Научная статья на тему 'Особенности гнездостроения у курганника buteo rufinus в Центрально-Чернозёмном заповеднике'

Особенности гнездостроения у курганника buteo rufinus в Центрально-Чернозёмном заповеднике Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности гнездостроения у курганника buteo rufinus в Центрально-Чернозёмном заповеднике»

этих яиц: «кукушки» — 0.17 г и 20.3x15,2 мм и хозяина гнезда — 0.10 г и 18.0x14.0 мм; 0,10 г и 18.1x14.1 мм; 0.10 г и 18.7x14.5 мм. К.А.Воробьёв (1936) рассматривает свою находку как случай паразитирования обыкновенной кукушки на широкохвостой камышевке. Позднее эта информация вошла в обзорные статьи А.С.Мальчевского (1958) и А.Е.Луго-вого (1963). Однако сравнительный анализ «кукушечьих» яиц из упомянутых гнёзд, яиц обыкновенной кукушки типа дроздовидной камышевки и яиц самой дроздовидной камышевки из Краснодарского края позволил установить следующее. Яйца, обнаруженные в гнёздах широкохвостой камышевки, принадлежат дроздовидной камышевке. В подтверждение сказанному приведём сведения о параметрах яиц кукушки (3 яйца) и дроздовидной камышевки (32 яйца): масса яиц соответственно 3.20-3.64, в среднем 3.35 г и 2.19-3.17, в среднем 2.76 г; масса скорлупы яиц 0.22-0.28, в среднем 0.25 г и 0.14-0.18, в среднем 0.16 г; размеры яиц 22.4-24.3x16.1-17.2, в среднем 23.1-16.5 мм и 20.3-23.2 x14.8-16.3, в среднем 21.9x15.7 мм. Таким образом, яйца дроздовидной камышевки и кукушки отличаются общей массой и массой скорлупы, что даёт возможность определять их в коллекциях.

По данным А.Е.Лугового (1963), основными воспитателями птенцов обыкновенной кукушки в дельте Волги являются дроздовидная и болотная Acrocephalus palustris камышевки. Что касается широкохвостой камышевки, то она выступает в роли случайного хозяина кукушки, о чём свидетельствует единственная встреча кукушонка в её гнезде на юге РСФСР (Мальчевский 1958). По-видимому, подобные находки малочисленны на всей территории Европы, поскольку в книге Макача (Makatsch 1976) не приводятся конкретные данные о кукушечьих яйцах из гнёзд этой камышевки.

Ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 1944: 3040-3042

Особенности гнездостроения у курганника Buteo rufinus в Центрально-Чернозёмном заповеднике

А.Б.Костин, Н.А.Родкина

Второе издание. Первая публикация в 1999*

Гнездование одной пары курганника Buteo rufinus на Стрелецком участке Центрально-Чернозёмного заповедника отмечалось в 1983-

* Костин А.Б., Родкина Н.А. 1999. Особенности гнездостроения у курганника в Центрально-Чернозёмном заповеднике II3-я конф. по хищным птицам Восточной Европы и Северной Азии. Ставрополь, 2: 76-77.

1986-е годы (Костин 1986). Птицы обитали в островной дубраве Дедов-Весёлый (площадь 190 га) — компактном массиве разновозрастных дубняков, расчленённом системой балок и окружённом полями охранной зоны и степью заповедника. Участок постоянного гнездования курган-ников располагался в самых старых выделах лесного массива - редкостойном спелом дубняке с густым подлеском из черёмухи и бузины и зарослями крапивы на рединах. Примерная площадь его составляла 0.25 км2.

Все три обследованные гнездовые постройки (одна из них использовалась дважды, в 1983 и 1986 годах) располагались на дубах высотой от 11 до 20 м. Расстояние от опушки леса колебалось в пределах 15-400 м. Во всех случаях в непосредственной близости от гнездового дерева располагались небольшие поляны, видимо, облегчающие птицам подлёт к гнезду.

Высота расположения гнёзд варьировала от 9 до 12 м. Местоположение их в кроне также изменялось: использовались мощная ствольная развилка, приверхушечная развилка, развилка ствола и толстой боковой ветви. При этом гнездо в ствольной развилке занималось дважды. Размеры гнёзд курганника составляли 65-100 см в диаметре и были 45-60 см толщиной. В качестве основного строительного материала использовались дубовые ветки толщиной 0.5-1.5 см. Интерес представляет выстилка лотка, резко отличающаяся от таковой у обыкновенного канюка Buteo buteo. В течение всего периода гнездования в Центрально-Чернозёмном заповеднике курганники активно использовали для этих целей разнообразные предметы антропогенного происхождения. В 1983 году в их гнезде были обнаружены полированная деревянная планка от мебели, разорванные куски синтетической мочалки красного цвета, пучки сена. В 1984 году птицы использовали для выстилки гнезда куски полиэтилена — вплоть до целых пакетов большого размера, обрывки газет, куски сукна красного цвета, обглоданный кукурузный початок, высохшие комья конского навоза. В 1985-1986 годах лотки гнёзд также выстилались полиэтиленом, тряпками, кусками газет, сигаретными пачками. Характерные для гнёзд канюка и других хищников ветки со свежими листьями курганниками также использовались, но в минимальных количествах.

Использование курганником предметов антропогенного происхождения при гнездостроении не отражено в сводках (Дементьев 1951; Cramp, Simmons 1980). Вместе с тем подобные факты указывались для Казахстана (Долгушин 1962) и для востока Украины, где В.И.Стригу-нов (1982) находил обрывки газет и полиэтиленовой плёнки в гнезде курганника, обнаруженном им в Кировоградской области, ближайшей к нашему стационару известной точке эпизодического гнездования этого вида. Аналогичные предметы мы наблюдали также в некоторых

(но не во всех) гнёздах курганника в Калмыкии. Таким образом, подобная адаптация к дефициту гнездового материала, возникшая, вероятно, в полупустынно-степной части ареала этого вида, сохраняется в ряде случаев и у северных пределов распространения курганника в лесостепи. Учитывая исключительную редкость гнездования этого вида в чернозёмных областях России, а также сходство в полевых условиях с особями рыжей морфы обыкновенного канюка, характер выстилки гнезда может служить одним из критериев определения видовой принадлежности.

Ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 1944: 3042-3045

Луговая тиркушка Glareola pratíncola в Западном Предкавказье: динамика численности и распространение

Ю.В.Лохман

Юрий Викторович Лохман. Кубанский научно-исследовательский центр «Дикая природа Кавказа». Краснодар, Россия. E-mail: lohman@mail.ru

Второе издание. Первая публикация в 2019*

Луговая тиркушка Glareola pratincola - редкий гнездящийся и пролётный вид Западного Предкавказья. Она включена в Красную книгу Краснодарского края (статус 2 ИС «Исчезающие») и в Красные книги сопредельных регионов: республики Калмыкии, Ставропольского края, Ростовской области, республики Крым. Современный ареал доходит до Восточного Приазовья и Северного Причерноморья, где состоит из локальных поселений в Приморско-Ахтарском, Темрюкском и Щербинов-ском районах Краснодарского края. Основные места гнездования приурочены к берегам морских заливов и лиманов, солёных и пресных озёр. Предпочитает солончаковые луга и влажные солончаки с редкой галофитной растительностью или без неё, а также нетронутые участки с невысокой степной растительностью.

Луговая тиркушка гнездится колониально, образуя смешанные колонии вместе с другими куликами и крачками: степной тиркушкой Gla-reola nordmanni, морским зуйком Charadrius alexandrinus, чибисом Vanellus vanellus, ходулочником Himantopus himantopus, шилоклюв-кой Recurvirostra avosetta, куликом-сорокой Haematopus ostralegus,

* Лохман Ю.В. 2019. Луговая тиркушка в Западном Предкавказье (динамика численности и распространение) IIАктуальные вопросы изучения куликов Северной Евразии. Минск: 187-190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.