Научная статья на тему 'Особенности государственного финансирования туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской республики в условиях рыночной экономики: проблемы и прогнозы развития'

Особенности государственного финансирования туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской республики в условиях рыночной экономики: проблемы и прогнозы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС РЕГИОНА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА / ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ / REGIONAL TOURISTIC AND RECREATIONAL COMPLEX / PUBLIC FUNDING OF TOURIST AND RECREATIONAL COMPLEX / FORECASTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сенова А. Х.

Рассмотрены проблемы государственного финансирования туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики. Особое внимание уделено экстраполяции развития туризма в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of public funding of tourist and recreational complex of the Kabardino-Balkar Republic in a market economy: problems and prospects for

The problems of public funding of tourist and recreational complex of the KabardinoBalkaria Republic were considered in the article. The particular attention was paid to the tourisms extrapolation in the region.

Текст научной работы на тему «Особенности государственного финансирования туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской республики в условиях рыночной экономики: проблемы и прогнозы развития»

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ

СЕНОВА А.Х.,

аспирант, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, e-mail: amina.senova@gmail.com

Рассмотрены проблемы государственного финансирования туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики. Особое внимание уделено экстраполяции развития туризма в регионе.

Ключевые слова: туристско-рекреационный комплекс региона; государственное финансирование туристско-рекреационного комплекса; прогнозы развития.

The problems of public funding of tourist and recreational complex of the Kabardino-Balkaria Republic were considered in the article. The particular attention was paid to the tourism's extrapolation in the region.

Key words: regional touristic and recreational complex; public funding of tourist and recreational complex; forecasts.

Коды классификатора JEL: L83.

Рост внимания к повышению человеческого капитала как важнейшего ресурса модернизации российской экономики привел в 2000-е гг. к активизации обсуждения проблемы государственного стимулирования развития туристско-рекреационного комплекса — как на общенациональном, так и на региональном уровне. Еще 7 лет назад, в июле 2004 г., под председательством Президента Российской Федерации в Краснодарском крае прошло специальное заседание Президиума Государственного совета, на котором рассматривались именно проблемы развития санаторно-курортного комплекса России. На этом заседании подчеркивалось, в частности, что задача восстановления и укрепления здоровья россиян является одной из важнейших для государства, поэтому оно не должно уходить от финансирования туристско-рекреационного комплекса, прежде всего санаторно-курортной сферы.

Об экономической эффективности санаторно-курортного лечения говорит, например, тот факт, что после долечивания в санатории больные в 1,5-2,5 раза быстрее возвращаются к производительному труду [4]. В результате курса санаторного лечения и оздоровления в 2-4 раза снижается уровень трудопотерь по болезни, что доказывает актуальность стимулирования развития российского туристско-рекреационного комплекса. Сегодня развернута работа, направленная на разработку и реализацию комплекса мер, обеспечивающих эффективное функционирование туристско-рекреационного комплекса и повышение доступности санаторно-курортного лечения. Такая работа объективно предопределена возрастающими (по мере завершения начавшегося в 2008 г. кризиса) финансовыми возможностями страны.

Совершенно очевидно, что решить все социально-демографические проблемы только с помощью санаторно-курортной и туристской сферы невозможно. Однако столь же очевидно, что без развития этих сфер решение социально-демографических проблем заметно затруднится. Поэтому продуманная государственная политика финансирования этой сферы является одним из элементов реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». Рассмотрим процессы и проблемы государственного финансирования туристско-рекреационного комплекса России на примере Кабардино-Балкарской Республики.

Госфинансирование санаторно-курортного комплекса Кабардино-Балкарии осуществляется через федеральный, республиканский бюджеты и фонд социального страхования (ФСС). В первом случае получатели средств 11 федеральных структур и Минздрав Кабардино-Балкарии (см. табл. 1).

© А.Х. Сенова, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

Таблица 1

Расходы на санаторно-курортную сферу 1, тыс. рублей

Получатели средств 2007 2008 2009 2010

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию 319 824,6 344 564,3 353 223,0 392 406

Федеральное дорожное агентство 6 608,5 9 641,2 8 421,6 9 116,9

Минэкономразвития РФ 47 508,4 51 407,2 67 669,2 73 961

Федеральная таможенная служба 224 035,4 207 109,1 224 415,4 348 654

Федеральная налоговая служба 648 570,3 722 556,7 739 899,1 796 933

Министерство обороны 2 579 154 2 692 875,9 2 957 147,2 3 217 151

Министерство внутренних дел 1 189 145 1 365 052,6 1 476 513,6 1 620 556

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков 243 916,7 271 329,8 365 014,2 336055

Управление делами Президента РФ 1 437 182 1 586 298,0 1 686 679,2 1 822 795

Российская академия наук 75 878,9 119 559,7 82 238,6 89 142,8

Федеральная служба исполнения наказаний 138 455,7 152 655,7 169 377,9 183 954

Министерство здравоохранения КБР 23 773,0 32 237,6 43 874,6 57 648,9

Источник: составлено автором по данным соответствующего закона о бюджете [6]

Доля федеральных структур в общем объеме финансирования в последней трети 2000-х гг. стабильно составляла порядка 75%. На первый взгляд, кажется очевидным рост бюджетных ассигнований в 20082010 гг. Практически все федеральные органы власти, имеющие на балансе пансионаты и дома отдыха, финансировались с ежегодным приростом в 7-12%. Однако если ввести поправки на инфляционное обесценение, то окажется, что прирост финансирования лишь немного превышал ежегодную инфляцию. Но даже с поправкой на инфляцию несомненен очень значительный прирост бюджетных ассигнований по линии Минздрава Кабардино-Балкарии — на 78,8%.

Следует отметить, что в целом удельный вес расходов на санаторно-курортную отрасль в бюджетном финансировании статьи 09 функциональной классификации расходов («Здравоохранение, физическая культура и спорт») сокращается. Так, в 2008 г. эта доля в федеральных расходах (без учета дополнительных расходов) составила 6,2%, а в 2010 г. она упала до 4,9% (в республиканских в 2008 г. — 3,3%, в 2010 г. — 2,9%).

По линии ФСС финансирование санаторно-курортной сферы осуществляется в трех направлениях: оздоровление детей; оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников; оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно. Последняя группа в период 2005-2007 гг. финансировалась по убыванию: в 2005 г. на реализацию мер социальной поддержки федеральным льготникам потрачено 11,8 млрд руб.; в бюджете ФСС на 2007 г. на эти цели заложено 7,1 млрд руб. С поправкой на инфляцию сокращение будет еще более сильным.

Аналогичная тенденция наблюдается на региональном уровне. Из бюджета госучреждения (регионального отделения ФСС РФ по КБР) в 2005 г. на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению было выделено 103,1 млн руб., а в 2006 г. — 53,7 млн, что почти в 2 раза меньше. Это было связано с принятием Федерального закона (от 22.08.2004 № 122-ФЗ). Многим федеральным льготникам отказали от набора ряда социальных услуг, включающих и санаторнокурортное лечение. Однако в последнее время наблюдается тенденция возврата определенной части граждан к прежней системе, т.е. получению не денежных выплат, а самих льгот. В трехлетнем бюджете ФСС финансирование данной статьи не предусмотрено. В соответствии с главой 6 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.» (от 21.07.2007 № 183-ФЗ) оплата стоимости путевок и проезда осуществляется за счет средств федерального бюджета по выданным в установленном порядке направлениям на лечение. Сам фонд осуществляет лишь «финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок на санаторно-курортное лечение в рамках государственной социальной помощи».

В табл. 2 представлена выборка целевых программ, влияющих на развитие туризма.

Поскольку особенностью туристско-рекреационного комплекса является его многоаспектность и связь с различными отраслями экономики, это дает право предположить, что качественные изменения в развитии туристско-рекреационного комплекса непременно приведут к адекватной трансформации структуры экономики всего региона в целом. Однако чтобы определить актуальность и целесообразность этих изменений, необходимо экстраполировать возможные варианты развития туристско-рекреационного комплекса, определив его влияние на экономику всего региона.

Исходя из тенденций социально-экономического развития Кабардино-Балкарии и ее туристско-рекреационного комплекса, можно предположить развитие этого комплекса по двум вариантам [5].

Таблица 2

Бюджетные ассигнования на реализацию целевых программ, млн рублей

Название программы 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Федеральные целевые программы

«Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)», в т.ч.: - 181 621 249 419 260 985 - - -

«Автомобильные дороги» - 150 502 212 251 223 477 -

«Гражданская авиация» - 19 259 19 892 16 227 -

«Железнодорожный транспорт» - 1 448 1 903 4 068,8 -

«Развитие гражданской авиационной техники РФ на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.» 11 411 12 538 15 886 17 953

«Дети России» в т.ч. - 2 924,6 3 205 2 532,6 2 035,4

«Здоровое поколение» - 901,8 926,8 698,1 523,1

«Юг России» - 4 956,8 9 000 10 000 10 000

Региональные целевые программы

Реализация ФЦП «Юг России (2008-2012 гг.)» в КБР, в т.ч.: - - 3 954 3 222,7 3 994 3 396 4 660

Развитие энергетического комплекса КБР - - 1 577 1 379 1 112 - -

Развитие ТРК (горнолыжного комплекса «Приэльбрусье») - - 2 214 1 778,7 2 582,9 2 958 4 269

Развитие сельского хозяйства - - 163 20 209 106 70

Создание системы земельного кадастра недвижимости (2006-2011 гг.) 14,4 36,6 49,9 45,9 25,4 17,8 -

Развитие и поддержка малого предпринимательства (2007-2011 гг.) - 357,3 404,9 536,2 556,7 631,3 -

Развитие культуры в КБР - - - 167,9 110,9 921,9 524,5

Источник: составлено автором по данным перечисленных утвержденных целевых программ [6]

Развитие регионального туристско-рекреационного комплекса по инерционному типу предполагает консервацию существующей модели развития, следование сложившимся тенденциям и сохранение структуры туристско-рекреационного комплекса. Чтобы спрогнозировать объем прибыли туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарии, необходимо представить туристско-рекреационный комплекс в виде функции У, изменяющейся во времени х. Для достоверности результатов расчета нами использованы экспоненциальный прогноз и полиномный 2-ой степени. Аппроксимацией функции методом наименьших квадратов получаем уравнение регрессии:

У = 217е0,1389г , — экспоненциальный прогноз (1),

Я2 = 0,9708 7 = 8,2989л-2 - 24,6х + 313,98

Я2 0 988 — полиномный прогноз 2-ой степени (2).

Значимый коэффициент детерминации и в уравнении регрессии (1) — 0,97 и в уравнении регрессии (2) — 0,98 свидетельствуют о сильной зависимости туристско-рекреационного комплекса от фактора времени. Результаты прогнозирования объемов прибыли туристско-рекреационного комплекса в динамике до 2015 г. на рис. 1 свидетельствуют: к 2015 г. прибыль возрастет на 1.595 млн руб. по сравнению с 2008 г. и достигнет 2 600 млн руб.

Инерционный вариант развития туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарии возможен. В жизни республики наметился определенный прогресс, выразившийся, в заметном увеличении темпов роста прибыли туристско-рекреационного комплекса, однако маловероятна реализация крупных инвестиционных проектов. По этой причине рост объемов туристско-рекреационных услуг будет практически неощутим. Туристско-рекреационный комплекс станет развиваться, главным образом, за счет частных инициатив, а объем и структура государственных инвестиций в экономику Кабардино-Балкарии будут изменяться в русле сложившихся тенденций. Соответственно, вклад туристско-рекреационного комплекса в экономику региона останется прежним.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

3000

25М -

Ц 2(КХ) -‘С

1500 -

1000 ■

500 -

2350 2«Ю

851.3 7209 и ' 1750 ^**»^ 2300 1400 2000 1265 1500 1350 '•'І005

734,7 559.6

Ч«* ^

> сч^ сч^ сч\ сч\'

“'экспоненциальным прогноз -

- полнннмный прогноз (2-ой степени)

Рис. 1. Инерционный вариант развития туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарии до 2015 г. Расчеты проведены автором на основании данных [1,3]

В варианте развития туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарии по интенсивному типу для прогнозирования объемов прибыли представляем туристско-рекреационный комплекс в виде функции У, изменяющейся во времени х. Для достоверности результатов расчета применены также экспоненциальный прогноз и полиномный 2-ой степени. Аппроксимацией функции получаем уравнение регрессии:

У = 406,75е

— экспоненциальный прогноз (1),

Л' = 0,9747

7 = 11,465.т2 + 31,1376л- + 445,46 Я2 = 0,9731

— полиномный прогноз 2-ой степени (2).

Значимый коэффициент детерминации и в уравнении регрессии (1) — 0,97 и в уравнении регрессии (2) — 0,97 свидетельствуют о сильной зависимости туристско-рекреационного комплекса от фактора времени. Результаты прогнозирования объемов прибыли туристско-рекреационного комплекса в динамике до 2015 г. на рис. 2, свидетельствуют: к 2015 г. прибыль составит от 2 800 до 3 100 млн руб.

3500

3<ИМ)

2500

2000 150<)

КИН)

500

2750 з ни»

2250

1650 1900 2500

1265 е*'*' 2200

720.9 8513 ~ 1600

458,7 1005

" 559.6 734'7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-экспоненциальным прогноз

- полнннмный прогноз (2-ой степени)

Рис. 2. Интенсивный вариант развития туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарии до 2015 г. Расчеты проведены автором на основании данных [1,3]

Этот вариант, предполагающий реализацию совокупности инвестиционных проектов [4], возможен и перспективен с учетом растущего мирового спроса на активный отдых, спортивный и познавательный туризм.

Качественная сторона реализации этого варианта предполагает развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности и ориентацию на обеспечение внутреннего потребления, в том числе на обеспе-

чение продовольствием растущего туристского сектора, и предусматривает: модернизацию транспортной инфраструктуры республики; строительство новых и реконструкцию действующих гостиниц, санаториев, туристических баз в курортно-рекреационном комплексе «Приэльбрусье», на северном склоне горы Эльбрус и в городе Нальчике; опережающее развитие SPA-курорта; повсеместное развитие объектов развлечений и туристско-рекреационной инфраструктуры, диверсифицирование услуг туристско-рекреационного комплекса.

Таким образом, интенсивный вариант предполагает совокупность структурных изменений в туристско-рекреационном комплексе. Его трансформация, как элемента экономики региона, положительно повлияет на агрегированный показатель валовый региональный продукт данного региона.

Необходимо определить эту структуру и направление связи между валовым региональным продуктом и туристско-рекреационным комплексом. В результате получаем модель:

У(х) = 65,22х+ 12,4; К2 = 0,92,8; ^ = 91,3.

Высокий коэффициент детерминации Я2 свидетельствует о тесной связи в 93% между валовым региональным продуктом и прибылью туристско-рекреационного комплекса. Судя по коэффициенту регрессии, с увеличением фактора времени один миллион рублей роста прибыли туристско-рекреационного комплекса увеличит валовый региональный продукт Кабардино-Балкарии в 2015 г. на 65,22 млн руб.

Итоговая модель, отраженная на рис. 3, позволяет сделать вывод, что последовательные вложения в развития туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарии со стороны государства, инвесторов и населения в долгосрочной перспективе снизят дотационность бюджета республики, выведут регион из категории депрессивных в категорию развитых регионов, на траекторию качественно нового уровня социально-экономического развития.

250000

5

С

о.

О]

г

1 20219^

1 1 Т 79367;4> : / У

1 ? 146 9132°->.^,4 757,4

У' 1 82515,7 г = 65,22}:+ 12,4 ЯМ1

І 1 І 1 1

0,00 500,00 1 000,00 1 500,00 2 000,00 2 500,00 3 000,00 3 500,00

прибыль ТРК, млн. рублей

Рис. 3. Модель зависимости валового регионального продукта от прибыли туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарии к 2015 г.

Расчеты проведены автором на основании данных [1,3]

Изложенные модели, конечно, следует рассматривать как первое приближение к среднесрочному прогнозированию развития туристско-рекреационного комплекса КБР и экономики Кабардино-Балкарии в целом. Из нашего прогноза полностью исключены шоковые факторы, которые могут качественно изменить ситуацию в Кабардино-Балкарии. Эти факторы могут быть как негативными (скажем, предполагаемая вторая волна начавшегося в 2008 г. мирового кризиса или возможная политическая дестабилизация в связи с приближающимися выборами), так и позитивными (например, стимулирующее влияние будущей зимней Олимпиады в Сочи на развитие всего юга России). Социально-экономическое развитие всего Северо-Кавказского федерального округа до сих пор очень сильно зависит от политических обстоятельств [2]. Подобные факторы трудно прогнозируемы, однако их все же следует принимать в расчет, поскольку они помогают лучше понять перспективы развития региона в целом и Кабардино-Балкарской Республики в частности.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ЛИТЕРАТУРА

1. Качественная сторона реализации этого варианта предполагает развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности Кабардино-Балкария в цифрах. Статистический сборник. Нальчик: ТО ФГС по КБР, 2010.

2. Мамедов О.Ю. Семь «углов» северокавказской экономики // TERRA ECONOMICUS. 2010. Т. 8. № 4.

3. Министерство спорта и туризма КБР // http://www.sport-kbr.ru.

4. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М.: Росстат, 2010.

5. Сенова А.Х. Туристско-рекреационная специализация — путь Кабардино-Балкарии в сервисное общество? // Вопросы регулирования экономики. 2010. Т.1. № 1.

6. Электронный банк данных нормативно-правовых актов Федерального Собрания Российской Федерации // http://duma.consultant.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.