ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ В СТРАНАХ АТР
Морозов Николай Александрович, к.ю.н., доцент, Коробеев Всеволод Александрович, к.ю.н, Крылова Яна Геннадьевна, аспирантка
Юридический институт ДВГУ
Аннотация: Данная работа представляет собой обзор проблемы миграции в странах азиатско-тихоокеанского региона, методы борьбы с незаконной миграцией и урегулирование вопросов перемещения граждан внутри страны-проживания и за ее пределами.
Ключевые слова: миграция, страны АТР
Миграция населения является сложным общественным процесс, затрагивающим многие стороны социально-экономической жизни государства.
Все миграционные системы в мире можно условно разделить на два типа - избирательную и неизбирательную. Избирательная система больше характерна для так называемых переселенческих обществ - США, Канады, Австралии или Новой Зеландии. Неизбирательная система чаще встречается там, где на протяжении многовековой истории доминирует один народ, - в Европе, России, Китае, Индии и так далее1. Итак, рассмотрим некоторые страны АТР более подробно:
ЯПОНИЯ
Современная история иммиграции и эмиграции Японии начинается с середины XIX в., когда под угрозой американских кораблей военному правительству страны пришлось открыть границы после более чем двухвекового периода самоизоляции. До 20-х гг. прошлого века японская эмиграция направлялась, в основном, помимо Гавайев, в США, позднее — и в Латинскую Америку (общее число эмигрантов за 70 лет перед Второй мировой войной оценивается в 776 тыс. человек). В то же время развитие капитализма и экспансионистская политика Японии первой половины XX в. послужили причиной ввоза трудовых ресурсов из колоний: сначала из Кореи, а затем и других оккупированных стран.
В результате поражения во Второй мировой войне Япония потеряла почти половину заморских территорий. Сокращение территории, приток большого числа репатриантов, относительно высокие темпы естественного прироста в первые годы послевоенного периода обострили проблемы народонаселения в стране. В связи с этим японское правительство предприняло широкую кампанию по стимулированию эмиграции. В то же время правительство ввело крайне жесткий визовый режим въезда. С середины 1960-х гг. число эмигрантов уменьшилось в связи с быстрым ростом японской
экономики, который повлек за собой как улучшение уровня жизни, так и увеличение спроса на трудовые ресурсы внутри страны.
До 1980-х гг. миграционная политика Японии была сосредоточена на контроле и проверке проживающих в стране иностранцев. Последние годы эта политика постепенно трансформируется. Если выезд японцев за границу практически не ограничен, то иммиграция все еще жестко регламентируется и остается основным объектом миграционной политики государства. Хотя правительство поощряет прием иностранных высококвалифицированных работников технических специальностей, политика по приему неквалифицированных трудовых ресурсов остается ограничительной.
Внешняя миграция Японии все так же незначительно влияет на общую структуру населения и трудовые ресурсы по сравнению с другими развитыми странами мира. Число японских граждан, постоянно проживающих за границей, в 2000 г. составило 812 тыс. человек, а число иммигрантов в Японии - 1,7 млн чел. - 1,3% от всего населения страны.
Иммиграция и эмиграция регулируются законом об иммиграционном контроле, который первоначально был принят 4 октября 1951 г. как Приказ об иммиграционном контроле (Immigration Control Order).2. Разрешительной системой въезда иностранцев в Японию, проживания и работы в ней является система статусов пребывания. В настоящее время утверждены 28 статусов пребывания иностранных граждан, которые предоставляются на основе перечня критериев. За каждым статусом одновременно закреплен и период, в течение которого иностранец может находиться в Японии.
Проблемы нелегального въезда иностранных граждан, в том числе проникновения в страну по фальшивым документам, нарушение статуса и сроков их пребывания продолжают оставаться в Японии достаточно острыми. За последние 5 лет количество высланных из Японии нелегалов выросло более чем в 5 раз и достигло 55 тыс. человек. Много неприятностей доставляют японским властям случаи, когда граждане других государств, въезжая в Японию на законных основаниях, остаются здесь сверх разрешенного срока. Эта категория нарушителей гораздо меньше бросается в глаза, но составляет большую часть незаконной иммиграции.
Япония остается довольно закрытой страной для беженцев: за 20 лет с 1982 по 2001 гг. Правительство Японии рассмотрело 2532 заявления на получение статуса беженца, из которых было удовлетворено 286, что составило примерно 11%. В 2001 г. из 353 заявлений (большинство от граждан Турции и Афганистана) на получение статуса беженца таковыми были признаны только 26 человек, также 67 заявителям было дано разрешение на проживание в Японии по гуманитарным причинам на определенный период времени.
Китай
В истории Китая выделяют три обширных миграционных периода. Первый длительностью сто лет, начиная с середины девятнадцатого века, до момента образования Китайской Народной Республики в 1949 году. Гонконг был основан как британская колония в 1841 году, и почти сразу за этим началась эмиграция.
Второй период относится к социалистической экономике Мао Цзедуна и его преемников, начиная с основания КНР в 1949-м вплоть до конца 1978 года. Это был период, в точение которого, миграцией жестко управляло государство, и выезд за границу был по существу запрещен, но в то же время периодом сильного оттока людей из «периферийных» областей Гонконга и Тайваня3.
В декабре 1978 года, на Третьем Пленуме Одиннадцатого Центрального Комитета китайской коммунистической партии, Китай сместил руководство в сторону более открытой экономики по дороге к «социалистической модернизации». Для страны начался третий период миграции продолжающийся до сих пор4.
В современном Китае присутствует две разновидности миграционного направления - это внутренняя миграция, характеризуемая в основном оттоком людей из села в город и внешняя миграция, характеризуемая в основном оттоком специалистов и трудовых ресурсов в другие страны.
Исследования показывают, что в 1995 году по всей стране около 70.000.000 человек покинули свои села ради временной или долгосрочной работы в районных центрах или в больших городских округах. Количество переселенцев, выезжающих из своих провинций, так же быстро возрастает. В соответствии с официальными данными, более чем 32.000.000 сельских жителей уехало из своих провинций, чтобы получить работу, не связанную с сельским хозяйством в городских округах, включая мегаполисы5. Последние 10 лет Китай занимает лидирующие место по предоставлению рабочей силы на рынки труда других стран.
В случае миграции из Китая члены семей составляют основную часть миграции в Гонконг. Таким же образом семейное воссоединение составляет существенную часть, вероятно, даже большую часть передвижения к основным пунктам прибытия. Например, в 1992 году из 10 429 мигрантов из Китая, прибывших в Канаду, 6 477 человек прибыли семейным классом, а еще 512 человек - как «помогающие родственники». До 1992 года большинство мигрантов, принятых Соединенными Штатами, прибыли по семейным программам, либо как непосредственные родственники американских граждан. Такой популяционный поток переселенцев остается наибольшим легальным потоком мигрантов из Китая. Фактическое количество мигрантов из Китая в США в течение 1993 года было значительно больше.
Кроме миграции в Северную Америку и Австралию, есть менее известные направления миграции из Китая, например, в Европу. Эти потоки, независимо от их размера, несколько отличаются от основных традиционных мест миграции. В качестве главного пункта миграции из Китая движение в Европу усилилось в начале 1980х годов. К 1990 годам в Италии было приблизительно 30 000 китайцев, в одном только Париже 150-200 тысяч и 40-50 тысяч в Нидерландах. Мигранты из Чжецзяна составляли от 80 до 90 % китайских мигрантов в Италии, но в то же время, как они составляли заметную часть среди мигрантов в Париже и Нидерландах, там они были более разнообразными, с большим количеством мигрантов из Гонконга и стран Восточной Азии.
Незаконная миграция, является важной частью общего потока. По оценкам официальных американских источников, возможно, в начале 1990х годов в США из Китая незаконным образом прибыло примерно 100 000 человек. По оценкам китайских источников, около полумиллиона китайцев, ждут переезда на Запад из городов России, Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Большинство из них направляются в Соединенные Штаты.
Республика Корея
До середины 1980-х Корея была одной из основных стран- экспортеров труда в Азии. Почти 2 миллиона Корейских рабочих уехало из страны на временную работу с 1963 года.
С 1963 по 1989, 61% корейских рабочих отправились на Ближний Восток. Однако, с замедлением в экономике стран Ближнего Востока, иностранная миграция корейских рабочих уменьшилась. В 1990 около 56 000 корейских рабочих уехало за рубеж, сократившись на 72% по сравнению с 1980 пиковым годом для зарубежной миграции корейских рабочих. Большинство корейских рабочих за рубежом работают на корейские строительные компании6.
За последние несколько лет проникновение иностранных рабочих стало важнейшим нарушением в Республике Корея. Корея имеет долгую историю относительной изоляции, недостаток рабочей силы в определенных областях и сферах деятельности, привлекает иностранных рабочих в страну. Увеличившись от нескольких тысяч в начале 1980-х до текущей оценки от 60 000 до 100 000. Большинство таких рабочих работают в стране нелегально. Из-за своего нелегального статуса, большинство получают заработную плату и другие условия найма значительно ниже, чем корейцы за ту же работу.
Иммиграционный закон Республики Корея продолжает ограничивать проникновение иностранных рабочих в нескольких категориях. Законный статус предлагается только тем, кто будет занят в обсчетах, передаче технологий, инвестировании капитала, образовании и исследовании, и индустрии развлечения или для найма рекомендованного прави-
тельственным министром. Текущий иммиграционный закон не позволяет неквалифицированным иностранным рабочим прибывать в Корею, за исключением стажеров. Система стажировки, изначально предназначенная повышать квалификацию иностранных рабочих, нанятых корейскими фирмами, работающими за рубежом.
В последние пять лет прошедшего столетия процесс трудовой иммиграции в Республику Корея развивался по нарастающей линии. Даже в разгар финансового кризиса, по состоянию на февраль 1998 года, в Южной Корее насчитывалось 370 тыс. иммигрантов. Легализация их статуса и предоставление им права на работу являлись предметом ожесточенной дискуссии в стране. Сегодня однозначно отмечается более высокая доля иностранных рабочих по сравнению с местными жителями, работающими за рубежом.
Примечательна, однако, низкая доля приезжающих из Северной Кореи. По данным южнокорейского Министерства объединения, за период с 1953 года до 1 января 2001 года на территорию Республики Корея тем или иным способом перешли 1406 северокорейцев. Из них 186 к настоящему времени скончались, а 33 выехали на постоянное место жительства в третьи страны (главным образом, в США), так что в начале 2001 года в Южной Корее проживало 1187 перебежчиков из КНДР. В любом случае, 1187 перебежчиков - это ничтожно малая часть 48-миллионного населения Южной Кореи. 7.
Кроме того, в Южной Корее в вопросах миграции остро стоит еще одна проблема. В докладе Международной организации по проблемам миграции, утверждается, что в 90-х годах число женщин, ставших жертвами сексуального рабства и проданных для оказания сексуальных услуг в Южную Корею, составило более 5000 человек. Это, в основном, гражданки России, стран Восточной Европы и Филиппин, ставшие жертвами преступного обмана и направлявшиеся для оказания сексуальных услуг американским военнослужащим на военных базах США в Корее. Многие из них живут в ужасающих условиях, лишены регулярного дохода, постоянно принуждаются к торговле сексуальными услугами.
Северная Корея
Северная Корея является одной из самых замкнутых стран в мире. Миграция в Северокорейском контексте может быть разделена на два типа: гуманитарный и экономический. Северокорейская эмиграция, в основном, состоит из беженцев и временных рабочих по договору, отправляемых правительством для работы за рубежом. Миграция в Северную Корею, с другой стороны, в основном, включает временных посетителей (в основном, Южных Корейцев): бизнесменов, менеджеров, инвесторов и туристов. Большинство перемещений -это результат усилий Южнокорейского Министерства Объединения для сведения Севера и Юга
экономически, социально и, в конце концов, политически.
Северная Корея долго расценивала несанкционированный властями отъезд как измену. Индивиды, пойманные на иммиграции или помощи другим в пересечении границы, брались под стражу в политических исправительно-трудовых колониях. Несмотря на такие запреты, размер потоков беженцев, текущих из Северной Кореи, в частности, в Китай, страны Юго-восточной Азии и Монголию, превышает иммиграционные потоки в Северную Корею из этих стран.
Северокорейцы, добравшиеся до Китая, в основном, остаются в северо-западных провинциях .Цзилинь, Хейлунзян и Ляонин. Для некоторых северокорейцев Китай стал страной назначения, но многие считают его только транзитным пунктом. Вместо того, что бы признать беглецов в Китае в качестве беженцев, Китайское правительство рассматривает их как неуполномоченных экономических мигрантов, которые должны быть репатриированы домой.
Конституция Южной Кореи утверждает, что Южная Корея состоит из всего Корейского полуострова, и в таком случае Северные Корейцы являются гражданами Южной Кореи. Северокорейские беженцы, тем не менее, не признаются таковыми властями Южной Кореи, но имеют право переселиться в страну. По сведениям Южнокорейского Министерства Объединения около 8 661 Северокорейских перебежчиков прибыло между 1990 и 2006 годами.
Большое количество неправомочных северокорейских невозвращенцев и их семей нанимают посредников, которые контрабандой переправляют их в страны Юго-Восточной Азии, вроде Вьетнама и Таиланда; некоторые также едут в Монголию, которая находится географически ближе, чем страны Юго-Восточной Азии. Ведомые сильным желанием воссоединиться со своими семьями в Южной Корее, люди говорят об относительном успехе использования посредников, чтобы попасть в Юго-Восточную Азию, и эти слова внесли большой вклад в развитие этих прибыльных подземных сетей.
Отношения России и Северной Кореи улучшились после того, как Президент Путин пришел к власти и подогрел двусторонние отношения с Ким Джонг-Ил, основанные на «личной дружбе». В своем посещении России в 2001 году, Ким Джонг-Ил, вдохновленный работой Мариинского Театра, попросил, чтобы Россия приняла северокорейцев в качестве студентов в Академии Балета Ваганова, несмотря на длинный список ожидания для иностранных студентов. После первоначального сопротивления Россия позволила двум северокорейским студентам посещать академию. Многие соглашения о товариществе были подписаны между Дальневосточным Государственным Техническим Университетом и Пхеньянским Политехническим
Университетом, так же как между Московским Государственным Университетом им. Ломоносова и Университетом Ким Ир-Сена, чтобы увеличить сотрудничество в области науки, технологии и образования.
Филиппины
С 1970-ых годов Филиппины - страна, состоящая приблизительно из 7000 островов, населенных разнообразными этнолингвистическими группами - поставляла все виды квалифицированных и низко квалифицированных рабочих в более развитые области в мире. На декабрь 2004 года приблизительно 8,1 миллионов филиппинцев - почти 10 процентов от 85-миллионого населения страны - работали и/или проживали в 200 странах и территориях8.
Хотя Филиппины - в значительной степени страна эмиграции, они также привлекают некоторых иностранцев на свои берега. Традиционно, иностранное население на Филиппинах состоит из людей китайского происхождения (приблизительно 80 процентов заграничных китайцев находятся в ЮгоВосточной Азии), и некоторые люди индийского происхождения, которые приехали, чтобы обосноваться в стране несколько лет назад. В настоящее время на Филиппинах работают и проживают 36 150 иностранных подданных. Большая часть внимания страны и властей сосредоточена на эмиграции. Фильм, выпущенный в июне 2005 года, охватывает лихорадочные поиски обычного филиппинца американской визы, желанного билета в лучшую жизнь. В действительности, поиски визы не ограничены Соединенными Штатами. Другая Земля Обетованная в различных областях - Ближний Восток, Азия, Европа, Африка, и Океания - стала объектами филиппинских мечтаний. За прошедшие 30 лет появилась «культура миграции», с миллионами филиппинцев, нетерпеливо желающих работать за границей, несмотря на риски и уязвимость, перед которой они, вероятно, будут стоять. Общенациональный обзор 1 200 взрослых ответчиков в 2002 году выявил, что каждый пятый филиппинец, выражает желание мигрировать. Более свежие обзоры, выполненные Pulse Asia в 2005 году, обнаружили увеличивающийся процент взрослых респондентов - 26 процентов в июле и 33 процента в октябре - соглашающихся с утверждением, «Если бы это было только возможно, я мигрировал бы в другую страну и жил там». Интерес в отъезде из страны не ограничен взрослыми. В общенациональном обзоре в 2003 году детского возраста 10 - 12 лет, 47 процентов сообщили, что они когда-нибудь желали бы работать за границей. Развитию культуры миграции на Филиппинах очень помогла институционализация миграции. Правительство облегчает миграцию, регулирует операции кадровых агентств, и высматривает права своих мигрирующих рабочих. Что еще более важно, денежные переводы,
которые рабочие отсылают домой, стали столпом в экономике страны9.
Очень заметной является миграция женщин из Филиппин. Они не только составляют большинство постоянных поселенцев, то есть, часть семейного перемещения, но они являются столь же заметными, как мужчины, в трудовой миграции. Фактически, с 1992 года, мигранты-женщины превзошли численностью мужчин среди недавно нанятых рабочих, которые легально разворачиваются каждый год. Большинство женщин-мигрантов работают на дому и в сфере развлечений. Так как эти сектора являются незащищенными, данный вид миграции поставил много вопросов о безопасности и благосостоянии женщин-мигрантов. Женская миграция может также быть обнаружена в фабричной работе, продажах, и уходе за больными. Среди 10 ведущих мест прибытия мигрантов - Гонконг, Кувейт, Сингапур, Италия, Объединенные Арабские Эмираты, Япония, и Тайвань - находятся во власти женской миграции. В Гонконге, например, больше чем 90 процентов мигрантов - женщины.
В терминах обязательств по международным нормам и стандартам относительно мигрантов, Филиппины - одна из стран, которые ратифицировали Соглашение ООН по Правам Всех Мигрирующих Рабочих и Их Семей. Филиппины - также одна из стран, которые ратифицировали Протокол ООН о Предотвращении, Подавлении и Наказании Торговли Людьми, Особенно Женщинами и Детьми10.
Таиланд
Международная миграция является старым и хорошо известным явлением в Таиланде. В течение многих столетий страна видела иностранцев, приезжающих, чтобы остаться на тайской земле, и соотечественников, уезжающих в другие страны. Главным образом, иммиграция в Таиланд была более очевидна, чем эмиграция из него.
В 1994 году многонациональное население Таиланда состояло из туристов, мигрирующих работников, работников по обмену, беженцев и ищущих убежища.
Развитие тайской эмиграции можно разделить на 3 периода. В течение первого периода (1975-1981) у мигрантов был большой выбор, поскольку во многих странах была большая потребность в рабочей силе. Зарплаты были высокими, а служба найма - профессиональная и справедливая. Это были «золотые дни» эмиграции. Во время второго периода (1982-1987) большинство тайским мигрантов ехало к Персидскому заливу. Однако когда зарубежный наем достиг своей высшей точки, началась эксплуатация эмигрантов. Агентства по найму и «посредники» обманывали бедных людей, искавших рабочие места за границей, обвиняя их в получении слишком высоких гонораров за работу, и часто просто не оплачивали их труд. Третий период начался после 1987 года. Новое направление
рабочих-мигрантов было в индустриализированные азиатские страны. Основными принимающими странами были Тайвань, Бруней, Гонконг, Сингапур и Япония. Это новое направление было названо «азианизация». Количество тайских рабочих, уехавших страны Восточной и Юго-Восточной Азии, стало больше, чем количество уехавших в Персидский залив.
Феминизация является другим важным направлением эмиграции. Было обнаружено, что в Гонконге, Южной Корее, Японии, Германии и Англии количество мигрантов-женщин достигало количества мигрантов-мужчин, не считая незарегистрированных мигрантов. Количество мигрантов-женщин связано со спросом на домработниц, работниц в индустрии развлечений и коммерческой секс-индустрии, направлении, которое очень негативно сказывается на работницах сферы развлечений. Спрос увеличивается, приводя к торговле и вовлечению в проституцию молодых девушек из этнических меньшинств.
По оценкам Иммиграционного Бюро Таиланда, в 1994 году в Таиланде было приблизительно 525 480 нелегальных мигрантов. Из этого числа, самая большая группа была из Бирмы (334 124), далее Китай (100 000), за ними страны Южной Азии (81 357 человек). Самые маленькие группы были из Лаоса, Камбоджи и Вьетнама. Фактически, очень сложно отличить лаосца от северовосточного тайца, поскольку их язык, внешность и культурные навыки очень похожи. Реальное число мигрантов из Лаоса может быть и выше, но они не выявлены11.
В отличие от внутренней миграции, информация о тайской выездной миграции весьма ограничена, неполна, фрагментарна и недоступна. Бюро иммиграции собирает в одно целое количество людей, покидающих страну и въезжающих в нее. Однако эти числа не перекрывают незарегистрированную миграцию, и опубликованный расклад мигрантов на род деятельности, возраст, пол и место перехода границы и не соответствуют. Кроме того, связанная с этим информация, такая как «денежные переводы и расходы тайцев, путешествующих за границу», являются недоступными. Без этих основных данных трудно провести детальное исследование и политический анализ миграции. По сравнению с другими странами в регионе, Таиланд имеет относительно высокое число иммигрантов. Все же в Таиланде мало исследований по международной миграции. Информация о региональных рынках труда и региональных передвижениях населения, которые могут непосредственно затронуть Таиланд, также скудна. В результате, государство испытывает недостаток в основаниях для базирования обширной миграционной политики. Таиланд и/или Азиатско-Тиоокеанский регион должны обладать региональным информационным центром по международной миграции.
В заключении хочется отметить, что миграция населения - сложный процесс, главными причинами которого являются экономическая и политическая ситуация в стране, национальные или религиозные противоречия, социальные проблемы.
Несмотря на существование проблемы незаконной миграции, в целом данное явление может положительно влиять на жизнь страны, расселяя густозаселенные районы, выполняя экономические и социальные функ-
ции.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ЮТДДК-ГМЮЮ* ««««МШИ ><ОТМДМИ| ЯЦСЯШО ІІКІМ СПИ»1 \ЛЫ« * 11 МРМОВАИИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ I ОСУДАРС!ВЕННЫй УНИВЕРСИТЕТ
Ю РИДИЧЕСКИ Й II н с: Т И ТУТ КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА
Окпбрмм ),». д. 25. Вмааоспж, 64001. телефон {4233) 457У0І. факс (4212> 515120. Эл (КПП стшИамчГтшпЫсг« ■ // » 2008 г. *8 07.17-
НіЛ ______________о»
І Ірелставленная в журнал -Черные яырм в Российском законодательстве» статья Моропы Н.А. «Особенности государственного регулирования ми і ранни в странах ДТР» представляет собой исследование такого понятия как миграция в странах азиагско-тихоокеаіккоіо региона, зарождение. изменение, статистику.
Миграция как внешняя, так и внутренняя актуальна для указанных стран (особенно, трудовая, неіаконная мнірация). изучение данной темы значимо для уголовно - правовой и криминологической науки уголовной политики современной России
Иіучение опыта стран А ГР разработки и осушествлсния митраииоиной политики довольно акту ален и лля России.
Автор - Мороюв ІІ.А. - лоцені кафедры уголовною права Юридического института ДВІ "У. докторант юридическою факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, имеет уникальный опыт сравнительно-правовых исследований в изучаемых странах, в т.ч. мноіолсінсй работы в Токийском университете.
Требованиям, предъявляемым к статьям, работа полностью соответствует и рекомендуется опубликованию в журнале из перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны бить опубликованы основные научные результаты лисссргаини на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, утвержденным ВАК.
Заведующий кафедрой | л л
уголовною права II/ (J
Юридического института ДВІ "У 7 > ^ КоробеевА.И.
1 О миграции в мире «Коммерсантъ-власть», 29 мая 2006 года http://www.demoscope.ru/weeklv/2006/0249/aazeta017.php
2 Japan, Ministry of Justice, Immigration control and refugee recognition act. (Unofficial translation) Cabinet Order No.319 of 1951. Latest Amendment: Law № 135 of 2001 // http://www.moj.ao.jp/ENGLISH/IB/ib-19.html по состоянию на май 2003 г.
3 Skeldon, Ronald Migration from
China/http://www.iupui.edu/~anthkb/a104/china/chinamiaration4.h
tm
4 Wan, Guang Hua Peasant flood in China: Internal migration and its policy determinants http://www.iupui.edu/~anthkb/a104/china/ chinamigration1.htm
5 Asia Pacific Migration Research Network (APMRN) Migration Issues in the Asia Pacific ISSUES PAPER FROM THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA http://www.unesco.org/most/apmrnw10.htm
6 Asia Pacific Migration Research Network (APMRN) Migration Issues in the Asia Pacific ISSUES PAPER FROM THE REPUBLIC OF SOUTH KOREA http://www.unesco.org/most/apmrnw10.htm
7 Южная Корея «Место страны в международной миграции рабочей силы». http://catalog.fmb.ru/south korea11 .shtml
The Philippines' Culture of Migration. By Maruja M.B. Asis Scalabrini Migration Center-Philippines
9 The Philippines' Culture of Migration. By Maruja M.B. Asis Scalabrini Migration Center-Philippines
10 The Philippines' Culture of Migration. By Maruja M.B. Asis Scalabrini Migration Center-Philippines
11 Asia Pacific Migration Research Network (APMRN). Migration Issues in the Asia Pacific ISSUES PAPER FROM THAILAND. http://www.unesco.org/most/apmrnw14.htm