Научная статья на тему 'Особенности государственного регулирования отдельных видов предпринимательской деятельности'

Особенности государственного регулирования отдельных видов предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1460
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТРОЛЬ / РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / GOVERNMENT REGULATION / BUSINESS ACTIVITY / CONTROL / ADVERTISING / TOURISM / GOVERNMENT POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ручкина Гульнара Флюровна

Анализируется специфика государственного регулирования таких видов предпринимательской деятельности, как рекламная, туристская, а также производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. отмечается необходимость объединения норм, направленных на государственное регулирование предпринимательской деятельности, в рамках единого законодательного акта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes distinguishing characteristics of the government regulation of such business activities as advertising, tourism, and production and turnover of ethyl alcohol and alcohol products. It stresses the need to integrate the existing provisions of government regulation into a single legislative act

Текст научной работы на тему «Особенности государственного регулирования отдельных видов предпринимательской деятельности»

110

право

УДК 346.1

особенности государственного регулирования отдельных видов предпринимательской деятельности

Анализируется специфика государственного регулирования таких видов предпринимательской деятельности, как рекламная, туристская, а также производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. отмечается необходимость объединения норм, направленных на государственное регулирование предпринимательской деятельности, в рамках единого законодательного акта.

Ключевые слова: государственное регулирование; предпринимательская деятельность; контроль; рекламная деятельность; туристская деятельность; государственная политика.

The article analyzes distinguishing characteristics of the government regulation of such business activities as advertising, tourism, and production and turnover of ethyl alcohol and alcohol products. It stresses the need to integrate the existing provisions of government regulation into a single legislative act.

Keywords: government regulation; business activity; control; advertising; tourism; government policy.

Ручкина Гульнара Флюровна

д-р юрид. наук, профессор, зав. кафедрой «Предпринимательское право» Финансового университета E-mail: gumer@bk.ru

сущность государственного регулирования

предпринимательской деятельности

От уровня экономического, социального развития, национальных особенностей государства зависят формы и методы его воздействия на экономику, которое проявляется в нормативном регулировании, контроле, участии в предпринимательских отношениях на равных началах с иными субъектами хозяйствования. Ослабление одного направления воздействия на предпринимательскую деятельность влечет уменьшение эффективности дру-

гих направлений государственного регулирования, которое направлено прежде всего на обеспечение благоприятных экономических, правовых и организационных предпосылок осуществления предпринимательской деятельности. Ведь экономическая свобода не может быть безграничной, ее пределы и способы осуществления должны устанавливаться государством, действующим в интересах общества посредством регулирования экономики.

В связи с постепенным перераспределением экономических функций важно сохранять баланс между государственными (публичными) и частными интересами ввиду того, что именно субъекты предпринимательской деятельности являются основой экономики большинства ведущих стран мира, внутренним источником устойчивого экономического развития любого государства.

Вопросы, связанные с государственным регулированием предпринимательской деятельности, регулируются нормативными правовыми актами. При этом следует отметить, что единого законодательного акта, четко устанавливающего понятие «государственное регулирование предпринимательской деятельности», основные формы и методы такого регулирования, пределы

Г. Ф. Ручкина Особенности государственного регулирования отдельных видов предпринимательской..

111

государственного вмешательства исходя из целесообразности такого вмешательства, до сих пор не принято. Следовательно, можно сделать вывод, что в настоящее время отсутствует четкая регламентация государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Принцип свободы осуществления предпринимательской деятельности предполагает в том числе возможность выбора видов деятельности, подлежащих специальному правовому регулированию. Динамичность предпринимательских отношений обусловливает нестабильность нормирования сфер предпринимательской деятельности, каждая из которых отличается специфичностью правового регулирования, различной компетенцией органа, осуществляющего государственный контроль, применяемыми методами и способами государственного регулирования. При этом отдельные виды предпринимательской деятельности (транспортная, строительная, торговая, банковская и др.) подвергаются усиленному контролю и надзору со стороны государства в силу особой социальной значимости. При осуществлении других видов деятельности (сельскохозяйственной, инновационной и др.) государство оказывает предпринимателям финансовую, организационную и иную поддержку. Все это, безусловно, находит отражение в правовых актах, регулирующих виды предпринимательской деятельности.

Рассмотрим особенности государственного регулирования отдельных видов предпринимательской деятельности.

Особенности государственного регулирования туристской деятельности

В федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 02.08.2011 № 644, отмечается важное место туризма в решении проблем социальной направленности, так как именно туристская индустрия обеспечивает создание рабочих мест, повышая тем самым занятость и рост благосостояния населения страны.

Основные направления государственной политики в области туристской индустрии были определены в ряде документов, принятых в последние годы, например в Концепции долгосрочного социально-экономического развития

Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, постановлении Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 «О Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», где подчеркивается необходимость дальнейшего развития инфраструктуры отдыха и туризма, совершенствования нормативной правовой базы для его развития. В 2008 г. была разработана и утверждена Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 г., утвержденная приказом Ростуризма от 06.05.2008 № 51.

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется посредством выделения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации; принятия нормативных правовых актов в сфере туристской деятельности; разработки и в последующем реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма; стандартизации и классификации объектов туристской индустрии; обеспечения информирования в сфере туризма; формирования благоприятных условий для развития туристской индустрии благодаря, например, созданию специальных экономических условий, которые смогут стимулировать развитие туристской отрасли, а также устранить административные препятствия, затрудняющие развитие туристской отрасли; оказания государственных услуг в сфере туризма. Так, утвержден и реализуется Административный регламент по предоставлению Ростуризмом государственной услуги по формированию и ведению Единого федерального реестра туроператоров (приказ Минспорттуризма России от 26.09.2011 № 1117).

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Мин-культуры России должно выполнять функции по координации деятельности, направленной на реализацию приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации, что стало причиной принятия федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)» и подпрограмма «Туризм».

Государственный контроль за осуществлением туристской деятельности в Российской

112

ПРАВО

Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти — Федеральное агентство по туризму.

Особенности государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р утверждена Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г., предусматривающая в том числе сокращение уровня потребления алкогольной продукции; создание эффективной системы профилактики алкоголизма; формирование здорового образа жизни; легализацию и повышение эффективности регулирования рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции; противодействие нелегальному производству и обороту алкогольной продукции.

Достичь этих целей предполагается за счет реализации законодательных мер, в число которых входят введение уголовной ответственности за неоднократные нарушения в сфере производства и оборота алкогольной продукции, ограничение ее рекламы, внедрение политики ценообразования, предполагающей зависимость розничной цены алкогольной продукции от содержания этилового спирта в напитке.

Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и включает лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке и реализации государственной политики

и нормативному правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.

Росалкогольрегулирование осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Особенности государственного регулирования

предпринимательской деятельности в сфере рекламы

Основополагающим нормативным правовым актом, определяющим правила создания и размещения рекламы, является Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), а Положение о государственном надзоре в области рекламы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 20.12.2012 № 1346, устанавливает порядок осуществления государственного надзора в области рекламы.

Задачи государственного надзора состоят в выявлении, предупреждении и пресечении нарушения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися рекламодателями, рекламопроиз-водителями, рекламораспространителями, а также их руководителями, иными должностными лицами и их уполномоченными представителями требований, установленных Законом о рекламе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере рекламы.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, ФАС России — это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции

Г.Ф. Ручкина Особенности государственного регулирования отдельных видов предпринимательской..,

113

на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы. Административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по надзору за соблюдением законодательства о рекламе путем проведения проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержден приказом ФАС России от 04.06.2012 № 360.

ФАС России возбуждает дела по признакам нарушения законодательства о рекламе как по собственной инициативе, так и по представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также заявлениям физических или юридических лиц. Административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержден приказом ФАС России от 23.12. 2012 № 711/12.

В функции ФАС России по осуществлению государственного контроля в сфере рекламы входят:

1) проведение плановых и внеплановых проверок субъектов рекламной деятельности на предмет соблюдения ими требований к осуществлению деятельности в сфере рекламы;

2) возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства о рекламе;

3) возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях;

4) обращение в арбитражный суд с исковыми заявлениями и заявлениями, перечисленными в Законе о рекламе.

ФАС России осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

Кроме того, проводит плановые и внеплановые проверки субъектов рекламной деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

ФАС России в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания.

Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Литература

1. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М.: Проспект, 2010.

2. Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М.: ЦентрЮрИнфор, 2001.

3. Борисов А.А. Правовые коллизии в туристском законодательстве России //Туризм: право и экономика. 2013. № 3.

Из выступления В.В. Путина на заседании Комиссии по вопросам стратегического развития ТЭК и экологической безопасности 4 июня 2014 г.

Все последние годы наши компании обеспечивали рост добычи углеводородов, разработку новых месторождений; совершенствуется нефте- и газотранспортная инфраструктура. С учетом кризисных явлений на мировых рынках и сопутствующей волатильности наша задача - формировать условия гарантированного роста экономики страны, в том числе с учетом потенциала ТЭКа, и прежде всего, конечно (мы об этом много раз говорили), необходимо обратить внимание на регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также обеспечить выход наших компаний на растущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Потенциал проектов нашего ТЭКа является ключевым условием реализации этой задачи. В силу наличия платежеспособного спроса именно топливно-энергетический комплекс должен стать основой для обеспечения мультипликативного эффекта за счет своего так называемого якорного заказа оборудования, услуг, технологий, локализации производства. Импортозамещение - это не панацея от всех проблем, но все-таки мы с вами понимаем, что это может позволить и должно нам позволить обеспечить надежность реализации многих проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.