Научная статья на тему 'Особенности газовой дипломатии России и экономические вызовы Армении'

Особенности газовой дипломатии России и экономические вызовы Армении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ТАРИФЫ НА ГАЗ / ЕАЭС / GAS DIPLOMACY / ENERGY SECURITY / ECONOMIC INTERESTS / GAS TARIFFS / EEAU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манасерян Татул Норайрович

Дискуссии по тарифу на газ привели к различным экономическим, социальным, правовым, политическим и другим дискуссиям за годы независимости. Можно проанализировать проблему колебаний цен на газ с профессиональной точки зрения, чтобы создать максимально объективную и реалистичную оценку ситуации. Вместе с тем важно изучать особенности российской газовой дипломатии с учётом разработки адекватной стратегии реализации экономических интересов Армении. При снижении тарифов на газ мы придаём большое значение не только партнёрству на уровне стран, но и тесному сотрудничеству армянских энергетических компаний и специалистов по энергетическим проектам с Россией, в частности с «Газпромом». Такое сотрудничество может включать в себя масштабные проекты с участием армянских энергетиков не только в России, но и в разных уголках мира. Армении необходимо предпринять более активные шаги для углубления интеграционных процессов в ЕАЭС. Напомним, что совместный тариф на газ, наконец, будет применяться с 2025 г. На саммите ЕАЭС в Ереване в октябре 2019 г. было принято решение о создании общего рынка газа по предложению Республики Армения. Такое обязательство взяли на себя все государства-члены, прежде всего Россия, и в конечном итоге тариф на газ будет унифицирован. Реальная цена на газ может быть более выгодной для армянского потребителя, если учесть возможность оплаты за газ в рублях. Сохраняющиеся опасения по поводу тарифа на газ и дискуссии могут оказать желаемое влияние на изучение особенностей российской газовой дипломатии с учётом разработки адекватной стратегии реализации экономических интересов Армении. Также возможно рассмотреть всё это в контексте обеспечения энергетической и экономической безопасности Республики Армения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULARITIES OF RUSSIA'S GAZ DIPLOMACY AND ECONOMIC CHALLENGES OF ARMENIA

Different discussions on gas tariffs have led to various economic, social, legal, political and other discussions over the years of independence. It is possible to analyze the problem of gas price fluctuations from a professional point of view in order to create the most objective and realistic assessment of the situation. Concerns about ongoing gas tariffs and discussions could potentially explore the features of Russian gas diplomacy, given the development of an adequate strategy to realize Armenia’s economic interests. While lowering gas tariffs, we attach great importance not only to partnership at the country level, but also to close cooperation of Armenian energy companies and energy project specialists with Russia, in particular Gazprom. Such cooperation may include large-scale projects with the participation of Armenian power engineers not only in Russia, but also in different parts of the world. Armenia needs to take more active steps to deepen integration processes in the EAEU. It’s important to remember that the joint gas tariff will finally be applied starting 2025. At the EAEU summit in Yerevan in October 2019, it was decided to create a common gas market as proposed by the Republic of Armenia. All Member States, primarily Russia, have made such an obligation, and ultimately the gas tariff will be unified. The real price of gas may be more beneficial for the Armenian consumer, given the possibility of paying for gas in rubles. Continuing concerns about the gas tariff and discussions may have the desired effect on the study of the peculiarities of Russian gas diplomacy, given the development of an adequate strategy for realizing the economic interests of Armenia. It is also possible to consider all this in the context of ensuring the energy and economic security of the Republic of Armenia.

Текст научной работы на тему «Особенности газовой дипломатии России и экономические вызовы Армении»

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ОБЩИЕ РЫНКИ

Татул МАНАСЕРЯН

ОСОБЕННОСТИ ГАЗОВОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ АРМЕНИИ

Дискуссии по тарифу на газ привели к различным экономическим, социальным, правовым, политическим и другим дискуссиям за годы независимости. Можно проанализировать проблему колебаний цен на газ с профессиональной точки зрения, чтобы создать максимально объективную и реалистичную оценку ситуации. Вместе с тем важно изучать особенности российской газовой дипломатии с учётом разработки адекватной стратегии реализации экономических интересов Армении.

При снижении тарифов на газ мы придаём большое значение не только партнёрству на уровне стран, но и тесному сотрудничеству армянских энергетических компаний и специалистов по энергетическим проектам с Россией, в частности с «Газпромом». Такое сотрудничество может включать в себя масштабные проекты с участием армянских энергетиков не только в России, но и в разных уголках мира. Армении необходимо предпринять более активные шаги для углубления интеграционных процессов в ЕАЭС. Напомним, что совместный тариф на газ, наконец, будет применяться с 2025 г. На саммите ЕАЭС в Ереване в октябре 2019 г. было принято решение о создании общего рынка газа по предложению Республики Армения. Такое обязательство взяли на себя все государства-члены, прежде всего — Россия, и в конечном итоге тариф на газ будет унифицирован. Реальная цена на газ может быть более выгодной для армянского потребителя, если учесть возможность оплаты за газ в рублях. Сохраняющиеся опасения по поводу тарифа на газ и дискуссии могут оказать желаемое влияние на изучение особенностей российской газовой дипломатии с учётом разработки адекватной стратегии реализации экономических интересов Армении. Также возможно рассмотреть всё это в контексте обеспечения энергетической и экономической безопасности Республики Армения.

МАНАСЕРЯН Татул Норайрович, доктор экономических наук, профессор факультета экономики и управления Ереванского государственного университета. Адрес: Республика Армения, г. Ереван, 0025, ул. Алека Манукяна, д. 1. E-mail: tatoulm@gmail.com. ORCID: 0000-0002-6073-8088.

Ключевые слова: газовая дипломатия, энергетическая безопасность, экономические интересы, тарифы на газ, ЕАЭС.

Дата поступления в редакцию 15.05.2020.

Введение

Вместо того, чтобы представить нынешнюю ситуацию только с политической точки зрения, следует учитывать внутренние и внешние экономические, региональные, геополитические и глобальные факторы, которые влияют на процесс формирования тарифа на газ. Это факторы, связанные со спецификой и уникальностью данного вида сырья, а также всей энергетической индустрии, инструментами газовой дипломатии, доминирующими позициями страны на внешних рынках, инструментами воздействия на геополитику, геоэкономику, а также на конкурентоспособность отдельных стран и регионов.

Факторы, определяющие тариф на газ

За годы независимости многоплановые дискуссии по вопросам тарифов на газ привели к различным экономическим, социальным, правовым, политическим и другим выводам. Некоторые из них даже способны формировать общественное мнение и определённые внешнеполитические настроения. В то же время важно проанализировать проблему колебаний цен на газ с профессиональной точки зрения, чтобы получить максимально объективную и реалистичную оценку ситуации.

Прежде всего, целесообразно обсуждать тариф на газ с точки зрения экономической дипломатии, в частности с точки зрения энергетики, или, более практично, с точки зрения газовой дипломатии.

Во-вторых, необходимо принять во внимание тот факт, что газ, как золото или другие уникальные виды сырья, не может рассматриваться как простой товар или чисто экономическая категория. Он имеет чёткие аспекты внутренней и внешней политики, а также социальные, демографические, даже культурные и другие особенности.

В-третьих, расчёт тарифа на газ не может быть приравнён к примитивному вычислению прибыли продукта по принципу «себестоимость — доходы», а также не может быть определён известными взаимодействиями спроса и предложения. Фактически при расчёте цены на газ учитываются партнёрские, региональные, геополитические, глобальные события и многие другие факторы.

В-четвёртых, при ведении переговоров о тарифе на газ для ряда стран можно учитывать монополистическую, полумонополистическую, олиго-полистическую или конкурентную позицию поставщика газа в регионе.

В-пятых, тариф на газ является уникальным инструментом для баланса не только экономических, но и политических интересов стран-поставщиков и импортёров.

В-шестых, тарифы на газ могут мешать или способствовать энергетической безопасности поставщиков и импортёров.

В-седьмых, тарифы на газ могут снизить или повысить экономическую конкурентоспособность энергоёмких предприятий.

В-восьмых, в зависимости от цены на газ, происходит пополнение средств специальных фондов «стабильности», «развития» в стране, производящей газ, что может в нужное время сыграть роль «подушек безопасности» и повлиять на уровень социальной защищённости населения данной страны.

Это всего лишь несколько факторов, связанных с тарифом на газ, которые необходимо учитывать при реалистичной оценке ситуации. В то же время следует отметить, что всё это является лишь одним из компонентов энергетической дипломатии.

Газовая дипломатия России

Энергетическая или нефтегазовая дипломатия, как правило, является ключевой частью стратегии внутреннего экономического и внешнеэкономического развития государства, добывающего эти ресурсы. Что касается Российской Федерации, то добыча нефти и газа и экономическая дипломатия, опосредованная их тарифами, представляют собой наиболее развитые и конкурентоспособные сектора экономики, от доходности которых зависит развитие других секторов экономики, которые, как и во всём мире, в последнее время имеют тенденцию к спаду и рецессии.

Например, газовая дипломатия Туркмении направлена на создание условий для устойчивого развития Евразийского континента и мира в целом1. Газовая дипломатия США является многослойной, но некоторые эксперты полагают, что в настоящее время она направлена на дискредитацию «Северного потока — 2» в качестве инструмента геополитического влияния России путём увеличения импорта сжиженного природного газа (СПГ), а также трубопроводов в ЕС.

Сеть будет более эффективно распределять газ по всему миру, что сделает газ для европейских потребителей более доступным с точки зрения его доставки морским путём от различных поставщиков по всему миру2.

Энергетика и торговля продолжают оставаться значительной частью большой политики. По некоторым данным, газовая дипломатия возвращается к текущей повестке дня. Россия усердно работает над тем, чтобы использовать энергоресурсы в качестве основного политического инструмента для поощрения одних на внешнеполитической арене и для наказания других. После примирения между Москвой и Анкарой проект «Турецкий

1 Газовая дипломатия Туркмении: во имя всеобщего устойчивого развития и мира // http://tdh.gov.tm/news/articles.aspx&article17674&cat14, дата обращения 11.05.2020.

2 National Interest: Газовая дипломатия США — ответ на «Северный поток — 2» // https:// regnum.ru/news/polit/2458119.html, дата обращения 11.05.2020.

поток» был восстановлен. Официальная Москва через государственную корпорацию «Газпром» пытается реализовать проект «Северный поток — 2», который окажет влияние на экономическую и политическую ситуацию в регионе [Денисенко, 2016 : 1-2].

Фактически, сегодняшняя газовая дипломатия существенно отличается от политики России в этой области в различных внешнеполитических и экономических циклах ХХ в. Несмотря на некоторые устойчивые факторы и интересы, методы, средства и механизмы газовой дипломатии изменились. В частности, их изменения обусловлены различными политическими и экономическими системами, такими как новые условия хозяйствования до и после обретения независимости, а также институциональными реформами.

Наряду с этим на мировом газовом рынке произошли некоторые трансформации, в результате которых стали чётче вырисовываться интересы России, на которые повлияли глобальные тенденции на рынке нефти и газа, расширение нефтяной и газовой промышленности России и структурные проблемы, диверсификация географии экспорта российской нефти, а также новые и приоритетные инвестиционные программы:

Проблема эффективного использования российской газовой промышленности и её потенциала тесно связана с особенностями российского газопромышленного комплекса, в частности с проблемой газовой монополии.

Чтобы подчеркнуть актуальность вопроса, следует также учитывать важность растущего спроса на российский газ СПГ на мировом топливном рынке, а также проанализировать роль «Газпрома» не только в контексте российской газовой дипломатии, но и как уникального инструмента внешней политики. Особенно велико значение «Газпрома» в европейской внешней политике, что в свою очередь связано с ключевыми тенденциями развития энергетического диалога между Россией и ЕС, а также с особенностями европейского газового рынка, которые со временем приобретают новые нюансы и претерпевают неожиданные экономические и политические изменения.

Например, несмотря на то, что добыча нефти и газа России продолжает расти в Арктике в третьем тысячелетии, приближаясь к одной трети от общего объёма, увеличивая способность страны бороться за арктические ресурсы [Савосин, 2018], сфера влияния на разные страны определённо меняется.

Норвегия, естественный и стратегический партнёр России, внесла некосметические коррективы в поставки российского газа на европейский рынок и решила перетянуть свою газовую дипломатию3. Польская ком-

3 Норвегия — стратегически важный партнёр России на Севере // https://regnum.ru/news/ есопоту/2210839.Ыт1, дата обращения 10.05.2020.

пания Gas System заключила контракт с итальянской компанией Saipem на строительство морского газопровода из Дании в Польшу общей стоимостью 280 млн евро.

Согласно проекту, газопровод протяжённостью 275 км будет проходить по дну Балтийского моря на глубинах от 4 до 57 м над уровнем моря. Этот трубопровод станет частью Балтийской газопроводной системы общей стоимостью 1,5 млрд евро, которая соединит Норвегию в качестве поставщика газа в Польшу со своим потребителем, при помощи датской сети газопроводов. Реализация программы позволит Польше импортировать до 10 млрд куб. м газа из Норвегии для продажи в соседние страны, чтобы снизить зависимость от поставок природного газа из России. Ранее страна диверсифицировала источники импорта топлива за счёт строительства терминала СПГ, поскольку расширила трубопроводную систему для её внедрения в других странах.

Не секрет, что Польша выступает против реализации проекта «Северный поток — 2» по поставкам российского газа в Германию через Балтийское море, и ранее Соединённые Штаты ввели санкции против этого проекта, что препятствует его завершению4. В связи с этим вопрос договорённостей, достигнутых с Россией, Польшей и другими европейскими странами в предыдущие годы, иными словами, правовая сторона отношений между Россией и ЕС в энергетическом секторе, является существенным.

Газовая дипломатия и энергетическая стратегия России

С точки зрения газовой дипломатии вопрос экспорта российского газа не менее важен не только в двустороннем формате, но и через транзитные страны. Этот вопрос всегда был связан с Республикой Армения, особенно после провозглашения независимости. Вопрос газовой дипломатии России напрямую связан с Грузией, которая, на первый взгляд, находится в конфликте с Россией, однако, с другой стороны, максимально использует своё географическое положение транзитной страны. Не менее важна роль «Газпрома» в российско-украинских отношениях и роль Украины не только в качестве импортёра газа, но и в качестве транзитной страны. Поэтому с точки зрения газовой дипломатии влияние транзитных стран на реализацию трубопроводных проектов (например, «Ямал — Европа» и «Северный поток — 2») является существенным, что заставляет уточнить стратегические пути торгово-экономического сотрудничества.

Центральным вектором российской газовой дипломатии, внешней политики «Газпрома», является система отношений с постсоветскими стра-

4 Польша делает ещё один шаг для получения норвежского газа // https://interfax.com.ua/ news/economic/660153.html, дата обращения 05.05.2020.

нами, характер двусторонних отношений со странами, производящими и экспортирующими природный газ. В этом смысле можно выделить роль и место энергоресурсов Казахстана, Туркмении и Узбекистана в российской газовой дипломатии.

В то же время возникают новые проблемы в российско-японских инициативах, таких как энергетические проекты на Дальнем Востоке и в Тихом океане. Российские программы энергетического сотрудничества с Индией и Китаем набирают обороты, и их роль будет более ценной, в частности в строительстве геополитического треугольника Москва — Дели — Пекин.

Отдельным предметом исследования является значение потенциала России в области энергетической безопасности, которое напрямую определяет роль России в обеспечении энергетической безопасности в странах «восьмёрки», а также в выяснении политических и экономических отношений России с европейскими странами в энергетическом секторе.

Наконец, одним из основных направлений российской газовой дипломатии являются переговоры с другими газодобывающими странами о формировании стратегического альянса в обозримом будущем*.

Роль России в газовой дипломатии особенно важна, особенно в контексте так называемых «газовых войн», которые усилились в последние годы [Искедеров, 2019а]. Учитывая текущую ситуацию, следует помнить, что одним из наиболее активных игроков на предстоящих газовых переговорах являются Соединённые Штаты, хотя они не входят в число участников переговоров.

Американские производители СПГ собираются сорвать соглашение между Россией и Украиной, которое не только усилит зависимость европейцев от более дорогого американского газа, но также усилит напряжённость в отношениях между ЕС и Россией, что вызовет некоторый интерес в Соединённых Штатах, и это доказывает, что Соединённые Штаты и их союзники будут продолжать оказывать политическое давление на своих партнёров для решения экономических проблем [Искендеров, 2019Ь].

Чтобы лучше понять российскую газовую дипломатию, необходимо сначала ознакомиться со стратегией, тактикой и концепцией энергетической дипломатии, которая отражается в «Энергетической стратегии России на период до 2030 г.». [Доклад о реализации..., 2019 : 1—64]:

Не вдаваясь в подробности, следует отметить, что основным результатом Стратегии станет переход на качественно новый уровень энергетики, способствующий динамичному социально-экономическому развитию Рос-

* Подобный альянс был создан в 1960 г., когда пять нефтедобывающих стран подписали соглашение о формировании ОПЕК (The Organization of the Petroleum Exporting Countries), которая сегодня состоит из 13 государств.

сийской Федерации и эффективному использованию природных ресурсов, производственного и финансово-экономического потенциала. Основные ожидаемые результаты:

1. Устойчивое, надёжное и эффективное удовлетворение потребностей в энергии и внутреннем топливе при постоянном росте максимально качественной энергии и внутреннего спроса на топливо при увеличении прогнозируемого потребления первичной энергии на 13—16 %.

2. Снижение энергоёмкости экономики в 1,3—1,5 раза, энергоёмкости ВВП - в 1,1-1,3 раза.

3. Сохранение позиции России в тройке лидеров в мире в течение следующих двадцати лет по производству и реализации энергоресурсов, увеличение экспорта энергоносителей на 20 %, в том числе в 2-3 раза в страны АТР.

4. Рост экспорта сырой нефти к 2035 г. — на 3-25 %, а экспорта в страны АТР - в 1,7-2,3 раза.

5. В области нефтепереработки повышается эффективность работы нефтеперерабатывающих заводов с использованием передовых технологий, что обеспечит рост переработки нефти с 74,1 до 90,5-91,5 %.

6. Увеличение добычи газа до 40 % в газовой промышленности: в Обь-Тазовском заливе, на полуострове Ямал, в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, а также на море; в 1,2-1,8 раза увеличится экспорт газа при обеспечении его географической диверсификации.

7. Формирование шести нефтехимических кластеров: Северо-Запад, Поволжье, Западная Сибирь, Каспий, Восточная Сибирь и Дальний Восток.

8. Создание новых угледобывающих центров в Республике Сака (Якутия), Республике Тыва, Забайкальском крае, в Сибири и на Дальнем Востоке.

9. Модернизация основных активов отрасли, включая демонтаж экономически неэффективного, физически и морально устаревшего энергетического оборудования. Увеличение установленной мощности атомных электростанций в 1,3 раза.

10. Увеличение выработки электроэнергии на электростанциях, работающих на основе возобновляемых источников энергии, более чем в 1320 раз.

11. К концу первого этапа доля отечественной продукции в закупках топливно-энергетических компаний увеличится на 60 % и более, а к 2035 г. -более чем на 85 %.

12. Увеличение среднегодовых заказов ТЭК на бытовую технику, материалы и строительные работы на 75 %.

13. После преодоления краткосрочного экономического спада среднегодовые инвестиции в энергетический сектор увеличится в 1,15-1,25 раза [Энергетическая стратегия России до 2035 г., 2020 : 1-77].

Экономические вызовы Армении

В этих условиях приоритетом является не только принятие новой стратегии национальной безопасности Республики Армения, но и её важных компонентов —принятие стратегий экономической и энергетической безопасности. Последняя чётко сформулирует экономические интересы государства, основываясь на трезвой оценке существующих вызовов и экономических угроз, а также укажет тактические направления достижения целей [Пресс-конференция секретаря Совета Безопасности Армении, 2019]. Несмотря на существующий документ, необходимо разработать новую стратегию, поскольку с 2007 г. в Армении и в мире в целом произошли фундаментальные изменения.

В отношениях России и Запада были зарегистрированы новые события, обострилось российско-грузинское противостояние, отношения между этими странами стали напряжёнными, и из-за напряжённых отношений между Ираном и Соединёнными Штатами Иран поставил перед собой новые задачи. Проблемы, связанные с Ближним Востоком, претерпели значительные изменения. Для страны серьёзной проблемой является исключение повторения событий апреля 2016 г., которые ещё не получили необходимых оценок. В 2018 г. в Армении произошли фундаментальные изменения после бархатной ненасильственной революции. Политика экономической интеграции Армении претерпела серьёзные изменения. Армения стала членом Евразийского экономического союза, а также подписала Всеобъемлющее и расширенное соглашение о партнёрстве с Европейским союзом. Учитывая вышесказанное и другие факты, необходимо разработать новую стратегию национальной безопасности [Пресс-конференция секретаря Совета Безопасности Армении, 2019].

Мы убеждены, что обеспечение энергетической безопасности, которая является основным фундаментом для реализации экономических интересов Армении, обусловлено чёткими шагами, направленными на улучшение энергетического баланса страны.

В свою очередь, улучшение энергетического баланса требует прежде всего тщательного изучения последних с целью оценки энергетической независимости страны, в том числе доли энергии, производимой в возобновляемых источниках энергии, изучение структуры производства и потребления топлива и энергии, а также энергоснабжения страны.

Важны также уточнение объёма капитальных вложений с целью развития, а также определение объёма экспорта и импорта топливно-энергетических ресурсов, оценка потенциала энергосбережения, определение объёма парниковых газов и других выбросов, разработка мер по снижению их негативного воздействия на окружающую среду.

В настоящее время ЗАО «Газпром Армения» осуществляет поставки и продажу природного газа на внутреннем рынке Армении. Общая протяжённость трубопроводов, магистральных газопроводов, обслуживаемых

в газотранспортной системе, составляет 1682,2 км. Газ транспортируется по газопроводу протяжённостью 14902,0 км. Неиспользуемые трубопроводы находятся в режиме оперативного резервного хранения.

Территории Абовянского подземного газохранилища (ГПКС) под управлением ЗАО «Газпром Армения» также используется для хранения газа, в котором может храниться до 135 млн куб. м природного газа. SCPC имеет стратегическое значение, так как он обеспечивает надёжность поставок газа в страну и используется для удовлетворения сезонного и пикового спроса на газ. В течение 2018 г. из газопроводов было забрано 60,2 млн куб. м газа (на 4,3 % больше, чем в 2017 г.) и прокачано 39,4 млн куб. м газа (на 51,5 % меньше, чем в 2017 г.). Диверсификация поставок газа в Республику Армения обеспечивается за счёт импорта газа из Российской Федерации и Исламской Республики Иран.

Соглашение с Ираном предусматривает обмен газа на электроэнергию. Для обеспечения контрактных объёмов газа, импортируемого из Ирана, строится двухцепная линия электропередачи мощностью 400 кВ.

В 2018 г. из России было импортировано 1939,6 млн куб. м (на 2,8 % меньше, чем в 2017 г.), а из Ирана - 523,8 млн куб. м (на 36,9 % больше, чем в 2017 г.). Данные по импортируемому газу публикуются в годовом отчёте на сайте Комиссии по регулированию общественных услуг Республики Армения (КРОУ РА).

По данным ЗАО «Газпром Армения», около 77 % легковых и грузовых автомобилей в Армении работают на сжатом природном газе. Сегодня Армения занимает лидирующие позиции среди стран мира, которые используют природный газ в качестве моторного топлива. Это экономически выгодно по сравнению с использованием других нефтепродуктов и значительно снижает выбросы парниковых газов. На сегодняшний день в стране около 400 станций СПГ.

В сфере транспорта в 2018 г. было использовано 552,7 млн куб. м природного газа, что на 15,7 % больше, чем в 2017 г. Объём потребления природного газа (552,7 млн куб. м) в транспортном секторе сопоставим с потреблением населения (554,1 млн куб. м)* и в 2,4 раза превышает объём потребления энергии в промышленности (226,4 млн куб. м) [Энергетический баланс РА, 2018] **.

* Источники данных: Данные, предоставленные КРОУ (Комиссия Регулирования Общественных Услуг) РА, МТИ (Министерство территориального управления и инфраструктур) РА и СК (Статистический Комитет) РА, послужили источником информации для составления энергетического баланса по природному газу. Информация о количестве импортируемого газа, газопроводов и подземных газохранилищ, количестве перекачиваемого газа, потерях газа в системах передачи и распределения, объёме транспортируемого газа, стоимости собственных нужд, газе, потребляемом в транспортном секторе, на официальном сайте КРОУ РА.

** Данные о потреблении природного газа в энергетических целях в промышленном секторе, а также данные о природном газе, используемом на некоторых электростанциях, были предоставлены ЦК РА. Информация об объёмах потребления газа в других сферах была предоставлена МТА РА.

В течение всего 2019 г. в Армению было импортировано 2,545 млрд куб. м природного газа. По данным компании «Газпром Армения», по сравнению с 2018 г. импорт газа увеличился на 3,3 %. Напомним, что в 2018 г. было импортировано 2,463 млрд куб. м газа. В 2019 г. было продано около 2,445 млрд куб. м газа, что на 3,9 % больше, чем в прошлом году.

По данным «Газпром Армения», в 2019 г. потребление природного газа теплицами увеличилось на 46,9 % по сравнению с предыдущим годом, составив 88,5 млн куб. м. Потребление природного газа на 20,6 % населения увеличилось на 20,6 %, составив 669,2 и 95 млн куб. м соответственно.

Объём природного газа, продаваемого станциями СПГ, увеличился на 4 %, составив 577,2 млн куб. В 2019 г. потребление энергии на 20,5 % сократилось на 8,4 % по сравнению с потреблением природного газа в промышленности, составив 500500208,6 млн куб. м соответственно [Герг-нян, 2020.].

Мы убеждены, что в обозримом будущем тариф на газ продолжит оказывать определённое влияние на экономику, экономические интересы и конкурентоспособность Армении. Возможный рост цен на газ также может привести к повышению цен на электроэнергию, поскольку в стране заправочные станции с высоким потреблением требуют высокого потребления газа для производства электроэнергии.

По оценкам, в энергетическом балансе Республики Армения электроэнергия тепловых электростанций составляет более 40 % от общего объёма производства электроэнергии. С одной стороны, учитывая тот факт, что Армения на практике не может диверсифицировать географию импорта газа*, а с другой стороны, тот факт, что Россия должна попытаться реализовать свои преимущества, особенно с точки зрения запасов газа, поскольку существует определённая зависимость от неё, нетрудно предсказать, что не будет «добровольного» снижения цен на газ.

Естественно, что Российская Федерация должна попытаться компенсировать ущерб, вызванный снижением цен на нефть на мировом рынке и даже девальвацией до нулевого уровня в определённые дни.

К этому следует добавить тот факт, что, в отличие от нефти на относительно конкурентных рынках, в зависимости от монопольного положения газопроводов некоторые страны будут стремиться реализовать свои доминирующие позиции на региональном рынке. Среди десятков стран Армения пытается иметь более выгодные цены, но используемые инструменты, мягко говоря, не новые, а стандартные методы давно себя исчерпали.

* Дочернее предприятие «Газпрома» имеет монополию на импорт газа из Ирана.

Приоритеты энергетической безопасности Армении

Поэтому, принимая во внимание столь чёткую зависимость развития экономики страны от газа, Республика Армения должна разработать концепцию энергетической дипломатии, которая является важной частью экономической безопасности, в которую необходимо включить чёткие шаги и меры, направленные на реализацию экономических интересов страны.

В частности, государство должно разработать и реализовать стратегию, основанную на новых условиях, для обеспечения энергетической безопасности страны.

Новые специальные помещения должны быть построены для увеличения государственного хранения газа.

Важно диверсифицировать энергетический баланс за счёт эффективного использования возобновляемых, альтернативных источников энергии и максимально снизить текущий спрос населения и производственных предприятий на газ.

На макро- и на микроуровнях экономики в результате государственно-частного партнёрства необходимо заметно повысить конкурентоспособность, что приведёт к минимальным требованиям к потреблению газа и электроэнергии.

При поддержке государства важно внести существенный вклад в развитие малоэнергоёмких, наукоёмких и высокотехнологичных отраслей.

При снижении тарифов на газ мы придаём большое значение не только партнёрству на уровне стран, но и тесному сотрудничеству армянских энергетических компаний и специалистов по энергетическим проектам с Россией, в частности с «Газпромом». Такое сотрудничество может включать в себя масштабные проекты с участием армянских энергетиков не только в России, но и в разных уголках света.

Армении необходимо предпринять более активные шаги для углубления интеграционных процессов в ЕАЭС. Напомним, что совместный тариф на газ, наконец, будет применяться с 2025 г. На саммите ЕАЭС в Ереване в октябре 2019 г. было принято решение о создании общего рынка газа по предложению Республики Армения. Такое обязательство взяли на себя все государства-члены, прежде всего, Россия, и в конечном итоге тариф на газ будет унифицирован.

Реальная цена на газ может быть более выгодной для армянского потребителя, если учесть возможность оплаты за газ в рублях. Очевидно, что российский рубль, резко обесценившийся в последние годы, выгоднее для оплаты за импорт газа.

Таким образом, сохраняющиеся опасения по поводу тарифа на газ и дискуссии могут оказать желаемое влияние на изучение особенностей российской газовой дипломатии с учётом разработки адекватной стратегии реа-

лизации экономических интересов Армении. Также возможно рассмотреть всё это в контексте обеспечения энергетической и экономической безопасности Республики Армения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

Энергетический баланс Республики Армения, 2018 // http://www.mtad.am/u_ files/file/energy/Balance2018 % 20ARM% E2 % 80 % 9424,01,2020.pdf, дата обращения 13.05.2020.

Доклад о реализации Энергетической стратегии России на период до 2030 г. по итогам 2018 г., 2019 // https://minenergo.gov.ru/node/1026, дата обращения 10.05.2020.

Энергетическая стратегия России на период до 2035 г. // http://www.elprof.ru/ upload/iblock/16a/Proekt-Energeticheskoy-strategii-Rossii-na-period-do-2035-goda. pdf, дата обращения 10.05.2020.

Пресс-конференция секретаря Совета Безопасности Армении // https://www. seco.am/information/interviews/39?lang=hy, дата обращения 13.05.2020.

Гергнян С. 2020. Объёмы импорта природного газа в Армению в 2019 г. выросли на 3,3 % // https://hetq.am/hy/article/112332, дата обращения 13.05.2020.

Денисенко В. 2016. «Газовая дипломатия» России // http://www.geopolitika.lt/? artc=8119, дата обращения 12.05.2020.

Искедеров П. 2019. «Газовые войны» в Европе // https://interaffairs.ru/news/ show/21920, дата обращения 12.05.2020.

Искендеров П. 2019b. Страсти по газу // https://interaffairs.ru/news/show/23803, дата обращения 12.05.2020.

Савосин Д. 2018. Доля арктических месторождений достигла 27 % в добыче «Газпром нефти» // https://neftegaz.ru/news/dobycha/198016-dolya-arkticheskikh-mestorozhdeniy-dostigla-27-v-dobyche-gazprom-nefti/, дата обращения 12.05.2020.

Газовая дипломатия Туркмении: во имя всеобщего устойчивого развития и мира // http://tdh.gov.tm/news/articles.aspx&article17674&cat14, дата обращения 11.05.2020.

National Interest: Газовая дипломатия США — ответ на «Северный поток — 2» // https://regnum.ru/news/polit/2458119.html, дата обращения 11.05.2020.

Норвегия—стратегически важный партнёр России на Севере // https://regnum. ru/news/economy/2210839.html, дата обращения 10.05.2020.

Польша делает ещё один шаг для получения норвежского газа // https://interfax. com.ua/news/economic/660153.html, дата обращения 05.05.2020.

TATUL N. MANASERYAN,

D. Sc. (Economics), Professor of Department of Economics and Management at Yerevan State University.

Address: 1, Alek Manukyan str., Yerevan, 0025, Republic of Armenia.

E-mail: Armeniatatoulm@gmail.com

ORCID: 0000-0002-6073-8088

PECULARITIES OF RUSSIA'S GAZ DIPLOMACY AND ECONOMIC CHALLENGES OF ARMENIA

Keywords: gas diplomacy, energy security, economic interests, gas tariffs, EEAU.

Abstract

Different discussions on gas tariffs have led to various economic, social, legal, political and other discussions over the years of independence. It is possible to analyze the problem of gas price fluctuations from a professional point of view in order to create the most objective and realistic assessment of the situation. Concerns about ongoing gas tariffs and discussions could potentially explore the features of Russian gas diplomacy, given the development of an adequate strategy to realize Armenia's economic interests.

While lowering gas tariffs, we attach great importance not only to partnership at the country level, but also to close cooperation of Armenian energy companies and energy project specialists with Russia, in particular Gazprom. Such cooperation may include large-scale projects with the participation of Armenian power engineers not only in Russia, but also in different parts of the world. Armenia needs to take more active steps to deepen integration processes in the EAEU. It's important to remember that the joint gas tariff will finally be applied starting 2025. At the EAEU summit in Yerevan in October 2019, it was decided to create a common gas market as proposed by the Republic of Armenia. All Member States, primarily Russia, have made such an obligation, and ultimately the gas tariff will be unified. The real price of gas may be more beneficial for the Armenian consumer, given the possibility of paying for gas in rubles. Continuing concerns about the gas tariff and discussions may have the desired effect on the study of the peculiarities of Russian gas diplomacy, given the development of an adequate strategy for realizing the economic interests of Armenia. It is also possible to consider all this in the context of ensuring the energy and economic security of the Republic of Armenia.

Received 15.05.2020.

References

Energy balance of the Republic of Armenia, 2018 // http://www.mtad.am/u_files/ file/energy/Balance2018%20ARM%E2%80%9424,01,2020.pdf, accessed 13.05.2020. (InArm.)

Report on the implementation of the Energy Strategy of Russia for the period until 2030 following the results of 2018, 2019 // https://minenergo.gov.ru/node/1026, accessed 10.05.2020. (InRuss.)

Energy strategy of Russia for the period until 2035 // http://www.elprof.ru/upload/ iblock/16a/Proekt-Energeticheskoy-strategii-Rossii-na-period-do-2035-goda.pdf, accessed 10.05.2020. (InRuss.)

Press conference of the Secretary of the Security Council of Armenia // https://www. seco.am/information/interviews/39?lang=hy, accessed 13.05.2020. (InArm.)

Gergnian S. 2020. The volume of natural gas imports to Armenia in 2019 has increased by 3.3 % // https://hetq.am/hy/article/112332, accessed 13.05.2020. (InArm.)

Denisenko V. 2016. Russian «Gas diplomacy» // http://www.geopolitika.lt/? artc=8119, accessed 12.05.2020. (InRuss.)

Iskenderov P. 2019. «Gas wars» in Europe // https://interaffairs.ru/news/show/ 21920, accessed 12.05.2020. (InRuss.)

Iskenderov P. 2019b. Gas passions // https://interaffairs.ru/news/show/23803, accessed 12.05.2020. (InRuss.)

Savosin D. 2018. The share of Arctic deposits reached 27 % in Gazprom Neft production // https://neftegaz.ru/news/dobycha/198016-dolya-arkticheskikh-mestorozhdeniy-dostigla-27-v-dobyche-gazprom-nefti/, accessed 12.05.2020. (InRuss.)

Turkmenistan's gas diplomacy: in the name of universal sustainable development and peace // http://tdh.gov.tm/news/articles.aspx&article17674&cat14, accessed 11.05.2020. (InRuss.)

National Interest: US Gas Diplomacy is a Response to Nord Stream 2 // https:// regnum.ru/news/polit/2458119.html, accessed 11.05.2020. (InRuss.)

Norway is a strategic partner of Russia in the North // https://regnum.ru/news/ economy/2210839.html, accessed 10.05.2020. (InRuss.)

Poland takes another step to get Norwegian gas // https://interfax.com.ua/news/ economic/660153.html, accessed 05.05.2020 (InRuss.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.