Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГЕРОИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В МАСС-МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

ОСОБЕННОСТИ ГЕРОИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В МАСС-МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
247
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОЙ / ГЕРОИЗАЦИЯ / ВРАЧ / МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / МАСС-МЕДИЙНЫЙ ДИСКУРС / КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ / ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Таскаева Анна Вячеславовна

В статье рассматриваются лингвистические особенности героизации медицинских работников в масс-медийном дискурсе во время пандемии новой коронавирусной инфекции. В период борьбы с распространением коронарируса врачи приобрели статус героев. Героический образ врача, находящегося на передовой борьбы с новой угрозой, в полной степени выражается в различных дискурсивных и недискурсивных конструктах: масс-медийном дискурсе, креолизованных текстах, фото- и видеоматериалах, комментариях пользователей интернет-сервисов и др. О героизации медиков свидетельствуют заголовки публикаций, названия проектов, конкурсов, акций. Процесс героизации реализуется также в креолизованных текстах социальной рекламы. Основным лингвистическим средством героизации является метафоризация: врач представляется солдатом на войне, супергероем, ангелом-хранителем. Так, в исследуемых текстах борьба с коронавирусом метафорически представляется войной, медицинский персонал - солдатами, сражающимися с оружием в руках против страшного противника - вируса, стены медицинского учреждения - полем боя. В результате исследования выявлено, что намечается тенденция к локальной героизации и конкретизации героического на примерах реальных людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Таскаева Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF HEROIZATION OF HEALTH CARE WORKERS IN THE MASS MEDIA DISCOURSE DURING A PANDEMIC

The article examines the linguistic features of the heroization of medical workers in the mass media discourse during the pandemic of the novel coronavirus infection. During the fight against the spread of the coronavirus, doctors acquired the status of heroes. The heroic image of a doctor who is at the forefront of the fight against a new threat is fully expressed in various discursive and non-discursive constructs: mass media discourse, creolized texts, photo and video materials, comments from users of the Internet services, etc. The headlines of publications, the names of projects, competitions, and actions indicate the heroization of doctors. The process of heroization is also implemented in creolized texts of social advertising. The main linguistic means of heroization is metaphorization: the doctor is represented as a soldier in war, a superhero, a guardian angel. So, in the studied texts, the fight against the coronavirus is metaphorically represented as a war, medical personnel - as soldiers fi ghting with weapons in their hands against a terrible enemy - the virus, the walls of a medical institution - as a battlefi eld. As a result of the study, it is revealed that there is a tendency to local heroization and concretization of the heroic on the examples of real people.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГЕРОИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В МАСС-МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

ОСОБЕННОСТИ ГЕРОИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В МАСС-МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

А. В. Таскаева

Ключевые слова: герой, героизация, врач, медицинские работники, масс-медийный дискурс, креолизованный текст, пандемия, коронавирус.

Keywords: hero, heroization, doctor, health care workers, mass media discourse, creolized text, pandemic, coronavirus.

DOI 10.14258/filichel(2021)2-02

Введение

В статье рассматриваются особенности героизации медицинских работников в масс-медийном дискурсе во время пандемии новой коронавирусной инфекции. Неоднозначное, скорее отрицательное, отношение к медицинским работникам в докризисный период, дегероизация профессии и постепенное осознание их общественной значимости в настоящее время, реализующееся в героизации, обусловили актуальность рассматриваемой темы. Эти процессы трансформации социального статуса врача находят отражение в языке.

Цель исследования — изучить лингвистические особенности героизации медиков в период пандемии коронавируса в России. Материал исследования — русскоязычные тексты масс-медийного и публицистического дискурсов, креолизованные тексты, фото- и видеоматериалы, а также комментарии пользователей о работе врачей, младшего и старшего медицинского персонала, датированные периодом «весна-лето 2020 года». Всего было проанализировано более 100 статей, объединенных рассматриваемой тематикой и отобранных методом сплошной выборки по запросам: «герои нашего времени», «герои-врачи», «коронавирус», «пандемия», «медицинские работники». Общий объем исследуемых текстов — около 150 тысяч знаков. Кроме того, в качестве единиц для анализа выступали иллюстрации, фотографии, видеоролики.

Задачи исследования:

1. Выявить языковые средства репрезентации героического обра-

за врача;

2. Обнаружить универсальные и уникальные тенденции героиза-

ции на примере героизации медицинских работников в совре-

менном масс-медийном дискурсе. В исследовании использовались методы контекстуального, лингвокультурологического, сопоставительного анализа.

Проблема героизации носит междисциплинарный характер. Множество исследований посвящено философскому осмыслению проблемы героизации, психологической составляющей героического поведения, изучению героических образов в историческом, культурологическом, литературоведческом, социологическом аспектах. Однако в лингвокульту-рологическом аспекте вопросы героизации изучены недостаточно. Обращают на себя внимание исследования С.А. Питиной об образе героя в англоязычной картине мира как стереотипа мифологического сознания [Питина, 2007], Д.А. Голубева о языковой реализации лингвокуль-турного концепта «героизм» в русской и английской языковых картинах мира [Голубев, 2008], а также работы, выполненные в рамках изучения лингвокультурных типажей: О.Ю. Юшко, Е.О. Омеличкиной, О.В. Том-берг, Ю.А. Щеголевой [Юшко, 2012; Омеличкина, 2013; Томберг, 2013; Ще-голева, 2006]. Настоящее исследование выполнено в рамках рассмотрения и систематизации современной героической парадигмы и является частью более обширного исследования лингвистических особенностей героизации в профессиональной сфере.

Традиционно общественные представления о героическом поведении связаны с защитой и сохранением базовых общечеловеческих ценностей, высшей из которых является человеческая жизнь. Многочисленные исследования (Z.E. Franco, K. Blau, P.G. Zimbardo, S.T. Allison, G.R. Goethals [Franco, 2011; Allison, 2013], Д.А. Голубев [Голубев, 2008], Г.А. Кривощекова, Р.А. Лукъянова, С.Ю. Смирнов и И.М. Суравнева [Кривощекова, 2003; Лукьянова, 2012; Смирнов, 2011; Суравнева, 2006]) показывают, что именно готовность к самопожертвованию и стремление спасать жизни других людей — это свойства героических личностей. Так, люди, выбравшие профессию из числа героических, а именно врачи, спасатели, пожарные, наиболее точно вписываются в образ героя.

О людях героических профессий пишет в своих исследованиях известный американский психолог Ф. Зимбарго, относя их к одному из 12 типов героических личностей "duty-bound physical risk heroes", то есть «герои, рискующие жизнью по долгу службы» [Franco, Blau, Zimbardo, 2011, p. 102]. Мотивы героического поведения в таком случае находятся в рамках выполнения служебных обязанностей. В отечественной научной литературе закрепился не только термин «героические профессии», но и «помогающие профессии». «Важная черта помогающих профессий

как единого кластера — это прежде всего схожие этические основы гуманизма и высшей ценности человеческой жизни» [Титова, 2018, с. 154].

Героизация врачей в названиях статей и проектов

В период борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции врачи приобрели статус героев. О героизации медиков свидетельствуют заголовки публикаций, расположенных в сети Интернет. Символичность, образность, метафоризация — общие тенденции в заглавии статей. Приведем примеры:

Современные герои — врачи (Комсомольская правда);

Врачи — герои борьбы с пандемией (Радио Свобода);

Герои — врачи (Вокруг света, официальный сайт);

Врачи — герои (Тульские новости, официальный сайт);

Жизнь после изоляции. Время героев (интернет-портал «Чемпионат»);

Пять врачей стали Героями труда за борьбу с коронавирусом (НТВ);

Стань автором памятника врачам — героям (Официальный сайт всенародного конкурса на лучший проект памятника врачам-героям врачи-герои.рф);

Врачи — герои в белых халатах (Осинники, Кемеровская область, официальный сайт);

Герои без масок. На этой странице только пятеро героев — ангелов в белых халатах. И десятки тысяч на войне с эпидемией и в наших сердцах (Российская газета).

В заглавиях к статьям широко используется принцип прецедентно-сти (обращение к прецедентному тексту М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»); что подчеркивает национально-культурную специфичность героизации врачей, а также отсылает к проблеме принадлежности героя своей эпохе, поколению, времени:

Герои нашего времени: врачи делают все для победы над COVID-19 (Первый канал);

Герои нашего времени. Врачи сегодня работают в авральном режиме (РГВК «Дагестан»);

Герои нашего времени. Врачи Подмосковья борются с коронавирусом, рискуя собой (Чехов сегодня, официальная страница);

На передовой борьбы с COVID-19: врачи — герои нашего времени (Телеканал «Мир24»).

Герои нашего времени: врачи рассказали о своей работе в условиях пандемии (Общественное телевидение России);

Врачи — герои нашего времени! (Футбольный клуб «Спартак», официальный сайт; Телеканал «Мир»; Префектура Зелао города Москвы,

официальный сайт; Министерство здравоохранения Чувашской Республики, официальный сайт).

В заглавиях обнаруживается тенденция к локальной героизации: происходит конкретизация и выделение «своих» героев за счет использования притяжательного местоимения «наши» или указания конкретного города:

Наши врачи — наши герои! (Московский клинический научный центр, официальный сайт);

Врачи-герои на видеоэкранах Екатеринбурга. Спецпроект E1.RU «Спасибо, доктор!» (Портал E1.RU).

Кроме того, находим на различных информационных ресурсах сведения о проектах, акциях и конкурсах, посвященных врачам. Приведем несколько примеров:

Проект «Высшая лига». Истории о врачах, медсестрах и медбрать-ях, волонтерах в монологах самих героев или записанные со слов их близких.

Проект «Спасибо, доктор!». Рассказы о медиках, которые ежедневно борются с COVID-19, транслируемые на видеоэкранах Екатеринбурга и в интернете.

Конкурс «Стань автором памятника врачам-героям». Всенародный конкурс Игоря Рыбакова и Алексея Сергиенко на лучший проект памятника врачам-героям.

Всероссийская онлайн-акция в поддержку медиков и волонтеров «Пожалуйста, дышите». Истории о врачах, медицинских работниках, сотрудниках больниц и госпиталей, волонтерах по всей России, собранные в единый тематический портал.

Благотворительный марафон Doctor Jazz Party, прошедший в Международный день джаза в поддержку медиков.

Конкурс рисунка «Герои нашего времени» для детей Ставрополя, участники которого должны изобразить врачей, борющихся с корона-вирусом, и многие другие.

В социальных сетях широко используются хештеги #мывместе, #спасибоврачам, #большечемврачи, #годимсяврачами, #подвигврачей, #врачигерои и другие. Обнаруживаем сведения о перфомансах. Так, например, на крыше арены стадиона «Лужники» зажглась надпись Врачи — наши герои! Спасибо!, а фанаты «Спартака» на пустом стадионе в спартаковской Академии выложили надпись Герои нашего времени. Спасибо! Таким образом, современная повестка массмедийного дискурса изобилует информацией о героическом подвиге врачей.

Специфика «героической» метафоризации

в масс-медийном дискурсе

При анализе текстов масс-медийного дискурса было выявлено, что борьба с коронавирусом метафорически представляется войной. Медицинский персонал — солдаты, сражающиеся с оружием в руках против страшного противника — вируса. Стены медицинского учреждения, так называемая красная зона — это поле боя.

Так, в исследуемых текстах находим, что пандемия — это война, передовая, фронт сражения: идет настоящая война; напоминает все больше фронтовую; в военных условиях абсолютно; проводить людей на войну, встретить людей с войны; сражаются за каждого из нас; они сражаются за человеческие жизни; врачи вышли на фронт сражения; оказались на переднем крае борьбы с пандемией; они бесстрашно стоят на обороне; на войне с эпидемией; в самом эпицентре опасности.

Врачи, весь медицинский персонал, работники службы скорой помощи, волонтеры представляются солдатами, которые вышли на фронт и сражаются с врагом: врачи в полной экипировке по ту сторону стены, врачи и, правда, как солдаты, оставляют дом и добровольно уходят на фронт борьбы с коронавирусом; на передовой — медики; те, кто работает «на передовой»; врачи — маленькие солдатики на передовой, где идет война с коронавирусом; мобильный «спецназ».

Вирус — невидимый враг, но от того не менее коварный: это наш неопознанный враг, которого мы сейчас узнаем, и пытаемся выстроить ему барьер; коварный, невидимый враг; безжалостный и смертельный, угрожающий всем странам, нациям, людям всех вероисповеданий — COVID-19; типичный ласковый убийца.

В исследуемых текстах объективируется героический образ врачей, которые приравниваются к ангелами-хранителям: ангелы-хранители; те, кто не остановятся, несмотря на смертельную опасность и потери, которые несут каждый день; те, кто, не жалея себя, забыв про усталость, пытаются помочь; они крутые у нас; герои в белых халатах; герои без масок; ангелы в белых халатах.

Врачи также сравниваются с супергероями, обладающими необыкновенной силой: У медиков особый статус, суперсила — они ничего не боятся. Хуже всего, что вместе с костюмом супергероя и «большой силой» медики получили тройную дозу «большой ответственности». Ты ежеминутно должен спасать если не планету, то хотя бы смертельно больного в «красной» зоне '.

http://www.osinniki.org/12624-vrachi-geroi-v-belyh-halatah.html

Героизация медицинских работников в комментариях

пользователей интернет-сервисов

Далее рассмотрим ролик о работе врачей в период пандемии, размещенный Департаментом здравоохранения Москвы на платформе YouTube со следующим текстом: Кто-то может пересидеть, кто-то уехать подальше ипи начать работать удаленно. Кто-то, но только не мы. Прямо сейчас медицинские работники находятся в самом эпицентре опасности ради вашей жизни и здоровья. Днем и ночью они работают, несмотря на усталость и стресс. Спасают людей, забыв про страх, напряжение и желание побыть с семьей. Они скажут, что это работа. Но на самом деле — это подвиг. Спасибо врачам за их героический труд!2 Мы проанализировали комментарии пользователей к данному видеосюжету. Выявлено, что абсолютное большинство людей воспринимают работу врачей в период пандемии новой коронавирусной инфекции как подвиг, восхищаются готовностью врачей к самопожертвованию и испытывают чувство благодарности за их труд:

Медики сейчас самые звездные люди в стране, чего уж.

Драгоценные наши, вы — наши герои! Спасибо за ваш труд! И ради Бога, берегите себя!

Храни Вас Бог, каждого, кто, рискуя своей жизнью, спасает других!!! Спасибо 1000 раз!

Спасибо всем врачам, они настоящие герои, кто борется с врагом до последнего. Лучшие из лучших!

Врачи работают на свой страх и риск, не жалуясь даже.

Все, кто сейчас борется с этой заразой, герои. Спасибо всем!

Огромная благодарность! Вы герои! Я бы так не смог.

Надеюсь их подвиг экранизируют.

Врачи — сила.

Кроме того, в комментариях к видеосюжету поднимается вопрос о необходимости достойного денежного вознаграждения за героический труд врачей:

Спасибо в карман не положишь.

Самые образованные люди, с самой необходимой профессией всю жизнь вынуждены работать за гроши. А теперь оказывается, что врачам нужно платить и не просто, а в 4 раза больше (для региона). Пройдет несколько месяцев и опять продолжат платить гроши, а врачи и весь медперсонал продолжат спасать жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=QxkxyNFJsAc

Ну мы все поняли, что они герои, а что им с этого? Им деньги тоже нужны вообще-то!

Зарплата чиновника медикам, а зарплата медика чиновникам.

Врачам зарплаты депутатов, они герои, а не бездельники в думе.

В противовес к подобным комментариям высказывается мнение об отсутствии героической составляющей в работе врачей, которую они выполняют в рамках своих непосредственных служебных обязанностей:

Почему врачей называют героями? Разве это не их прямая обязанность?

Как вы надоели все «ой молодцы, ой молодцы, герои врачи, да это их работа, а не ходить с важными рожами из кабинета в кабинет и чай пить, ничего страшного, пусть потрудятся немножко.

Так, отмечаем, что наблюдаются попытки свести героическую составляющую работы врачей к минимуму, объясняя это долгом службы и наличием оплаты за выполняемую работу. Однако нельзя отрицать тот факт, что степень угрозы и риска для жизни у медиков, работающих в условиях борьбы с новой коронавирусной инфекцией, увеличилась многократно. Как отмечает Т.С. Вершинина, исследующая психологическую природу феномена героизма, «в работе «Мы и смерть» З. Фрейд пишет, что бессознательное в нас не верит в собственную смерть. Оно вынуждено вести себя так, будто мы бессмертны. Быть может, именно в этом кроется тайна героизма. Далее он предполагает, что человек более дорожит другими всеобщими или абстрактными ценностями, нежели его собственная жизнь. Даже беглый взгляд на историю человечества, насыщенную войнами, революциями и пр., дает основание согласиться с автором» [Вершинина, 2012, с. 15].

В настоящее время врач является самым ярким воплощением образа героя. Как отмечает В.Д. Плахов, «стать героем, получить данное обозначение, обрести этот социальный статус в действительности можно только при условии общественного признания» [Плахов, 2007, с. 11]. Именно об этом общественном признании можно говорить в кризисный период. Однако героизация, как правило, имеет временный характер. Процессы героизации сопровождаются как развенчиванием, дегероизацией, так и забвением героев. Этот вопрос поднимается и некоторыми пользователями в сети:

Когда «оптимизировали» медицину во всей стране, что-то о врачах не особо задумывались. Зато сейчас спохватились благодарить. Позор какой. Врачей и учителей нужно на руках носить всегда, а не когда прижмет.

Надо врачей всегда уважать, а не только когда пригорит.

Вспомнили про врачей наконец-то. Медицину довели до сплошной коммерции, а если ее нет, то ты умрешь в вонючем кабинете на вонючей койке. Иногда даже с голоду.

Странно почему, они только сейчас героями стали.

Ну надеюсь это отношение к врачам не только на период эпидемии.

Таким образом, героизация медицинских работников происходит не только на государственном уровне посредством соответствующей новостной повестки, но и на общественном уровне.

Особенности героизации врачей в креолизованных текстах

В креолизованных текстах наглядно, хотя нередко в упрощенной форме реализуется процесс героизации.

Рис. 1

Обращает на себя внимание иллюстрация, расположенная на официальном сайте Кемеровской области, на которой изображены идущие по коридору врачи, и им кланяются все современные и так почитаемые среди подростков и молодежи супергерои комиксов (рис. 1): Человек-паук, Росомаха, Железный человек, Капитан Америка, Тор, Халк, Дэдпул и другие. Вербальный и невербальный компоненты данного креолизованного текста находятся в отношениях взаимодополнения, так как изображение понятно и без слов, и образуют новый сложный смысл: супергерои бессильны, только врачи могут спасти мир. Иллюстрация демонстрирует переоценку ценностей в период пандемии.

В ряде изображений присутствует только изобразительный код, который построен на метафорическом переносе. Как отмечает М.В. Тер-

ских, «обращение к типизированным метафорическим переносам и эталонным носителям того или иного признака позволяет создавать сообщения, базирующиеся исключительно или преимущественно на изобразительном коде» [Терских, 2017, с. 79]. В приведенных ниже примерах работает визуальная метафора: врач — это супергерой. Дополнительные комментарии излишни, сообщение построено на ярком и понятном сопоставлении (рис. 2-4).

Рис. 4

В следующем примере изображение также легко декодируется, так как действует понятная визуальная метафора: врач — это ангел-хранитель. Вербальные конкретизаторы здесь также излишни. Образ врача с его непременными атрибутами в период пандемии — медицинской маской и перчатками — дополнен еще одним элементом — крыльями ангела (см. рис. 5).

Рис. 5

На сайте журнала «Вокруг Света» 7 мая 2020 года выложено фото дня, на котором показана «новая работа уличного художника Бэнкси, которая посвящена сотрудникам Национальной службы здравоохранения Великобритании. Главным героем является мальчик, играющий с фигуркой врача, на которой надет плащ супергероя. Рядом, в мусорном ведре, лежат персонажи известных комиксов — Бэтмен и Человек-паук» (рис. 6)3. Такой креативный зрительный образ не нуждается в вербальной конкретизации. Автор использует понятный узнаваемый сюжет детской игры.

Рис. 6

http://www.vokrugsveta.ru/photo_of_the_day/333653/

Приведенные примеры ярко иллюстрируют, что в современный кризисный период приходит понимание того, что герои — это реальные люди, живущие среди нас, а не вымышленные персонажи комиксов, созданные огромными корпорациями DC Comics и Marvel. Можно констатировать, что уходят псевдогерои, общество начинает ценить героев реальной жизни.

Рис. 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В следующем примере, представляющим собой календарь ко Дню медицинского работника, проводится аналогия с легендарными героями древнегреческих мифов. В данном случае врачи и медсестры борются с пандемией коронавируса в образах Геракла, Одиссея, Персея и других героев, а вирус предстает в образах минотавра, гидры, и других монстров из легенд. Для декодирования данного изображения достаточно знаний о мифологических сюжетах и персонажах мифов Древней Греции.

В комментариях пользователей сети Интернет также обнаруживаем параллель с вымышленными персонажами героических фильмов и комиксов:

Врачи всегда и во все времена — реальные герои реальной жизни!!

Просто в этой ситуации люди поняли, что не звезды — это наши герои! Не персонажи из фильмов, а реальные люди!!!

С самого детства моими героями были не супермены и бэтмены, а врачи и пожарные...! СПАСИБО ВАМ!!!

Присутствие социальной рекламы рассматриваемой тематики, в том числе в виде баннеров, в большинстве городов России свидетельствует о том, что

героизация врачей является частью современной государственной идеологии. Напомним, что основной задачей социальной рекламы является «формирование системы ценностей в массовом сознании, корректировка ценностных приоритетов и ориентиров, трансляция социально одобряемых поведенческих моделей» [Терских, 2017, с. 76] (см. примеры на рисунках 8-11).

Рис. 10 Рис. 11

В данных креолизованных текстах вербальная и невербальная части находятся в отношениях взаимозависимости, так как без комментария смысл изображения не до конца очевиден и может быть интерпретирован по-разному. Невербальная часть представлена фотографией не выдающего врача, имя которого известно по всей стране, а рядового медика, работающего в больнице «у дома». При отсутствии вербального компонента фотография никому неизвестного человека могла бы вызвать недоумение со стороны прохожих. Вербальный компонент объясняет и дополняет невербальный и состоит из нескольких частей: 1) фамилия и имя врача, его специализация и место работы; 2) узнаваемая надпись, которая в том числе может использоваться как хештег: Герои среди нас; Спасибо! Врачам и медсестрам, спасающим нас! Вы — герои!; Спасибо, доктор!;

«Герои нашего времени. Спасибо Вам, врачи! Важно отметить, что в данной социальной рекламе используется не собирательный образ врача, а изображение реального человека, работающего в конкретном городе, области, республике, где установлен рекламный щит. Так, по нашему мнению, намечается отказ от типизации образа героя и тенденция к героизации обычных людей, повседневных героев или «героев среди нас», а также к локальной героизации.

Выводы

Итак, оценка определенного поведения как героического всегда зависит от условий, времени и места. Так, статус героев приобрели врачи в период борьбы с распространением коронарируса. Героический образ врача, находящегося на передовой борьбы с новой угрозой, в полной степени выражается в различных дискурсивных и недискурсивных конструктах: масс-медийном дискурсе, креолизованных текстах, фото- и видеоматериалах, комментариях пользователей интернет-сервисов и др. О героизации медиков свидетельствуют заголовки публикаций, названия проектов, конкурсов, акций. Процесс героизации реализуется также в креолизованных текстах социальной рекламы. Основным лингвистическим средством героизации является метафоризация: врач представляется солдатом на войне, супергероем, ангелом-хранителем. Намечается тенденция к локальной героизации и конкретизации героического на примерах реальных людей. Героизация медиков в период пандемии 2020 года, выраженная в различных вербальных и визуальных конструктах, наглядно демонстрирует, что язык оперативно реагирует на все явления, происходящие в жизни общества, особенно затрагивающие многих. Канонизированные стереотипные герои перестают выполнять свою функцию. Текущее положение дел, обстановка, среда формируют запрос на определенный героический тип. В условиях пандемии на такой запрос может ответить только образ врача-героя, от которого зависит выживаемость нации в кризисный период.

Библиографический список

Вершинина Т.С., Баранская Л.Т. Психологический феномен героического поведения: психоаналитический подход // Вестник ЮУрГУ Серия: Психология. 2012. №19 (278).

Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: аспекты изучения // Политическая лингвистика. 2007. № 21.

Голубев Д.А. Лингвокультурный концепт «героизм» в русской и английской языковых картинах мира : дис. ... канд. филос. наук. Ярославль, 2008.

Дубинец З.А. Концепт «болезнь» в русской языковой картине мира // Филология и человек, 2018. № 3. С. 39-49. URL: http://journal.asu.ru/ pm/article/view/4665.

Кривощекова Г.А. Герои и героизм в культурно-историческом бытие народов Европы и России : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Тюмень, 2003.

Лукьянова Р.А. Философия истинности героизма : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Уфа, 2012.

Омеличкина Е.О. Реализация лингвокультурного типажа «heros combattant» в художественном дискурсе (на материале французского языка) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2013.

Питина С.А. Концепты мифологического мышления как составляющая концептосферы национальной картины мира. Челябинск, 2002.

Плахов В.Д. Герои и героизм. Опыт современного осмысления вековой проблемы. СПб., 2008.

Смирнов С.Ю. Трансформации образа героя в сознании российского общества: социально-философский анализ : дис____канд. филос. наук. М., 2011.

Суравнева И.М. Героизм как социальный феномен : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Тверь, 2006.

Терских М.В. Взаимодействие вербального и визуального компонентов в метафоризированных текстах социальной рекламы // Вестник Омского гос. пед. ун-та. Гуманитарные исследования. 2017. №3 (16).

Титова В.О. Роль этических ценностей в мотивации труда специалистов помогающих профессий // Вестник Томского ун-та. Философия. Социология. Политология. 2018. № 45.

Томберг О.В. Образ национального героя в английской лингвокуль-туре: динамический аспект // Вестник Челябинского гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. Вып. 82. 2013. С. 169-172. № 24 (315).

Щеголева Ю.А. Стереотип положительного героя в традиционной культуре и современном массовом сознании // Русские и «русскость»: лингвокультурологические этюды / сост. В.В. Красных. М., 2006.

Юшко О.Ю. Диахроническая трансформация лингвокультурного типажа «hero» в англоязычной картине мира : автореф. дис. . канд. филол. наук. Волгоград, 2012.

Allison S. T., Goethals G. R. Heroic Leadership: An Influence Taxonomy of 100 Exceptional Individuals. New York, 2013.

Franco Z. E., Blau K., Zimbardo P. G. Heroism: A Conceptual Analysis and Differentiation Between Heroic Action and Altruism. Review of General Psychology. 2011. Vol. 15(2).

Источники

1tv.ru. URL: https://www.1tv.ru/news/2020-04-05/383279-geroi_nashego_ vremeni_vrachi_delayut_vse_dlya_pobedy_nad_covid_19.

championat.com. URL: https://www.championat.com/football/article-4056053-vrachi-geroi-nashego-vremeni.html?utm_source=copypaste e1.ru. URL: https://www.e1.ru/news/spool/news_id-69293680.html. inchehov. ru. URL: http://inchehov. ru/novosti/gubernator/geroi-nashego -vremeni-vrachi-podmoskovya-boryutsya-s-koronavirusom-riskuya-soboy.

medicin.cap.ru. URL: http://medicin.cap.ru/news/2020/05/26/ vrachi-geroi-nashego-vremeni.

mir24.tv. URL: https://mir24.tv/articles/16409444/na-peredovoi-borby-s-covid-19-vrachi-geroi-nashego-vremeni. mirtv.ru. URL: http://www.mirtv.ru/video/66192/. mknc.ru. URL: https://mknc.ru/album_view.php?album_ id=10584&dir=nashi-vrachi-nashi-geroi.

newstula.ru. URL: https://newstula.ru/fn_560300.html. ntv.ru. URL: https://www.ntv.ru/novosti/2359082/. rgvktv.ru. URL: https://rgvktv.ru/obshchestvo/65728. ria.ru. URL: .https://ria.ru/20200526/1571976718.htm.! sinniki.org URL: http://www.osinniki.org/12624-vrachi-geroi-v-belyh-halatah.html.

spartak.com. URL: https://spartak.com/news/2020-05-04-vrachi_geroi_

nashego_vremeni_performans_fanatov_spartaka/.

sport-express.ru. URL: https://www.sport-express.ru/others/news/ na-kryshe-luzhnikov-zazhglas-nadpis-vrachi-nashi-geroi-1668688/. svoboda.org. URL: https://www.svoboda.org/a/30603153.html. vokrugsveta.ru. URL: http://www.vokrugsveta.ru/photo_ of_the_day/333653/.

youtube.com. URL: https://www.youtube.com/watch?v=QxkxyNFJsAc. zelao.mos.ru. URL: https://zelao.mos.ru/presscenter/news/detail/8853056.html. врачи-герои.рф. URL: https://www.xn—7sbfgkpd1cmf6e.xn--p1ai/.

References

Vershinina T.S., Baranskaja L.T. Psihologicheskij fenomen geroicheskogo povedenija: psihoanaliticheskij podhod [The psychological phenomenon of heroic behavior: a psychoanalytic approach]. In: Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Lingvistika» [Bulletin of South Ural State University, Series «Linguistics»]. 2012. No. 19 (278).

Voroshilova M.B. Kreolizovannyj tekst: aspekty izuchenija [Creolized Text: Learning Aspects]. In: Politicheskaja lingvistika [Political Linguistics]. 2007. No. 21.

Golubev D.A. Lingvokul'turnyj koncept «geroizm» v russkoj i anglijskoj jazykovyh kartinah mira [Linguocultural concept "heroism" in the Russian and English language world views]. Cand. of Philol. Diss. Jaroslavl, 2008.

Dubinec Z.A. Koncept «bolezn'» v russkoj jazykovoj kartine mira [The concept of "disease" in the Russian language picture of the world]. In: Filologija i chelovek [Philology & Human]. 2018. No. 3. Pp. 39-49. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/4665.

Krivoshhekova G.A. Geroi i geroizm v kul'turno-istoricheskom bytie narodov Evropy i Rossii [Heroes and heroism in the cultural and historical life of the peoples of Europe and Russia]. Abstract of Cand. of Philol. Diss. Tyumen, 2003.

Luk'janova R.A. Filosofija istinnostigeroizma [The philosophy of the truth of heroism]. Abstract of Cand. of Philol. Diss. Ufa, 2012.

Plahov V.D. Geroi i geroizm. Opyt sovremennogo osmyslenija vekovoj problem [Heroes and heroism. Experience of modern understanding of the age-old problem]. St. Petersburg, 2008.

Smirnov S.Ju. Transformacii obraza geroja v soznanii rossijskogo obshhestva: social'no-filosofskij analiz [Transformations of the hero's image in the minds of Russian society: a socio-philosophical analysis]. Cand. of Philo. Diss. Moscow, 2011.

Suravneva I.M. Geroizm kak social'nyj fenomen [Heroism as a social phenomenon]. Abstract of Cand. of Philol. Diss. Tver, 2006.

Terskih M.V. Vzaimodejstvie verbal'nogo i vizual'nogo komponentov v metaforizirovannyh tekstah social'noj reklamy [The interaction of verbal and visual components in metaphorized texts of social advertising]. In: Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnyye issledovaniya [Bulletin of the Omsk State Pedagogical University. Humanities research]. 2017. No. 3 (16).

Titova V.O. Rol' jeticheskih cennostej v motivacii truda specialistov pomogajushhih professij [The role of ethical values in motivating the work of specialists in helping professions]. In: Vestnik Tomskogogosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politicheskaya nauka [Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science]. 2018. No. 45.

Allison S.T., Goethals G.R. Heroic Leadership: An Influence Taxonomy of 100 Exceptional Individuals. New York: Brunner-Routledge, 2013.

Franco Z.E., Blau K., Zimbardo P.G. Heroism: A Conceptual Analysis and Differentiation Between Heroic Action and Altruism. Review of General Psychology. 2011. Vol. 15(2).

List of sources

1tv.ru. URL: https://www.1tv.ru/news/2020-04-05/383279-geroi_nashego_ vremeni_vrachi_delayut_vse_dlya_pobedy_nad_covid_19.

championat.com. URL: https://www.championat.com/football/article-4056053-vrachi-geroi-nashego-vremeni.html?utm_source=copypaste e1.ru. URL: https://www.e1.ru/news/spool/news_id-69293680.html. inchehov. ru. URL: http://inchehov. ru/novosti/gubernator/geroi-nashego -vremeni-vrachi-podmoskovya-boryutsya-s-koronavirusom-riskuya-soboy.

medicin.cap.ru. URL: http://medicin.cap.ru/news/2020/05/26/ vrachi-geroi-nashego-vremeni.

mir24.tv. URL: https://mir24.tv/articles/16409444/na-peredovoi-borby-s-covid-19-vrachi-geroi-nashego-vremeni.

mirtv.ru. URL: http://www.mirtv.ru/video/66192/. mknc.ru. URL: https://mknc.ru/album_view.php?album_ id=10584&dir=nashi-vrachi-nashi-geroi.

newstula.ru. URL: https://newstula.ru/fn_560300.html. ntv.ru. URL: https://www.ntv.ru/novosti/2359082/. rgvktv.ru. URL: https://rgvktv.ru/obshchestvo/65728. ria.ru. URL: .https://ria.ru/20200526/1571976718.htm.! sinniki.org URL: http://www.osinniki.org/12624-vrachi-geroi-v-belyh-halatah.html.

spartak.com. URL: https://spartak.com/news/2020-05-04-vrachi_geroi_

nashego_vremeni_performans_fanatov_spartaka/.

sport-express.ru. URL: https://www.sport-express.ru/others/news/ na-kryshe-luzhnikov-zazhglas-nadpis-vrachi-nashi-geroi-1668688/. svoboda.org. URL: https://www.svoboda.org/a/30603153.html. vokrugsveta.ru. URL: http://www.vokrugsveta.ru/photo_of_the_ day/333653/.

youtube.com. URL: https://www.youtube.com/watch?v=QxkxyNFJsAc. zelao.mos.ru. URL: https://zelao.mos.ru/presscenter/news/detail/8853056.html. врачи-герои.рф. URL: https://www.xn—7sbfgkpd1cmf6e.xn--p1ai/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.