УДК 528.92:665
Л.К. Радченко, М.А. Топчилов
СГГ А, Новосибирск
ОСОБЕННОСТИ ГЕОИНФОРМАЦИОННОГО КАРТОГРАФИРОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Геоинформационное картографирование - это автоматизированное создание и использование карт на основе ГИС и баз картографических данных и знаний.
Для более чем 90% нефтяных компаний в мире, применение ГИС -неотъемлемая часть бизнеса. ГИС дает возможность глубокого комплексного мониторинга земных недр в реальном времени; помогает нефтяным компаниям прокладывать трубопроводы, определять местоположение нефтеперерабатывающих заводов, управлять инфраструктурой. ГИС необходим: для анализа данных, полученных при аэрофотосъемках,
удаленном зондировании, сейсмических исследований, геологических изысканиях; для поиска нефтяных ресурсов, планирования бурильных работ, определения потенциала нефтяных скважин.
В 2001 году началась инвентаризация объектов ОАО «Сибнефть-Ноябрьск-нефтегаз», которая объединяет более десятка месторождений. Для этого планировалось создать ГИС каждого месторождения, которая, по существу, должна выполнять инвентаризацию технических сооружений и мониторинг мест нефтеразработок. Для решения каждой из этих задач необходимо было иметь соответствующую цифровую карту, на которой отображены все объекты нефтегазового комплекса (НГК), который включает комплекс отраслей по добыче, транспортировке, переработке нефти и газа, распределению продуктов их переработки.
Особенностями геоинформационного картографирования нефтегазовых комплексов являются:
1. Основной особенностью является то, что территория нефтегазового комплекса динамично развивается, постоянно появляются новые объекты нефтепромысла (прокладка новых линий электропередачи, трубопроводов, отсыпка дорог и т. д.), замена и ремонт старых коммуникаций.
2. Изменяющиеся данные об объектах, причем объекты могут оставаться на местности, а характеристики объектов изменяться. Например, нефть пускают по новому трубопроводу, а старый трубопровод перекрывают задвижкой, вместо действующего он становится недействующим трубопроводом. Поскольку местность болотистая, дороги к кустовым площадкам постоянно оседают, поэтому их подсыпают песком, и как следствие этого изменяются отметки высот.
3. Следующая особенность территории - это сложная сеть инженерных коммуникаций, переплетающихся между собой.
4. Местность нефтегазового комплекса в основном болотистая, поэтому возникает соответствующая сложность для проведения съемки.
5. Отсутствует плотная геодезическая основа на территорию нефтепромысла, поэтому приходится создавать дополнительное базовое обоснование съемки.
6. Удаленность и труднодоступность большей части нефтепромысла от населенных пунктов.
Основными цифровыми картами для нефтегазового комплекса являются карты коммуникаций. Создание таких карт связано со следующими особенностями:
1. Главной особенностью является то, что основным содержанием являются коммуникации: линии электропередачи, трубопроводы и дорожная сеть.
2. Коммуникации - это линейные объекты, и они картографируются участками. Например, если картографируется трубопровод, то от скважины до замерного устройства, от замерного устройства до блока задвижек, от блока задвижек до ДНС и т. д. Если картографируется линия электропередач, то по фидерам - (анг. слово feeder от слова feed - писать) в энергетике: кабельная или воздушная питающая линия (обычно напряжением 3, 6, 10 кВ), отходящая от электростанции или районной подстанции. Дорожная сеть также показывается участками, от пункта до пункта. Характеристики в базу данных вносятся также по каждому из участков объектов.
3. Многообразие характеристик по каждому объекту картографирования также является особенностью карт коммуникаций.
4. Специализированные технологические объекты (ДНС, КНС, ЦППН, ЦПРС и т. д.), которые приходится дополнительно изучать для правильного отображения на карте.
5. Особенностью является то, что нужно передать правильное направление течения жидкости в трубопроводах, для дальнейшего применения цифровой модели в решении ряда производственных задач с помощью прикладных программ.
6. Отсутствие точных схем с подробными характеристиками нефтяных месторождений, как в цифровом формате, так и на бумажных носителях, что затрудняет работу картографа при создании баз данных по каждому объекту.
7. Так как карты коммуникаций издаются в 1 - 2 экземпляра, то особенностью также является малый тираж этих карт.
В ходе создания карт коммуникаций возникали следующие вопросы:
1. Вопросы согласования специального содержания. В техническом задании не всегда четко определено, какие объекты нефтегазового комплекса подлежат картографированию и какие характеристики объектов нефтепромысла нужно отобразить. Эти вопросы приходится решать путем согласования с заказчиком.
2. После согласования информационного содержания возникает необходимость в отображении новых характеристик объектов нефтепромысла, например, таких как вид опор линий электропередач, поперечники автомобильных дорог и т.д. Поэтому, эти вопросы решаются по
ходу работы, разрабатываются прикладные программы для отображения новых характеристик объектов.
3. Вопросы нехватки условных знаков. Существует огромное количество нормативных документов, которыми пользуются при создании карт коммуникаций, но, несмотря на это, наблюдается нехватка нужных условных знаков, таких объектов как манометр, контрольно-измерительных приборов и т. д. Для решения этих вопросов создаются новые библиотеки условных знаков, которые постоянно дополняются.
4. Вопросы состыковки материалов:
- При совмещении съемок кустовых площадок и межпромысловых коммуникаций в цифровом формате;
- При совмещении векторных данных с фотопланами.
Для решения этих вопросов требуется большое количество времени и трудовых затрат, так как состыковывается не только изображение на карте, но и соединяются все базы данных по объектам.
5. Вопросы согласования отдешифрированных материалов с настоящей ситуацией на местности. Очень часто появляются ошибки в дешифрировании автомобильных дорог, поэтому возникает необходимость в проверке данных дешифрирования. И как следствие этого, корректировка цифровой карты.
6. Вопросы цветового оформления. Например, при создании ортофотопланов линии электропередач, традиционно изображенные черным цветом тонкой линией, становятся не читаемы на фотоплане. Поэтому приходится подбирать цвет для ЛЭП, изображать их более ярким и отличным от других коммуникаций цветом.
7. Вопросы читаемости и наглядности. При создании печатного варианта, при выноске всех характеристик на карту, вопрос читаемости и наглядности становится очень острым, так как карта перегружается из-за огромной массы отметок и характеристик коммуникаций. Для этого, чтобы исключить перекрытия буквенно-цифровых характеристик локальных и линейных объектов, используются дополнительные стрелки по локализации этих характеристик.
© Л.К. Радченко, М.А. Топчилов, 2005