ф
Миропорядок
Илья ГОРДЕЕВ
ОСОБЕННОСТИ глобальной политики в эпоху постмодерна
Сегодняшнее состояние мировой цивилизации - это комплексное состояние нестабильности, образовавшееся после ликвидации биполярной системы сдержек. Победивший в [олодной войне мировой гегемон в лице США стремится создать своеобразную глобальную империю, цель которой - закрепление сложившегося мирового порядка и международного разделения труда. В то же время в так называемых бтором и претьем мирах назревают разнообразные ответы на вызовы Запада.
Современная эпоха начиная с 70-80-х годов XX в. часто обозначается на Западе как эпоха постмодерна. Такое понимание современности связано с интеллектуальной школой французского постструктурализма, набравшего силу во второй половине XX в. Именно в это же время вступает в интенсивную фазу и процесс глобализации. В литературе постмодерн и глобализация часто наделяют схожим набором признаков и свойств. Речь идет о тотальной информатизации, научно-технологической революции, открытости и гипермобильности. Считается, что постмодерн затрагивает культурную составляющую западного мира, а глобализация — экономическую, потому в исследованиях эти феномены почти не рассматриваются как взаимосвязанные. Однако при пристальном внимании оказывается, что постмодерн распространяется не только на искусство и философию, но обнаруживает весьма четкие отражения в мировой экономике и политике, и наоборот — глобализация затрагивает культурные основы всех современных государств.
Предыстория глобализации — это вся история человечества, приведшего мир в состояние современной целостности, предыстория постмодернизма — это вся предшествующая западная философия. Собственно? глобализация и постмодернизм — это две стороны одного процесса — развития Запада и установления его гегемонии во всем мире. Постмодернизм завершил на сегодня интеллектуальное развитие западной мысли и представляется своеобразной «последней философией», в свою очередь глобализация претендует на создание окончательного мирового порядка в режиме неолиберального «конца истории». Глобальная экономика и общество постмодерна — это достижения западной цивилизации на нынешнем ее этапе. Они исходят из пространства «золотого миллиарда» и ему же приносят большую часть дивидендов, выкачивая ресурсы из остального мира. При этом глобализация и постмодерн развиваются неравномерно. Экономические изменения идут наиболее интенсивно, политика развивается в кильватере экономики, а культурная экспансия Запада проходит медленнее и встречает сопротивление на местах.
По словам российского философа и политолога А. С. Панарина, тайна новейшей постмодернистской эпохи — это «тайна крушения модернистского типа власти и властных отношений». «Из мира словно бы вынули властный стержень и он стал рассыпаться на глазах, превращаясь в неупорядоченную и неуправляемую
ГОРДЕЕВ
Илья
Валерьевич —
кафедра
теоретической
политологии
афилософского
факультета
МГУ им.
М. В. Ломоносова
ф
80_______________________ВЛАСТЬ___________________03’2008
мозаику течений, тенденций, событий»1. Уходящий модернистский порядок был продуктом догматического Логоса и упорядочивал мир с помощью власти, теперь же, по заверениям постмодернистов, мир выходит из-под контроля, ввергается в бесконечную игру дискурсов, не подлежащую управлению. Так, область политического в современную эпоху глобализации и постмодерна заслуживает особого внимания. Если эпоха политического модерна была эпохой мировых войн и биполярной системы, то эпоха политического постмодерна — это время условно свободных и независимых государств, под эгидой США включенных в международное разделение труда и глобальную экономику. Ценностями современной эпохи постулируются открытые рынки, либерально-демократическая политика, права человека.
Глобализация — это в первую очередь экономический феномен. Недаром многие исследователи стремятся редуцировать глобализацию исключительно до деятельности свободных рынков. Суть глобализации — в слиянии национальных экономик в единую систему, основанную на свободном перемещении капитала. Это отвечает постмодернистской установке на плюрализм и сметание каких-либо барьеров — культурных, исторических, политических.
Ж.-Ф. Лиотар определял состояние постмодерна как «недоверие в отношении метарассказов»2. Речь идет о переходе от культурной установки на господство тотализирующих великих учений к вниманию ко всему локальному и частному. В самом общем виде постмодернизм как философия — это мышление критического скептицизма во всем, мышление эпистемологической неуверенности, недоверия к традиционным текстам и институтам, это поворот в сторону иррационального и инстинктивного. Отражающая современное нестабильное состояние мира, своеобразная «постмодернистская чувствительность»3 апеллирует к парадоксу, к интуиции и бессознательному, она не верит закабаляющим дискурсам классических философий и одновре-
1 Панарин А. С. Политология. М., 2001, стр. 124
2 Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Спб., 1998, стр. 11
3 ИльинИ. Постструктурализм. Деконструктивизм.
Постмодернизм. М., 1996, стр. 201
менно стремится к свободе и движению. Философия постмодерна пыталась нивелировать политику, рассеять, растворить ее в реальности. Так, М. Фуко писал о том, что политика проникла всюду и буквально пронизывает все отношения в обществе4. Эпоха глобализации в свою очередь стремится преодолеть политику в угоду экономике. С точки зрения адептов глобального рынка — национальные государства препятствуют свободному передвижению финансов, политика мешает экономике. С точки зрения последовательного глобализма модель мира как совокупности суверенных государств устарела и мешает открытости и свободе. Так, политика, не получившая одобрения Запада, сегодня попадает под подозрение как деятельность, мешающая прогрессу.
Однако международная экономическая система не образовалась сама собой из ничего. Экономическая глобализация
— это результат так называемой политической неоконсервативной волны на Западе, связанной с именами Р. Рейгана и М. Тетчер, которые в начале 80-х годов своими реформами ослабили на Западе влияние государства на экономику, в результате чего были высвобождены силы свободных рынков. Потому очевидно, что диктатура экономики имеет политическую подоплеку в режиме, когда политика пожелала самоустраниться и отдать на откуп экономическим отношениям регулирующие функции. В то же время Запад понимает, что невидимая рука рынка не может работать без «спрятанного кула-ка»5. Поэтому США продолжают наращивать свой военный потенциал, тратя на содержание армии в разы больше, чем любая другая страна.
Политика же сегодня в глобальном масштабе отстает от экономики. Международные политические институты, такие, как ООН, находятся в кризисе и показывают свою беспомощность. Попытки создания международного правительства пока не увенчались успехом. В то же время деятельность прозападных агентов глобализма направлена на то, чтобы привести локальные политические системы в соответствие с идеалом, дикту-
4 Фуко М. Воля к знанию. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996, стр. 193
5 Уткин А. Новый мировой порядок. М., 2006, стр. 28
#
03’2008__________________ВЛАСТЬ_________________________81
емым США, установить свободные рынки и открыть доступ инвестициям. Так возникают режимы-симулякры, формально копирующие демократические образцы, а на деле являющиеся нестабильными.
Политика Запада, несет в себе две тенденции — с одной стороны она трансформировалась в новейших условиях постмодерна, приобрела новые формы, адаптируясь к требованиям плюрализма; с другой — Запад все еще является наследником модерна и стремится отправлять свою гегемонию под знаком текста, обладающего наивысшей ценностью — либеральной доктрины. Речь идет о двойных стандартах: как носитель импульса постсовременности США говорят о плюрализме и свободе, как мировой гегемон и победитель в Холодной войне — утверждают что единственно верный путь для всех государств — либерализация экономики и внедрение демократических институтов. В этом заключается амбивалентность американского «нового мирового порядка».
Одна из ключевых проблем глобализации в эпоху постмодерна связана с отсутствием глобальной идеологии, которая могла бы объединить мир политически. Сегодня консолидирующую роль играет экономика, которая по сути своей аморальна и спекулятивна — экономика не заботится о бедных и пассивных — а лишь об успешных и активных. Теоретики постмодерна отвергали возможность идеологической тотализации мира под знаменем «великого учения». В то же время Запад выдает свое видение ситуации за единственно истинное. Выдача локального
— за глобальное — великая спекуляция, в результате которой либеральная идеология демократии и свободных рынков возводится сегодня в ранг абсолюта.
Глобализацию, таким образом, следует рассматривать в различных ипостасях
— в качестве деятельности прозападных агентов глобализма (и соответственно дискурса, обосновывающего эту деятельность) и в качестве объективного стремления государств к сближению (во французской традиции принят термин мон-диализация). В каждом отдельном случае первое не всегда совпадает со вторым.
Дело в том, что объективно глобализации как феномену постмодерна чужды как идеология глобального господства какой-либо идеи, так и однополярная
мировая система. Ушла эпоха модернистского противостояния сверхдержав, работавших в режиме жесткого администрирования. Вместе с тем к управлению миром оказались неприменимы старые менеджерские стратегии. Мировая система просто является слишком масштабной для того, чтобы ее можно было контролировать «по-старому». В этой ситуации США как победитель в холодной войне были вынуждены перейти к более гибкому способу управления — без четких властных вертикалей, без национальных границ, но с сетевой системой насаждения массовой культуры, потребительских стандартов и демократических ценностей в целях достижения наибольшей изоморфности политических институтов и мобильности капиталов. Примерно с середины XX в. в мировом масштабе глобализация пришла на смену модерниза-ции1, что позволяет говорить об условном соответствии процессов эпохам: модернизации — модерну, глобализации
— постмодерну. При этом глобализация, исходящая из пространства постмодерна (Запад), связана с насаждением модер-низационных практик второму и третьему мирам, что имеет свою логику. Она говорит о том, что с точки зрения Запада, который уже перешагнул порог постсовременности, тем странам, которые принимают помощь международных финансовых институтов, еще только предстоит войти в модерн.
В этой связи положение независимых от гегемона государств с самостоятельной внутренней и внешней политикой, таких, как Россия. США прямо заявляют о том, что часть территорий и ресурсов России является областью их геополитического интереса. Очевидно, что Западу не выгоден сильный региональный лидер на постсоветском пространстве, а нужна сеть слабых и зависимых от МВФ государств. В результате возникают проамериканские правительства, и повышается стратегическая нестабильность в регионе.
Так, политический проект Запада оказался далек от установки на плюрализм
— на самом деле это проект неолиберальной колонизации мира под знаком демократии. Глобализация как объектив-
1 Дергачев В. А. Глобалистика. М. Издательство «Юнити-Дана», 2005, стр. 13
#
82
ВЛАСТЬ
03’2008
ная закономерность стремится расщепить и разделить все границы и нации. Глобализация как идеология США стремится сохранить их статус сверхдержавы при потере остальными государствами любых суверенных статусов. То есть на современном этапе США как мировому гегемону объективное свойство глобализации на руку. Америка смогла уловить ритм глобальных изменений и использует ее деконструкционные тренды в своих целях. Мировому гегемону выгодны открытые границы и мировое разделение труда, обеспечивающее достаточный уровень потребления внутри «золотого миллиарда», именно такое положение вещей позволяет в известной степени управлять глобальным миром. Только в режиме тотальной открытости рынков и культур «сетевая демократия» способна выжить.
Глобальная политика в эпоху постмодерна приобретает ряд исключительных свойств. Во-первых, политика отказалась от вмешательства в экономику и высвободила энергию глобального рынка.
Во-вторых, политика мирового гегемона связана с интенсивным насаждением демократических институтов по всему миру, призванных стать проводниками экономической глобализации. В-третьих, самостоятельная, невыгодная Западу политика национальных государств попадает под подозрение как деятельность, тормозящая свободное движение финансов. Антиномия современного постмодернистского миропорядка состоит в том, что с одной стороны — в процессе глобализации утверждает свое господство Запад, но с другой возрастает значение таких процессов, как регионализация, локализация и поляризация. Плоды глобализации достаются в основном «золотому миллиарду» и его анклавам, в то время как до остального мира глобализация доходит во многом опосредованно и в виде побочных эффектов. Неравенство, возникающее в результате международного разделения труда, только усугубляется и возникают горизонтальные связи между государствами, стремящимися противопоставить себя Западу.
ЮБИЛЕЙ
17 марта 2008 года исполняется 70 лет со дня рождения Евгения Константиновича ИСАЕВА — члена Союза журналистов, автора многих корреспонденций о жизни стран Восточной Европы, педагога и наставника, самодеятельного поэта.
Многогранность врожденного таланта Е. К. Исаева в полной мере реализовалась в его поэтическом творчестве, утонченной лиричности стиха, точных выражениях рифм.
Как поэт Евгений Константинович отражает все стороны человеческого бытия и в этом смысле его творчество философично и поэтому оно с одинаковым интересом воспринимается людьми разных поколений. В последнее время Е. К. Исаев много внимания уделяет пропаганде политического творчества: он выпустил два сборника стихов. Участвует во встречах с любителями поэзии.
Редакция журнала «Власть» сердечно поздравляет Евгения Константиновича Исаева с его юбилеем, желает ему крепкого здоровья и новых творческих успехов. С разрешения поэта мы публикуем его стихотворение, написанное 20 лет назад:
Борьба за власть — старинная игра.
Она без правил, каждому доступна.
Всесильные играют все и крупно.
А прочие от нищеты и скуки марают честь и тут же на поруки берут самих себя, чтоб выйти из игры.
Борьба за власть!Мирочки и миры...
Старинная игра сегодня не забыта.
Вновь кто-то при дворе. Вновь кто-то у корыта, разбитого волной. Играющий, играет!
Ждет победителя билет в бесплатный рай, а может, в ад, но все равно бесплатно!
Всегда в один конец. И никогда обратно.