Особенности государственного регулирования международной торговли товарами двойного назначения
со см о см
о ш т
X
<
т О X X
Сенотрусова Светлана Валентиновна
д.б.н., профессор, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», [email protected]
Свинухов Владимир Геннадьевич
д.г.н., профессор ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», [email protected]
Жогличева Вероника Владимировна
ст. преподаватель кафедры «Международный бизнес и таможенное дело», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», [email protected]
К текущему моменту особую актуальность приобретают вопросы изучения особенностей государственного регулирования международной торговли товарами двойного назначения, применения к таким товарам запретов и ограничений, что обусловлено сложившейся ситуацией в сфере внешней торговли. Товары двойного назначения, в основном, относятся к 84 и 85 группам ТН ВЭД ЕАЭС. Анализ показывает, что из России вывозится продукция товарной группы 84 (реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства, их части) - 2,2% от общей структуры экспорта, а товарной группы 85 (электрические машины и оборудование, их части) - 1,25%. Географическая направленность товаропотоков показывает, что товары товарных групп 84-85 ТН ВЭД экспортируются в страны СНГ - Казахстан, Беларусь, Украина, Узбекистан и Азербайджан, а также в страны Юго-Восточной Азии -Китай, Индия, Бангладеш.
Ключевые слова: товары двойного назначения, государственное регулирование, запреты и ограничения, экспорт, товарная группа.
Перемещение товаров двойного назначения имеет заметные ограничения, ввиду возможности применения данной продукции в военной сфере. При осуществлении ввоза и вывоза продукции двойного назначения необходимо соблюдать требования экспортного контроля, установленные национальными нормативно-правовыми актами. Ввиду таких ограничений, доля товаров, являющихся объектами экспортного контроля, в мировой торговле незначительна. Информация, раскрывающая данный аспект внешней торговли любого государства, является конфиденциальной, что не позволяет дать оценку точных объёмов мирового экспорта и импорта товаров двойного назначения [1].
Перемещаемый через таможенную границу товар может быть отнесён к продукции двойного назначения согласно своим техническим признакам, а код ТН ВЭД при этом носит справочный характер. Информация о количестве полученных лицензий и разрешений на перемещение товаров двойного назначения в открытом доступе отсутствует. Но, на основе статистических данных можно выявить количество товаров, которые потенциально являются объектами экспортного контроля. На практике лицензирование перемещаемой продукции осуществляется в отношении меньшего количества товаров [2].
Кроме того, статистику перемещения некоторых категорий товаров запрещено обнародовать в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993 №5485-1 [3]. К перечню информации, отнесённой к государственной тайне, помимо прочего, относятся сведения о российском экспорте и импорте продукции двойного назначения, если преждевременное распространение таких сведений может нарушить безопасность государства [4]. Соответственно, перемещение некоторых товаров двойного назначения входит в статистику экспорта по секретному коду. К товарам двойного назначения, упомянутым в контрольных списках, перемещение которых может быть засекречено Федеральной таможенной службой относят:
— некоторые категории товаров товарной группы 28 (продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов);
— продукцию товарной группы 88 (летательные аппараты, космические аппараты, и их части).
Также засекречивается статистика перемещения товаров военного назначения и природного газа, что не подпадает под действие контрольных списков [2].
Доля экспорта товаров по секретному коду и товаров, потенциально являющихся товарами двойного назначения, в общей структуре экспорта товаров из России представлена на рис. 1.
Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что товары, потенциально являющиеся продукцией двойного назначения, составляют около 6,6% от всего экспорта товаров из России. Отметим, что среди товаров, потенциально являющихся объектами экспортного контроля, из России в основном вывозится продукция, представленная товарными группами 84 и 85 ТН ВЭД. Так, товарная группа 84 (реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства, их части) составляет
2,2% от общей структуры экспорта, а товарная группа 85 (электрические машины и оборудование, их части) - 1,25% [5].
Рис. 1. Структура экспорта товаров из России за 2021 год [5].
Рассмотрим географическую направленность экспорта из России товаров товарных групп 84 и 85, представленную в табл. 1.
Таблица 1
Основные страны-экспортёры товаров товарных групп 84-85 за
Страна Общая стоимость экспортируемых товаров, долл. США Доля, %
Казахстан 2,17 млрд. 17, 2
Китай 2,02 млрд 15, 9
Беларусь 1,63 млрд. 12, 8
Индия 821 млн. 6, 5
Бангладеш 696 млн. 5,5
Украина 653 млн. 5,2
Узбекистан 597 млн. 4,7
Германия 375 млн. 3
Азербайджан 268 млн. 2,1
Среди товаров, потенциально являющихся товарами двойного назначения, в страну импортируются продукция, представленная товарными группами 84 и 85 ТН ВЭД. Так, импорт товаров товарной группы 84 ТН ВЭД в 2021 году составил 18,5% от всех ввезённых в нашу страну товаров, а импорт продукции товарной группы 85 ТН ВЭД составил 12,5%. Кроме того, импортируются инструменты и аппараты товарной группы 90 ТН ВЭД, составляющие около 3% от всего импорта, а также другие товарные группы, составляющие незначительную часть от всего импорта товаров в Россию [9].
Рассмотрим географическую направленность импорта в Россию товаров товарных групп 84 и 85 ТН ВЭД, представленную в табл. 2.
Таблица 2
Основные страны-экспортеры товаров товарных групп 84-85 ТН ВЭД за 2021 г. [5].
Страна Общая стоимость экспортируемых товаров, долл. США Доля, %
Китай 28,2 млрд. 38,4
Германия 7,73 млрд. 10,5
Италия 3,88 млрд. 5,3
США 2,43 млрд. 3,3
Вьетнам 2,43 млрд. 3,3
Южная Корея 2,15 млрд. 2,9
Япония 2,03 млрд. 2,8
Беларусь 1,89 млрд. 2,6
Чехия 1,72 млрд. 2,3
На основе данных, представленных в табл. 1, можно сделать вывод, что в основном товары товарных групп 84-85 экспортируются в страны СНГ (Казахстан, Беларусь, Украина, Узбекистан и Азербайджан), а также в страны Азии (Китай, Индия, Бангладеш). Среди европейских государств товары данной категории поставляются лишь в Германию и составляют незначительную долю в общем экспорте товаров товарных групп 84-85 ТН ВЭД.
Далее рассмотрим долю импорта товаров по секретному коду и товаров, потенциально являющихся товарами двойного назначения (рис. 2).
Рис.2. Структура импорта товаров в Россию за 2021 год [5]
Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что товары, потенциально являющиеся товарами двойного назначения, занимают около половины (49,2%) от общего импорта товаров в Россию. Импорт товаров по секретному коду, в свою очередь, занимает меньшую часть (5,3%) в структуре импорта.
На основе представленных данных, можно утверждать, что большая часть товаров товарных групп 84-85 ТН ВЭД поступает из Китая (38,4%). Также значимую долю в импорте данной продукции составляют страны Европы (Германия, Италия, Чехия) и США. Кроме того, товары товарных групп 84-85 ТН ВЭД импортируются в Россию из промышленно развитых азиатских стран, таких как Южная Корея и Япония. Среди стран СНГ в число основных экспортеров данной категории товаров входит Беларусь, при этом составляя незначительную долю (2,6%) в общей структуре экспорта данной категории товаров.
Таким образом, ввиду специфики товаров двойного назначения, точные сведения о количестве ввезённых и вывезенных товаров неизвестно. На основе открытых статистических данных можно выявить количество товаров, потенциально являющихся объектами экспортного контроля на основании кода ТН ВЭД. Так, импорт товаров, потенциально являющихся товарами двойного назначения, составляет около половины от всех импортируемых товаров, в то время как доля вывезенных товаров составляет небольшую часть от всего экспорта. Среди всех перемещаемых товаров, потенциально являющихся объектами экспортного контроля, основную долю составляют товары товарных групп 84-85 ТН ВЭД. Экспортируются товары данных товарных групп в основном в страны СНГ, а также в Индию и Бангладеш. Экспортируются данные товары из стран Европы, США, Южной Кореи и Японии. Также значимую часть товаров как в экспорте, так и в импорте занимает Китай.
Одним из основных действий, осуществляемых при перемещении товаров двойного назначения, является идентификация. Данный процесс заключается в установлении соответствия перемещаемых товаров и технологий продукции, включённой в контрольные списки [6]. Осуществление идентификации является обязанностью участника внешнеэкономической деятельности. Идентификация перемещаемого товара может быть проведена самим участником внешнеэкономической деятельности, организацией, которая получила разрешение на
х
X
О
го >
п.
X
го т
о
№ О № а
со CN
0 CN
СЭ
01
0 ш DQ
1
<
DQ
0
1 I
осуществление экспертизы товаров двойного назначения, а также ФСТЭК России [7, 8].
Установление соответствия объекта внешнеэкономической деятельности товарам, указанным в контрольных списках, осуществляется до его фактического перемещения через границу. Именно на основании идентификационной экспертизы товара принимается решение о необходимости получения разрешительных документов. То есть, идентификация товаров двойного назначения является самым первым элементом в системе экспортного контроля, на основе которого выдаётся разрешительная документация и осуществляется таможенный контроль [9]. Также стоит отметить, что корректное осуществление идентификации позволяет участнику внешнеэкономической деятельности успешно пройти таможенный контроль. В противном случае, товар может быть задержан при пересечении границы и отправлен таможенным органом на повторную экспертизу. Помимо товаров, идентификационная экспертиза может проводиться в отношении технологий или услуг, являющихся объектами внешнеэкономических контрактов.
Сам процесс идентификации товаров и технологий двойного назначения всегда выполняется по одному регламенту, законодательно закреплённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2016 года №565 «О порядке идентификации контролируемых товаров и технологий, форме идентификационного заключения и правилах его заполнения» [10].
Идентификация перемещаемых товаров проводится для установления следующих данных: 1) наличие перемещаемой продукции в контрольных списках; 2) возможность передачи данной продукции иностранному покупателю [11]. Основное правило идентификационной экспертизы заключается в том, что перемещаемый товар может быть отнесён к продукции двойного назначения на основе его технических, физических и химических характеристик [12]. Также существует правило новизны списков, то есть при осуществлении идентификации товаров должна быть использована последняя редакция контрольных списков [13].
Идентификация перемещаемых товаров в целях экспортного контроля представляет собой достаточно сложный процесс и предполагает осуществление в определённой последовательности ряда процедур, что отражено на рис. 3.
На основе данных рис. 3 можно сделать вывод, что установление соответствия перемещаемого товара товарам, включённым в контрольные списки, осуществляется в несколько этапов. На первом этапе происходит установление отрасли промышленности к которой относится перемещаемый товар. Определяется его техническое или торговое наименование, используемое в международной торговле. На втором этапе формируется краткое описание товара, которое характеризует его техническую сущность, а также определяется код ТН ВЭД. На третьем этапе на основе установленной отрасли промышленности и кода ТН ВЭД определяются разделы контрольных списков, в которых будет осуществляться поиск позиций для сравнения с перемещаемым товаром.
Следующий этап характеризуется выбором конкретной позиции контрольного списка для осуществления сравнительного анализа. На пятом этапе устанавливаются технические характеристики товара в параметрах и единицах измерения, указанных в позиции контрольного списка.
Далее, на основе установленных технических характеристик перемещаемого товара осуществляется сравнительный анализ перемещаемого товара и позиции контрольного списка. В случае, если товар соотносится с описанием позиции контрольного списка и его технические характеристики совпадают или же превосходят технические характеристики данной
позиции, перемещаемый товар признаётся товаром двойного назначения [15].
Установление отрасли промышленности или науки перемещаемого товара. Определение его технического или торгового названия.
Формирование краткого описания товара, раскрывающего его техническую сущность. Определение кода ТН ВЭД.
Определение разделов контрольных списков, в которых будет осуществляться попек позиций для сравнен! и.
Выбор позиции контрольного сппска в целях сравнения с перемещаемым товаром.
Установление технических характеристик товара в параметрах и единицах измерения, приведённых в выбранной позиции контрольного сппска.
Осуществление сравнительного анализа перемещаемого товара и позиции контрольного сппска.
Рис. 3. Процесс идентификации товаров двойного назначения [14]
При осуществлении идентификации товаров двойного назначения используются нормативно-правовые акты в области экспортного контроля, являющиеся открытыми и общедоступными для всех участников внешнеэкономической деятельности. Поиск перемещаемого товара или технологии в контрольных списках осуществляется с помощью официальных изданий и электронных правовых систем. Кроме того, при идентификации могут использоваться различные информационные сервисы [16]. Так, в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности на сайте ФТС России функционирует информационный сервис «библиотека практики контроля для товаров двойного назначения». Данный сервис основан на архиве выпущенных таможенных деклараций. При указании кода ТН ВЭД товара и направления его перемещения, сервис предоставляет участнику внешнеэкономической деятельности доступ к информации о ранее выпущенных таможенных декларациях на идентичные или же схожие товары, а также о необходимости предоставления разрешительной документации в целях перемещения такого товара. Также на сайте ФТС России размещён справочник кодов товаров двойного назначения, включающий в себя коды ТН ВЭД товаров, подлежащих экспортному контролю, всех шести контрольных списков [17].
В процессе идентификации товаров двойного назначения используется документация, подтверждающая соответствие перемещаемого товара или технологии товарам и технологиям двойного назначения. Перечень такой документации приведён в табл. 3.
Таблица 3
Документы, используемые в процессе идентификации товаров двойного назначения [15]
Название товара (технологии) Необходимые документы
Товары Руководства по эксплуатации, технические описания, чертежи, фотографии, схемы, технические условия и так далее
Демилитаризованное вооружение и техника Документация, подтверждающая факт демилитаризации
Транспортные средства Сертификат типа транспортного средства
Воздушные суда Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна и сертификат эксплуатанта
Радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства Разрешение на ввоз радиоэлектронных средств и решение по выделению полос радиочастот
Задокументированная информация Копии идентичной по содержанию информации
Информация в устной форме Идентичная устной информации копия на материальном носителе
Результаты интеллектуальной деятельности Документация, описывающая содержание результатов интеллектуальной деятельности и подтверждающая право пользования данными результатами
Работы и услуги Технические задания, программы обучения, иная документация, отражающая содержание работ и услуг
Исходя из представленных данных видно, что при идентификационной экспертизе в целях экспортного контроля используются различные виды документов. Тип используемой документации зависит от вида перемещаемого товара, а также от отрасли промышленности или науки.
Для работы с контрольными списками необходимо учитывать их структуру. Данные списки включают в себя несколько категорий и разделов с примечаниями. Позиции контрольных списков отражены с помощью таблиц, включающих в себя номер позиции, её наименование и соответствующий код ТН ВЭД. В списке контролируемых химикатов также добавлена графа «Регистрационный номер по КАС». Также необходимо учитывать, что некоторые товары и технологии, имеющие идентичное техническое наименование и функциональное значение, приведены в нескольких списках. Соответственно, при идентификации перемещаемого товара необходимо изучить несколько контрольных списков, близких по тематической направленности [11].
Основную роль при идентификации товаров двойного назначения играют примечания к контрольным спискам. Именно в примечаниях содержатся определения и пояснения к контролируемым позициям, а также условия принадлежности товаров и технологий к контрольному списку.
Следовательно, можно сделать вывод, что идентификация товаров представляет собой многоэтапный процесс, предполагающий установление соответствия перемещаемого товара позиции контрольного списка на основе его технических характеристик. В процессе идентификации используются нормативно-правовые акты в области экспортного контроля и различные информационные сервисы. Для корректного осуществления идентификации перемещаемого товара необходимо знание структуры контрольных списков. Особое внимание следует уделять примечаниям к позициям контрольных списков, так как они содержат технические характеристики, наличие которых указывает на необходимость осуществления экспортного контроля в отношении перемещаемого товара. Кроме того, в процессе идентификации оцениваются риски поставки товара двойного назначения конкретному иностранному получателю. Анализ критериев риска позволяет не допустить создание и распространение различных видов оружия за рубежом, тем самым обеспечивая безопасность нашего государства.
Литература
1. Виток В.В. Федоренко К.П. Экспортный контроль в Российской Федерации // Российский внешнеэкономический вестник. - 2018. - №7. - С.63-88.
2. Особенности экспортного контроля продукции двойного назначения: потенциальные барьеры для экспортёров и возможности их преодоления: доклад [Электронный ресурс] // АО «Российский экспортный центр» и АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации». - 2017.- 33 с. - Электрон.дан. Режим доступа: https://ac.gov.ru/files/publicati on/a/14263.pdf .
3. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» - Электрон.дан. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_2481 /?ysclid=lnoy2dyvk6170696624.
4. Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (ред. от 25.03.2021) «Об утверждении Перечня сведений, отнесённых к государственной тайне» [Электронный ресурс] // Консультант-плюс. - 1997-2022. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Федеральная таможенная служба: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Федеральная таможенная служба. -1995-2022. - Электрон.дан. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/ .
6. Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» - Электрон.дан. - Режим доступа: https://base.garant.ru/12116419/?ysclid= lnoy38flqn884190347.
7. Сенотрусова, С. В. Таможенный контроль товаров и транспортных средств : учебник для вузов / С. В. Сенотрусова.
— Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 158 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13949-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519745.
8. Сенотрусова, С. В. Таможенное дело : учебник для вузов / С. В. Сенотрусова, В. Г. Свинухов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 258 с. — (Высшее образование). — ISBN 9785-534-15340-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520400.
9. Владимирова С.В., Зябкин М.В., Клочко Г.Г., Корягин С.Л., Мерзликин В.Г., Хабаров В.С., Шевченко Н.Н. Экспортный контроль. Учебник для специалистов по экспортному контролю. - Обнинск: ОЛЭК-ФЭС, 2018. - 286 с.
10. Федеральная служба государственной статистики: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - 1995-2022. - Электрон.дан. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru.
11. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.05.2011 № 84 «О концептуальных подходах к проекту Соглашения о едином порядке экспортного контроля государств
- членов Таможенного союза» [Электронный ресурс] // Консультант-плюс. - 1997-2022. - Электрон.дан. - Режим доступа:: http://www.consultant.ru .
12. Постановление Правительства РФ от 21.06.2016 N 565 (ред. от 18.11.2020) «О порядке идентификации контролируемых товаров и технологий, форме идентификационного заключения и правилах его заполнения» [Электронный ресурс] // Консультант-плюс. - 1997-2022. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru .
13. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. -1995-2022. - Электрон.дан. - Режим доступа: https://fstec.ru/
14. Особенности экспортного контроля продукции двойного назначения: потенциальные барьеры для экспортёров и возможности их преодоления: доклад [Электронный ресурс] // АО «Российский экспортный центр» и АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации». - 2017.- 33
X X
о го А с.
X
го m
о
м о м
CJ
fO
сч о cs
о ш m
X
с. - Электрон.дан. Режим доступа: https://ac.gov.ru/files/publicati on/a/14263.pdf.
15. Указ Президента РФ от 08.08.2001 N 1005 (ред. от 26.12.2016) «Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль» [Электронный ресурс] // Консультант-плюс. - 1997-2022. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
16. Постановление Правительства РФ от 21.06.2016 N 565 (ред. от 18.11.2020) «О порядке идентификации контролируемых товаров и технологий, форме идентификационного заключения и правилах его заполнения» [Электронный ресурс] // Консультант-плюс. - 1997-2022. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru .
17. Качаев И.В. Идентификация товаров и технологий в целях экспортного контроля [Электронный ресурс] // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования: Научный интернет-журнал. - 2019. - № 6 (16). - Электрон. дан. - Режим доступа: http://iea. gostinfo.ru/files/2013_06/2013_06_19 .pdf .
Features of state regulation of international trade in dual-use goods Senotrusova S.V., Svinukhov V.G., Zhoglicheva V.V.
Lomonosov Moscow State University, Plekhanov Russian University of Economics, JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_
To date, the issues of studying the specifics of state regulation of international trade in dual-use goods, the application of prohibitions and restrictions to such goods, which is due to the current situation in the field of foreign trade, are becoming particularly relevant. Dual-use goods mainly belong to 84 and 85 groups of HS TF"C. The analysis shows that the products of commodity group 84 (nuclear reactors, boilers, equipment and mechanical devices, their parts) are exported from Russia - 2.2% of the total export structure, and commodity group 85 (electrical machinery and equipment, their parts) - 1.25%. The geographical orientation of commodity flows shows that goods of commodity groups of 84-85 HS are exported to the CIS countries - Kazakhstan, Belarus, Ukraine, Uzbekistan and Azerbaijan, as well as to the countries of Southeast Asia - China, India, Bangladesh.
Keywords: dual-use goods, state regulation, prohibitions and restrictions, export,
commodity group. References
1. Vityuk V.V. Fedorenko K.P. Export control in the Russian Federation // Russian
Foreign Economic Bulletin. - 2018. - No. 7. - P.63-88.
2. Features of export control of dual-use products: potential barriers for exporters and
opportunities to overcome them: report [Electronic resource] // JSC Russian Export Center and ANO Analytical Center for the Government of the Russian Federation. - 2017.- 33 p. - Electronic data Access mode: https://ac.gov.ru/files/publicati on/a/14263.pdf.
3. Law of the Russian Federation of July 21, 1993 N 5485-1 "On State Secrets" -
Electronic data. - Access mode: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_2481/?ysclid=lnoy2dyvk6170696624.
4. Decree of the President of the Russian Federation of November 30, 1995 N 1203
(as amended on March 25, 2021) "On approval of the List of information classified as state secrets" [Electronic resource] // Consultant-plus. - 1997-2022. -Electron. Dan. - Access mode: http://www.consultant.ru.
5. Federal Customs Service: Official website [Electronic resource] / Federal Customs
Service. - 1995-2022. - Electronic data - Access mode: https://customs.gov.ru/.
6. Federal Law of July 18, 1999 N 183-FZ "On Export Control" - Electronic data. -
Access mode: https://base.garant.ru/12116419/?ysclid= lnoy38flqn884190347.
7. Senotrusova, S.V. Customs control of goods and vehicles: a textbook for
universities / S.V. Senotrusova. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2023. - 158 p. - (Higher education). — ISBN 978-5-534-13949-5. — Text: electronic // Educational platform Urayt [website]. — URL: https://urait.ru/bcode/519745.
10
11
8. Senotrusova, S.V. Customs business: a textbook for universities / S.V.
Senotrusova, V.G. Svinukhov. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2023. - 258 p. - (Higher education). — ISBN 978-5-534-15340-8. — Text: electronic // Educational platform Urayt [website]. — URL: https://urait.ru/bcode/520400.
9. Vladimirova S.V., Zyabkin M.V., Klochko G.G., Koryagin S.L., Merzlikin V.G.,
Khabarov V.S., Shevchenko N.N. Export control. A textbook for export control specialists. - Obninsk: OLEK-FES, 2018. - 286 p.
Federal State Statistics Service: Official website [Electronic resource] / Federal State Statistics Service. - 1995-2022. - Electronic data Access mode: https://rosstat.gov.ru. Decision of the Interstate Council of the EurAsEC dated May 19, 2011 No. 84 "On conceptual approaches to the draft Agreement on a unified procedure for export control of member states of the Customs Union" [Electronic resource] // Consultant-plus. - 1997-2022. - Electronic data - Access mode:: http://www.consultant.ru.
12. Decree of the Government of the Russian Federation of June 21, 2016 N 565 (as
amended on November 18, 2020) "On the procedure for identifying controlled goods and technologies, the form of the identification conclusion and the rules for filling it out" [Electronic resource] // Consultant-plus. - 1997-2022. - Electron. Dan. - Access mode: http://www.consultant.ru.
13. Federal Service for Technical and Export Control: Official website [Electronic resource] / Federal Service for Technical and Export Control. - 1995-2022. -Electronic data - Access mode: https://fstec.ru/
14. Features of export control of dual-use products: potential barriers for exporters and
opportunities to overcome them: report [Electronic resource] // JSC Russian Export Center and ANO Analytical Center for the Government of the Russian Federation. - 2017.- 33 p. - Electronic data Access mode: https://ac.gov.ru/files/publicati on/a/14263.pdf.
15. Decree of the President of the Russian Federation dated 08.08.2001 N 1005 (as
amended on 26.12.2016) "On approval of the List of equipment, materials and technologies that can be used in the creation of missile weapons and for which export control has been established" [Electronic resource] / / Consultant Plus. -1997-2022. - Electron. Dan. - Access mode: http://www.consultant.ru.
16. Decree of the Government of the Russian Federation of June 21, 2016 N 565 (as
amended on November 18, 2020) "On the procedure for identifying controlled goods and technologies, the form of the identification conclusion and the rules for filling it out" [Electronic resource] // Consultant-plus. - 1997-2022. - Electron. Dan. - Access mode: http://www.consultant.ru.
17. Kachaev I.V. Identification of goods and technologies for the purposes of export
control [Electronic resource] // Information and economic aspects of standardization and technical regulation: Scientific Internet journal. - 2019. - No. 6 (16). - Electron. Dan. - Access mode: http://iea. gostinfo.ru/files/2013_06/2013_06_19 .pdf .
<
m о x
X