3. Башкатова В.С. Бухгалтерская отчетность как информационная база экономического анализа предпринимательских рисков / В.С. Башкатова, В.В. Башкатов // Актуальные вопросы составления бухгалтерской финансовой отчетности в условиях реформирования бухгалтерского учета и отчетности Материалы IV международной студенческой научной конференции. - 2014. - С. 304-308.
4. Власова Н. С. Совершенствование учетно-аналитического обеспечения формирования и использования финансовых результатов сельскохозяйственных организаций / Н. Власова, М. А. Ловпаче, З. А. Панеш // Естественно-гуманитарные науки. - 2020. - №30 (4). - С. 224-232.
5. Злобова Е.Г. Формирование и использование прибыли в коммерческой организации / Злобова Е.Г., Юник В.Н., Полонская О.П. // В сборнике: Экономика и общество в условиях модернизации: материалы международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 43-52.
6. Папова Л.В. Формирование и использование финансовых результатов деятельности организации / Л.В. Папова, Е.М. Рева, А.О. Корчагина // Экономическая наука в XXI веке: проблемы, перспективы, информационное обеспечение: материалы международной научной конференции. - 2017. - С. 91-95.
References:
1. Adamenko A.A. Report on financial results: its structure and relationship with other forms of reporting of the organization /
A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, E.S. Andrenko, N.E. Suyukovskaya // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. -T. 24 (1). - No. 24 (1). - S. 20-27.
2. Adamenko A.A. The role of the financial results report in planning the profit and profitability of the organization. Adamenko, T.A. Ananikov // In the collection: Economic science in the XXI century: problems, prospects, information support. Materials of the Intern. scientific. conf. - 2017. -- S. 153-158.
3. Bashkatova V.S. Accounting statements as an information base for economic analysis of entrepreneurial risks / V.S. Bash-katova, V.V. Bashkatov // Topical issues of drawing up financial statements in the context of reforming accounting and reporting Materials of the IV international student scientific conference. - 2014. - S. 304-308.
4. Vlasova NS Improvement of accounting and analytical support for the formation and use of financial results of agricultural organizations / N. Vlasova, MA Lovpache, ZA Panesh // Natural and humanitarian sciences. - 2020. - No. 30 (4). - S. 224232.
5. Zlobova E.G. Formation and use of profit in a commercial organization / Zlobova E.G., Yunik V.N., Polonskaya O.P. // In the collection: Economy and society in the context of modernization: materials of the international scientific and practical conference. - 2017. - S. 43-52.
6. Papova L.V. Formation and use of financial results of the organization / L.V. Papova, E.M. Reva, A.O. Korchagina // Economic science in the XXI century: problems, prospects, information support: materials of an international scientific conference. - 2017. - S. 91-95.
DOI: 10.24412/2687-0991-2021-11023
Б.М. Мусаева - ассистент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», [email protected],
B.M. Musaeva - Assistant Lecturer at the Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, The Chechen State University.
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ FEATURES OF THE FUNCTIONING OF A TRADE ORGANIZATION
Аннотация. Торговая деятельность представляет собой вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. Торговля - это отрасль хозяйства и экономики, в основу которой заложен процесс купли-продажи товаров, работ и услуг. Исходя из классификации товарного рынка, торговые организации можно классифицировать на организации оптовой торговли и организации розничной торговли. Оптовая торговля подразумевает продажу товаров крупными партиями с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. В отличие от оптовой торговли, розничная торговля предполагает продажу незначительного количества единиц товара, как правило, населению для его личного использования. Кроме того имеет место понятие оптово-розничной торговли, то есть организации, совмещающей в своем виде деятельности эти два вида торговли.
Одним из главных экономических показателей в хозяйственной деятельности торговой организации можно назвать товарооборот, данный показатель во многом определяет степень достижения цели предпринимательской деятельности по получению прибыли.
Abstract. Trading activity is a type of entrepreneurial activity associated with the purchase and sale of goods. Trade is a branch of the economy and economy, which is based on the process of buying and selling goods, works and services. Based on the classification of the commodity market, trade organizations can be classified into wholesale trade organizations and retail trade organizations. Wholesale trade involves the sale of goods in large quantities with their subsequent resale or professional use. Unlike wholesale trade, retail trade involves the sale of a small number of units of a product, usually to the public for their personal use. In addition, there is the concept of wholesale and retail trade, that is, an organization that combines these two types of trade in its type of activity.
One of the main economic indicators in the economic activity of a trade organization can be called trade turnover, this indicator largely determines the degree of achievement of the goal of entrepreneurial activity to make a profit.
Ключевые слова: торговля, розничная торговля, оптовая торговля, торговая организация.
Keywords: trade, retail trade, wholesale trade, trade organization.
Торговля является особым видом экономической деятельности, это отрасль хозяйства и экономики, в основу которой заложен процесс купли-продажи товаров, работ и услуг. Кроме того в понятие «торговля» входит процесс перехода товаров из сферы производства в сферу потребления.
В соответствии с федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 г. № 381, торговая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. Положения данного федерального закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:
1) внешнеторговой деятельности;
2) деятельности по проведению организованных торгов;
3) деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
4) купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.
5) отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров.
Исходя из классификации товарного рынка, торговые организации можно классифицировать на две
группы:
- организации оптовой торговли;
- организации розничной торговли.
Оптовая торговля подразумевает продажу товаров крупными партиями с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.
Розничная торговля предполагает продажу незначительного количества единиц товара, как правило, населению для его личного использования. Предметом данного вида торговли выступает не только сам товар, но и предоставление дополнительных услуг потребителям, в частности последующее обслуживание проданного им товара. Причем в настоящее время, в условиях жестокой конкурентной борьбы на рынке товаров, работ и услуг, показателем высокого имиджа предприятия розничной торговли выступает уровень обслуживания клиентов. В связи с этим в деятельности организации розничной торговли целесообразно выделить следующие этапы:
- непосредственно продажа товара;
- обслуживание потребителя;
- оказание послепродажных услуг.
Розничной торговле присущ ряд функций, они наглядно представлены на рисунке 1.
Рисунок 1- Функции розничной торговли
Кроме того, имеет место понятие оптово-розничной торговли, то есть организации, совмещающей в своем виде деятельности эти два вида торговли.
Продажи товара организацией оптовой торговли осуществляется со склада продавца, что обусловлено передачей крупных партий товара. В отличие от оптовой торговли, розничная торговля осуществляется через магазины, торговые лотки, универмаги, супермаркеты, гипермаркеты и т.д., это так называемые формы розничной торговли и зависят они от предлагаемого потребителю ассортимента, его количества и иных факторов.
Передача товара одним лицом другому в обмен на денежное вознаграждение называется продажей и является одной из частей сделки «купля-продажа».
В свою очередь термин «продать товар» означает не что иное, как передачу товара кому-либо в собственность за оговоренную плату. Продажа товара представляет собой одну из двух стадий товарного обращения на внутреннем рынке, осуществляемого торговым капиталом.
На рисунке 2 отразим схематично осуществление процесса продажи товара в организации розничной торговли.
Поступление товара от оптового продавца
Ф
Ф
f ч
Приемка товара
• по количеству
• по качеству
Передача товара покупателю
»
Обслуживание покупателя
Перемещение товара к месту хранения
• склад, торговый зал, прилавок, рабочее место
Рисунок 2 - Схема осуществления процесса продажи товаров в организации розничной торговли
Таким образом, экономическое содержание процесса продаж товаров, работ и услуг заключается в переходе товара, работы или услуги из натурально-вещественной в денежную форму.
Товарооборот можно назвать одним из главных экономических показателей в хозяйственной деятельности торговой организации. При этом данный показатель во многом определяет степень достижения цели предпринимательской деятельности по получению прибыли.
Под товарооборотом принято понимать продажу товаров массового потребления, либо же предоставления платных услуг населению для удовлетворения личных нужд, что происходит непременно в обмен на деньги, или же предоставление товаров и услуг другим предприятиям для последующей переработки или продажи.
Экономические отношения, которые связанны с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота. Во-первых, товарооборот торгового предприятия может рассматриваться как результат деятельности организации торговли или как его экономический эффект. В социально-экономическом аспекте, данный показатель может быть определен как показатель, характеризующий уровень товарного снабжения населения, как один из показателей уровня жизни.
Товарооборот в торговой организации может быть определен как объем денежной выручки за проданные товары в течение некоторого времени. По размеру товарооборота можно судить об устойчивости данного предприятия на потребительском рынке.
Источники:
1. Adamenko A.A. Investment management activities of commercial enterprises /A.A Adamenko, E.B. Zolotukhina, V.A. Ula-nov, E.S. Samoylova, I.V. Chizhankova, O.V. Mamatelashvilli //International Journal of Applied Business and Economic Research. - 2017. - Т. 15. № 12. - С. 11-21.
2. Адаменко А.А. Развитие предпринимательской деятельности коммерческой организации / А.А. Адаменко, Д.В. Петров, Е.А. Черкалин // Вестник академии знаний. - 2020. - № 3 (38). - С. 31-36.
3. Хорольская Т.Е. Анализ уровня развития экономики коммерческой организации / Т.Е. Хорольская, Л.В. Папова, И.П. Якубец // Вестник академии знаний. - 2020. - № 4 (39). - С. 354-359.
References:
1. Adamenko A.A. Investment management activities of commercial enterprises / A.A Adamenko, E.B. Zolotukhina, V.A. Ula-nov, E.S. Samoylova, I.V. Chizhankova, O.V. Mamatelashvilli // International Journal of Applied Business and Economic Research. - 2017. - T. 15.No 12. - S. 11-21.
2. Adamenko A.A. Development of entrepreneurial activity of a commercial organization / A.A. Adamenko, D.V. Petrov, E.A. Cherkalin // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2020. - No. 3 (38). - S. 31-36.
3. Khorolskaya T.E. Analysis of the level of development of the economy of a commercial organization / T.E. Khorolskaya, L.V. Papova, I.P. Yakubets // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2020. - No. 4 (39). - S. 354-359.