Ю.В. Саврасова
ОСОБЕННОСТИ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ
ИСТОРИЧЕСКОГО ТЕКСТА
Настоящее исследование предполагает рассмотрение особенностей герменевтического подхода к изучению исторического текста как подхода, в значительной степени отражающего особенности диалогического характера формирования понимания социально-исторической действительности в контексте ценностных ориентаций социального субъекта. Прежде всего необходимо определить, что именно отличает исторический текст от других видов вербальных текстов. В чем заключается феномен «историчности» вообще и исторического текста, в частности?
«Историчность» является одним из значимых понятий философии истории. В свете данной проблемы текст сам по себе представляет историческое явление и поэтому он существует не как некая застывшая форма, застывший слепок с объективной действительности в плане понимания, а как «живое», открытое диалогу с социальным субъектом образование. Необходимо проводить различие между историчностью текста и историей его воздействия и историей восприятия. Исторический текст, как и любой другой предмет окружающей действительности, обладает определенными механизмами воздействия на личность социального субъекта. К таким механизмам можно отнести и характер информационной составляющей, и способ изложения информации, и семантическую составляющую, и многие другие аспекты. Воздействуя на сознание социального субъекта, исторический текст способствует формированию в сознании социального субъекта определенного отношения как к самому тексту непосредственно, ввиду оценки его свойств, так и к историческому событию, отраженному в нем. Процесс восприятия исторического текста социальным субъектом представляет собой принятие к сведению понимающим субъектом информации, содержащейся в тексте, и выработку собственной оценки как самого текста, так и события, излагаемого в тексте. Поэтому история воздействия текста на сознание социального субъекта и история восприятия текста социальным субъектом являются параллельными процессами. Историчность текста, в нашем случае
- исторического, подразумевает под собой некий смысловой потенциал текста, то есть многослойный характер его смысла, а также его историческую форму. Текст и социальный субъект являются не просто участниками диалога, а еще и представителями различных социально-исторических эпох, различных культур. Уместно говорить не только об историчности текста, но и об историчности понимания социального субъекта, поскольку и первый, и второй участники диалога задаются определенными историческими контекстами.
В рамках исторического текста, в отличие от художественных образов и понятий, те или иные исторические процессы, факты, события во всех их качествах и свойствах будут в той или иной степени выражаться через личностное мнение, субъективное восприятие автором текста того или иного события. Это неизбежно, поскольку любой текст, и нарратив в том числе, представляет собой осмысленный сегмент социально-исторической действительности. Текст обладает цельностью и связанностью, а это предполагает, что исторический текст будет являться не просто набором предложений, каждое из которых констатирует тот или иной исторический факт. Предложения, входящие в состав текста, должны быть связаны между собой по смыслу. Это говорит о том, что в рамках исторического текста предложения будут связаны между собой по смыслу в том случае, если автором будет отражена объективная закономерная связь между различными историческими фактами, складывающимися в события и исторический процесс. Поэтому исторический текст будет обладать объективным характером только тогда, когда он будет являться отражением объективных и закономерных связей между различными историческими фактами и событиями, которые благодаря этой связи объединяются в единый исторический процесс. Вследствие этого нет необходимости в том, чтобы исторический текст представлял собой так называемое «знание-констатацию», которое всего лишь представляет собой констатацию и описание каких-либо событий истории, предоставляя понимающему субъекту самому найти и установить определенную связь между отражающимися в тексте историческими фактами. Эта надобность исключается не только в силу вышеуказанной причины. Есть и еще одна причина, по которой текст-констатация также не будет обладать объективностью. Данная причина заключается в том, что констатация предполагает детальное описание события.
Автор исторического текста не всегда будет владеть всей полнотой информации, а это не позволит ему со всей объективностью описать то или иное событие. Кроме того, создавая исторический текст, автор с неизбежностью оценивает отражаемое в тексте историческое событие, и для этого не обязательно высказывать свое отношение к нему. Оценка события будет проявляться в том, что автор может уделить небольшое внимание некоторым историческим фактам, из которых складывается историческое событие, в силу, на его взгляд, их незначительности или же упомянуть о них вскользь, или же не упомянуть вообще. Это также будет являться искажением реальной действительности.
Исторический текст будет являться объективным отражением того или иного сегмента исторической действительности не по причине отсутствия авторского анализа такой действительности, а наоборот, по причине установления в результате проведенного анализа объективных связей и закономерностей между различными событиями того или иного исторического сегмента. В этом случае исторический текст будет представлять собой не просто «знание-констатацию», а знание, выражающее не только объяснение, но, прежде всего, понимание, поскольку именно оно способствует нахождению объективных связей между различными историческими фактами, событиями и способствует объединению их на этой основе в единый исторический процесс.
Что же касается возможности объяснения без наличия возможности понять, то это говорит о том, что в результате анализа определенного исторического события выяснены не все взаимосвязи или в силу различного рода причин учтена не вся информация, являющаяся недостающим связующим звеном, отсутствие которого препятствовало адекватному пониманию исторического события.
На основании вышесказанного сделаем следующие выводы:
1. Исторический текст - это явление, которое следует рассматривать с позиции объективной взаимосвязи между различными историческими фактами и событиями, следовательно, исторический текст должен представлять собой результат аналитического переосмысления действительности социальным субъектом как автором, выражающим модель того или иного исторического события или периода.
2. Поскольку подобное отражение реальности (исторической) принимает форму текста, то он может быть рассмотрен с трех позиций:
- во-первых, если рассматривать понятие «текст» в семиотическом плане, то исторический текст может быть истолкован как любое другое произведение;
- во-вторых, если текст рассматривать как последовательность вербальных знаков, то исторический текст представляет собой произведение устного или письменного словесного осмысления социальноисторической действительности;
- в третьих, если под текстом понимать «фиксированное на письме, речетворческое произведение», то историческим текстом можно считать только воплощенные на бумаге результаты аналитическо-познавательной деятельности социального субъекта, способствующей нахождению объективных и закономерных связей между историческими фактами, событиями. Тексты, представляющие собой, например, хроники тех или иных исторических событий (летописи), изложенные в письменной форме, также являются историческими текстами.
Основная задача исторического текста заключена в отображении автором объективных закономерностей тех или иных исторических событий. С этим связано использование алетической модальности фактически-необходимой, фактически-невозможной, требование точности и ясности в процессе изложения. Что касается употребления метафор, аллегорий, то оно будет уместным в том случае, если будет способствовать пониманию исторического текста социальным субъектом на основе возникновения в сознании субъекта ассоциации, то есть проведения ассоциативных связей между излагаемыми событиями и символическим образом.
Специфика исторического текста основывается на сложности и многообразии выражаемого им содержания. Для исторического текста характерна своеобразная «удвоенность» содержания, возникающая за счет двойной упорядоченности языковых средств, что создает естественные трудности в процессе освоения подобного рода информации. Первый пласт, включающий в себя фактическую информацию, -пласт содержания, упорядоченность языковых средств которого соответствует обычному тексту, представляется как бы лежащим на поверхности, выступая в качестве своеобразного явления. Второй пласт, возникающий на основе аналитической информации, складывающийся из объективных моментов значений слов и включающий сведения о повествуемом историческом событии, будет выступать в качестве уникальной сущности данного исторического текста.
Литература
1. Гадамер Х.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М., 1998.
2. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарные познания. М., 1991.