Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА'

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / ИТОГОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ИНТЕГРАТИВНОЕ ЗАДАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жадаев Юрий Анатольевич, Жадаева Анна Валерьевна, Селезнев Валерий Анатольевич

Рассматриваются различные аспекты государственной итоговой аттестации выпускников педагогического вуза в условиях реализации профессионального стандарта педагога. Описываются формы государственной итоговой аттестации. Раскрывается содержание практико-ориентированных интегративных заданий итогового государственного экзамена. Определяются направления совершенствования системы государственной итоговой аттестации выпускников педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жадаев Юрий Анатольевич, Жадаева Анна Валерьевна, Селезнев Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE STATE FINAL CERTIFICATION OF THE GRADUATES OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITIES IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE TEACHER’S PROFESSIONAL STANDARD

The article deals with the different aspects of the State Final Certification of the graduates of the pedagogical universities in the context of the implementation of the Teacher’s Professional Standard. There are described the forms of the State Final Certification. The authors characterize the content of the practice-oriented integrated tasks of the Final State Examination. There are defined the directions of the improvement of the system of the State Final Certification of the graduates of the pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

известия вгпу

Feder. Sobr. Ros. Federacii 26 dek. 2012 g. [Elektronnyj resurs] // Zakony, kodeksy, normativno-pravo-vye akty Rossijskoj Federacii. URL: http://www.con sultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (data ob-rashcheniya: 06.08.2021).

13. Ob utverzhdenii programmy «Cifrovaya eko-nomika Rossijskoj Federacii: Rasporyazhenie Pravi-tel'stva Rossijskoj Federacii ot 28 iyulya 2017 g. № 1632-p [Elektronnyj resurs]. URL: http://govern ment.ru/docs/28653/(data obrashcheniya: 06.08.2021).

14. Polat E.S., Moiseeva M.V., Petrov A.E. [i dr.]. Pedagogicheskie tekhnologii distancionnogo obucheniya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij / pod red. E.S. Polat. M., 2006.

15. Prioritetnyj proekt «Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. URL: http://government.ru/projects/ selection/643/25682/ (data obrashcheniya: 06.08.2021).

16. Profstandart pedagoga 2021, utv. Pravitel'st-vom RF [Elektronnyj resurs]. URL: https://rusjurist. ru/kadry/professionalnye_standarty/profstandart-peda goga-utverzhdennyj-pravitelstvom-rf/ (data obrashche-niya: 06.08.2021).

17. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty [Elektronnyj resurs]. URL: https://fgos.ru/ (data obrashcheniya: 06.08.2021).

18. Hutorskoj A.B. Distancionnoe obuchenie i ego tekhnologii [Elektronnyj resurs] // Komp'yuterra. 2002. № 36. S. 26-30. URL: http://www.computer ra.ru/compunity/edujob/20277/ (data obrashcheniya: 01.08.2021).

19. Hutorskoj A.V. Distancionnoe obuchenie i ego tekhnologii [Elektronnyj resurs] // Ejdos. 2005. 10 sent. URL: http://eidos.ru/journal/2005/0910-18.htm (data obrashcheniya: 01.08.2021).

20. Shchennikov S.A. Otkrytoe distancionnoe ob-razovanie. M., 2002.

Development of distance educational competence of students

The article deals with the basic issues associated with distance education. There is described the author's suggestion and practice directed to the development of the distance educational competence of students. There is given the definition of the distance educational competence. The authors characterize the means of its development of the students-musicians studied in the pedagogical university.

Key words: e-learning, distance education, information technologies, distance educational technologies, professional competence.

(Статья поступила в редакцию 09.09.2021)

ЮЛ. ЖАДАЕВ, A.B. ЖАДАЕВА,

В.А. СЕЛЕЗНЕВ

(Волгоград)

особенности

государственной итоговой аттестации выпускников педагогического вуза в условиях реализации профессионального стандарта педагога

Рассматриваются различные аспекты государственной итоговой аттестации выпускников педагогического вуза в условиях реализации профессионального стандарта педагога. Описываются формы государственной итоговой аттестации. Раскрывается содержание практико-ориентированных интегратив-ных заданий итогового государственного экзамена. Определяются направления совершенствования системы государственной итоговой аттестации выпускников педагогического вуза.

Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, выпускная квалификационная работа, итоговый государственный экзамен, фонд оценочных средств, практико-ориенти-рованное интегративное задание.

В условиях реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» особую значимость приобретают новые подходы в организации государственной итоговой аттестации выпускников педагогических вузов. Совершенствование государственной итоговой аттестации выпускников - будущих учителей технологии представляется на даный момент одной из важнейших задач современного образования.

Необходимость модернизации - переосмысления содержания и процедуры государственной итоговой аттестации (далее ГИА) в педагогическом вузе становится настоятельной потребностью. Традиционная ее модель с устными ответами, преимущественно по теоретическим вопросам, не позволяет произвести полную и объективную оценку готовности выпускников к профессионально-педагогической деятельности, особенно в отношении прикладного компонента.

О Жадаев Ю.А., Жадаева A.B., Селезнев В.А., 2021

В сложившейся ситуации важен поиск других моделей аттестации [10, с. 68]. Государственная итоговая аттестация выпускников педагогических вузов должна выстраиваться на основе реализации требований профессионального стандарта педагога и ФГОС ВО [2, с. 79].

оценивание образовательных достижений выпускников вуза - это сложный, многоэтапный процесс, направленный на выявление уровня профессиональной подготовки выпускников и повышение качества образовательного процесса в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего образования, работодателей, спецификой региона; предопределяющий создание инновационной технологии оценивания [6, с. 106]. В условиях современной личностно ориентированной компетентностной парадигмы образования ГИА включает в себя все результаты освоения программы аттестуемым выпускником, которые предусмотрены соответствующим ФГоС и выражены в формулировках компетенций [1, с. 21].

Современные подходы к оцениванию образовательных достижений будущего учителя связаны с определением уровней развития профессиональной компетентности и профессиональных компетенций. Будущий учитель должен не просто овладеть системой знаний в области профессиональной деятельности, но и быть готов к практическому решению профессиональных задач воспитания, обучения и развития личности [6, с. 106]. обратимся к опыту организации государственной итоговой аттестации будущих учителей технологии, выпускников магистратуры Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

ГИА проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. № 636 (с изменениями и дополнениями), а также документами, регламентирующими проведение ГИА в университете [7].

Программа ГИА является обязательным структурным элементом каждой реализуемой образовательной программы вуза и включает в себя сдачу государственного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы (ВКР). В состав государственных экзамена-

КИЕ НАУКИ -

ционных комиссий включается не менее 50% представителей работодателей. При формировании состава комиссий максимально учитывается специфика магистерской программы.

Фонд оценочных средств для итоговой государственной аттестации включает в себя:

- перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы;

- описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания;

- типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы;

- методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы.

Часть компетенций проверяется во время экзамена, другие - во время защиты магистерской диссертации. основным критерием оценки результатов сдачи государственных экзаменов и защиты выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) выступает уровень сформированности компетенций как соответствие результатов освоения обучающимися оПоП требованиям ФГоС Во.

обязательным компонентом ГИА независимо от профиля подготовки является защита ВКР, которая предназначена для определения уровня сформированное™ компетенций, глубины знаний в избранной научной области, относящейся к профилю подготовки, а также навыков экспериментально-методической работы. В рамках государственной аттестации оценивается не только качество выполнения ВКР (актуальность и полнота исследования, достоверность полученных результатов), но и способность автора работы достойно представить результаты своих научных изысканий. При оценивании выступления студента члены комиссии обращают внимание на способность к коммуникации в устной и письменной формах (ясность и четкость речи, лаконичность формулировок, логичность объяснений); качество представления работы (соответствие мультимедийного сопровождения устной речи выпускника, а также наглядность, оптимальность изложения информации на слайдах); владение навыками аргументации собственного мнения [10, с. 73-74].

организация выполнения и защиты выпускной квалификационной работы, безусловно, требует, как и экзамен, совершенствования. Но, скорее всего, вид деятельности сту-

дента и форма защиты результатов этой работы могут остаться прежними [2, с. 80].

Защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) является завершающим звеном в государственной итоговой аттестации выпускников. Тексты выпускных квалификационных работ размещаются организацией в электронно-библиотечной системе организации и проверяются на объем заимствования. Предполагается апробация результатов исследований в форме публикаций, участия в научных конференциях и в конкурсах научных работ. При подготовке к защите выпускной квалификационной работы магистрантам рекомендовано обратить особое внимание на составление медиапрезентаций, использование других средств наглядности (таблиц, схем, рисунков).

Анализ тематики и содержания выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) показал, что они соответствуют проблематике дисциплин подготовки, при этом ряд исследований выполнен на междисциплинарном уровне и в соответствии с запросами профессиональной практики. Многие работы носят самобытный, творческий характер, отличаются высокой степенью самостоятельности и обоснованностью выводов, рекомендованы к публикации, имеют прикладное значение.

Председатели ГЭК в своих отчетах отмечают высокое качество подготовки и уверенную защиту выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) с использованием выпускниками в процессе защиты презентаций, подтверждающих апробацию и внедрение результатов, а также содержательные характеристики руководителей и объективное рецензирование представленных к защите результатов.

Анализ практики показывает: в вузах накоплен значительный опыт, отработаны технологии и существуют свои традиции организации подготовки и проведения защиты ВКР. Поэтому данная часть итоговой аттестации не вызывает у академического сообщества особых затруднений, в то время как содержание и процедура проведения государственного экзамена породили массу вопросов, однозначные ответы на которые не получены до сих пор [5, с. 129].

А.И. Смоляр и С.Г. Зоголь предлагают проводить в рамках ГИА в педагогических вузах комплексный экзамен межпредметного содержания, представленный следующими бло-

ками: психолого-педагогическим, методическим и культурно-просветительским. Авторы отмечают: «...итоговая государственная аттестация должна носить комплексный, системный и междисциплинарный характер, оценивая степень владения выпускником профессиональными действиями учителя и компетенциями, необходимыми для их осуществления» [6, с. 243].

В современной педагогической теории еще недостаточно разработана методология проведения государственного итогового экзамена как формы оценивания компетенций выпускников, методического обоснования разработки фондов оценочных средств и практико-ори-ентированных интегративных заданий. Кроме того, недостаточно отработаны механизмы компетентностно-ориентированного оценивания результатов образования в практике высшей школы.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования требует от высшего учебного заведения обеспечения гарантии качества подготовки, в том числе путем разработки объективных процедур оценки уровня компетенций выпускников. При проектировании инновационных оценочных средств, на наш взгляд, необходимо предусматривать оценку способности к инновационной деятельности, способствующей подготовке выпускника, готового вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения [3].

На государственном экзамене оцениваются уровень теоретической подготовки выпускника, способность к практическому применению освоенных знаний и умений в конкретной профессионально-педагогической ситуации. Программа экзамена построена таким образом, что в процессе подготовки к нему магистрант должен не только обобщить и систематизировать освоенную ранее учебную информацию, но и актуализировать компетенции, сформированные в процессе обучения.

Необходимость изменения подходов в организации государственного итогового экзамена выпускников - будущих учителей технологии во многом связана с вариативностью программно-методического обеспечения школьного курса технологии по ФГОС ООО. Выход из данной ситуации видится в ином подходе к построению программы государственной итоговой аттестации, отбор содер-

жания которой должен быть осуществлен на основе выделения ключевых вопросов предметного содержания школьного курса технологии основной школы и технологических аспектов деятельности школьного учителя технологии в условиях реализации ФГОС ООО и профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Экзамен проводится в устной форме по теоретическим вопросам и практическим заданиям в доброжелательной обстановке. Экзаменационные билеты выбираются случайным образом. Время для подготовки к ответу -60 минут. Учитывая ограниченность государственного итогового экзамена по времени, необходимо использовать ряд заданий интегра-тивного характера, выполнить которые студенты смогут в отведенное время. Исследователи обращают внимание на интегрированный характер педагогической деятельности и необходимость ориентации учебной деятельности студентов на интеграцию теоретических и практических знаний [6, с. 107].

Необходимым условием эффективной организации государственной итоговой аттестации является разносторонняя ориентация будущего учителя на все сферы педагогической деятельности - учебную деятельность учащихся и ее методическую оснащенность, воспитательное взаимодействие и его организацию, исследовательскую работу студента и овладение ее методикой. Компетенции формируются в деятельности, следовательно, их оценивание на государственном экзамене должно осуществляться посредством создания ситуаций квазипрофессиональной деятельности выпускника, максимально приближенных к реальной профессиональной практике.

В системе высшего образования существует огромное методологическое поле проблем, связанное с разработкой ФОС как для отдельных учебных дисциплин, так и для проведения итогового контроля уровня сформирован-ности компетенций, прописанных в стандарте [Там же, с. 108]. Фонд оценочных средств государственного экзамена должен дать возможность выпускнику продемонстрировать не только и не столько то, что он знает, а то, как он будет действовать в сложившейся профессиональной ситуации на основе полученных теоретических знаний и приобретенных практических умений [9].

кие науки -

Сложность создания фонда оценочных средств как объекта педагогического проектирования обусловлена метапредметным характером компетенции. Соответственно, оценку уровня сформированности компетенции у выпускника вуза возможно провести только на основе интеграции содержания образования -объединения учебного материала разных дисциплин в профессиональную задачу. При этом можно проверить уровень как теоретической, так и практической подготовки выпускника к решению профессиональных задач [5, с. 132].

При проектировании комплексного экзамена единицей построения содержания и оценивания профессионально-педагогической подготовки выступает, по мнению А.И. Смо-ляр и С.Г. Зоголь, педагогическая задача или проблемная задача, предполагающая нахождение условий ее решения [8, с. 244]. Реальные профессиональные ситуации значительно шире теоретических основ или практических действий, осваиваемых студентами в рамках только одной дисциплины, и поэтому, естественно, предлагаемые на экзамене задачи должны носить комплексный междисциплинарный характер [9].

Разработка практико-ориентированных интегративных заданий для итогового экзамена является достаточно сложной задачей, поскольку они должны быть примерно одинаковыми по сложности и охватывать компетенции, вынесенные для проверки подготовленности выпускника. Кроме того, «содержание Государственного профессионального экзамена должно совершенствоваться не только представителями вузов. К данному процессу следует подключиться и работодателям» [10, с. 75]. Целесообразная и инициативная работа вузов и школ, а также грамотно построенная реализация их сотрудничества, по нашему мнению, приведут к становлению культуры взаимодействия образовательного сообщества [4, с. 105-106].

Перечисленные ниже задания, по нашему мнению, способствуют системной и комплексной государственной итоговой аттестации будущих учителей технологии и отражают как структуру предметного содержания школьного курса технологии основной школы, так и различные аспекты деятельности учителя технологии в условиях реализации ФГОС ООО и профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Экзаменационные практические задания государственного экзамена по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», магистерской программе «Робототехника, предпринимательство и дизайн в технологическом образовании»

1. Дайте сравнительный анализ авторских программ по технологии. Какую программу вы бы предпочли? Аргументируйте свой выбор.

2. Сформулируйте личностные, метапредмет-ные и предметные результаты к уроку технологии по предложенной теме.

3. Укажите, какие универсальные учебные действия можно сформировать у учащихся в процессе проведения урока технологии по указанной преподавателем теме.

4. Используя Примерную программу по технологии, заполните пропущенные графы тематического планирования.

5. Используя различные источники информации, подготовьте кейс по технологии для учащихся 5-8-х классов.

6. Проанализируйте один из предложенных вам вариантов конспекта урока по технологии.

7. Проанализируйте один из предложенных вам вариантов плана-конспекта внеклассного мероприятия по технологии для учащихся 5-8-х классов.

8. Используя различные источники информации, разработайте план-конспект урока по указанной преподавателем теме.

9. Используя различные источники информации, разработайте план-конспект урока в форме экскурсии.

10. Составьте план интегрированного урока, указав его задачи и обосновав необходимость межпредметной интеграции.

11. Используя различные источники информации, разработайте план-конспект внеклассного мероприятия по технологии для учащихся 58-х классов.

12. Выберите из предложенной вам системы вопросов проблемные задания, обоснуйте их «про-блемность».

13. Выберите из предложенной вам системы вопросов некорректно сформулированные задания. Объясните, почему они не соответствуют методическим требованиям.

14. Разработайте систему вопросов, которые вы предложили бы учащимся после изучения одной из тем курса технологии.

15. Разработайте систему вопросов, которые вы предложили бы учащимся после изучения одного из разделов курса технологии.

16. Сформулируйте не менее 7-8 тем докладов, которые вы предложили бы учащимся после изучения одного из разделов курса технологии.

17. Разработайте систему вопросов и заданий, которые вы могли бы предложить ученикам 5-

8-х классов в процессе изучения одного из разделов курса технологии.

18. Руководствуясь критериями, осуществите оценивание письменных ответов учащихся по одной из тем курса технологии.

19. Предложите тематику проектов (5-6 наименований) по технологии для учащихся 5-8-х классов. Определите алгоритм реализации одного из проектов.

20. Руководствуясь критериями, предъявляемыми к экспертизе элективных курсов, проанализируйте один из предложенных вам вариантов. Дайте заключение о возможности использования данного элективного курса в практике технологического образования.

Каждое задание предполагает использование психолого-педагогических и методико-технологических знаний для демонстрации своих способностей применить их в предстоящей профессионально-педагогической деятельности [10, с. 72].

Отбор содержания экзаменационных заданий строится, прежде всего, на принципах научности, систематичности и целостности, что позволяет объективно и всесторонне оценить уровень качества подготовки выпускников. Реальным образовательным результатом обучения студентов становится профессиональное действие или сложное умение, требующее синтеза знаний и компетенций, которые формируются в разных учебных дисциплинах.

М.А. Якунчев, Н.В. Жукова, Т.А. Маскае-ва, О.А. Ляпина при оценивании ответов особое внимание предлагают обращать на знание содержания образовательных программ по предметной области и сформированность умений применять теоретические знания в предметной области для решения практических задач обучения, в частности способность использовать современные методы, технологии обучения и диагностики; способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредмет-ных и предметных результатов обучения [там же, с. 72-73]. Однако, несмотря на складывающуюся положительную практику, многое еще предстоит сделать для совершенствования системы государственной итоговой аттестации выпускников магистратуры, будущих учителей технологии.

Во-первых, особое внимание следует уделять оценке качества содержания программ государственных экзаменов, оценочных и измерительных материалов. Стоит обратиться к внешней оценке качества образовательной де-

педагогические науки

ятельности и подготовки выпускников, что настоятельно рекомендуют федеральные образовательные стандарты.

Во-вторых, необходимо увеличивать долю выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций), подготовленных по заказу базовых профильных организаций, формулировать тематику с учетом мнения представителей работодателей и социального запроса. Это будет способствовать более тесному взаимодействию и сотрудничеству с организациями-партнерами, а также подчеркнет практическую значимость выполняемых исследований по сбору эмпирического материала во время преддипломной практики выпускников.

Таким образом, представленные выше организация и содержание государственной итоговой аттестации выпускников - будущих учителей технологии отвечают запросам современного технологического образования и требованиям педагогической практики в условиях реализации профессионального стандарта педагога. Компетентностно-ориентированный подход к организации и содержанию государственного итогового экзамена реализуется на основе практико-ориентированных интегра-тивных заданий, максимально приближенных к реальной профессиональной практике.

Практико-ориентированные интегратив-ные задания позволяют оценить готовность выпускников к профессионально-педагогической деятельности, способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми функциями учителя технологии и профессиональным стандартом педагога, содействуют формированию опыта системно-целостного видения профессионально-педагогических задач, формированию метапро-фессиональных действий и ценностно-смысловых ориентаций будущего учителя технологии как субъекта деятельности.

Список литературы

1. Аниськин В.Н., Доманина H.A., Кислова Н.Н. Государственная итоговая аттестация по педагогическим направлениям подготовки: соответствие требованиям образовательного и профессионального стандартов [Электронный ресурс] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. № 4(33). URL: https://cyberleninka ru/article/n/gosudarstvennaya-itogovaya-attestatsiya-po-pedagogicheskim-napravleniyam-podgotovki-soot vetstvie-trebovaniyam-obrazovatelnogo-i (дата обращения: 15.09.2021).

2. Антипова Е.П., Шамало Т.Н. Совершенствование Государственной итоговой аттестации бу-

дущих учителей на основе требований профессионального стандарта [Электронный ресурс] // Пед. образование в России. 2018. № 12. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sovershenstvovanie-go sudarstvennoy-itogovoy-attestatsii-buduschih-uchite-ley-na-osnove-trebovaniy-professionalnogo-standarta (дата обращения: 15.09.2021).

3. Жадаев Ю.А., Жадаева А.В. Особенности подготовки будущего учителя к инновационной профессиональной деятельности // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2020. № 3(146). С. 4-8.

4. Жадаев Ю.А., Жадаева А.В., Селезнев В.А. Стратегическое партнерство «школа - вуз» в условиях технологической трансформации России // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2020. № 10(153). С. 100-107.

5. Науменко О.В., Чандра М.Ю. Формирование программы и фонда оценочных средств для проведения итоговой аттестации выпускников вуза [Электронный ресурс] // Дискуссия. 2016. № 1(64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-programmy-i-fonda-otsenochnyh-sredstv-dlya-provede niya-itogovoy-attestatsii-vypusknikov-vuza (дата обращения: 15.09.2021).

6. Наумова О.С., Клименко Т.Н. Интегрированная модель итогового государственного экзамена бакалавра педагогического образования в области иностранного языка [Электронный ресурс] // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 1(38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrirovannaya-mo del-itogovogo-gosudarstvennogo-ekzamena-bakalav ra-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-oblasti-inostran nogo-yazyka (дата обращения: 15.09.2021).

7. Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры: приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. № 636 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/711456 90/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 15.09.2021).

8. Смоляр А.И., Зоголь С.Г. Комплексный итоговый экзамен в педагогическом вузе: подходы и содержание [Электронный ресурс] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. № 3(20). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kompleksnyy-itogovyy-ekzamen-v-pedagogi cheskom-vuze-podhody-i-soderzhanie (дата обращения: 15.09.2021).

9. Чандра М.Ю. Управление качеством проектирования и реализации образовательных программ в вузе: замысел концепции // Дискуссия. 2015. № 10(62). С. 161-166.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Якунчев М.А., Жукова Н.В., Маскаева Т.А., Ляпина О.А. Модернизация государственной итоговой аттестации выпускников педагогического вуза [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2019. № 6(42). С. 65-77. URL:

ИЗВЕСТИЯ вгпу

https://cyberleninka.rU/article/n/modernizatsiya-gosu darstvennoy-itogovoy-attestatsii-vypusknikov-pedago gicheskogo-vuza (дата обращения: 15.09.2021). DOI:

10.32744/pse.2019.6.6.

* * *

1. Anis'kin V.N., Domanina N.A., Kislova N.N. Gosudarstvennaya itogovaya attestaciya po pedago-gicheskim napravleniyam podgotovki: sootvetstvie trebovaniyam obrazovatel'nogo i professional'nogo standartov [Elektronnyj resurs] // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2020. № 4(33). URL: https://cyberleninka.ru/artide/ri/gosudarstvenna-ya-itogovaya-attestatsiya-po-pedagogicheskim-naprav leniyam-podgotovki-sootvetstvie-trebovaniyam-obra zovatelnogo-i (data obrashcheniya: 15.09.2021).

2. Antipova E.P., Shamalo T.N. Sovershenst-vovanie Gosudarstvennoj itogovoj attestacii budush-chih uchitelej na osnove trebovanij professional'nogo standarta [Elektronnyj resurs] // Ped. obrazovanie v Rossii. 2018. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sovershenstvovanie-gosudarstvennoy-itogo voy-attestatsii-buduschih-uchiteley-na-osnove-trebova niy-professionalnogo-standarta (data obrashcheniya: 15.09.2021).

3. Zhadaev Yu.A., Zhadaeva A.V. Osobennos-ti podgotovki budushchego uchitelya k innovacionnoj professional'noj deyatel'nosti // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2020. № 3(146). S. 4-8.

4. Zhadaev Yu.A., Zhadaeva A.V., Seleznev V.A. Strategicheskoe partnerstvo «shkola - vuz» v usloviyah tekhnologicheskoj transformacii Rossii // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2020. № 10(153). S. 100-107.

5. Naumenko O.V., Chandra M.Yu. Formirovanie programmy i fonda ocenochnyh sredstv dlya prove-deniya itogovoj attestacii vypusknikov vuza [Elektron-nyj resurs] // Diskussiya. 2016. № 1(64). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-programmy-i-fonda-otsenochnyh-sredstv-dlya-provedeniya-itogov-oy-attestatsii-vypusknikov-vuza (data obrashcheniya: 15.09.2021).

6. Naumova O.S., Klimenko T.N. Integrirovan-naya model' itogovogo gosudarstvennogo ekzamena bakalavra pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti inostrannogo yazyka [Elektronnyj resurs] // Pedago-gicheskij IMIDZH. 2018. № 1(38). URL: https://cy berleninka.ru/article/n/integrirovannaya-model-itogo vogo-gosudarstvennogo-ekzamena-bakalavra-pedago gicheskogo-obrazovaniya-v-oblasti-inostrannogo-ya zyka (data obrashcheniya: 15.09.2021).

7. Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya gosu darstvennoj itogovoj attestacii po obrazovatel'nym

programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam specialiteta i programmam magistratury: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 29 iyunya 2015 g. № 636 [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/71145690/53f894 21bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (data obrashcheniya: 15.09.2021).

8. Smolyar A.I., Zogol' S.G. Kompleksnyj itogovyj ekzamen v pedagogicheskom vuze: podhody i soder-zhanie [Elektronnyj resurs] // Azimut nauchnyh issle-dovanij: pedagogika i psihologiya. 2017. № 3(20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnyy-itogovyy-ekzamen-v-pedagogicheskom-vuze-podho dy-i-soderzhanie (data obrashcheniya: 15.09.2021).

9. Chandra M.Yu. Upravlenie kachestvom pro-ektirovaniya i realizacii obrazovatel'nyh programm v vuze: zamysel koncepcii // Diskussiya. 2015. № 10(62). S. 161-166.

10. Yakunchev M.A., Zhukova N.V., Maskae-va T.A., Lyapina O.A. Modernizaciya gosudarstven-noj itogovoj attestacii vypusknikov pedagogiche-skogo vuza [Elektronnyj resurs] // Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2019. № 6(42). S. 65-77. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-gosudarst-vennoy-itogovoy-attestatsii-vypusknikov-pedagogiche skogo-vuza (data obrashcheniya: 15.09.2021). DOI: 10.32744/pse.2019.6.6.

Peculiarities of the State Final Certification of the graduates of the pedagogical universities in the context of the implementation of the Teacher's Professional Standard

The article deals with the different aspects of the State Final Certification of the graduates of the pedagogical universities in the context of the implementation of the Teacher's Professional Standard. There are described the forms of the State Final Certification. The authors characterize the content of the practice-oriented integrated tasks of the Final State Examination. There are defined the directions of the improvement of the system of the State Final Certification of the graduates of the pedagogical universities.

Key words: the State Final Certification, graduate qualification work, final state examination, fund of evaluation tools, practice-oriented integrated task.

(Статья поступила в редакцию 19.09.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.