Научная статья на тему 'Особенности государственного регулирования рынка сельскохозяйственной техники региона'

Особенности государственного регулирования рынка сельскохозяйственной техники региона Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
414
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Негметзянов А. В.

В статье обоснована необходимость государственного регулирования рынка сельскохозяйственной техники региона. Рассмотрены особенности государственного регулирования рыночных отношений. Проведен анализ нормативно-правовой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to state regulation of a regional agricultural machinery market. Features of state regulation of market relations are considered. The analysis of the regulatory and legal framework is carried out.

Текст научной работы на тему «Особенности государственного регулирования рынка сельскохозяйственной техники региона»

А. В. Негметзянов

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ РЕГИОНА

Работа представлена Пермским филиалом Института экономики УрО РАН. Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор А. К. Осипов

257

В статье обоснована необходимость государственного регулирования рынка сельскохозяйственной техники региона. Рассмотрены особенности государственного регулирования рыночных отношений. Проведен анализ нормативно-правовой базы.

Ключевые слова: рынок сельскохозяйственной техники, государственное регулирование, нормативно-правовая база.

The article is devoted to state regulation of a regional agricultural machinery market. Features of state regulation of market relations are considered. The analysis of the regulatory and legal framework is carried out.

Key words: market of agricultural machinery, state regulation, regulatory and legal framework.

Ключевым инструментом развития агропромышленного комплекса региона является рынок сельскохозяйственной техники. Он рассматривается как совокупность юридических и физических лиц, взаимодействующих по определенным правилам в связи и по поводу купли-продажи новых, подержанных и восстановленных сельскохозяйственных машин, их составных частей и услуг по ремонту и техническому обслуживанию. Взаимодействие субъектов рынка проявляется в форме товарообменных отношений.

Эффективность функционирования рынка средств производства во многом определяет положение сельского хозяйства региона, поэтому актуальной задачей является государственное регулирование в сфере развития рыночных отношений.

Основы концепции государственного регулирования должны составлять следующие положения:

• рынок средств производства не является закрытой системой и развивается в тесной взаимосвязи с другими элементами рыночной системы;

• структура рыночной системы включает различные типы рынков (рынок новой, подержанной, восстановленной техники, рынок ремонтно-технических услуг, рынок страховых, финансово-кредитных услуг);

• механизмы регулирования рынка сельхозтехники должны строиться на непротиворечивой основе.

Систему методов государственного регулирования рынка сельскохозяйственной техники региона можно представить схематично в следующем виде (рис. 1). Данная схема составлена на основе системы методов регулирования потребительского рынка, представленной в трудах отечественных авторов [1, с. 8].

Опыт освоения систем ведения агропромышленного производства свидетельствует о том, что такие системы имеют важное значение в реализации задач вывода агропромышленного производства из кризиса на базе научно-обоснованных методов проведения аграрной реформы, комплексного решения социально-экономических, технологических и организационных проблем развития сельского хозяйства и сферы его обслуживания [2, с. 158].

Существующие законодательные механизмы на федеральном и региональном уровне (Конституция РФ, Налоговый кодекс, Градостроительный кодекс, Закон о защите предпринимательства, региональные программы развития малого бизнеса и др.) в целом обеспечивают рациональное регулирование рынка сельскохозяйственной техники.

Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ совместно с другими министерствами и ведомствами внесен ряд проектов законодательных и нормативных документов в законодательные и исполнительные органы власти Российской Федерации, в том числе:

Особенности государственного регулирования рынка сельскохозяйственной техники региона

• проект Федерального закона «О сельскохозяйственных научных организациях»;

• проект Федерального закона «О паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), используемую в сельском хозяйстве»;

• проект Федерального закона «О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»;

• проект Федерального закона «Об особенностях создания и правового статуса акционерных обществ в сельском хозяйстве»;

• проект Постановления Правительства РФ «О ценовой политике в сфере агропромышленного производства»;

• проект Федеральной целевой программы по обеспечению паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

Рис. 1. Система методов регулирования рынка сельхозтехники региона

Для успешной реализации Федерального закона «О государственном регулировании агропромышленного производства», в разработке которого принимали участие ведущие экономисты-аграрники, предложен механизм пересмотра внешнеэкономической политики через пошлины, квоты и другие экономические рычаги [2, с. 159].

Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства осуществляется Федеральным законом от 29.12.06 «О развитии сельского хозяйства». Федеральный закон от 09.07.02 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» устанавливает правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйствен-

ных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства.

Федеральный закон от 02.12.1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» устанавливает общие правовые и экономические принципы и положения формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности.

Основным источником приобретения предприятиями АПК техники с целью повышения их оснащенности остается лизинг. Лизинговые сделки описаны в параграфе 6 гл. 34 Гражданского кодекса РФ. Этот параграф носит название «Финансовая аренда (лизинг)» и состоит из шести статей, в которых даны определение договора финансовой аренды, предмета договора, порядка передачи предмета договора, перехода к арендатору риска случайной гибели, ответственности продавца.

Правительством Российской Федерации принимаются меры по развитию лизинговых отношений, в том числе в агропромышленном комплексе. Так, например,

принято Постановление Правительства РФ от 16.06.1994 г. «Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)».

Постановлением Правительства РФ от 29.10.1997 г. утвержден «Порядок обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретения племенного скота на основе финансовой аренды (лизинга)». Данным постановлением сформирован механизм осуществления лизинга в АПК. В частности, определено, что все ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете и направляемые на формирование лизингового фонда, составляют средства федерального лизингового фонда [3, с. 53].

Регулирование рынка сельскохозяйственной техники должно базироваться на научно обоснованных методах. Государству необходимо соблюдать определенный баланс между административными и экономическими методами. Государственную политику в области рыночного регулирования в АПК целесообразно проводить в большей степени на основе экономических и социально-психологических методов: совершенствование налоговой базы, поддержка отечественного сельхозмашиностроения, развитие сельскохозяйственного производства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зорин С. М. Оптимизация государственного вмешательства в управлении потребительским рынком. Препринт. Екатеринбург: ИЭ УРО РАН, 2007. 58 с.

2. Научно-техническое развитие агропромышленного комплекса России (состояние и перспективы): Коллективная монография. М.: Экономика и информатика, 2001. 392 с.

3. Нечитайлов С. Роль лизинга в производстве и использовании техники // АПК: экономика, управление. 2001. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.