Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГЕОТЕХНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА СООРУЖЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА НА МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ'

ОСОБЕННОСТИ ГЕОТЕХНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА СООРУЖЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА НА МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
227
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫЕ ГРУНТЫ / ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО / МОНИТОРИНГ / НЕСУЩАЯ СПОСОБНОСТЬ / КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Лычковский А.А., Луцкий С.Я.

В статье обоснована актуальность и рекомендован состав геотехнического мониторинга для сопровождения интенсивной технологии повышения несущей способности высокотемпературных многолетнемерзлых грунтов. Изложено содержание требований по безопасности геотехнических сооружений в строительный период. Отмечена особенность интенсивной технологии строительства земляного полотна, которая заключается в производстве работ на незавершенных и не полностью защищенных сооружениях с применением максимально допустимых строительных нагрузок. В ходе строительства меняется расчетная схема и виды нагрузок, возможно их негативное сочетание, особенно при производстве работ на косогорах и склонах. В результате сооружения могут находиться в близком к предельному по устойчивости состоянию под воздействием мощной строительной техники, повышается риск деформаций объекта. Показана целесообразность регулирования технологических процессов с целью направленного улучшения прочностных характеристик основания дорожного земляного полотна на мерзлоте. Разработана методика технологического регулирования, основанная на результатах геотехнического мониторинга, в том числе лазерного сканирования и геофизических исследований в режиме реального времени. При подготовке производства следует предусмотреть также возможность активизации под интенсивными нагрузками опасных природных процессов - деградацию мерзлоты, оползни и развитие таликов. Обоснована необходимость прогнозирования мерзлотных процессов в строительный период. При сооружении земляного полотна рекомендовано использование грунтоуплотняющих машин, оборудованных автоматизированными системами управления качеством и допускающих бесступенчатое изменение нагрузок вибровальца. Изложен опыт улучшения деформационных характеристик слабых оснований земляного полотна. Методика технологического регулирования нагрузок до максимально допустимых значений базируется на анализе результатов геотехнического мониторинга и учитывает возможности различных режимов работы грунтоуплотняющих машин. Эффективность интенсивной технологии в сочетании с мониторингом состоит в повышении стабильности, устойчивости и ускорении консолидации дорожного земляного полотна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Лычковский А.А., Луцкий С.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF GEOTECHNICAL MONITORING OF ROADWAY CONSTRUCTION ON PERMAFROST SOILS

The relevance is substantiated and the composition of geotechnical monitoring is recommended to accompany the intensive technology of increasing the bearing capacity of high-temperature permafrost soils. The content of the requirements for the safety of geotechnical structures during the construction period is outlined. The peculiarity of the intensive technology of the construction of the roadbed is noted, which consists in the production of work on unfinished and not fully protected structures using the maximum permissible construction loads. During construction, the design scheme and types of loads change, their negative combination is possible, especially when working on slopes and slopes. As a result, structures may be in a condition close to the limit in terms of stability under the influence of powerful construction equipment, the risk of deformations of the object increases. The expediency of regulating technological processes in order to improve the strength characteristics of the foundation of the roadbed on permafrost is shown. A method of technological regulation based on the results of geotechnical monitoring, including laser scanning and geophysical surveys in real time, has been developed. During the preparation of production, it is also necessary to provide for the possibility of activation of hazardous natural processes under intense loads - permafrost degradation, landslides and the development of taliks. The necessity of forecasting permafrost processes during the construction period is substantiated. During the construction of the roadbed, it is recommended to use soil compacting machines equipped with automated quality management systems and allowing stepless change of vibration roller loads. The experience of improving the deformation characteristics of weak foundations of the roadbed is described. The method of technological regulation of loads to the maximum permissible values is based on the analysis of the results of geotechnical monitoring and takes into account the possibilities of various modes of operation of soil compacting machines. The effectiveness of intensive technology combined with monitoring is to increase stability, stability and accelerate the consolidation of the roadbed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГЕОТЕХНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА СООРУЖЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА НА МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ»

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2022. № 3 (62). С. 23-30. The Siberian Transport University Bulletin. 2022. No. 3 (62). Р. 23-30.

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

Научная статья УДК 625.122

doi 10.52170/1815-9265_2022_62_23

Особенности геотехнического мониторинга сооружения земляного полотна на многолетнемерзлых грунтах

Александр Александрович Лычковский1^, Святослав Яковлевич Луцкий2

12 Российский университет транспорта (МИИТ), Москва, Россия

1 alexander_Ll2@mail.ruH

2 lsy40@mail.ru

Аннотация. В статье обоснована актуальность и рекомендован состав геотехнического мониторинга для сопровождения интенсивной технологии повышения несущей способности высокотемпературных многолетнемерзлых грунтов. Изложено содержание требований по безопасности геотехнических сооружений в строительный период. Отмечена особенность интенсивной технологии строительства земляного полотна, которая заключается в производстве работ на незавершенных и не полностью защищенных сооружениях с применением максимально допустимых строительных нагрузок. В ходе строительства меняется расчетная схема и виды нагрузок, возможно их негативное сочетание, особенно при производстве работ на косогорах и склонах. В результате сооружения могут находиться в близком к предельному по устойчивости состоянию под воздействием мощной строительной техники, повышается риск деформаций объекта. Показана целесообразность регулирования технологических процессов с целью направленного улучшения прочностных характеристик основания дорожного земляного полотна на мерзлоте. Разработана методика технологического регулирования, основанная на результатах геотехнического мониторинга, в том числе лазерного сканирования и геофизических исследований в режиме реального времени. При подготовке производства следует предусмотреть также возможность активизации под интенсивными нагрузками опасных природных процессов - деградацию мерзлоты, оползни и развитие таликов. Обоснована необходимость прогнозирования мерзлотных процессов в строительный период. При сооружении земляного полотна рекомендовано использование грунтоуплотняющих машин, оборудованных автоматизированными системами управления качеством и допускающих бесступенчатое изменение нагрузок вибровальца. Изложен опыт улучшения деформационных характеристик слабых оснований земляного полотна. Методика технологического регулирования нагрузок до максимально допустимых значений базируется на анализе результатов геотехнического мониторинга и учитывает возможности различных режимов работы грунтоуплотняющих машин. Эффективность интенсивной технологии в сочетании с мониторингом состоит в повышении стабильности, устойчивости и ускорении консолидации дорожного земляного полотна.

Ключевые слова: многолетнемерзлые грунты, земляное полотно, мониторинг, несущая способность, комплексная технология

Для цитирования: Лычковский А. А., Луцкий С. Я. Особенности геотехнического мониторинга сооружения земляного полотна на многолетнемерзлых грунтах // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2022. № 3 (62). С. 23-30. DOI 10.52170/1815-9265_2022_62_23.

BUILDING AND ARCHITECTURE

Original article

Features of geotechnical monitoring of roadway construction

on permafrost soils

Aleksandr A. Lychkovskiy1H, Svyatoslav Ya. Lutskiy2

12 Russian University of Transport (MIIT), Moscow, Russia

1 alexander_L12@mail.ruH

2 lsy40@mail.ru

© Лычковский А. А., Луцкий С. Я., 2022

Abstract. The relevance is substantiated and the composition of geotechnical monitoring is recommended to accompany the intensive technology of increasing the bearing capacity of high-temperature permafrost soils. The content of the requirements for the safety of geotechnical structures during the construction period is outlined. The peculiarity of the intensive technology of the construction of the roadbed is noted, which consists in the production of work on unfinished and not fully protected structures using the maximum permissible construction loads. During construction, the design scheme and types of loads change, their negative combination is possible, especially when working on slopes and slopes. As a result, structures may be in a condition close to the limit in terms of stability under the influence of powerful construction equipment, the risk of deformations of the object increases. The expediency of regulating technological processes in order to improve the strength characteristics of the foundation of the roadbed on permafrost is shown. A method of technological regulation based on the results of geotechnical monitoring, including laser scanning and geophysical surveys in real time, has been developed. During the preparation of production, it is also necessary to provide for the possibility of activation of hazardous natural processes under intense loads - permafrost degradation, landslides and the development of taliks. The necessity of forecasting permafrost processes during the construction period is substantiated. During the construction of the roadbed, it is recommended to use soil compacting machines equipped with automated quality management systems and allowing stepless change of vibration roller loads. The experience of improving the deformation characteristics of weak foundations of the roadbed is described. The method of technological regulation of loads to the maximum permissible values is based on the analysis of the results of geotechnical monitoring and takes into account the possibilities of various modes of operation of soil compacting machines. The effectiveness of intensive technology combined with monitoring is to increase stability, stability and accelerate the consolidation of the roadbed.

Keywords: permafrost soils, roadbed, monitoring, load-bearing capacity, integrated technology

For citation: Lychkovskiy A. A., Lutskiy S. Ya. Features of geotechnical monitoring of roadway construction on permafrost soils. The Siberian Transport University Bulletin. 2022;(62):23-30. (In Russ.). DOI 10.52170/18159265 2022 62 23.

Введение

Актуальность строительства и реконструкции путей сообщения на многолетне-мерзлых грунтах соответствует Стратегии развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года [1] и основным направлениям программы социально-экономического развития Арктической зоны. Устройство геотехнических сооружений в сложных природно-климатических условиях, в первую очередь на высокотемпературной мерзлоте с температурой грунтов от 0 до -2 °С, связано с неравномерными и опасными для эксплуатации деформациями, причины и негативные проявления которых начинаются уже на стадии строительства. Особенность состоит в изменении, иногда случайном, расчетных схем строительных и природных нагрузок и состояния грунтов основания земляного полотна в ходе работ. Отметим, что и фундаментальные труды, и действующие нормативные документы по проектированию и геотехническому мониторингу на мерзлоте [2-4] в основном ориентированы на безопасность эксплуатации объектов и недостаточно учитывают риски, связанные с изменением различных факторов в строительный период. Вместе с тем в соответствии с законом 384-ФЗ [5] безопасность должна быть обеспечена на всех стадиях жизненного цикла.

Незавершенные сооружения могут находиться в состоянии, близком к предельному, под воздействием мощной строительной техники. Поэтому прогнозировать деформации и строительные нагрузки на не полностью завершенном объекте при производстве работ следует в режиме реального времени. При подготовке производства следует учесть опасность активизации под интенсивными строительными нагрузками опасных природных процессов - деградацию мерзлоты, оползни, развитие таликов и др. Опыт технологического проектирования на постройке участков Северного широтного хода (СШХ) и железнодорожной линии Обская - Бованенково - Карская показал эффективность применения интенсивной технологии повышения несущей способности высокотемпературных многолетнемерзлых грунтов [6, 7].

Методика

Принципиальная схема интенсивной технологии и геотехнического мониторинга (ГТМ) состоит из трех взаимосвязанных стадий (рис. 1).

Стадия 1 предназначена для организации мониторинга сооружения земляного полотна [8], который включает:

- теплофизический мониторинг состояния грунтов;

- геодезический мониторинг с применением нивелиров, теодолитов, тахеометров,

Рис. 1. Принципиальная схема интенсивной технологии и мониторинга земляного полотна при строительстве на высокотемпературной мерзлоте

сканеров (в том числе оптических, электронных, лазерных и др.) и навигационных спутниковых систем;

- параметрические методы измерений (фиксация напряжений в основании земляного полотна и несущих конструкциях) с применением комплекса датчиков напряжений и деформации (в том числе струнных, тензометрических, оптоволоконных, инклинометрических и др.);

- геофизические исследования (электромагнитные, сейсмические и др.).

Для выполнения функций ГТМ на стадии строительства организуют мобильные посты, стационарные пункты и сети термометрических скважин. Пункты мониторинга оборудуют контрольно-измерительной аппаратурой и контрольно-оповестительными сигнализациями на участках со сложными инженерно-геологическими условиями: неблагоприятными склоновыми процессами (оползнями, обвалами, осыпями, селями и лавинами), карстом и др. Пункты ГТМ оборудуют в подготовительный период для строительных целей и передают в состав контрольно-оповестительной системы при вводе в эксплуатацию построенной железной дороги.

На стадии 2 выполняют подготовку производства земляных работ с применением технологии, которая была модернизирована сотрудниками Института пути, строительства и сооружений РУТ (МИИТ) для условий сооружения земляного полотна на высокотемпературных многолетнемерзлых грунтах [9]. Подготовительный этап включает устройство дренажной системы и выбор параметров виброкатка. Дренажный защитный слой и боковые дренажные канавы для накопления и отжатия миграционной влаги виброкатком весной выполняют из среднего песка с допустимым содержанием глинистых и пылеватых частиц. Боковые дренажные канавы предназначены для отвода влаги в период морозной миграции за пределы строительной площадки. Особенностью расчета дренажа является необходимость учета условий стабильности и фильтрационной консолидации грунтов в пошаговом режиме под строительной нагрузкой.

На участках переустройства земляного полотна при II принципе проектирования на многолетнемерзлых грунтах, расположенных на переувлажненных глинистых грунтах (при мелких, водонасыщенных песках), предусмотрен

режим предпостроечного уплотнения для повышения несущей способности и уменьшения деформаций основания в зоне, прилегающей к откосу действующей насыпи. На участках сильно и чрезмерно пучинистых грунтов предусмотрена замена грунта на глубину морозного пучения [10].

В соответствии с рекомендациями [11, 12] для достижения проектной степени уплотнения верхнего слоя слабых оснований следует применять максимально допустимые вибронагрузки. Параметры и продолжительность виброуплотнения необходимо контролировать и регулировать в соответствии с расчетом несущей способности грунтов в ходе работ.

При виброуплотнении основания и насыпи в интенсивном технологическом режиме с участием мощной техники возрастают риски наступления предельного состояния грунтового основания незавершенного объекта [12]. В этих условиях выбор виброкатка для интенсивного уплотнения зависит от безопасной нагрузки. Допустимую технологическую нагрузку на такое основание определяют с учетом условия

КСТ(

+ AQб - Qa)t

(От + Д0т)£ (1)

где Кст, Кпр - фактическое (в I-м технологическом цикле) и проектное значение коэффициента стабильности; Qб, ЛQб - безопасная нагрузка, не вызывающая появления предельного состояния грунта по сдвигу, и ее прирост в технологическом цикле; Qп - поровое давление; Qт - технологическая нагрузка (регулируемое давление виброкатка и нагрузка от песчаного защитного слоя).

Выполнение условия (1) и достаточность проектного значения ^Пр зависят от характеристик грунтов, литологического состава слоев основания и параметров режима виброуплотнения.

Для технологического регулирования целесообразно использовать эксплуатационные возможности виброкатков, оборудованных системами оперативного контроля качества уплотнения и бесступенчатого изменения амплитуды и частоты вибрации при повышенных нагрузках.

Опыт сооружения земляного полотна автомагистрали М-11 показал, что для глубинного уплотнения и консолидации насыпи должны быть выполнены геофизические исследования и на их основе проведены точечно ориентированные буровзрывные работы для посадки песчаного массива на минеральное дно [7] (рис. 2).

Анализ данных геофизических исследований, выполненных при сооружении земляного полотна автомагистрали М-11, подтвердил эффективность комплексной технологии, включающей вырезку торфа, устройство и поэтапное уплотнение песчаного массива. Такой подход позволит учитывать сложную конфигурацию слоев и улучшение деформационных характеристик грунтов всего массива замены в процессе уплотнения основания.

На стадии 2 для повышения прочности и консолидации слабого основания предлагается технология регулируемого интенсивного отжатия воды виброкатком в период морозного влагонакопления. Данная концепция состоит в использовании процессов миграции

Расстояние между точками наблюдений

Рис. 2. Разрез сейсмотомографии

влаги к фронту промерзания для положительного эффекта [11, 13].

Рассмотрим поэтапно связь интенсивной технологии и процессов изменения влажности в период промерзания. В подготовительный период необходимо определить и спрогнозировать условия миграционного влагонакопления:

а) физико-механические характеристики, гранулометрический и минералогический состав грунтов;

б) тепловлажностные процессы;

в) уровень грунтовых вод и скорость промерзания грунта.

Начальным условием для применения интенсивной технологии на участке работ являются параметры миграционного влагонакоп-ления - приращение влажности в деятельном слое грунта за счет поступления влаги из нижних талых зон. Его величину определяют температурные и тепловлажностные характеристики: температурный импульс, глубина промерзания, критическая влажность пучения грунта и др.

Температурный импульс, который возбуждает движение влаги в промерзающем слое основания в расчетный период определяется как

Ь = Т$/Т№ (2)

где Тог - температура у поверхности грунта, °С; Тм - оптимальная для миграции влаги температура охлаждающей среды, °С.

Глубина промерзания Н при фактической влажности грунта зависит от характеристик его замерзания:

Н = /(£*; Тв; Гг; Су; ), (3)

где Ьу - теплота замерзания грунта; Тв - прогнозируемый на основе многолетних наблюдений ход отрицательных температур в расчетный период; Тг - температура начала замерзания грунта; Су - объемная теплоемкость мерзлого грунта; V - коэффициент теплопроводности мерзлого грунта [14].

Уплотнение грунта влияет на состояние активной пористости в ходе работ. При трехфазном состоянии грунта повышение плотности до 0,85.. .0,9 максимального стандартного уплотнения увеличивает интенсивность миграции воды. При дальнейшем уплотнении интенсивность влагонакопления уменьша-

ется. Современные катки, оборудованные автоматизированными системами контроля качества работ, допускают возможность оценки плотности грунтов и регулирования нагрузок в режиме реального времени.

Смена режима виброуплотнения зависит от диапазона температур начала замерзания свободной воды (з = -0,5.-0,8 °С и прекращения пучения грунта гк = -2,7.-3,5 °С [15].

Скорость промерзания также является переменной величиной. С ее увеличением или уменьшением относительно оптимального значения изменяется и объем миграции воды. По данным [14], диапазон оптимальной скорости (для максимального влагонакопления) составляет 1,5.2,0 см/сут, ему должна соответствовать интенсивность уплотнения катком.

Интенсивный режим включает пошаговую (итеративную) процедуру оценки глубины промерзания и регулирования технологической нагрузки [15, 16].

Для оперативного измерения температурных характеристик грунтов, которые изменяются в ходе работ, можно предложить применение оптоволоконных кабелей-сенсоров (ОВКС). Для этой цели в блок геотехнического мониторинга (см. рис. 1) включена подсистема контроля температуры в основании с применением ОВКС [17].

Стадия 3 включает возведение насыпи в интенсивном технологическом режиме. Если необходимо интенсивное воздействие при виброуплотнении основания, пункты мониторинга дополнительно включают контрольно-измерительную аппаратуру с дистанционным считыванием. Датчики устанавливают, например, в контрольные скважины в теле отсыпаемой насыпи. Они позволяют в ходе мониторинга своевременно определять негативные воздействия и процессы:

- повреждения, накапливающиеся в земляных сооружениях в процессе их возведения (например, осадки грунта);

- техногенные воздействия, связанные с нарушениями технологического и эксплуатационного режимов (нарушение водоотводов, размыв откосов);

- неблагоприятные процессы, развивающиеся в незавершенных сооружениях под воздей-

ствием строительной техники и естественных факторов (например, ползучесть грунтов).

В связи с действием динамических строительных нагрузок, отличающихся по расчетным схемам от эксплуатационных, необходимо организовать мониторинг надежности по мере возведения объектов, в том числе контроль гидрогеологических параметров и явлений, оказывающих влияние на изменение состояния и, соответственно, на безопасность геотехнического сооружения, а также на нарушение устойчивости.

При производстве работ виброкатками необходимо контролировать стабильность и устойчивость всей конструкции земляного полотна. Для оценки вибрационных воздействий в [18] предложено применять динамический модуль деформации. Для контроля качества виброуплотнения грунтов катки машин BOMAG оборудованы бортовой автоматизированной подсистемой Terrameter, которая позволяет определять динамический модуль деформации в зависимости от контактной силы, ширины вальца и осадки.

В случае предельных значений осадок подсистема Terrameter допускает технологическое регулирование нагрузок за счет изменения амплитуды и частоты вибровальца, перехода в режим осцилляции.

Для строительных машин, оборудованных автоматизированными системами управления, также обязательно требование к технологическому регулированию - в режиме реального времени применять максимальное уплотняющее воздействие, но не больше безопасной для каждого слоя нагрузки. Увеличение технологических нагрузок до максимально допустимых значений, направленное на снижение влажности, в сочетании с дренажем повышает прочность грунтов. Вместе с тем при повышенных вибронагрузках следует учитывать следующие риски:

1) потери устойчивости грунта откосов;

2) изменения в расчетных схемах (перемещение строительных машин, распределение земляных масс и др.);

3) изменение уровня грунтовых вод, влажности и, соответственно, прочностных характеристик, прогрессирующая ползучесть.

Выводы

1. Особенность интенсивной технологии строительства земляного полотна состоит в производстве работ с применением максимально допустимых строительных нагрузок на незавершенных и не полностью защищенных сооружениях. Геотехнический мониторинг должен обеспечить безопасность незавершенных сооружений. Режим работы строительных машин следует регулировать, основываясь на данных мониторинга.

2. Выбор параметров режима интенсивной технологии должен быть основан на оценке взаимосвязи механических и теплофизических процессов, протекающих в слоях слабого основания земляного полотна, и регулировании строительных нагрузок с применением взаимодополняющих результатов мониторинга - геодезических, параметрических и геофизических методов исследований. Непрерывное изменение технологических нагрузок и воздействий должно сопровождаться, кроме того, операционным контролем и прогнозированием хода консолидации грунтов в режиме реального времени.

3. Геотехнический мониторинг должен обеспечивать строительный контроль и регулирование технологической и транспортной нагрузки во взаимодействии с бортовыми подсистемами, которыми оборудованы современные машины. Следует учитывать риски превышения проектной крутизны откоса; превышения безопасной нагрузки; подрезки склона в состоянии, близком к предельному; изменения уровня грунтовых вод и, соответственно, прочностных характеристик грунтов.

Список источников

1. Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» // Президент России : официальный сетевой ресурс. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972 (дата обращения: 26.10.2020).

2. СП 22.13330. 2017. Основания зданий и сооружений. М., 2016. 228 с.

3. СП 25.13330.2012. Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах. М., 2012. 123 с.

4. СП 305.1325800.2017. Здания и сооружения. Правила проведения геотехнического мониторинга при строительстве. М. : Стандартинформ, 2017. 61 с.

5. Российская Федерация. Законы. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений : Федеральный закон № 384-Ф3 : [принят Государственной Думой 23 декабря 2009 г.]. М. : Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности, 2010. 50 с.

6. Ашпиз Е. С. Мониторинг земляного полотна при эксплуатации железных дорог. М. : Путь-Пресс, 2002. 112 с.

7. СП 447.1325800.2019. Железные дороги в районах вечной мерзлоты. М. : Стандартинформ, 2019. 40 с.

8. Комплексная технология и гидрогеологический мониторинг упрочнения слабого основания / С. Я. Луц-кий, А. Я. Ландсман, В. А. Заболотный, А. А. Лычковский // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2019. № 4. С. 73-78.

9. Строительство путей сообщения на севере / С. Я. Луцкий, Т. В. Шепитько, П. М. Токарев, А. Н. Дудников. М. : ЛАТМЕС, 2009. 286 с.

10. Луцкий С. Я., Сакун Б. В. Теория и практика транспортного строительства. М. : Первая образцовая типография, 2018. 304 с.

11. Рекомендации по интенсивной технологии и мониторингу строительства земляных сооружений на слабых основаниях / Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) ; [С. Я. Луцкий и др.]. М. : Тимр, 2005. 96 с.

12. Хархута Н. Я., Васильев Ю. М. Прочность, устойчивость и уплотнение грунтов земляного полотна автомобильных дорог. М. : Транспорт, 1975. 285 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Рекомендации по учету и предупреждению деформаций и сил морозного пучения грунтов. М. : Стройиздат, 1986. 72 с.

14. Цытович Н. А. Механика мерзлых грунтов. М. : Высшая школа, 1973. 446 с.

15. Li Guoyu, Li Ning, Quan Xiaojuan. The temperature features for different ventilated-duct embankments with adjustable shutters in the Qinghai - Tibet railway // Cold Regions Science and Technology. 2006. No. 44. P. 99-110.

16. Луцкий С. Я., Ландсман А. Я., Заболотный В. А. Технология и эффективность ускорения консолидации слабого основания земляного полотна // Наука и техника транспорта. 2019. № 4. С. 60-64.

17. Лычковский А. А. Волокно-оптический кабель в дорожном строительстве // Аспирантские чтения / Российский университет транспорта. М. : Перо, 2020. C. 34-38.

18. Floss R. Verdichtungstechnik im Erdbau und Verkehrswegebau. Deutschland, Koblenz : BOMAG GmbH & Co. OHG, 2001. 148 p.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 645 dated 10/26/2020 On the Strategy for the development of the Arctic zone of the Russian Federation and ensuring national security for the period up to 2035. President of Russia: official online resource. (In Russ.). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972.

2. SP 22.13330. 2017. Foundations of buildings and structures. М.; 2016. 228 p. (In Russ.).

3. SP 25.13330.2012. Foundations and foundations on permafrost soils. М.; 2012. 123 p. (In Russ.).

4. SP 305.1325800.2017. Buildings and structures. Rules for conducting geotechnical monitoring during construction. M.: Standartinform; 2017. 61 p. (In Russ.).

5. Technical Regulations on the safety of buildings and structures: Federal Law of the Russian Federation dated December 23 2009, No. 384-FZ. M.; 2009. 30 p. (In Russ.).

6. Ashpiz E. S. Monitoring of the roadbed during the operation of railways. M.: Way-Press; 2002. 112 p. (In Russ.).

7. SP 447.1325800.2019. A set of rules. Railways in permafrost areas. M.: Standartinform; 2019. 40 p. (In Russ.).

8. Lutskiy S. Ya., Landsman A. Ya., Zabolotny V. A., Lychkovsky A. A. Complex technology and hydrogeological monitoring of weak base hardening. The Siberian Transport University Bulletin. 2019;(4):73-78. (In Russ.).

9. Lutskiy S. Ya., Shepitko T. V., Tokarev P. M., Dudnikov A. N. Construction of communication routes in the north. M.: LATMES; 2009. 286 p. (In Russ.).

10. Lutskiy S. Ya., Sakun B. V. Theory and practice of transport construction. M.: First Model Printing House; 2018. 304 p. (In Russ.).

11. Recommendations on intensive technology and monitoring of the construction of earthworks on weak foundations / Moscow Transport University (MIIT); [S. Ya. Lutsky et al.]. M.: Timr; 2005. 96 p. (In Russ.).

12. Kharkhuta N. Ya., Vasiliev Yu. M. Strength, stability and compaction of soils of the roadbed. M.: Transport; 1975. 285 p. (In Russ.).

13. Recommendations for accounting and prevention of deformations and forces of frost heaving of soils. M.: Stroyizdat; 1986. 72 p. (In Russ.).

14. Tsytovich N. A. Mechanics of frozen soils. M.: Higher School; 1973. 446 p. (In Russ.).

15. Li Guoyu, Li Ning, Quan Xiaojuan. The temperature features for different ventilated-duct embankments with adjustable shutters in the Qinghai - Tibet railway. Cold Regions Science and Technology. 2006;(44):99-110.

16. Lutskiy S. Ya., Landsman A. Ya., Zabolotny V. A. Technology and efficiency of acceleration of consolidation of a weak foundation of the roadbed. Science and Technology of transport. 2019;(4):60-64. (In Russ.).

17. Lychkovskiy A. A. Fiber-optic cable in road construction. Collection of postgraduate readings. M.: Pen; 2020. P. 34-38. (In Russ.).

18. Floss R. Verdichtungstechnik im Erdbau und Verkehrswegebau. Deutschland. Koblenz, BOMAG GmbH & Co. OHG; 2001. 148p.

Информация об авторах

А. А. Лычковский - аспирант кафедры «Проектирование и строительство железных дорог» Российского университета транспорта (МИИТ).

С. Я. Луцкий - профессор кафедры «Проектирование и строительство железных дорог» Российского университета транспорта (МИИТ), доктор технических наук.

Information about the authors

A. A. Lychkovskiy - Post-graduate Student of the Design and Construction of Railways Department, Russian University of Transport (MIIT).

S. Ya. Lutskiy - Doctor of Engineering, Professor of the Design and Construction of Railways Department, Russian University of Transport (MIIT).

Статья поступила в редакцию 10.03.2022; одобрена после рецензирования 28.03.2022; принята к публикации 20.06.2022.

The article was submitted 10.03.2022; approved after reviewing 28.03.2022; accepted for publication 20.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.