Научная статья на тему 'Особенности функционирования редокс-регуляторной системы при первичном и рецидивном раке вульвы'

Особенности функционирования редокс-регуляторной системы при первичном и рецидивном раке вульвы Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
64
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАК ВУЛЬВЫ / РЕЦИДИВ / РЕДОКС-БАЛАНС / ГЛУТА-ТИОН-ЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА / АНТИОКСИДАНТНЫЕ ФЕРМЕНТЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Сурикова Е.И., Горошинская И.А., Франциянц Е.М., Шалашная Е.В., Неродо Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования редокс-регуляторной системы при первичном и рецидивном раке вульвы»

XXI РОССИЙСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС

ТЕЗИСЫ

ОНКОГИНЕКОЛОГИЯ

во время перфузии в брюшной полости создается небольшой столб жидкости, что позволяет перфузату равномерно распределяться по всей полости, избегая повышенного внутри-брюшного давления. Длительность перфузии была такая же, как и при закрытой методике — 45 минут. Интраопераци-онных осложнений во всех трех группах, где выполнялись химиоперфузии, отмечено не было. От послеоперационных осложнений погибли 5 животных: 2 — в группе 2 (перитонит, пневмония), 1 — в группе 3 (пневмония), 2 — в группе 4 (эвен-терация кишечника, неустановленная причина). Указанные животные не учитывались при анализе выживаемости после химиоперфузий. После закрытой ГИПХ с цисплатином относительная масса тела крыс снижалась до 89±4% на третий послеоперационный день, а полное восстановление массы тела до первоначальных значений произошло на девятый день после перфузии. В группах с открытой ГИПХ, как с цисплатином, так и с митомицином С, снижение относительной массы тела крыс было более выраженным, и процесс ее восстановления до 100% был более продолжительным по сравнению с закрытой химиоперфузией. Медиана выживаемости крыс в группах 1, 2, 3 и 4 составила 9, 25 (р=0,002), 53 (р<0,001) и 30 (р=0,012) дней соответственно. При этом открытая техника ГИПХ с цисплатином оказалась достоверно более эффективной, чем закрытая техника ГИПХ с цисплати-ном (р=0,044). Более того, в группе 3 две крысы оставались живы после 90 дня от момента перевивки опухоли яичника без признаков опухолевого процесса, что может рассматриваться, как полное излечение животных. Причиной гибели крыс в исследуемых группах после проведенного лечения было распространение опухолевого процесса в брюшной и/или в грудной полости. Так, 2/14 (14,2%), 2/14 (14,2%) и 1/8 (12,5%) крыс в группах 2, 3 и 4 соответственно погибли от дыхательной недостаточности на фоне геморрагического гидроторакса и с метастазами в паратрахеальных лимфатических узлах без признаков опухолевого поражения брюшной полости. Кроме того, у 3/14 (21,4%) и 2/14 (14,2%) крыс в группах 2 и 3 соответственно на вскрытии обнаружено распространение опухолевого процесса в брюшной и грудной полостях.

Заключение. В ходе экспериментального исследования впервые проведено прямое сравнение непосредственных и отдаленных результатов закрытой и открытой методик внутрибрюшинной химиоперфузии с оригинальным устройством для ее проведения. Показано, что частота послеоперационных осложнений, а также токсичность лечения, которая оценивалась по изменению относительной массы тела после химиоперфузии, достоверно не отличались для закрытой и открытой ГИПХ с цисплатином. При этом, выживаемость крыс с перитонеальным канцероматозом при раке яичника после открытой ГИПХ с цисплатином статистически значимо превышала выживаемость животных в группе, где выполнялись закрытые ГИПХ, несмотря на то, что доза цисплатина для открытой ГИПХ была меньше, чем для закрытой. Открытая ГИПХ с митомицином С была менее эффективна, чем открытая ГИПХ с цисплатином, однако для валидности этого результата необходимо набрать в группу с митомици-ном больше крыс с открытой ГИПХ. Данное исследование не может рассматриваться как однозначная рекомендация к повсеместному использованию только открытой методики ГИПХ, однако его результаты стоит учитывать при планировании дальнейших доклинических и клинических исследований, посвященных данному вопросу.

Оптимизация брахитерапии опухолей влагалища путем применения многоканального вагинального цилиндра

Н.Г. Семикоз, О. А.,Грабовский М.Л. Тараненко, А. В. Бондарь, Ю. Н. Селивра

Место работы: 'Республиканский онкологический центр им. профессора Г. В. Бондаря, г. Донецк; 2Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького, г. Донецк

e-mail: yulia.selivra@gmail.com

Цель. Оценить эффективность и преимущества многоканального вагинального аппликатора.

Материалы и методы. В рандомизированное клиническое исследование было включено 52 больных с первичным и метастатическим раком влагалища. В зависимости от применяемого типа аппликатора больные распределены на две группы. I-я группа (18 больных) пролечена одноканальным вагинальным аппликатором с планированием на рентгенап-парате с С-аркой КМС-950 фирмы COMED Medical Sistems, II-я группа (34 больных) многоканальным аппликатором «portio» c планированием на 16-срезовом компьютерном томографе Light Speed фирмы General Electric. Всем пациентам проводили сочетанную лучевую терапию по радикальной программе. Дистанционное облучение проводили на теле-гамматерапевтическом аппарате ТЕРАТРОН, брахитерапия проводилось на аппарате MultiSource фирмы Bebig с радиоисточником кобальт-60 высокой активности (HDR). Схема и режим облучения: внутриполостное облучение РОД 5-6 Гр до СОД 30-36 Гр и дистанционное облучение РОД 2 Гр до СОД 40 Гр на опухоль и до СОД 40-45 Гр на зоны лимфооттока. Результаты. Непосредственные результаты лечения оценивали сразу после лучевой терапии и через 1 месяц, оценку проводили по степени регрессии опухоли, наличию/отсутствию осложнений в критических органах (мочевой пузырь и прямая кишка). Положительный ответ (полная и частичная регрессия опухоли) отмечен в I-й группе у 12 (67%) больных, во II-й группе у 27 (79%). Лучевые реакции в виде цистита и/или колита умеренной степени развились в I-й группе в 3-х случаях (18%), во II-й в 4-х (12%). Заключение. Использование многоканального аппликатора позволяет создавать оптимальное дозовое распределение с акцентом на опухолевую ткань. Это обеспечивает подведение более высокой тумороцидной дозы на объем мишени и уменьшение лучевой нагрузки на окружающие здоровые ткани и критические органы, что в свою очередь повышает эффективность лечения и снижает частоту развития осложнений.

Особенности функционирования редокс-регуляторной системы при первичном и рецидивном раке вульвы

Е. И. Сурикова', И. А. Горошинская', Е.М. Франциянц', Е. В. Шалашная', Г.А. Неродо', И. В. Нескубина', Л. А. Немаш-калова', П. С. Качесова', А. В. Чудилова' Место работы: 'Федеральное государственное бюджетное учреждение «Ростовский научно-исследовательский онкологический институт» Министерства здравоохранения Российской Федерации e-mail: super.gormon@ya.ru

Цель. Изучить работу системы ферментов СОД, каталаза и глутатионзависимых ферментов в ткани первичной и рецидивной опухоли у больных раком вульвы для понимания особенностей развития этой патологии, механизмов ее устойчивости к химио- и лучевой терапии.

Злокачественные опухоли

www.malignanttumours.org

Том / Vol. 7 № 3 S 1 /2017

Malignant Tumours

www.malignanttumours.org

XXI РОССИЙСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС

ТЕЗИСЫ

ОНКОГИНЕКОЛОГИЯ

Материалы и методы. Исследованы активность суперок-сиддисмутазы (СОД), каталазы, глутатионпероксидазы (ГПО), глутатионредуктазы (ГР), глутатионтрансферазы (ГТ), содержание восстановленного глутатиона (ВГ) и малонового диальдегида (МДА) в ткани опухоли, перитуморальной зоны и условно интактной ткани, взятой по линии резекции, у 14 больных первичным плоскоклеточным раком вульвы и 13 больных с локальным рецидивом, возникшим в сроки от 6 месяцев до 7 лет. Для всех больных T1-2N0M0, G1-G2 степень дифференцировки. Больным с рецидивом своевременно было проведено комплексное лечение, соответствующее стадированию процесса.

Результаты. В ткани первичной и рецидивной опухоли выявлено усиление активности СОД, ГПО, ГР и повышение содержания ВГ по сравнению с условно интактной тканью (p<0,05, p<0,01). При этом в первичной опухоли снижен уровень МДА на 43% по сравнению с условно интактной тканью (p<0,05). По сравнению с первичной ткань рецидивной опухоли характеризовалась значительно более низким содержанием ВГ в 2,2 раза, активностью ГПО в 1,7 раза и ГТ в 4,5 раза ниже, при этом МДА было выше, чем в первичной опухоли (p<0,05, p<0,01). В перитуморальной зоне первичной опухоли были увеличены СОД на 71%, ГТ в 2,5 раза и ВГ на 72% по сравнению с условно интактной тканью (p<0,05). В перитуморальной зоне рецидивной опухоли отсутствовали статистически значимые различия в активности СОД, ГТ и в содержании ВГ по сравнению с уровнем в условно интактной ткани, при этом значительно ниже была активность СОД в 2,1 раза и ГТ в 3,0 раза по сравнению с уровнем в перитуморальной зоне первичной опухоли (p<0,05). Заключение. Выявлены различия в работе системы ферментов в перитуморальной зоне первичной и рецидивной опухоли. В целом в рецидивных опухолях выявлены более низкие активность ферментов и содержание ВГ по сравнению с первичными, что может быть результатом адаптации к изменениям биохимического статуса здоровой ткани вульвы (длительно подвергавшейся воздействию в процессах терапии первичной опухоли, восстановлении после лечения и в процессе развития рецидивной опухоли) и отражать метаболические особенности рецидивной опухоли.

Ключевые слова: рак вульвы, рецидив, редокс-баланс, глута-тион-зависимая система, антиоксидантные ферменты.

Эндогенный ДНК-сенсор STING: анализ изменений экспрессии в популяциях циркулирующих Т-лимфоцитов и опухолевой ткани при раннем раке шейки матки

О. В. Курмышкина', П. И. Ковчур', Т. О. Волкова' Место работы: 'Институт высоких биомедицинских технологий, ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск e-mail: studioza@mail.ru

Цель. STING (Stimulator of Interferon Genes) — ключевой компонент врожденной системы противоинфекционной защиты, выполняющий функцию цитозольного сенсора патогенной ДНК. Вовлеченность STING в процессы канцерогенеза представляет собой один из наиболее дискуссионных вопросов ввиду появления новых данных о его роли в важнейших механизмах регуляции пролиферации, выживания и гибели как опухолевых, так и иммунокомпетентных клеток. Вклад STING в регуляцию противоопухолевого иммунитета

рассматривается преимущественно в контексте активации антиген-презентирующих клеток при распознавании ими эндогенной ДНК опухолевых клеток, однако о значении экспрессии STING Т-лимфоцитами при прогрессии опухоли фактически ничего не известно;кроме того, для многих типов рака еще не охарактеризован профиль изменения экспрессии STING в опухолевой ткани. Особенность функционирования STING при развитии вирус-ассоциированного рака связана с тем, что в ходе реализации иммунного ответа STING может получать сигналы как от вирусной ДНК, так и ДНК опухолевых клеток. Цель данного исследования — анализ уровня экспрессии STING в лимфоцитах периферической крови и образцах патологического эпителия пациенток с ранними, доклиническими формами ВПЧ-ассоциирован-ного рака шейки матки (РШМ).

Материалы и методы. С помощью проточной цитофлуо-риметрии и моноклональных анти-STING антител (Clone #723505, R&D Systems) был проведен анализ относительного содержания STING в общей популяции лимфоцитов, фракции Т-лимфоцитов и основных ее субпопуляциях (CD3+CD4+, CD3+CD8+, а также в CD4+CD25+ клетках) в крови пациенток с преинвазивным и микроинвазивным РШМ и здоровых женщин (группа контроля). Для количественной оценки уровня STING использовали показатель относительного прироста интенсивности флуоресценции (Mean Fluorescence Intensity, DMFI) с учетом уровня связывания изотипиче-ского контроля и автофлуореценции указанных Т-клеточ-ных популяций. Уровень мРНК STING в образцах неоплазии и морфологически нормального эпителия, а также монону-клеарной фракции крови (PBMC) определяли с помощью ПЦР «в реальном времени» относительно панели нескольких референсных генов.

Результаты. Содержание STING (DMFI) в CD3+CD4+ и CD3+CD8+лимфоцитах было сопоставимо (как в группе контроля, так и в группе больных), то есть экспрессия STING ассоциирована как с CD4, так и с CD8 Т-клеточ-ным звеном. Однако в группе пациенток с РШМ наблюдалось достоверное (p<0,05) увеличение соотношения DMFI (CD4+CD25+)/DMFI (CD3+CD8+): если в группе контроля, в среднем, это отношение было < 1, то в группе РШМ >1, то есть при РШМ экспрессия STING была более выражена в CD4+CD25+ лимфоцитах, которые могут составлять популяцию регуляторных клеток или активированных Т-хелперов. При этом для общей популяции лимфоцитов обнаружена тенденция к незначительному снижению (p>0,05) доли STING-позитивных клеток (в %) в группе больных, по сравнению с группой контроля; различий в уровне мРНК в PBMC между сравниваемыми группами не зафиксировано. В значительной доле (50%) образцов пре-/микро-инвазивного РШМ выявлено увеличение уровня экспрессии STING относительно нормального цервикального эпителия; в остальных образцах РШМ уровень мРНК STING соответствовал контролю.

Заключение. Таким образом, на начальных этапах развития инвазивного РШМ наблюдаются разнонаправленные (в зависимости от исследуемого компартмента) изменения экспрессии STING, что может быть связано с множественностью его функций. Перераспределение профиля экспрессии STING в различных группах Т-лимфоцитов может указывать на его участие в процессах Т-клеточной активации/супрессии на фоне хронической вирусной инфекции и развития онкопатологии. Работа выполнена при поддержке Российского Научного Фонда (проект № 17-15-01024).

Злокачественные опухоли

www.malignanttumours.org

Том / Vol. 7 № 3 S 1 /2017

Malignant Tumours

www.malignanttumours.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.