УДК 330.1
Оголихина С.Д. магистрант
Уральский государственный экономический университет
Россия, Екатеринбург ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ
РЕЗЕРВНЫХ ФОНДОВ
Аннотация: Статья посвящена анализу деятельности резервных фондов в зарубежных странах. Выявлены цели создания резервов различных государств. Приведен успешный опыт стран в реализации резервных фондов. Определена необходимость создания системы резервов во всех странах мира.
Ключевые слова: резервный фонд, сырьевая экономика, экспорт, индекс Карла Линабурга и Михаэля Мадуэля, государственный песионный фонд.
Пути развития экономики каждой страны индивидуальны, но, не смотря на их различие, имеются общие черты и механизмы государственного управления стран. Экономические кризисы, чрезвычайные обстоятельства, конфликты, истощение сырьевой базы и иные причины послужили стимулом для создания финансовых резервов, или так называемого резервного фонда государства. Резервный фонд призван стабилизировать экономику и снижать зависимость бюджетной системы от изменений мировых цен, а также сберегать средства для будущих поколений, с целью обеспечения высокого уровня потребления в случае исчерпания природных ресурсов.
Для снижения негативного воздействия внешнеэкономической конъюнктуры на бюджет государства с сырьевой экономикой необходимо планирование бюджетных расходов и проведение долгосрочной бюджетной политики. Для этого страны обычно «накапливают сверхдоходы бюджета в качестве остатков на счетах в центральных банках (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты), либо аккумулируют их в специальных фондах (Норвегия, Чили). В обоих случаях средства, как правило, инвестируются в иностранные активы» [2].
Общим принципом функционирования фондов является накопление сверхдоходов от экспорта сырьевых ресурсов в случае высоких мировых цен на сырье. Благодаря фондам невозобновляемых ресурсов государство может сократить неблагоприятные макроэкономические эффекты и обеспечить сбалансированность бюджета в долгосрочном периоде.
Многим странам с сырьевой экономикой удалось достичь позитивных результатов развития экономики, избежав негативного воздействия волатильности цен на сырьевом рынке благодаря эффективной бюджетной политике, в том числе при формировании и использовании резервных фондов [1].
Однако мировой опыт создания фондов сравнительно небольшой. Количество стран, в которых учреждались стабилизационные фонды, чуть больше 15. В некоторых странах Африки и странах, входящих в Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК), политика управления стабилизационными фондами отличается от принципов бюджетного устройства развитых стран. Как правило, информация о средствах фондов этих стран является закрытой.
Впервые фонды невозобновляемых ресурсов были созданы в странах Персидского залива, в Чили и в штате Аляска (США).
Анализ международной практики учреждения резервных фондов показал различные способы формирования фондов, а также выявил, что средства фонда нередко используются вопреки заявленным целям. Важной характеристикой резервных фондов является индекс прозрачности. Данный индекс был разработан Карлом Линабургом и Михаэлем Мадуэлем в Институте суверенных фондов благосостояния. Он ранжирует суверенные фонды различных стран по степени прозрачности их деятельности. Так при оценке индекса учитываются 10 критериев, каждый из которых оценивается в 1 балл, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии оценки прозрачности деятельности суверенных фондов
1. Имеются исторические данные о фонде, включающие причины создания, источники дохода и форму собственности и управления.
2. Фонд ежегодно обновляет данные о результатах независимых аудиторских проверок.
3 Имеется информация об средствах фонда, размещенных в акции компаний, а также географическое размещение активов.
4. Фонд размещает информацию о рыночной стоимости портфеля, доходах и расходах на управление.
5. Фонд руководствуется директивами, базовыми принципами в отношении этических стандартов, инвестиционной политики и пр.
6. Стратегия и цели фонда четко сформулированы.
7. В случае необходимости фонд обеспечивает второстепенной информацией и контактными данными.
8. Фонд оперирует собственным веб-сайтом.
9. В случае необходимости фонд предоставляет информацию о топ-менеджменте фонда.
10. Имеются контактные данные (телефон, факс) и данные о местоположении фонда.
Деятельность фонда считается прозрачной, если индекс прозрачности больше восьми. Благодаря данному механизму стабилизации страны смогли накопить большие средства, доступные в период экономического спада.
В случае если правила формирования или расходования фондов изменялись, эффективность их функционирования значительно снижалась. Ярким примером является Фонд общих резервов Кувейта: правила его
использования не были определены при учреждении, привело к ситуации, когда средствами фонда финансировались любые государственные расходы. Данная политика может быть расценена как неэффективное расходование средств резервного фонда.
Страны, которые при создании фондов увеличили расходы, столкнулись с ухудшением экономической ситуации, поскольку не смогли в дальнейшем профинансировать увеличенный объем расходов. Кувейт, Венесуэла, Нигерия -классические примеры стран, нарушивших принцип лимитирования расходов -средства фондов использовались для финансирования всех видов расходов.
Тем не менее, все же имеется опыт успешного функционирования резервных фондов, в которых использование средств соответствует заявленным целям. К ним относятся Норвежский государственный пенсионный фонд глобальный, фонды штата Аляска: Постоянный фонд и Конституционный бюджетный резервный фонд.
Государственный пенсионный фонд Норвегии составляет часть Государственного пенсионного фонда. Фонд пополняется за счет прибыли на собственный акционерный капитал. Фонд - Норвегия также призван обеспечивать государственные сбережения для выплат по пенсионному страхованию. Однако в отличие от Глобального фонда, данный пенсионный фонд рассчитан на инвестирование в большей степени в национальные компании и в меньшей степени в компании трех близлежащих Скандинавских стран (Дании, Финляндии, Швеции). Таким образом, в активы фонда входят акции множества компаний данного региона[3].
Портфель фонда, включающий обычные акции и облигации, может быть размещен на рынках Норвегии (от 80 до 90%), а также Дании, Финляндии и Швеции (от 10 до 20%). В Норвегии фонд может владеть до 15% акционерного или основного капитала в каждой отдельной компании, в Дании, Финляндии и Швеции - до 5% капитала в форме акций и основного капитала в каждой отдельной компании. В соответствии с заявленными целями, Государственный пенсионный фонд Норвегии является одновременно стабилизационным и сберегательным.
Итак, одной из общей особенностью функционирования многих стран является создание резервного фонда. Особенно значимым он является для стран, в которых основным источников поступлений являются сырьевые доходы. В каждой стране механизм его функционирования индивидуален. Самыми эффективными механизмами действия фондов в зарубежной практики стали Норвежский государственный пенсионный фонд глобальный, фонды штата Аляска: Постоянный фонд и Конституционный бюджетный резервный фонд. Именно их устройство может стать примером для развития системы резервирования во многих странах мира. В целом система создания резервов,
на наш взгляд очень важна и требует своего развития, что позволит обеспечить эффективное управление финансовыми ресурсами государства и повысить доходы государственного бюджета многих стран.
Использованные источники:
1.Васильева Н.В., Пахомов А.В., Пахомова Е.А., Порховнюк О.Н. Зарубежный опыт управления инвестиционным портфелем суверенного фонда. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 5 (338). С. 57-69.
2.Белов А.И. Зарубежный опыт формирования и использования стабилизационных фондов // Известия ПГПУ. - 2011. № 3 (7). С. 37-39.
3.Данилина М.В. Функционирование государственного нефтяного стабилизационного фонда (опыт Норвегии) // Проблемы прогнозирования. -2014. - № 4. - С. 59-69.
4.Стрельников Е.В. Перспективы стабилизации финансового рынка. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 10-3. С. 3032.
УДК 336:005.44
Окорокова О.А., кандидат экономических наук
доцент кафедры «Финансов» ФГБОУВО « Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина»
Яснова А.А.
студент 2 курс, факультет «Управления» ФГБОУ ВО « Кубанский государственный аграрный университет
имени И. Т. Трубилина» Россия, г. Краснодар ФИНАНСОВАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ Аннотация: в данной статье рассматривается сущность финансовой глобализации в настоящее время и в недалеком прошлом. Внимание уделяется влиянию финансовой глобализации на развитие государств в мировой экономике, а также на позитивные и негативные эффекты, оказываемые со стороны финансовой глобализации.
Ключевые слова: финансовая глобализация, транснациональные компании, процесс глобализации, позитивные и негативные эффекты финансовой глобализации.
Опираясь на точку зрения американского ученого М. Интриллигейтора, можно объяснить глобализацию как процесс значительного расширения мировой торговли и всевозможных вариантов обмена в экономике между различными странами мира, при этом должна сохраняться ярко выраженная