Научная статья на тему 'Особенности государственного финансового контроля как элемента программно-целевого управления расходами бюджета'

Особенности государственного финансового контроля как элемента программно-целевого управления расходами бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2119
517
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаева Е. А.

В статье отмечается, что в условиях перехода на программный принцип формирования бюджета особую актуальность приобрела проблема организации и осуществления государственного финансового контроля (ГФК) за расходами бюджета на реализацию целевых программ. Определены его место и роль в системе программно-целевого управления бюджетом, проанализированы организационные и методологические особенности контроля в этой сфере. Сделаны выводы о том, что ГФК за расходами бюджета на реализацию целевых программ представляет собой, с одной стороны, основной элемент программно-целевого управления расходами бюджета, благодаря которому обеспечивается соблюдение законного, целевого и эффективного использования бюджетных средств, а также реализация задач государства, с другой сложную систему, главной целью которой является контроль за объемом, структурой и движением расходов бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности государственного финансового контроля как элемента программно-целевого управления расходами бюджета»

Финансовый контроль

Удк 341.233.1: 336.14 (045)

особенности государственного финансового контроля как элемента программно-целевого управления расходами бюджета

е. А. МИНАЕВА, аспирантка кафедры государственных и муниципальных финансов E-mail: [email protected] Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В статье отмечается, что в условиях перехода на программный принцип формирования бюджета особую актуальность приобрела проблема организации и осуществления государственного финансового контроля (ГФК) за расходами бюджета на реализацию целевых программ. Определены его место и роль в системе программно-целевого управления бюджетом, проанализированы организационные и методологические особенности контроля в этой сфере. Сделаны выводы о том, что ГФК за расходами бюджета на реализацию целевых программ представляет собой, с одной стороны, основной элемент программно-целевого управления расходами бюджета, благодаря которому обеспечивается соблюдение законного, целевого и эффективного использования бюджетных средств, а также реализация задач государства, с другой - сложную систему, главной целью которой является контроль за объемом, структурой и движением расходов бюджета.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, целевые программы, программно-целевое управление, расходы бюджета, система контроля, планирование и финансирование программных расходов бюджета.

В современных условиях ввиду усложнения задач государства, необходимости решения им стратегических целей развития экономики и социальной сферы в условиях ограниченности бюджет-

ных средств во многих странах большое значение стало играть программно-целевое управление расходами бюджета. В России переход на данный тип управления бюджетом сопряжен с рядом проблем. Главными из них являются: проблема определения места и роли ГФК в системе программно-целевого управления расходами бюджета; проблема адаптации государственного финансового контроля к особенностям программного бюджета; разработка теоретических, методических и законодательных основ контроля в этой сфере (в частности, определение содержания государственного финансового контроля за расходами бюджета на реализацию целевых программ); разработка системы ГФК.

Определяющим признаком программно-целевого управления как системы является, во-первых, формирование различных целей использования бюджетных средств с разбивкой на подцели, определение механизма их достижения, временных рамок и индикаторов промежуточного состояния выполнения задач. То есть программно-целевое управление расходами бюджета представляет собой управление финансовым обеспечением реализации целевых программ с учетом заданных программой параметров результата. Во-вторых, программно-целевое управление предполагает формирование системы контроля за бюджетными расходами и достижени-

ем поставленных целей. Будучи элементом системы программно-целевого управления, система контроля делает ее мобильной, изменяемой и позволяет не просто планировать социально-экономические параметры развития страны и ресурсы на их достижение, но и корректировать эти показатели в целях достижения наиболее оптимального соотношения затрат и результата с учетом внешних и внутренних условий функционирования государства.

Место ГФК за расходами бюджета на реализацию целевых программ и его взаимосвязь с другими элементами программно-целевого управления расходами бюджета представлены на рис. 1.

На первом этапе программно-целевого управления (1)* в соответствии с заявленными целями и задачами планируются бюджетные расходы. Далее в ходе непосредственного осуществления программных мероприятий (на рис. 1 отмечен период реализации программы, направленной на достиже-

Корректировка финансового обеспечения реализации целевых программ

Планирование бюджетных расходов на реализацию целевых программ

ние цели (7) производится мониторинг расходов бюджета на исполнение целевых программ (2). Текущий ГФК (4) дополняет результаты мониторинга и контроля на этапе планирования бюджетных расходов на реализацию программных мероприятий (3).

Особая роль ГФК в системе программно-целевого управления связана с тем, что контроль тесно связан с планированием и корректировкой объема бюджетных расходов на реализацию целе-

Примечание. Стрелками обозначены возможные варианты взаимодействия элементов системы программно-целевого управления расходами на целевые программы, приводящие к реализации частных целей программы (Ц1, Ц2,..Ц8) и достижению ее главной задачи.

Рис. 1. Место государственного финансового контроля за расходами бюджета на реализацию целевых программ в системе программно-целевого управления

расходами бюджета:

Ц1 - цель первая; Ц2 - цель вторая; Ц3 - цель третья; Ц4 - цель четвертая; Ц5 - цель пятая; Ц6 - цель шестая; Ц7 - цель седьмая; Ц8 - цель восьмая; 1 - планирование бюджетных расходов на реализацию целевых программ; 2 - мониторинг расходов бюджета в ходе реализации целевых программ; 3 - ГФК на этапе планирования бюджетных расходов на реализацию программных мероприятий (предварительный);

4 - текущий ГФК за расходами бюджета на реализацию целевых программ; 5 - последующий ГФК за расходами бюджета на реализацию целевых программ; 6 - корректировка финансового обеспечения реализации целевых программ на этапе планирования бюджетных расходов; 7 - корректировка финансового обеспечения мероприятий целевых программ на этапе их реализации

* Здесь и далее по тексту указано обозначение позиции на рис. 1.

вых программ, при этом корректировка возможна только по итогам контроля на этапе планирования расходов и их непосредственного осуществления (6 и 7). После реализации целевой программы (5) корректировка расходов уже не актуальна, действие программно-целевого управления заканчивается, и начинается действие норм административного и уголовного права.

В развитых странах внедрение программно-целевых принципов бюджетного управления и переход к контролю за расходами программного

бюджета показали свою действенность. Широкое применение программно-целевых методов в странах Европейского союза, США и Японии позволило облегчить формирование бюджета и повысить эффективность контроля за эффективностью бюджетных инвестиций, а также обеспечило преемственность бюджетной и экономической политики страны. Так, в США примерно 50 % государственных расходов осуществляется с использованием программно-целевого метода, во Франции - до 80 % [2]. В состав стран, имеющих программно-целевые бюджеты, входят также Швеция, Австралия, Новая Зеландия, Италия, Германия, Норвегия и др.

По мнению автора, ГФК за расходами бюджета на реализацию целевых программ характеризуется двумя группами особенностей: организационными, связанными с обеспечением внутренней упорядоченности и согласованности элементов системы ГФК, и методологическими, описывающими специфику методов и принципов контроля за программными расходами бюджета. Такое разделение полностью отражает специфические особенности организации ГФК и самого процесса его осуществления за таким предметом, как программно-целевые расходы.

Далее рассмотрим организационные особенности ГФК за расходами бюджета на реализацию целевых программ.

1. Государственный финансовый контроль за расходами бюджета на программные мероприятия выступает составной частью программно-целевого управления, при этом сам представляет собой сложную систему. Главная задача ГФК в системе программно-целевого управления бюджетом состоит в получении информации о расходовании бюджетных средств на предмет законности, целесообразности, целевого характера и эффективности расходов. Не менее важным является соизмерение бюджетных расходов и степени реализации целей и задач государства, решаемых на основе целевых программ, что является основой для предупреждения правонарушений и негативного влияния факторов, отрицательно сказывающихся на достижении целей и задач программы, или для корректировки параметров программы. Для этого органами государственного финансового контроля используются специфические методы контроля, направленные на оценку эффективности бюджетных расходов и степени достижения запланированных результатов программы.

2. Задачи ГФК при программном финансировании расходов бюджета модифицируются с учетом специфики объекта контроля. Акценты смещаются на формирование обратной связи в системе программно-целевого управления бюджетными расходами, обеспечивающей получение информации об их осуществлении и достижении поставленных целей в течение как всего срока реализации программы, так и текущего финансового года.

В отечественной научной литературе задачи ГФК применительно к программному и непрограммному бюджету не разграничиваются. Однако предмет контроля определяет его специфику, а совпадение предмета управления и контроля является принципиальным моментом для понимания содержания государственного финансового контроля за расходами на реализацию целевых программ.

В научной литературе признается, что основное назначение ГФК за любым из его объектов заключается в выявлении, пресечении, предупреждении нарушений в процессе управления государственными ресурсами, в установлении законности, целесообразности и экономичности финансовых и хозяйственных операций в целях обеспечения проводимой государством финансовой политики. Однако возможность контроля за эффективностью расходования бюджетных средств является особенностью ГФК за расходами бюджета на реализацию целевых программ. Учитывая современные направления бюджетной реформы, законодатели отразили данное положение в Федеральном законе от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», где выделили контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, а также аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации в качестве самостоятельных задач высшего органа внешнего государственного аудита (контроля).

Следует отметить, что акцент на эффективности бюджетных расходов в рамках программно-целевого управления проявляется уже на стадии формирования целевых программ, когда сначала определяются необходимые результаты государственной политики, а затем определяется, каким образом распределить финансовые ресурсы для их достижения. Такой подход к планированию позволяет при осуществлении ГФК за программными расходами бюджета оценивать не только целевой

характер использования бюджетных средств, но и результаты их расходования.

При разработке и утверждении целевых программ решения о расходах на их реализацию должны приниматься не только с точки зрения стоимости реализации инвестиционных проектов и предоставления государственных услуг, но и с точки зрения их целесообразности, а также с учетом влияния на экономику и социальную сферу страны. В этой связи обязательным является контроль за взаимосвязью целей, ресурсов и сроков выполнения целевых программ. Благодаря целевой ориентации затрат создаются условия для контроля за эффективностью использования бюджетных средств, которую можно определить отношением конечного результата (уровнем достижения цели) к затратам. Поэтому обоснование ресурсного обеспечения на этапе формирования программ является процедурой, обеспечивающей предварительный контроль за расходами бюджета на программные мероприятия.

Вместе с тем расходы бюджета на реализацию целевых программ являются «автоматическими стабилизаторами». Поддерживая (например, в условиях спада) экономику посредством увеличения расходов на программы по повышению занятости, социальному обеспечению и медицине, они без законодательных изменений в данных областях дают положительные эффекты для социально-экономического развития страны, что должно учитываться при контроле за эффективностью программных расходов бюджета.

Кроме того, необходимо учитывать, что промежуточные и конечные результаты реализации целевых программ могут быть получены только по истечении определенного (зачастую длительного) периода времени. Поэтому отсутствие результата в первые годы осуществления программных мероприятий, особенно при реализации целевых программ социальной направленности, не является свидетельством неэффективного использования бюджетных средств.

3. Осуществление не только контроля за объемами финансового обеспечения целевых программ, но и контроля за движением бюджетных средств (рис. 2).

4. Нацеленность ГФК за расходами бюджета на реализацию целевых программ на предотвращение возможного нарушения

финансовой дисциплины. Ранее уже указывалось (см. рис. 1), что финансовый контроль начинается на этапе формирования программы, планирования ее целевых и финансовых показателей, которые являются основой превентивных мер по предотвращению бюджетных правонарушений. Большую роль в предотвращении нарушений финансовой дисциплины играет открытость результатов ГФК за программными расходами бюджета для общественности.

Следует также отметить, что возможность использования оперативных результатов мероприятий ГФК за расходами федерального бюджета на реализацию целевых программ, их публичность являются необходимым условием реализации частной инициативы в области инвестиций в программные мероприятия. Реализация целевых программ осуществляется, как правило, на условиях софинансирования, т. е. предполагает комбинированное использование бюджетных средств и средств, принадлежащих частному сектору экономики. Так, в США, например, из внебюджетных источников покрывается около 25 % программных расходов федерального бюджета. Удачная же реализация целевых программ за счет бюджетных источников может стать импульсом для привлечения частных инвестиций в будущем. В западных странах эффект мультипликатора при целевом использовании ограниченных бюджетных ресурсов общепризнан.

5. Сочетание внешнего и внутреннего контроля при преимущественной роли последнего. В обоих случаях - это контрольная деятельность специальных органов за целевым, полным и своевременным финансированием программных мероприятий: в

Рис. 2. Направления государственного финансового контроля за программными расходами бюджета

первом случае органов, созданных вне объекта контроля, во втором - органов, подчиняющихся руководству объекта ГФК. Внутренний контроль более предметен, так как органы внутреннего контроля имеют большую информационную осведомленность, знают специфику реализации своих программ, их недостатки и проблемы. В свою очередь внешний контроль независим и дает более объективную оценку процессу финансового обеспечения и его результатам.

Экономически ГФК - это «цельный процесс, неотъемлемая составляющая управления государственными финансами. Его деление на внешний и внутренний - это момент организационный, в наших условиях - следствие конституционного разграничения полномочий различных ветвей власти» [3]. В этой связи Н. С. Столяров обращает внимание на тот факт, что разрыв или ослабление связей между двумя сторонами контроля - внутренней и внешней - с неизбежностью ведет к снижению результативности всей системы контроля [5]. Причем деструктивные изменения элементов системы и присущих взаимосвязей какое-то время не сказываются на организационной структуре, но затем, когда количественные изменения переходят в качественные, наступают скачкообразные изменения в структуре, ведущие к потере целостности системы.

К методологическим особенностям ГФК за программными расходами бюджета можно отнести следующее:

1) специфика проверяемого объекта отражается на выборе тех или иных методов контроля, так

Первый этап .-N

ГФК на этапе формирования целевой программы

ГФК за расходами федерального бюджета на реализацию целевых программ

Третий этап

ГФК по результатам реализации целевой программы

Рис. 3. Этапы ГФК за расходами федерального бюджета на реализацию целевых программ

как с методологической точки зрения финансовый контроль представляет собой единство предмета и метода контроля. Являясь неотъемлемым элементом процесса государственного управления, ГФК за расходами бюджета на реализацию целевых программ должен опираться на методы, связанные с оценкой эффективности бюджетных расходов и возможностей достижения стратегических целей государства, в том числе в части модернизации национальной экономики;

2) содержание программно-целевого управления обусловливает изменение принципов ГФК за расходами бюджета на реализацию целевых программ. В общем случае принципы ГФК за расходами бюджета на реализацию целевых программ представляют собой основополагающие правила, следование которым обеспечивает достижение цели контроля, т. е. «принцип контроля является конкретизацией характерных особенностей контроля в системе управления, основывается на его закономерностях и служит конкретным выражением их действия. Принцип контроля воплощает экономические, социальные и другие закономерности сферы контроля и в то же время определяет строгие требования, согласно которым формируется и функционирует подсистема контроля в системе управления» [1].

Государственный финансовый контроль за программными расходами бюджета осуществляется начиная с этапа формирования целевой программы и заканчивается определением эффекта от ее реализации (рис. 3).

В ходе ГФК на этапе формирования целевых программ решается главная задача в сфере бюджетного процесса -предотвращение противозаконного или неэффективного использования бюджетных средств. На данном этапе контроля осуществляется экспертиза проекта программы, в ходе которой анализируется целесообразность решения про-

Второй этап

ГФК на этапе реализации и финансирования целевой программы

блемы программно-целевым методом, производится сопоставление ресурсного обеспечения реализации программы с запланированными в рамках выполнения программных мероприятий бюджетными расходами, осуществляется предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности целевой программы.

Важной стороной данного этапа является определение степени соответствия представленных в программе целевых индикаторов положениям посланий Президента Российской Федерации и комплексу долгосрочных документов стратегического развития, а также степени их выполнимости за счет заявляемых объемов финансового обеспечения. Как свидетельствует практика, целевые индикаторы в отраслевых программах и стратегиях разнятся. В частности, при формировании Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков продовольственной продукции сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. заведомо закладываются показатели результата, не соответствующие Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации. Нерешенность данной проблемы на этапе формирования целевой программы становится проблемой в ходе дальнейшего контроля за достижением целей программы и ее финансовым обеспечением, поскольку остается открытым вопрос о том, что считать эффективным расходованием бюджетных средств.

Следует также отметить, что в ходе ГФК на этапе формирования целевых программ устанавливается порядок ведения учета и составления отчетности по результатам их реализации, утверждается механизм корректировки мероприятий и ресурсного обеспечения.

Государственный финансовый контроль на этапе реализации и финансирования целевой программы имеет своей целью проверку целевого и эффективного использования средств, полноты и своевременности перечисления финансовых ресурсов, анализ ритмичности финансирования. Он осуществляется непосредственно в процессе привлечения и использования средств на выполнение программных мероприятий, т. е. проводится в течение всего срока реализации целевых программ, представляет собой совокупность контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, связанных с анализом квартальной отчетности, компьютерной обработкой предоставляемых Минфином России и Банком России копий первичных платежных до-

кументов, на основании которых осуществлялись операции со средствами федерального бюджета, а также с обобщением результатов контрольных мероприятий, осуществляемых по поручениям палат Федерального Собрания и по инициативе Счетной палаты Российской Федерации.

По результатам контроля на этом этапе можно устранить допускаемые нарушения и скорректировать некоторые параметры программы. Так, при необходимости можно уточнить целевые индикаторы и показатели, затраты по мероприятиям целевой программы, механизм ее реализации, состав участников целевой программы с учетом выделяемых на реализацию целевой программы финансовых средств. Однако следует отметить, что на практике органы государственного финансового контроля зачастую сталкиваются с тем, что изменение целевых показателей или сроков реализации программ не влечет за собой корректировки объемов ее финансирования.

Государственный финансовый контроль по результатам реализации целевой программы проводится после завершения финансового года, по окончании программы и представляет собой контроль за использованием средств на реализацию программных мероприятий в целях проверки правильности и эффективности расходования средств, предусмотренных в паспорте программы. Государственный финансовый контроль по результатам реализации целевой программы позволяет выявить (но не предотвратить) нарушения и недостатки процесса финансирования целевых программ и привлечь виновных к ответственности. В ходе его осуществления исследуются следующие вопросы:

- полнота и своевременность финансирования целевых программ в соответствии с показателями федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год;

- соответствие полученных в ходе проверки данных о фактическом финансировании программ данным бюджетной отчетности, первичным платежным документам в части финансового обеспечения, целевого и эффективного использования бюджетных средств;

- подтверждение размеров, анализ причин возникновения, порядок и объемы погашения кредиторской и дебиторской задолженности по целевым программам в отчетном году, определение объемов и анализ фактов предоставления бюджетных инвестиций с нарушениями требований бюджетного законодательства;

- фактическое финансирование программных мероприятий и кассовое исполнение расходов, сопоставление данных показателей с аналогичными отчетными данными об исполнении целевых программ в разрезе программ и государственных заказчиков за отчетный период;

- случаи расходования средств федерального бюджета на программы сверх утвержденных бюджетных ассигнований;

- выполнение (невыполнение) мероприятий, предусмотренных программами к реализации в отчетном году;

- постановка работы с первичными документами, явившимися основанием для операций со средствами федерального бюджета на предмет соответствия кодов бюджетной классификации по целевым программам и другие вопросы [4]. Говоря о финансовом контроле по результатам

реализации целевых программ, следует отметить необходимость учета уровня инфляции в стране. В силу того, что показатели финансового обеспечения целевых программ формируются в ценах года разработки, а их реализация рассчитана на несколько лет (если объемы финансирования программы не были скорректированы соответствующими субъектами бюджетного планирования), в ходе осуществления проверок эффективности программно-целевых расходов бюджета пересчет в цены соответствующего года и впоследствии анализ их динамики в обязательном порядке должны осуществлять должностные лица контролирующих органов. В настоящее время в отчетных документах органов ГФК данный факт зачастую не учитывается.

Важно отметить необходимость применения системного подхода в отношении контроля, поскольку он ориентирует на комплексное изучение объекта исследования, раскрытие внутренних и внешних связей, роли каждого из элементов. К тому же четкое определение элементов любой системы необходимо для оперирования данными понятиями в теоретических, методологических и практических целях.

Систему ГФК за программными расходами бюджета, на взгляд автора, следует разделить на два взаимосвязанных уровня: основные элементы, формирующие каркас системы, и вспомогательные (рис. 4). Такое разделение обусловливается назначением элементов этой системы. Основные элементы выполняют функцию организации, вспомогательные элементы имеют своей целью реализацию функционирования системы.

Центральными элементами системы ГФК за программными расходами бюджета являются субъект, объект и предмет контроля. Специально уполномоченные органы проверяют в органах государственной власти, органах местного самоуправления и субъектах хозяйствования процессы использования средств федерального бюджета на реализацию программных мероприятий. В зависимости от особенностей предмета контроля подбирается методическое, нормативно-правовое и информационное обеспечение. Принципы ГФК за программными расходами бюджета вне зависимости от специфики предмета и объекта контроля остаются неизменными.

Методическое обеспечение ГФК за расходами федерального бюджета на реализацию целевых программ является необходимым условием его осуществления. Оно определяет специфику деятельности того или иного органа, содержит конкретные вопросы и требования к организации финансового контроля, разъясняет конкретные способы и приемы практического осуществления тех или иных процедур.

Нормативно-правовая база отражает основы функционирования субъектов контроля, определяет их полномочия, закрепляет предметы контроля, отражает взаимодействие элементов системы ГФК и др. При этом следует подчеркнуть, что переход к программно-целевому бюджетированию требует адаптации законодательной и нормативной основ ГФК к новым условиям реализации бюджетного процесса.

Что касается роли информационного обеспечения системы, то управление и контроль не могут осуществляться без информации. По каналам прямой и обратной связи система контроля получает информацию о соответствии результатов деятельности государства запланированным целям. На современном этапе к информационному обеспечению ГФК за программными расходами федерального бюджета следует отнести:

- нормативно-правовые акты об утверждении целевых программ, включающие в себя вопросы их реализации;

- рабочие графики реализации программных мероприятий;

- отчеты об исполнении целевых программ;

- документы, связанные с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для осуществления мероприятий программ;

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Нормативно-правовое обеспечение: Методическое обеспечение:

бюджетное законодательство; отраслевое законодательство в области ГФК; нормативные правовые акты исполнительных органов власти по вопросам государственного финансового контроля, регламентирующие деятельность субъектов контроля за программными расходами федерального бюджета; утверждающие целевые программы; порядок разработки, реализации и оценки эффективности целевых программ и др. \ стандарты; нормативно-технические документы, утвержденные компетентным органом; кодексы профессиональной этики; методические документы /

Субъекты контроля: специально уполномоченные Предметы контроля: процессы использования средств федерального —► бюджета на реализацию программных мероприятий

Объекты контроля: ОГВ, ОМС, субъекты хозяйствования, использующие средства федерального бюджета

органы: - внутреннего контроля - внешнего контроля

/ Информационное обеспечение: / нормативно-правовые акты об утверждении целевых программ; рабочие графики и отчеты о реализации целевых программ; государственные контракты, договора, первичные документы по исполнению целевых программ; информация о фактическом финансировании целевых программ и др. \ \ Принципы ГФК: основополагающие правила, следование которым обеспечивает достижение цели контроля

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Финансовое обеспечение Материально-техническое обеспечение Кадровое обеспечение

Рис. 4. Система государственного финансового контроля за расходами федерального бюджета

на реализацию целевых программ

- государственные контракты, договора, заклю- - результаты прошлых контрольных мероприя-ченные в целях реализации целевых программ, тий касательно объекта;

и первичные документы по их исполнению; - статистическую, справочную информацию, свя-

- информацию о фактическом финансировании занную со спецификой мероприятий целевых программ в разрезе мероприятий и вида исполь- программ;

зования;

- информацию из СМИ по проблемам реализации

целевых программ.

Благодаря вспомогательным элементам системы ГФК за программными расходами федерального бюджета система получает материальную основу для своего функционирования. При этом с точки зрения важности они равнозначны: проблемы в одном из вспомогательных элементов тормозят реализацию системы контроля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, соотношение между управлением и контролем представляет собой соотношение целого и частного, вместе с тем частное является целым по отношению к другим частным - элементам системы ГФК. Поэтому ГФК- это не только элемент программно-целевого управления, так как он и сам является сложной системой. Взаимодействие элементов системы ГФК за расходами бюджета на реализацию целевых программ обеспечивает осуществление всех этапов контроля, качество которого в совокупности с корректировкой объемов финансирования и подцелей программы обеспечивает эффективность программно-целевого управления расходами бюджета.

Учитывая особенности исследуемого предмета контроля, автор предлагает рассматривать ГФК за расходами бюджета на реализацию целевых программ, во-первых, как основной элемент программно-целевого управления расходами бюджета, находящийся во взаимодействии с другими эле-

ментами, благодаря которому обеспечивается соблюдение законного, целевого и, главным образом, эффективного использования бюджетных средств, направляемых на реализацию мероприятий целевых программ, а также своевременность достижения социально-экономических задач государства, во-вторых, как сложную систему, главной задачей которой является контроль за объемом, структурой, движением расходов бюджета для достижения целевых показателей программы.

Список литературы

1. Кочерин Е. А. Основы государственного и управленческого контроля. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ». 2000. С. 15.

2. КочкаровР. А. Целевые программы: инструментальная поддержка / Финансовая академия при Правительстве РФ. М.: Экономика. 2007. С. 28.

3. Овсянников Л. Н. Правовая база финансового контроля: новое и старое // Финансовый журнал. 2012. № 1. С. 34.

4. Степашин С. В. Государственный финансовый контроль / учебник для вузов / С. В. Степашин, Н. С. Столяров, С. О. Шохин, В. А. Жуков. Спб.: Питер. 2004. С. 412, 413.

5. Столяров Н. С. Финансовый контроль в системе стратегического управления социально-экономическим развитием России (теория и практика): монография. М.: Изд-во РГСУ «Союз». 2006. С. 146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.