распоряжение Правительства РФ от 26.06.2020 № 1684-р «Об утверждении Национального доклада о ходе и результатах реализации в 2019 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

Таблица 3

Сведения о показателях страхования с государственной поддержкой в области животноводства в ДФО

Наименование показателя 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Количество хозяйств, заключивших договоры страхования, ед. 34 55 47

Количество заключенных договоров страхования, ед. 34 55 52

Количество застрахованных животных, тыс. условных голов 79,7 105,5 172,4

Страховая сумма, млн руб. 1 980,7 3 227,6 5 064,0

Начислено в соответствии с заключенным договором страхования, млн руб. 16,4 50,7 84,6

Перечислено страховой организации, млн руб. 13,3 49,0 84,0

Оплачено страхователем при заключении договора страхования, млн руб. 8,2 25,4 43,8

Перечислено органом управления АПК, млн руб. 5,1 23,7 40,2

Количество хозяйств, заявивших убытки, ед. нет нет нет

Источник: официальный сайт Союза «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса - Национальный союз агростраховщиков». URL: http://www. naai.ru/o-soyuze/statisticheskie_svedeniya_/

Таблица 4

Сведения о количестве заключенных договоров, застрахованному поголовью сельхозживотных в РФ, регионах ДФО за период 2019-2021 гг.

Наименование территории 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Количество заключенных договоров, ед. Застрахованное поголовье, тыс. усл. голов Количество заключен-ных договоров, ед. Застрахованное поголовье, тыс. усл. голов Количество заключен-ных договоров, ед. Застрахованное поголовье, тыс. усл. голов

РФ 346 6 622,77 472 7 853,04 558 10 673,65

ДФО 34 79,72 55 105,48 51 172,36

Приморский край - - 23 21,32 14 63,04

Сахалинская область 4 12,87 5 13,08 5 28,17

Республика Бурятия 1 19,81 1 22,42 1 22,71

Забайкальский край 22 16,48 21 15,64 24 17,76

Хабаровский край 4 29,16 2 26,42 1 27,62

Республика Саха (Якутия) 2 1,40 1 6,46 1 6,75

Камчатский край - - - - 3 5,60

Амурская область - - - - 1 0,59

Еврейская АО 1 0,01 2 0,15 1 0,12

Источник: официальный сайт Союза «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса. Национальный союз агростраховщиков». URL: http://www. naai.ru/o-soyuze/statisticheskie_svedeniya_/

Рис. 3. Доли застрахованного поголовья в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных, %п

страхованного поголовья в общем поголовье сельскохозяйственных животных

- 36,4%, заключено 14 договоров;

Сахалинская область: в 2021 г. застраховано 28,2 тыс. условных голов сельскохозяйственных животных (доля в ДФО

- 16,3%, рост к 2019 г. в 2,2 раза), доля застрахованного поголовья в общем поголовье сельскохозяйственных животных

- 53,6%, заключено 5 договоров;

Забайкальский край ежегодно заключает наибольшее количество договоров (2021 г. - 25 единиц или 48% от общего количества договоров в макрорегионе), при этом доля застрахованного поголовья составляет 10,3% в ДФО.

В Хабаровском крае в 2021 г. застраховано 27,6 тыс. условных голов сельскохозяйственных животных (доля в ДФО

- 16,0%, сокращение к 2019 г. на 5,3%), доля застрахованного поголовья в общем поголовье сельскохозяйственных животных - 73,2%, заключено 2 договора.

В 2021 г. договоры сельскохозяйственного страхования с господдержкой в области животноводства заключались в 9 регионах, в 2019 году - в 6. На территории Магаданской области, Чукотского автономного округа договоры не заключались.

В регионах ДФО, в которых развитие сельского хозяйства обусловлено относительно приемлемыми природно-климатическими условиями, наблюдаются высокие темпы роста страхования сельхозобъектов в последние годы. Ввиду частого возникновения ЧС и наличия других существенных рисков на территории ДФО сельхозтоваропроизводители заинтересованы в процессе страхования. Росту спроса на агрострахование также способствует реализация крупных инвестиционных проектов12 [Алексеенко, 2019]. Установление гибких правил сделало агростра-хование с государственной поддержкой более привлекательным для сельхозтоваропроизводителей Дальнего Востока.

11 Годовые отчеты о ходе реализации и об оценке эффективности пилотной государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2020-2021 гг. Отчеты о достижении значений показателей результативности Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия регионов ДФО за 2019, 2020, 2021 гг. Распоряжение Правительства РФ от 26.06.2020 № 1684-р «Об утверждении Национального доклада о ходе и результатах реализации в 2019 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

12 Шокурова Е. «<Русагро»> запустила крупнейший на Дальнем Востоке завод по производству свинины / / Агроинвестор. 2021. URL: https://www.agroinvestor.ru/companies/news/36848-rusagro-zapustila-kmpneyshiy-na-dalnem-vostoke-zavod-po-proizvodstvu-svininy/

Предельные ставки для страхования сельскохозяйственных культур, в

том числе по риску наступления ЧС, дифференцированы по субъектам РФ. Доля участия страхователя в риске установлена от 10% до 50% от страховой суммы.

В связи с тем, что риски сельского хозяйства в ДФО выше, чем в других регионах РФ, то и ставки для страхования растениеводства в регионах ДФО установлены выше, то есть в целом страхование для сельхозпроизводителей ДФО обходится дороже, чем в среднем по стране. В животноводстве средние ставки по макрорегиону по отдельным видам сельхозживотных ниже среднего уровня РФ, что оказывает влияние на больший охват в страховании сельхозживотных, чем сельхозкультур.

Использование инструментов государственного регулирования ценообразования для установления пониженных ставок по страхованию в области растениеводства для регионов ДФО снизит коммерческую выгоду страховщика от работы на этом рынке. Для выравнивания территориальной неравномерности охвата агрострахованием регионов ДФО предлагается предусмотреть дополнительные меры господдержки в виде повышения доли возмещения ущерба за счет бюджетных средств, в частности, субсидировать на постоянной основе 80% страховой премии всех сельхозтоваропроизводителей независимо от размера организации.

Эффективность использования субИнформация о достижении регион;

субсидии в области ра

сидий оценивается ежегодно Минсельхо-зом России по отношению фактического к плановому значению показателей, установленных соглашениями с субъектами РФ о предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку сельхозтоваропроизводителей13:

доля застрахованной посевной (посадочной) площади в общей посевной (посадочной) площади в условных единицах площади (для перевода в условные единицы применяется коэффициент), процентов;

доля застрахованного поголовья сельскохозяйственных животных в общем поголовье сельскохозяйственные животные в условные единицах (с применением переводного коэффициента), процентов.

По итогам 2021 г. плановое значение показателя по страхованию сельхозкультур достигнуто 4 регионами, при этом Приморский край превысил установленный показатель в 2,8 раза, Республика Бурятия - в 1,6 раза, Хабаровский край - на 11%. Не достигнут показатель результативности в Амурской области, где исполнение составило 98,8% (табл. 5).

По страхованию животноводства (табл. 6) показатель выполнен в 5 регионах, при этом Еврейская автономная область превысила установленный показатель в 2,9 раза, Хабаровский край - в 2,1 раза, Приморский край и Сахалинская область - в 1,6 раза.

В соответствии с Методикой оценки уровня развития сельскохозяйственного

Таблица 5 [и ДФО результатов использования тениеводства в 2021 г.

Наименование территории Плановое значение, % Фактически достигнутое значение, % Отклонение от планового значения

в абсолютных величинах, п.п. в %

РФ 3,84 7,50 -3,7 195,31

Забайкальский край 62,01 62,10 -0,1 100,15

Республика Бурятия 16,07 25,30 -9,2 157,44

Приморский край 15,00 42,63 -27,6 284,20

Хабаровский край 7,39 8,18 -0,8 110,68

Амурская область 0,82 0,81 0,0 98,78

Источник.: составлено авторами.

13 Отчеты о достижении значений показателей результативности Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия регионов ДФО за 2019, 2020, 2021 годы

Таблица 6

Информация о достижении результатов регионами ДФО использования субсидии в области животноводства в 2021 г.

Наименование территории Плановое значение, % Фактически достигнутое значение, % Отклонение от планового значения

в абсолютных величинах, п.п. в %

РФ 16,69 37,01 -20,3 221,75

Забайкальский край 9,10 9,10 0,0 100,00

Республика Бурятия 13,40 13,10 0,3 97,76

Приморский край 22,26 36,43 -14,2 163,66

Хабаровский край 35,65 73,20 -37,6 205,33

Сахалинская область 32,70 53,59 -20,9 163,88

Еврейская автономная область 0,80 2,30 -1,5 287,50

Республика Саха (Якутия) Не установлен

Амурская область Не установлен

Источник: составлено авторами. страхования14 в области растениеводства в регионах в 2021 г. достигнут высокий уровень в Забайкальском, Приморском краях и Республике Бурятия, средний уровень - в Хабаровском крае, низкий уровень - в Амурской области (табл. 7).

Уровень развития сельскохозяйстве поддержкой в обла

В области животноводства высокий уровень наблюдается в Приморском, Хабаровском краях и Сахалинской области; низкий уровень - в Забайкальском крае, Республике Бурятия, Еврейской автономной области (табл. 8).

Таблица 7 ого страхования с государственной и растениеводства

Наименование территории Показатель результативности в %, 2020 год Показатель результативности в %, 2021 год Оценка уровня развития механизма сельхозстрахования

РФ 6,50 7,50 Средний

Забайкальский край 60,50 62,10 Высокий

Республика Бурятия 24,00 25,30 Высокий

Приморский край 36,95 42,63 Высокий

Хабаровский край 7,14 8,18 Средний

Амурская область 2,19 0,81 Низкий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено авторами.

Таблица 8

Уровень развития сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в области животноводства

Показатель Показатель Оценка уровня

Наименование территории результативности результативности развития механизма

в %, 2020 год в %, 2021 год сельхозстрахования

РФ 28,00 37,01 Высокий

Забайкальский край 9,10 9,10 Низкий

Республика Бурятия 12,80 13,10 Низкий

Приморский край 15,47 36,43 Высокий

Хабаровский край 35,60 73,20 Высокий

Сахалинская область 30,00 53,59 Высокий

Еврейская автономная область 2,10 2,30 Низкий

Источник: составлено авторами.

14 Приказ Минсельхоза России от 11.02.2020 № 56 «Об утверждении методик расчета значений отдельных показателей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирова-ниярынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». иЯЬ: https://rulaws.ru/acts/ Рпкаг-Мгже1Ъсга-Еоазп-<Л-11.02.2020-№56/

Подход Минсельхоза России направлен на оценку результативности деятельности органов власти по предоставлению субсидированной господдержки агрострахования. Предлагается дополнить оценку показателями бюджетной и экономической эффективности агрострахования в ДФО на основании статистических данных НСА:

1. Для экономической эффективности: сравнение отчетного года с предыдущим по доле застрахованной посевной (посадочной) площади в общей посевной (посадочной) площади и доле застрахованного поголовья сельскохозяйственных животных в общем поголовье:

посевные (посадочные) площади: 2021 г. к 2020 г. - прирост 4 п.п. до 19,8%; 2020 г. к 2019 г. - прирост 9,5 п.п. до 15,8%;

сельхозживотные: 2021 г. к 2020 г. -прирост 3 п.п. до 8,1%; 2020 г. к 2019 г. - прирост 1,2 п.п. до 5,1%;

2. Для бюджетной эффективности: оценка удельных бюджетных расходов

на страхование 1 гектара посевной (посадочной) площади или 1 условной единицы поголовья сельхозживотных (табл. 9, 10): по посевам расходы в 2020 г. снижались, в 2021 г. прирастали; по сельхоз-животным отмечается ежегодный рост бюджетных расходов на страхование.

По результатам проведенного анализа авторами выявлено, что страхование в ДФО обходится дороже, чем в среднем по стране, сельское хозяйство в макрорегионе несет повышенные риски.

Проблемы и предлагаемые меры поддержки агрострахования в ДФО

Ключевой проблемой развития агрострахования на территории ДФО является низкий уровень возмещения убытков, который в растениеводстве за период 2019-2021 гг. составил 0,14% от суммы убытка (РФ - 24,3%), по животноводству убытки не заявлены. Низкий объем страховых выплат относительно заявляемых убытков снижает привлекательность сельхозстрахования в ДФО.

Следующей проблемой агрострахова-

Таблица9

Сведения о показателях страхования с государственной поддержкой в области растениеводства в ДФО за период 2019-2021 гг.15

Наименование показателя 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Количество хозяйств, заключивших договоры страхования, ед. 115 205 276

Посевная (посадочная) площадь по договорам страхования, тыс. га 145,8 339,8 413,7

Общая посевная площадь, тыс. га 2 299,3 2 155,4 2 093,8

1. Доля застрахованной площади, % 6,3 15,8 19,8

Объем перечисленной субсидии, млн рублей 23,0 50,6 82,1

2. Отношение объема перечисленной субсидии к застрахованной площади, руб. на га 157,8 148,9 198,5

Источник: составлено авторами.

Таблица 10

Сведения о показателях страхования с государственной поддержкой в области животноводства в ДФО15

Наименование показателя 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Количество хозяйств, заключивших договоры страхования, ед. 34 55 47

Количество застрахованных животных, тыс. усл. голов 79,7 105,5 172,4

Поголовье сельхозживотных, тыс. усл. голов 2 048,7 2 063,3 2 116,6

1. Доля застрахованных в общем поголовье, % 3,9 5,1 8,1

Объем перечисленной субсидии, млн рублей 5,1 23,7 40,2

2. Отношение объема перечисленной субсидии к застрахованному поголовью, руб. на усл. голов 64,0 224,6 233,18

Источник: составлено авторами.

15 http://uww.naai.ru/o-soiuize/statisticheskie_svedeniiiia_/

ния в ДФО является высокая стоимость страхования, связанная со значительной вероятностью наступления страхового случая (основная часть хозяйств находится в зоне рискового земледелия) и большим размером потенциального возмещения.

Самым существенным ограничением как в регионах ДФО, так и РФ в целом для сельхозтоваропроизводителей при страховании с государственным участием считается отсутствие возможности страхования части посевной территории. Законодательство требует страховать всю посевную площадь. Причем при страховании с франшизой существует вероятность неполучения страховых выплат от страховой организации, так как доля пострадавшей площади от общей посевной площади может оказаться ниже применяемой ставки безусловной франшизы.

Заключение страхового договора и сроки оплаты страховых взносов чаще всего совпадают с этапом активные сельскохозяйственных работ и имеют очень ограниченный период (установлен срок не позднее 15 календарных дней после окончания сева), из-за чего сельхозтоваропроизводитель не успевает собрать необходимый пакет документов для заключения договора агрострахования и уплаты взноса.

Также отмечается фиксированный характер ключевых условий страхования, не позволяющий учитывать специфику отдельных направлений аграрного бизнеса и сложность процедур при заключении договора страхования, его сопровождении и урегулировании убытков, которые необходимо осуществлять страховщикам.

Страхователи зачастую получают средства субсидии с запозданием или же не в полном размере. При оформлении субсидии необходимо предоставить множество документов в соответствии с широким спектром требований.

Для преодоления перечисленных проблем предлагается:

1. Закрепить сложившийся механизм агрострахования с господдержкой и завершить создание стабильно функционирующей законодательной базы, позволяющей участникам рынка агрострахования в течение длительного периода функционировать, не подстраиваясь под ежегодные изменения. Это внесёт стабильность в работу страхователей и

страховщиков и исключит моменты неопределённости. При необходимости вносятся определенные корректировки и изменения в подзаконные акты, но основы страхования остаются неизменными в течение длительного периода.

2. Для роста доступности страховой защиты возможно пересмотреть механизмы финансирования:

субсидировать на постоянной основе 80% страховой премии всех сельхозтоваропроизводителей независимо от размера организации;

изменить порядок выплат субсидии страховым компаниям, осуществляя это напрямую из федерального бюджета (по аналогии с льготным кредитованием).

3. В качестве стимулирования сельхозтоваропроизводителей из регионов с высокой степенью риска в сельском хозяйстве предлагается упростить требования при заключении страховых договоров [Лихолетова, 2020; Лихолетова,2021]:

предоставить возможность заключения страхового договора только на часть, а не на всю страхуемую посевную (посадочную) площадь и все поголовье скота и птицы;

пересмотреть требования к срокам заключения договора в зависимости от сева и вегетации, сделав их более удобными для заявителей;

предусмотреть «пакетное» индивидуальное страхование для разных хозяйствующих форм;

упростить весь порядок выплаты возмещения с предоставлением меньшего количества подтверждающих документов, сократить сроки их рассмотрения, отладить систему урегулирования (возмещения) убытков, сократить количество надзорных и контрольных процедур.

Предлагается упростить процедуру рассмотрения в уполномоченных региональных органах власти, перевести её из бумажного с очным оформлением в межведомственный электронный документооборот с разработкой регламентов, в которых будут установлены конкретные сроки и минимальный перечень необходимые документов для оказания государственной услуги полностью в электронном виде - от подачи утвержденного списка документов на возмещение до получения финансовых средств сельхозтоваропроизводителем. Процедура

должна быть реализована на принципах «одного окна» в электронном виде. Необходимо отметить, что данные предложения следует вводить поэтапно в рамках долгосрочной перспективы, так как при имеющихся на данный момент технологиях эти проблемы не могут решены

в краткосрочном периоде. Процедуры предполагают повсеместное введение новых цифровых технологий и автоматизации, без них администрирование будет сложно осуществимым, перегруженным и потребует дополнительных бюджетных средств.

Список источников

1. Алексеенко А. П. Инвестиции в сферу сельского хозяйства ДФО: правовой аспект // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2019. № 1. Т. 11. № 1. С. 17-27.

2. Богачев А. Н. Российский рынок субсидируемого страхования: состояние, динамика, перспективы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: экономика и управление. 2018. № 2. С. 143-151.

3. Зимина А. П. Усиление государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе совершенствования сельскохозяйственного страхования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / А. П. Зимина; Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный аграрный университет». 2007. 24 с.

4. Лихолетова Н. В. Система агрострахования с государственной поддержкой в Российской Федерации // Инструменты и механизмы устойчивого инновационного развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 06 июля 2020 г. Стерлитамак: АМИ. 2020. С. 81-83.

5. Лихолетова Н. В., Нагорный А. В. Перспективы агрострахования в Российской Федерации: проблемы и особенности // Научно-практический журнал Южного Университета «Заметки ученого». 2021. № 6-1. С. 377-382.

6. Мещанинова Е. Г. Агрострахование в России: проблемы и инструменты // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития экономики. Труды XVIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Под редакцией Н. В. Апатовой. 2019. С. 179-180.

7. Миронова Н. А. Агрострахование в Российской Федерации: проблемы, особенности, перспективы // Московский экономический журнал. М. 2020. № 5. С. 489-496.

8. Образцова О. А., Агибалов А. В. Состояние рынка агрострахования в России на современном этапе и его место в системе страховых отношений // International agricultural journal. 2021. Т. 64. № 3. С. 57-68.

9. Образцова О. А., Агибалов А. В. Становление и развитие современной системы агрострахования в России // Вестник Воронежского Государственного Аграрного Университета. 2019. № 4. С. 203-215.

10. Соколова И. А., Шадрин В. К. Страхование сельскохозяйственной деятельности в контексте «единой» субсидии // Проблемы современной аграрной науки: материалы международной заочной научной конференции, Красноярск, 15 октября 2017 г. Красноярский государственный аграрный университет. 2017. С. 139-141.

References

1. Alekseenko A. (2019) Agricultural investments to the Russian Far East: legal aspect Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa [Territory of new opportunities. Bulletin of the Vladivostok State University of Economics and Service]. № 1. Vol. 11. №1: 17-27. (In Russ.)

2. Bogachev A. (2018) Russian market of subsidized insurance: state, dynamics, prospects Vestnik Voronezhskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya: ekonomika i up-ravlenie [Bulletin of the Voronezh State University: economics and management]. №2: 143-151. (In Russ.)

3. Zimina A. (2007) State support increase for agricultural producers on the basis of

improving agricultural insurance: dissertation abstract for the degree of candidate of economic sciences GOU VPO «Altajskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet» [The Altai State Agricultural University]:24. (In Russ.)

4. Liholetova N. (2020) Government support of agricultural insurance system in the Russian Federation Instrumenty i mekhanizmy ustojchivogo innovacionnogo razvitiya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Voronezh, 06 iyulya 2020. Sterlitamak: AMI: 81-83. (In Russ.)

5. Liholetova N., Nagornyj A. (2021) Prospects for agricultural insurance in the Russian Federation: problems and features Nauchno-prakticheskij jurnal YUzhnogo Univer-siteta «Zametki uchenogo» [Scientific and practical journal of Russian southern university «Scientists notes»], №6-1: 377-382. (In Russ.)

6. Meshchaninova E. (2019) Agricultural insurance in Russia: problems and measures in the collection: Actual problems and prospects for the development of the economy. Proceedings of the XVIII All-Russian scientific-practical conference with international participation. Edited by N. V. Apatova: 179-180. (In Russ.)

7. Mironova N. (2020) Agricultural insurance in Russian Federation: problems, features and perspectives Moskovskij ehkonomicheskij zhurnal [Moscow economic journal], Moscow, №5: 489-496. (In Russ.)

8. Obrazcova O. A., Agibalov A. V. (2021) Conditions of the agricultural insurance market in Russia at the present stage and its place in the system of insurance relations Mezhdunarodnyy sel'skokhozyaystvennyy zhurnal [International agricultural journal], vol. 64, №3: 57-68. (In Russ.)

9. Obrazcova O. A., Agibalov A. V. (2019) Stanovlenie i razvitie sovremennoj siste-my agrostrahovaniya v Rossii [Formation and development of the agricultural insurance modern system in Russia] // Vestnik Voronezhskogo Gosudarstvennogo Universiteta [Bulletin of the Voronezh State University], № 4: 203-215. (In Russ.)

10. Sokolova I. A., Shadrin V. K. (2017) Insurance of agricultural activities in the context of a "single" subsidy in Problems of modern agrarian science: materials of the international correspondence scientific conference, Krasnoyarsk, October 15, 2017. Krasnoyarsk State Agrarian University: 139-141. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 24.10.2022; одобрена после рецензирования 11.11.2022; принята к публикации 16.11.2022.

The article was submitted 24.10.2022; approved after reviewing 11.11.2022; accepted for publication 16.11.2022.

Информация об авторах

Е. Ю. Агешина - кандидат экономических наук, директор по научно-методическим проектам, Федеральное автономное научное учреждение «Восточный центр государственного планирования»

И. А. Лаврентьев - руководитель направления, Федеральное автономное научное учреждение «Восточный центр государственного планирования»

В. А. Федорова - ведущий аналитик, Федеральное автономное научное учреждение «Восточный центр государственного планирования»

0. А. Назаренко - старший аналитик, Федеральное автономное научное учреждение «Восточный центр государственного планирования

Information about the authors

E. Y. Ageshina - Candidate of Economics, director of the scientific and methodological projects, the federal autonomous scientific institution «The Eastern state planning center»

1. A. Lavrentyev - head, the federal autonomous scientific institution «The Eastern state planning center»

V. A. Fedorova - leading analyst, the federal autonomous scientific institution «The Eastern state planning center»

O. A. Nazarenko - senior analyst, the federal autonomous scientific institution «The Eastern state planning center»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.