Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕХОДА НА ЭКОНОМИКУ ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА В ОТНОШЕНИИ ОТХОДОВ В СТРАНАХ АЗИИ'

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕХОДА НА ЭКОНОМИКУ ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА В ОТНОШЕНИИ ОТХОДОВ В СТРАНАХ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА / ЦИКЛИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА / РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР / ОТХОДЫ / ВТОРИЧНЫЕ РЕСУРСЫ / АЗИЯ / РАСШИРЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долгушин Александр Борисович

В статье рассмотрен азиатский опыт реализации экономики замкнутого цикла, представлены результаты поиска и анализа зарубежных законодательных актов стран Азии, закрепляющих основные положения и принципы перехода к экономике замкнутого цикла, которые могут быть применимы к обращению с отходами производства и потреблению при законодательном регулировании и программно-целевом планировании перехода на принципы экономики замкнутого цикла в Российской Федерации. Отмечается высокая готовность социальных подсистем азиатских социо-эколого-экономических систем устойчивого развития к переходу от линейной модели потребления на принципы экономики замкнутого цикла. Поиск, перевод и анализ основных нормативно-правовых актов стран Азии на предмет наличия в них определения понятия «экономика замкнутого цикла», концепции, основных задач, принципов, механизмов и инструментов регулирования, в том числе механизма расширенной ответственности производителя, показал, что наиболее примечательным является контрастный в политических подходах, но эффективный по социальным и экономическим результатам опыт решения экологической проблемы отходов Китая и Японии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STATE REGULATION OF THE TRANSITION TO A CIRCULAR ECONOMY IN RELATION TO WASTE IN ASIAN COUNTRIES

The article examines the Asian experience of implementing a circular economy, presents the results of the search and analysis of foreign legislative acts of Asian countries that consolidate the main provisions and principles of transition to a circular economy, which can be applied to the management of production and consumption waste in legislative regulation and program-targeted planning of the transition to the principles of a circular economy in the Russian Federation. There is a high readiness of the social subsystems of the Asian socio-ecological and economic systems of sustainable development to transition from a linear consumption model to the principles of a circular economy. The search, translation and analysis of the main regulatory legal acts of Asian countries for the presence in them of the definition of the term «closed-loop economy», its concept, main tasks, principles, mechanisms and regulatory instruments, including the mechanism of extended producer responsibility, showed that the most remarkable was the contrasting in political approaches, but effective in social and economic results, the experience of China and Japan in solving the environmental problem of waste.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕХОДА НА ЭКОНОМИКУ ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА В ОТНОШЕНИИ ОТХОДОВ В СТРАНАХ АЗИИ»

УДК 338.23

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕХОДА НА ЭКОНОМИКУ ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА В ОТНОШЕНИИ ОТХОДОВ В СТРАНАХ АЗИИ

А.Б. Долгушин

В статье рассмотрен азиатский опыт реализации экономики замкнутого цикла, представлены результаты поиска и анализа зарубежных законодательных актов стран Азии, закрепляющих основные положения и принципы перехода к экономике замкнутого цикла, которые могут быть применимы к обращению с отходами производства и потреблению при законодательном регулировании и программно-целевом планировании перехода на принципы экономики замкнутого цикла в Российской Федерации. Отмечается высокая готовность социальных подсистем азиатских социо-эколого-экономических систем устойчивого развития к переходу от линейной модели потребления на принципы экономики замкнутого цикла. Поиск, перевод и анализ основных нормативно-правовых актов стран Азии на предмет наличия в них определения понятия «экономика замкнутого цикла», концепции, основных задач, принципов, механизмов и инструментов регулирования, в том числе механизма расширенной ответственности производителя, показал, что наиболее примечательным является контрастный в политических подходах, но эффективный по социальным и экономическим результатам опыт решения экологической проблемы отходов Китая и Японии.

Ключевые слова: экономика замкнутого цикла; циклическая экономика; раздельный сбор; отходы; вторичные ресурсы; Азия; расширенная ответственность производителя.

A.B. Dolgushin. FEATURES OF STATE REGULATION OF THE TRANSITION TO A CIRCULAR ECONOMY IN RELATION TO WASTE IN ASIAN COUNTRIES

The article examines the Asian experience of implementing a circular economy, presents the results of the search and analysis of foreign legislative acts of Asian countries that consolidate the main provisions and principles of transition to a circular economy, which can be applied to the management of production and consumption waste in legislative regulation and program-targeted planning of the transition to the principles of a circular economy in the Russian Federation. There is a high readiness of the social subsystems of the Asian socio-ecological and economic systems of sustainable development to transition from a linear consumption model to the principles of a circular economy. The search, translation and analysis of the main regulatory legal acts of Asian countries for the presence in them of the definition of the term «closed-loop economy», its concept, main tasks, principles, mechanisms and regulatory instruments, including the mechanism of extended producer responsibility, showed that the most remarkable was the contrasting in political approaches, but effective in social and economic results, the experience of China and Japan in solving the environmental problem of waste.

Keywords: circular economy; cyclical economy; separate collection; waste; secondary resources; Asia; extended producer responsibility.

На сегодняшний день увеличивается число стран Азии, переходящих на экономику замкнутого цикла (циклическую, циркулярную экономику). Одним из основных стимулов развития циклической экономики азиатских стран на законодательном и программно-целевом уровне стали 17 целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций, среди которых в отношении ответственного производства и потребления выделена отдельная цель (цель № 12 - обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства) [5]. Более эффективно на принципы

циркулярной экономики в отношении отходов переходят развитые страны мира, которые после реализации более простых мер дальних циклов экономики замкнутого цикла (контролируемое захоронение, сжигание отходов, утилизация вторичного сырья) развивают более короткие циклы обращения с отходами согласно принципу иерархии (ремонт, восстановление, длительное использование, компостирование

и др.) [1].

Всего было проанализировано 43 страны Азии, из них 21 уже переходят на экономику замкнутого цикла, что подтверждается нали-

22

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2022. № 4(50)

чием государственного законодательного или программно-целевого документа. Опыт перехода на принципы экономики замкнутого цикла актуален для Российской Федерации, если, во-первых, страна имеет схожие с Российской Федерацией экономические, социальные и экологические условия, и, во-вторых, если этот опыт уже доказал свою эффективность, т. е. нормативно-правовое закрепление основных принципов, положений и механизмов уже апробировано.

Экономика замкнутого цикла является моделью производства и потребления. Основана она прежде всего на возобновлении ресурсов и оптимизации их использования, поэтому дефицит природных ресурсов является существенным фактором, стимулирующим ее развитие.

Международный опыт свидетельствует о том, что наиболее эффективно экономика замкнутого цикла развивается именно в тех странах, где существует дефицит природных ресурсов (страны Европы, Япония, Южная Корея и др.) [4]. Особым фактором развития является территориальный фактор. В странах, где отсутствуют свободные места для размещения отходов, поскольку плотность населения высокая, а территории малы (карликовые и малые страны), более очевиден стимул для перехода на принципы циклической экономики ввиду наступления критической ситуации из-за нехватки мест захоронения. Кроме того, малые расстояния между объектами обращения с отходами удешевляют стадии их обработки и утилизации, что также способствует развитию экономики замкнутого цикла, поскольку сокращаются логистические издержки.

В Российской Федерации отсутствует дефицит природных ресурсов, существуют масштабные свободные территории, а расстояния между объектами обращения с отходами велики. Все это выступает в виде существенных факторов, сдерживающих развитие экономики замкнутого цикла в ее экономическом аспекте, которые необходимо учитывать. Таким образом, брать за основу и пример опыт реализации циклической экономики малых густонаселенных стран с дефицитом собственных природных ресурсов не совсем корректно. Целесообразно акцентировать внимание исследования на странах, которые не испытывают дефицит природных ресурсов и схожи по территориальным признакам с Российской Федерацией. Стоит отметить, что предпосылками перехода на принципы экономики замкнутого цикла в современной Российской Федерации являются не экономические факторы (дефицит или удорожание природных ресурсов), а именно эколо-

гические и социальные факторы (исчерпание мощностей полигонов размещения отходов, рост несанкционированных свалок, увеличение тарифов на обращение с коммунальными отходами, антисанитария, загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления). В этой связи при развитии экономики замкнутого цикла в Российской Федерации необходимо решать социальные и экологические проблемы. Это важно учитывать при исследовании международного опыта обращения с отходами.

В настоящем исследовании для анализа были отобраны крупные страны Азии с опытом перехода на циклическую экономику более 5 лет: Таиланд (с 2016 г.), Япония (с 2000 г.), Казахстан (с 2013 г.), Китай (с 2008 г.), Индия (с 2003 г.).

Таиланд. В Таиланде на законодательном уровне существует 4 нормативно-правовых акта в области экономики замкнутого цикла, 3 из которых находятся на стадии проекта [13]. Реализуется также более 12 стратегий и программ целевого планирования, направленных на развитие экономики замкнутого цикла, в том числе в отношении отходов, выработки энергии, сокращения выбросов, экоиндустри-ализации, экомаркировки, рынка вторичного сырья и озеленения городов [10].

На сегодняшний день Таиланд уже переходит на второй Национальный план действий в области обращения с отходами на 2022-2027 гг. после завершения первого Национального плана на 2017-2022 гг. Второй Национальный план действий направлен на модернизацию системы управления отходами, к которым можно отнести пластик, упаковку, твердые и опасные отходы, пищевые, электронные отходы и электронное оборудование, промышленные и инфекционные виды отходов. Национальный план действий сосредоточен на решении проблемы минимизации отходов в источнике образования в соответствии с жизненным циклом продукта, чтобы предотвратить образование отходов, включая экологический дизайн для экологически чистых продуктов, способствующих устойчивому потреблению, путем выбора экологически чистых продуктов, которые можно использовать повторно и перерабатывать, а также систему разделения у источника для максимального извлечения ресурсов из отходов как в виде рекуперации материалов, так и в виде рекуперации энергии, чтобы свести к минимуму окончательное удаление и захоронение [11].

Анализ показал, что Таиланд находится еще в стадии начального перехода на экономику

замкнутого цикла. На государственном уровне больше внимания уделяется концепции 3R, меньше - другим моделям экономики замкнутого цикла (к примеру, таким, как шеринговые модели). Хотя основные законодательные акты регулирования циклической экономики в Таиланде еще не приняты окончательно, общество положительно относится к политике правительства Таиланда по реформированию системы обращения с отходами.

Япония. В Японии концепция экономики замкнутого цикла обсуждалась еще в 1990-х гг. Изначально выдвигались различные концепции [8]. Одни исследователи рассматривали только материальные циклы в экономическом обществе, а другие обращались также к природным и социальным циклам. Итогом обсуждений стало принятие в 2000 г. Основного закона об установлении устойчивого общества материальных циклов (далее - Основной закон) [15]. С тех пор споров по поводу концепции и определения здорового общества, основанного только на материальных (экономических) циклах, стало меньше.

Основной закон Японии основан на принципах устойчивого развития, то есть на взаимосвязи трех систем - социальной, экологической и экономической. Законом ставится цель создания здорового цивилизованного общества в интересах нынешнего и будущих поколений с устойчивыми материальными циклами. Понятие «общество устойчивого материального цикла», используемое в Основном законе, означает общество, в котором предотвращается или уменьшается превращение продуктов в отходы. Когда эти продукты становятся циркулирующими ресурсами, поощряется их надлежащее циклическое использование и захоронение (сжигание) материальных ресурсов, не используемых в циклическом использовании, тем самым сохраняется потребление природных ресурсов, в максимально возможной степени снижается нагрузка на окружающую среду. В законодательстве Японии закреплена иерархия обращения с отходами в соответствии с концепцией 3R экономики замкнутого цикла.

В Основном законе Японии также перечисляется ответственность государства, местных органов власти, бизнеса и граждан. Правительство Японии несет ответственность за стратегическое развитие экономики замкнутого цикла. Оно должно разрабатывать следующие меры по:

- предотвращению или сокращению образования отходов из сырья и продуктов;

- надлежащей переработке и захоронению (сжиганию) материальных ресурсов;

- содействию использования переработанных продуктов;

- содействию предварительной оценке продуктов и упаковки;

- предотвращению препятствий на пути сохранения окружающей среды;

- устранению препятствий на пути сохранения окружающей среды;

- экономическому стимулированию предотвращения или сокращения превращения сырья в отходы;

- развитию общественных объектов;

- обеспечению надлежащего формулирования политики местными органами власти;

- финансовому обеспечению местных органов власти;

- развитию образования и исследований по созданию общества устойчивого материального цикла;

- поощрению добровольной деятельности частных организаций;

- проведению обследований;

- содействию развития науки и техники;

- международному сотрудничеству.

Министерство окружающей среды Японии

ежегодно публикует «Белую книгу» по развитию общества с устойчивым использованием материальных циклов, в которой сообщается о последних достижениях. Правительство Японии в соответствии со ст. 15 Основного закона с 2003 г. регулярно выдвигает план по развитию экономики замкнутого цикла сроком на 5 лет. В первом плане были установлены численные целевые показатели трех национальных материальных потоков, включая производительность ресурсов. Последний план (четвертый) был опубликован в 2018 г. [7] для дальнейшего продвижения политики и действий Японии в области экономики замкнутого цикла.

Таким образом, Япония уже успешно переходит на принципы экономики замкнутого цикла. Ее опыт, свидетельствующий о том, что, хотя страна испытывает дефицит природных ресурсов, основные положения законодательства основаны на принципах устойчивого развития и экологический фактор, а не экономический, как у развивающихся стран, заложен фундаментально в законодательстве, актуален для Российской Федерации. Преобладание экологического фактора прослеживается в Основном законе, тем самым приоритетной целью обозначается предотвращение негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, стоит отметить, что Япония подошла к экономике замкнутого цикла комплексно и системно. В законодательстве закреплено, что экономика замкнутого цикла является новой

парадигмой общественного сознания, которой должен следовать каждый японец.

Казахстан. В Республике Казахстан переход на экономику замкнутого цикла начался в 2013 г. с выходом Указа Президента Республики Казахстан от 30.05.2013 № 577 «О Концепции по переходу Республики Казахстан к зеленой экономике», в котором в разделе 3.5. «Система управления отходами» указано, что Казахстану необходимо заново сформировать систему управления отходами по причине отсутствия организационных и правовых рамок, требующихся для ее оптимального функционирования. Существующая на данный момент система имеет ряд недостатков, особенно ярко проявляющихся в отсутствии требуемых нормативов и в недостаточной степени прозрачности механизмов распределения ответственности за исполнение задач в области управления отходами. Также стоит отменить некоторые сложности в стабильном финансовом обеспечении ряда инфраструктурных проектов в сфере обращения с отходами.

Важно отметить, что концепция 3R в виде отдельных элементов легла в основу Указа Президента Республики Казахстан от 30.05.2013 № 577 «О Концепции по переходу Республики Казахстан к зеленой экономике», нацеленного на сокращение числа полигонов и улучшение общей экологической ситуации в стране. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в Казахстане экономика замкнутого цикла ассоциируется в первую очередь с многооборотным использованием продукции.

Спустя 6 лет постановлением Правительства Республики Казахстан от 29.07.2020 № 479 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» на 2021-2030 годы» утвержден уже второй План мероприятий по реализации Концепции перехода к «зеленой экономике». Подробное изучение и первого Плана, и второго Плана позволило выявить задачи Республики Казахстан по совершенствованию системы обращения с отходами, соответствующие задачам экономики замкнутого цикла. Так, на период с 2013 по 2020 г. в Казахстане ставились задачи по описанию мероприятий по раздельному сбору бытовых отходов у потребителей и планов развития анаэробных биореакторов, в том числе с возможностью использования ила канализационных очистных сооружений в случае технической и экономической целесообразности, сортирующих заводов/установок.

С 2021 по 2030 г. в Казахстане можно вы-

делить следующие мероприятия, соответствующие принципам циклической экономики:

- разработка специальных мер поддержки для развития отрасли по обращению с отходами, в том числе по их переработке;

- развитие переработки органических отходов с получением биогаза;

- строительство биогазовых установок на канализационно-очистных станциях и птицефабриках.

Стоит положительно отметить опыт Казахстана по внедрению такого механизма реализации принципов экономики замкнутого цикла, как система расширенной ответственности производителя, которая функционирует более эффективно, чем в Российской Федерации.

Несмотря на отражение в Указе Президента Республики Казахстан от 30.05.2013 № 577 «О Концепции по переходу Республики Казахстан к зеленой экономике» необходимости перехода на циклическую экономику, Казахстан еще находится в начале своего пути перехода на принципы экономики замкнутого цикла. Существуют отдельные мероприятия национальных государственных программ, которые можно отнести как к соответствующим принципам экономики замкнутого цикла, однако они не содержат комплексного и системного подхода к реализации экономики замкнутого цикла и ее принципов в самостоятельную программу.

Таким образом, опыт Казахстана по выстраиванию циклической экономики не совсем целесообразен для Российской Федерации ввиду отсутствия комплексного и системного подхода. Однако опыт эффективного внедрения таких некоторых механизмов, как, к примеру, система расширенной ответственности производителя важен для Российской Федерации.

Индия. В 2016 г. Министерство охраны окружающей среды, лесов и изменения климата Индии опубликовало новый основополагающий свод правил по обращению с твердыми отходами [14]. Основные положения правил обращения с отходами потребления в Индии постановляют сортировать отходы на три потока: органические, сухие и опасные. Производителей потребительских товаров обязали внедрить систему сбора отходов упаковки, образующихся в результате производства, то есть в Индии работает механизм расширенной ответственности производителя. Кроме того, постановление запрещает захоронение отходов, имеющих теплотворную способность более 1 500 ккал/кг. Такие отходы следует использовать для выработки энергии, производства топлива, переработки на цементных или тепловых электростанциях [2].

Заключительные правила обращения с отходами потребления были опубликованы в 2019 г. В них присутствуют некоторые принципы и понятия в области экономики, но они не носят системный характер. Юридически принципы экономики замкнутого цикла не закреплены в законодательстве Индии об отходах, но можно выделить следующие основные принципы и механизмы, которые носят характер таковых и закреплены в системе законодательства Индии:

1. Принцип ответственности. Индия постоянно расширяет перечень запретов, ограничивая тем самым негативное воздействие отходов на окружающую среду, особенно пластиковых [3].

2. Принцип «загрязнитель платит». В Индии с 2000 г. существует система расширенной ответственности производителя, однако механизм ее работы был введен не сразу, а внедрялся поэтапно на отдельные виды товаров и зачастую носил добровольный характер.

В Индии существует отдельная государственная программа по экономике замкнутого цикла, но только в части отходов электроники и электронного лома [6]. Согласно данной программе экономика замкнутого цикла - это промышленная система, которая является альтернативой высокодобывающему и ресурсоемкому принципу линейной экономики «бери - производи - распоряжайся». Экономика замкнутого цикла заменяет концепцию истечения срока службы восстановлением и регенерацией, переходит к использованию превосходного дизайна материалов, продуктов, систем и бизнес-моделей для устранения отходов. Она стремится сохранять ценность ресурсов, продуктов и материалов на самом высоком уровне, минимизируя потери на каждом этапе жизненного цикла и извлекая максимальную ценность за счет повторного использования, ремонта, рекуперации, повторного изготовления и регенерации продуктов и материалов в конце каждого срока службы.

Несмотря на существование в Индии отдельной программы по экономике замкнутого цикла в части отходов электронного лома, наличие запретов на пластиковые товары и упаковку, системы расширенной ответственности производителя, а также некоторых определений, положений и принципов циклической экономики в законодательстве в области охраны окружающей среды и обращения с отходами, Индия на сегодняшний день еще на стадии начального перехода на экономику замкнутого цикла. Уровень утилизации отходов потребления находится на низком уровне - в пределах 5 %, компостирование - на уровне 18 %. Основные положения и

принципы еще не сформированы комплексно и системно в законодательстве Индии, поэтому опыт Индии целесообразен Российской Федерации только по некоторым отдельным аспектам.

Китай. Фактически Китай является первой страной, внедрившей циклическую экономику в основу своей государственной политики. 11-й Пятилетний план, рассчитанный на 2006-2010 гг., уже содержал целую главу, посвященную возможностям экономики замкнутого цикла и таким политическим механизмам, как Закон 2008 г. «О продвижении экономики замкнутого цикла и программы демонстрации индустриальных парков».

Интерес Китая к экономике замкнутого цикла был вызван еще в 1990-х гг. В 2005 г. было выпущено постановление Государственного совета Китайской Народной Республики от 02.07.2005 № 22 «Об ускорении развития экономики замкнутого цикла», которое признало экономические и экологические риски, связанные с интенсивной эксплуатацией национальных ресурсов, а также экономику замкнутого цикла в качестве основного средства борьбы с ними. Государственные органы Китая разработали принципы экономики замкнутого цикла и продвигали образцы промышленного симбиоза. Была введена налоговая, фискальная, ценовая и промышленная политика, был выделен фонд для поддержки преобразования индустриальных парков в экопромышленные агломерации. Предприятиям сектора повторного использования были предоставлены налоговые льготы.

Закон Китайской Народной Республики о стимулировании экономики замкнутого цикла был принят в 2008 г. на четвертом заседании Постоянного комитета одиннадцатого Всекитайского собрания народных представителей, где он был впоследствии реализован на практике. Закон был изложен как ключевая цель национального экономического и социального развития, способствующая повышению эффективности использования ресурсов, охране окружающей среды и устойчивому развитию. Он потребовал, чтобы местные и провинциальные органы власти учитывали такие вопросы в своих стратегиях инвестирования и развития. Целевые показатели были введены для угольной, сталелитейной, электронной, химической и нефтехимической промышленностей.

В дальнейшем экономика замкнутого цикла была преобразована в Национальную стратегию развития в 12-ом Пятилетнем плане на 2011-2015 гг. Цели включали повторное использование 72 % промышленных твердых

отходов к 2015 г. и повышение производительности ресурсов (экономический эффект на единицу используемых ресурсов) на 15 %.

В 2012 г. Китай призвал 50 % национальных индустриальных парков и 30 % коммерческих завершить инициативы по преобразованию экономики замкнутого цикла к 2015 г. с целью достижения почти нулевого уровня выбросов загрязняющих веществ [9].

В 2013 г. Государственный совет опубликовал Национальную стратегию Китая по созданию экономики замкнутого цикла - первую стратегию в мире, которая дополнительно внедрила идею концепции циклической экономики в китайское законодательство. План ее действий признает три основных уровня внедрения, соответствующих организации (микро), промышленному парку (мезо) и городу/региону (макро). Макроэкономическая система показателей в Китае включает 22 показателя по четырем основным категориям: производство ресурсов, потребление ресурсов, комплексное использование ресурсов и показатели удаления отходов/выбросов загрязняющих веществ [12].

Дальнейшие цели на 2015 г. включали увеличение производительности энергии (валовой внутренний продукт на единицу энергии) на 18,5 % по сравнению с 2010 г., повышение производительности воды на 43 %. Объем производства в отрасли переработки отходов достиг 1,8 трлн юаней (276 млрд долл.) по сравнению с 1 трлн юаней в 2010 г. Некоторые из этих целей были расширены уже в 13-ом Пятилетнем плане Китая, который был опубликован в 2016 г. План развития экономики замкнутого цикла в рамках 14-го Пятилетнего плана содержит уже новые, более амбициозные целевые показатели по увеличению производительности ресурсов, снижению объемов потребления энергии, увеличению масштабов производства отрасли по переработке отходов, переработке строительных, сельскохозяйственных и твердых отходов.

Основные положения закона об экономике замкнутого цикла в Китайской Народной Республике содержат цель, основные термины, субъекты регулирования, принципы 3R, ответственность государства, бизнеса и граждан. Закон разработан с целью содействия развитию циклической экономики, повышения эффективности использования ресурсов, защиты и улучшения состояния окружающей среды и реализации устойчивого развития. Термин «экономика замкнутого цикла» является общим термином для сокращения, повторного использования и утилизации, осуществляемой в процессе производства, обращения и потребления.

Принципы экономики замкнутого цикла в Китае базируются на концепции 3Я, согласно которой приоритетной целью является сокращение образования отходов. Развитие экономики замкнутого цикла должно следовать принципу приоритетного сокращения при условии технической осуществимости, экономической рациональности и целесообразности для экономии ресурсов. В Китае хорошо развит принцип ответственности, существует система расширенной ответственности производителя, запреты и требования.

По решению правительства Китая с 2022 г. начата кампания по снижению пластиковых отходов путем введения в ряде провинций запрета на использование пластиковых пакетов, а также по сокращению объемов одноразовых пластиковых изделий. В рамках расширенной ответственности производителя не только была введена ответственность производителя за весь жизненный цикл продукции, связанной с электроникой, автомобилями и аккумуляторами, но и были детализированы некоторые механизмы реализации расширенной ответственности производителя, согласно которым производитель обязан создать систему утилизации отработанной продукции. Не обошли стороной изменения и производителей упаковки, которые были вынуждены перерабатывать те виды упаковки, которые вошли в специальные каталоги. А отрасли, связанные с быстрым питанием и электронной коммерцией, и вовсе должны сократить использование упаковки или обеспечить возможности для ее многоразового применения.

Опыт Китая в развитии экономики замкнутого цикла весьма успешен и имеет долгую историю. Самое основное (принцип иерархии, принцип устойчивого развития и принцип ответственности) было взято из концепции циклической экономики и довольно просто и доступно внедрено в свое законодательство, а также документы стратегического и программного планирования. Для Российской Федерации опыт Китая, несомненно, представляет интерес ввиду простоты изложения основных понятий и принципов, а также ввиду эффективности применения плановой экономики, поэтому может быть взят за основу.

Переход большинства азиатских стран на экономику замкнутого цикла, не считая развитые страны Азии (Япония, Южная Корея, Китай, Сингапур), начался сравнительно недавно. Отличие азиатского подхода от европейского выражена многими особенностями: климатическими, демографическими, экономическими, культурными, политическими и др. В этой

связи подходы к реформированию систем обращения с отходами отличаются. Так, например, азиатские страны чаще используют запреты и требования, чем более сложные социо-эколого-экономические модели, требующие системного и комплексного подхода. При этом стоит отметить, что культурные особенности стран Азии позволяют эффективно использовать инструменты циклической экономики.

Азиатские методы перехода на экономику замкнутого цикла отличаются от европейских выраженной социальной составляющей, то есть страны Азии подходят к циклической экономике как к новой философии, новой парадигме существования общества.

Из проанализированных законодательных и программных документов наиболее интересным оказался контрастный, но принципиально схожий опыт Китая и Японии. Две соседние страны с похожими социальными и экологическими характеристиками, но различными экономическими и политическими системами эффективно переходят на экономику замкнутого цикла. Для Российской Федерации такой опыт представляет интерес ввиду особенностей социо-экологической системы Российской Федерации, схожей отчасти с Китаем и Японией.

Список литературы

1. Долгушин А.Б. Экономические и биологические циклы циркулярной экономики // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7. № 11. URL: https://qje. su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/ moskovskijekonomicheskij -zhurnal-11-2022-53/ (дата обращения: 01.12.2022).

2. Никитина И. Как Индия борется за экологию: пять важных фактов // РБК: интернет-сайт. URL: https://trends.rbc.ru/trends/ green/5de0f5219a7947430839c306 (дата обращения: 24.11.2022).

3. Обзор международных подходов «Экономика замкнутого цикла» // Министерство экономического развития Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://www.economy.gov.ru/material/ file/55fc716c49b06e62a652d101b1be8442/220414. pdf (дата обращения: 18.11.2022).

4. Павленко Е.А. Зарубежный опыт использования вторичных ресурсов // Культура народов Причерноморья. 2001. Т. 2. № 18. С. 237-240.

5. Цель 12: Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства // Организация Объединенных Наций: офиц. сайт. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ ru/sustainable-consumption-production/ (дата обра-щения:10.11.2022).

6. Circular economy in electronics and electrical

sector. URL: https://www.meity.gov.in/writereadda-ta/files/Circular_Economy_EEE-MeitY-May2021 -ver7.pdf (Accessed 05.11.2022).

7. Fundamental Plan for Establishing a Sound Material-Cycle Society. URL: https://www.env. go.jp/en/recycle/smcs/4th-f_Plan.pdf (Accessed 18.11.2022).

8. Hashimoto S., Moriguchi Y., Tasaki T., Yagishita M. Comparative Analysis on Images of Cycle-Oriented Society // Journal of the Japan Society of Waste Management Experts. 2006. № 17 (3). P. 204-218.

9. Mathews J.A., Tan H. Circular economy: Lessons from China // Springer Nature. 2016. Vol. 531. P. 440-442.

10. Municipal Solid Waste in Thailand.URL: https://www.unescap.org/sites/default/files/PCD_ MSWM%20policy.pdf (Accessed 15.11.2022).

11. Országos Hulladékgazdálkodási Terv 20212027 // Innovációs és Technológiai Minisztérium. URL: https://cdn.kormany.hu/uploads/document/9/9 2/921/921c2f798773d4336ee3f45884a662d3018bb 3d7.pdf (Accessed 15.11.2022).

12. Schulz Y., Lora-WainwrightA. In the name of circularity: Environmental Improvement and Business slowdown in a Chinese Recycling Hub // Journal of Interdisciplinary Studies. 2019. P. 1-13.

13. Siwaporn T., Mohanakrishnan L., Chettiyap-pan V. Circular Economy for Sustainable Resource Management: The Case of Packaging Waste Sector in Thailand // Circular Economy: Global Perspective. 2020. P. 353-387.

14. Solid Waste Management Rules // India Environment Portal India. URL: http://www.indiaen-vironmentportal .org. in/content/427824/solid-waste -management-rules-2016/ (Accessed 29.11.2022).

15. The Basic Act for Establishing a Sound Material-Cycle Society: Act No. 110 of 2000 // Environment Agency Japan. URL: https://www.env.go.jp/ en/laws/recycle/12.pdf (Accessed 19.11.2022).

References

1. Dolgushin A.B. Ekonomicheskiye i bio-logicheskiye tsikly tsirkulyarnoy ekonomiki [Economic and biological cycles of the circular economy] // Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal. 2022. T. 7. № 11. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskijekonomi-cheskij-zhurnal-11-2022-53/ (data obrashcheniya: 01.12.2022).

2. Nikitina I. Kak Indiya boretsya za ekologi-yu: pyat vazhnykh faktov [How India fights for the environment: five important facts] // RBK: internet-sayt. URL: https://trends.rbc.ru/trends/ green/5de0f5219a7947430839c306 (data obrashcheniya: 24.11.2022).

3. Obzor mezhdunarodnykh podkhodov «Eko-nomika zamknutogo tsikla» // Ministerstvo ekonomi-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

cheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii: ofits. sayt. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/5 5fc716c49b06e62a652d101b1be8442/220414.pdf (data obrashcheniya: 18.11.2022).

4. Pavlenko E.A. Zarubezhnyy opyt ispol-zovaniya vtorichnykh resursov [Foreign experience in the use of secondary resources] // Kultura narodov Prichernomoria. 2001. T. 2. N° 18. S. 237240.

5. Tsel 12: Obespecheniye perekhoda k rat-sionalnym modelyam potrebleniya i proizvodst-va // Organizatsiya Obyedinennykh Natsiy: ofits. sayt. URL: https://www.un.org/sustainabledevel-opment/ru/sustainable-consumption-production/ (data obrashcheniya:10.11.2022).

6. Circular economy in electronics and electrical sector. URL: https://www.meity.gov.in/ writereaddata/files/Circular_Economy_EEE-Me-itY-May2021-ver7.pdf (Accessed 05.11.2022).

7. Fundamental Plan for Establishing a Sound Material-Cycle Society. URL: https://www.env. go.jp/en/recycle/smcs/4th-f_Plan.pdf (Accessed 18.11.2022).

8. Hashimoto S., Moriguchi Y., Tasaki T., Ya-gishita M. Comparative Analysis on Images of Cycle-Oriented Society // Journal of the Japan Society ofWaste Management Experts. 2006. № 17 (3). P. 204-218.

9. Mathews J.A., Tan H. Circular economy: Lessons from China // Springer Nature. 2016. Vol. 531. P. 440-442.

10. Municipal Solid Waste in Thailand.URL: https://www.unescap.org/sites/default/files/PCD_ MSWM%20policy.pdf (Accessed 15.11.2022).

11. Országos Hulladékgazdálkodási Terv 20212027 // Innovációs és Technológiai Minisztérium. URL: https://cdn.kormany.hu/uploads/document/9/ 92/921/921c2f798773d4336ee3f45884a662d3018b b3d7.pdf (Accessed 15.11.2022).

12. Schulz Y., Lora-WainwrightA. In the name of circularity: Environmental Improvement and Business slowdown in a Chinese Recycling Hub // Journal of Interdisciplinary Studies. 2019. P. 1-13.

13. Siwaporn T., Mohanakrishnan L., Chettiyap-pan V. Circular Economy for Sustainable Resource Management: The Case of Packaging Waste Sector in Thailand // Circular Economy: Global Perspective. 2020. P. 353-387.

14. Solid Waste Management Rules // India Environment Portal India. URL: http://www.indiaen-vironmentportal.org.in/content/427824/solid-waste-management-rules-2016/ (Accessed 29.11.2022).

15. The Basic Act for Establishing a Sound Material-Cycle Society: Act No. 110 of 2000 // Environment Agency Japan. URL: https://www.env.go.jp/ en/laws/recycle/12.pdf (Accessed 19.11.2022).

ДОЛГУШИН Александр Борисович - кандидат экономических наук, главный специалист отдела научно-методического сопровождения деятельности Министерства природы России по переходу к экономике замкнутого цикла. Московский филиал Уральского государственного научно-исследовательского института региональных экологических проблем «Экология». Россия. Москва. E-mail: [email protected].

DOLGUSHIN, Alexander Borisovich - Candidate of Economics, Chief Specialist of the Department of Scientific and Methodological support of the activities of the Ministry of Natural Resources of Russia on the transition to a closed-cycle economy. Moscow branch of the Ural State Research Institute of Regional Environmental Problems «Ecology». Russia. Moscow. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.