Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ УСЛУГИ КАРШЕРИНГА, В ПАРАДИГМЕ СОВРЕМЕННОЙ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА'

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ УСЛУГИ КАРШЕРИНГА, В ПАРАДИГМЕ СОВРЕМЕННОЙ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
каршеринг / транспортное средство / безопасность дорожного движения / водитель / арендодатель / арендатор / контрольно-надзорное мероприятие / carsharing / vehicle / road safety / driver / landlord / tenant / control and supervision event

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Былинин Игорь Александрович

За то время, которое каршеринг присутствует на рынке услуг, он так и не получил должного правового регулирования. Данное обстоятельство подталкивает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги каршеринга, использовать неоднозначные формулировки при составлении договоров краткосрочной аренды, что, в свою очередь, приводит к нарушениям правил пользования транспортными средствами, а значит, создается угроза безопасности до-рожного движения. Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения в современных реалиях административной реформы позволит применить меры профилактики в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для устранения причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Былинин Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STATE CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF PERSONS PROVIDING CARSHARING SERVICES IN THE PARADIGM OF MODERN ADMINISTRATIVE AND LEGAL REFORM OF CONTROL AND SUPERVISION

During the time that carsharing has been present on the service market, it has not received proper legal regulation. This circumstance encourages legal entities and individual entrepreneurs providing car sharing services to use ambiguous wording when drawing up short-term lease agreements, which, in turn, leads to violations of the rules for using vehicles, which means that a threat to road safety is created. The implementation of federal state control (supervision) in the field of road safety in the current realities of administrative reform will allow the application of preventive measures against legal entities and individual entrepreneurs to eliminate the causes and conditions conducive to the commission of administrative offenses

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ УСЛУГИ КАРШЕРИНГА, В ПАРАДИГМЕ СОВРЕМЕННОЙ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА»

Научная статья УДК 351.81

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ УСЛУГИ КАРШЕРИНГА, В ПАРАДИГМЕ СОВРЕМЕННОЙ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА

Былинин Игорь Александрович

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел,

Россия

bylining.igor@yandex.ru

Аннотация. За то время, которое каршеринг присутствует на рынке услуг, он так и не получил должного правового регулирования. Данное обстоятельство подталкивает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги каршеринга, использовать неоднозначные формулировки при составлении договоров краткосрочной аренды, что, в свою очередь, приводит к нарушениям правил пользования транспортными средствами, а значит, создается угроза безопасности дорожного движения. Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения в современных реалиях административной реформы позволит применить меры профилактики в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для устранения причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Ключевые слова, каршеринг, транспортное средство, безопасность дорожного движения, водитель, арендодатель, арендатор, контрольно-надзорное мероприятие.

Для цитирования: Былинин И.А. Особенности государственного контроля за деятельностью лиц, предоставляющих услуги каршеринга, в парадигме современной административно-правовой реформы контроля и надзора // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2023. № 2(95). С. 30-38.

FEATURES OF STATE CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF PERSONS PROVIDING CARSHARING SERVICES IN THE PARADIGM OF MODERN ADMINISTRATIVE AND LEGAL REFORM OF CONTROL AND SUPERVISION

Igor A. Bylinin

Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, Orel, Russia

bylining.igor@yandex.ru

Abstract. During the time that carsharing has been present on the service market, it has not received proper legal regulation. This circumstance encourages legal entities and individual entrepreneurs providing car sharing services to use ambiguous wording when drawing up short-term lease agreements, which, in turn, leads to violations of the rules for using vehicles, which means that a threat to road safety is created. The implementation of federal state control (supervision) in the field of road safety in the current realities of administrative reform will allow the application of preventive measures against legal entities and individual entrepreneurs to eliminate the causes and conditions conducive to the commission of administrative offenses.

Keywords: carsharing, vehicle, road safety, driver, landlord, tenant, control and supervision event.

For citation: Bylinin I.A. Features of state control over the activities of persons providing carsharing services in the paradigm of modern administrative and legal reform of control and supervision // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. 2023. № 2(95). Р. 30-38.

В современном обществе прослеживается тенденция активного использования автомобильного транспорта, что, безусловно, влияет на транспортную и экологическую ситуацию в целом. Каршеринг в сложившейся ситуации выступит механизмом регулирования проблемы, так как позволит снизить количество личного транспорта на уличной сети Г1, с. 501.

Каршеринг, представляя собой коммерческую деятельность, основывающуюся на использовании ее участниками транспортных средств, помимо положительных моментов несет в себе и некоторые отрицательные. Основным из них, вне всяких сомнений, является невыполнение лицами, предоставляющими услуги, требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения (далее - ОБДД). Краткосрочная аренда автотранспорта - однозначно новое понятие, которое сегодня не получило статуса законодательного закрепления, поэтому авторы в своих научных трудах предлагают понятие каршеринга, но многие из них, например Т.А. Бубновжая, сравнивают его с прокатом Г2, с. 341.

Проведенный анализ общественных отношений в указанной сфере позволяет утверждать, что в большинстве случаев юридические лица, в чью сферу деятельности в соответствии с уставом на профессиональной основе не входит перевозка грузов или пассажиров, имеют в штате автомобили в целях перевозки своих сотрудников и решения различных повседневных задач. В рассматриваемом же нами контексте речь в первую очередь будет идти о зарегистрированном транспорте, который предоставляется физическим лицам в краткосрочную аренду.

Исследуя данную сферу общественных отношений далее, необходимо отметить, что фактическое наличие у каршеринговой компании автомобилей для краткосрочной аренды накладывает на эту организацию (в отличие от других, не оказывающих рассматриваемые нами услуги) обязательства по соблюдению дополнительных требований законодательства. Однако содержащиеся в нормативных правовых актах положения все же не обеспечивают должного правового регулирования их деятельности.

Гражданско-правовое регулирование об использовании автомобилей каршеринга, по мнению И.З. Аюшеевой, позволит решить проблему с условиями в договоре аренды и защиты прав арендаторов Г3, с. 281. Следует подчеркнуть, что эта проблема в современных реалиях не нашла своего законодательного решения, поэтому только типовой договор даст возможность устранить спорные ситуации.

Сегодня базовым нормативным правовым актом, регулирующим общественные отношения в анализируемой сфере, является Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»1 (далее - Закон о безопасности движения), а область услуг автомобильного транспорта - Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав). Некоторые положения рассматриваемых Законов описаны в соответствующих подзаконных актах и дополняются пояснениями профильных ведомств.

Существующие в настоящее время проблемы в судебной практике по применению указанных правовых норм (особенно в случаях, когда организации основывают свою деятельность на эксплуатации транспортных средств) также подтверждают высказанное нами ранее суждение о том, что институт краткосрочной аренды автомобилей в нашей стране не обрел должного правового регулирования, которое бы позволило надлежащим образом обеспечить безопасность использования автомобилей, предоставляемых в рамках услуги каршеринга. Так, например, нормативного правового регулирования в Законе о

1 О безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]:Федер. закон Рос. Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 8 ноября 2008 г. № 259-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

безопасности движения требуют положения, которые бы пояснили, относятся ли каршеринговые компании к субъектам исполнения специальных требований -автотранспортным предприятиям.

Сложившаяся судебная практика свидетельствует об отсутствии в судах единого мнения относительно вопроса: какие организации должны исполнять обязанности, предписанные Законом о безопасности движения? Позиции судов различаются: так, в первом случае суд определил, что в круг субъектов вошли транспортные предприятия и штатные водители по должностным обязанностям, в других случаях - требования по ОБДД должны распространяться на все организации, имеющие автомототранспорт. Очевидно, что эта проблема должна решаться с помощью юридического толкования.

Следует отметить, что Закон о безопасности движения распространяется на всех без исключения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отличие от Устава.

Обратившись к ст. 20 Закона о безопасности движения (ее требования должны исполнять юридические лица и индивидуальные предприниматели) и проведя сравнительный анализ положений первой и второй ее частей, можно заключить, что законодатель в ней разделяет юридических лиц, которые эксплуатируют автотранспорт (ч. 1 ст. 20), и юридических лиц, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, причем на последних возложен огромный перечень обязанностей.

Однако в повседневных условиях владельцы транспортных средств выполняют не все требования, а зачастую только общие правила (исправное техническое состояние автомобиля, страхование автогражданской ответственности).

Следует указать, что эти правила должны соблюдать все владельцы автотранспорта, независимо от формы собственности.

Так, организации, эксплуатирующие автотранспорт, обязаны обеспечить безопасность, поэтому для этого необходимо:

повышение квалификации водительского состава;

анализ и устранение причин дорожных происшествий и нарушений правил дорожного движения;

обязательные медицинские осмотры водителей;

предрейсовый и послерейсовый технический осмотр автомобиля.

В ч. 2 ст. 20 Закона о безопасности движения1 предъявляются дополнительные требования:

наличие ответственного лица за ОБДД, прошедшего соответствующую аттестацию;

соответствие работников квалификационным требованиям.

Анализ правоприменительной практики показал, что при проведении мероприятий по контролю и надзору Госавтоинспекцией МВД России в отношении организаций, эксплуатирующих автотранспорт, практически в каждом случае выдаются предписания об устранении выявленных нарушений.

Однако нередки случаи, когда в процессе осуществления федерального государственного контроля (надзора) в рассматриваемой нами сфере сотрудники Госавтоинспекции вынуждены вступать в полемику с владельцами транспортных средств, в частности по поводу ответа на вопрос: распространяются ли указанные выше требования Закона о безопасности на все организации, имеющие на балансе зарегистрированный транспорт? До недавнего времени правоприменительная практика не позволяла надеяться на определенность в разрешении данного вопроса, а значит, привлекать к ответственности субъектов каршеринга и профилактировать правонарушения с их участием, так как устоявшейся позиции высших судебных инстанций по обозначенному вопросу не существовало.

Только в 2016 году Верховный Суд РФ внес некую ясность, рассмотрев несколько похожих споров (определения от 22.04.2016 № 301-КГ16-3321 по делу № А28-7292/20152, от 27.05.2016 № 303-КГ16-5282 по делу № А37-1121/20151, от 28.07.2016 № 303-КГ16-10291 по делу № А51-25581/20152).

1 О безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]:Федер. закон Рос. Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Определение Верховного суда РФ № 301-КГ16-3321 [Электронный ресурс]: URL: https://base.garant.ru/72085312 (дата обращения: 28.02.2023).

Верховный Суд РФ последовательно поддержал позицию юридических лиц, которая сводилась к следующему: «Системное толкование ст. 20 Закона о безопасности движения позволяет сделать вывод, что законодатель четко различает правовой статус субъектов транспортной деятельности и иных организаций. Факт наличия на балансе организации транспортного средства не является основанием для возложения на нее обязанностей по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, установленных для профессиональных перевозчиков грузов, пассажиров и багажа. Легальное понятие «перевозка» содержится в ст. 784, 785 ГК РФ. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ)».

Суд пришел к мнению, что «...перевозка представляет собой коммерческую деятельность, осуществляемую на основании соответствующих договоров по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения», причем по заданному маршруту и рейсами.

«Если организация не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и грузов в порядке оказания транспортных услуг третьим лицам и основной вид деятельности не связан с перевозками, то и оснований для выполнения специальных обязанностей (осуществлять предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств, назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию и т. д.) у нее не имеется».

Вместе с тем в своем письме от 17.03.2017 № 03-525ПГ Министерство транспорта России в ответ на обращение заявителя указало, что перевозка может рассматриваться не только как вид экономической деятельности, осуществляемый на основании соответствующего договора, но и как процесс перемещения физических тел в пространстве и времени с применением средств, представляющих повышенную опасность, реализуемый на основании негласного взаимного согласия. Именно с целью обеспечения безопасности самого процесса и были разработаны положения ст. 20 Закона о безопасности движения. При этом п. 2 ст. 20 Закона о безопасности движения, по мнению Министерства, не предусматривает дифференцирование требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в зависимости от целей таких перевозок (в том числе для собственных нужд).

Несомненно, юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие услуги краткосрочной аренды транспортных средств, должны соблюдать общие требования по ОБДД, включая требования действующего законодательства

и практики применения отдельных норм нормативных документов в сфере безопасности дорожного движения, а сотрудники Госавтоинспекции вправе эти требования проверять, так как являются представителями органов внутренних дел, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения, обеспечивают соблюдение юридическими лицами (независимо от формы собственности) и другими организациями законодательства Российской Федерации иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам ОБДД, в том числе тех, которыми устанавливаются требования к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их

Определение Верховного суда РФ № 303-КГ16-5282 [Электронный ресурс]: URL: https://base.garant.ru/72085312 (дата обращения: 28.02.2023).

2 Определение Верховного суда РФ № 303-КГ16-10291 [Электронный ресурс]: URL: https://base.garant.ru/72085312 (дата обращения: 28.02.2023).

дополнительного оборудования. Также сотрудники Госавтоинспекции вправе привлекать к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги краткосрочной аренды транспортных средств, так как в полномочия Госавтоинспекции входит осуществление в соответствии с законодательством РФ производства по делам об административных правонарушениях.

Принимая во внимание рассмотренные выше особенности договоров краткосрочной аренды транспортного средства, следует отметить, что арендатор, выполнив условия договора и получив допуск к управлению автомобилем от юридического лица или индивидуального предпринимателя, должен, прежде всего, руководствоваться тем, что он - водитель и имеет четко сформулированные законодателем обязанности, которые должен выполнять.

Во исполнение положений п. 20 ст. 13 Федерального закона РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудник Госавтоинспекции имеет право проверить документы на право пользования и управления водителем транспортного средства, принадлежащего юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, предоставившему автомобиль в краткосрочную аренду1.

В этих целях должностным лицам Госавтоинспекции рекомендуется сделать запрос в каршеринговую компанию, предоставившую транспортное средство для использования, или предложить водителю (арендатору каршерингового автомобиля) в целях подтверждения права законного пользования транспортным средством предъявить для проверки договор краткосрочной аренды на бумажном носителе, а в случае его отсутствия - открытое приложение на смартфоне с действующим персональным аккаунтом.

В соответствии с положениями ст. 16, 24 Закона о безопасности дорожного движения»2, п. 2.1.1 Правил дорожного движения3, п. 5 ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»4 арендодатели обязаны предоставить лицам, взявшим в краткосрочную аренду транспортное средство, регистрационные документы, полис страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и технически исправный автомобиль.

В ряде случаев условия договора краткосрочной аренды при предоставлении доступа к эксплуатации транспортного средства содержат для арендатора указание на необходимость проверки наличия регистрационных документов, проведения визуального осмотра транспортного средства на предмет механических повреждений элементов кузова, салона на основании положений п. 2.3.1 Правил дорожного движения5.

В реальной действительности передача автомобиля происходит без должного контроля, по принципу «хочешь - бери или не бери», что, по мнению Д.А. Арутюнян, не соответствует нормам ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) [4, с. 165]. В сложившейся ситуации наиболее верным будет предложить заполнение акта приема передачи автомобиля через электронное приложение.

Количество споров и вопросов по природе договора каршеринга, с точки зрения А.Е. Моторкиной, прекратится только после правового регулирования шеринговой деятельности в целом, что даст возможность сервисам каршеринга уверенно развиваться [5, с. 34]. Однако в соответствии со ст. 16 Закона о безопасности дорожного движения у арендодателя возникает обязанность передать технически исправный автомобиль арендатору.

Приказом Минпросвещения России от 08.11.2021 № 808 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» обучение водителей в Российской

О полиции [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 О безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 О Правилах дорожного движения Российской Федерации [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Рос. Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 О защите прав потребителей [Электронный ресурс]: закон Рос. Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 О Правилах дорожного движения Российской Федерации [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Рос. Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Федерации предусматривает время на изучение технического устройства автомобиля1. Но арендаторы (водители каршеринговых автомобилей) при визуальном осмотре арендуемого транспортного средства не имеют возможности выполнить весь комплекс проверочных мероприятий по исправности всех узлов и механизмов автомобиля в соответствии с перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства.

Арендатор в целях исполнения обязанностей водителя по обеспечению технической исправности транспортного средства перед началом движения, проведя визуальный осмотр автомобиля, в большинстве своем не сможет определить скрытые неисправности и дефекты. Полагаясь на то, что по условиям договора краткосрочной аренды ему предоставляют технически исправный автомобиль, арендатор, исполнив свои обязанности в соответствии с п. 2.3.1. Правил дорожного движения, приступает к управлению транспортным средством2.

В случае причастности к дорожно-транспортному происшествию каршерингового автомобиля, имеющего скрытые от арендатора неисправности, становится актуальным вопрос о привлечении к ответственности водителя, управляющего каршеринговым транспортным средством, по ст. 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.»3.

Одновременно с привлечением к ответственности водителя следует также выделять признаки несоблюдения требований законодательства по ОБДД и в действиях каршеринговой компании, предоставившей транспортное средство арендатору для краткосрочной аренды и допустившей эксплуатацию технически неисправного транспортного средства. Безусловно, с увеличением парка каршеринговых автомобилей будет расти количество дорожно-транспортных происшествий с участием таковых автомобилей, поэтому возникает необходимость в жесткости требований по ОБДД по допуску к управлению [6, с. 19]. Все участники дорожного движения обязаны знать и выполнять требования в части ОБДД и нормативных правовых актов, издаваемых в соответствии с ним [7, с. 76]. Однозначно во главе ОБДД стоит Госавтоинспекция. В целях достижения положительных результатов по повышению безопасности дорожного движения необходимо проводить работу во взаимосвязи с иными подразделениями и сотрудниками органов внутренних дел [8, с. 40]. В структуре МВД имеются эксперты, обладающие специальными техническими знаниями.

Полагаем, что для этого сотрудникам Госавтоинспекции следует устанавливать механизм образования технической неисправности и изучать договор краткосрочной аренды транспортного средства на наличие в нем условий предоставления арендатору технически исправного транспортного средства.

Как уже нами отмечалось, в настоящее время не существует единого образца договора краткосрочной аренды транспортных средств, в котором прописывалась бы обязанность арендодателя по предоставлению арендатору технически исправного автомобиля. Считаем, что наличие такого условия в договоре являлось бы дополнительным стимулом для арендодателя предоставлять арендатору технически исправное транспортное средство. С точки зрения законодателя, наличие или отсутствие такого пункта в договоре краткосрочной аренды не играет роли в решении вопроса о привлечении к административной ответственности как по ст. 12.5 КоАП РФ арендатора, так и по ч. 2 ст. 12.31 КоАП РФ - арендодателя4.

В случаях неоднократного нарушения обязательных требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения арендодателями следует выносить

1 Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий [Электронный ресурс]: приказ Минпросвещения Рос. Федерации от 8 ноября 2021 г. № 808. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 О Правилах дорожного движения Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. Закон Рос. Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52, ст. 3128.

4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. Закон Рос. Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52, ст. 3128.

мотивированные представления о проведении контрольно-надзорного мероприятия. Законодательное закрепление в правовом поле понятия «неоднократное нарушение требований законодательства», как основание для мотивированного представления о проведении контрольно-надзорного мероприятия, позволит исключить субъективное толкование прокурором в процессе согласования, так как в большинстве случаев порог наступления угрозы вреда не находит своего четкого разграничения. Повторное систематическое наблюдение за одним арендодателем может послужить основанием к проведению контрольно-надзорного мероприятия.

1. Усаева К.Х. Проблематика гражданско-правового регулирования эксплуатации транспортного средства на примере каршеринга // Вестник магистратуры. 2021. № 9-1(120). С. 50-51.

2. Бубновская ТА., Суворов Ю.Б. К вопросу о каршеринге: правовые аспекты // изд. «Юрист». 2018. № 7. С. 32-36.

3. Aюшеева И.З. Гражданско-правовое регулирование отношений по совместному использованию транспортных средств на примере каршеринга // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (MГЮA). 2019. № 2. С. 25-32.

4. Aрутюнян ДА. Каршеринг: новое явление в гражданском праве. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2020. № 17(307). С. 164-166.

5. Моторкина A.E. Проблемы правового регулирования договора каршеринга / Статьи всероссийской научной Интернет-конференции «Гражданское право и процесс: проблемы правоприменения» ЧОУ ВО «Сибирский юридический институт», г. Омск. 2021 С. 31-36.

6. Былинин ИА. К вопросу административно - правового регулирования каршеринга и применения федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения к его участникам // Aдминистративное право и практика администрирования. 2020. № 3. С. 17-27.

7. Копыл Д.В., Былинин ИА. Aдминистративная ответственность лица, управляющего велосипедом, в правовых позициях судов // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова № 3(92). 2022. С. 68-76.

8. Жбанова СА. Взаимодействие Госавтоинспекции с участковыми уполномоченными полиции в принятии мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий на обслуживаемой территории // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова № 3(92). 2G22. С. 39-46.

1. Usaeva K.X. Problematika grazhdansko-pravovogo regulirovaniya e'kspluatacii transportnogo sredstva na primere karsheringa // Vestnik magistratury'. 2021. № 9-1(12G). S. 5G-51.

2. Bubnovskaya T.A., Suvorov Yu.B. K voprosu o karsheringe. pravovy'e aspekty' / izd. «Yurist». 2018. № 7. S. 32-36.

3. Ayusheeva I.Z. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie otnoshenij po sovmestnomu ispol'zovaniyu transportny'x sredstv na primere karsheringa // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA). 2019. № 2. S. 25-32.

4. Arutyunyan D.A. Karshering. novoe yavlenie v grazhdanskom prave. Tekst. nepo-sredstvennyj // Molodoj uchenyj. 2020. № 17(307). S. 164-166.

5. Motorkina A.E. Problemy' pravovogo regulirovaniya dogovora karsheringa // Stafi vserossijskoj nauchnoj Internet-konferencii «Grazhdanskoe pravo i process: problemy' pravoprimeneniya» ChOU VO «Sibirskij yuridicheskij institut», g. Omsk. 2021 S. 31-36.

6. Bylinin I.A. K voprosu administrativno - pravovogo regulirovaniya karshe-ringa i primeneniya federal'nogo gosudarstvennogo nadzora v oblasti obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya k ego uchastnikam // Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. 2020. № 3. S. 17-27.

7. Kopy'l D.V., Bylinin I.A. Administrativnaya otvetstvennosf licza, upravlya-yushhego velosipedom, v pravovy'x poziciyax sudov // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuri-dicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova № 3(92). 2G22. S. 68-76.

8. Zhbanova S.A. Vzaimodejstvie Gosavtoinspekcii s uchastkovy'mi upolnomochen-nymi policii v prinyatii mer po preduprezhdeniyu dorozhno-transportnyx proisshe-stvij na obsluzhivaemoj territorii // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova № 3(92). 2G22. S. 39-46.

Информация об авторе

Игорь Александрович Былинин. Старший преподаватель кафедры организации деятельности ГИБДД.

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова. 302027, Российская Федерация, г. Орел, ул. Игнатова, 2.

Information about the author

Igor Al. Bylinin. Senior lecturer of the department Chair of Organization of State Traffic Police Activities.

Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of interior of Russia. 302027, Russian Federation, Orel, 2 Ignatov str.

Статья поступила в редакцию 20.03.2023; одобрена после рецензирования 17.04.2023; принята к публикации 05.05.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted March 20, 2023; approved after reviewing April 17, 2023; accepted to the writing of the article for publication May 5, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.